Рабочая прогрмма по учебнгому предмету Индивидуальный проект

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;


метапредметным,

включающим

освоенные

обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,

коммуникативные),

способность

их

использования

в

познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;


предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения

учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности

в

оздоровительной

физическом

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

вредных

занятиях

спортивно-

привычек:

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение

продуктивно

общаться

и

взаимодействовать

в

процессе

совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

4) готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.


Индивидуальный

проект

представляет

собой

особую

форму

организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).


Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно

под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности

(познавательной,

практической,

учебно-исследовательской,

социальной, художественно-творческой, иной).


Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:



сформированность

навыков

коммуникативной,

исследовательской деятельности, критического мышления;

учебно-



способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной деятельности;


сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;


способность

постановки

цели

и

формулирования

гипотезы

исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.


Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного

года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного

проекта:

информационного,

творческого,

социального,

прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:


знание

основ

методологии

исследовательской

и

проектной

деятельности;


структуру и правила оформления исследовательской и проектной

работы.


Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,

доказывать ее актуальность;


умение составлять индивидуальный план исследовательской и

проектной работы;


выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;



определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять
библиографический список по проблеме;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;



выбирать и применять на практике методы исследовательской

деятельности адекватные задачам исследования;


оформлять

теоретические

и

экспериментальные

результаты

исследовательской и проектной работы;


рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;



наблюдать за биологическими, экологическими и социальными

явлениями;


описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;



проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;



проводить измерения с помощью различных приборов;



выполнять письменные инструкции правил безопасности;



оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,

составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза
исследования,

дедукция,

закон,

индукция,

концепция,

моделирование,

наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования,
принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Индивидуальный проект»
Введение.
Основные цели и задачи курса. Форма итоговой аттестации.
Способы получения и переработки информации
Образование,

научное

познание,

научная

деятельность.

Выбор

образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного
познания. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых
машин.

Библиография

и

аннотация,

виды

аннотаций:

справочные,

рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление
плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды
тезисов,

последовательность

написания

тезисов.

Конспект,

правила

конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу;
правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Проект.
Особенности

и

структура

проекта,

критерии

оценки.

Этапы

проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с
примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов
проектной деятельности и презентация проекта.
Создание индивидуальных проектов.
Структура

исследовательской

работы,

критерии

оценки.

Этапы

исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор
темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом:
выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать
гипотезу;

формулировка

цели

и

конкретных

задач

предпринимаемого

исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и
определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего
плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез,
моделирование).

Выбор

методов

исследования.

Результаты

опытно-

экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации.
Обработка результатов, анализ, выводы, заключение.
Оформление результатов индивидуального проекта.
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения
индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности

в

программе Мicrosoft Word. Работа с Publisher. Электронные таблицы Excel.
Электронная презентация проекта. Работа с PowerPoint.
Публичное выступление. Подготовка к публичной защите проекта. Отзыв,
рецензия. Конференции. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ
выполненной работы.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

В том числе
Практические Лекции
работы

Основные цели и задачи курса. Форма итоговой
аттестации
Образование, научное познание, научная
деятельность. Выбор образовательного пути.

0

1

0

1

0

1

4

Роль науки в развитии общества. Особенности
научного познания.
Виды источников информации.

0

1

5

Использование каталогов и поисковых машин.

1

0

6

Библиография и аннотация, виды аннотаций:
справочные, рекомендательные, общие,
специализированные, аналитические.

0

1

7

Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана.
Тезисы, виды тезисов, последовательность
написания тезисов.
Правила конспектирования. Конспект.

1

0

0

1

1

0

10 Цитирование: общие требования к цитируемому

0

1

материалу; правила оформления цитат
11 Рецензия, отзыв.

0

1

12 Структура исследовательской работы, критерии

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1
2

3

8
9

оценки.
13 Этапы исследовательской работы.
14 Работа над введением научного исследования:
15
16
17
18

выбор темы, обоснование ее актуальности.
Выделение проблемы, формулирование
гипотезы.
Формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования.
Сформулировать цель и определить задачи
своего исследования.
Выбрать объект и предмет исследования.

19 Работа над основной частью исследования:

1

0

составление индивидуального рабочего плана.
20 Поиск информации в Интернете.

1

0

21 Отбор фактического материала в литературе.

1

0

22 Методы исследования (наблюдение, сравнение,

0

1

1
0

0
1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1
0

0
1

20

14

измерение, эксперимент, анализ и синтез,
моделирование).
23 Выбор методов исследования.
24 Результаты опытно-экспериментальной работы:

таблицы, графики, диаграммы, рисунки,
иллюстрации.
25 Обработка результатов, анализ, выводы,
26

27
28
29
30
31
32

заключение.
Требования к оформлению индивидуального
проекта. Порядок выполнения индивидуального
проекта.
Оформление исследовательской деятельности в
программе Мicrosoft Word..
Оформление исследовательской деятельности в
программе Мicrosoft Word..
Оформление иллюстративного материала в
Publisher. Оформление диаграмм в Excel.
Электронная презентация проекта. Работа с
PowerPoint.
Подготовка к публичной защите проекта. Отзыв,
рецензия. Конференции.
Публичная защита проекта.

33 Контрольная работа
34 Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Итого
Всего

34

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы
воспитания школы.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне
среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее,

укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка
обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта
отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и
гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности
обучающегося по саморазвитию;
 овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими,
результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими
и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях
используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением
ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет
позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и
отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и
контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие
решения; на самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и
способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;

 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся
выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе
имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических
нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей
позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При
этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей,
поступки и действия на основе личных ценностей);
 использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных
задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или
комментария) своей позиции или оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».