Учебный план начального общего образования 2023-2024 учебный год

Утверждено
педагогическим советом

МАОУ-СОШ№ 141
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

Приложение к основной образовательной программе уровня начального общего
образования

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения­

средней общеобразовательной школы №

2023 - 2024 учебный

r.

Екатеринбург

год

141

Пояснительная записка
Учебный план МАОУ-СОШ № 141 является нормативно-правовым документом,
устанавливающий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения).
Учебный план начального общего образования выступает в качестве одного из основных
механизмов реализации ООП НОО.
Учебный план:


фиксирует общий объем нагрузки;



фиксирует

максимальный

объем

аудиторной

нагрузки

обучающихся

при

пятидневной неделе обучения в начальной школе;


состав и структуру предметных областей;



распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам;
Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 141 разработан в соответствии с нормативноправовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.

Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации”

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего

образования»,

зарегистрирован

Министерством

юстиции

Российской

Федерации 05.07.2021 г. № 64100,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов
среды обитания»
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 15.09.2022 № 6/22)
7. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Утверждена
Приказом министерства Просвещения Российской Федерации от 16.11.2022№ 992)
8.

Федеральная программа воспитания (Утверждена Приказом министерства
просвещения Российской Федерации 16.11.2022 № 992)

9. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ-СОШ
№141;
10. Устав МАОУ - СОШ № 141;
В соответствии с перечисленными нормативно-правовыми документами МАОУ-СОШ
№141 самостоятельно разработан учебный план, который относится к компетенции
образовательного учреждения.
Учебный план начального общего образования ориентирован на 4 летний срок освоения
общеобразовательных программ начального общего образования:
 реализует Федеральный государственный образовательный стандарт;
 обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации;
 обеспечивает обучающимся условия становления и формирования личности, их
склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению;
 гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений,
навыков, которые позволят обучающимся продолжить образование на следующем уровне
образования.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно- деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, вариативность содержания образовательных
программ начального общего образования реализуется через возможность формирования
программ начального общего образования раз личного уровня сложности и направленности
с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80 %, а
объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, — 20 % от общего объёма.
2

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных

областей,

которые

должны

быть

реализованы

во

всех

имеющих

государственную аккредитацию образовательных организациях, в том числе и МАОУСОШ № 141, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует
действующим санитарным правилам и нормативам.
МАОУ-СОШ №141 самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной
и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная
деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения
учебных предметов. Для реализации программ начального общего образования
используется учебно-методические комплексы «Школа России» в 1-4 классах.
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих
углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной
(экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественнополезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в МАОУ-СОШ №141.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но не превышает 10
часов в неделю и 1320 часов за период обучения.
3

Учебный год в МАОУ - СОШ №141 начинается 1 сентября и заканчивается в
соответствии с учебным графиком. В процессе освоения общеобразовательных программ
учащимся предоставляются каникулы (30 календарных дней в течение учебного года).
Продолжительность учебного года для 1-х классов - 33 учебные недели, 2-4 классов - 34
учебные недели.
Календарный график на каждый учебный год утверждается приказом директора школы.
(Приложение к основной образовательной программе).
Учебные занятия начинаются в 8 часов 30 минут.
Продолжительность учебной недели: для 1-4-х классов – 5 дней. Школа работает в одну
смену. Расписание учебных занятий составляется в соответствии с санитарноэпидемиологических требованиями.
Продолжительность урока во 2-11-х классах – 40 минут. Продолжительность урока в 1
классах составляет — 35 минут в первом полугодии и 40 минут во втором полугодии, во 2
-4 классе – 40 минут. Недельная нагрузка: в 1-х классах 21 час, во 2-х - 4-х классах 23 часа
в неделю.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе: число уроков в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут
каждый; в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по
40 минут каждый. Образовательная учебная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки составляет: для обучающихся
1-х классов –не превышает 4 урока, один раз в неделю не более 5 уроков, за счет урока
физической культуры. Для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 часов, в соответствии
с требованиями к организации образовательного процесса к учебной организации.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Целью деятельности МАОУ - СОШ №141 является формирование общей культуры
личности обучающихся на основе федеральных государственных образовательных
стандартов, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего

освоения

интеллектуальных

профессиональных образовательных

возможностей

обучающихся,

воспитание

программ,

развитие

гражданственности,

трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Целью реализации учебного плана является обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО через достижение планируемых результатов выпускниками целевых
установок, универсальных учебных действий, определяемых личностными, семейными,
4

общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся
младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья личности и проявления её индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости.
В соответствии с целевыми установками развития школы учебный план обеспечивает
реализацию следующих задач:
 создание системы обучения и воспитания на основе раскрытия индивидуальных
способностей обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями, достижение
оптимального уровня освоения базового образования, воспитанности обучающихся;
 формирование и развитие у обучающихся личностных, метапредметных и предметных
результатов, обеспечивающих высокий уровень качества знаний;
 создание для детей с ОВЗ коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей
адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования
в пределах ФГОС НОО;
 создание условий для сохранения здоровья обучающихся в период обучения в школе,
формирования здорового образа жизни, развития психо-эмоциональной сферы;
 выявление и развитие творческих способностей обучающихся в интеллектуальной,
художественно-эстетической, общественно-организаторской, спортивно-оздоровительной
сферах деятельности;
 создание условий для успешной социализации обучающихся, воспитание социально
активной личности, способной к самообразованию и саморазвитию;
 создание единого социокультурного образовательного пространства на основе
интеграции деятельности семьи, социум микрорайона и города.
Предметные области
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
Русский язык
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных
и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
5

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать
и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной
деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на
уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности

обучающихся,

особенно

таких

её

компонентов,

как

языковая,

коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств,
проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение

русского

языка

обладает

огромным

потенциалом

присвоения

традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно
связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка
и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:


приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного

средства

общения;

осознание

значения

русского

языка

как

государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;


овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
6

говорение, чтение, письмо;


овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование
в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных) и речевого этикета;


развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

На изучение русского языка отведено в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Литературное чтение
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение - один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других
предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального,

речевого,

эмоционального,

духовно-нравственного

развития

обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлено на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению - становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
7

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:


формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного
народного творчества;



достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;



осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;



первоначальное

представление

о

многообразии

жанров

художественных

произведений и произведений устного народного творчества;


овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии
с представленными предметными результатами по классам;



овладение техникой смыслового чтения вслух, обеспечивающей понимание и
использование информации для решения учебных задач.
На изучение предмета «Литературное чтение» отведено в 1-4 классах по 4 часа в
неделю.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Иностранный язык» (английский).

Программа по иностранному языку на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования закладывается база для всего
последующего

иноязычного

образования

обучающихся,

формируются

основы

функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность данному этапу общего
образования. Изучение иностранного языка в общеобразовательных организациях
начинается со 2 класса. Обучающиеся данного возраста характеризуются большой
восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения
на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с
обучающимися других возрастных групп.
Цели обучения иностранному (английскому) языку на уровне начального общего
образования можно условно разделить на образовательные, развивающие, воспитывающие.
Образовательные цели программы по иностранному (английскому) языку на
уровне начального общего образования включают:
8

 формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, то есть
способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной
(говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом возрастных
возможностей и потребностей обучающегося;
 расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми
языковыми

средствами

(фонетическими,

орфографическими,

лексическими,

грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения;
 освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных
способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
 использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение,
анализ, обобщение);
 формирование умений работать с информацией, представленной в текстах разного
типа (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при необходимости словарями
по иностранному языку.
Развивающие цели программы по иностранному (английскому) языку на
уровне начального общего образования включают:
 осознание

обучающимися

роли

языков

как

средства

межличностного

и

межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и
инструмента познания мира и культуры других народов;
 становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого
развития;
 развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения при
получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
 формирование регулятивных действий: планирование последовательных шагов для
решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности;
установление причины возникшей трудности и (или) ошибки, корректировка деятельности;
 становление способности к оценке своих достижений в изучении иностранного
языка, мотивация совершенствовать свои коммуникативные умения на иностранном языке.
Влияние параллельного изучения родного языка и языка других стран и народов позволяет
заложить основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и
гордости за свой народ, свой край, свою страну, помочь лучше осознать свою этническую
и национальную принадлежность и проявлять интерес к языкам и культурам других
народов, осознать наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных
ценностей.
Изучение иностранного (английского) языка обеспечивает:

9



понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в
условиях взаимодействия разных стран и народов;



формирование

предпосылок

социокультурной/межкультурной

компетенции,

позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого
языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного
общения, соблюдая речевой этикет и используя имеющиеся речевые и неречевые
средства общения;


воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с
культурой стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей
культуры своего народа;



воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре
других народов.
На изучение иностранного языка отведено по 2 часа в неделю во 2-4 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом

Математика.
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное
овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни. Программа по математике на
уровне начального общего образования направлена на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:


освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов
их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных
ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами
математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;



формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, построенных на понимании и применении математических
отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла
арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность
события);
10



обеспечение

математического

развития

обучающегося

-

способности

к

интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической
речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;


становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению
математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях.

Предмет «Математика» реализуется по 4 часа в неделю в каждом классе уровня начального
общего образования.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир),
представлена предметом Окружающий мир.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:


формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;



формирование

ценности

здоровья

человека,

его

сохранения

и

укрепления,

приверженности здоровому образу жизни;


развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации,

понимание

своей

принадлежности

к

Российскому

государству,

определённому этносу;


проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;



освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
11



обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;



становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.

На реализацию учебного предмета Окружающий мир» отведено по 2 часа в неделю в 1-4
классах.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена учебным предметом Основы религиозных культур и светской этики.
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных
достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от изучаемого
модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты обучения
представляются за этот период. Целью программы по ОРКСЭ является формирование у
обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
Российской Федерации, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:


знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);



развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
12



обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;



развитие

способностей

обучающихся

к

общению

в

полиэтничной,

разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации программы по
ОРКСЭ

-

культурологический

подход,

способствующий

формированию

у

обучающихся первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по
деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного

взаимодействия

обучающихся,

сотрудничества,

обмена

информацией,

обсуждения разных точек зрения и другие.
Предмет реализуется в 4 классе (1 час в неделю).
Предметная

область

«Искусство»

представлена

предметами:

Музыка

и

Изобразительное искусство.
Предмет Изобразительное искусство.
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании
художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний,

умений,

навыков

и

развития

творческого

потенциала

обучающихся.
13

Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной
культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной
деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные
виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные
основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды
искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического
восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских
навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в
понимании красоты человека.
На реализацию учебного предмета «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в
неделю в 1-4 классах.
Предмет Музыка.
Программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося - как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Основная цель программы по музыке - воспитание музыкальной культуры как части
общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения
и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:


становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;

14



развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного
отражения многообразия жизни;



формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации

На реализацию учебного предмета Музыка отведено по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Технология», представлена учебным предметом Технология.
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:


формирование общих представлений о

культуре

и

организации

трудовой

деятельности как важной части общей культуры человека;


становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;



формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);



формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;

развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;


расширение

культурного

кругозора,

развитие

способности

творческого

использования полученных знаний и умений в практической деятельности;


развитие

познавательных

психических

процессов

и

приёмов

умственной

деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;


развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
15



воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;



развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;



воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности,

мотивации

успеха и

достижений,

стремления к творческой

самореализации;


становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;



воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил

культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
На реализацию учебного предмета Технология отведено по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Предметная

область

«Физическая

культура»,

представлена

предметом

Физическая культура.
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. В программе по
физической культуре нашли своё отражение условия Концепции преподавания учебного
предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Предметом обучения физической культуре на уровне начального общего
образования

является

двигательная

деятельность

человека

с

общеразвивающей

направленностью с использованием основных направлений физической культуры в
классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем:
гимнастика, игры, туризм, спорт - и упражнений по преимущественной целевой
направленности их использования с учётом сенситивных периодов развития обучающихся
начального общего образования. В процессе овладения этой деятельностью формируется
костно-мышечная система, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются необходимые двигательные действия, активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность.
В основе программы по физической культуре лежат представления об уникальности
личности каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося
и ученического сообщества в целом.

Программа направлена на создание условий для
16

максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающихся в рамках
единого образовательного пространства Российской Федерации.
Ценностные

ориентиры

содержания

программы

по

физической

культуре

направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. Обучение по программе по физической культуре позволяет формировать у
обучающихся установку на формирование, сохранение и укрепление здоровья, освоить
умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни, выполнить нормы ГТО.
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура» - формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Содержание программы по физической культуре направлено на эффективное
развитие физических качеств и способностей обучающихся, на воспитание личностных
качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию, самооценке,
рефлексии, анализу, формирует творческое нестандартное мышление, инициативность,
целеустремлённость, воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, учит
взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде, проявлять лидерские
качества.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности
современного российского общества в воспитании здорового поколения, государственная
политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России
и научная теория физической культуры, представляющая закономерности двигательной
деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и качественное образование в
части физического воспитания, физической культуры детей дошкольного и начального
возраста определяет образ жизни на многие годы.
Задача физической культуры состоит в формировании системы физкультурных
знаний, жизненно важных прикладных умений и навыков, основанных на физических
упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и психологического),
освоении упражнений основной гимнастики, плавания как жизненно важных навыков
человека, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(например, распорядок дня, утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и
общеразвивающие игры), умении применять правила безопасности при выполнении
физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и, как результат, физическое воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа по физической культуре обеспечивает:
17



единство образовательного пространства на территории Российской Федерации с
целью реализации равных возможностей получения качественного начального
общего образования;



преемственность основных образовательных программ по физической культуре
дошкольного, начального общего и основного общего образования;



возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня
сложности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся
(включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);



государственные гарантии качества начального общего образования, личностного
развития обучающихся;



овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в
повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и
приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного
маршрута;



формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в
национальной стратегии развития России, их исторической роли, вкладе
спортсменов России в мировое спортивное наследие;



освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада
каждого в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной
оценки своих и командных возможностей.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей

обучающихся

МАОУ-СОШ

№

141,

их

родителей

(законных

представителей), образовательной организации.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
В 1-3 классах школы в результате выбора определен учебный предмет «От слова к
слову» для обучающихся 1-3 классов по 1 часу в неделю для расширения обязательного
курса «Русский язык».
Цель данного расширения: способствовать более прочному и сознательному
усвоению норм русского языка, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у
обучающихся навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития
школьников.

При

метапредметных

этом

обеспечивается

результатов,

достижение

универсальных

следующих

учебных

действий

личностных

и

обучающихся:
18

положительное отношение и интерес к изучению русского языка; мотивация к учебной
деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий; понимание богатства и разнообразия
языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной
звучащей

речи;

развитие

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

обучающихся, умение работать в парах и группах, умение сотрудничать с учителем и
сверстниками. Способствует развитию регулятивных учебных действий: умение ставить и
формулировать цели, планировать, организовывать деятельность и оценивать ее
результаты. Способствует развитию познавательных универсальных действий: развитие
правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм,
синтаксических конструкций; развитие умения выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов, вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться
словарями, справочниками; строить рассуждения.
Качество

образования

на

уровне

начального

общего

образования

рассматривается как совокупность личностного, метапредметного и предметного
результата.
В 1-4 классах при промежуточном контроле отслеживаются и оцениваются
динамика и уровень достижения метапредметного и предметного результата.
Во 2-4 классах промежуточная аттестация проводится по учебным предметам с
использованием контрольных работ, работ, включающих учебно-познавательные и учебно
- практические задачи: комбинированных контрольных работ, диктантов, грамматических
заданий, проверки навыков чтения, работы с текстом, математических диктантов, тестовых
работ. В ходе промежуточной аттестации с целью оценки уровня достижения
метапредметного результата проводится комплексная контрольная работа, включающая
учебно-познавательные и учебно-практические задачи надпредметного и метапредметного
характера, задания на определение сформированности уровня УУД и функциональной
грамотности обучающихся уровня начального общего образования метапредметного
характера включены в контрольные работы в рамках внутренней системы оценки качества
образования обучающихся за каждую учебную четверть и год.
На аттестацию при завершении обучения на уровне начального общего образования,
результаты которой используются при принятии решения о возможности (или
невозможности) продолжения обучения на следующем уровне образования, выносятся
только предметные и метапредметные результаты.

19

Учебный план НОО МАОУ-СОШ №141 на 2023-2024 учебный год
Учебный план начального общего образования
Предметные
области

Учебные
Количество часов в неделю
предметы
II
III
IV
I
классы
Обязательная часть

Русский
Русский
язык
и язык
литературное чтение
Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика

Иностранный
язык

Всего

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

–

2/68

2/68

2/68

6/204

Математика

4/132

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий
мир

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Основы
религиозных культур
и светской этики

Основы
религиозных
культур и
светской
этики

–

–

–

1/34

1/34

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

Изобразительн
ое искусство

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Искусство
Технология
Физическая
культура

Технология
Физическая
культура

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
От слова к слову
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами

20/660
1/33

21/639

4/136

22/748
1/34

4/136

22/748
1/34

4/136

16/540

23/782

87/2938

0

3/101

23/782

23/782

23/782

90/3039

Рекомендуемая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
Учебные недели

21

23

23

23

90

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

782

3039

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».