Рабочая программа по учебному предмету Родной язык ( русский ) для 10-11 кл

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты освоения ООП
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
-ориентация
обучающихся
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям.
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
2

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
-выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
-правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста;
3

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и пере- водить ее в
текстовый формат;
-преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
-выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
-соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
-распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
-анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые сред- ства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
-отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
-использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
-иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
-выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
-сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
-создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
-соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
-соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
-осуществлять речевой самоконтроль;
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыкина основе
знаний о нормах русского литературного языка;
-использовать
основные
нормативные
словари
и
справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
4

2.Содержание учебного предмета «Родной язык (русский) »
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи. Стихотворение
С.Острового «Первородство». Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не
иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. Синонимы и их
употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. Словари.
«Собиратели
слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (1)
Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части
речи
и
их
происхождение.
Имя существительное. (5)
Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные
имена
существительные в литературе. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Употребление
падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен
существительных.
Имя прилагательное (2)
Трудности в употреблении имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в
художественной литературе.
11 класс
5

Имя числительное. (1)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (1)
Употребление местоимений
художественной литературе.

в

речи.Разряды

местоимений.

Местоимения

в

Глагол.(4)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.Лексико-семантические группы
глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие.(2)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (3)
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие. (2)
Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди –
огни!»
Служебные части речи. (2)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура.(2)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5
ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
6

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и
ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия
как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в
деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические
дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы
текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды
преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана
и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс.
№ урока

1
2
3

4
5
6

7

Содержание
Язык и речь (3 часа)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового
«Первородство».
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не
иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4 часа)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского
языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и
поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и
литературе.
Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо

Количество
часов
1
1
1

1
1
1

1
7

8

9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

19

20
21

22
23
24
25

26
27
28

29

фразеологизма или крылатой фразы.
Состав слова и словообразование (1час)
Словообразование и стилистика. Этимология.
Этимологические словари
Грамматика и грамматическая стилистика (2часа)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное (5 часов)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение
лингвистическому анализу.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши),
который нравится.
Тестирование по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (2часа)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.
Имя числительное (1 час)
Употребление числительных в речи и художественной
литературе.
Местоимение (1 час)
Разряды местоимений. Местоимения в художественной
литературе
Глагол (4часа)

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы –
синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского
глагола».
Формы
глагола
в
художественной
литературе.
Олицетворения.
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.
Причастие (2часа)
Употребление причастий в речи и в художественной
литературе..
Р.р. Сочинение-описание картины с использованием
причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)
Деепричастия (3часа)

1
1

Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки
П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие (2часа)
Правила написания наречий.

1
1
1

1
1
1
1

1
8

30

31
32
33
34

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди –
огни!»
Служебные части речи (2часа)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой
продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в литературе.
Язык и культура(2часа).
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой
родной край », «Добро».

1

1
1
1
1

11 класс.
№ урока

1
2
3-4
5
6
7

8
9

10-11
12

13
14
15

16
17

Содержание
Язык и культура (5 часа)
Язык и речь. Язык и художественная литература
Тексты художественной литературы как единство
формы и содержания
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи (18 часов)
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др.
русских писателей
Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Баль- монта «Русский
язык как основа творчества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского язы- ка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов по-

Количество
часов
1
1
2
1
1
1

1
1

2
1

1
1
1

1
1
9

строения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богат- ства и
выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения. Телефонный этикет
в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов)
Речевые жанры монологической речи: доклад,
поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте
Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка
текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
всего

1

1
1
1
1
1
9
1
1
1
1

1
1
1
1

33 часа

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей
программы воспитания школы.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на
уровне среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего
ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к
10

жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к
реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
 овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными
компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с
окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности
для привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных
занятиях используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие
коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление
сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей
и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа
собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов
11

учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных
факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации
(пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной
деятельности. При этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических
проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие
ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);
 использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей
позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных
и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а
также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».