РП курса внеурочной деятельности Логистика

1.
2.
3.
4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

1. Пояснительная записка.
Логистика как отдельное направление научной мысли сложилась в
середине ХХ столетия. Она относится к наукам, возникшим на базе тектологии
– учения о всеобщей организованности. Логистика является организацией
конкретного

опыта

Формирование

в

области

логической

математической

культуры

учащихся

логики
–

и

алгоритмов.

важное

условие

гуманитаризации образования. Логическая культура не является врожденной,
ее надо воспитывать. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения
человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных рассуждений
и

опровержение

ложных.

Правильному

мышлению

свойственны

определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Метод индукции – один из наиболее эффективных методов доказательств
гипотез. С помощью индукции можно не только доказывать готовые
утверждения, но и открывать новые факты. Программа курса «Логистика»
предусматривает разъяснения cущности метода индукции и обучение учащихся
делать индуктивные предложения. Программа курса для учащихся 10-11
классов.
Программа предусматривает достижение цели:
 показать непосредственные выходы школьной математики в сферы
серьезной науки и ее приложений;
 дать учащимся знание законов и логических форм мышления;
 сформировать навыки и умения, необходимые для реализации
полученных знаний на практике (на уроках) и в повседневной
деятельности;

Задачи программы
 формировать повышения умственного уровня и логического мышления;
сформировать практические навыки аргументации, доказательства,
показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки;
 выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач;
научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений,
умозаключений новыми примерами;
 обеспечить дополнительными знаниями для решения нестандартных
задач;
Формы отчетности
При проведении занятий по курсу заслушиваются выступления учащихся с
докладами, отчетами об осуществлении « поисковой работы» в книжножурнальных областях и Интернете.
Учитывается:
1) посещаемость занятий;
2) участие в дискуссии и групповой работе;
3) выполнение контрольных работ;
Курс завершается итоговым тестированием и рассчитан на 68 часа.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы образования призвана способствовать:
 созданию единого образовательного пространства;
 расширению различных видов деятельности в системе образования детей для
наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в
объединениях по интересам;
 расширению возможностей для развития личности ребенка;
 выявлению математически - одаренных детей, поддержке одарённых детей;
 росту профессиональной компетентности педагогов в сфере организации
дополнительного образования детей;
 созданию условий для развития одаренных детей;
Учащиеся должны быть обеспечены новыми знаниями в учебной дисциплине
«Логистика». У учащихся повысится математический интеллект, познавательная
деятельность и творческий потенциал. Повысится интерес к занятиям математикой.
Должны развиться такие качества, как усидчивость, ответственность, уверенность в
себе. Учащиеся должны научиться эффективно и корректно вести диалоги,
критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные
аргументы, культурно и логично опровергать ложные тезисы, встречающиеся в
полемике, дискуссиях, диспутах.
3.Содержание курса
Формирование логической культуры учащихся – важное условие
гуманитаризации образования. Логическая культура не является врожденной, её
надо воспитывать. Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от
запутанности, обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение
ложных.
Правильному
мышлению
свойственны
определенность,
непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Цель элективного курса – дать учащимся знание законов и логических форм
мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации
полученных знаний на практике (на уроках) и в повседневной деятельности. Людям
необходимо умение эффективно и корректно вести диалоги, критически
воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные аргументы,
культурно и логически грамотно опровергать ложные тезисы, встречающиеся в
полемике, дискуссиях, диспутах. Курс призван способствовать решению следующих
задач:
1) Дать знания и навыки по некоторым темам логики, а именно:
- формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);
- законам мышления;
2) Сформировать практические навыки аргументации, доказательства,
показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки.

3) Акцентировать внимание учащихся на разделах логики, связанных с
обучением.
4) Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач;
научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений
новыми примерами.
5) Предложить учащимся сочетание традиционной логики и элементов
символической логики.
Программа элективного курса «Логистика» для учащихся 10 - 11 классов
рассчитана на 68 часов, 1 час в неделю. Программа включает в себя разделы:
«Формы чувственного познания», «Понятие», «Суждение», «Запись суждений в
виде формул», «Законы правильного мышления», «Дедуктивное умозаключение»,
«Символическая
логика»,
«Индуктивное
умозаключение»,
«Применение
нестандартных способов в решениях математических и экономических задач».
Раздел 1. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).
Формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Как возникла
и развивалась логика, роль логики в повышении культуры мышления.
Раздел 2. ПОНЯТИЕ
Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства и
отношения. Языковые формы выражения понятий. Виды понятий. Отношения
между понятиями. Признаки определения понятий. Приемы, сходные с
определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством
примера, сравнение, различие.
Раздел 3. СУЖДЕНИЕ
Общая характеристика. Суждение и предложение. Виды простых суждений.
Состав простых суждений: субъект, предикат, связка. Приведение суждений к
четкой логической форме.
Раздел 4. ЗАПИСЬ СУЖДЕНИЙ В ВИДЕ ФОРМУЛ
Знакомство с логическими операциям, дизъюнкция, конъюнкция, импликация,
эквиваленция, отрицание. Образование сложных суждений с помощью этих связок.
Составление и доказательство формул с помощью таблиц истинности.
Раздел 5. ЗАКОНЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Основные
черты
правильного
мышления:
определенность,
последовательность, непротиворечивость, доказательность. Общая характеристика
законов правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон
исключения третьего. Закон достаточного основания. Примеры, показывающие
нарушения этих законов.

Раздел 6. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее понятие об умозаключениях. Структура умозаключений: посылки,
заключение, логическая связь между ними (вывод). Понятие дедуктивного
умозаключения. Необходимый характер логического следования. Виды
дедуктивных умозаключений: непосредственные, опосредованные.
Раздел 7. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
Операции с классами понятий: объединение, пересечение, вычитание.
Решение математических задач. Понятие высказывания. Способы образования
сложных высказываний с помощью логических связок дизъюнкции, конъюнкции,
импликации, эквиваленции и отрицания. Доказательство формул с помощью таблиц
истинности.
Раздел 8. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная математическая
индукция. Вычисление значений выражений и доказательство с помощью
математической индукции.
Раздел 9.ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ в решениях
математических и экономических задач

4.Тематическое планирование на 10 – 11 класс
с указанием часов по каждой теме
№

Тема занятия

Количество
часов

10 класс
Логистика: сущность и содержание. Природа
логистических систем.
2 Формы чувственного познания. Понятия и суждения.
3 Понятие.
Понятие как форма мышления.
Виды понятий.
Отношения между понятиями.
4 Суждения.
Простые суждения, их классификация.
Сложное суждение и его виды.
5 Запись суждений в виде формул.
Операции конъюнкции, дизъюнкции.
Операции импликации, эквивалентности, отрицания.
Составление таблиц истинности.
Контрольная работа № 1
6 Законы правильного мышления Доказательство их с
помощью таблиц истинности.
7 Дедуктивные умозаключения.
Виды умозаключений.
Типичные логические ошибки в заключениях.
8 Символическая логика, доказательство формул.
Операции с классами.
Логические схемы выражения импликаций и
эквивалентности.
Контрольная работа № 2
9 Индуктивное умозаключение.
Разновидности индукций.
Применение индукции в математике.
10 Применение метода математической индукции при
доказательстве тождеств и задач на суммирование.
Доказательство тождеств. Задачи на суммирование.
Полная и неполная индукция.
ИТОГО:
1

2
2
3
1
1
1
3
1
2
6
1
2
2
1
2
4
2
2
4
1
2
1
4
2
2
4
2
2
34

№

Тема занятия

Количество
часов

11 класс
11

12

13

14

15

Применение метода математической индукции к
доказательству неравенств.
Доказательство неравенств методом математической
индукции.
Доказательство неравенства Бернулли.
Применение метода математической индукции к задачам
на делимость.
Доказательство задач на делимость.
Как доказать малую теорему Ферма методом математической
индукции.
Контрольная работа № 3
Применение метода математической индукции для
изучения свойств числовых
последовательностей.
Применение метода математической индукции для изучения
свойств арифметической и геометрической
последовательностей. Вывод формул.
Последовательность Фибоначчи.
Математические модели в логистике.
Обзор математических моделей и методов во взаимосвязи с
задачами логистики.
Сжатые и развернутые модели.
Статистические и динамические модели.
Статистические и теоретико-вероятностные методы
логистических исследований.
Применение нестандартных способов в решениях
математических задач
Применение нестандартных способов в решениях
экономических задач
Итоговое занятие

ИТОГO:
Всего:

5
3
2
4
2
1
1
6

4

2
8
2
2
2
2
5
5
1
34
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».