Образовательная программа дополнительного образования МАОУ-СОШ 141

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 141
ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА, Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МАОУ-СОШ № 141
Срок реализации программы 5 лет
( 2019-2024 г.)

Екатеринбург
2019

СТУКТУРА ПРОГРАММЫ
Стр.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Целевой ориентир и задачи
образовательной программы

3
реализации

дополнительной

4

1.3 Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования

6

1.4 Система оценки достижения результатов освоения
дополнительной образовательной программы

6

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Концептуальная основа дополнительного образования школы
2.2.Актуальность дополнительной образовательной программы
2.3.Функции дополнительного образования
2.4.Основные технологии и методы реализации программы
2.5.Содержание дополнительного образования МАОУ-СОШ № 141
2.6. Система представлений результатов воспитанников, формы
аттестации

9
10
10
11
12
16

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Организационно-педагогические
условия
дополнительной образовательной программы

16

3.2. Информационно-образовательная среда

16

3.3. Условия реализации программы

17

3.4. Перспектива развития дополнительного образования в МБОУСОШ № 141

18

3.5. Учебно-методические материалы

2

реализации

19

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на
удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей
самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего
образования. В Концепции модернизации российской системы образования на период до
2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1662-р от 17.11.2008 года,
подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного
образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:









максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся;
дает шанс каждому открыть себя как личность;
предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе;
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной
пищи;
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования
общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал
школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний;
позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных
образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает
вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом
компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы
полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя,
решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности,
3

то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших
результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование
способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную
самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся
во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию
самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного
проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа
жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое
участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива,
укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического
климата в ней.
Педагогический коллектив понимает, что между знаниями, которые даются в школе,
и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение
разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность
в себе, любовь, то есть ценности индивидуально психологического плана. Следом идут:
интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем
интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно
из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела
бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно
только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно
умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря
которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать
вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе
создана
образовательная программа дополнительного образования. В Программе
отражены цели и
задачи, направленные на развитие системы дополнительного
образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую
реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная
система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного
развития личности каждого ученика школы.
1.2. Целевой ориентир и задачи реализации дополнительной образовательной
программы
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и
способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи программы:


4

обеспечение гарантий права обучающегося на дополнительное образование;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;















изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов
работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального
опыта;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных
ценностей;
воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве;
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
раскрытие личностных особенностей обучающегося в благоприятном
эмоциональном климате разновозрастных микроколлективов;
ориентация обучающихся на культивирование здорового образа жизни, престижное
и достойное проведение досуга современным человеком;
формирование у обучающихся устойчивости к асоциальным явлениям,
профилактика вредных привычек;
развитие способности к адаптации в современном мире, коммуникативных качеств
в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами
информационной культуры.

Ожидаемые результаты:








5

создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет
способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных
видах деятельности;
целенаправленная организация свободного
времени большинства учащихся
школы;
создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.

1.3. Планируемые
образования

результаты

Ступень Предметные
I
1-4 кл

II
5-9 кл

III
1011кл

освоения

программы

Метапредметные

дополнительного

Личностные

Усвоение обучаемыми
конкретных элементов
социального опыта,
изучаемого в рамках
отдельного объединения знаний, умений и навыков,
опыта решения проблем,
опыта творческой
деятельности, ценностей.

Освоение обучающимися
способами деятельности,
применимые как в рамках
образовательного
процесса, так и в решении
проблем в реальных
жизненных ситуациях.

Формирование системы
ценностных отношений
обучающихся – к себе,
другим участникам
образовательного
процесса, самому
образовательному
процессу и его
результатам.

Усвоение обучаемыми
конкретных элементов
социального опыта,
изучаемого в рамках
отдельного объединения знаний, умений и навыков,
опыта решения проблем,
опыта творческой
деятельности, ценностей.

Применение
обучающимися способов
деятельности как в рамках
образовательного
процесса, так и в решении
проблем в реальных
жизненных ситуациях.

Развитие
инициативности,
самостоятельности,
навыков сотрудничества
в разных видах
деятельности.

Умение организовать учебную Умение решать проблемы Сформированность
деятельность.
в реальных жизненных нравственных норм
ситуациях.
поведения в природе,
общественных
учреждениях; умений
действовать, не
подвергая риску себя и
окружающих.

1.4. Система оценки достижения планируемых
дополнительной образовательной программы

результатов

освоения

Общие подходы к системе оценки достижения результатов освоения
дополнительной образовательной программы
Изучив методологические подходы, разработанные учеными страны (А.В.
Берсеневой, А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым,
Е.В. Титовой, А.И. Щетинской) к оцениванию получаемых результатов при
освоении дополнительной образовательной программы, педагогическим
коллективом за основу разработки системы оценивания были взяты основные
положения, реализуемые компетентностным подходом.

6

Параметр

Освоение учащимися
программы

Уровень

низкий
достаточный
оптимальный
Неосознанный Мотивация
Интерес на уровне
интерес,
неустойчивая,
увлечения.
навязанный
связанная с ре- Устойчивая
мотиизвне или на зультативной
вация.
Появляется
уровне
стороной
интерес к проектной
любознапроцесса. Интерес деятельности.
тельности.
проявляется
Мотив
слу- самостоятельно,
чайный,
осознанно.
кратковременный.
Не
добивается конечного
результата.
Устойчивость интереса учащихся к деятельности
изучаемой образовательной области

Параметр

содержания

Уровень

низкий
Интересуется
только
практическими
занятиями.
Полностью
отсутствует
интерес к теории. Выполняет
знакомые
задания.

Параметр

Нравственное
развитие
учащихся
коммуникабельность)
низкий
достаточный
оптимальный
Не
умеет Не
проявляет Умеет
высказать свою желания
формулировать
мысль, не кор- высказать свои собственные мысли,
ректен
в мысли,
но не поддерживает
общении
нуждается
в разговора,
не
побуждении со прислушивается
к
стороны взрос- другим
лых
и
сверстников

Уровень

Не требователен
к
себе,
не
корректен
в
общении
7

достаточный
Увлекается
специальной
литературой по
направлению
кружка.
Есть
интерес к выполнению сложных
заданий.

дополнительной

Не
всегда
требователен к
себе, соблюдает
нормы и правила

образовательной
высокий

Четко
выраженные
потребности.
Стремление
глубоко изучить
предмет
как
будущую
профессию.
Увлечение
проектной
деятельностью.
по программе и

оптимальный
Есть потребность в
приобретении новых
знаний.
По
настроению изучает
дополнительную
литературу. Есть потребность
в
выполнении
сложных заданий.

высокий
Целенаправленна
я потребность в
приобретении
новых
знаний.
Регулярно
изучает
дополнительную
специальную
литературу.
Занимается
исследовательско
й деятельностью.
(коммуникативность
и

Соблюдает правила
культуры поведения,
старается улаживать
конфликты

высокий
Умеет
формулировать
собственные
мысли,
поддержать
собеседника,
убеждать оппонента
Требователен
себе
товарищам,
стремится

к
и

поведения при
наличии
контроля,
не
участвует
в
конфликтах

Параметр
Уровень

проявить себя в
хороших делах и
поступках, умеет
создать
вокруг
себя комфортабельную
обстановку, дети
тянутся к этому
ребенку

Творческая активность и самостоятельность учащихся
низкий
достаточный
оптимальный
Интереса
к Инициативу
Есть положительный
творчеству,
проявляет редко. эмоциональный
инициативу не Испытывает по- отклик на успехи
проявляет.
требность
в свои и коллектива.
Не испытывает получении
Проявляет инициарадости
от новых
знаний, тиву, но не всегда.
открытия.
открытия
для Может
придумать
Отказывается от себя
новых интересные идеи, но
поручений. Нет способов
часто
не
может
навыка
са- деятельности, но оценить их и вымостоятельного по настроению. полнить
решения
Проблемы
проблем
решать
способен, но при
помощи
педагога

Пассивное
Значительные
Активное
участие в делах участие в делах результаты
уровне школы
объединения
объединения

высокий
Вносит
предложения по
развитию
деятельности
кружка.
Легко,
быстро
увлекается
творческим
делом. Обладает
оригинальностью
мышления,
богатым
воображением,
развитой
интуицией,
гибкостью мышления,
способность
к
рождению новых
идей
Значительные
на результаты
на
уровне
города,
округа, области.

Результативность обучения детей по освоению дополнительных общеобразовательных
программ учащихся осуществляется на основе педагогической диагностики: начальной,
промежуточной и итоговой.
Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала изучения
образовательной программы с целью выявления стартовых возможностей и
индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения:
наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, сдача нормативов.
Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела образовательной программы или по мере необходимости.
Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного
процесса в направлении усиления его развивающей функции.

8

Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной
программы. Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. Задачи:
анализ результатов обучения; анализ действий педагога. Методы проведения
итоговой диагностики: творческие задания; контрольные задания; тестирование;
олимпиада; выставка работ и т.д. Результаты итоговой диагностики, анализ с
выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по
следующим параметрам:
 количество учащихся, освоивших образовательную программу в %;
 количество учащихся, не освоивших образовательную программу в %;
 основные причины невыполнения учащимися образовательной программы;
 необходимость и направление коррекции образовательной программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Концептуальная основа дополнительного образования школы:
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности
к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Дополнительное
образование – практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное
образование –
проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего
образования. Дополнительное
образование – дополнительность, непрерывность,
системность в образовательной системе. Дополнительное
образование – форма
реализации
педагогического
принципа
природосообразности.
Дополнительное
образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний,
конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные
способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с
различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения
и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:









9

принцип непрерывности и преемственности;
принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
принцип вариативности;
принцип гуманизации и индивидуализации;
принцип добровольности;
принцип деятельностного подхода;
принцип творчества;
принцип разновозрастного единства;
принцип открытости системы.

2. 2. Актуальность дополнительной образовательной программы:
В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного
обновления знаний возникла необходимость создания гибкой и динамичной системы
всеобщего образования, основанной на интеграции общего (школьного) и
дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для освоения
общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению, реализация способностей школьников в других сферах
деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие
направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие
возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно,
позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания,
основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе
дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к
ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.
Кружки, студии, спортивные секции, проектная деятельность воспитывают людей,
характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.
Традиции русской педагогики, развивающие уникальный опыт таких мастеров, как
П.П. Чистяков, В.С. Щербаков, Н.С. Зверев, Г.Г. Нейгауз, А. Дункан, Л.Н. Алексеева и др.,
легли в основу направлений дополнительного образования. Очевидно, что на современном
этапе необходимо объективно осмыслить реальное состояние системы дополнительного
образования в целом и целенаправленно развивать продуктивные, проверенные временем
и подтвержденные педагогической наукой направления.
2.3. Функции дополнительного образования:








10

образовательная
– обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;










профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиальную ориентацию;
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в
избранных им сферах творческой деятельности;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.

2. 4. Основные технологии и методы реализации программы:
Исследовательские методы:
Лабораторные и экспериментальные занятия;
 опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;
 лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами,
устройствами.
Эксперименты:
 опытническая работа на участке.

техническими

Метод проблемного обучения:









проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения,
находки, открытия;
эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
объяснение основных понятий, определений, терминов;
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания,
демонстрация опыта, использование наглядности);
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися:
поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему;
поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Методы программированного обучения:

11

объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал
учащиеся изучают самостоятельно;



самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное
программирование);
б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:











разработка проектов, программ;
построение гипотез;
моделирование ситуации;
создание новых способов решения задачи;
создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей,
сказок);
разработка сценариев спектаклей, праздников;
художественное конструирование;
создание произведений декоративно-прикладного искусства;
проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:





игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.
игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.
настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.

Наглядный метод обучения:




наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы,
диаграммы, чертежи, графики;
демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий,
геометрические фигуры, муляжи и т. д.);
видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

2.5. Содержание дополнительного образования МАОУ-СОШ № 141:
В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

12

Художественно-эстетическая
Социальная
Спортивная
Патриотическая
Туристско-краеведческая
Техническая

Для систематизации организации деятельности дополнительного образования детей,
все кружки и секции объединены в 4 модуля:
Дополнительное образование детей в МБОУ-СОШ № 141

Волонтёрский отряд «Маяк»

Школьная газета «Моя 141 – я»

Социальной направленности:

Экологический кружок «Экомир»

«Я и информация
вокруг меня»

Школьный музей «Этнограф»

«Я и моя Родина»

Патриотической направленности:

«Я и моё
здоровье»

«Футбол», «Баскетбол»

«Я и моё
творчество»

Спортивной направленности:

4 модуль

«Солнечный бисер», студия танца «Сюрприз»,
«Радуга»,«Эстрадный вокал»

3 модуль

«Арт - класс», «Радуга творчества,

2 модуль

Художественно-эстетической направленности:

1 модуль

1 модуль «Я и моё творчество»
Целью работы кружков художественно-эстетической направленности является
развитие творческих способностей учащихся и воспитанников, знакомство с
произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его
эмоциональной чуткости.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству, декоративно – прикладному творчеству, и
музыке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. На занятиях кружков ДПИ «Арт класс» и «Солнечный бисер» ребята учатся оценивать полноту изображаемого образа,
передавать форму, строение, пропорцию, композицию и цвет изображаемого предмета.
13

Учатся различным формам и методам рисования, декоративно – прикладного искусства и
создают своими руками прекрасные изделия.
Занятия в вокальной студии «Микс» способствуют выявлению и развитию
музыкальности ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Занятия
приобщают обучающихся к пониманию музыки, и знакомят с богатой и
разнообразной музыкальной культурой, способствуют формированию художественного
вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в вокале. Выразительными
средствами музыкального жанра у детей формируется культура поведения и общения,
прививается навык вежливости, умения вести себя в обществе, быть интеллигентным,
элегантным, корректным. Обучение детей и подростков эстрадному пению способствует
приобщению их к основам мировой музыкальной культуры, развитию музыкальноэстетического вкуса, формированию исполнительских вокальных умений и навыков,
обеспечивает условия для дальнейшего профессионального роста.

2 модуль «Я и моё здоровье»
Целесообразность работы спортивной направленности продиктована снижением
двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья,
физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы
призваны сформировать у обучащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни. Мир игр и спорта охватывает и увлекает детей.
3 модуль «Я и моя Родина»
Экологическая направленность представлена кружком «Экомир» Занятия в кружке
«Экомир» позволяют подросткам не просто чем-то заниматься два – три раза в неделю в
свободное время, а формирует особый здоровый и, можно сказать, "экологичный" стиль
жизни, в котором обычно нет места ни наркотикам, ни жестокости, ни бездуховности!
Цель программы – способствовать успешной социализации воспитанников в современном
обществе и формированию у детей, подростков и молодежи социально-значимых
личностных качеств и «Эколого-доминантного стиля жизни», через практические работы.
Перед педагогом кружка патриотической направленности стоит задача воспитать
патриота, человека, который любит свою Родину. Эта задача решается воспитанием
интереса к прошлому через изучение культуры, быта, знакомства с судьбами людей
разных эпох; любовью к природе, её достопримечательностям; организацией участия в
решении общественных проблем на возможном для обучающихся уровне; формированием
гражданской позиции, как понимания связи с людьми, живущими в обществе. Школьный
музей «Этнограф» является одним из самых эффективных способов сохранения и
осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и
совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой
поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и
духовной культуре и, конечно же нравственности и патриотизма.
14

4 модуль «Я и информация вокруг меня»
Социальное направление представлено
волонтерский центр «Маяк» основной задачей которого стало развитие у обучающихся
высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо
общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через
участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных,
просветительских и др. проектах и программах).
Вся система работы дополнительного образования в МАОУ-СОШ № 141
направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений,
необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их
индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и
к окружающей действительности.
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в
соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и
технологий достижения целей, а также предполагаемого результата.
Программа
раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное,
технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является
индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности
выхода на определенный уровень образованности и
решению задач приоритетного
направления школы.
Образовательные программы дополнительного образования предназначены для
работы с детьми от 7 до 18 лет и направлены на формирование культуры творческой
личности. Программы отличаются большим разнообразием тем и оригинальным подходом
к их раскрытию.
В соответствии с трёхступенчатой моделью образовательные программы
представлены по нормированным срокам освоения: от 1 года до 2-х лет и от 2-х и более
лет.
2.6. Система представления результатов воспитанников:



участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного, районного,
муниципального, областного, регионального и федерального уровня;
итоговые выставки творческих работ; презентации итогов работы объединений;
создание агитационных газет, листовок; выпуск сборников творческих работ
учащихся.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организационно-педагогические
образовательной программы
15

условия

реализации

дополнительной

Школа сегодня - образовательное учреждение с постоянно развивающейся
материально-технической базой.
На сегодняшний день 100 % учебных кабинетов оснащены мультимедийным
оборудованием, которое является ценным инструментом эффективного обучения.
3.2. Информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда школы включает в себя совокупность
технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы,
программные продукты и др.), культурные и организационные формы
информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного
процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также организационную поддержку
применения ИКТ.
В школе создано и постоянно модернизируется единое информационное
образовательное пространство. В учреждении школы действует локальная сеть, в
которой объединено на сегодняшний день 48 компьютеров. Это
позволяет
использовать телекоммуникационные технологии в образовательном процессе и
значительно расширяет информационное образовательное пространство школы.
Через сайт школы решается задача по созданию условий для обеспечения
прозрачности
и
доступности
образовательного
процесса.
Осваивается
информационная система «Дневник.РУ», что
позволит обеспечить требование
государства по оказанию электронных услуг в образовании.
Информационно-образовательная среда школы формируется на основе
электронного журнала «Дневник.ru»,
сайта МАОУ-СОШ № 141, библиотечноинформационного центра, мобильного кабинета информатики, АПК.
Для реализации программы дополнительного образования в МАОУ-СОШ №141
сформирована материально-техническая база, имеется:
Актовый зал
Спортивный зал
Учебные кабинеты
Акустическая аппаратура
Футбольное поле
Спортивная площадка
Библиотека
Копировальные аппараты
Мультимедиа аппаратура
Видео и аудиотека, электронные учебные пособия.
3.3. Условия реализации программы:
Для функционирования творческих объединений, кружков, клубов и спортивных секций
оборудованы следующие кабинеты и залы:
16

№

Название кружка

Оснащение
Художественно-эстетическое направление

1

«Арт-класс»

Кабинет № 18

2

«Бисероплетение»

Кабинет № 18

2

«Эстрадный вокал»

Актовый зал, кабинет музыки № 10
Социальное направление

Волонтерский отряд «Маяк»

Кабинет № 16
Спортивное направление

«Футбол»

Спортивный зал, спортивная площадка, футбольное
поле

4
«Баскетбол»

Патриотическое направление
Школьный музей «Этнограф»

6

Школьный музей, кабинет № 21

Экологическое направление
Экологический кружок «Экомир»

7

Кабинеты № 3

3.4. Перспектива развития дополнительного образования в МАОУ-СОШ № 141:





17

Расширение деятельности всех модулей и направленностей
Привлечение специалистов высокого профессионального мастерства с целью
совершенствования системы дополнительного образования МАОУ-СОШ № 141.
Расширение материально-технической базы.
Интеграция дополнительного образования в учебно-воспитательный процесс
школы.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».