СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................... 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» ............................................................................ 10 Личностные результаты ............................................................................................ 10 Метапредметные результаты ................................................................................... 12 Предметные результаты ........................................................................................... 15 Содержание курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» ........................................................................................................... 16 Тематическое планирование .................................................................................... 18 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности «Журналист. От мечты к профессии»» Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской Федерации Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.). Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности Цель: развитие предметной компетенции обучающихся, включающей начальные журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, использование различных видов речевой деятельности, умения в области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы журналистов разных специальностей. Задачи: публицистических текстов; журналистов; области: – сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки произведения в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки полученного материала, получения дополнительных сведений через непосредственное общение с людьми (практическое применение начальных навыков и умений), межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной деятельности); создания журналистского произведения; – определения круга лиц, которых целесообразно привлекать к подготовке публицистических материалов; 2 – начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных интересов и потребностей; начальной практики в области социологического исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование, дискуссия); – основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала); – базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-, радиопередачи; – умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе журналиста; – умений планировать собственную работу; Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» Цель: развитие предметной профориентационной компетенции обучающихся (средствами предметной области «Иностранный язык»), включающей начальные журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, использование различных видов иноязычной речевой деятельности, умения в области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы журналистов разных специальностей и т. д.). Задачи: расширить знания в области стилистики с акцентом на особенностях стиля публицистических текстов; ознакомиться с некоторыми правовыми и этическими основами деятельности журналистов-международников; сформировать специализированные умения (в их элементарных формах) в области: – сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки произведения в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки полученного материала, получения дополнительных сведений через непосредственное общение с людьми, в т. ч. и иностранными гражданами (практическое применение начальных навыков и умений 3 межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной деятельности); создания журналистского произведения; – определения круга лиц, которых целесообразно привлекать к подготовке публицистических материалов; – начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных интересов и потребностей; начальной практики в области социологического исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование, дискуссия); – основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала); – базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-, радиопередачи; – знакомства со способами преодоления межкультурных конфликтов при работе на международном уровне, со способами корректной интерпретации реалий чужой культуры; – умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе журналиста; – умений планировать собственную работу; – умений осуществлять рефлексию в области профессионального самоопределения. Место и роль курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» в учебном плане основной общеобразовательной программы Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных и профессиональных задач при переходе обучающихся с уровня среднего общего образования на уровень высшего образования (в области филологии и/или журналистики). Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп: – 10–11 классы лингвистических гимназий и лицеев; – 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение (гуманитарный профиль, при условии раннего начала изучения иностранного языка (со 2 класса) и не менее 6 часов в неделю практического курса иностранного языка в 10 и 11 классах). 4 Возможны несколько вариантов освоения курса. 1. При наличии 1 часа в неделю и длительности в 1 год (34 ч) могут быть изучены 2–3 модуля при условии, что часть теоретического материала будет сокращена или подана учителем в краткой форме. 2. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 1 год или 1 часа в неделю и длительности в 2 года (10–11 классы) (68 ч) могут быть изучены 4–6 модулей курса. 3. При наличии 2 часов в неделю и длительности в 2 года возможно изучить 8 модулей, дополнительными причем некоторые материалами из них (привлечением можно большего расширить количества аутентичных статей, более тщательной их проработкой), а также увеличить долю практического компонента (например, выполнение всех заданий из блока «Практическая журналистика»). Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Международная журналистика» с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при получении среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов при освоении программы курса внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального самоопределения посредством изучаемого курса; в использовании методов и форм профессиональной ориентации, встраиваемых в процесс обучения иностранному языку; в обучающих профессиональных пробах, организуемых посредством иностранного языка. Организация деятельности педагога и виды деятельности обучающихся При организации работы обучающихся в рамках данного курса педагогу необходимо учесть следующие принципы работы: 5 Необходимость углубления в рамках курса определенных аспектов содержания обучения профильного учебного предмета «Иностранный язык» (например, в области стилистики, жанрового разнообразия текстов и т. п.). Важность межпредметности и интегративности содержания. Курс следует проектировать с учетом данных дисциплин, соотносящихся с выбранной профессией (курс интегрирует в своем содержании самые начальные, элементарные основы соответствующих наук), с которыми обучающиеся знакомятся средствами иностранного языка, что и способствует осуществлению прикладной направленности в изучении этого предмета. Учебный предмет «Иностранный язык» интегрируется в процессе изучения курса во все этапы ознакомления с начальными основами выбранной профессиональной области. Учебные дисциплины в рамках курса дополняют и расширяют друг друга в той степени, насколько это необходимо для успешного освоения элементарных основ специальности. Значимость формирования исходных практических профессиональных навыков и умений в рамках курса – т. е. возможность осуществлять в первом приближении практическую деятельность, начальные профессиональные пробы. Учет требований профессии к личности работника, к уровню развития его общего кругозора, наличию «фоновых» знаний и т. д. Формирование некоторых профессиональных качеств, соответствующих профессиограмме. Необходимость обеспечения преемственности уровней среднего общего образования (в частности, обучения в рамках гуманитарного профиля) и высшего образования. В силу своей профессиональной направленности курс будет нацелен на подготовку обучающихся к более углубленному изучению выбранной специальности в рамках высшего образования, используя уже готовую «базу», созданную гуманитарным профилем. В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида организации занятий и связанных с ними видов организации деятельности обучающихся, в рамках которых учитель может использовать многообразные формы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин, а давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснение и облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те знания, умения и навыки, которые потребуются обучающимся в практической 6 деятельности). Подобные занятия предполагают разнообразные режимы работы. Так, индивидуальная работа может предусматривать чтение специализированных текстов, работу с их содержанием (т. е. выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий), работу с лексическим материалом (специализированной терминологией), подготовку устных сообщений, связанных с проблематикой профессиональной области, подготовку письменных материалов, также связанных с особенностями профессии, работу над рефератами, аудирование. Все описанное свойственно и индивидуальной работе в рамках обычных уроков иностранного языка, однако продукт этой работы специфичен (ориентирован на профессиональную область журналистской деятельности). Это может быть, например, подготовка статьи, пресс-релиза, видеорепортажа и т. д. Парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в рамках профессионально ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет подготовить обучающихся к особенностям профессионального общения. В рамках групповой формы работы обучающимся могут быть предложены на обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанные с определенными аспектами профессиональной деятельности. Также уместны и дискуссии, направленные на поиск возможных решений этих вопросов. Планирование хода и формата дискуссии может осуществляться учителем вместе с обучающимися. Вместе с тем, дискуссия должна отвечать следующим общим требованиям: – все обучающиеся принимают активное участие в дискуссии; – говорящий отстаивает собственную точку зрения, приводя аргументы, используя выразительные языковые средства, «речевые формулы» и активную лексику занятия; – участники внимательно выслушивают каждого говорящего и по окончании его речи задают вопросы (если таковые имеются); – при несогласии с говорящим участники выслушивают его до конца, не перебивая, а затем критикуют его аргументы, избегая «нападок на личность» (этика дискуссии); – в завершении участники подводят итог дискуссии (как разрешен проблемный вопрос). 7 Могут быть предусмотрены и краткосрочные мини-проекты, нацеливающие обучающихся на творческую переработку теоретического материала. Благодаря подобной организации учебного процесса в теоретические занятия вносится значительный практический компонент, что способствует активному усвоению новой информации. Таким образом, традиционные формы работы, использующиеся на уроках иностранного языка в гуманитарном профиле, играют особую роль в рамках профориентационного курса внеурочной деятельности «Международная журналистика»: с помощью привычных видов деятельности обучающийся получает первое знакомство с основами профессии. Для того чтобы теоретические занятия способствовали, в том числе, преемственности школьных и вузовских форм работы, представляется возможным предусмотреть также лекции и семинары. Однако лекции на иностранном языке, затрагивающие специализированную профессиональноориентированную область, могут оказаться достаточно трудными для обучающихся, поэтому не следует часто прибегать к этой форме занятий. Перед лекцией необходимо провести работу над лексическим материалом, вызывающим трудности, после лекции предложить обучающимся контрольные вопросы по теме занятия. 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением. В сфере патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, чувства ответственности за свой край, свой язык и культуру; ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка; достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. В сфере духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности в международном общении; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего через объективную журналистскую деятельность в Российской Федерации и за рубежом. В сфере эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой 9 культуры через источники информации на иностранном языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность к самовыражению на международной арене. в профессиональном творчестве В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; сформированность навыка рефлексии, на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: признание своего права интерес к изучаемой сфере профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; готовность и способность к образованию и самообразованию в области интересующей профессии на протяжении всей жизни, в том числе с использованием иностранного языка; готовность адаптироваться в профессиональной среде; осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 10 В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе объективной журналистской деятельности; расширение опыта деятельности экологической направленности. В сфере понимания ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. В сфере совершенствования предполагающего сформированность: эмоционального интеллекта, самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: определять цели профориентационной параметры и критерии их достижения; деятельности, задавать выявлять закономерности в жанровых журналистских продуктах изучаемого иностранного и родного языка; 11 вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать критическое и креативное профессионально ориентированных задач; мышление при решении владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области журналистики с использованием иностранного языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания (в т. ч. некоторых профессиональных методов в работе журналиста); владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных профессионально ориентированных ситуациях; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; владеть навыками получения и верификации информации из источников разных типов, в том числе на иностранном языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, отделять объективную информацию от субъективной; создавать журналистские тексты, в том числе на иностранном языке, в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность информации, ее соответствие моральноэтическим нормам. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: владеть различными способами общения и взаимодействия, в том числе на иностранном языке, в основных ситуациях профессиональной журналистской деятельности; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; 12 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом профессионально ориентированных задач и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной профориентационной деятельности; делать осознанный профориентационный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать деятельности; приобретенный опыт в области журналистской способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень с целью повышения журналистской грамотности; делать выбор и брать на себя ответственность за принимаемые в процессе профессионального самоопределения; владеть навыками познавательной рефлексии как решения, осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать соответствие создаваемого устного/письменного журналистского текста на иностранном языке выполняемой журналистской задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. 13 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Анализировать и интерпретировать публицистические статьи разных жанров на иностранном языке; реферировать на иностранном языке; и аннотировать публицистические тексты вести дискуссии и дебаты на иностранном языке; создавать собственные журналистские статьи на иностранном языке; иметь представление о: – видах газет и журналов, теле- и радиопередач; – видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее роли в современном обществе; – профессиональных компетенциях журналистов; – элементарных формах журналистской практики. 14 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» Модуль 1. Знакомьтесь: журналистика (2/5 ч1) Факты и мнения о журналистике. Опрос. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 2. Функции журналистики (2/5 ч) Чем занимается журналистика? Журналистские жанры: факты и мнения. Аналитическое сообщение. Аннотация. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 3. Профессиональная квалификация журналиста (8/7 ч) Требования к журналисту-международнику. Журналист и писатель. Журналист – работа мечты? Профессиональная этика журналистов (в разных странах). Репортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 4. Сферы журналистской деятельности (6/11 ч) Журналистские сферы деятельности. Профессиональные профили журналистов. Интервью. Фоторепортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 5. Печатные СМИ: газеты (4/10 ч) Газеты: общая характеристика. Качественные газеты (в разных странах). Публицистические жанры в качественной газете. Таблоиды разных стран. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 6. Печатные СМИ: журналы (2/5 ч) Журналы: общая характеристика. Рецензии и аннотации: кинокритика. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. 1 В зависимости от выбора варианта программы. 15 Модуль 7. Радио и телевидение (4/13 ч) Телерадиовещание в странах изучаемого языка и России. Телерадиожурналист. Телерадиопередачи. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 8. Интернет-журналистика (6/12 ч) Интернет-версии газет, журналов, телеканалов. Журналистика и социальные сети. Журналист и блогер. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Практический модуль. Содержание данного модуля встраивается в основные модули в виде практических заданий и профессиональных проб. Опрос общественного мнения. Эссе. Сообщение: новость, аналитическое сообщение, репортаж. Интервью. Дебаты. Ток-шоу. Структура газеты. Журналистский блог. Дополнительный модуль. Обобщающе-расширяющий модуль, материал которого может осваиваться отдельно или встраиваться в работу над другими модулями. Журналистское образование в России и за рубежом. Прогнозы развития журналистики. Самои взаимооценивание. Работа с языковым профориентационным портфелем. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналист. От мечты к профессии» 10 класс. № пп Тема занятия Интернет ресурсы Количество часов 1. Знакомьтесь: журналистика https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 2. Сферы деятельности журналистов https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 3. Профессиограмма российского журналиста. https://ru.wikipedi a.org/wiki 1 4. Аутентичный публицистический материал: опрос общественного мнения (высказывания о профессии https://elar.urfu.ru /bitstream/10995/ 60013/1/journ_stu 1 16 журналиста) dent_conf_17.05. 2018.pdf 5. Язык журналистики: тренинг 1 6. Работа над журналистским проектом 1 7. Работа с языковым профориентационным портфелем 1 8. Факты и мнения о журналистах и журналистике. 9. Функции СМИ. Чем занимается журналистика? https://www.hse.r u/ba/law/news/41 9070557.html 1 1 10. Роль журналистики в современном обществе. https://xn---7sbafuabraerjyjm xvsmn8f.xn-p1ai/%D1 1 11. Понятия «информационное общество», «век информации». https://xn---7sbafuabraerjyjm xvsmn8f.xn-p1ai/%D1 1 12. Процесс передачи информации: от источника к получателю, место журналиста в этой цепочке. https://xn---7sbafuabraerjyjm xvsmn8f.xn-p1ai/%D1 1 13. Деловая игра «Трансформация информации». 14. Искажение фактов и вымысел, их причины и следствия. 1 https://elar.urfu.ru /bitstream/10995/ 60013/1/journ_stu dent_conf_17.05. 2018.pdf 15. Аутентичный публицистический материал: новостная заметка, интервью, опрос общественного мнения, статья-литературная критика 1 1 16. Требования профессиограммы к личностным качествам и профессиональным компетенциям. https://elar.urfu.ru /bitstream/10995/ 60013/1/journ_stu dent_conf_17.05. 2018.pdf 1 17. Отличие журналиста от писателя. https://elar.urfu.ru /bitstream/10995/ 60013/1/journ_stu dent_conf_17.05. 2018.pdf 1 18. Проблемы и опасности журналистской профессии https://elar.urfu.ru /bitstream/10995/ 60013/1/journ_stu dent_conf_17.05. 2018.pdf 1 19. Этические кодексы журналистов. https://media.foxf ord.ru/articles/pro 1 17 fession-journal 20. Аутентичный публицистический материал: репортаж 21. Сферы журналистской деятельности 1 https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 22. Профессиональные профили журналистов https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 23. Пресса, телевидение, радио, электронные СМИ, информационные агентства. https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 24. Основные специализации журналистов: корреспондент, репортер, фотожурналист, диктор (ведущий) https://ru.wikipedi a.org/wiki 1 25. Жанр «интервью». https://ru.wikipedi a.org/wiki 1 26. Фоторепортаж. 1 27. Аутентичный публицистический материал: интервью, фоторепортаж 28. Сообщение: новость, аналитическое сообщение, репортаж 1 https://ru.wikipedi a.org/wiki 1 29. Дебаты https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 30. Ток-шоу https://media.foxf ord.ru/articles/pro fession-journal 1 31. Язык журналистики: тренинг 1 32. Работа над журналистским проектом 1 33. Работа с языковым профориентационным портфелем 1 34. Деловая игра «Журналист – работа мечты?» 1 Всего 34 11 класс. № пп 1. Тема занятия Интернет ресурсы Количество часов Печатные СМИ: газеты https://media.fo xford.ru/articles 1 18 /professionjournal 2. Типология газет https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 3. Структура газеты https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 4. Самые распространенные публицистические жанры качественных газет https://ru.wikipe dia.org/wiki 1 5. Качественная и бульварная пресса https://ru.wikipe dia.org/wiki 1 6. Понятие «развлекательной (Infotainment). https://ru.wikipe dia.org/wiki 1 7. Разделы газет https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 8. Известные российские газеты, их содержание. https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 9. Аутентичный публицистический материал: статьяпортрет информации» 1 10. Печатные СМИ: журналы https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 11. Типология журналов https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 12. Известные российские журналы, их содержание. https://media.fo xford.ru/articles /professionjournal 1 13. Основные формы кинокритики. https://www.hse .ru/ba/law/news/ 419070557.html 1 14. Рецензии и аннотации художественных фильмов https://www.hse .ru/ba/law/news/ 419070557.html 1 публицистический материал: 15. Аутентичный рецензии и аннотации художественных фильмов 1 19 16. Радио и телевидение в России https://www.hse .ru/ba/law/news/ 419070557.html 1 17. Частное и государственное, антенное (спутниковое) и кабельное, аналоговое и цифровое радио и телевидение https://elar.urfu. ru/bitstream/109 95/60013/1/jour n_student_conf_ 17.05.2018.pdf 1 18. Виды радио- и телеканалов, а также передач. https://elar.urfu. ru/bitstream/109 95/60013/1/jour n_student_conf_ 17.05.2018.pdf 1 19. Рейтинги телевизионных программ https://www.go ogle.com/url 1 20. Специфика работы теле- и радиожурналистов https://www.go ogle.com/url?sa =t&rc 1 публицистический материал: 21. Аутентичный интервью, радиожурнал, радиофельетон, новостная передача, репортаж 22. Работа над журналистским проектом 1 1 23. Интернет-журналистика https://www.go ogle.com/url?sa =t&rc 1 24. Структурные, содержательные, интерактивные особенности представления традиционных СМИ в интернете. https://www.go ogle.com/url?sa =t&rc 1 25. Новые интернет-СМИ https://www.go ogle.com/url?sa =t&rc 1 https://www.go ogle.com/url?sa =t&rc 1 26. Представление журналистских материалов различных типах социальных сетей в 27. Блогер и/или журналист: за и против. публицистический 28. Аутентичный интернет-сайты СМИ, материалы социальных сетях, блог-контент 1 материал: СМИ в 29. Интернет-версии газет, журналов, телеканалов над журналистским 30. Работа «Журналистский блог» проектом 1 https://www.go ogle.com/url 1 1 20 31. Журналистское образование в России https://www.go ogle.com/url 1 32. Прогнозы развития журналистики https://www.go ogle.com/url 1 33. Само- и взаимооценивание 1 34. Круглый стол «Мир современной журналистики» 1 Всего 34 21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Модуль Знакомьтесь: журналистика Основное содержание Факты и мнения о журналистах и журналистике. Сферы деятельности журналистов (обзорно). Профессиограмма зарубежного / российского журналиста. Аутентичный публицистический материал: опрос общественного Виды деятельности обучающихся Иметь представление о: журналистике и профессии «журналист»; журналистских организациях; задачах журналистики в соответствии с требованиями профессиограммы. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. мнения (высказывания школьников Уметь: и студентов о профессии А) речевые умения: высказывать собственное мнение / оценочное журналиста) суждение о профессии журналиста; читать аутентичные тексты (специализированные по теории журналистики, а также аутентичные публицистические), используя основные виды чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; составлять письменные материалы для презентации проекта; № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: использовать одноязычные словари; искать и выделять в тексте необходимую информацию (включая профессиональную терминологию); заполнять обобщающие таблицы для систематизации специализированного материала; самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, в т. ч. используя интернет-ресурсы; определять значимость изучаемого для профессионального самоопределения и дальнейшего образования; В) специализированные журналистские умения: собирать материал и сведения в ходе опроса общественного мнения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты 19 № п/п 2 Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Функции Функции СМИ. Роль журналистики журналистики в современном Иметь представление о: функциях журналистики; обществе. Понятия жанровой классификации публицистических «информационное общество», «век текстов, особенностях этой классификации информации». Процесс передачи в российской и зарубежной журналистике. информации: от источника Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. к получателю, место журналиста специализированных терминов. в этой цепочке. Деловая игра Уметь: «Трансформация информации». А) речевые умения: Искажение фактов и вымысел, их делать устные и письменные сообщения (Bericht), причины и следствия. Факты и соблюдая структуру этого журналистского жанра; мнения в статьях. высказывать собственное мнение / оценочное Аутентичный публицистический суждение по тематике и проблематике прочитанных материал: новостная заметка, публицистических текстов; интервью, опрос общественного использовать навыки и умения монологической и мнения, статья-литературная диалогической речи для участия в дебатах; критика читать аутентичные тексты (публицистические различных жанров и специализированные по теории журналистики), используя основные виды чтения 20 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; писать аннотацию, составлять письменные материалы для презентации проекта; давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: собирать материал и сведения для подготовки сообщения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты; вычленять факты из статей, избегать искажения фактов при передаче информации; критически оценивать позицию автора статьи, делать выводы; находить признаки публицистического стиля в статьях 21 № п/п 3 Модуль Основное содержание Профессиональная Требования профессиограммы к личностным качествам и квалификация журналиста профессиональным компетенциям. Отличие журналиста от писателя. Проблемы и опасности журналистской профессии (в России и Германии). Этические кодексы журналистов. Аутентичный публицистический материал: репортаж Виды деятельности обучающихся Иметь представление о: требованиях профессиограммы к личности и профессиональным компетенциям журналиста; вариантах российской и зарубежной профессиограмм; проблемах и опасностях журналистской деятельности; требованиях кодекса профессиональной этики журналиста. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: делать устные сообщения (Bericht), соблюдая структуру этого журналистского жанра; читать аутентичные тексты (публицистические репортажных жанров и специализированные по теории журналистики), используя основные виды чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; 22 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных публицистических текстов; составлять письменные материалы для презентации проекта; реферировать статьи репортажных жанров; давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: критически оценивать позицию автора статьи; находить признаки композиционных типов речи в статьях информационных жанров, делать выводы; описывать признаки репортажного жанра и готовить собственные несложные и небольшие репортажи; работать над развитием своих «профессиональных» личностных качеств 23 № п/п 4 Модуль Сферы журналистской деятельности Основное содержание Пресса, телевидение, радио, электронные СМИ, информационные агентства. Основные специализации журналистов: корреспондент, репортер, фотожурналист, диктор (ведущий) и др. Жанр «интервью». Фоторепортаж. Аутентичный публицистический материал: интервью, фоторепортаж Виды деятельности обучающихся Иметь представление о/об: основных сферах деятельности зарубежных и российских журналистов; обязанностях и особенностях работы корреспондента, репортера, ведущего и др.; правилах подготовки интервью и фоторепортажа; Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: излагать факты / описывать события, руководствуясь закономерностями репортажного жанра; использовать навыки и умения диалогической речи в различных ее комбинациях для участия в интервью; читать аутентичные публицистические тексты различных жанров с полным пониманием и пониманием общего содержания; давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; 24 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: использовать свои «профессиональные» личностные качества в деятельности, приближенной к работе репортера, ведущего, редактора применять на практике элементарные основы искусства интервьюирования 5 Печатные СМИ: газеты Типология газет. Структура газеты. Самые распространенные публицистические жанры качественных газет. Качественная и бульварная пресса. Понятие «развлекательной информации» (Infotainment). Разделы газет. Известные российские и зарубежные газеты, их содержание. Аутентичный публицистический материал: статья-портрет Иметь представление о/об: основных общепринятых классификациях газет (качественная / бульварная пресса, общегосударственные / региональные издания, информационные / специализированные издания и т. д.); основных зарубежных и российских печатных СМИ, их специфике; признаках наиболее распространенных публицистических жанров качественной и бульварной прессы; основных рубриках газет; 25 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: читать аутентичные публицистические тексты с пониманием общего содержания; высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных публицистических текстов, используя аргументацию; давать комментарии; использовать навыки и умения монологической и диалогической речи для участия в дискуссии на тему качественной и бульварной прессы, цензуры в СМИ; понимать на слух необходимую информацию из звучащего текста; давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: 26 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся различать статьи качественной и бульварной прессы по характерным признакам; проводить опросы с целью составления рейтингов газетных рубрик; собирать материалы для подготовки статьипортрета 6 Печатные СМИ: Типология журналов. Известные Иметь представление о/об: журналы российские и зарубежные журналы, их содержание. основных общепринятых классификациях журналов; особенностях кинокритики: рецензиях и аннотациях. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Основные формы кинокритики. Рецензии и аннотации художественных фильмов. Аутентичный публицистический материал: рецензии и аннотации художественных фильмов Уметь: А) речевые умения: читать аутентичные публицистические тексты с пониманием общего содержания; писать (простые) рецензии и аннотации художественных фильмов; 27 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: описывать отличительные признаки газеты и журнала; собирать материалы для подготовки статей в жанре кинокритики 7 Радио и телевидение Радио и телевидение в странах изучаемого языка и России. Частное и государственное, антенное (спутниковое) и кабельное, аналоговое и цифровое радио и телевидение. Виды радиои телеканалов, а также передач. Рейтинги телевизионных программ. Специфика работы телеи радиожурналистов, их специализации. Виды телевизионных Иметь представление о/об: российских и зарубежных теле- и радиоканалах; видах теле- и радиопередач; основных способах теле- и радиотрансляции; специфике и главных характеристиках самых распространенных типов программ; особенностях работы теле- и радиожурналистов. Знать: значение новых лексических единиц, в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: 28 № п/п Модуль Основное содержание шоу. Аутентичный публицистический материал: интервью, радиожурнал, радиофельетон, новостная передача, репортаж Виды деятельности обучающихся понимать основное содержание аутентичных радиопередач, выборочно извлекать из них необходимую информацию; высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике услышанных публицистических текстов разных жанров, используя аргументацию; давать комментарии; использовать навыки и умения диалогической речи для подготовки радиоинтервью; использовать умения монологической речи для подготовки радиофельетона; давать (письменно или устно) дефиниции к специализированным терминам; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: проводить опросы с целью составления рейтингов телеканалов / телепередач; уметь анализировать подобные рейтинги; 29 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся уметь анализировать теле- и радиопередачи различных типов, в т. ч. для проведения исследования в сфере СМИ; уметь подбирать материалы для подготовки телеили радиопередач изученных жанров 8 Интернетжурналистика Структурные, содержательные, интерактивные особенности представления традиционных СМИ в интернете. Новые интернет-СМИ в разных странах. Представление журналистских материалов в различных типах социальных сетей. Блогер и/или журналист: за и против. Аутентичный публицистический материал: интернет-сайты СМИ, материалы СМИ в социальных сетях, блог-контент Иметь представление о/об: особенностях интернет-сайтов СМИ в странах изучаемого языка и России; принципах размещения журналистских материалов в интернете / в социальных сетях; сходстве и различии работы журналиста и блогера. Знать: жанровые особенности журналистского интернет-контента. Уметь: А) речевые умения: понимать основное содержание аутентичных журналистских интернет-материалов; высказывать собственное мнение / оценочное суждение по проблемам интернет-журналистики; 30 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся использовать умения монологической и/или диалогической речи для подготовки текстового или аудиовизуального интернет-контента; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: анализировать журналистский интернет-контент; создавать собственную версию интернет-СМИ с помощью возможностей социальных сетей или интернет-конструкторов; создавать блогерский контент Практический модуль Информационный раздел, обобщающий особенности жанровой деятельности журналиста. Содержит правила создания публицистических материалов и комплексных журналистских «продуктов» следующих жанров: опрос общественного мнения, эссе, сообщение (новость, аналитическое сообщение, репортаж), интервью, дебаты, ток-шоу. Дает информацию о структуре газеты, журналистском блоге. Используется для организации учебнопрактической профориентационной деятельности, включая профессиональные пробы Дополнительный модуль Обобщающий модуль, где обучающиеся знакомятся с возможностями продолжения журналистского образования в России и за рубежом и прогнозами развития журналистики. Включает в качестве приложения языковой профориентационный портфель 31