ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика Программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования и федеральной образовательной программе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480); приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении измененийв федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228). При разработке программы учитывались Концепция преподавания учебного курса реализующих «История основные России» в образовательных общеобразовательные программы организациях, (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном подходе к преподаванию истории родного края». Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные в программе элементы содержания 3 и алгоритм деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (наполнены содержанием, имеющим отношение к истории конкретного региона) с учетом существующих условий школьной информационно- образовательной среды и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами. При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы: беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др. Особенностью использование в программы образовательном является привлечение процессе традиционных и активное источников информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историкокультурных объектах российской и региональной истории. Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены и представлены для презентации и оценкив рамках выполнения: – учебных исследований и проектов по учебному предмету «История России»; – предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов. Актуальность программы «Мой край в истории Отечества» Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности различных регионов и народов России. Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на: 4 – включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных организациях; – активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории; – формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов. Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность, формирующую умения работать с многообразными источниками исторической и современной информации. Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края. Цель курса «Мой край в истории Отечества» Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на формирование российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие патриотизма. Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества» – расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков; – дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических судеб различных регионов и народов России; 5 – способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории; – формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом,но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов; – формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории» посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.; – формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социально-экономическое и культурное развитие России; – развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края; – способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической безопасности; – формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и малой родины. Место курса «Мой край в истории Отечества» Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной группыиз обучающихся 10–11 классов. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. 6 Программа носит историко-просветительскую и гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего образования: – осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе; – понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; – сознательное отношение и проявление обучающимися уваженияк духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества; – проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих на территории родного края и малой родины. 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направленона достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; – патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России; – духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; – эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; – физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление 8 об идеалах гармоничного физического и духовного развития человекав исторических обществах и в современную эпоху; – трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; – экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; – ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственномопыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные познавательные действия: – базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; – базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); 9 – работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждениео достоверности и значении информации источника; создавать текстыв различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Универсальные учебные коммуникативные действия: – общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействияв школе и социальном окружении; – совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе региональногоматериала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вкладв общую работу. Универсальные учебные регулятивные действия: – самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; – самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себяи других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 10 – принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории; – освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой родины –в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом; – умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края; – знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях деятельности; – умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию, интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельностии образа жизни людей из истории родного края и России; – умение формулировать и обосновывать собственную точку зренияс опорой на фактический материал региональной и российской истории; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории; – умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории. 11 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч) Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область науки представляет собой совокупность исторических, географических и естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами местного населения с целью познания общества и окружающего мира, осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее регионов. Историческое краеведение как средство исторического просвещения, научнопопуляризаторской деятельности и научного познания историческихявлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края. Историко-биографическая составляющая как важный элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью выдающихся земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности. Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте и непосредственной связи с административно-территориальным устройством Руси – России – СССР (от древности до современности). Основные источники информации для изучения истории родного края. Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информациио достопримечательных местах России и края. Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как важнейший информационный ресурс для изучения археологического наследия страны и региона. Специфика поиска, анализа и отбора информации на цифровых археологических картах России и регионов (Maps-RF.ru, Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.). Важность комплексного использования потенциала региональных, муниципальных и школьных краеведческих музеев и библиотек, современных 12 интерактивных цифровых информационных ресурсов (Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.). Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и средневековой истории (7 ч) Мой край в догосударственный период российской истории (до IХ в. н. э.) (2 ч) Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного развития человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему, от первобытного общественного устройства к древнейшим типам цивилизации. Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных исторических источниках. Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э. Географическое расположение и природно-климатические особенности края. Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность местного населения. Коренные жители на территории края (аборигены, старожилы)и особенности их общественной организации и культуры. Вопросо взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного развития на территории края: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в данный исторический период: природно-климатические изменения; миграционные процессы; внешние завоевания и др. Объекты археологического наследия на территории края от первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века)и связанные с ними процессы и события древнейшей истории. Мой край в эпоху существования Древнерусского государства (IХ – начало ХII в.) (2 ч) Основные письменные источники для изучения данного периода региональной истории. Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период 13 существования Древнерусского государства: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ – начала ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период. Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми для региональной истории и истории Руси/России военными сражениямии включающие в себя мемориальные объекты и фоновые пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и результат воссоздания события или объекта материальной и духовной культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий региональной истории. Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв. и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историкокультурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вкладв историю края и Руси IX – XII вв. Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции. Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец ХV в.) (3 ч) Основные письменные источники для изучения данного периода региональной истории. Современная научная информация об истории края с ХII в. по конецХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего краяв период политической раздробленности Руси: этнический состав, общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания. 14 Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII – конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период. Историческое значение данного периода для развития региона. Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние и историко-культурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края иРуси XII – конца XV в. Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с коренными народами моего края. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV вв. Тема 3. Исторические события и процессы на территории краяв Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч) Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч) Основные письменные источники для изучения данного периода региональной истории. Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период централизации: этнический состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI – XVII вв.: миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социально-экономические изменения; культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона. 15 Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе административно-территориального управления единого Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период. Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историкокультурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVI – XVII вв. Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого Российского государства (XVI – XVII вв.). Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) (6 ч) Основные письменные источники для изучения данного периода региональной истории. Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период существования Российской империи: этнический состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII – начале ХХ в.: миграционные процессы; внешние завоевания; политические, социально-экономические, культурные процессы и реформы. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой мировой войны: историческое значение данных событий для развития региона. Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в системе имперского административно-территориального управления, характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии 16 старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период. Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории края и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное состояние и историко-культурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVIII – начала ХХ в. Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII – начало ХХ в.). Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (13 ч) Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) (7 ч) Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг. Специфика социально-экономического, политического и культурного развития на территории моего края в советский период истории: этнический состав, политическое и общественное устройство, экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная культура, народное творчество, верования, обычаи/традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в довоенный период (1917–1941 гг.): политические, социально-экономические и культурные реформы советской власти, процессы индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для развития региона. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники (земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные местана территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового 17 героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данного периода для развития региона. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие регионав послевоенный период (1945–1991 гг.): политическое, социально- экономическое и культурное реформаторство в СССР, процессы урбанизации и научнотехнической революции. Историческое значение данного периода для развития региона. СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края в советский период истории. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную историю края и СССР. Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССРв 1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития. Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР: достижения региона в сферах межнациональных отношений, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др. науки, Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский народ». Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.) (6 ч) Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного периода для развития региона. Специфика социально-экономического, политического и социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг. Сравнительный анализ показателей демографического, финансового, промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми годами. Изменения, 18 произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни жителей региона. Основные направления и характерные черты социально-экономического, политического и социокультурного развития на территории моего края с 2014 года по настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты участия региона в национальных проектах и федеральных программах. Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие региона в настоящее время. Вопросо социальной эффективности реализуемых в регионе проектов и программ. Мой край в системе административно-территориального управления Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал (природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг. Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные с увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо от сферы их деятельности. Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.: достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития, в сферах межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др. Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч) Ученическая конференция Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития родного края. 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Темы Специфика изучения региональной истории Количество часов 1 Основное содержание Региональная история как междисциплинарная отрасль исторического познания. Краеведение как область исторических, географических и естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Изучение достопримечательных (памятных) мест края как неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности. Мой край в современную эпоху как один из 89 субъектов Российской Федерации. Основные источники информации для изучения истории родного края Основные виды деятельности обучающихся Давать определение понятиям/ терминам: региональная история; краеведение; историческое краеведение; регион; достопримечательное (памятное) место. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов по теме. Характеризовать современное состояние региона как субъекта Российской Федерации (административные границы, численность и состав населения). Давать аргументированную оценку тезисам о необходимости: – комплексного изучения объектов 20 региональной/локальной истории силами местного населения; – рассмотрения и понимания региональной истории в связи с административно-территориальным устройством Руси – России – СССР; – целенаправленного изучения достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми историческими событиями и жизнедеятельностью выдающихся земляков; – комплексного использования потенциала региональных, муниципальных и школьных краеведческих музеев и библиотек, современных интерактивных цифровых информационных ресурсов. Оценивать информационную ценность традиционных и цифровых источников по истории родного края, 21 приводить аргументы использования того или иного источника информации 2 Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и средневековой истории 7 Цивилизационное развитие от присваивающего типа хозяйства к производящему, от первобытного общественного устройства к древнейшим типам цивилизации. Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных исторических источниках. Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э. Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность местного населения. Коренные жители и особенности их общественной организации и культуры Специфика цивилизационного развития на территории края: этнический состав, общественное Давать определение понятиям/ терминам: первобытность; цивилизация; цивилизационное развитие; объект археологического наследия; исторический источник. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края в древнейшие времена (до IХ в. н. э.) в цифровом формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и переселенцев (пришлых народов) 22 устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы, наиболее влиявшие на развитие края: природноклиматические изменения; миграционные процессы и др. Объекты археологических раскопок на территории края от первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и связанные с ними процессы и события древней и средневековой истории Основные письменные источники для изучения региональной истории IХ – начала ХII в. Современная научная информация об истории края в IХ – начале ХII в. Специфика цивилизационного на территории края в древнейшие времена (до IХ в. н. э.). Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных процессов в истории края с первобытности до IХ в. н. э. в виде плана-схемы, карты. Оценивать историко-культурную ценность объектов археологического наследия края в древнейшие времена (до IХ в. н. э.), формулировать и обсуждать предложения/проекты по их сохранению и развитию (реставрации, реконструкции, модернизации) Давать определение понятиям/ терминам: Древнерусское государство, мемориальный объект; историческая личность, историческая реконструкция. Осуществлять поиск, критический 23 развития края в период Древнерусского государства: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор. анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. Систематизировать сведения Факторы, наиболее влиявшие на развитие края в IХ – начале ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социально- цивилизационного развития края в период существования Древнерусского государства (IX – XII вв.) в цифровом формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Производить визуализацию экономические изменения; культурные нововведения и др. Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв. и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историко-культурное значение. об особенностях и факторах (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных процессов в истории края IX – XII вв. в виде плана-схемы, карты. Давать аргументированную оценку тезисам о необходимости: – сохранения территории и ландшафтов достопримечательных 24 Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси IX – XII вв. мест края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий региональной истории; – целенаправленного изучения вопроса о роли личности в истории применительно к каждому этапу цивилизационного/исторического развития Основные письменные источники Давать определение понятиям/ терминам: политическая раздробленность; ордынское нашествие; ордынский период русской истории. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. для изучения региональной истории ХII – конца ХV в. Современная научная информация об истории края с ХII по конец ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период политической раздробленности Руси: этнический состав, общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края 25 образование, научные знания. Факторы, наиболее влиявшие на развитие края в XII – конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социально-экономические изменения; культурные нововведения и др. в период политической раздробленности Руси (ХII – конец ХV в.) в цифровом формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных событий и процессов в истории края ХII – конца ХV в. Объекты археологического XII – в виде плана-схемы, карты. конца XV в. на территории края и связанные с ними процессы, события, Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями XII –конца XV в.: современное состояние и историко-культурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и Руси XII – конца XV в. переселенцев (пришлых народов) на территории края в IX – ХV вв. Составлять краткое письменное описание деятельности выдающихся земляков края IX – ХV вв. по схеме «биография – личные качества – деятельность», сопровождая текст иллюстрациями (портреты, живописные изображения 26 Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с коренными народами моего края. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV вв. исторических событий, фото исторических документов и др.) Приводить примеры наиболее известных мест ратной славы края, раскрывать связь памятных мест и мемориальных объектов края со значимыми процессами и событиями в российской истории IX – ХV вв. Оценивать историко-культурную ценность мемориальных объектов и объектов археологического наследия края IX – ХV вв., формулировать и обсуждать предложения/проекты по их сохранению и развитию (реставрации, реконструкции, модернизации). Давать аргументированную оценку тезисам: – об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с коренными народами моего края 27 в периоды древней и средневековой истории; – о важных роли и значении края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV вв. Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности по региональной истории с древности до конца XV в. в виде миниисследования и мини-проекта для публичной презентации и обсуждения 3 Исторические события и процессы на территории края в Новое время (ХVI – начало ХХ в.) 10 Основные письменные источники для изучения региональной истории XVI – XVII вв. Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Давать определение понятиям/ терминам: централизованное государство; сословнопредставительная монархия; Смутное время; Земский собор. Специфика цивилизационного развития края в период создания и укрепления единого Российского государства. Факторы, наиболее влиявшие Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. 28 на развитие края в XVI – XVII вв. Мой край в период Смутного времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона. Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе административно-территориального управления единого Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. края и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места края, связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историко-культурное значение Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края в период единого Российского государства (XVI – XVII вв.) в цифровом формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных событий и процессов в истории края XVI – XVII вв. в виде плана-схемы, карты. Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в XVI – XVII вв. Составлять краткое письменное описание деятельности выдающихся земляков края XVI – XVII вв. по схеме «биография – личные качества – 29 Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVI – XVII вв. Вопрос об общности исторических судеб народов края и народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого Российского государства XVI – XVII вв. деятельность», сопровождая текст иллюстрациями (портреты, живописные изображения исторических событий, фото исторических документов и др.). Приводить примеры наиболее известных мест ратной славы края, раскрывать связь памятных мест и мемориальных объектов края со значимыми процессами и событиями в российской истории XVI – XVII вв. Оценивать историко-культурную ценность мемориальных объектов и объектов археологического наследия края XVI – XVII вв., формулировать и обсуждать предложения/проекты по их сохранению и развитию (реставрации, реконструкции, модернизации). Давать аргументированную оценку тезисам: 30 – об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав единого Российского государства; – о важных роли и значении края в цивилизационном развитии и истории России XVI – XVII вв. Основные письменные источники для изучения региональной истории XVIII – начала ХХ вв. Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ в. Специфика цивилизационного развития на территории края в период Российской империи. Факторы, наиболее влиявшие на развитие края в XVIII – начале ХХ в. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой мировой войны: историческое значение данных событий Давать определение понятиям/ терминам: империя; самодержавие; Просвещение; Отечественная война; думская монархия; революция; Первая мировая война. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края в период Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) в цифровом 31 для развития региона. Мой край в системе имперского административно-территориального управления, характер и механизмы взаимоотношений региона и центра в XVIII – начале ХХ в. формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории края и связанные с ними процессы, события, исторические личности в истории края XVIII – начала ХХ в. в виде плана-схемы, карты. Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в XVIII – начале ХХ в. Составлять краткое письменное описание деятельности выдающихся земляков края XVIII – начала ХХ в. по схеме «биография – личные качества – деятельность», сопровождая текст иллюстрациями (портреты, живописные изображения Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное состояние и историко-культурное значение Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVIII – начала ХХ в. Вопрос об общности исторических судеб народов края и народов, вошедших в состав Российской важных событий и процессов исторических событий, фото исторических документов и др.). 32 империи. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Российской империи XVIII – начала ХХ в. Приводить примеры наиболее известных мест воинской славы края, раскрывать связь памятных мест и мемориальных объектов края со значимыми процессами и событиями в российской истории XVIII – начала ХХ в. Оценивать историко-культурную ценность мемориальных объектов и объектов археологического наследия края XVIII – начала ХХ в., формулировать и обсуждать предложения/проекты по их сохранению и развитию (реставрации, реконструкции, модернизации). Давать аргументированную оценку тезисам: – об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав Российской империи; 33 – о важных роли и значении края в цивилизационном развитии и истории России XVIII – начала ХХ в. Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности по региональной истории с XVI по начало ХХ в. в виде миниисследования и мини-проекта для публичной презентации и обсуждения 4 Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ – ХХI в.) 13 Современная научная информация об истории края 1917–1991 гг. Специфика социальноэкономического, политического и культурного развития края в советский период истории. Факторы, наиболее влиявшие на развитие края в довоенный период (1917–1941 гг.). Мой край в период Гражданской войны Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние Давать определение понятиям/терминам: социализм; советская власть; индустриализация; коллективизация; культурная революция; Великая Отечественная война; советский народ; научнотехническая революция. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. 34 на историю региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся земляки – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне Факторы, наиболее влиявшие на развитие края в послевоенный период (1945–1991 гг.). Историческое значение данного периода для развития региона. Мой край в системе административно-территориального управления СССР и РСФСР в 1917–1991 гг. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края в советский период истории (1917–1991 гг.) в цифровом формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных событий и процессов в истории края 1917–1991 гг. в виде плана-схемы, карты, виртуальной экскурсии. Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и переселенцев на территории края в 1917–1991 гг. Составлять краткое письменное описание деятельности выдающихся земляков края 1917–1991 гг. по схеме «биография – личные качества – 35 в послевоенную историю края и СССР деятельность», сопровождая текст иллюстрациями (портреты, живописные изображения Вклад моего края в социальноисторических событий, фото экономическое развитие СССР в 1945–1991 гг.: достижения региона исторических документов и др.). в сферах социального, промышленно- Приводить примеры наиболее индустриального, аграрного, научно- известных мест воинской славы края, раскрывать связь памятных мест и технологического, мемориальных объектов края инфраструктурного развития со значимыми процессами и Вклад моего края событиями в советской истории в многонациональную культуру СССР и РСФСР: достижения региона 1917–1991 гг. Оценивать историко-культурную в сферах межнациональных ценность мемориальных объектов и отношений, науки, образования, достопримечательных (памятных) литературы, театра, кинематографа, мест края 1917–1991 гг., музыки, спорта и др. формулировать и обсуждать Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, предложения/проекты по их сохранению и развитию вошедших в состав СССР: (реставрации, реконструкции, исторический феномен «советский модернизации). народ» Давать аргументированную оценку 36 тезисам: – об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав СССР и РСФСР; – о важных роли и значении края в цивилизационном развитии и истории СССР и РСФСР Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их результаты. Мой край в период 1990-х гг. Специфика социальноэкономического, политического и социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.: изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни жителей региона Давать определение понятиям/ терминам: парламентаризм; федерализм; вертикаль власти; национальные проекты; Крымская весна. Осуществлять поиск, критический анализ, отбор и обобщение информации, раскрывающей значение основных терминов и единиц содержания по теме. Систематизировать сведения об особенностях и факторах цивилизационного развития края в новейший период истории России (1992 – начало 2020-х гг.) в цифровом 37 Основные направления, характерные черты и результаты социальноэкономического, политического и социокультурного развития на территории моего края с 2014 г. формате в виде тезисов, таблиц, схем, инфографики. Проводить сравнительный анализ показателей демографического, по настоящее время. Факторы, аграрного развития региона на различных этапах (1990-е годы, 2000–2013 гг., 2014 – начало 2020-х гг.), фиксировать его результаты в виде таблицы, инфографики. Производить визуализацию (историческую реконструкцию и картографическую интерпретацию) важных событий и процессов оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие региона в настоящее время Мой край в системе административно-территориального управления Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и центра, взаимодействие старожилов и переселенцев. Ресурсный потенциал (природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг. финансового, промышленного, в истории края 1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы, карты, виртуальной экскурсии. Характеризовать особенности взаимодействия старожилов и переселенцев на территории края 38 Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные объекты на территории края, в 1992 – начале 2020-х гг. Составлять краткое письменное описание деятельности выдающихся земляков края 1992 – начала 2020-х гг. по схеме «биография – личные качества – связанные с увековечением памяти деятельность», сопровождая текст героев и участников военных иллюстрациями (портреты, действий и освободительных миссий живописные изображения исторических событий, фото России 1992–2020-х гг. исторических документов и др.). Вклад края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.: Приводить примеры наиболее известных мест воинской славы края, достижения региона в сферах раскрывать связь памятных мест и социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно- мемориальных объектов края со значимыми процессами и технологического, событиями в истории России инфраструктурного развития, 1992 – начала 2020-х гг. в сферах межнациональных Оценивать историко-культурную отношений, науки, образования, ценность мемориальных объектов и литературы, театра, кинематографа, достопримечательных (памятных) музыки, спорта и др. мест края 1992 – начала 2020-х гг., 39 формулировать и обсуждать предложения/проекты по их развитию (модернизации, презентации и популяризации в Интернете и СМИ и др.). Давать аргументированную оценку тезисам: – о важности проявления уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан, независимо от сферы их деятельности; – о социальной эффективности реализуемых в крае проектов и программ (федеральных, региональных, муниципальных); – об общности исторических судеб народов моего края и народов современной России; – о важных роли и значении края в цивилизационном развитии и истории современной России. 40 Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности по региональной истории ХХ – начала ХХI в. в виде миниисследования и мини-проекта для публичной презентации и обсуждения 5 Ученическая конференция «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 Проблематика ученической конференции «Мой край: прошлое – настоящее – будущее»: яркие исторические страницы, современное состояние и перспективы развития моего региона Презентация и обсуждение индивидуальных учебных исследований и проектов, подготовленных в рамках тематики программы курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» 34 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на 41 № раздела/ урока 1 освоение каждой темы. Название раздела/темы Тема 1. Специфика изучения региональной истории Количество часов 1 Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и средневековой истории 7 2 Мой край в догосударственный период российской истории (до IХ в. н. э.) 1 3 Мой край в догосударственный период российской истории (до IХ в. н. э.) 1 4 Мокрай в эпоху существования государства(IХ – начало ХII в.) (2 ч) Древнерусского 1 5 Мойкрай в эпоху существования государства(IХ – начало ХII в.) Древнерусского 1 6 Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конецХV в.) 1 7 8 Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конецХV в.) Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конецХV в.) 1 1 Тема 3. Исторические события и процессы на территории краяв Новое время (ХVI – начало ХХ в.) 10 Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI – ХVII вв.) Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI – ХVII вв.) Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI – ХVII вв.) Мой край в период создания и укрепления централизованного государства (ХVI – 1 9 10 11 12 1 1 1 42 13 14 15 16 17 18 ХVII вв.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало ХХ в.) Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ – ХХI в.) 1 1 1 1 1 1 13 19 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 20 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 21 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 22 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 23 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 24 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 25 Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.) 1 Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.) 6 26 27 28 29 30 31 Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Политическое и экономическое развитие региона в 1990-е Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» 1 1 1 1 1 1 3 43 32 33 34 Ученическая конференция Ученическая конференция Ученическая конференция 1 1 1 44