Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
оздоровительной
физическом
самосовершенствовании,
деятельностью,
неприятие
вредных
занятиях
спортивно-
привычек:
курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Индивидуальный
проект
представляет
собой
особую
форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
исследовательской деятельности, критического мышления;
учебно-
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
способность
постановки
цели
и
формулирования
гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного
проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
знание
основ
методологии
исследовательской
и
проектной
деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной
работы.
Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,
доказывать ее актуальность;
умение составлять индивидуальный план исследовательской и
проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять
библиографический список по проблеме;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
выбирать и применять на практике методы исследовательской
деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять
теоретические
и
экспериментальные
результаты
исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными
явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза
исследования,
дедукция,
закон,
индукция,
концепция,
моделирование,
наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования,
принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Индивидуальный проект»
Введение.
Основные цели и задачи курса. Форма итоговой аттестации.
Способы получения и переработки информации
Образование,
научное
познание,
научная
деятельность.
Выбор
образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного
познания. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых
машин.
Библиография
и
аннотация,
виды
аннотаций:
справочные,
рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление
плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды
тезисов,
последовательность
написания
тезисов.
Конспект,
правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу;
правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Проект.
Особенности
и
структура
проекта,
критерии
оценки.
Этапы
проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с
примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов
проектной деятельности и презентация проекта.
Создание индивидуальных проектов.
Структура
исследовательской
работы,
критерии
оценки.
Этапы
исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор
темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом:
выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать
гипотезу;
формулировка
цели
и
конкретных
задач
предпринимаемого
исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и
определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего
плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез,
моделирование).
Выбор
методов
исследования.
Результаты
опытно-
экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации.
Обработка результатов, анализ, выводы, заключение.
Оформление результатов индивидуального проекта.
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения
индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности
в
программе Мicrosoft Word. Работа с Publisher. Электронные таблицы Excel.
Электронная презентация проекта. Работа с PowerPoint.
Публичное выступление. Подготовка к публичной защите проекта. Отзыв,
рецензия. Конференции. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ
выполненной работы.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
В том числе
Практические Лекции
работы
Основные цели и задачи курса. Форма итоговой
аттестации
Образование, научное познание, научная
деятельность. Выбор образовательного пути.
0
1
0
1
0
1
4
Роль науки в развитии общества. Особенности
научного познания.
Виды источников информации.
0
1
5
Использование каталогов и поисковых машин.
1
0
6
Библиография и аннотация, виды аннотаций:
справочные, рекомендательные, общие,
специализированные, аналитические.
0
1
7
Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана.
Тезисы, виды тезисов, последовательность
написания тезисов.
Правила конспектирования. Конспект.
1
0
0
1
1
0
10 Цитирование: общие требования к цитируемому
0
1
материалу; правила оформления цитат
11 Рецензия, отзыв.
0
1
12 Структура исследовательской работы, критерии
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
2
3
8
9
оценки.
13 Этапы исследовательской работы.
14 Работа над введением научного исследования:
15
16
17
18
выбор темы, обоснование ее актуальности.
Выделение проблемы, формулирование
гипотезы.
Формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования.
Сформулировать цель и определить задачи
своего исследования.
Выбрать объект и предмет исследования.
19 Работа над основной частью исследования:
1
0
составление индивидуального рабочего плана.
20 Поиск информации в Интернете.
1
0
21 Отбор фактического материала в литературе.
1
0
22 Методы исследования (наблюдение, сравнение,
0
1
1
0
0
1
1
0
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
20
14
измерение, эксперимент, анализ и синтез,
моделирование).
23 Выбор методов исследования.
24 Результаты опытно-экспериментальной работы:
таблицы, графики, диаграммы, рисунки,
иллюстрации.
25 Обработка результатов, анализ, выводы,
26
27
28
29
30
31
32
заключение.
Требования к оформлению индивидуального
проекта. Порядок выполнения индивидуального
проекта.
Оформление исследовательской деятельности в
программе Мicrosoft Word..
Оформление исследовательской деятельности в
программе Мicrosoft Word..
Оформление иллюстративного материала в
Publisher. Оформление диаграмм в Excel.
Электронная презентация проекта. Работа с
PowerPoint.
Подготовка к публичной защите проекта. Отзыв,
рецензия. Конференции.
Публичная защита проекта.
33 Контрольная работа
34 Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итого
Всего
34
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы
воспитания школы.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне
среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее,
укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка
обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта
отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и
гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности
обучающегося по саморазвитию;
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими,
результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими
и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях
используются
учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением
ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет
позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и
отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и
контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие
решения; на самоконтроль.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и
способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся
выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе
имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических
нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей
позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При
этом осуществляется:
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей,
поступки и действия на основе личных ценностей);
использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных
задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или
комментария) своей позиции или оценки.