ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Памятные места моего города и области
» (далее – Программа) для 7 класса составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования», а также с учетом:
– федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
– Концепции
преподавания
учебного
курса
«История
России» в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства
просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.);
– письма
Министерства
культуры
Российской
Федерации от 28.02.2017
№ 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению историкокультурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного
места»;
– письма Министерства просвещения
Российской
Федерации от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационнометодическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственныхобразовательных стандартов начального общего
и основного общего образования»);
– федеральной рабочей программы по истории для 5–9 классов образовательных
организаций.
При разработке данной программы использовались следующие нормативные
документы:
1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с дополнениями и
изменениями);
2. Указ Президента
Российской
Федерации
от
09.11.2022
г.
№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
1
Актуальность программы «Памятные места моего города и области »
Актуальность курса внеурочной деятельности «Памятные места моего города и
области » обусловлена необходимостью формирования российской гражданской
идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих
поколений россиян.
Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач
исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них
способности к восприятию и бережному отношениюк историческому и культурному
наследию, сохранения исторической памятио подвигах и достижениях предков, о ключевых
исторических событиях и их участниках.
Основное внимание в программе уделено современным подходамк организации
деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное восприятие сообщаемой педагогом
информации, а на самостоятельный поиск и исследование, формирующие умение работать с
многообразными источниками исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить
целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной истории посредством
обращения к знаковым личностям и памятным событиям из истории родного края и малой
родины.
Цель курса «Памятные места моего города и области»
Курс имеет историко-просветительскую цель,
ориентирован на сохранение
исторической памяти, понимание общности исторических судеб
различных народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции
по отношению к прошлому и настоящему своей странына примере памятных мест родного
края и малой родины.
Основные задачи курса «Памятные места моего города и области»
– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя внимание на
единстве исторических судеб различных народов и регионов России при сохранении
уникальности их развития и культурной самобытности;
– расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством
привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края
достопримечательным местам, связанным с историей формирования народов
и
иных
этнических
общностей
России,с историческими (в том числе военными) событиями,
жизнью выдающихсяисторических личностей;
– стимулировать
познавательный
интерес
обучающихся к
материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений, развивать
умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого
круга источников и в первую очередь –на региональном материале;
– способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности
2
одновременно как граждан России и жителей своего края посредством сообщения
информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для
истории страны, региона, местности;
– формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие
прошлого, понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения памятных
мест, связанных с деятельностью выдающихся соотечественников – деятелей в сферах
искусства, науки, политики, военного дела и др.;
– формировать у обучающихся способность определять историко- архитектурную,
художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных,
памятных
мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности;
–
способствовать развитию у обучающихся понимания историко- культурной
ценности памятных мест города и края и необходимости сохраненияприродно-культурных
ландшафтов, памятных объектов археологического и культурного наследия, историкоградостроительной и природной среды как достояния региона и страны в целом;
– формировать
у
обучающихся
чувство
принадлежности к богатейшему
общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным
достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым,художественным, нравственным и др.)
народов России и края.
Место курса «Памятные места моего города и области»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованыв течение
одного учебного года в составе разновозрастной группыиз обучающихся 7 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные в
программе элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся могут быть
конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом преобладающего возрастного
состава учебной группы, условий школьной информационно-образовательной среды и
возможностей доступа к работе с краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии,
виртуальные экскурсии и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники поистории города
и области , ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых
информационных ресурсов (порталы и сайты историко- просветительской и историкокультурной направленности – Открытые данные Министерства культуры Российской
Федерации, Археолог.РУ, Культура.РФ,История.РФ и др.), которые содержат текстовые,
видео- и фотоматериалыо памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых
событиях и личностях российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них
поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть
оформлены в виде учебных исследований и проектови представлены для презентации и
3
оценки в рамках основного курса обучения
«История России».
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.
Программа носит историко-просветительскую и гражданско- патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров
воспитания на уровне основного общего образования:
– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданскойидентичности
в
– поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовнонравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве,
к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом
и современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОЕГО ГОРОДА И ОБЛАСТИ »
Содержание программы «Памятные места моего города и области » направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного
края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб
социальной иприродной среде;
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего города и области, народов России;
4
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние
себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;
– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических
задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности;
– экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных
наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о
социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному
плану небольшое исследование на основе регионального материала; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
5
исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения
в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействияв школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать
и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по
истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные результаты
и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать алгоритм с
учетом
получения
новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному
опыту,
уметь
находить
позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в
деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– целостные представления об историческом пути России и входящих в нее народов,
о месте и роли России в мировой истории;
– базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
6
современности;
– умение работать с основными видами современных источников исторической
информации и с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и
вещественными источниками;
– способность представлять устное и письменное описание событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и их участников, основанное на знании
исторических фактов, дат, понятий;
– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей в отечественной, в том числе региональной истории;
– способность применять исторические знания в общении как основу диалога в
поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
– умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов прошлого с
важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.;
– осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и своего региона.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОЕГО ГОРОДА и ОБЛАСТИ»
Тема 1. «Откуда есть пошла…» Историческая память и памятные места: понятия,
специфика, примеры (1 ч)
Историческая память
как
представления
о
прошлом,
закрепленные в
схематизированных образах (объективированная память) и в социальной, коллективной
практике (память в действии). Историческая память как средство осознания российской
гражданской идентичности.
Мемориальные (памятные) объекты как один из способов сохранения исторической
памяти народа. Памятники, ансамбли, достопримечательные (памятные) места как основные
виды объектов культурного наследия России: общее и особенное. Достопримечательные места
как культурно-природные территориальные комплексы, имеющие историко-культурную
ценность. Связь со значимыми историческими процессами/событиями и деятельностью
выдающихся личностей как главный отличительный признак памятного места.
Российские объекты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объекты природного
наследия России как уникальные, особо охраняемые территории (заповедные зоны,
природные парки, уникальные горы, озера и др.): озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые
горы Алтая и др. Объекты культурного наследия России как особенно ценные памятники
истории и культуры: Московский Кремль и Красная площадь; исторический центр СанктПетербурга; Кижский погост и др.
Важность сохранения объектов природного и культурного наследия России и края.
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерациикак важный
источник информации о памятных местах России и края.
7
Тема 2. «…История, вооруженная лопатой». Археологические объекты города и
области , связанные со значимыми процессами и событиями начального периода
истории России (3 ч)
Археология как отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества по
вещественным источникам. Объекты археологического
наследия как частично или полностью скрытые в земле и под водой следы существования
человека в прошлых эпохах, включающие все предметы и культурные слои.
Электронная археологическая карта России как важнейшийинформационный ресурс
для изучения археологического наследия страны. Специфика поиска, анализа и отбора
информации о памятных местах России и края на цифровых археологических картах России и
регионов.
Объекты археологического наследия края до I н.э. (каменный, бронзовый, железный
века) и связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Сайты региональных и местных краеведческих музеев как важные источники
информации для изучения историко-культурного наследия края. Важность использования
региональных информационных ресурсов в качестве источников информации для изучения
историко-культурного наследия страныи края.
Объекты археологического наследия края I–XVI вв. н. э. и связанныес ними
процессы и события древней и средневековой истории России.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика
поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные,
научные, СМИ, «сетевые» и др.). Объекты археологического наследия края XVII–XIХ вв. и
связанные с ними значимые процессы и события новой истории России.
Тема 3. «Кто к нам с мечом придет…» Памятные места города и области ,
связанные с борьбой Руси и России с внешними угрозами в XIII–XVII вв.(2 ч)
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерациикак важный
источник информации о памятных местах России и края.
Места ратной славы как территории, связанные со значимыми для истории
Руси/России военными сражениями и включающие в себя мемориальные объекты и фоновые
пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и результат воссоздания
события или объекта материальной и духовной культуры определенной исторической эпохи,
местности. Важность и актуальность исторической реконструкции мест ратной памяти.
Русские земли под постоянной внешней угрозой с Востока и Западав XIII–XVII:
причины, основные события, итоги. Наиболее известные места ратной славы, связанные с
событиями российской истории XIII–XVII вв.: Куликово поле, Бородино и др.
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории края, связанные с борьбой
Руси с внешней агрессией в XIII–XVI вв.
Важность сохранения территории и «фоновых» пространств (ландшафтов) памятных
мест и достоверной исторической реконструкции известных событий.
8
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории края, связанные с борьбой
России против иностранного завоевания и за укрепление границ государства в XVII в.
Тема 4. «Сидя на санях, помыслил я…» Памятные места города и области ,
связанные с выдающимися личностями Руси и России XII–XVII вв. (3 ч)
Культурное пространство как сфера взаимодействия различных ценностей культуры и
специфические отношения между людьми, которые воплощаются в материальных и духовных
носителях и создают своеобразную духовную атмосферу в определенную историческую
эпоху.
Формирование единого культурного пространства как духовная основа сохранения
прочных связей русских земель в период раздробленности (XII–ХV вв.). Вопрос о роли
личности в истории и его важность для понимания специфики человеческой истории, ее
отличия от природной эволюции.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
деятельностью выдающихся деятелей политики, религии, культурыXII–ХV вв.
Формирование единого централизованного государства как важнейшая тенденция
цивилизационного развития России в XVI–XVII вв. Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные с деятельностью выдающихся политических и религиозных
деятелей XVI–XVII вв.
Историческая значимость для России вопроса колонизации и освоения новых земель в
XVI–XVII в. Памятные места и мемориальные объектына территории края, связанные
с деятельностью выдающихся землепроходцев, деятелей искусства и науки XVI–XVII вв.
Тема 5. «О, ваши дни благословенны! Дерзайте…» Памятные места города и
области, связанные со знаковыми событиями и личностями российской истории XVIII
в. (4 ч)
Превращение России в империю и особенности имперской политики.
Внешняя политика России XVIII в.: основные направления и достижения.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с важнейшими событиями военной истории России XVIII в.
Роль личности в истории страны: специфика петровского времени и
«эпохи дворцовых переворотов». Памятные места и мемориальные объектына территории
города и области, связанные с деятельностью выдающихся политических, военных и
религиозных деятелей XVIII в.
Эпоха Просвещения в России XVIII в.: специфика воплощения западноевропейских
идей на российской почве. Памятные места и мемориальные объекты на территории города и
области, связанные с деятельностью выдающихся деятелей искусства и науки XVIII в.
Превращение России в одну из ведущих сил системы международных отношений как
важная тенденция развития страны в XVIII в. Памятные места имемориальные объекты на
территории города и области, связанные с деятельностью выдающихся первооткрывателей,
исследователей новых земель в XVIII в.
9
Тема 6. «Жизнь свою за други своя…» Памятные места города и области,связанные
с событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в. (3 ч)
Россия в системе внешнеполитических отношений XIХ в.: противоречия, конфликты,
итоги. Отечественная война
1812
г.
и
Крымская война 1853–1855 гг. как ключевые
события политической и военной истории России XIX в., как источники проявления
несгибаемого народного духа и героизма.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с важнейшими событиями, героизмом русской армии и населенияво время
Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии 1813–1815 гг.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с важнейшими событиями и героизмом русской армии в военныхкампаниях
XIХ в.: война с Турцией за независимость Греции; Крымская война; война с Турцией за
независимость балканских народов.
Нарастание глобальных противоречий в мировой политике в конце XIХ – начале ХХ в.:
причины и главные противоборствующие силы. Роль и место России на международной арене
до начала, во время и после окончания Первой мировой войны. Первая мировая война как
судьбоносное событие в истории России начала ХХ века.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с событиями и личностями героев фронта и тыла в годы русско- японской и Первой
мировой войн начала ХХ века.
Тема 7. «Мой друг, Отчизне посвятим…» Памятные места города и области,
связанные с выдающимися личностями истории России XIХ – начала ХХ в. (3 ч)
Модернизация
традиционного
как
(аграрного)
исторический
уклада
жизни
процесс
к
структуре
перехода
общества,
общества от
основанного на
индустриальных, демократических, урбанистических и светских началах. Политическая,
экономическая и культурная модернизация России XIХ – началаХХ в.: причины, основные
события и результаты.
Памятные места и
мемориальные объекты
на территории
, связанные
с
жизнедеятельностью выдающихся политических, военных и религиозных деятелей XIХ –
начала ХХ в. города и области
Единое мемориальное пространство как территория, тесно связаннаяс биографией
и творчеством исторической личности, сохранившая основные признаки исторически
сложившегося культурного и природного ландшафта. Важность мемориального пространства
для понимания целостности достопримечательного места, его тесной связи с биографией и
деятельностью исторической личности.
«Золотой» и «серебряный» века русской литературы. Выдающиеся достижения
российской художественной культуры XIХ – начала ХХ в. и ее вклад в развитие мировой
10
культуры. Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с деятельностью выдающихся деятелей литературы и искусства России XIХ –
начала ХХ в.
Влияние процесса модернизации на развитие
научных воззрений на природу и
общество. Достижения российской науки XIХ – начала ХХ в. Памятные
места
и
мемориальные объекты на территории города и области, связанные с деятельностью
выдающихся российских ученых, первооткрывателей и исследователей новых земель XIХ –
начала ХХ в.
Тема 8. «…У ней особенная стать…» Культурно-природные ландшафты города и
области, связанные с важнейшими социально-экономическими и культурными
процессами в истории России (XV — начала XХ в.) (3 ч)
Культурно-природный ландшафт как пространство, на котором наглядно представлено
совместное творчество человека и природы, отражены многолетние процессы традиционной
организации окружающей человекасреды. Культурно-природные ландшафты как отражение
культурного многообразия, социальной неоднородности, экономической многоукладности
российского общества.
Примеры наиболее распространенных в России видов ландшафтов: земледельческопромысловый и охотничий ландшафт Русского Севера; помещичье-крестьянский ландшафт
средней полосы России; промышленный ландшафт Урала, Центрально-Промышленного и
Северо-Западного районов России.
Памятные места России и края – выдающиеся образцы монастырского ландшафта (XV–
XIХ вв.). Православные, буддистские, исламские природно- архитектурные комплексы и
связанные с ними значимые исторические процессы/события.
Традиционное (аграрное) и индустриальное общество:
основные признаки и
специфика проявления на российской почве. Памятные места России и края – выдающиеся
образцы традиционных поселенческо- промыслового ландшафта (XVI–XIХ вв.) и помещичьекрестьянского ландшафта (XVIII – начала XХ в.)
Индустриализация в России и связанные с ней изменения в культуре и образе жизни
населения. Памятные места России и края – выдающиеся образцы промыслового и
промышленного ландшафта протоиндустриальной и индустриальной эпохи (XVIII — первой
половины XХ в.).
11
Тема 9. «Никто не забыт, ничто не забыто» Памятные места города и области,
связанные с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны (1941–
1945 гг.) (4 ч)
Особенности цивилизационного развития России в советский период истории (1917–
1991
гг.):
коммунистическая
идеология,
плановая
экономика,
политическая
сверхцентрализация, социальное государство. Создание СССР и его роль на международной
арене 1920–1930-х гг.
Причины Второй мировой войны. Фашизм как агрессивная антигуманная идеология,
основу которой составляют идеи расового неравенства и воинствующего национализма,
неприятие демократии и захватническая внешняя политика.
Великая Отечественная война как крупнейший вооруженный конфликтв истории
человечества и судьбоносное событие российской истории.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и края,
связанные с военными событиями и боевым героизмом в годы Великой Отечественной войны
(1941–1945 гг.).
Вклад СССР в разгром фашистской Германии. Важность недопущения намеренного
искажения и фальсификации истории Второй мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с увековечиванием памяти выдающихся государственных деятелей, военачальников и воинов
– героев Великой Отечественной войны.
Вопрос о личном и коллективном вкладе в победу над врагом. Важность недопущения
односторонности в оценках исторических событий и процессов. Памятные места
мемориальные
объекты
на
территории
края,
и
связанные с увековечиванием героизма
тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Итоги Великой Отечественной войны и историческая цена Победы советского
народа над фашизмом. Важность сохранения памятных мест и проявления уважения к
памяти героев, участников и жертв войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечиванием памяти советских людей – жертв фашизма.
Тема 10. «Нельзя отложить заботу о великом и вечном…» Памятные места города
и области, связанные с выдающимися личностями советской истории(1917–1991 гг.) (3
ч)
Политическое и социально-экономическое развитие СССР в довоенный и
послевоенный периоды: особенности, успехи и противоречия.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся политических, государственных, общественных деятелей
советской истории (1917–1991 гг.)
Культура СССР в довоенный и послевоенный периоды: особенности, успехи и
12
противоречия развития.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей советской литературы, архитектуры,живописи, театра
и кино.
Вклад СССР в развитие мировой науки и культуры. Важность объективного,
беспристрастного взгляда на историческое прошлое и настоящее.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся советских ученых, конструкторов и инженеров, работников
образования и здравоохранения.
Тема 11. «Герои никогда не умирают…» Памятные места города и области,
связанные с именами героев и выдающихся личностей современной России (1992–2020е гг.) (2 ч)
Основные социально-гражданские и духовно-нравственные ценности современной
России. Важность противостояния намеренным искажениям и фальсификации истории в
современных условиях.
Созданные в новейший период российской истории мемориальныеобъекты в память
героев Великой Отечественной войны и их историко- культурное значение: мемориальномузейный комплекс «Парк Победына Поклонной горе» (г. Москва); памятник Матросу и
Солдату (г. Севастополь);мемориал «Защитникам неба» (г. Тула) и др.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и освободительных
миссий России в 1992–2020-х гг.
Важность проявления уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан,
независимо от сферы их деятельности. Государственная практика увековечения памяти и
награждения граждан за выдающиеся достижения в различных сферах общественной жизни.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти выдающихся деятелей политики, науки, культуры современной
России.
Тема
12.
«Жив
народ,
пока
жива
его
историческая
память».
Ученическая конференция (3 ч)
Современное состояние и перспективы развития памятных мест моего
края.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
1. «Откуда есть
пошла…»
(1 час)
Основное содержание
Мемориальные (памятные) объекты как одиниз
способов сохранения исторической
памяти народа. Памятники, ансамбли,
достопримечательные (памятные) места как
основные виды объектов культурного наследия
России: общее и особенное. Связьсо значимыми
историческими событиями иличностями как
признак памятного места.
Объекты природного и культурного
наследия России: примеры, признаки,
важность их сохранения.
Портал открытых данных Министерства
культуры Российской Федерации как
Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: историческая память;
мемориальные объекты; памятник; ансамбль; памятное
(достопримечательное) место; объект природного наследия;
объект культурного наследия.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных терминов
по теме, содержащей сведения об основныхобъектах
природного и культурного наследия России.Приводить
примеры, объяснять различие объектов природного и
культурного наследия России.
Давать аргументированную оценку тезису
о необходимости сохранения исторической памятидля народа
и конкретного человека
важный источник информации о памятных
местах России города
2. «…История,
вооруженная
лопатой»
Электронная археологическая карта России как
важнейший информационный ресурс дляизучения
археологического наследия России
Объяснять содержание понятий: археология; объект
археологического наследия; памятник истории и
(3 часа)
и города
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
культуры.
14
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Объекты археологического наследия края до I н.
э. (каменный, бронзовый, железныйвека) и
связанные с ними процессы и
информации, раскрывающей содержание основных терминов по
теме, сообщающей сведения об объектахархеологического
наследия России и области.
события древнейшей истории
Приводить примеры известных объектов
Сайты региональных и местных
краеведческих музеев как важные источники
информации для изучения историкокультурного наследия края. Объекты
археологического наследия области
I–XVI вв. н. э. и связанные с ними процессы
и события древней и средневековой историиРоссии
Работа с традиционными и цифровыми
информационными ресурсами: специфика поиска,
отбора и использования материалов.Объекты
археологического наследия края XVII–XIХ вв. и
связанные с ними значимые
процессы и события новой истории России
архитектурного наследия России и края, раскрывать связь
объектов со значимыми процессами и событиямиистории
России на начальном этапе.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы или
инфографики информацию различныхисточников об объектах
археологического наследия области
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности объектов археологическогонаследия
области, степени их сохранности.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению (реставрации, реконструкции) и
развитию территорий, на которых расположеныобъекты
археологического наследия города и области.
15
Темы
3. «Кто к намс
мечом
придет…»
(2 часа)
Основное содержание
Русские земли под постоянной внешней угрозой с
Востока и Запада в XIII–XVII вв.:причины,
основные события, итоги.
Наиболее известные места ратной славы,
связанные с событиями российской историиXIII–
XVII вв.
Места ратной славы и мемориальные объекты
на территории края, связанныес борьбой Руси
с внешней агрессией
в XIII–XVI вв.
Важность сохранения территории и
«фоновых» пространств (ландшафтов)
памятных мест и достоверной исторической
реконструкции известных событий.
Места ратной славы и мемориальные объекты
на территории города и области, связанныес
борьбой России против иностранного
завоевания и за укрепление границ
государства в XVII в.
Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: рать; места ратнойславы;
фоновое пространство; историческая
реконструкция.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах ратной
славы и мемориальных объектах города и области,
связанных с борьбой Руси/России за независимость иукрепление
своих границ в XIII–XVII вв.
Приводить примеры наиболее известных мест ратной славы
России и края, раскрывать связь памятных мест имемориальных
объектов края со значимыми процессами и событиями в истории
XIII–XVII вв.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различныхисточников о
местах ратной славы и мемориальныхобъектах города и
области , связанных с военной историей Руси/России XIII–
XVII вв.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности мест ратной славы и
мемориальных объектов края, связанных с военной
историей Руси/России XIII–XVII вв.
16
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий мест ратнойславы
края
4. «Сидя
на санях,
помыслил я…»(3
часа)
Формирование единого культурного пространства
как духовная основа сохранения прочных связей
русских земельв период раздробленности (XII–ХV
вв.).
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей
политики, религии, культуры
XII–ХV вв.
Формирование единого централизованного
государства как важнейшая тенденция
цивилизационного развития России
в XVI–XVII вв.
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные с
Объяснять содержание понятий: раздробленность; единое
централизованное государство; культурное пространство;
историческая личность.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных терминов
по теме, содержащей сведения о памятныхместах и
мемориальных объектах края, связанных
с деятельностью известных исторических личностейXII–XVII вв.
Приводить примеры наиболее известных памятныхмест и
мемориальных объектов края, раскрывать их
связь со значимыми процессами и событиями в историиXII–XVII
вв.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различныхисточников о
памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных с деятельностью известных
деятельностью выдающихся политических и
религиозных деятелей XVI–XVII вв.
17
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Историческая значимость для России вопроса
колонизации и освоения новыхземель в XVI–
XVII в.
Памятные места и мемориальные объектына
исторических личностей XII–XVII вв.
территории города и области, связанные
личностей XII–XVII вв.
с деятельностью выдающихся землепроходцев,
деятелей искусства и наукиXVI–XVII вв.
Формулировать и обсуждать предложения
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных с деятельностью известных исторических
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных месткрая,
связанных с жизнедеятельностью известных
исторических личностей XII–XVII вв.
5. «О, ваши дни Превращение России в империю и
благословенны!
особенности имперской политики.
Дерзайте…»
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
(4 часа)
Объяснять содержание понятий: империя; регулярнаяармия;
имперская политика; эпоха дворцовых переворотов;
Просвещение.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
с важнейшими событиями военной истории
информации, раскрывающей содержание основных терминов
России XVIII в.
по теме, содержащей сведения о памятныхместах и
мемориальных объектах города и области, связанных
Роль личности в истории страны: специфика
петровского времени и «эпохи дворцовых
с событиями военной истории России и деятельностьюизвестных
исторических личностей XVIII в.
переворотов».
Приводить примеры наиболее известных памятных
Памятные места и мемориальные объекты
мест и мемориальных объектов края, раскрывать их
на территории края, связанные
18
Темы
Основное содержание
с деятельностью выдающихся политических,
военных и религиозных деятелей XVIII в.
Эпоха Просвещения в России XVIII в.: специфика
воплощения западноевропейскихидей на
российской почве.
Памятные места и мемориальные объектына
территории края, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей
искусства и науки XVIII в.
Превращение России в одну из ведущих силсистемы
международных отношений как
важная тенденция развития страны в XVIII в.
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся
первооткрывателей, исследователей и
освоителей новых земель XVIII в.
Основные виды деятельности обучающихся
связь со значимыми событиями военной истории России, а также
деятельностью известных историческихличностей XVIII в.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различныхисточников о
памятных местах и мемориальных объектах края, связанных
со значимыми событиямивоенной истории России и
жизнедеятельностью известных исторических личностей
XVIII в.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных со значимыми событиями военной истории
России и деятельностью известных исторических личностей
XII–XVII вв.
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных месткрая,
связанных с со значимыми событиями военной истории России и
деятельностью известных
исторических личностей XVIII в.
19
Темы
6. «Жизнь своюза
други
своя…»
(3 часа)
Основное содержание
Россия в системе внешнеполитических
отношений XIХ в.: противоречия,
конфликты, итоги.
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанныес
важнейшими событиями, героизмом русской
армии и населения во время
Отечественной войны 1812 г. и европейского
освободительного похода 1813–1815 гг.
Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: Отечественная война;
Крымская война; Первая мировая война; места
воинской славы.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах воинской
славы и мемориальных объектах края, связанных с
событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в.
Приводить примеры наиболее известных мест воинскойславы и
мемориальных объектов города и области , раскрывать их связь
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные с
важнейшими событиями и героизмом
русской армии в военных кампаниях XIХ в.:война с
Турцией за независимость Греции;
Крымская война; война с Турцией
за независимость балканских народов
Нарастание глобальных противоречийв
мировой политике в конце XIХ – начале ХХ
со значимыми событиями военной истории России XIХ – начала
ХХ в.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы или
инфографики информацию различных источников о местах
воинской славы и мемориальныхобъектах края, связанных со
значимыми событиями военной истории России XIХ – начала
ХХ в.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности мест воинской славы и
мемориальных объектов края, связанных со значимыми
в. Роль и место России
на международной арене до начала, во время
и после окончания Первой мировой войны.
20
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с событиями и личностями героев фронта итыла в
событиями военной истории России XIХ –начала
ХХ в.
годы русско-японской и Первой мировой войн
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
начала ХХ в.
реконструкции) и развитию территорий памятных месткрая,
связанных с со значимыми событиями военной
Формулировать и обсуждать предложения
истории России XIХ – начала ХХ в.
7. «Мой друг,
Отчизне
Политическая, экономическая и культурная
модернизация России XIХ – начала ХХ в.:
Объяснять содержание понятий: модернизация; единое
мемориальное пространство; мемориальный комплекс.
посвятим…» (3
часа)
причины, основные события и результаты.
Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные
с деятельностью выдающихся политических,
военных и религиозных деятелей XIХ –
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации,
раскрывающей содержание основных терминов по теме,
содержащей сведения о памятных местах и мемориальных
объектах края, связанных
с деятельностью известных исторических личностейXIХ –
начала ХХ в.
начала ХХ в.
Понятие «единое мемориальное
пространство» и его важность для
понимания целостности
достопримечательного места, его теснойсвязи
с биографией и деятельностью
Приводить примеры наиболее известных памятныхмест и
мемориальных объектов края, раскрывать ихсвязь с
деятельностью известных исторических личностей XIХ –
начала ХХ в.
Систематизировать в цифровом формате в виде
таблицы или инфографики информацию различных
исторической личности.
21
Темы
Основное содержание
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей
литературы и искусства России XIХ –
начала ХХ в.
Влияние процесса модернизации на развитие
научных воззрений на природу и общество.
Памятные места и мемориальные объекты на
территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся российских
ученых, первооткрывателей и исследователей
новых земель XIХ –
Основные виды деятельности обучающихся
источников о памятных местах и мемориальных объектах
края, связанных с деятельностью известныхисторических
личностей XIХ – начала ХХ в.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных с деятельностью известных исторических
личностей XIХ – начала ХХ в.
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных месткрая,
связанных с деятельностью известных исторических личностей
XIХ – начала ХХ в.
начала ХХ в.
8. «…У ней
Культурно-природные ландшафты как отражение
Объяснять содержание понятий: культурно-природныйландшафт;
особенная
стать…»
культурного многообразия, социальной
неоднородности, экономическоймногоукладности
российского общества.
Памятные места России и города –
выдающиеся образцы монастырского
ландшафта (XV–XIХ вв.). Православные,
многоукладность; традиционное общество; индустриальное
общество.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации,
раскрывающей содержание основных терминов по теме,
содержащих сведения о памятныхместах края, являющихся
образцами монастырского,
буддистские, исламские природно-
поселенческо-промыслового, помещичье-крестьянского
(3 часа)
22
Темы
Основное содержание
архитектурные комплексы и связанныес
ними значимые исторические
процессы/события
Традиционное (аграрное) и индустриальное
общество: основные признаки и специфика
проявления на российской почве.
Памятные места России и края – выдающиеся
образцы традиционных поселенческопромыслового ландшафта (XVI – XIХ вв.) и
помещичье-крестьянского
ландшафта (XVIII – начала XХ в.)
Индустриализация в России и связанные
с ней изменения в культуре и образе жизни
населения.
Памятные места России и края – выдающиеся
образцы промыслового и промышленного
ландшафта протоиндустриальной и
индустриальнойэпохи (XVIII – первой
половины XХ в.)
Основные виды деятельности обучающихся
и промышленного ландшафтов XV – начала XХ в. Приводить
примеры наиболее известных памятных мест, являющихся
образцами монастырского, поселенческо-промыслового,
помещичье-крестьянскогои промышленного ландшафтов,
раскрывать их связь
с важнейшими социально-экономическими и
культурными процессами XV – начала XХ в.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы или
инфографики информацию различных источников о памятных
местах, являющихся образцамимонастырского, поселенческопромыслового, помещичье-крестьянского и промышленного
ландшафтов.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест, являющихся
образцами монастырского, поселенческо- промыслового,
помещичье-крестьянского и промышленного ландшафтов.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
23
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
края, являющихся образцами монастырского, поселенческопромыслового, помещичье-крестьянского
и промышленного ландшафтов
9. «Никто не
забыт, ничто не
забыто»
(4 часа)
Особенности цивилизационного развития России в
советский период истории (1917–1991 гг.).
Причины Второй мировой и Великой
отечественной войны.
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные
с военными событиями и боевым героизмом
в годы Великой Отечественной войны
(1941–1945 гг.)
Объяснять содержание понятий: советская история;
Вторая мировая война; фашизм; Великая Отечественнаявойна;
фальсификация истории.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор информации,
раскрывающей содержание основных терминов по теме,
содержащих сведения о памятныхместах и мемориальных
объектах края, связанных
с военными событиями и увековечиванием памяти героев
фронта, тыла и жертв фашизма в годы ВеликойОтечественной
войны.
Приводить примеры наиболее известных памятных мест и
мемориальных объектов края, раскрывать их связь с ключевыми
событиями Великой Отечественнойи Второй мировой войны.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различныхисточников о
памятных местах и мемориальных объектах края,
связанных с ключевыми событиями
Вклад СССР в разгром фашистской Германии.
Важность недопущения намеренного искажения
и фальсификацииистории Второй мировой
войны.
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
с увековечиванием памяти выдающихся
государственных деятелей, военачальников ивоинов – Великой Отечественной войны, воинским и трудовым
героев Великой Отечественной
войны
24
Темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Вопрос о личном и коллективном вкладе
героизмом советского народа.
в победу над врагом. Важность недопущения
односторонности в оценках исторических событий
и процессов. Памятные места и мемориальные
объекты на территории города и области, связанные
с увековечиванием героизма
тружеников тыла в годы Великой
Давать аргументированную оценку историко-
Отечественной войны
культурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных с ключевыми событиями
Великой Отечественной войны, воинским и трудовым
героизмом советского народа.
Объяснять необходимость борьбы с намеренными
искажениями и фальсификацией истории Великой
Отечественной и Второй мировой войны.
Итоги Великой Отечественной войны и историческая Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
цена победы советского народанад фашизмом.
реконструкции) и развитию территорий памятных месткрая,
Важность сохранения
связанных с ключевыми событиями Великой Отечественной,
памятных мест и проявления уважения
воинским и трудовым героизмом советского народа
к памяти героев, участников и жертв войны.
Памятные места и мемориальные объекты на
территории города и области , связанные
с увековечиванием памяти советских
людей – жертв фашизма
10. «Нельзя
отложить
заботу
Политическое и социально-экономическое развитие
СССР в довоенный и послевоенныйпериоды:
особенности, успехи и
Объяснять содержание понятий: СССР; социальноэкономическое развитие; политика; культура.
противоречия.
информации, раскрывающей содержание основных
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
25
Темы
о великом и
вечном…» (3
часа)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Памятные места и мемориальные объектына
территории края, связанные
терминов по теме, содержащих сведения о памятныхместах и
мемориальных объектах края, связанных
с деятельностью известных исторических личностей 1917–
с деятельностью выдающихся политических,
1991 гг.
государственных, общественных деятелей
Приводить примеры наиболее известных памятных мест и
советской истории (1917–1991 гг.)
мемориальных объектов края, раскрывать их связь с
Культура СССР в довоенный и послевоенный
важнейшими событиями советского периодаистории.
периоды: особенности, успехии противоречия
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы или
развития. Памятные места и мемориальные объекты инфографики информацию различных источников о памятных
на территории города и области, связанные с
местах и мемориальных объектах края, связанных
деятельностью выдающихся
деятельностью известных исторических личностей советского
деятелей советской литературы,
периода истории.Давать аргументированную оценку историкоархитектуры, живописи, театра и кино
культурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных с деятельностью известных исторических
личностей советского периода истории.
Вклад СССР в развитие мировой науки и культуры.
Важность объективного, беспристрастного взгляда на Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
историческоепрошлое и настоящее.
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
Памятные места и мемориальные объектына
края, связанных с деятельностью известных исторических
территории города и области , связанные
личностей советского периода истории
с деятельностью выдающихся советских ученых,
конструкторов и инженеров, работников
образования и здравоохранения
26
Темы
11. «Герои
никогда не
умирают…»(2
часа)
Основное содержание
Основные социально-гражданские и духовнонравственные ценности современной России.
Важность противостояния намеренным
искажениям ифальсификации истории в
современных условиях.
Мемориальные объекты, созданные в
1992–2020-х гг. в память о герояхВеликой
Отечественной войны.
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области, связанные
с увековечением памяти воинов – героев и
участников военных действий
и освободительных миссий России
в 1992–2020-х гг.
Важность проявления уважения к героизму,
мужеству и самоотверженности граждан
независимо от сферы их деятельности.
Государственная практика увековечения
памяти и награждения граждан
за выдающиеся достижения в различных
сферах общественной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: героизм; ценности;
новейший период российской истории; общественнаяжизнь.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных терминов
по теме, содержащей сведения о памятныхместах и
мемориальных объектах края, построенных
в 1992–2020-х гг. и посвященных знаковым событиям и
личностям современной истории России.
Приводить примеры наиболее известных памятныхмест и
мемориальных объектов края, раскрывать ихсвязь с
важнейшими событиями современной истории России.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы или
инфографики информацию различных источников о памятных
местах и мемориальных объектах города и области ,
связанных со знаковыми событиями иличностями
современной истории России.
Давать аргументированную оценку историкокультурной ценности памятных мест и мемориальныхобъектов
края, связанных со знаковыми событиями и личностями
современной истории России.
27
Темы
Основное содержание
Памятные места и мемориальные объектына
территории города и области , связанные
с увековечением памяти выдающихся
деятелей политики, науки, культуры
современной России
Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять особую актуальность борьбы с намеренными
искажениями и фальсификацией истории
в современных условиях.
Формулировать и обсуждать предложения
по сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест города и
области, связанных со знаковыми событиями и личностями
современной истории России
12. «Жив
Проблематика ученической конференции:
Презентация и обсуждение индивидуальных учебных
народ, пока
жива его
историческая
память»
(3 часа)
современное состояние и перспективы развития
памятных мест моего города и области.
исследований или проектов, подготовленных в рамкахтематики
программы внеурочной деятельности
«Памятные места моего города и области »
28
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№ раздела/
Название раздела/темы
Количество часов
урока
1
Введение
1
2
Тема 1. «Откуда есть пошла история Екатеринбурга» Историческая память и
1
памятные места: понятия, специфика, примеры.
3
Тема 2. «Екатеринбург - история, вооруженная лопатой». Археологические
объекты области икрая, связанные со значимыми процессами и событиями
начального периода истории России
3
4
5
Объекты археологического наследия города и области до I н.э.
Объекты археологического наследия г о р о д а и о б л а с т и I–XVI вв. н. э.
Объекты археологического наследия города и области XVII–XIХ вв.
Тема 3.«Кто к нам с мечом придет…» Памятные места области, связанные с
1
1
1
2
борьбой Руси и России с внешними угрозами в XIII–XVII вв.(2 ч)
6
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории города и области ,
связанные с борьбой Руси с внешней агрессией в XIII–XVI вв.
1
7
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с борьбой Руси с внешней агрессией в вв. XVI -XVIIвв
1
Тема 4. «Сидя на санях, помыслил я…» Памятные места города и области,
связанные с выдающимися личностями Руси и России XII–XVII вв.
(3 ч)
3
Русские земли под постоянной внешней угрозой с Востока и Западав XIII–XVII:
причины, основные события, итоги.
Наиболее известные места ратной славы, связанные с событиями российской истории
XIII–XVII вв.:
1
8
9
1
29
10
Историческая значимость для России вопроса колонизации и освоения новых земель
в XVI–XVII в. Памятные места и мемориальные объектына территории края,
связанные с деятельностью выдающихся землепроходцев, деятелей искусства и науки
XVI–XVII вв.
1
Тема 5. «О, ваши дни благословенны! Дерзайте…» Памятные места города и
5
области, связанные со знаковыми событиями и личностями российской истории
XVIII в.
11
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
1
с важнейшими событиями военной истории России XVIII в.
12
13
14
Роль личности в истории страны: специфика петровского времени и«эпохи 1
дворцовых переворотов». Памятные места и мемориальные объектына территории
города и области, связанные с деятельностью выдающихся политических, военных и
религиозных деятелей XVIII в.
Эпоха Просвещения в России XVIII в.: специфика воплощения западноевропейских
идей на российской почве. Памятные места и мемориальные объекты на территории
города и области
Превращение России в одну из ведущих сил системы международных отношений как
1
1
важная тенденция развития страны в XVIII в. Памятные места и мемориальные
объекты на территории города и области, связанные с деятельностью выдающихся
первооткрывателей, исследователей новых земель в XVIII в.
Тема 6. «Жизнь свою за други своя…» Памятные места города и области,
3
связанные с событиями военной истории России XIХ – начала ХХ в.
15
Россия в системе внешнеполитических отношений XIХ в.: противоречия, конфликты,
1
30
итоги.
Отечественная
война
1812
г.
и
Крымская война 1853–1855 гг. как
ключевые события политической и военной истории России XIX в., как источники
проявления несгибаемого народного духа и героизма.
16
17
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и области,
связанные с важнейшими событиями, героизмом русской армии и населенияво
время Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии 1813–
1815 гг
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и области,
1
1
связанные с событиями и личностями героев фронта и тыла в годы русско- японской
и Первой мировой войн начала ХХ века.
Тема 7. «Мой друг, Отчизне посвятим…» Памятные места города и области,
3
связанные с выдающимися личностями истории России XIХ – начала ХХ в.
18
Политическая, экономическая и культурная модернизация России XIХ – началаХХ в.:
1
причины, основные события и результаты.
19
20
«Золотой» и «серебряный» века русской литературы. Выдающиесядостижения
российской художественной культуры XIХ – начала ХХ в. и ее вклад в развитие
мировой культуры. Памятные места и мемориальные объекты на территории города и
области, связанные с деятельностью выдающихся деятелей литературы и искусства
России XIХ – начала ХХ в
Влияние процесса модернизации на развитие научных воззрений на природу и
общество. Достижения российской науки XIХ – начала ХХ в.
Тема 8. «…У ней особенная стать…» Культурно-природные ландшафты города
и
области,
связанные
с
важнейшими
социально-экономическими
1
1
3
и
культурными процессами в истории России (XV — начала XХ в.)
21
Памятные места России и края – выдающиеся образцы монастырского ландшафта
1
31
(XV–XIХ вв.). Православные, буддистские, исламские природно- архитектурные
комплексы и связанные с ними значимые исторические процессы/события.
22
Традиционное (аграрное) и индустриальное общество:
основные признаки и
1
специфика проявления на российской почве. Памятные места России и края –
выдающиеся образцы традиционных поселенческо- промыслового ландшафта (XVI–
XIХ вв.) и помещичье-крестьянского ландшафта (XVIII – начала XХ в.)
23
Индустриализация в России и связанные с ней изменения в культуре и образе жизни
1
населения. Памятные места России и края – выдающиеся образцыпромыслового и
промышленного ландшафта протоиндустриальной и индустриальной эпохи (XVIII —
первой половины XХ в.).
Тема 9. «Никто не забыт, ничто не забыто» Памятные места города и области,
4
связанные с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны
(1941–1945 гг.)
24
Великая Отечественная война как крупнейший вооруженный конфликтв истории
1
человечества и судьбоносное событие российской истории.
25
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории города и края,
связанные с военными событиями и боевым героизмом в годы Великой Отечественной
войны (1941–1945 гг.).
26
Вклад СССР в разгром фашистской Германии. Важность недопущения намеренного
1
искажения и фальсификации истории Второй мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с увековечиванием памяти выдающихся государственных деятелей, военачальников и
32
27
воинов – героев Великой Отечественной войны
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные с 1
увековечиванием памяти выдающихся государственных деятелей, военачальников и
воинов – героев Великой Отечественной войны
Тема 10. «Нельзя отложить заботу о великом и вечном…» Памятные места 3
города и края, связанные с выдающимися личностями советской истории(1917–
1991 гг.)
28
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся политических, государственных, общественных
деятелей советской истории (1917–1991 гг.)
1
29
Культура СССР в довоенный и послевоенный периоды: особенности, успехи и
противоречия развития.
1
30
Памятные места и мемориальные объекты на территории города и области, связанные
с деятельностью выдающихся деятелей советской литературы, архитектуры,живописи,
театра и кино.
1
Тема 11. «Герои никогда не умирают…» Памятные места города и области,
связанные с именами героев и выдающихся личностей современной России
(1992–2020-е гг.)
2
31
32
Мемориальные объекты, созданные в 1992–2020-х гг. в память о героях
Великой Отечественной войны.
Памятные места и мемориальные объектына территории города и области
Важность проявления уважения к героизму,мужеству и самоотверженности
граждан независимо от сферы их деятельности.
Государственная практика увековеченияпамяти и награждения граждан
1
1
33
за выдающиеся достижения в различных
сферах общественной жизни.
Тема12. «Жив народ,
пока
жива его
память».
историческая
2
33
Ученическая конференция
1
34
Ученическая конференция
1
34