Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ на уровне начального общего образования( основы православной культуры)

Мунищ~па.11ыюс н1по1юм11щ• ofiщcofip11 ·ю1штcJ1ыroc у1.1рсждсние­
срсдшш общсобр11 · юв11тс.,11.шш 1111шJ111 Nu 141

Утверждено
педагогическим советом

МАОУ -СОШ №

141
Протокол № 1 от 30.08.2023r.

образования
Приложение к основной образовательной программе начального общего

Рабочая программа
по учебному предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
ования
для обучающихся уровня начального общего образ

г. Екатеринбург

2023

Пояснительная записка.
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской
этики». Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от
изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты
обучения представляются за этот период.
Целью программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися, формирование ценностно-смысловой сферы личности
с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации программы
по ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий формированию у
обучающихся первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход
к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
1

деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по
деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ
являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне
начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность,
принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня начального
общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту
других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их
как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей
по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к
участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине
Общее число часов, для изучения ОРКСЭ, - 34 часа (один час в неделю в 4 классе).
Содержание обучения в 4 классе.
Модуль «Основы православной культуры».
Россия - наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования.
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
2

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значения гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях, использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
3

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества - мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской
этике.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий:
4

проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях, контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества, проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения
к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить,
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала,
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
5
























раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и
евангелисты),
апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств,
смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и
монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с
мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных
ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи,
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности,
поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания,
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине - России, приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
6

Тематическое планирование
Модуль «Основы православной культуры»
№
п/
п

Тема урока
Всег
о

Количество часов
Дата
Контрольны Практически изучени
я
е работы
е работы

Россия
1.
— наша Родина
Россия —
многонациональное
государство
Традиционные религии
народов России

1

0

1

7.09

Культура
2.
и религия. Что
такое культура? Что такое
религия? Как человек
создаёт культуру

1

0

1

14.09

Введение
3.
в православную духовную
традицию. Истоки русской
культуры — в
православной религии

1

0

1

21.09

Во
4. что верят православные
христиане. Бог — Творец,
который создал весь мир и
человеческий род

1

0

1

28.09

Во
5. что верят православные 1
христиане. Бог есть
Любовь. Бог и человек.
Вера в Бога и её
влияние на поступки
людей
Во
6. что верят православные 1
христиане.
Что
такое
православие. Бог Троица.
Что значит
молиться

0

1

5.10

0

1

12.10

Во
7. что верят православные
христиане. Кто такие
святые Священное
Предание Священное
Писание христиан —
Библия Ветхий и
Новый Заветы в

0

1

19.10

1

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
7

Библии
Добро
8.
и зло
в православной
традиции. Добро Зло
Грех Работа совести
Покаяние Десять
ветхозаветных
заповедей, данных
Богом Моисею
Добро
9.
и зло
в православной
традиции. Заповеди
Иисуса Христа —
Заповеди Блаженств,
их содержание и
соотношение с
Десятью заповедями
Золотое
10.
правило
нравственности.
Любовь
к ближнему. Кто
для христиан
ближний,
любовь к ближним
«Золотое правило
нравственности» в
православной культуре
Святость в
православной тради
ции, святые
Золотое
11.
правило
нравственности.
Любовь
к ближнему. Кто
для христиан
ближний,
любовь к ближним
«Золотое правило
нравственности» в
православной культуре
Святость в
православной
традиции, святые
Отношение
12.
к труду.
Долг и
ответственность.
Заповеди Творца
Прародителям
Отношение к труду в
Православии
Отношение
13.
к труду.
Долг и

1

0

1

26.10

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

9.11

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

16.11

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

23.11

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

30.11

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

7.12

Портал
Российской
8

ответственность.
Уважение к труду
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной традиции
1
Милосердие
14.
и сострадание.
Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции
Особенности
христианской
морали,
отношение к
личным врагам
1
Милосердие
15.
и сострадание.
Христианское
милосердие
Милосердие к
животным Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся
1
Православие
16.
в России.
Крещение Руси Святые
равноапостольные
княгиня Ольга и князь
Владимир

электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

0

1

14.12

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

0

1

21.12

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

0

1

28.12

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской

Православие
17.
в России.
Креститель Развитие
православной
культуры,
распространение
христианства на Руси
Православие
18.
в России.
Святая Русь Русские
святые

1

0

1

11.01

1

0

1

18.01

Православие
19.
в России.
Православие в русской
культуре, в
современной России

1

0

1

25.01

Православие
20.
в России.
Православие в русской

1

0

1

1.02

9

культуре, в
современной России

электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

Православный
21.
храм и
другие святыни.
Православный храм —
его устройство и
убранство

1

0

1

8.02

Православный
22.
храм и
другие святыни.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор
Нормы поведения в
православном храме
Православный
23.
храм и
другие святыни.
Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.
Монастыри,
монашество
Символический
24.
язык
православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный календарь. Христианская
символика. Крест
Христов
Символический
25.
язык
православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный
календарь.
Православная
художественная
культура
Православная икона,
виды икон

1

0

1

15.02

1

0

1

22.02

1

0

1

29.02

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

7.03

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

10

Символический
26.
язык 1
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы,
фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь. Церковное
пение
Церковное
прикладное искусство
Православный
календарь
Праздники.
27.
Праздники 1
и посты в право
славном календаре

0

1

14.03

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

0

1

21.03

1
Праздники.
28.
Двунадесятые
праздники Воскресение
Христово (Пасха)

0

1

4.04

Праздники.
29.
Рождество
Христово Праздники
святым

1

0

1

11.04

Христианская
30.
семья и
1
её ценности. Семья в
православной традиции
— Малая Церковь

0

1

18.04

Христианская
31.
семья и
её ценности. Таинство
Венчания. Любовь в
отношениях родителей,
членов семьи.
Взаимное прощение и
терпение членов семьи
Христианская
32.
семья и
её ценности. Семейные
традиции, праздники.
Образцы православной
семьи, отношений в
семье

1

0

1

25.04

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

2.05

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)
11

Любовь
33.
и уважение к
Отечеству. Служение
человека обществу,
Родине Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России
Патриотизм
34.
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества

1

1

0

16.05

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

1

0

1

23.05

Портал
Российской
электронной
школы (РЭШ,
https://
fg.resh.edu.ru/)

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Васильева О.Ю.. Кульберг А.С., Корытко О.В. и др. под науч. ред. Васильевой О.Ю. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник:
в 2х частях - М.: Просвещение, 2023.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей /

А.Я.

Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
2.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе / А.
В. Кураев. - М.: Просвещение, 2019. - 144 с.: ил.
3.Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / Г. А. Обернихина. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
4.Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О.
Н. Марченко и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс] // Издательство
«Просвещение». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
2.Религии мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://relig.info/
3.Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII - н.XX вв. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ttp://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33
4.УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
4
класс».
Кураев
А.В.
[Электронный
ресурс]
//
Режим
доступа:
http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20323
5.Федеральный
портал «Российское
доступа: http://www.edu.ru

образование» [Электронный ресурс] // Режим

6.Этикет от А до Я [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.etiket.ru

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».