Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 141 Подписано цифровой Антуфьева подписью: Антуфьева Марина Александровна Марина Дата: 2021.02.15 10:55:10 Александровна +05'00' Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей МАОУ-СОШ № 141 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности «Экомир» Возраст обучающихся: 10 -16 лет срок реализации 1 год Автор составитель: Омелькова Любовь Ивановна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2019 год. СОДЕРЖАНИЕ Наименование 1 Комплекс основных характеристик программы Стр. 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 4 1.3. Содержание программы 5 1.4. Учебный план 5 1.5. Содержание учебного плана 6 1.6. Планируемые результаты 7 2 Комплекс организационно-педагогических условий 7 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Формы аттестации 11 2.4. Оценочные материалы 11 2.5. Методическое обеспечение 12 2.6. Список литературы 12 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы – естественнонаучная Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Педагогическая целесообразность. Обучающиеся, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается. Игровая технология на занятиях, ведущая. В игровой деятельности детям приходится быть ведущими, ведомыми, переживать успех, преодолевать неудачи, самоорганизовываться, самоутверждаться. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 10-16 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учѐтом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (12-15)– 9 часов в неделю, 315 часов в год. Срок реализации программы: 1 года. Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: Группа формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2 Цель, задачи программы Цель программы: Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся. Задачи программы: Обучающие: Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; Учить видеть и понимать красоту живой природы; Учить основам экологических знаний; Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека. Воспитательные: Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде; Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе. Развивающие: Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия. Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства. 1.3 Содержание программы Учебный план 1 год обучения. Количество часов № темы Название раздела Вступление Теоретич еские занятия Формы Практиче Экскур аттестации ские сии занятия 3 6 1 Взаимосвязи в природе 9 6 2 Природа в жизни 9 12 Контроль качества Обсуж Контроль дение качества 3 Контр оль Обсуждени е человека качест ва 3 Уникальный мир живой природы 12 6 0 4 Охрана природы 6 18 0 5 Сезонные явления жизни животных. 6 9 3 6 Охрана окружающей среды. Красная книга. в 9 12 3 Контроль качества Обсуждени е/Контроль качества Контроль качества Контроль качества 7 Лес. Растения леса. Лес нашего края 15 15 3 Обсуждени е 8 Зима в природе. 6 9 3 Контроль качества 9 Жизнь животных зимой. 6 12 3 Контроль качества 10 Жизнь растений зимой 9 12 3 Обсуждени е Обсуждени е 11 Весна в природе 9 12 3 12 Сезонные явления в жизни животных (весна) 6 12 3 Контроль качества 13 Жизнь растения весной 6 12 3 Контроль качества 14 «Зелѐными» тропами 6 12 3 Контроль качества Всего часов 102 162 51 315 Контроль качества 1.4 Содержание учебного плана Вступление (12 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. Практические занятия: 1. Изучение календаря экологических дат 2. Создание «Уголка природы» Тема 1. Взаимосвязи в природе (18 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки Практические занятия: 1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» 2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» Экскурсии: 1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала Тема 2. Природа в жизни человека (24 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах Практические занятия: 1. 2. 3. 4. 5. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» Путешествие на родину комнатных растений Изучение растений классного зелѐного уголка Составление памяток за растениями в классной комнате Составление цветочного календаря Экскурсии: 1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» Тема 3. Уникальный мир живой природы (18 часов). Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов. Практические занятия: 1. В гостях у Флоры 2. В гостях у Фауны Экскурсии: 1. Посещение теплиц с растениями 2. Посещение мастер-классов по работе с растениями Тема 4. Охрана природы (24 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта Практические занятия: 1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» 2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!» 3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес» 4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живѐм!» Тема 5. Сезонные явления в жизни животных (осень-зима). (18 часов) Осень в жизни животных. Животные обитатели лесов, полей, лугов и огородов. Их приспособление к смене времѐн года. Птицы. Перелѐтные птицы. Зимующие птицы. Запасы на зиму птиц и зверей. Кладовые лесных жителей. Линька животных, еѐ причины. Перенесение неблагоприятных условий. Практические занятия: 1. Смена окраса шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. 2. Спячка животных и ее приспособления для этого. Экскурсии 1. Животные зимой. Тема 6. Охрана окружающей среды. Красная книга. (24 час) Охрана природы как комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. Охрана растительного мира. Охрана животного мира. Охрана атмосферы. Охрана вод. Охрана земель. Охраняемые территории. Заповедники и заказники, их значение. Роль подрастающего поколения в охране природы. Правила поведения в природе. как совокупность сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений. Практические занятия: 1. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу страны. 2. Значение природоохранной деятельности. 3. Природоохранные документы. Красная книга. Экскурсии: 1. Природоохранные памятники. Тема 7. Лес. Растения леса. Лес нашего края. (33 часа) Лес – богатство нашей страны. Лес, как один из типов растительности нашего края. Основные лесные массивы области. Типы леса, их размещение. Ель – основная хвойная порода. Берѐза – символ России. Берѐзовый сок, правила заготовки. Лесная растительность – главная сырьевая база Свердловской области. Лесные ягоды, их разнообразие и правила сбора. Лесные травы – лекарственные, съедобные, витаминные, красильные и др. Грибы. Их виды. Съедобные и ядовитые грибы. Использование грибов человеком. Редкие и исчезающие растения леса. Лес – место отдыха и труда человека. Охрана лесов. Меры по восстановлению и уходу за лесом. Лесные пожары, борьба с ними. Правила поведения в лесу. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом и участие в них школьников. Растения леса в поговорках, пословицах и поверьях. Практическая часть. 1. Определение растений леса по определителю. Биологическая оценка ели и берѐзы, как представителей лесообразующих пород. 2. Описание лесного сообщества. Определение возраста древесных пород по спилу. 3. Анализ лекарственного сырья. 4. Оформление гербария «Многообразие растений леса». 5. Поделки из природного материала. Экскурсия в смешанный лес. Экскурсия: 1. Растения нашего парка Тема 8. Зима в природе. (18 часов) Приметы зимы. Фенологические периоды зимы. Погода зимой. Приметные дни зимы. Снег, его структура, происхождение. Снежинки. Форма снежинок. Снежные узоры на окнах. Иней. Гололѐд. Значение снега в жизни растений. Практическая часть: 1. Погода зимой 2. Снег и его структура. Экскурсии: 1. Зимний парк Тема 9. Жизнь животных зимой. (21 часа) Особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Животные леса, Жизнь зимой обитателей наших лесов (белка, волк, заяц, лиса, лось, кабан и др.). Помощь человека обитателям леса. Охрана диких зверей зимой. Зимующие птицы. Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам. Практическая часть. 1. Распознавание следов диких зверей на снегу. 2. Распознавание зимующих птиц. 3. Изготовление кормушек для птиц. Подготовка к выставке рисунков «Звери зимой». Экскурсии: 1. Зимние птицы Тема 10. Жизнь растений зимой. (24 час) Зимний лес. Деревья зимой. Состояние покоя. Распознавание деревьев зимой. Вечнозелѐные деревья нашего леса. Вечнозелѐные травянистые растения леса. Ягоды под снегом. Экскурсия «Зимнее царство». Распознавание деревьев и кустарников. Красота зимнего пейзажа. Сбор природного материала. Практическая часть: 1. Деревья зимой 2. Вечнозеленые травянистые растения Экскурсия: 1. Зимнее царство. Тема 11. Весна в природе. (21 часа) Фенологические периоды весны. Приметы весны. Погода весной. Весенние изменения в природе. Приметные дни весны. Таяние снега. Вскрытие рек. Ледоход. Капель, проталины. Паводок. Экскурсия «Дыхание весны». Наблюдение в природе. Записи в дневниках наблюдений. Отметить состояние снега в лесу: есть ли проталины, растаял ли снег на дорогах, в лесу. Вскрылись ли реки. Очистились ли водоѐмы от воды. Половодье. Сбор материала для коллекции «Весенние первоцветы». Наблюдения за деревьями: набухание почек, сокодвижение у берѐз. Запись фенологического отчѐта об увиденном в лесу. Практическая часть: 1. Наблюдение весны в природе 2. «Весенние первоцветы» 3. Сбор растений для гербария Экскурсия: 1. Дыхание весны Тема 12. Сезонные явления в жизни животных (весна). (21 часа) Жизнь животных весной. Птицы. Перелѐтные птицы. Встреча перелѐтных птиц. Скворечники, их значение. Правила расположения скворечников. Размножение зверей, птиц. Охрана зверей и птиц. Выход из спячки и сна некоторых видов животных. Начало жизнедеятельности земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Мероприятие, посвящѐнное прилѐту птиц «День птиц». Практическая часть. 1. Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными насекомыми. 2. Записи в дневниках наблюдений. 3. Подготовка к выставке рисунков «Птицы прилетели». Экскурсии: 1. Веяние весны 2. Птицы весны и Тема 13. Жизнь растений весной. (21 часа) Лес ранней и поздней весной. Сокодвижение у деревьев и кустарников. Правила сбора берѐзового сока. Цветение деревьев и кустарников, значение раннего цветения. Первые цветы. Приспособленность их к раннему цветению. Экскурсия в лес «Весенний лес». Наблюдения за растениями. Наблюдения за изменениями в природе. Практическая часть. 1. Проверить народные приметы, сделать необходимые наблюдения. 2. Определить названия собранных цветущих растений. 3. Написать общий вывод о жизни растений и животных зимой и летом. Экскурсии: 1. Растения весной. Тема 14. «Зелѐными» тропами (21 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила еѐ составления. Оформление паспорта экологической тропы Практические занятия: 1. Составление экологической тропы нашей школы Экскурсии: 1. Экологическая тропа нашей школы 2. День здоровья 1.5 Планируемые результаты В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» обучающийся должен Знать: - правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; - условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу; - окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей; - разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу; - существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; - технологию изготовления поделок из природного материала; - правила техники безопасности; Уметь: - общаться с природой; - видеть и понимать красоту живой природы; - воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; - проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; - распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; - сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; - составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории о великих людях, о достопримечательностях малой Родины; - оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах; - принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. 2. Комплекс организационно-педагогических условий № Дата 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения Количест Форма во занятия Тема занятия уч.часов форма контроля п-ка 1 сентябрь сентябрь 2 сентябрь 3 сентябрь 4 сентябрь 5 сентябрь 6 7 сентябрь сентябрь 8 9 октябрь Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 тия 1 Комплектование группы Вступление Наблюдение Наблюдение 1 Что изучает экология? 1 Экологические организации, их Наблюдение значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий. Наблюдение Наблюдение 2 Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат Наблюдение 1 2 Практическое занятие. Оформление «Уголка природы» 2 1 Взаимосвязи в природе Наблюдение 1 2 Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени Лекция, 2 беседа/Пра 1 Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор Наблюдение Лекция, беседа Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 1 Обсуждение, устный опрос октябрь 10 октябрь 11 октябрь 12 природного материала Практичес кое занятие Наблюдение 1 Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов Наблюдение 2 Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» Наблюдение 2 Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» Практичес кое занятие Лекция, беседа 14 Практичес кое занятие Практичес кое занятие 15 октябрь Лекция, беседа 16 октябрь Лекция, беседа 13 октябрь ктическое занятие октябрь 17 ноябрь ноябрь 18 Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 Природа в жизни человека Наблюдение 1 30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними Обсуждение, устный опрос Наблюдение 1 Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» Наблюдение 2 Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений 2 Практическое занятие. Изучение растений классного зелѐного уголка Открытое занятие Наблюдение 2 Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате ноябрь 19 ноябрь 20 21 ноябрь ноябрь 22 декабрь 23 декабрь Практичес кое занятие 1 1 Наблюдение Акция «Накормим птиц!» Уникальный мир живой природы Наблюдение Наблюдение 2 Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги Наблюдение 2 Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия Обсуждение, устный опрос Наблюдение 2 1 Экскурсия. Зимующие птицы. 1 1 2 декабрь Лекция, беседа 1 2 Практическое занятие. В гостях у Флоры декабрь Лекция, беседа 2 Практическое занятие. В гостях у Фауны декабрь декабрь 28 Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 Наблюдение Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений 26 27 Практичес кое занятие 1 Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря Практичес кое занятие 24 25 Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие 1 Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 2 1 1 Охрана природы Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» Наблюдение Открытое занятие Наблюдение декабрь 29 декабрь 30 декабрь 31 декабрь 32 декабрь 33 декабрь 34 35 декабрь декабрь 36 Практичес кое занятие 2 Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие 1 1 1 1 Практичес кое занятие Лекция, беседа Наблюдение 1 Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!» Наблюдение 1 Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес?» Наблюдение 2 Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес?» Наблюдение 2 Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес?» Наблюдение 2 Практическое занятие. Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасѐт зелѐный лес?» Наблюдение 2 Практическое занятие. Оформление плаката «Мы в ответе за Землю, на которой живѐм!» Сезонные явления в жизни животных Обсуждение, устный опрос 2 1 1 2 Осень в жизни животных. Наблюдение Животные обитатели лесов, полей, лугов и огородов. Их приспособление к смене времѐн года. 37 декабрь январь 38 39 40 январь январь январь Практичес кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 41 42 43 январь январь 44 январь Практичес кое занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа Наблюдение 2 1 Зимующие птицы. Запасы на зиму птиц и зверей. Кладовые лесных жителей. 1 2 Линька животных, еѐ причины. Наблюдение 2 1 Перенесение неблагоприятных Наблюдение условий. январь 1 Практичес кое занятие Практическое занятие: Смена Наблюдение окраса шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. 2 1 Практическое занятие: Спячка животных и ее приспособления для этого. 1 2 Экскурсия: Животные зимой 1 Охрана окружающей среды. Наблюдение Красная книга. 2 Лекция, беседа 45 46 Птицы. Перелѐтные птицы. 2 январь Наблюдение 2 1 Наблюдение Обсуждение, устный опрос 1 2 Охрана природы как комплекс Наблюдение государственных, международных и общественных мероприятий, направленных умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. 2 1 Охрана растительного мира. Наблюдение январь 47 январь 48 49 50 51 52 январь январь Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес кое 2 занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа январь Практичес кое занятие Практичес кое февраль занятие Наблюдение 1 Охрана животного мира. Наблюдение 1 Охрана атмосферы. Охрана вод. Охрана земель. Охраняемые территории. 2 1 Заповедники и заказники, их значение. Наблюдение 2 1 Роль подрастающего поколения в охране природы. Наблюдение 2 1 Правила поведения в природе. 1 Практическая работа: Обсуждение, Влияние хозяйственной устный опрос деятельности человека на природу страны. 2 Лекция, беседа 53 февраль 54 Лекция, февраль беседа 55 56 57 Практичес февраль кое занятие Практичес февраль кое занятие Практичес кое февраль занятие 2 2 1 1 Наблюдение Практическая работа: Наблюдение Значение природоохранной деятельности. Практическая работа: Наблюдение Природоохранные документы. Красная книга. Экскурсии: Открытое занятие 2 1 2 1 Лес. Растения леса. Лес нашего края. 1 Лес – богатство нашей Наблюдение страны. Лес, как один из типов растительности нашего края. 2 Природоохранные памятники. Наблюдение 58 Практичес февраль кое занятие 2 60 Лекция, февраль беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес кое занятие февраль 2 61 Практичес кое февраль занятие 59 2 1 Основные лесные массивы Наблюдение области. Типы леса, их размещение. 1 Ель – порода. 1 1 Лекция, беседа 62 февраль 63 Практичес кое февраль занятие 2 2 1 основная хвойная Наблюдение Берѐза – символ России. Наблюдение Лесная растительность – главная сырьевая база Свердловской области. Лесные ягоды, их Наблюдение разнообразие и правила сбора. Лесные травы – лекарственные, съедобные, витаминные, красильные и др. Грибы. Их виды. Съедобные и Наблюдение ядовитые грибы. Использование грибов человеком. 1 Редкие и исчезающие Наблюдение растения леса. Лес – место отдыха и труда человека. Охрана лесов. 64 Практичес февраль кое занятие 2 1 Меры по восстановлению и Обсуждение, уходу за лесом. Лесные устный опрос пожары, борьба с ними. 65 февраль Лекция, беседа 2 1 Правила поведения в лесу. 1 Традиционные народные Наблюдение промыслы, связанные с лесом и участие в них школьников. Растения леса в поговорках, 66 Лекция, февраль беседа 2 Наблюдение пословицах и поверьях Практичес кое занятие 67 68 69 70 март март Практическая работа: 2 Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие март Практичес кое занятие март Практичес кое занятие 1 2 1 1 март 72 март 73 март Практичес кое занятие Практичес кое занятие Оформление «Многообразие леса». 1 Наблюдение гербария растений Практическая работа: 2 Наблюдение Анализ лекарственного сырья. Практическая работа: 2 Наблюдение Описание лесного сообщества. Определение возраста древесных пород по спилу. Практическая работа: Лекция, беседа 71 Определение растений леса по определителю. Биологическая оценка ели и берѐзы, как представителей лесообразующих пород. Практическая работа: 1 Наблюдение Наблюдение Поделки из природного материала. Экскурсия в смешанный лес. Экскурсия: 2 1 Растения нашего парка 2 1 Зима в природе Наблюдение Обсуждение, устный опрос 74 75 76 77 78 март март март март март Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес кое 2 занятие Практичес кое занятие Лекция, беседа 2 2 Приметы зимы. 1 Фенологические периоды Наблюдение зимы. Погода зимой. Приметные дни зимы. 1 Снег, его структура, Наблюдение происхождение. Снежинки. Форма снежинок. Снежные узоры на окнах. Иней. Гололѐд. 1 1 Практичес кое занятие 79 март 80 март 81 март Лекция, беседа март в жизни Наблюдение Практическая часть: Наблюдение Погода зимой Наблюдение Снег и его структура. 1 Экскурсии: Обсуждение, устный опрос 2 1 2 1 Жизнь животных зимой. 1 Особенности Наблюдение жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Лекция, беседа 82 Значение снега растений. Практическая часть: 2 Практичес кое занятие Наблюдение 1 2 Зимний парк Наблюдение 83 март 84 март 85 86 87 март март март Практичес кое занятие 2 Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 Животные леса. Жизнь зимой Открытое обитателей наших лесов занятие (белка, волк, заяц, лиса, лось, кабан и др.). 1 Помощь человека обитателям Наблюдение леса. 1 Охрана диких зверей зимой. Наблюдение Зимующие птицы. Особенности обитания зимующих птиц. 1 Практическая часть. 2 1 Лекция, беседа 88 март 89 март 90 апрель 91 апрель Помощь человека зимующим Наблюдение птицам. Распознавание следов диких зверей на снегу. Практическая часть. 2 1 Практичес кое занятие Распознавание птиц. 1 Практичес кое занятие 2 1 Лекция, беседа 2 1 Наблюдение зимующих Практическая часть. 2 Наблюдение Наблюдение Изготовление кормушек для птиц. Подготовка к выставке рисунков «Звери зимой». Экскурсии: Зимние птицы Жизнь растений зимой. Обсуждение, устный опрос Наблюдение Практичес кое занятие 92 апрель 93 апрель 94 апрель 95 96 апрель апрель 2 Лекция, беседа/Пра 2 ктическое занятие Практичес 2 кое занятие Практичес кое 2 занятие Лекция, беседа Практичес кое занятие 1 Наблюдение 1 Красота зимнего пейзажа. 1 Сбор природного материала. 1 Вечнозелѐные деревья нашего Наблюдение леса. Вечнозелѐные травянистые растения леса. Ягоды под снегом. Практическая часть: 2 1 апрель 98 апрель Практичес кое занятие апрель Лекция, беседа 2 1 апрель Лекция, беседа 2 1 100 101 2 1 2 1 Наблюдение Наблюдение Деревья зимой Практическая часть: 97 99 Зимний лес. Деревья зимой. Наблюдение Состояние покоя. Распознавание деревьев зимой. Распознавание деревьев и кустарников. Вечнозеленые растения Наблюдение травянистые Экскурсия: Зимнее царство Весна в природе. (21 час) Обсуждение, устный опрос Наблюдение Фенологические периоды Наблюдение весны. Приметы весны. Практичес кое занятие 102 апрель 103 апрель 104 105 106 107 108 апрель 2 Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое занятие 2 май Практичес кое занятие май Практичес кое занятие май май Лекция, беседа Практичес кое занятие 1 Погода весной. Весенние Наблюдение изменения в природе. Приметные дни весны. Таяние снега. Вскрытие рек. Ледоход. Капель, проталины. Паводок. 1 Наблюдение в природе. Записи Наблюдение в дневниках наблюдений. 1 Сбор материала для коллекции Наблюдение «Весенние первоцветы». Наблюдения за деревьями: набухание почек, сокодвижение у берѐз. Запись фенологического отчѐта об увиденном в лесу. Практическая часть: 2 1 Наблюдение весны в природе Практическая часть: 2 1 1 1 Наблюдение Сбор растений для гербария Экскурсия: 2 Наблюдение «Весенние первоцветы» Практическая часть: 2 Наблюдение Дыхание весны Обсуждение, устный опрос 109 май 110 май 111 112 113 май Практичес 2 кое занятие Практичес 2 кое занятие Лекция, беседа/Пра ктическое 2 занятие май Практичес кое занятие май Практичес кое занятие 2 2 1 май 115 май 116 117 май май Практичес кое занятие Практичес кое занятие Жизнь животных весной. Наблюдение Птицы. Перелѐтные птицы. 1 Встреча перелѐтных птиц. Наблюдение Скворечники, их значение. Правила расположения скворечников. 1 Размножение зверей, птиц. Наблюдение Охрана зверей и птиц. Выход из спячки и сна некоторых видов животных. 1 Начало жизнедеятельности Наблюдение земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Мероприятие, посвящѐнное прилѐту птиц «День птиц». Лекция, беседа Практическая часть. 2 1 2 1 1 Практическая часть Записи в Наблюдение дневниках наблюдений. Подготовка к выставке рисунков «Птицы прилетели». Экскурсии: 2 1 Итого: Наблюдение Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Практическая часть 2 Наблюдение 1 Лекция, беседа 114 Сезонные явления в жизни животных (весна). (21 час) Обсуждение, устный опрос Наблюдение Веяние весны 315 часов 2.2. Условия реализации программа Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет (кабинет №3); наглядные пособия по биологии/экологии; плакаты; диски видеофрагментами экологической направленности.; микроскоп и микропрепараты. 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах различного уровня. Аттестация подтверждается дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, бесед, игровой деятельности. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года обучения. 2.4. Оценочные материалы Оценочные материалы Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы, предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися результатов. 1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока: самоопределение - сформированность внутренней позиции К КВ результате диагностических работат к концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом. Способы проверки результативности Программа предусматривает различные формы подведения итогов: 1.Творческие конкурсы. 2.Краеведческие викторины и вечера. 3.Выставка краеведческих материалов с творческим отчетом. 2.4. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный; объяснительно-иллюстративный; наглядный; репродуктивный; творческий; эвристический. Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 1. 2. 3. 4. 5. 2.5 Список литературы Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003. 6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997. 8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г. 9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001. 10.Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005. 11.Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001. 12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г. 13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007. 14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004. 15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005. Интернет-ресурсы 1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал. http://ecoportal.su/ 3. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_analagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html 4. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/ 5. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7 6. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html 7. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm 8. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/