План организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Антуфьева
Марина
Александровна

Подписано цифровой
подписью: Антуфьева
Марина Александровна
Дата: 2021.02.16 10:17:52
+05'00'

Содержание
Пояснительная записка
3
Описание модели внеурочной деятельности
5
Материально-техническое обеспечение
6
Организация внеурочной деятельности
6
Реализация направлений деятельности
8
План реализации внеурочной деятельности
9
Планируемые результаты внеурочной деятельности
10
Мониторинг компетентностей обучающихся
11
Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной
деятельности
12
10. Приложение 1. Структура программы внеурочной деятельности
13
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1. Пояснительная записка
Важной задачей является усиление воспитательного
потенциала школы, обеспечение индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося…
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно
вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и
культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в
контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях
системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения, организация внеурочной
деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а
воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный
процесс. Внеурочная деятельность в МАОУ-СОШ №141 (в дальнейшем – школа)
осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной
деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной
деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и
социализации детей.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе
оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации
принимают участие педагогические работники школы (учителя, классные руководители,
руководители кружков и секций дополнительного образования, библиотекарь).
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель,
который в соответствии со своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом школы;
 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и
организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности,
которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественноэстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые

столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объѐм внеурочной деятельности для обучающихся на ступени
основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МАОУ-СОШ №141 приведен ниже.
Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же
предусматривает использование следующих документов:
– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности
школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную
деятельность.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной
деятельности, являются:
-территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и
классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (учителей,
реализующих внеурочную деятельность),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности:
Модель переходного периода
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды
для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
различным видам деятельности;
 создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
 расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:
 соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с
технологиями учебной деятельности;
 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности
школы;
 опора на ценности воспитательной системы школы;
 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Согласно ст.34 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. обучающиеся,
воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное
посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Следовательно, та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в
учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками
образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее
распространяются ограничения, накладываемые п.10.5. санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», о
максимальной величине недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей
классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других
педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом
образовательного учреждения, является необязательной для посещения.
2. Описание модели
При организации внеурочной деятельности обучающихся
используются
собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель
физической культуры, библиотекарь).
Раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность» в
полной мере реализовывает требования федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия школа реализует
дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся,
воспитательные программы.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во
второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов
участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся.
В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой
индивидуальный образовательный внеурочный вектор.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее
развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном
этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном
учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных
модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных

представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как,
экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины,
познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают
детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Эврика» при школе.
Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных
курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе
школы.
3. Материально-техническое обеспечение
Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые
условия, предусмотренные ФГОС ООО.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным
спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в
Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.
Школа имеет кабинет, оборудованный компьютерной техникой, большинство
предметных кабинетов
подключены
к локальной сети Интернет и оснащены
интерактивным оборудованием.
4. Организация внеурочной деятельности
Форма проведения – групповая.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
социальное
спортивно-оздоровительное
общекультурное
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
1. Предметные недели;
2. Библиотечные уроки;
3. Конкурсы, экскурсии, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4. Участие в олимпиадах
5. Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых
стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
2. Проведение бесед по охране здоровья.
3. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
4. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.
4. Духовно-нравственное:
4. Общекультурное:
1. Беседы, экскурсии.
2. Подготовка и участие в конкурсах.
3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5. Духовно-нравственное:
1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и
творческих работ обучающихся.
2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед.
3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на
уровне школы, района,города, области.
4. Беседы, экскурсии.
5. Участие и подготовка к мероприятиям.
6. Разработка проектов.
Учителя

Классные
руководители

Спортивный
зал

Руководители ДО

Музеи

Кадровое обеспечение

Компьютерный класс

Библиотека

ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МБОУ-СОШ
№ 141

Актовый зал

Духовнонравстве
нное

Олимпиады
Соревнования
Круглые столы
Туристические
походы

Внешние ресурсы

Оборудованные кабинеты

Театры

Ресурсы школы

Спортивная
площадка

Библиотекарь

Учебные
исследования
Предметные
недели,

Социаль
ное

Интернет
Родители

Центры ДО

НАПРАВЛЕНИЯ
Общеинт
еллектуа
льное

Библиотеки

Спортивно
оздоровит
ельное

Объединения по
интересам
Самоуправление

ОПТИМИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

Общеку
льтурное

Общественнополезные
практики,Тематич
еские декады

5. Реализация направлений деятельности
№ Название курса

Привязанность
у учебному
предмету

Направления внеурочной деятельности
духовн
онравст
венное

общеи социа
нтелле льное
ктуаль
ное

Спорти общеку
внольтурно
оздоров е
ительно
е
х

1.

«В мире спортивных
игр»

физкультура

2.

«Я и моѐ Отечество»

история

3.

«Я лингвист»

иностранный
язык

х

4.

«Город мастеров»

технология

х

5.

«Занимательная
экология»

биология

х

6.

Загадки науки и
географии

география

х

7.

«Тайны русского
языка»

русский язык

6. План внеурочной деятельности
Название курса
Направление
внеурочной
деятельности

«В мире
спортивных
игр»

Спортивнооздоровительное

х

х

Кол-во Решаемые задачи
часов
для
5,6,7
класса
Всесторонне гармоническое развитие
3
личности ребенка,
формирование физически здорового
человека, формирование мотивации к
сохранению и укреплению здоровья

Развитие эмоциональной сферы
ребенка, чувства прекрасного,
творческих способностей,
формирование коммуникативной и
общекультурной компетенций

«Я и моѐ
Отечество»

духовнонравственное,
общекультурное

3

«Город
мастеров»

Общекультурное

3

«Занимательная
экология»

Социальное

Название курса

Направление
внеурочной
деятельности

«Тайны
русского языка»

духовнонравственное

«Красота и
гармония»

общеинтеллектуаль
ное

Привитие любви к малой Родине,
гражданской ответственности,
3
чувства патриотизма, формирование
позитивного отношения к базовым
ценностям общества
Кол-во Решаемые задачи
часов
для 8,9
класса
2
Развитие интереса к русскому языку
как к учебному предмету; углубление
знаний, умений, навыков по лексике и
фразеологии русского языка;
пробуждение потребности у
обучающихся к самостоятельной
исследовательской и проектной работе
над познанием русского языка;
формирование устойчивой мотивации
к изучению русского языка; развитие
творчества и обогащение словарного
запаса; совершенствование
коммуникативной культуры;
углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке.
Расширение кругозора, развитие
2
логического мышления, формирование
качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в
современном обществе, свойственных
математической деятельности: ясности
и точности мысли, критичности
мышления, интуиции, логического
мышления, элементов
алгоритмической культуры,
пространственных представлений,
способности к преодолению
трудностей. Активизация
исследовательской и познавательной
деятельности обучающихся.

Развитие эмоционально-личностной
сферы детей и формирование навыков
адекватного общения со сверстниками
и взрослыми в окружающем социуме.

«Загадки науки
и географии»

социальное

2

«Я лингвист»

духовнонравственное

2

Поддержка интереса к
дополнительным занятиям
математикой и желание заниматься
самообразованием, тем самым
создание базы у каждого ученика для
дальнейших личных успехов.
Воспитание потребности в
самостоятельном поиске знаний и их
приложений.
Развитие
географических
знаний,
умений,
опыта
творческой
деятельности
и
эмоциональноценностного отношения к миру, через
формирование
картографической
грамотности
обучающихся;
формирование географического образа
мира, своей Родины во всем
многообразии и целостности на основе
комплексного подхода и показа
взаимодействия и взаимовлияния трех
основных компонентов — природы,
населения и хозяйства.
Развитие социокультурной, речевой и
компенсаторной
компетенций
обучающихся через проигрывание
ситуаций.
Создание ситуаций, приближенных к
реальным ситуациям общения;
обогащение языкового репертуара
обучаемых
речевыми
клише
и
лексическими единицами по темам
курса;
повторение
ранее
изученного
языкового
материала;
развитие
навыков социального общения;
воспитание уважения к другим
культурам и толерантного отношения к
ним;
развитие
творческой
активности
обучающихся;
развитие
функциональной грамотности.

8. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых
результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих
результатов.

Классификация результатов внеурочной деятельности
1 уровень результатов
Приобретение социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни
2 уровень результатов
Получение опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества
3 уровень результатов
Получение опыта самостоятельного общественного
действия
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в
обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории
своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной
групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения
и
обработки
информации;
о
правилах
проведения
исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду,
знаниям,
своему
собственному
здоровью
и
внутреннему
миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации
и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет
свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной
деятельности.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих
сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического
потенциала личности.

9. Мониторинг компетентностей обучающихся
Компетенции ученика

Показатели

Сформированность
познавательного потенциала
личности обучающихся и
особенности мотивации.

1.Познавательная активность
обучающихся.

2.Произвольность
психических процессов.
3.Эмоциональное состояние
(уровень тревожности)
Сформированность
коммуникативного
потенциала личности и еѐ
зависимость от
сформированности
общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность.

2.Знание этикета.
3.Комфортность ребѐнка в
школе.

4.Сформированность
совместной деятельности.
5.Взаимодействиесо
взрослыми, родителями,
педагогами.
6.Соблюдение социальных и

Методический
инструментарий
1.Методики изучения
развития познавательных
процессов личности
ребѐнка.
2.Педагогическое
наблюдение.
3.Оценка уровня
тревожности Филипса
«Шкала тревожности».
1.Методика выявления
коммуникативных
склонностей
обучающихся.
2. Педагогическое
наблюдение.
3. Методика А.А.Андреева
«Изучение
удовлетворѐнности
учащегося школьной
жизнью».
4. «Психологическая
атмосфера в коллективе».
5.Наблюдения педагогов.

Сформированность
нравственного,
эстетического потенциала
учащегося.

этических норм.

6.Наблюдения педагогов

1.Нравственная
направленность личности.

1.Тест Н.Е.Щурковой
«Размышляем о
жизненном опыте».
2.Наблюдения педагогов

2.Сформированность
отношений ребѐнка к Родине,
обществу, семье, школе, себе,
природе, труду.
3.Развитость чувства
прекрасного.

3. Мониторинг общего
поведения

10. Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной
деятельности
1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного
года);
2. Проектная деятельность обучающихся;
3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне
школы;
4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных
мероприятиях;
5. Посещаемость занятий, курсов;
6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время
образовательного процесса;
7. Участие родителей в мероприятиях;
8. Наличие благодарностей, грамот;
9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие
предъявляемым требованиям
10. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися
(отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
11. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию
обучения;
12. Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов внурочной
деятельности;
13. Презентация опыта на различных уровнях;

Приложение 1
Структура программы внеурочной деятельности
№
1

2

4

Структура
программы
Титульный лист

Планируемые
результаты

Содержание
программы

Содержание структурных компонентов программы
Название образовательного учреждения, в котором
разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника,
утвердившего программу с указанием даты утверждения.
 Дата и № протокола педагогического совета,
рекомендовавшего программу к реализации.
 Название программы. Возраст детей, на который
рассчитана программа.
 Срок реализации
программы (на сколько лет она
рассчитана).
 Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
 Название города.
 Год создания программы.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником
опыта самостоятельного общественного действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
детей
(могут
быть
представлены
на
выставках,
соревнованиях,
конкурсах,
учебно-исследовательские
конференциях и т.д.).
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов.
Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они
представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы
включает:
• ее название;
• основные узловые моменты;
•
формы
организации
образовательного
процесса
(теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая
тема — введение в программу.


3
Тематический
план

Раскрывается последовательность тем курса, указывается
число часов на каждую тему, соотношение времени
теоретических и практических занятий. Педагог имеет право
самостоятельно распределять часы по темам в пределах
установленного времени.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».