1. 2. 3. 4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ 1. Пояснительная записка. Логистика как отдельное направление научной мысли сложилась в середине ХХ столетия. Она относится к наукам, возникшим на базе тектологии – учения о всеобщей организованности. Логистика является организацией конкретного опыта Формирование в области логической математической культуры учащихся логики – и алгоритмов. важное условие гуманитаризации образования. Логическая культура не является врожденной, ее надо воспитывать. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных рассуждений и опровержение ложных. Правильному мышлению свойственны определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Метод индукции – один из наиболее эффективных методов доказательств гипотез. С помощью индукции можно не только доказывать готовые утверждения, но и открывать новые факты. Программа курса «Логистика» предусматривает разъяснения cущности метода индукции и обучение учащихся делать индуктивные предложения. Программа курса для учащихся 10-11 классов. Программа предусматривает достижение цели: показать непосредственные выходы школьной математики в сферы серьезной науки и ее приложений; дать учащимся знание законов и логических форм мышления; сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках) и в повседневной деятельности; Задачи программы формировать повышения умственного уровня и логического мышления; сформировать практические навыки аргументации, доказательства, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки; выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами; обеспечить дополнительными знаниями для решения нестандартных задач; Формы отчетности При проведении занятий по курсу заслушиваются выступления учащихся с докладами, отчетами об осуществлении « поисковой работы» в книжножурнальных областях и Интернете. Учитывается: 1) посещаемость занятий; 2) участие в дискуссии и групповой работе; 3) выполнение контрольных работ; Курс завершается итоговым тестированием и рассчитан на 68 часа. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Реализация программы образования призвана способствовать: созданию единого образовательного пространства; расширению различных видов деятельности в системе образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам; расширению возможностей для развития личности ребенка; выявлению математически - одаренных детей, поддержке одарённых детей; росту профессиональной компетентности педагогов в сфере организации дополнительного образования детей; созданию условий для развития одаренных детей; Учащиеся должны быть обеспечены новыми знаниями в учебной дисциплине «Логистика». У учащихся повысится математический интеллект, познавательная деятельность и творческий потенциал. Повысится интерес к занятиям математикой. Должны развиться такие качества, как усидчивость, ответственность, уверенность в себе. Учащиеся должны научиться эффективно и корректно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные аргументы, культурно и логично опровергать ложные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах. 3.Содержание курса Формирование логической культуры учащихся – важное условие гуманитаризации образования. Логическая культура не является врожденной, её надо воспитывать. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение ложных. Правильному мышлению свойственны определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Цель элективного курса – дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках) и в повседневной деятельности. Людям необходимо умение эффективно и корректно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах. Курс призван способствовать решению следующих задач: 1) Дать знания и навыки по некоторым темам логики, а именно: - формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям); - законам мышления; 2) Сформировать практические навыки аргументации, доказательства, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки. 3) Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с обучением. 4) Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами. 5) Предложить учащимся сочетание традиционной логики и элементов символической логики. Программа элективного курса «Логистика» для учащихся 10 - 11 классов рассчитана на 68 часов, 1 час в неделю. Программа включает в себя разделы: «Формы чувственного познания», «Понятие», «Суждение», «Запись суждений в виде формул», «Законы правильного мышления», «Дедуктивное умозаключение», «Символическая логика», «Индуктивное умозаключение», «Применение нестандартных способов в решениях математических и экономических задач». Раздел 1. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Как возникла и развивалась логика, роль логики в повышении культуры мышления. Раздел 2. ПОНЯТИЕ Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Языковые формы выражения понятий. Виды понятий. Отношения между понятиями. Признаки определения понятий. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различие. Раздел 3. СУЖДЕНИЕ Общая характеристика. Суждение и предложение. Виды простых суждений. Состав простых суждений: субъект, предикат, связка. Приведение суждений к четкой логической форме. Раздел 4. ЗАПИСЬ СУЖДЕНИЙ В ВИДЕ ФОРМУЛ Знакомство с логическими операциям, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание. Образование сложных суждений с помощью этих связок. Составление и доказательство формул с помощью таблиц истинности. Раздел 5. ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Общая характеристика законов правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания. Примеры, показывающие нарушения этих законов. Раздел 6. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Общее понятие об умозаключениях. Структура умозаключений: посылки, заключение, логическая связь между ними (вывод). Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования. Виды дедуктивных умозаключений: непосредственные, опосредованные. Раздел 7. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА Операции с классами понятий: объединение, пересечение, вычитание. Решение математических задач. Понятие высказывания. Способы образования сложных высказываний с помощью логических связок дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Доказательство формул с помощью таблиц истинности. Раздел 8. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная математическая индукция. Вычисление значений выражений и доказательство с помощью математической индукции. Раздел 9.ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ в решениях математических и экономических задач 4.Тематическое планирование на 10 – 11 класс с указанием часов по каждой теме № Тема занятия Количество часов 10 класс Логистика: сущность и содержание. Природа логистических систем. 2 Формы чувственного познания. Понятия и суждения. 3 Понятие. Понятие как форма мышления. Виды понятий. Отношения между понятиями. 4 Суждения. Простые суждения, их классификация. Сложное суждение и его виды. 5 Запись суждений в виде формул. Операции конъюнкции, дизъюнкции. Операции импликации, эквивалентности, отрицания. Составление таблиц истинности. Контрольная работа № 1 6 Законы правильного мышления Доказательство их с помощью таблиц истинности. 7 Дедуктивные умозаключения. Виды умозаключений. Типичные логические ошибки в заключениях. 8 Символическая логика, доказательство формул. Операции с классами. Логические схемы выражения импликаций и эквивалентности. Контрольная работа № 2 9 Индуктивное умозаключение. Разновидности индукций. Применение индукции в математике. 10 Применение метода математической индукции при доказательстве тождеств и задач на суммирование. Доказательство тождеств. Задачи на суммирование. Полная и неполная индукция. ИТОГО: 1 2 2 3 1 1 1 3 1 2 6 1 2 2 1 2 4 2 2 4 1 2 1 4 2 2 4 2 2 34 № Тема занятия Количество часов 11 класс 11 12 13 14 15 Применение метода математической индукции к доказательству неравенств. Доказательство неравенств методом математической индукции. Доказательство неравенства Бернулли. Применение метода математической индукции к задачам на делимость. Доказательство задач на делимость. Как доказать малую теорему Ферма методом математической индукции. Контрольная работа № 3 Применение метода математической индукции для изучения свойств числовых последовательностей. Применение метода математической индукции для изучения свойств арифметической и геометрической последовательностей. Вывод формул. Последовательность Фибоначчи. Математические модели в логистике. Обзор математических моделей и методов во взаимосвязи с задачами логистики. Сжатые и развернутые модели. Статистические и динамические модели. Статистические и теоретико-вероятностные методы логистических исследований. Применение нестандартных способов в решениях математических задач Применение нестандартных способов в решениях экономических задач Итоговое занятие ИТОГO: Всего: 5 3 2 4 2 1 1 6 4 2 8 2 2 2 2 5 5 1 34 68