Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 141 Подписано цифровой Антуфьева подписью: Антуфьева Марина Александровна Марина Дата: 2021.02.15 Александровна 10:54:44 +05'00' Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей МАОУ-СОШ № 141 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристически-краеведческой направленности «Этнограф» Возраст обучающихся: 10 -16 лет срок реализации 1 год Автор составитель: Гузева Татьяна Павловна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2019 год. СОДЕРЖАНИЕ Наименование Стр. Комплекс основных характеристик программы 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 4 1.3. Содержание программы 5 Учебный план 5 Содержание учебного плана 6 1 1.4. 1.5. 1.6. Планируемые результаты 2 Комплекс организационно-педагогических условий 7 7 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Формы аттестации 11 2.4. Оценочные материалы 11 2.5. Методическое обеспечение 12 2.6. Список литературы 12 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнограф» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы –туристско-краеведческая. Актуальность программы. Актуальность данной программы видится в том, что у человека, живущего в крупном индустриальном центре, утрачивается сознание уникальности места, где он живѐт, утрачиваются связи с культурой региона, с историей своего района, школы, семьи. Выявленная проблема и направление работы МАОУ-СОШ №141 определяют осуществление задач музейной педагогики в образовательном учреждении. В связи с этим перед педагогом дополнительного образования «музей» возникает цель: овладеть теорией и практическими методами музейной педагогики в образовательном учреждении. 3 Педагогическая целесообразность. Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далѐких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 10-16 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учѐтом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (11-17)– 9 часов в неделю, 315 часов в год. Срок реализации программы: 1 года. Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: Группа формируются из обучающихся разного возраста, состав группы постоянный. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнограф» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 4 1.2 Цель, задачи программы Цель программы: создать условия для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за неѐ, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию. . Задачи программы: Обучающие: изучить теоретические основы музейной педагогики; изучить практический опыт специалистов, работающих по данному курсу; спроектировать деятельность педагога по осуществлению работы музея в направлении гражданского воспитания обучающихся, описать и определить условия еѐ реализации. Учить видеть и понимать красоту исторического наследия; Учить основам музейного дела; Воспитательные: Продолжить формировать умение и желание изучать исторические находки, музейные ценности; Воспитывать у учащихся ответственное отношение к истории своего края; овладеть теорией и практическими методами музейной педагогики Развивающие: Развивать умения и навыки экскурсовода по музейным экспозициям; Развивать эмоционально доброжелательное отношение к истории, духовно-нравственные и эстетические чувства. 5 1.3 Содержание программы Учебный план Количество часов № темы Название раздела Вступление 1 2 Работа с активом музея Практиче ские занятия Экскур Формы аттестации сии 3 6 3 9 6 Обсуж Контроль качества дение 12 Контр оль качест ва Обучение актива 9 основам музееведения Распределение активистами 3 Теоретич еские занятия между Контроль качества Обсуждение Контроль качества музея определѐнных участков 12 6 0 работы. Совместная теоретическая 4 Обсуждение/Контро ль качества и практическая работа в 6 18 0 музее. Участие в издательской 5 деятельности. Контроль качества 6 9 3 Поисково-собирательная 6 работа и работ с 9 Контроль качества 12 фондами. 6 3 7 Сбор предметов старинного быта, 15 документов, фотографий, изделий, Обсуждение 15 3 Приведение Контроль качества поступивших 8 экспонатов в 6 9 3 экспозиционный вид. Ведение 9 документации. Составление 10 учѐтной Контроль качества 6 12 3 картотеки музейных предметов. Обсуждение 9 12 3 Обсуждение Научноисследовательская 11 деятельность. Научно-экспозиционная 9 12 3 6 12 3 работа. 12 Экскурсионно-массовая работа. Творческая 13 деятельность учащихся. Контроль качества Контроль качества 6 12 7 3 Творческая Контроль качества деятельность учащихся. Укрепление 14 материально- 6 12 3 102 162 51 технической базы музея. Всего часов 315 Контроль качества Содержание учебной программы школьного музея 1. Музей - хранитель наследия веков. 1.1. Исторические предпосылки возникновения музеев. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.) Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник, домашний музей, музей - выставка. Основы музейного дела. Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее. Практические занятия. Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой. 1.2. Музей в школе - хранитель памяти. Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, еѐ связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций. Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации и деятельности школьного музея. 8 Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея. Практические занятия. Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год. 1.3. Фонды школьного музея. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды. Практические занятия. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея». 1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Экспонат - памятник материальной культуры. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибуции музейных предметов. Взаимообмен экспонатами музея школы с другими музейными учреждениями и отдельными лицами. Практические занятия. Классификация предоставленных музейных предметов. Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий. 1.5. Музейная экспозиция. Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фоно комментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее. 9 Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции. Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов. Практические занятия. Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея. 1.6. Приемы оформления сменной экспозиции. Классификация экспозиций. Музейная экспозиция - текст (музейные предметы - вещи) и подтекст (понятия - ценностная ориентация, этноконфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы. Практические занятия. Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы. 1.7. Сбор и обработка воспоминаний. Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов. Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея Практические занятия. Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников. 2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы. 2.1. Семья. Семейные архивы. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий. Практические занятия. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. 10 2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение. Школа, назначение кабинетов и помещений, школьный двор, дорога в школу; названия прилегающих к школе улиц, предприятия и организации микрорайона, памятные и примечательные места и пр. Практические занятия. Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения зданий и сооружений. Чтение плана школьного двора и школы. Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окружению с выяснением назначения различных зданий и сооружений (жилые, торговые, культурно-досуговые и пр.) и нанесением их на план местности. 2.3. Проект экспозиции, посвященной истории школы. История школы (гимназии, лицея). Школьные традиции и достопримечательности. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, еѐ учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Ведение исторической хроники и летописи школы. Практические занятия. Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования учащихся школы на тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Подготовка к анкетированию и интервьюированию учителей школы. 3. Основы туристско-экспедиционной работы. 3.1. Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций. Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Правила поведения в городе, в транспорте. Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колющережущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб. Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной), экспедиционной группы. Взаимопомощь в походе. Знакомство с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации». Практические занятия. Игры на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке, в походе, экспедиции», «Правила перехода улицы». 3.2. Туристское снаряжение и уход за ним. 11 Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и костровое снаряжение. Требования к упаковке продуктов. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Практические занятия. Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки. 3.3. Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе, экспедиции. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Ритм и темп движения туристской группы. Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня. Бивак, требования к бивакам, устройство и оборудование бивака. Охрана природы на туристской прогулке, экскурсии, в походе, экспедиции. Практические занятия. Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия), поход. Планирование и организация бивака на местности, организация бивачных работ. 3.4. Правила организации и проведения похода, экспедиции. Этапы организации экспедиции. Распределение должностей и заданий в группе. Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью. Планирование и разработка маршрута. Туристская схема и топографическая карта, маршрутные документы. Отчет о проведении похода, экспедиции. Практические занятия. Обработка результатов похода, экспедиции в соответствии с должностными обязанностями в группе. Индивидуальный отчет по этапам экспедиции. 4. Школа экскурсовода. 4.1. Организация школьного музея. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея. Практические занятия. Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение 12 функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава. 4.2. Пути овладения культурой общения. Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуникативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение социологического опроса. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам окрестностей школы. Практические занятия. Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам). 4.3. Развитие творческой активности. Практические занятия. Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов. 4.4. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. Практические занятия. Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников. 4.5. Подведение итогов года. Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуальных проектов. Планы на следующий учебный год. 1.5 Планируемые результаты В конце обучения обучающиеся должны Знать: - историю музейного дела; - историю школы; - основы музееведческой деятельности ; 13 - основы экскурсоведения; - основы этикетажа; - методику проведения поисково-исследовательской работы ; - методику проекта - основные термины, применяемые в музейном деле. Уметь: - общаться с людьми; - вести исследовательские записи; - систематизировать и обобщать собранный материал; оформлять его и хранить - вести элементарную поисковую и научноисследовательскую работу; - составлять этикетаж; - разрабатывать экскурсии; - разрабатывать проект. 2. Комплекс организационно-педагогических условий № 1 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения Количест во Форма уч.часов Дата занятия Тема занятия тп-ка ия сентябрь сентябрь 2 Практичес 20 кое занятие Лекция, 2 беседа/Пра ктическое занятие форма контроля 28 Музей - хранитель наследия Наблюдение веков 4 Исторические предпосылки Наблюдение возникновения музеев 14 сентябрь Практичес кое занятие 2 2 Музей в школе - хранитель Наблюдение памяти сентябрь Практичес кое занятие 1 1 Фонды школьного музея сентябрь Лекция, беседа 3 5 Экспонат. потенциал экспоната сентябрь Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 4 4 Музейная экспозиция 3 4 Приемы оформления сменной Обсуждение, экспозиции. устный опрос 3 5 Сбор и воспоминаний Лекция, 26 беседа/Пра ктическое занятие Практичес 10 кое занятие Практичес 6 кое занятие 10 2. Создание музейных Наблюдение экспозиций, посвященных семье, истории школы 4 Семья. Семейные архивы 2 Школьный двор, микрорайон Наблюдение и его ближайшее окружение октябрь Лекция, беседа 10 4 Проект экспозиции, Наблюдение посвященной истории школы октябрь Практичес кое занятие 1 2 3. Основы туристско экспедиционной работы. 3 4 5 6 7 сентябрь сентябрь 8 октябрь 9 10 октябрь октябрь 11 12 13 15 Наблюдение Информационный Наблюдение музейного Наблюдение обработка Наблюдение Наблюдение - Наблюдение октябрь 14 15 16 17 октябрь Лекция, беседа октябрь Лекция, беседа ноябрь ноябрь 18 ноябрь 19 ноябрь 20 21 ноябрь ноябрь 22 23 24 25 Практичес кое занятие декабрь декабрь декабрь Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 2 1 Основы безопасности при Обсуждение, проведении экскурсий, устный опрос туристских походов и экспедиций Туристское снаряжение и уход Наблюдение за ним 2 Туристская группа на Наблюдение прогулке (экскурсии), в походе 2 Правила организации и Открытое проведения похода, экспедици занятие 1 1 1 Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес 2 кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 4. Школа экскурсовода. Наблюдение Организация школьного музея Наблюдение 2 1 культурой Наблюдение 1 Пути овладения общения 1 Развитие активности Наблюдение 1 2 Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. 1 2 Подведение итогов года. Наблюдение 1 2 Исторические предпосылки Обсуждение, возникновения музеев устный опрос 1 2 Музей в школе - хранитель Наблюдение памяти 2 16 творческой Наблюдение декабрь 26 декабрь 27 28 декабрь декабрь 29 декабрь 30 31 32 33 34 35 декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь 36 37 декабрь Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Фонды школьного музея 1 2 2 1 2 1 2 Наблюдение 1 Экспонат. потенциал экспоната Информационный Открытое музейного занятие Музейная экспозиция Наблюдение Приемы оформления сменной Наблюдение экспозиции. Сбор и воспоминаний обработка Наблюдение 2 1 1 2 1 2 1 2 Школьный двор, микрорайон Наблюдение и его ближайшее окружение 1 2 Проект экспозиции, Наблюдение посвященной истории школы 10 14 3. Основы туристско экспедиционной работы. 4 2 3 5 Основы безопасности при Наблюдение проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций Туристское снаряжение и уход Наблюдение за ним 2. Создание музейных Наблюдение экспозиций, посвященных семье, истории школы Наблюдение Семья. Семейные архивы 17 - Обсуждение, устный опрос Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 4 Туристская группа на Наблюдение прогулке (экскурсии), в походе 3 5 Правила организации и Наблюдение проведения похода, экспедици 10 36 4. Школа экскурсовода. Наблюдение 8 4 Организация школьного музея Наблюдение Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 8 Пути овладения общения 0 12 Развитие активности 0 9 Психолого-педагогическая диагностика обучающихся. Наблюдение январь Лекция, беседа 0 4 Посещение музеев, выставок. Наблюдение январь Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Обсуждение, устный опрос 2 1 Подготовка и проведение Наблюдение мероприятия 2 1 Подготовка и мероприятия январь 38 39 40 41 42 43 44 45 48 49 50 51 январь январь январь январь январь январь январь январь январь 52 февраль 53 февраль 54 февраль Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Лекция, беседа 18 культурой Наблюдение творческой Обсуждение, устный опрос Наблюдение Наблюдение проведение Наблюдение 55 февраль 56 февраль 57 февраль 58 февраль 59 февраль 60 февраль 61 февраль 62 февраль 63 февраль 64 февраль 65 февраль 66 февраль 67 март 68 март Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Лекция, беседа 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Открытое занятие 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 2 1 Посещение музеев, выставок. Наблюдение Наблюдение 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 2 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 1 Подготовка и мероприятия проведение Наблюдение 1 Основные функции музеев социальные Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие 19 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Обсуждение, устный опрос Наблюдение 69 март 70 март 71 март 72 март 73 март 74 март 75 март 76 март 77 март 78 март 79 март 80 март 81 март 82 март 83 март Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 1 Основные функции музеев социальные Наблюдение 2 1 Основные функции музеев социальные Наблюдение 2 1 2 1 Основные функции музеев 2 1 Посещение музеев, выставок. 2 1 Посещение музеев, выставок. Основные социальные Наблюдение функции музеев социальные Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 1 Музеи Екатеринбурга 2 1 Музеи Екатеринбурга 2 1 Музеи Екатеринбурга 2 1 2 1 Музеи Екатеринбурга 2 1 Музеи Екатеринбурга 2 1 Лекция, беседа 2 1 Практичес кое занятие 2 1 Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Обсуждение, устный опрос Музеи Екатеринбурга Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Обсуждение, устный опрос Наблюдение Музеи Екатеринбурга Типология музеев 20 Наблюдение Открытое занятие 84 март 85 март 86 март 87 март 88 март 89 март 90 апрель 91 92 апрель апрель 93 апрель 94 апрель 95 апрель Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 Типология музеев Наблюдение Наблюдение 2 1 Типология музеев 2 1 Типология музеев 2 1 Роль музеев в жизни человека. 2 1 Роль музеев в жизни человека. 2 1 Роль музеев в жизни человека. 2 1 Роль музеев в жизни человека. Обсуждение, устный опрос Свидетели истории. Наблюдение 2 Практичес кое занятие 1 1 Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес 2 кое занятие Практичес кое 2 занятие Наблюдение Наблюдение Наблюдение Ваши помощники в поисковой работе. Свидетели истории. 2 Наблюдение Наблюдение 1 Ваши помощники в поисковой работе. 1 Поисково-исследовательская и научная деятельность музея 1 Как работать с газетами, Наблюдение журналами, книгами 1 Учѐт и хранение собранных Наблюдение документов и вещей (на примере школьного музея) 21 Наблюдение 96 апрель 97 апрель 98 апрель 99 102 103 Практичес кое занятие апрель Практичес кое занятие Лекция, беседа апрель Лекция, беседа 100 101 Лекция, беседа апрель Практичес кое занятие апрель Практичес кое занятие 104 апрель 105 май 106 май 107 май Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 1 Оформление результатов Наблюдение поиска и создание экспозиции в музее(на примере школьного музея) 2 1 Как подготовить доклад, Наблюдение выступление, презентацию и правильно провести экскурсию 2 1 Забота о ветеранах – наш Обсуждение, устный опрос священный долг 2 1 Как записывать воспоминания. 1 Выставочная музея. выставок 1 Исторические источники как Наблюдение средство познания исторического прошлого 1 Исторические источники как Наблюдение средство познания исторического прошлого 2 1 Интерпретации исторического источника 2 1 Кладовая земли раскрывает Наблюдение свои секреты. 2 1 Кладовая земли раскрывает Наблюдение свои секреты. 2 1 2 2 2 2 деятельность Наблюдение Классификация В мире рукописей 22 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 108 май 109 май 110 май 111 май 112 май 113 май 114 май 115 май 116 май 117 май Итого: Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Обсуждение, устный опрос 2 1 В мире рукописей 2 1 Монеты рассказывают 2 1 Монеты рассказывают 2 1 «С гербом, где писан знатный род» 2 1 «С гербом, где писан знатный Наблюдение род» 2 1 Подготовка и проведение Наблюдение итогового мероприятия 2 1 Подготовка и проведение Наблюдение итогового мероприятия 2 1 Резерв. Посещение выставок. музеев, Наблюдение 2 1 Резерв. Посещение выставок. музеев, Обсуждение, устный опрос 2 1 Резерв. Посещение выставок. музеев, Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 315 часов 2.2. Условия реализации программа Материально-техническое обеспечение: школьный краеведческий музей этнограф к котором 3 экспозиции: Культура и быт ханты и манки, Традиции и обряды на Руси, 23 История нашего времени Всего в музее (около 104 экспонатов) 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах различного уровня. Аттестация подтверждается дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, бесед, игровой деятельности, экскурсионной деятельности. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года обучения. 2.4. Оценочные материалы Программа предусматривает различные формы подведения итогов: 1.Творческие конкурсы. 2.Краеведческие викторины и вечера. 3.Выставка краеведческих материалов с творческим отчетом. 4.Показательные экскурсии и мастер классы. 1.Составление плана экскурсии, проведение экскурсии. Экскурсии: - "Достопримечательности города" - "Родная школа" - Самостоятельный выбор 2. Подготовка и запись вопросов, интервью. Встречи с интересными людьми: 3. Разработка и реализация проектов. Проекты: - "История происхождения " - "Нерудная продукция села" 4. Создание или обновление стендов, экспозиций. Стенды и экспозиции: "История школы" 2.5. Методическое обеспечение Список источников и литературы для руководителя. 24 Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музейкультура-общество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992. Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебнометодическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музейной педагогике. М., 2001. – 223 с. музей: учебное пособие по Литература для воспитанников: Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001. Челябинск история моего города. Экспериментальное учебное пособие для учащихся основной школы. Челябинск. Издательство ЧГПУ 1999. История Урала с древнейших времѐн до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998 История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998. 2.6 Список литературы Героико-патриотическое воспитание в школе /автор-составитель Т.А. Орешкина Волгоград, 2007. История России в вопросах и ответах И.В. Новиков ЧеРо Москва 1996 Летописцы земли Уральской: Материалы к краеведения / Сост. В.С. Боже. – Челябинск, 1997. истории челябинского Литература о Великой Отечественной войне из фондов музеяМоисеев А.П. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия И.А. Агапова, М.А. Давыдова 1-11 классы. М., «Вако» 2006 На войне и в тылу по-фронтовому: Воспоминания / Сост. Р.М. Степакова.Челябинск, 1985. 25 Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Л.п. Сидорова (межвузовский сборник) Пермь 2000.Патриотический клуб «Память» /Авторсоставитель В.А. Бартеньева. Волгоград. 2009. Старое житьѐ. Очерки и рассказы М.И. Пылаев. С-петербург 1897. Родная старина история России в рассказах для детей В.Д. Сиповский Москва. «Современник» 1992 Уральский добровольческий танковый корпус. – Свердловск, 1983. Список литературы Литература для педагога: 1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с. 2. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6. 3. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность «Музейная музеев (Сборник педагогика» трудов кафедры творческой музейного лаборатории дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96. 4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ Книга для учителя- М., 1994. 5. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999. 6. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с. 7. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203. 8. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической 26 конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003. 10.Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999. 11.Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко- краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123. 12.Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215. 13.Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5. 14.Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. – 1997, № 6. 15.Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1996, № 1. 16.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее Организационно-педагогические аспекты: Метод. обучение: Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001 17.Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. 27 18.Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно- практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103. 19. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999. Литература для учащихся и родителей: 1. А.И.Чечулин «Аввакумов Н.А.» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд, 1988. 2. А.И. Чечулин «Города нашего края» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд.,1985. 3. П.В.Никитин, Н.М. Рубцов «Город горного льна» Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд., 1970. 4. «Золотые звезды свердловчан» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд., 1967. 5. Б.В. Личман, В.Д. Камынин «Екатеринбург» - Свердловск, Изд. «СВ – 96», 2006. 6. А.С. Попова «Память сердец. Альманах. 55 лет Победе» - Асбест, 2000. 7. «Ураласбест» - Внешторгиздат, СССР, Москва, 1989 28