Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 141 Антуфьева Марина Александровна Подписано цифровой подписью: Антуфьева Марина Александровна Дата: 2021.02.15 10:53:26 +05'00' Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей МАОУ-СОШ № 141 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Волонтѐрский отряд «Маяк» Возраст обучающихся: 10 -16 лет срок реализации 1 год Автор составитель: Щербакова Евгения Игоревна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург,2019 год 1. СОДЕРЖАНИЕ Наименование Стр. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 4 1.3. Содержание программы 5 Учебный план 5 Содержание учебного плана 6 1 1.4. 1.5. 1.6. Планируемые результаты 2 Комплекс организационно-педагогических условий 7 7 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Формы аттестации 11 2.4. Оценочные материалы 11 2.5. Методическое обеспечение 12 2.6. Список литературы 12 2. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маяк» составлена в соответствии с нормативными документами 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы – социально-педагогическая. Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Педагогическая целесообразность. Волонтерская деятельность включает подростков, в социальную активность, способствует формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 10-16 лет. Набор обучающихся в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учѐтом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе от 15 до 25 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (11-13 лет) - 4,5 часа в неделю, 158 часов в год. Срок реализации программы: 1 года. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: Группа формируются из обучающихся разного возраста, состав группы постоянный. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маяк» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2 Цель, задачи программы Цель программы: Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность Задачи программы: Обучающие: Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности Формирование навыков и умений противостоять негативным привычкам. Создание условий для пропаганды волонтерского движения. Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) Создание механизма работы школы с окружающим социумом, через социально поддерживающие сети сверстников и взрослых . Воспитательные: Профилактики вредных привычек, Воспитания здорового образа жизни. Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда 4. Возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения. Развивающие: Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации. Создание условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения в подростковой среде. Предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни; 1.3 Содержание программы Учебный план № 1 год обучения. Название раздела и темы Всего часов из них теори я 32 1 прак тика 126 2 4 2 2 11 4 6 5 1 4 5 Умею ли я дружить, заботиться и 6 сопереживать 1 5 6 Культура здорового образа жизни 1 7 1 2 3 4 158 Взаимосвязи в коллективе, семье, 3 обществе Общение в жизни человека Толерантный мир родного города Охрана природы 8 Формы контроля/ аттестации Обсуждени е Обсуждени е/Контроль качества Обсуждени е/Контроль качества Обсуждени е/Контроль качества Обсуждени е/Контроль качества Обсуждени е/Контроль качества 7 Обсуждени е/Контроль качества 9 1 8 8 Профилактика аутодиструктивного 4 поведения 1 3 9 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 7 1 6 беседа объяснение наблюдение рефлексия 4 1 3 беседа объяснение наблюдение рефлексия 7 1 6 беседа объяснение наблюдение рефлексия 2 1 1 беседа объяснение наблюдение рефлексия 3 2 1 беседа объяснение наблюдение Экологическая культура человека Моѐ здоровье – в моих руках 10 Знаешь закон – вооружѐн! 11 Семейные ценности человека 12 Никто не забыт, ничто не забыто 13 Культура безопасного поведения 14 Профилактика аутодиструктивного поведения 15 Моѐ здоровье – в моих руках рефлексия 16 14 4 10 беседа объяснение наблюдение рефлексия 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 7 2 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 11 1 10 беседа объяснение наблюдение рефлексия 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 6 1 5 беседа объяснение наблюдение рефлексия 17 1 16 Обсуждени Знаешь закон – вооружѐн! 17 Семейные ценности человека 18 Никто не забыт, ничто не забыто 19 Культура безопасного поведения 20 Профилактика аутодиструктивного поведения 21 Моѐ здоровье – в моих руках 22 Знаешь закон – вооружѐн! 23 Благо твори! е Всего 158 32 126 1.4 Содержание учебного плана Вступление (12 часа). Что такое волонтерство? Волонтѐрский отряд в школе его значение. Значение волонтѐрское движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в коллективе, семье. Волонтѐрская наука. Составление календаря благотворительных дел. Практические занятия: 1. Составление календаря благотворительных дел 2. Создание «Мы волонтѐры 141-ой» Тема 1. Взаимосвязи в коллективе, семье, обществе (18 часов). Какое место я занимаю в своей семье, коллективе, обществе. Круг моих прав и обязанностей по отношению к окружающим меня людям. Практические занятия: 1. Работа над выпуском стенгазеты «Я в мире – мир во мне» 2. Викторина «Знаешь ли ты кто такие волонтеры?» Экскурсии: 1. «День мудрости» - поздравление жителей микрорайона , ветеранов, с днем пожилого человека. Тема 2. Общение в жизни человека (24 часов). Гендерное общение, общение с миром природы и животных. Общение в классе, общение со старшими, общение с самим собой. Практические занятия: 1. Оформление выставки «Я и мои питомцы» 2. Составление памяток «Подари улыбку миру, получи еѐ назад» 3. Составление календаря хороших поступков Экскурсии: 4. Экскурсия в приют для животных, детский дом, дом малютки. Тема 3. Толерантный мир родного города (18 часов). Наука толерантного общения. Профилактика экстремизма и терроризма. Практические занятия: 1. Я, ты, он , она 2. «Экстремизму, нет!» Экскурсии: 1. Экскурсия в «Зел1ную рощу» с акцией «Мой толерантный мир!» Тема 4. Охрана природы (24 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта Практические занятия: 1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» 2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!» 3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес» 4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живѐм!» Тема 5. Умею ли я дружить, заботиться и сопереживать (18 часов) Дружба в жизни человека, друг познаѐтся в радости, друзья, но такие разные. Умей почувствовать, что ты нужен. Секреты крепкой дружбы или друзей много не бывает Практические занятия: 1. Тренинговое занятие «Умею ли дружить» 2. «Как найти друзей или секреты общения» 3. Составление коллажа «Я и мои друзья» Экскурсии 1. Интервью для жителей микрорайона «Что для дружба» Тема 6. Культура здорового образа жизни (24 час) Профилактика здорового образа жизни, цикл мероприятий в рамках проекта «Здоровье на пять с плюсом» Практические занятия: 1. Влияние ЗОЖ на человека и страну. 2. Значение ЗОЖ для каждого. Экскурсии: 1. Школа олимпийского резерва Тема 7. Экологическая культура человека (33 часа) Природа – богатство нашей страны. Поэтому так важно развивать в себе экологическую культуру и заботиться об окружающем тебя мире. Редкие и исчезающие растения леса. Лес – место отдыха и труда человека. Охрана лесов. Меры по восстановлению и уходу за лесом. Лесные пожары, борьба с ними. Правила поведения в лесу. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом и участие в них школьников. Растения леса в поговорках, пословицах и поверьях. Практическая часть. 1. Акция «Не оставим без дворца, ни синицу, ни скворца!» 2. Проект «Охрана водоѐмов, парков и дворов 3. Озеленение нашего школьного двора Экскурсия: 1. Растения нашего парка Тема 8. Благо твори!. (18 часов) В честь юбилея 75-лет Победы в ВОВ, акция 75 добрых дел в каждом классе. В каждой семье. Практическая часть: 1. Копилка добрых дел Тема 9. Профилактика аутодиструктивного поведения. (21 часа) Совместная работа с социально-психологической службой, культурно=творческие мероприятия и массовые дела по тематие «Всѐ в моих руках», «Я выбираю жизнь!», «Выход есть всегда», «Жизнь – это радость» Практическая часть. 1. Танцевальные флешмобы 2. Интерактивные ролевые игры Экскурсии: 1. Центр «Диалог» Тема 10. Моѐ здоровье – в моих руках. (24 час) Тренинговые дискуссии о профилактике ВИЧ и СПИД, организация и проведение спортивных мероприятий, эстафет, марафонов. Практическая часть: 1. Составление презентации на тему «Наще здоровье в наших руках» 2. Викторина среди обучающихся школа «Что вы знаете о ВИЧ» Тема 11. Знаешь закон – вооружѐн! (21 часа) Изучение и закрепление основных знаний о правах и обязанностях человека, о законах. Беседы дискуссии на тему «На страже закона», «Правонарушения в нашей школе», «За справедливость, вместе» Тема 12. Семейные ценности человека (21 часа) Семейные ценности человека, права и обязанности каждого члена семьи, уважение к старшему поколению. Практическая часть. 1. Конкурс видеофильмов : «Моя семья – спортивная семья», «Моя семья – семья добрых дел», «Моя любимая семья». 2. Тренинговое занятие «Дерево жизни» Экскурсии: 1. Экскурсии в семьи ветеранов нашей школы Тема 13. Никто не забыт, ничто не забыто. (21 часа) Благотворительные акции «Георгиевская добра», цикл мероприятий к 9 мая. Практическая часть. ленточка», «Лучики 1. ОпределиПодготовка к благотворительным акциям «Неделя добрых дел» 2. Проекты «Мой герой» Тема 14. Культура безопасного поведения (21 часов). Профилактика правонарушений, ДТП, воспитание культуры грамотного пешехода, профилактика в быту, пожарная безопасность, безопасносное поведение в каникулярное и свободное от учѐбы время. экскурсии и их виды. Практические занятия: 1. Агитбригада «Азбука дорожного движения» 2. Агитбригада «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Экскурсии: 1. Экологическая тропа здоровья 2. День здоровья Основные направления в работе волонтеров 3 Обучение волонтеров Просветительская работа. Индивидуальная и коллективная работа. Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на отчетных собраниях. 1.5 Планируемые результаты Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. В конце обучения обучающиеся должны Знать: Основные понятия о здоровом образе жизни. Знать методы и способы увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды. Знать способы вовлечения детей и подростков к общественно значимой деятельности. И способы уменьшения количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН. Уметь: Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Участвовать в различных акциях организуемых школой, районами областью. Уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Уметь принимать ответственные решения; Обладать критическим мышлением и уметь делать правильный выбор; Обладать навыками конструктивного поведения и уметь управлять собой в различных ситуациях 2. Комплекс организационно-педагогических условий № 1 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения Месяц Форма Количеств Тема занятия занятия о уч.часов теор прак ия тика Организационное заседание сентябрь Лекция, 3 беседа волонтерского отряда «Маяк». Вводное занятие. Кто такие волонтеры. 2 сентябрь 3 сентябрь 4 сентябрь 5 сентябрь 6 сентябрь Форма контроля Обсужден ие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Лекция, 2 беседа 2,5 История развития Контроль добровольческого движения качества 2,5 Разработка мероприятий на год. 2,5 Мои интересы. Интересы Контроль качества других людей. Практич еское занятие 2,5 плана Контроль качества Мотивы добровольческой Обсужден ие деятельности. Особенности детьми. работы с Контроль качества Интерактивная игра не тему Контроль правил дорожного движения качества среди 1,2,3 классов. 7 сентябрь Практич еское занятие 8 сентябрь 910 октябрь 11 12 октябрь 13 октябрь 14 октябрь Лекция, 2 беседа Практич еское занятие Лекция, 2 беседа/ Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие 15 октябрь Лекция, беседа 16 октябрь Практич еское занятие 2,5 Акция: «Уроки Контроль компьютерной грамотности качества для наших бабушек» 17 ноябрь 2,5 Экскурсия 18 ноябрь 19 ноябрь 20 ноябрь Практич еское занятие Лекция, 2 беседа Лекция, 2 беседа Практич еское занятие 21 ноябрь Практич еское занятие 2,5 2,5 Потребности и ресурсы. Моя роль Обсужден ие в Контроль качества 4 Я группа. группе. 2,5 Беседы о взаимопомощи и Обсужден ие/Контро взаимоподдержке. ль качества 2,5 Особенности работы старшим поколением 2,5 Особенности обучающих презентаций. со Контроль качества создания Контроль тренингов, качества Центр диалог: Обучающий Обсужден семинар «Шаги к ие реализации интернет проекта». 2 Контроль качества Благотворительная акция 2,5 Обсужден ие Тренинговые занятия Обсужден ие Обучающие уроки в центре Контроль психологической помощи качества семье и школе «Диалог» Проектные заседания отряда работы и Контроль волонтерского качества Подведение итогов работы. Планы м перспективы 22 ноябрь Практич еское занятие 2,5 Практические занятия с Контроль обучающимися начальной качества школы (игры на сплочение коллектива) 23 декабрь Практич еское занятие 2,5 Обучающие уроки в центре Контроль психологической помощи качества семье и школе «Диалог» 24 декабрь Практич еское занятие 2,5 Психологические Контроль особенности подросткового качества периода 25 декабрь Практич еское занятие 2,5 Литературная гостиная для Контроль обучающихся начальной качества школы 26 декабрь 2,5 Знаешь закон – вооружѐн! 27 декабрь Практич еское занятие Лекция, 2 беседа 28 декабрь Практич еское занятие 2,5 Обучающие уроки в центре Контроль психологической помощи качества семье и школе «Диалог» 29 декабрь Практич еское занятие 2,5 Литературная гостиная для Контроль обучающихся среднего качества звена 30 декабрь 2,5 Победим депрессию Контроль качества спортом и позитивом 31 январь Практич еское занятие Практич еское занятие 2,5 Проектные заседания отряда 32 январь Практич еское занятие 2,5 Литературная гостиная для Контроль обучающихся старших качества классов Контроль качества Обучающие уроки в центре Обсужден психологической помощи ие семье и школе «Диалог» работы и Контроль волонтерского качества Проектные заседания отряда работы и Контроль волонтерского качества 33 январь Практич еское занятие 34 январь Лекция, беседа 2 Культура поведения 35 январь Лекция, беседа 2 Основы грамотной Обсужден самопрезентации в ие современном мире. 36 январь 37 февраль 38 февраль 39 40 41 42 43 февраль 44 февраль 45 март 46 март 47 март 48 49 50 март Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Лекция, 2 беседа Лекция, 2 беседа Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское февраль февраль март 2,5 безопасного Обсужден ие 2,5 Подготовка презентации Контроль качества волонтерского отряда. 2,5 Особенности работы сверстниками. 2,5 Общение Контроль качества 4 Дружба и товарищество. Контроль качества 4 Война в современном мире. Контроль качества Толерантность Обсужден ие Обсужден ие Контроль качества Конфликты со Контроль качества 2,5 Преодоление конфликтов 2,5 Взаимоотношения родителями 2,5 Семья и здоровый образ Контроль качества жизни. 4 Интернет зависимость и Контроль компьютерная зависимость. качества 2,5 Акция: «Цветик с Контроль качества – Контроль качества семицветик» в рамках «Дня доброты». занятие Этичное потребление. Для Обсужден чего нужна вторичная ие переработка материалов. 51 март Лекция, беседа 52 апрель 2,5 Социальное взаимодействие. 53 апрель 2,5 Поиск и выявление Контроль качества социальных проблем. 54 апрель Практич еское занятие Практич еское занятие Лекция, 2 беседа 55 апрель Практич еское занятие 2,5 Изготовление новогодних Контроль украшений для школы из качества цветной бумаги. 56 апрель 2,5 Интернет зависимость и Контроль компьютерная зависимость качества 57 58 апрель Практич еское занятие Практич еское занятие 4 Акция «Мы ждем тебя в Контроль реальности!» проведение качества интерактивных конкурсов и командных игр среди учащихся младшего и среднего звена. 59 60 61 62 63 64 65 апрель 4 Экскурсия Контроль качества 4 Благотворительная акция Контроль качества 4 Тренинговые занятия Контроль качества 2,5 Обучающие уроки в центре Контроль качества «Диалог» 66 май Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие Практич еское занятие 2,5 Проектные заседания отряда . май май май 2 Контроль качества Акция «Подарки к Новому Обсужден ие году» работы и Контроль волонтерского качества 67 май 68 май Практич еское занятие Лекция, 3 беседа Всего Семейные человека 2,5 Основы общения 32 158 ценности Контроль качества социального Обсужден ие 126 2.2. Условия реализации программа Материально-техническое обеспечение: кабинет №9; интернет ресурсы, видео и методические материалы; плакаты; 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах различного уровня. Аттестация подтверждается дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, бесед, игровой деятельности. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года обучения. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2.4 Оценочные материалы В соответствии с целями и задачами модульной программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований. Диагностическая работа позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы. Для характеристики показателей успешности работы каждого обучающегося в группе выводится общий уровень путем суммирования бальной оценки. На основе диагностики проводится мониторинг. Целью мониторинга информационного отражения является состояния обеспечение образования, эффективного воспитания, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза еѐ обеспечения и развития. Критерии, по которым анализируется результат деятельности можно отследить с помощью таблицы. Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества I.Теоретическая Минимальный уровень подготовка (ребенок овладел менее воспитанника: чем ½ объема знаний, предусмотренных Теоретические программой); Соответстзнания (по вия Средний уровень основным (объем усвоенных теоретичесразделам учебно- ких составляет знаний знаний тематического более ½); ребенка плана программным Максимальный уровень программы) (ребенок усвоил требованиям практичес-ки весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); Осмыслен1.2 Владение ность и Минимальный уровень специальной правильность (ребенок, как правило терминологией использования избегает употреблять специальные термины); специальной уровень терминологии Средний (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). кол-во Методы балло диагностики в 1 2 3 1 2 3 Наблюдение тестирование контрольный опрос I I. Практическая подготовка ребенка: Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных 2.1. Практические Соответствие умений и навыков); умения и навыки, практических Средний уровень предусмотренные умений усвоенных и (объем программой (по навыков умений и навыков основным программным составляет более1/2); разделам учебно- требованиям Максимальный уровень тематического (ребенок овладел плана программы) практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за 2.2. Владение Отсутствие конкретный период.) специальным затруднений в оборудованием и использовании Минимальный уровень оснащением умений (ребенок специального оборудования и испытывает серьезные затруднения при работе оснащения с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с 2.3. Творческие Креативность оборудованием навыки не в выполнении самостоятельно, особых практических испытывает трудностей); заданий 1 2 3 Контрольное задание 1 2 3 1 2 3 Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); Контрольное задание Контрольное задание Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) III. Обще учебные умения и навыки ребенка: Самостоя3.1. Учебно- тельность интеллектуальны подборе е умения: анализе литературы Мониторинг воспитанности Минимальный уровень 1 умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе литературой, вс в инуждается постоянной помощи и контроле педагога); 2 Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); 3 Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) учащихся по программе Анализ «Школа волонтерства» Показатели Критерии (оцениваемые Степень выраженности кол-во Методы оцениваемого качества баллов диагностики параметры) 1.Профессиональ ная воспитанность Завершение 1.1. Этика и работы, использоваэстетика ние выполнения работы и необходимых представления ее дополнений результатов. 1.2.Культура Аккуратность выполнений Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца); Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения) 1 2 3 1 Наблюдение организации своей деятельности 1.3.Уважительн ое отношение к профессионально й деятельности других. 1.4.Адекватнос ть восприятия профессиональн ой оценки своей деятельности и ее результатов практической работы, терпение и работоспособ -ность 2 Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); 3 Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); 1 Максимальный уровень (ребенок аккуратен в Объективность при выполнении высказывании практической работы, 2 и критических терпелив замечаний в работоспособен). адрес чужой Минимальный уровень работы (ребенок не объективен 3 при оценивании работы сверстников); Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, 1 подчеркивает Стремление положительные моменты); исправить Максимальный уровень 2 указанные (при высказывании ошибки, критических замечаний умение адрес работы прислушиват в ься к советам сверстников проявляет объективность, 3 педагога подчеркивает положительные моменты) Наблюдение Наблюдение Наблюдение Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). Минимальный уровень 2. Практическая (не аккуратен при подготовка выполнении работы); ребенка: Средний уровень Аккурат(ребенок старается 2.1.Коллективн ность быть аккуратным при выполнения ая выполнении работы); ответственность части коллективно Максимальный уровень (ребенок всегда й работы аккуратен при выполнении 2.2.Умение Участие в коллективной работы) взаимодействова выполнении ть с другими коллективны Минимальный уровень членами х работ, (не принимает участие коллектива в кол-лективных умение с трудом входить в работах, контакт с контакт с находит другими детьми, другими конфликтен); детьми, уровень конфликтнос Средний (принимает участие в ть коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) 2.3.Стремление 1 Наблюдение 2 3 Наблюдение 1 2 Наблюдение 3 Максимальный уровень (принимает активное Стремление участие в коллективных 1 работах, всегда находит к саморазвити контакт с другими ю, получению детьми, не конфликтен) 2 новых знаний, умений и Минимальный уровень (не стремится к навыков, получению новых желание знаний, умений, показывать навыков); другим Средний уровень 3 результаты к своей работы (стремится саморазвитию, получению новых 2.4.Соблюдени знаний, умений и е нравственнонавыков, не желает этических норм показывать свои работы) 1 Высокий уровень (стремится к Выполняет саморазвитию, 2 правила новых поведения на получению знаний, умений и занятиях навыков, проявляет 3 желание показывать другим результаты своей работы) к самореализации социально адекватными способами Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. Наблюдение парный Сольный и конферанс на концертах городас текстом. Работа Освоение техники речи Пластическая выразительность здорового Пропаганда среди жизни образа учащихся с Сотрудничество социальными центрами и службами Пропаганда волонтерского движения в образовательных в фестивалях и Участие учреждениях конкурсах Проектная деятельность Раздел программы Фамилия Имя Работа с информационноиздательским центром Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся 1 Сводная данных по группе Итого Средни й балл Мониторинг уровня развития ключевых компетенций обучающегося По определению О.Е. Лебедева, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому. Учебные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, актерского мастерства и сценического конферанса. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности. В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть: – навыками сценического конферанса; – навыками актѐрского мастерства; – навыками самостоятельной работе с литературой. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – нормы общечеловеческой культуры, духовнонравственных основ жизни человека. Развивая общекультурные компетенции у учащихся формируется: – интерес к самообразованию и самосовершенствованию; – умение анализировать работу над произведениями разного жанра; – артистические, эмоциональные качества у учащихся; – интереса к пониманию сценического художественного действа. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на развитие: – гражданской позиции и патриотизма; – морально-волевых качеств личности; – опыта творческой деятельности в процессе реализации сценической постановки; – межличностных отношений в процессе коллективной работы. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Таким образом, компетентностный подход характеризует деятельностный компонент образования, и позволяет связать теоретические знания с их использованием в практической деятельности. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются посредством задач для каждого этапа обучения. 2.4. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный; объяснительно-иллюстративный; наглядный; репродуктивный; творческий; эвристический. Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. 2.5 Список литературы 1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21. 2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с. 3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1 4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г. 5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006 6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011 7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с. 8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2. 9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002