Рабочая программа курса внеурочной деятельности Журналист. От мечты к профессии для 10-11 классов

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Международная журналистика» ............................................................................ 10
Личностные результаты ............................................................................................ 10
Метапредметные результаты ................................................................................... 12
Предметные результаты ........................................................................................... 15
Содержание курса внеурочной деятельности «Международная
журналистика» ........................................................................................................... 16
Тематическое планирование .................................................................................... 18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Международная журналистика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Журналист. От мечты к профессии»»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, установленных федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство
во исполнение поручений Президента Российской Федерации Пр-328 п. 1 от
23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.).
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
Цель: развитие предметной компетенции обучающихся, включающей начальные
журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией,
использование различных видов речевой деятельности, умения в области
журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения
редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой
работы журналистов разных специальностей. Задачи:
публицистических текстов;
журналистов;
области:
– сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки
произведения в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки
полученного материала, получения дополнительных сведений через
непосредственное общение с людьми (практическое применение начальных
навыков и умений), межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной
деятельности); создания журналистского произведения;
– определения круга лиц, которых целесообразно привлекать к подготовке
публицистических материалов;
2

– начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных
интересов и потребностей; начальной практики в области социологического
исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование,
дискуссия);
– основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала);
– базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-,
радиопередачи;
– умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной
к работе журналиста;
– умений планировать собственную работу;

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Международная
журналистика»
Цель: развитие предметной профориентационной компетенции
обучающихся (средствами предметной области «Иностранный язык»),
включающей начальные журналистские знания, владение базовой
специализированной терминологией, использование различных видов
иноязычной речевой деятельности, умения в области журналистики
(интервьюирование,
подготовка
репортажа,
элементарные
умения
редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой
работы журналистов разных специальностей и т. д.).
Задачи:
 расширить знания в области стилистики с акцентом на особенностях
стиля публицистических текстов;
 ознакомиться с некоторыми правовыми и этическими основами
деятельности журналистов-международников;
 сформировать специализированные умения (в их элементарных
формах) в области:
– сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях)
для подготовки произведения в форме одного из журналистских жанров;
анализа и переработки полученного материала, получения дополнительных
сведений через непосредственное общение с людьми, в т. ч. и иностранными
гражданами (практическое применение начальных навыков и умений

3

межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной деятельности);
создания журналистского произведения;
– определения круга лиц, которых целесообразно привлекать
к подготовке публицистических материалов;
– начального опыта в изучении и анализе общественного мнения,
общественных
интересов
и
потребностей;
начальной
практики
в области социологического исследования для выяснения общественного
мнения (опрос, анкетирование, дискуссия);
– основ редактирования предоставленного публицистического текста
(материала);
– базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-,
радиопередачи;
– знакомства со способами преодоления межкультурных конфликтов
при работе на международном уровне, со способами корректной интерпретации
реалий чужой культуры;
– умений использовать свои личностные качества в деятельности,
приближенной к работе журналиста;
– умений планировать собственную работу;
– умений осуществлять рефлексию в области профессионального
самоопределения.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Международная
журналистика» в учебном плане основной общеобразовательной
программы
Рабочая
программа
разработана
с
учетом
преемственности
профориентационных и профессиональных задач при переходе обучающихся
с уровня среднего общего образования на уровень высшего образования
(в области филологии и/или журналистики).
Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп:
– 10–11 классы лингвистических гимназий и лицеев;
– 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное
обучение (гуманитарный профиль, при условии раннего начала изучения
иностранного языка (со 2 класса) и не менее 6 часов в неделю практического
курса иностранного языка в 10 и 11 классах).
4

Возможны несколько вариантов освоения курса.
1. При наличии 1 часа в неделю и длительности в 1 год (34 ч) могут быть
изучены 2–3 модуля при условии, что часть теоретического материала будет
сокращена или подана учителем в краткой форме.
2. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 1 год или 1 часа
в неделю и длительности в 2 года (10–11 классы) (68 ч) могут быть изучены 4–6
модулей курса.
3. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 2 года возможно
изучить

8

модулей,

дополнительными

причем

некоторые

материалами

из

них

(привлечением

можно

большего

расширить
количества

аутентичных статей, более тщательной их проработкой), а также увеличить
долю практического компонента (например, выполнение всех заданий из блока
«Практическая журналистика»).
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Международная
журналистика» с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания обучающихся
при получении среднего общего образования. Это позволяет на практике
соединить

обучающую

и

воспитательную

деятельность

педагога,

ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
 в приоритете личностных результатов при освоении программы курса
внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального
самоопределения посредством изучаемого курса;
 в использовании методов и форм профессиональной ориентации,
встраиваемых в процесс обучения иностранному языку;
 в обучающих профессиональных пробах, организуемых посредством
иностранного языка.
Организация деятельности педагога и виды деятельности обучающихся
При организации работы обучающихся в рамках данного курса педагогу
необходимо учесть следующие принципы работы:
5

 Необходимость углубления в рамках курса определенных аспектов
содержания обучения профильного учебного предмета «Иностранный язык»
(например, в области стилистики, жанрового разнообразия текстов и т. п.).
 Важность межпредметности и интегративности содержания. Курс
следует проектировать с учетом данных дисциплин, соотносящихся
с выбранной профессией (курс интегрирует в своем содержании самые
начальные, элементарные основы соответствующих наук), с которыми
обучающиеся знакомятся средствами иностранного языка, что и способствует
осуществлению прикладной направленности в изучении этого предмета.
Учебный предмет «Иностранный язык» интегрируется в процессе изучения
курса во все этапы ознакомления с начальными основами выбранной
профессиональной области. Учебные дисциплины в рамках курса дополняют и
расширяют друг друга в той степени, насколько это необходимо для успешного
освоения элементарных основ специальности.
 Значимость формирования исходных практических профессиональных
навыков и умений в рамках курса – т. е. возможность осуществлять в первом
приближении практическую деятельность, начальные профессиональные пробы.
 Учет требований профессии к личности работника, к уровню развития
его общего кругозора, наличию «фоновых» знаний и т. д. Формирование
некоторых профессиональных качеств, соответствующих профессиограмме.
 Необходимость обеспечения преемственности уровней среднего
общего образования (в частности, обучения в рамках гуманитарного профиля)
и высшего образования. В силу своей профессиональной направленности курс
будет нацелен на подготовку обучающихся к более углубленному изучению
выбранной специальности в рамках высшего образования, используя уже
готовую «базу», созданную гуманитарным профилем.
В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида
организации занятий и связанных с ними видов организации деятельности
обучающихся, в рамках которых учитель может использовать многообразные
формы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако,
не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин, а
давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснение и
облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те
знания, умения и навыки, которые потребуются обучающимся в практической
6

деятельности). Подобные занятия предполагают разнообразные режимы
работы. Так, индивидуальная работа может предусматривать чтение
специализированных текстов, работу с их содержанием (т. е. выполнение
предтекстовых и послетекстовых заданий), работу с лексическим материалом
(специализированной терминологией), подготовку устных сообщений,
связанных с проблематикой профессиональной области, подготовку
письменных материалов, также связанных с особенностями профессии, работу
над рефератами, аудирование. Все описанное свойственно и индивидуальной
работе в рамках обычных уроков иностранного языка, однако продукт этой
работы специфичен (ориентирован на профессиональную область
журналистской деятельности). Это может быть, например, подготовка статьи,
пресс-релиза, видеорепортажа и т. д.
Парная работа может предусматривать составление различных типов
диалогов в рамках профессионально ориентированной тематики. Подобная
форма работы поможет подготовить обучающихся к особенностям
профессионального общения.
В рамках групповой формы работы обучающимся могут быть
предложены на обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанные
с определенными аспектами профессиональной деятельности. Также уместны и
дискуссии, направленные на поиск возможных решений этих вопросов.
Планирование хода и формата дискуссии может осуществляться учителем
вместе с обучающимися. Вместе с тем, дискуссия должна отвечать следующим
общим требованиям:
– все обучающиеся принимают активное участие в дискуссии;
– говорящий отстаивает собственную точку зрения, приводя аргументы,
используя выразительные языковые средства, «речевые формулы» и активную
лексику занятия;
– участники внимательно выслушивают каждого говорящего и
по окончании его речи задают вопросы (если таковые имеются);
– при несогласии с говорящим участники выслушивают его до конца,
не перебивая, а затем критикуют его аргументы, избегая «нападок на личность»
(этика дискуссии);
– в завершении участники подводят итог дискуссии (как разрешен
проблемный вопрос).
7

Могут быть предусмотрены и краткосрочные мини-проекты,
нацеливающие обучающихся на творческую переработку теоретического
материала.
Благодаря
подобной
организации
учебного
процесса
в теоретические занятия вносится значительный практический компонент, что
способствует активному усвоению новой информации.
Таким образом, традиционные формы работы, использующиеся на уроках
иностранного языка в гуманитарном профиле, играют особую роль в рамках
профориентационного курса внеурочной деятельности «Международная
журналистика»: с помощью привычных видов деятельности обучающийся
получает первое знакомство с основами профессии.
Для того чтобы теоретические занятия способствовали, в том числе,
преемственности школьных и вузовских форм работы, представляется
возможным предусмотреть также лекции и семинары. Однако лекции
на иностранном языке, затрагивающие специализированную профессиональноориентированную
область, могут
оказаться достаточно трудными
для обучающихся, поэтому не следует часто прибегать к этой форме занятий.
Перед лекцией необходимо провести работу над лексическим материалом,
вызывающим трудности, после лекции предложить обучающимся контрольные
вопросы по теме занятия.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, чувства
ответственности за свой край, свой язык и культуру;
 ценностное отношение к историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка;
достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности в международном
общении;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего через
объективную журналистскую деятельность в Российской Федерации и
за рубежом.
В сфере эстетического воспитания:
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой
9

культуры через источники информации на иностранном языке, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
 готовность к самовыражению
на международной арене.

в

профессиональном

творчестве

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной
жизнью;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних
ресурсов;
 сформированность навыка рефлексии,
на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:

признание

своего

права

 интерес к изучаемой сфере профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации
средствами иностранного языка;
 готовность и способность к образованию и самообразованию в области
интересующей профессии на протяжении всей жизни, в том числе
с использованием иностранного языка;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
10

В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
объективной журналистской деятельности;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира.
В
сфере
совершенствования
предполагающего сформированность:

эмоционального

интеллекта,

 самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран
изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями:
 определять цели профориентационной
параметры и критерии их достижения;

деятельности,

задавать

 выявлять закономерности в жанровых журналистских продуктах
изучаемого иностранного и родного языка;
11

 вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность,
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
 развивать критическое и креативное
профессионально ориентированных задач;

мышление

при

решении

 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
в области журналистики с использованием иностранного языка, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания (в т. ч. некоторых профессиональных методов в работе журналиста);
 владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных профессионально
ориентированных ситуациях;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 владеть навыками получения и
верификации
информации
из источников разных типов, в том числе на иностранном языке,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления, отделять объективную
информацию от субъективной;
 создавать журналистские тексты, в том числе на иностранном языке,
в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность информации, ее соответствие моральноэтическим нормам.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
 владеть различными способами общения и взаимодействия, в том
числе на иностранном языке, в основных ситуациях профессиональной
журналистской деятельности; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
12

 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
адекватных языковых средств;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом
профессионально ориентированных задач и возможностей каждого члена
коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
профориентационной деятельности;
 делать осознанный профориентационный выбор, аргументировать его,
брать ответственность за решение;
 оценивать
деятельности;

приобретенный

опыт

в

области

журналистской

 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень с целью повышения журналистской грамотности;
 делать выбор и брать на себя ответственность за
принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
 владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

решения,
осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
 оценивать
соответствие
создаваемого
устного/письменного
журналистского текста на иностранном языке выполняемой журналистской
задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае
необходимости;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

13

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Анализировать и интерпретировать публицистические статьи разных
жанров на иностранном языке;
 реферировать
на иностранном языке;

и

аннотировать

публицистические

тексты

 вести дискуссии и дебаты на иностранном языке;
 создавать собственные журналистские статьи на иностранном языке;
 иметь представление о:
– видах газет и журналов, теле- и радиопередач;
– видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее роли
в современном обществе;
– профессиональных компетенциях журналистов;
– элементарных формах журналистской практики.

14

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

Модуль 1. Знакомьтесь: журналистика (2/5 ч1)
Факты и мнения о журналистике. Опрос. Язык журналистики: тренинг.
Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 2. Функции журналистики (2/5 ч)
Чем занимается журналистика? Журналистские жанры: факты и мнения.
Аналитическое сообщение. Аннотация. Язык журналистики: тренинг. Работа
над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 3. Профессиональная квалификация журналиста (8/7 ч)
Требования к журналисту-международнику. Журналист и писатель.
Журналист – работа мечты? Профессиональная этика журналистов (в разных
странах). Репортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа
с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 4. Сферы журналистской деятельности (6/11 ч)
Журналистские сферы деятельности. Профессиональные

профили

журналистов. Интервью. Фоторепортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа
над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 5. Печатные СМИ: газеты (4/10 ч)
Газеты: общая характеристика. Качественные газеты (в разных странах).
Публицистические жанры в качественной газете. Таблоиды разных стран. Язык
журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым
профориентационным портфелем.
Модуль 6. Печатные СМИ: журналы (2/5 ч)
Журналы: общая характеристика. Рецензии и аннотации: кинокритика.
Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым
профориентационным портфелем.

1

В зависимости от выбора варианта программы.

15

Модуль 7. Радио и телевидение (4/13 ч)
Телерадиовещание в странах изучаемого языка и России.
Телерадиожурналист. Телерадиопередачи. Язык журналистики: тренинг. Работа
над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 8. Интернет-журналистика (6/12 ч)
Интернет-версии газет, журналов, телеканалов. Журналистика и
социальные сети. Журналист и блогер. Язык журналистики: тренинг. Работа
над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Практический модуль.
Содержание данного модуля встраивается в основные модули в виде
практических заданий и профессиональных проб.
Опрос общественного мнения. Эссе. Сообщение: новость, аналитическое
сообщение, репортаж. Интервью. Дебаты. Ток-шоу. Структура газеты.
Журналистский блог.
Дополнительный модуль.
Обобщающе-расширяющий модуль, материал которого может
осваиваться отдельно или встраиваться в работу над другими модулями.
Журналистское образование в России и за рубежом. Прогнозы развития
журналистики.
Самои
взаимооценивание.
Работа
с
языковым
профориентационным портфелем.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналист.
От мечты к профессии»
10 класс.
№ пп

Тема занятия

Интернет
ресурсы

Количество
часов

1.

Знакомьтесь: журналистика

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

2.

Сферы деятельности журналистов

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

3.

Профессиограмма российского журналиста.

https://ru.wikipedi
a.org/wiki

1

4.

Аутентичный публицистический материал: опрос
общественного мнения (высказывания о профессии

https://elar.urfu.ru
/bitstream/10995/
60013/1/journ_stu

1
16

журналиста)

dent_conf_17.05.
2018.pdf

5.

Язык журналистики: тренинг

1

6.

Работа над журналистским проектом

1

7.

Работа с языковым профориентационным
портфелем

1

8.

Факты и мнения о журналистах и журналистике.

9.

Функции СМИ. Чем занимается журналистика?

https://www.hse.r
u/ba/law/news/41
9070557.html

1
1

10. Роль журналистики в современном обществе.

https://xn---7sbafuabraerjyjm
xvsmn8f.xn-p1ai/%D1

1

11. Понятия «информационное общество», «век
информации».

https://xn---7sbafuabraerjyjm
xvsmn8f.xn-p1ai/%D1

1

12. Процесс передачи информации: от источника к
получателю, место журналиста в этой цепочке.

https://xn---7sbafuabraerjyjm
xvsmn8f.xn-p1ai/%D1

1

13. Деловая игра «Трансформация информации».
14. Искажение фактов и вымысел, их причины и
следствия.

1
https://elar.urfu.ru
/bitstream/10995/
60013/1/journ_stu
dent_conf_17.05.
2018.pdf

15. Аутентичный публицистический материал:
новостная заметка, интервью, опрос общественного
мнения, статья-литературная критика

1

1

16. Требования профессиограммы к личностным
качествам и профессиональным компетенциям.

https://elar.urfu.ru
/bitstream/10995/
60013/1/journ_stu
dent_conf_17.05.
2018.pdf

1

17. Отличие журналиста от писателя.

https://elar.urfu.ru
/bitstream/10995/
60013/1/journ_stu
dent_conf_17.05.
2018.pdf

1

18. Проблемы и опасности журналистской профессии

https://elar.urfu.ru
/bitstream/10995/
60013/1/journ_stu
dent_conf_17.05.
2018.pdf

1

19. Этические кодексы журналистов.

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro

1
17

fession-journal

20. Аутентичный публицистический материал:
репортаж
21. Сферы журналистской деятельности

1
https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

22. Профессиональные профили журналистов

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

23. Пресса, телевидение, радио, электронные СМИ,
информационные агентства.

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

24. Основные специализации журналистов:
корреспондент, репортер, фотожурналист, диктор
(ведущий)

https://ru.wikipedi
a.org/wiki

1

25. Жанр «интервью».

https://ru.wikipedi
a.org/wiki

1

26. Фоторепортаж.

1

27. Аутентичный публицистический материал:
интервью, фоторепортаж
28. Сообщение: новость, аналитическое сообщение,
репортаж

1
https://ru.wikipedi
a.org/wiki

1

29. Дебаты

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

30. Ток-шоу

https://media.foxf
ord.ru/articles/pro
fession-journal

1

31. Язык журналистики: тренинг

1

32. Работа над журналистским проектом

1

33. Работа с языковым профориентационным
портфелем

1

34. Деловая игра «Журналист – работа мечты?»

1

Всего

34
11 класс.

№ пп

1.

Тема занятия

Интернет
ресурсы

Количество
часов

Печатные СМИ: газеты

https://media.fo
xford.ru/articles

1
18

/professionjournal

2.

Типология газет

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

3.

Структура газеты

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

4.

Самые распространенные публицистические жанры
качественных газет

https://ru.wikipe
dia.org/wiki

1

5.

Качественная и бульварная пресса

https://ru.wikipe
dia.org/wiki

1

6.

Понятие
«развлекательной
(Infotainment).

https://ru.wikipe
dia.org/wiki

1

7.

Разделы газет

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

8.

Известные российские газеты, их содержание.

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

9.

Аутентичный публицистический материал: статьяпортрет

информации»

1

10. Печатные СМИ: журналы

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

11. Типология журналов

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

12. Известные российские журналы, их содержание.

https://media.fo
xford.ru/articles
/professionjournal

1

13. Основные формы кинокритики.

https://www.hse
.ru/ba/law/news/
419070557.html

1

14. Рецензии и аннотации художественных фильмов

https://www.hse
.ru/ba/law/news/
419070557.html

1

публицистический
материал:
15. Аутентичный
рецензии и аннотации художественных фильмов

1

19

16. Радио и телевидение в России

https://www.hse
.ru/ba/law/news/
419070557.html

1

17. Частное и государственное, антенное (спутниковое)
и кабельное, аналоговое и цифровое радио и
телевидение

https://elar.urfu.
ru/bitstream/109
95/60013/1/jour
n_student_conf_
17.05.2018.pdf

1

18. Виды радио- и телеканалов, а также передач.

https://elar.urfu.
ru/bitstream/109
95/60013/1/jour
n_student_conf_
17.05.2018.pdf

1

19. Рейтинги телевизионных программ

https://www.go
ogle.com/url

1

20. Специфика работы теле- и радиожурналистов

https://www.go
ogle.com/url?sa
=t&rc

1

публицистический
материал:
21. Аутентичный
интервью, радиожурнал, радиофельетон, новостная
передача, репортаж
22. Работа над журналистским проектом

1

1

23. Интернет-журналистика

https://www.go
ogle.com/url?sa
=t&rc

1

24. Структурные, содержательные, интерактивные
особенности представления традиционных СМИ в
интернете.

https://www.go
ogle.com/url?sa
=t&rc

1

25. Новые интернет-СМИ

https://www.go
ogle.com/url?sa
=t&rc

1

https://www.go
ogle.com/url?sa
=t&rc

1

26. Представление журналистских материалов
различных типах социальных сетей

в

27. Блогер и/или журналист: за и против.
публицистический
28. Аутентичный
интернет-сайты СМИ, материалы
социальных сетях, блог-контент

1
материал:
СМИ в

29. Интернет-версии газет, журналов, телеканалов
над
журналистским
30. Работа
«Журналистский блог»

проектом

1

https://www.go
ogle.com/url

1
1

20

31. Журналистское образование в России

https://www.go
ogle.com/url

1

32. Прогнозы развития журналистики

https://www.go
ogle.com/url

1

33. Само- и взаимооценивание

1

34. Круглый стол «Мир современной журналистики»

1

Всего

34

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1

Модуль
Знакомьтесь:
журналистика

Основное содержание
Факты и мнения о журналистах и
журналистике. Сферы деятельности журналистов (обзорно).
Профессиограмма зарубежного /
российского журналиста.
Аутентичный публицистический
материал: опрос общественного

Виды деятельности обучающихся
Иметь представление о:
 журналистике и профессии «журналист»;
 журналистских организациях;
 задачах журналистики в соответствии
с требованиями профессиограммы.
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.

мнения (высказывания школьников Уметь:
и студентов о профессии
А) речевые умения:
 высказывать собственное мнение / оценочное
журналиста)
суждение о профессии журналиста;
 читать аутентичные тексты (специализированные
по теории журналистики, а также аутентичные
публицистические), используя основные виды чтения в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
 составлять письменные материалы для презентации
проекта;

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
 использовать одноязычные словари;
 искать и выделять в тексте необходимую
информацию (включая профессиональную
терминологию);
 заполнять обобщающие таблицы для
систематизации специализированного материала;
 самостоятельно подбирать дополнительный
материал по теме, в т. ч. используя интернет-ресурсы;
 определять значимость изучаемого
для профессионального самоопределения и
дальнейшего образования;
В) специализированные журналистские умения:
 собирать материал и сведения в ходе опроса
общественного мнения, перерабатывать полученный
материал, представлять результаты

19

№
п/п
2

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Функции

Функции СМИ. Роль

журналистики

журналистики в современном

Иметь представление о:
 функциях журналистики;

обществе. Понятия

 жанровой классификации публицистических

«информационное общество», «век

текстов, особенностях этой классификации

информации». Процесс передачи

в российской и зарубежной журналистике.

информации: от источника

Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч.

к получателю, место журналиста

специализированных терминов.

в этой цепочке. Деловая игра

Уметь:

«Трансформация информации».

А) речевые умения:

Искажение фактов и вымысел, их

 делать устные и письменные сообщения (Bericht),

причины и следствия. Факты и

соблюдая структуру этого журналистского жанра;

мнения в статьях.

 высказывать собственное мнение / оценочное

Аутентичный публицистический

суждение по тематике и проблематике прочитанных

материал: новостная заметка,

публицистических текстов;

интервью, опрос общественного

 использовать навыки и умения монологической и

мнения, статья-литературная

диалогической речи для участия в дебатах;

критика

 читать аутентичные тексты (публицистические
различных жанров и специализированные по теории
журналистики), используя основные виды чтения
20

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
в зависимости от поставленной коммуникативной
задачи;
 писать аннотацию, составлять письменные
материалы для презентации проекта;
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 собирать материал и сведения для подготовки
сообщения, перерабатывать полученный материал,
представлять результаты;
 вычленять факты из статей, избегать искажения
фактов при передаче информации;
 критически оценивать позицию автора статьи,
делать выводы;
 находить признаки публицистического стиля
в статьях

21

№
п/п
3

Модуль

Основное содержание

Профессиональная Требования профессиограммы
к личностным качествам и
квалификация
журналиста
профессиональным компетенциям.
Отличие журналиста от писателя.
Проблемы и опасности журналистской профессии
(в России и Германии).
Этические кодексы журналистов.
Аутентичный публицистический
материал: репортаж

Виды деятельности обучающихся
Иметь представление о:
 требованиях профессиограммы к личности и
профессиональным компетенциям журналиста;
 вариантах российской и зарубежной
профессиограмм;
 проблемах и опасностях журналистской
деятельности;
 требованиях кодекса профессиональной этики
журналиста.
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
 делать устные сообщения (Bericht), соблюдая
структуру этого журналистского жанра;
 читать аутентичные тексты (публицистические
репортажных жанров и специализированные по
теории журналистики), используя основные виды
чтения в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи;
22

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по тематике и проблематике прочитанных
публицистических текстов;
 составлять письменные материалы для презентации
проекта;
 реферировать статьи репортажных жанров;
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 критически оценивать позицию автора статьи;
 находить признаки композиционных типов речи
в статьях информационных жанров, делать выводы;
 описывать признаки репортажного жанра и
готовить собственные несложные и небольшие
репортажи;
 работать над развитием своих «профессиональных»
личностных качеств

23

№
п/п
4

Модуль
Сферы
журналистской
деятельности

Основное содержание
Пресса, телевидение, радио,
электронные СМИ, информационные агентства. Основные
специализации журналистов:
корреспондент, репортер, фотожурналист, диктор (ведущий) и др.
Жанр «интервью». Фоторепортаж.
Аутентичный публицистический
материал: интервью,
фоторепортаж

Виды деятельности обучающихся
Иметь представление о/об:
 основных сферах деятельности зарубежных и
российских журналистов;
 обязанностях и особенностях работы
корреспондента, репортера, ведущего и др.;
 правилах подготовки интервью
и фоторепортажа;
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
 излагать факты / описывать события, руководствуясь закономерностями репортажного жанра;
 использовать навыки и умения диалогической речи
в различных ее комбинациях для участия в интервью;
 читать аутентичные публицистические тексты
различных жанров с полным пониманием и
пониманием общего содержания;
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
24

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 использовать свои «профессиональные»
личностные качества в деятельности, приближенной
к работе репортера, ведущего, редактора
 применять на практике элементарные основы
искусства интервьюирования

5

Печатные СМИ:
газеты

Типология газет. Структура газеты.
Самые распространенные
публицистические жанры
качественных газет. Качественная
и бульварная пресса. Понятие
«развлекательной информации»
(Infotainment). Разделы газет.
Известные российские и
зарубежные газеты, их содержание.
Аутентичный публицистический
материал: статья-портрет

Иметь представление о/об:
 основных общепринятых классификациях газет
(качественная / бульварная пресса, общегосударственные / региональные издания, информационные /
специализированные издания и т. д.);
 основных зарубежных и российских печатных
СМИ, их специфике;
 признаках наиболее распространенных
публицистических жанров качественной и бульварной
прессы;
 основных рубриках газет;
25

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
 читать аутентичные публицистические тексты
с пониманием общего содержания;
 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по тематике и проблематике прочитанных
публицистических текстов, используя аргументацию;
давать комментарии;
 использовать навыки и умения монологической и
диалогической речи для участия в дискуссии на тему
качественной и бульварной прессы, цензуры в СМИ;
 понимать на слух необходимую информацию
из звучащего текста;
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
26

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 различать статьи качественной и бульварной
прессы по характерным признакам;
 проводить опросы с целью составления рейтингов
газетных рубрик;
 собирать материалы для подготовки статьипортрета

6

Печатные СМИ:

Типология журналов. Известные

Иметь представление о/об:

журналы

российские и зарубежные
журналы, их содержание.

 основных общепринятых классификациях
журналов;
 особенностях кинокритики: рецензиях и
аннотациях.
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.

Основные формы кинокритики.
Рецензии и аннотации
художественных фильмов.
Аутентичный публицистический
материал: рецензии и аннотации
художественных фильмов

Уметь:
А) речевые умения:
 читать аутентичные публицистические тексты
с пониманием общего содержания;
 писать (простые) рецензии и аннотации
художественных фильмов;
27

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 описывать отличительные признаки газеты и
журнала;
 собирать материалы для подготовки статей в жанре
кинокритики

7

Радио и
телевидение

Радио и телевидение в странах
изучаемого языка и России.
Частное и государственное,
антенное (спутниковое) и
кабельное, аналоговое и цифровое
радио и телевидение. Виды радиои телеканалов, а также передач.
Рейтинги телевизионных
программ. Специфика работы телеи радиожурналистов, их специализации. Виды телевизионных

Иметь представление о/об:
 российских и зарубежных теле- и радиоканалах;
 видах теле- и радиопередач;
 основных способах теле- и радиотрансляции;
 специфике и главных характеристиках самых
распространенных типов программ;
 особенностях работы теле- и радиожурналистов.
Знать: значение новых лексических единиц,
в т. ч. специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
28

№
п/п

Модуль

Основное содержание
шоу. Аутентичный
публицистический материал:
интервью, радиожурнал,
радиофельетон, новостная
передача, репортаж

Виды деятельности обучающихся
 понимать основное содержание аутентичных
радиопередач, выборочно извлекать из них
необходимую информацию;
 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по тематике и проблематике
услышанных публицистических текстов разных
жанров, используя аргументацию; давать
комментарии;
 использовать навыки и умения диалогической речи
для подготовки радиоинтервью;
 использовать умения монологической речи
для подготовки радиофельетона;
 давать (письменно или устно) дефиниции
к специализированным терминам;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 проводить опросы с целью составления рейтингов
телеканалов / телепередач; уметь анализировать
подобные рейтинги;
29

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 уметь анализировать теле- и радиопередачи
различных типов, в т. ч. для проведения исследования
в сфере СМИ;
 уметь подбирать материалы для подготовки телеили радиопередач изученных жанров

8

Интернетжурналистика

Структурные, содержательные,
интерактивные особенности
представления традиционных
СМИ в интернете. Новые
интернет-СМИ в разных странах.
Представление журналистских
материалов в различных типах
социальных сетей. Блогер и/или
журналист:
за и против.
Аутентичный публицистический
материал: интернет-сайты СМИ,
материалы СМИ в социальных
сетях, блог-контент

Иметь представление о/об:
 особенностях интернет-сайтов СМИ в странах
изучаемого языка и России;
 принципах размещения журналистских материалов
в интернете / в социальных сетях;
 сходстве и различии работы журналиста
и блогера.
Знать: жанровые особенности журналистского
интернет-контента.
Уметь:
А) речевые умения:
 понимать основное содержание аутентичных
журналистских интернет-материалов;
 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по проблемам интернет-журналистики;
30

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
 использовать умения монологической и/или
диалогической речи для подготовки текстового или
аудиовизуального интернет-контента;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:
 анализировать журналистский интернет-контент;
 создавать собственную версию интернет-СМИ
с помощью возможностей социальных сетей или
интернет-конструкторов;
 создавать блогерский контент

Практический
модуль

Информационный раздел, обобщающий особенности жанровой деятельности журналиста.
Содержит правила создания публицистических материалов и комплексных журналистских
«продуктов» следующих жанров: опрос общественного мнения, эссе, сообщение (новость,
аналитическое сообщение, репортаж), интервью, дебаты, ток-шоу. Дает информацию
о структуре газеты, журналистском блоге. Используется для организации учебнопрактической профориентационной деятельности, включая профессиональные пробы

Дополнительный
модуль

Обобщающий модуль, где обучающиеся знакомятся с возможностями продолжения
журналистского образования в России и за рубежом и прогнозами развития журналистики.
Включает в качестве приложения языковой профориентационный портфель
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».