Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Содержание внеурочной деятельности
7
3. Материально-техническое обеспечение
9
4. Организация внеурочной деятельности
9
5. Формы организации внеурочной деятельности по направлениям
12
6. Реализация направлений внеурочной деятельности
13
7. План и планируемые результаты внеурочной деятельности
15
8. Показатели деятельности педагогов по реализации модели
внеурочной деятельности
9. Структура программы внеурочной деятельности
19
21
1. Пояснительная записка.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 64100,
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 287;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ –
113/03 «О направлении методических рекомендаций»;
Рабочая программа воспитания;
Устав МАОУ – СОШ № 141;
Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ – СОШ № 141.
План внеурочной деятельности для - х 5 классов составлен на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Программы
Внеурочная деятельность в МАОУ-СОШ №141 (в дальнейшем – школа)
осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной
деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме
учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно
решение задач воспитания и социализации детей.
В соответствии с решением педагогического коллектива, пожеланиями
родительской общественности, с учетом интересов и запросов обучающихся,
в МАОУ – СОШ № 141 реализуется модель внеурочной деятельности с
преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Организация
жизни
ученических
сообществ
является
важной
составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у
школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций,
как:
1. компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения
в обществе с учетом правовых норм, установленных российским
законодательством;
2. социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о
социальных ролях человека;
3. компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
1. в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления,
участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в
школе и за ее пределами;
2. через приобщение обучающихся к общественной деятельности и
школьным
традициям,
производственных,
участие
творческих
обучающихся
объединений,
в
деятельности
благотворительных
организаций;
3. через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в
ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Формы внеурочной деятельности в МАОУ – СОШ № 141 на уровне ООО
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают
индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий
(продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции,
практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы,
деловые игры и пр.
Основными факторами, которые определяют модель организации
внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;-методическое,
программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных
руководителей;
-кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
внеурочной
деятельности (учителей, реализующих внеурочную деятельность),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Основная
идея
и
цель
внеурочной
деятельности:
реализация
образовательной деятельности, направленной на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная
деятельность
является
неотъемлемой
частью
основной
общеобразовательной программы.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном
направлении деятельности;
развитие
опыта
творческой
деятельности,
творческих
способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений
и навыков;
развитие
опыта
неформального
общения,
взаимодействия,
сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования используется все многообразие доступных
объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного
кинематографа.
План внеурочной деятельности на уровне ООО представляет собой
описание
целостной
системы
функционирования
образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:
внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные
курсы,
метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том
числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);
внеурочную
комплекса
деятельность,
направленную
воспитательных
на
мероприятий
реализацию
на
уровне
образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих
объединениях
по
социальные
практики
учетом
с
интересам,
культурные
и
историко-культурной
и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;
внеурочную
деятельность
по
организации
деятельности
ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе
ученических классов, разновозрастных объединений по интересам,
клубов;
детских,
подростковых
и
юношеских
общественных
объединений, организаций и т. д.;
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие
возрастным
особенностям
обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности школы;
опора на рабочую программу воспитания.
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных
обязанностей
классных
руководителей,
педагогов
дополнительного
образования и других педагогических работников, деятельность которых не
регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является
добровольной для посещения.
2. Содержание плана внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за
5 лет обучения на уровне основной школы не более 1750 часов, в год — не
более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается
перенос
образовательной
нагрузки,
реализуемой
через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества
часов.
Внеурочная
деятельность
в
каникулярное
время
может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности — от 1 до 2 часов;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов;
на
деятельность
ученических
сообществ
и
воспитательные
мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до
4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел
масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий
за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена
вариативность
содержания
внеурочной
деятельности
с
учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность,
может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации
обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть
выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе — в связи с
организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью
преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или
ином ученическом коллективе.
3. Материально-техническое обеспечение
Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются
необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.
Для
организации
внеурочной
деятельности
школа
располагает
оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами
школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по
предметам.
Школа имеет кабинет, оборудованный компьютерной техникой, все
предметные кабинеты подключены к локальной сети Интернет и оснащены
интерактивным оборудованием.
4. Организация внеурочной деятельности
Форма проведения – групповая.
Основные направления внеурочной деятельности реализуемые в
МАОУ-СОШ №141 на уровне ООО:
1.
внеурочную
деятельность
по
организации
деятельности
ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе
ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
детских,
подростковых
и
юношеских
общественных
объединений,
организаций и т. д.
«Юные туристы»
Цель: углубленное изучение географии, всесторонеее развитие
личности
обучающихся
направленное
на
совершенствование
его
индивидуального, духовного и физического развития через туристичестско –
краеведческую деятельность.
Форма
организации:
тренировочные
физические
упражнения,
подвижные игры, соревнования, конкурсы, эстафеты, сюжетно – ролевые
игры занятия – путешествия, проектно – исследовательская деятельность
2. внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные
кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности).
«Финансовая грамотность»
Цель:
формирование
необходимых
для
у
учащихся
эффективного
знаний,
управления
умений
личными
и
навыков,
финансами;
формирование культуры осознанного потребления; обучение составлению
личного финансового плана с далёким горизонтом планирования
Формы организации: интерактивные беседы, круглые столы, дискуссии,
экономические, сюжетно-ролевые игры, проектно – исследовательская
деятельность.
3.
внеурочную
деятельность,
направленную
на
реализацию
комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной
организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях
по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной
и
этнической
обучающихся,
специфики
родителей
региона,
(законных
потребностей
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
«Экогород Екатеринбург»
Цель: создание условий для формирования экологического мышления и
культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе
"человек – город - общество – природа", для осознания обучающимися
необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни, потребности личного участия в решении экологических
проблем.
Формы организации: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ,
мини-конференция,
консультация.
Программа
предусматривает
проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах,
индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия по программа курсов внеурочной деятельности проводятся в
учебных
кабинетах,
в
музеях
различного
типа,
пришкольном участке, проектная деятельность
библиотеках,
на
включает проведение
опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,
встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная
деятельность
предусматривает
поиск
необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной
информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
5.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
школы
по
направлениям:
Формы внеурочной деятельности в МАОУ – СОШ № 141 на уровне
ООО предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
включают :
сочетают индивидуальную и групповую работу;
обеспечивают
гибкий
режим
занятий
(продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность (в том числе
экспедиции,
практики),
предприятия и др.),
походы, деловые игры и пр.
экскурсии
(в музеи,
парки,
на
Учителя
Классные
руководители
Библиотекарь
Руководители
ДО
Музеи
Спортивны
й зал
Кадровое обеспечение
Компьютер
-ный класс
Театры
Библиотека
№ 141
Библиотеки
Внешние ресурсы
Оборудова
н-ные
кабинеты
Актовый
зал
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МБОУ-СОШ
Ресурсы школы
Спортивна
я площадка
Интернет
Родители
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Олимпиады
Соревнования
Круглые столы
Учебные
исследования
Предметные
недели,
Объединения
по интересам
Самоуправлени
е
Туристические
походы
Центры ДО
Общественнополезные
практики,
Тематические
декады
В МАОУ – СОШ № 141 на уровне ООО реализуется модель
плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и
работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.
6 . Реализация направлений деятельности
№ Название курса
1.
«Юные
туристы»
Направление
виртуальны
й туризм
Направления внеурочной деятельности
внеурочную
организации
деятельность
по
деятельности
ученических сообществ (подростковых
коллективов), в том числе ученических
классов, разновозрастных объединений
по
интересам,
клубов;
подростковых
и
детских,
юношеских
общественных
объединений,
организаций.
2.
«Экогород
Екатеринбург»
проектно –
внеурочную
деятельность,
исследователь направленную на реализацию комплекса
ская
воспитательных мероприятий на уровне
деятельность
образовательной организации, класса,
занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные
и
социальные
практики
историко-культурной
специфики
и
потребностей
родителей
представителей)
учетом
этнической
региона,
обучающихся,
с
(законных
несовершеннолетних
обучающихся.
3.
«Финансовая
грамотность»
внеурочную
деятельность
по
функциональ
формированию
ная
грамотности
грамотность,
математической,
всестороннее
финансовой)
развитие
(интегрированные
личности,
метапредметные кружки, факультативы,
экономика
научные
функциональной
(читательской,
естественно-научной,
сообщества,
обучающихся
курсы,
в
том
числе
направленные на реализацию проектной
и исследовательской деятельности).
7. План и планируемые результаты внеурочной деятельности
Название
курса
Направление
Кол-
внеурочной
во
деятельности
часов
Решаемые задачи
для
5 - 9
класс
а
«Юные
туристы»
внеурочную
1
Развитие краеведческих понятий,
деятельность по
помогающих
организации
целостный
деятельности
окружающий мир, в котором
ученических
природное
сообществ
рассматривается в неразрывном
(подростковых
единстве;
коллективов),
том
в
числе
здорового
взгляд
и
на
социальное
формирование
образа
жизни,
ответственности за своё здоровье,
ученических
воспитание
классов,
дисциплины,
разновозрастных
отношения
объединений
сформировать
сознательной
бережного
к
общественной
по
собственности, чувства дружбы,
интересам, клубов;
товарищества, единства слова и
детских,
дела, коллективизма. Изучение
подростковых
и
основ
краеведения
и
азбуки
юношеских
туристстко бытовых, санитарно
общественных
гигиенических
навыков
объединений,
ориентирования на местности.
организаций.
Формирование
активной
гражданской
позиции,
включающей в себя развитие
ответственности за настоящее и
будущее своего края.
«Экогород
внеурочную
Екатеринбур
деятельность,
г»
направленную
Формирование у обучающихся
1
знаний об устойчивом развитии
на
цивилизации, основных законах
реализацию
экологии
комплекса
биосферосовместимых
воспитательных
принципах
мероприятий
на
и
деятельности
человечества; обучение знаниям
уровне
и
образовательной
области
организации,
исследований
класса, занятия, в
среды
том
Формирование
числе
в
творческих
объединениях
интересам,
культурные
навыкам,
необходимым
окружающей
нашего
города.
гражданской
связанной
с
ответственностью за состояние
окружающей
и
в
мониторинговых
позиции,
по
о
здоровья
и
среды,
своего
здоровья
других
социальные
людей, активной общественной
практики с учетом
позиции как в деле отстаивания
историко-
своих
культурной
и
законных
благоприятную
прав
на
окружающую
этнической
среду, так и в практическом
специфики
участии
региона,
формированию
в
мероприятиях
по
благоприятной
потребностей
среды,
предотвращению
обучающихся,
недопущению
родителей
правонарушений
(законных
экологического
представителей)
мониторинга);
несовершеннолетн
осознании
своей
их обучающихся.
улучшении
будущего,
и
экологических
(организация
школьного
помощь
взаимосвязи
между
экономикой
и
роли
в
в
тесной
природой,
обществом;
Развитие
.
умений
самостоятельно
приобретать
необходимые знания, грамотно
работать
с
информацией,
формулировать выводы и на их
основе
выявлять
и
проблемы,
решать
развитие
способностей
принимать
и
осуществлять перемены, делать
выбор, быть ответственным за
результат собственных действий.
Формирование
умений
выявлять причинно-следственные
связи экологических нарушений
как
глобального,
регионального
так
и
характера;
развитие мотивационной сферы
личности как фактора повышения
интереса
поставленных
к
изучению
проблем,
активному
поиску
решений;
усовершенствование
коммуникативные навыков
и
опыта сотрудничества в группе,
коллективе,
навыков
предотвращения
конфликтных
ситуаций, умелого выхода из них.
«Финансовая внеурочную
грамотность» деятельность
1
по
формированию
функциональной
грамотности
Формирование у обучающихся
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых для эффективного
управления личными финансами;
Воспитание
(читательской,
культуры
осознанного потребления;
математической,
естественно-
Обчучение
научной,
составлению
личного финансового плана с
финансовой)
далёким
обучающихся
(интегрированные
горизонтом
планирования
курсы,
Формирование
метапредметные
активной
кружки,
жизненной
факультативы,
экономического
научные
мышления,
сообщества, в том
ответственности и нравственного
числе
поведения
направленные
на
экономических
развитие
образа
воспитание
в
области
отношений
в
семье и обществе, приобретение
реализацию
проектной
позиции,
и
опыта применения полученных
исследовательской
знаний и умений для решения
деятельности).
элементарных
вопросов
в
области экономии.
10. Показатели деятельности педагогов по реализации модели
внеурочной деятельности
1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
(итоги учебного года);
2. Проектная деятельность обучающихся;
3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах,
соревнованиях и т.п. вне школы;
4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и
внешкольных мероприятиях;
5. Посещаемость занятий, курсов;
6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма
во время образовательного процесса;
7. Участие родителей в мероприятиях;
8. Наличие благодарностей, грамот;
9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее
соответствие предъявляемым требованиям
10.Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с
обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей
деятельности);
11.Применение современных технологий, обеспечивающих
индивидуализацию обучения;
12.Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов
внеурочной деятельности;
13.Презентация опыта на различных уровнях;
Приложение
1
11. Структура программы внеурочной деятельности
№ Структура
Содержание структурных компонентов программы
программы
1
Титульный лист
Название
образовательного
котором
разработана
ответственного
учреждения,
программа.
работника,
в
Ф.И.О.
утвердившего
программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета,
рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы. Возраст детей, на который
рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она
рассчитана).
Автор
программы
(Ф.И.О,
занимаемая
должность).
Название города.
2
Пояснительная
Год создания программы.
Нормативная база, цель и задачи
записка
3
Планируемые
результаты
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение
школьником социальных знаний (об общественных
нормах,
устройстве
общества,
о
социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй
уровень
результатов
—
получение
школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Третий
уровень
результатов
—
получение
школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
Система отслеживания и оценивания результатов
обучения детей (могут быть представлены на
выставках,
соревнованиях,
конкурсах,
учебно-
исследовательские конференциях и т.д.).
4
Содержание
программы
Это краткое описание разделов и тем внутри
разделов. Содержание тем раскрывается в том
порядке, в котором они представлены в учебнотематическом плане. Описание темы включает:
•
ее название;
•
основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса
(теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже.
Обычно первая тема — введение в программу.
5
Тематический
план
Раскрывается
последовательность
тем
курса,
указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических
занятий.
Педагог
распределять
имеет
часы
по
право
темам
самостоятельно
в
пределах
установленного времени. С указанием ссылок на
интернет ресурсы.