Рабочая программа по учебному предмету Химия для 10-11 кл

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
1.1.Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок;
- готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц;
- мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- нравственная позиция в поведении, в том числе способности к сознательному выбору
добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- готовность к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информации
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
2

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
1.2.Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

3

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и
т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся
в области использования информационно-коммуникационных технологий
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся сможет:

соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что обучающийся сможет:
 использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
 искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности, использовать различные определители;

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание графических объектов» обучающийся сможет:
 создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического
редактора;
 создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов;

создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми
задачами.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и
мультимедийных информационных объектов» обучающийся сможет:
 создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
 работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами
(географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах
глобального позиционирования;
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в
исследовании» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не
ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
4

проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
 вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в
том числе статистической и визуализации;

проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по
естественным наукам.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве
основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список
того, что обучающийся сможет:
 строить
с
помощью
компьютерных
инструментов
разнообразные
информационные структуры для описания объектов;
 моделировать с использованием средств программирования.
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» обучающийся
сможет:
 осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
 использовать возможности электронной почты, социальных сетей для обучения;
 соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и информационным правам других людей;
 соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
 различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых
несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.


1.3.Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ
от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
5

– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,
ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов
и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами, и
лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения
химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного
состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических
знаний.

6

2. Содержание учебного предмета «Химия»
Основы органической химии

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений
А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи.
Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий
органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических
свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в
органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов,
горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен
как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического
каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов.
Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки
металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы
бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения
химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей,
дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм
человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом.
Применение фенола.
7

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители
предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция
«серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность
альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с
металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых
кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной
промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании
их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в
продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных
волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области
применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи
качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические
функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация
атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов
(s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств
элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия
веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее
зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации
реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость
реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания
оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о
коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора
8

как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических
обменных
процессах.
Окислительно-восстановительные
реакции
в
природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительновосстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп
(медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование
химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и
факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с
бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики.
Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства
защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный
нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.
1. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
2. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ
дано в избытке (имеет примеси).
3. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
4. Расчеты теплового эффекта реакции.
5. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
6. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ
дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Примерные темы практических работ (на выбор учителя):
1. Распознавание пластмасс и волокон.
9

2. Идентификация неорганических соединений.
3. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
5. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами
органических соединений».
6. Химия косметических средств.
7. Исследование свойств белков.
8. Исследование пищевых добавок.

10

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

10 КЛАСС
№
п/п
1

Тематическое планирование
Тема №1: Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений, химический
анализ и синтез как методы научного познания Роль эксперимента и теории
в химии. Моделирование химических процессов. Источники химической
информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам.

Часы

1

Тема №2: Предмет органической химии. Теория химического строения

2
3

Входная контрольная работа
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет
органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук. Классификация и систематическая номенклатура
органических соединений. Принципы классификации органических
соединений. Химические свойства основных классов органических
соединений.
Систематическая международная номенклатура и принципы образования
названий органических соединений. Основные положения теории химического

1

строения органических соединений А.М. Бутлерова

4

5

6

7

8

9

Тема №3: Алканы
Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи.
Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов.
Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств.
Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе.Химические
свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших
соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности
и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о
циклоалканах.
Тема №4: Алкены, алкадиены, алкины
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле.
Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как
способ получения функциональных производных углеводородов, горения.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства.
Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ
получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический
каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

1

1

1

1

1

1

10

11

12
13

14

15
16

17
18

19

20

21

22

Практическая работа: Распознавание пластмасс, волокон и каучуков
(работа с коллекциями).
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле.
Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как
способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки
металлов. Применение ацетилена.
Демонстрация: Получение этилена и ацетилена.
Тема №5: Арены
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение
молекулы бензола.
Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ
получения химических средств защиты растений, присоединения
(гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола.
Реакция горения. Применение бензола Природные источники углеводородов:
нефть и природный газ.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Практическая работа: Знакомство с образцами природных углеводородов
и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Контрольная работа №1: Алканы, Алкены, Алкадиены, Алкины.
Тема №6: Спирты. Фенол
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол,
альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры,
углеводы.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и
этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с
натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация
как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и
этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители
предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе
косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом
натрия, бромом. Применение фенола.
Тема №7: Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция«серебряного зеркала», взаимодействие с
гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов.
Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере
уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими

1

1

1
1

1

1
1

1

1

23

24

25

26

27

28

кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых
кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия
карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности.
Тема№8: Жиры. Углеводы.
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных
жиров на основании их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как
соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе.
Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз
сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры.
Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в
продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие
об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Практическая работа: Химия косметических средств.
Тема №9: Азотосодержащие и биологически важные вещества

1

1

1

1

1

Идентификация органических соединений. Генетическая связь между 1
классами

органических

соединений.

Типы

химических

реакций

в

органической химии. Практическая работа : Решение экспериментальных
задач по теме «Генетическая связь между классами органических
соединений».
29

30

31

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как
амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот.
Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры.
Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз,
денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных)
реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции
белков. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Практическая работа: Исследование свойств белков
Тема №10: Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные
воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение,
употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые
добавки. Основы пищевой химии.

1

1

1

Демонстрация: Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

32

Практическая работа: Исследование пищевых добавок.
Бытовая химическая грамотность
Химия и экология. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны
от химического загрязнения.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и
попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана

1

окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Тема №11: Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными
33
веществами. Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
34
Контрольная работа №2: Органическая химия.
Всего

1

1
34

11 КЛАСС
№
Тематическое планирование
п/п
Тема №1: Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений, химический
1
анализ и синтез как методы научного познания Роль эксперимента и теории
в химии. Моделирование химических процессов. Источники химической
информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам.
Тема №2: Строение атома. Периодический закон и периодическая система
Входная контрольная работа
2
Строение вещества. Современные модель строения атома.
3
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности
строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
4
Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И.
Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам.
Тема №3: Строение вещества. Химическая связь
Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и
5
механизмы ее образования. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь.
6
Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
7
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических
свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия
веществ.
Демонстрация: Модели ионных, атомных, молекулярных и
металлических кристаллических решеток.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества
8
молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия
веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Демонстрация: Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение
9
кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Демонстрация: Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата
меди(II), перманганата калия, хлорида железа(III)).

Часы

1

1
1

1

1
1
1

1

1

Чистые вещества и смеси. Растворение как физико- химический процесс.
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Дисперсные системы.
11
Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные
растворы.
Тема №4: Химические реакции
Химические реакции. Классификация химических реакций в
12
неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных
растворах электролитов.
Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности
13

1

Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов
Контрольная работа №1: Строение атома.
15
Гомогенные и гетерогенные реакции. Роль катализаторов в природе и
16
промышленном производстве.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
17
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры,
площади реакционной поверхности, наличия катализатора.
Демонстрация: Зависимость скорости реакции от концентрации и
температуры
Химическое равновесие и его смещение под действием различных
18
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление,
температура) для создания оптимальных условий протекания химических
процессов.
Демонстрация: Разложение пероксида водорода в присутствии
катализатора (оксида марганца(IV) и фермента(каталазы).
Обратимость реакций.
19
Тема №5: Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химическое строение как
20
порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Практическая работа: Распознавание хлоридов и сульфатов.
Химические свойства основных классов неорганических соединений.
21
Демонстрация: Образцы металлов и неметаллов.

1

10

среды. Применение электролиза в промышленности.
Практическая работа: Идентификация неорганических соединений.

14

22

23

1

1

1

1

1

1

1
1

1

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
1
Лабораторная работа: Знакомство с образцами металлов и их рудами
(работа с коллекциями).
Демонстрация: Образцы металлов и их с
соединений.
Общие способы получения металлов. Коррозия металлов: виды коррозии,
1
способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов.
Применение электролиза в промышленности
Демонстрация: Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с
водой.
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы».

24

Неметаллы.
Практическая работа: Знакомство с образцами неметаллов и их
природными соединениями (работа с коллекциями).

1

25

26

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных
1
процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.
Демонстрация: Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов
1
главных и побочных подгрупп (медь, железо).
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме
«Неметаллы».

Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – неметаллов:
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – неметаллов:
28
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
Демонстрация: Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
Тема №6: Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными
29
веществами. Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и
30
синтез как методы научного познания.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера
среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и
ионы, отдельные классы органических соединений
Тема №7: Химия и жизнь
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
31
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства
борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства
личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения.
Средства защиты растений.
Демонстрация: Образцы средств гигиены и косметики.
Практическая работа: Знакомство с образцами моющих и чистящих
средств. Изучение инструкций по их составу и применению.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы.
32
Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре,
архитектуре. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных
материалов в практической деятельности человека.
Общие представления о промышленных способах получения химических
веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
33
Контрольная работа №2: Неорганическая химия
27

1
1

1

1

1

1

1
33

Всего

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы
воспитания школы.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне
среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее,

укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка
обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта
отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и
гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в
соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и
требованиями окружающих людей, общества, государства;
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности
обучающегося по саморазвитию;
 овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в
социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях
используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением
ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет
позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и
отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля
качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на
ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на
самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной
деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам
действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество
выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся
выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе
имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических

нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции
или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом
осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с
ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия
на основе личных ценностей);
 использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных
задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или
комментария) своей позиции или оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».