РП курса внеурочной деятельности Олимпиада на пять с плюсом

1.
2.
3.
4.

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «Подготовка
к олимпиаде по русскому языку» 10-11 классы рассчитана на 67 часов на 2
года обучения, направлена на подготовку обучающихся к олимпиаде по
русскому языку.
Программа линейная, рассчитана на 34 уч. часа в 10 классе и 33
учебных часа в 11 классе. Предусматривает подготовку и проведение
лингвистических игр, сборов, проведение турниров и олимпиад.
Нормативно-правовая база
•
Закон Российской Федерации «Об образовании».
•
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №
986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащѐнности учебного процесса и
оборудования учебных помещений».
•
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-5128/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного
процесса в ОУ».
•
Методические
рекомендации
по
организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ
(Письмо Департамента общего образования Министерства образования
России от 14.12.2015г. № 09-3564).
•
План МАОУ-СОШ № 141 по внеурочной деятельности на 2022–
2023 учебный год.
Курс внеурочной деятельности по русскому языку «Подготовка к олимпиаде
по русскому языку» 10-11 классы – это еще одна возможность приблизить
учеников к предмету, пополнить их знания по русскому языку и литературе.
Занятия по подготовке к олимпиаде позволяют школьникам почувствовать
собственную значимость, ощутить свою роль в жизни школы. Программа при
его полной реализации даст возможность способным ученикам приобрести
навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, умение
использовать навыки логического и абстрактного мышления, способность
обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию,
воображение, фантазию.
Вопросы и задания олимпиад не выходят за рамки школьной программы, но
сформулированы так, чтобы учащиеся применили знания и продемонстрировали
практические умения, владение способами деятельности в нетиповой ситуации.
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и
словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого
погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки
логического мышления.
Цель настоящего курса - подготовка учащихся к олимпиаде по
русскому языку.
Задачи:

подготовить ребят к различным видам заданий;

сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

научить пользоваться справочной литературой и словарями;

освоить решение лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном
курсе русского языка, которые даются более углублѐнно, предлагаются занятия
по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.
Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется
попутно.
Формы работы: групповая (в малых группах), самостоятельная, практические
занятия тренировочного характера, лингвистический анализ текста.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты
для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

знать различные виды олимпиадных
заданий (тестовые,
творческие,
вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

знать различные виды анализа языковых единиц;

нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

уметь пользоваться словарями различных видов и справочной
литературой по русскому языку.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности.
Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными результатами являются:
 владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
 владение
разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения


их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла,
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка;
 соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
 умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
2. Предметными результатами являются:
 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа;
 понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
 проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
 понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
 осознание эстетической функции родного языка
3. Содержание курса подготовки

№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.
11.

Название раздела, темы
10 класс
Введение. Разные виды олимпиадных
заданий

Основные вопросы,
рассматриваемые
на занятии
Творческие
работы.
Тестовые
задания. Вопросы, требующие
письменного
ответа.
Лингвистические задачи.
Рекомендации по их
выполнению.
Генеалогическое
древо
индоевропейских языков:
живые и мертвые языки.

Генеалогическая классификация
языков.
Родственные связи языков.
Классификация и происхождение
славянских языков.
Лингвистическая карта мира. Языки мира. Карта языков мира.
История письменности
Дорога к письменности. Один
из наиболее древних
типов
письма.
Системы идеографического
письма.
История русского языка
Изменения, происходящие в
языке.
Алфавит.
Падение
редуцированных.
Полногласие и неполногласие.
Изменения
в
лексике
и
грамматике.
Признаки старославянизмов.
Старославянизмы в русском
языке и
их признаки.
Позиционные
и исторические
Чередование
фонем.
Типы
чередования звуков.
чередования фонем.
Фонетические (живые) и
исторические чередования.
Образование беглых гласных.
Возникновение беглых
гласных.
Падение редуцированных.
Фонетические явления.
Фонетические
явления:
оглушение,
озвончение,
ассимиляция и др. Фонетический
анализ слова, транскрипция.
Строение слога в древнерусском и
Фонетические процессы
современном русском языке.
праславянского периода.
Исторические чередования.
Звуки древнерусского языка.
Как изменялись звуки нашего
языка. Фонетические процессы
праславянского периода.
Формирование
фонетики
древнерусского
языка
из

праславянского.

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.

20.

21.
22.

23.
24.
25.
26.

К истокам слова. Словарь
устаревших и
малопонятных слов русского
языка
Секреты орфоэпии.
Орфоэпические нормы.
Ударение.
Звучащая строка. Решение олимпиадных Знакомство с фонетическими
задач
явлениями «звукозапись»,
«звукоподражание».
Знакомство с терминами
термины «ономатопеи»,
«ономатопеи»,«аллитерация», «ассонанс». «аллитерация», «ассонанс».
Орфоэпические нормы. Ударение.
Развитие фонематического слуха.
Орфоэпические
нормы. Ударение. Развитие фонематического слуха.
Решение олимпиадных задач
Лексикология. Решение олимпиадных
Лексическое значение.
задач
Полисемия.
Омонимия. Паронимы.
Различные лексические группы.
Заимствованные
слова.
В царстве смыслов много дорог.
Способы
и
причины
Значение слова. Многозначные слова.
образования
нескольких
Анализ многозначных слов, словзначений у слова. Практическая
омонимов.
работа «Отличие многозначных
слов и слов- омонимов».
Слова уходящие и слова-новички. Из
Виды неологизмов и виды
глубины веков. Архаизмы и историзмы. архаизмов.
История появления новых слов в русском
языке.
В царстве «Фразеология».
Правильное употребление
Особенности фразеологических
фразеологизмов в речи.
сочетаний. История происхождения.
Фразеология. Решение олимпиадных
Фразеологизмы, их строение,
задач
значение
и происхождение.
Нахождение фразеологизмов в
тексте.
Тайны этимологии.
Происхождение слова. Ложная
этимология.
Этимология. Решение олимпиадных задач Работа с этимологическим
словарѐм.
Занимательная морфемика и
Различные способы образования
словообразование.
слов.
Типы
аффиксов: формообразующие, Аффиксы. Позиционные
категории аффиксов. Типы
словообразовательные.
аффиксов.
Значения древнерусских слов. Решение
олимпиадных задач

27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Морфонология. Морфонология
Структура слова.
современного
русского литературного языка
Производное
слово,
производящая Различные способы образования.
основа.
Структура слова. Понятия производной,
непроизводной, производящей основ.
Решение олимпиадных задач
Случаи вариации написания
Изменения в дореволюционной
слов:
орфографии на протяжении ХVIII-ХХ
веков
«Тонкости орфографии» Решение
Особенности правописания в
олимпиадных задач
19-20 и 21 веках
Этимология фразеологизмов и крылатых Особенности фразеологизмов и
выражений
крылатых выражений
Происхождение русских имён
Особенности и история
Происхождение русских имён
Решение олимпиадных задач
Повторение. Обобщение изученного
материала
11 класс
Лингвисты 19 века. А.Х.Востоков
А.Х.
Востоков.
Деятельность
ученого-энциклопедиста А. Х.
Востокова в общей парадигме
научного знания конца XVIII
первой половины XIX века.
Лингвисты 20 века. Л.В.Щерба.
Л. В. Щерба. Основные вехи
его научного творчества.
Искусство морфологии.
Морфологический анализ слова.
Орфография – страна правописания
Имя
существительное:
категории одушевлѐнности, рода,
числа,
падежа.
Имя
прилагательное:
разряды.
Глагол:
вид,
спряжение,
наклонение, лицо, время. Имя
числительное, отличие от других
частей речи со значением
количества.
Лингвистические ошибки вокруг нас
Служебные части речи.
Мы в зеркале пословиц
Омонимия частей речи
Решение олимпиадных задач
Современная языковая ситуация в России
Трудные случаи грамматических норм.
Решение олимпиадных задач
Контекстные значения слов в разных
языках, перевод слов.
Контекстные значения слов в разных
языках, перевод слов.

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.
67.

Лексико-грамматический и исторический (укажите лексическое значение
слова в
данном
контексте
комментарий к подчѐркнутому слову
и особенности его формы).
Лексико-грамматический и исторический
комментарий к подчѐркнутому слову.
Решение олимпиадных задач
Секреты синтаксиса и пунктуации
Словосочетание и предложение.
Виды предложений.
Синтаксический и пунктуационный
анализы предложения
Синтаксические синонимы
Синтаксические
синонимы. Решение
олимпиадных задач
Многочленные предложения
Многочленные
предложения. Решение
олимпиадных задач
Чужая речь
Тайны стилистики и культуры речи.
Этикет в речи
Океан функциональных стилей языка
их основные признаки
Речевые нормы языка. Трудные случаи.
Речевые нормы языка. Решение
Литературные нормы языка.
олимпиадных задач
Социолингвистика.
Сравнительное языкознание.
Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.
Лингвистическая мастерская по
Языковые
семьи
и
различным видам анализа текста.
группы.
Славянские языки и признаки
их родства. Интернациональная
лексика. Имена и фамилии.
Лингвистическое конструирование
Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач
Лингвистический марафон.

Формы и приёмы работы
Лекция с элементами беседы, выполнение
заданий. Тренировочные упражнения.
Решение лингвистических задач.
Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа.
Работа со словарями. Выполнение
упражнений. Работа в группах.
Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.
В случае необходимости данная программа может быть реализована и в
дистанционном формате

В результате занятий курса внеурочной деятельности учащиеся должны уметь:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
- самостоятельно работать со словарями, подбирать материал;
-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать
при этом изобразительные средства языка;
- вести
полемику
аргументировать
свои
суждения,
приводить
контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть
приемами работы с информацией.

4. Тематическое планирование для 10 – 11 классов
№

Темы занятий

Колво
часо
в
1

1.

Введение. Разные виды олимпиадных заданий

2.

Генеалогическая классификация языков. Родственные связи
языков. Классификация и происхождение славянских языков.

1

3.

Лингвистическая карта мира. Языки мира.

1

4.

История письменности

1

5.

История русского языка

1

6.

Признаки старославянизмов.

1

7.

Позиционные и исторические чередования звуков.

1

8.

Образование беглых гласных.

1

9.

Фонетические явления.

1

10.

Строение слога в древнерусском и современном русском языке.

1

11.

Звуки древнерусского языка.

1

12.

Значения древнерусских слов. Решение олимпиадных задач

1

13.

Секреты орфоэпии.

1

14.

Звучащая строка. Решение олимпиадных задач

1

15.
16.

Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация»,
«ассонанс».
Трудные случаи соблюдения орфоэпических норм.

1
1

Трудные случаи соблюдения орфоэпических норм. Решение
олимпиадных задач
Лексикология. Решение олимпиадных задач

1

1

22.

В царстве смыслов много дорог. Значение слова.
Многозначные
слова. Анализ многозначных слов, слов-омонимов.
Слова уходящие и слова-новички. Из глубины веков. Архаизмы
и
историзмы. История появления новых слов в русском языке.
В царстве «Фразеологии». Особенности фразеологических
сочетаний. История происхождения.
Секреты Фразеологии. Решение олимпиадных задач

23.

Тайны этимологии.

1

24.

тайны этимологии. Решение олимпиадных задач

1

25.

Секреты морфемики и словообразования.

1

26.

Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные.

1

27.

Морфонология.
Морфонология современного
литературного языка

русского

1

28.

Производное слово, производящая основа. Структура слова.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ.
Решение олимпиадных задач

1

29.

Изменения в дореволюционной орфографии на протяжении
ХVIII-ХХ веков

1

30.

«Тонкости орфографии» Решение олимпиадных задач

1

31.

Секреты орфографии.

1

32.

Лингвистическая игра.

1

33.

Решение олимпиадных задач

1

34.

Повторение Обобщение изученного материала

1

17.
18.
19.
20.
21.

1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование для 11 классов
35.

Лингвисты 19 века. А.Х.

Востоков.

36.

Лингвисты 20 века: Л.В.Щерба.

1

37.

Искусство морфологии.

1

1

38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Орфография – страна правописания

1

Лингвистические ошибки вокруг нас
Мы в зеркале пословиц
Омонимия частей речи
Решение олимпиадных задач
Современная языковая ситуация в России
Грамматические нормы. Решение олимпиадных
задач
Контекстные значения слов в разных языках,
перевод слов.
Контекстные значения слов в разных языках,
перевод слов.
Лексико-грамматический и исторический
комментарий к подчѐркнутому слову

1
1
1
1
1
1

Лексико-грамматический и исторический
комментарий к подчѐркнутому слову Решение олимпиадных
задач
Секреты синтаксиса и пунктуации

1

1
1
1

1
1

60.
61.
62.
63.

Загадки синтаксического и пунктуационного анализов
предложений
Синтаксические синонимы
Синтаксические
синонимы.
Решение
олимпиадных задач
Многочленные предложения
Многочленные
предложения. Решение
олимпиадных задач
Тайны чужой речи
Секреты стилистики и культуры речи.
океан функциональных стилей языка,
Речевые нормы языка. Трудные случаи.
Речевые нормыязыка. Решение
олимпиадных задач
Социолингвистика.
Сравнительное языкознание.
Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.
Лингвистическая мастерская по различным видам анализа текста.

64.
65.
66.
67.

Лингвистическое конструирование
Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач
Лингвистический марафон.

1
1
1

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Список литературы
1. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс»,

2007г.
2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических
терминов. М.
«Просвещение»
4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по
правописанию, произношению, литературному редактированию.
5. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс
6. Различные справочники и словари.
7. Сайт Всош: олимпиадные задания по русскому языку. Подготовка
учащихся к олимпиаде по русскому языку.
8. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной
работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2008
9. Плѐнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта
работы. - М.: Просвещение, 1995.
10. Орг. Олимпиадные задания по русскому языку.
11. Олимпиадные задания предыдущих лет.
Сайты:
http://rusolimp.kopeisk.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».