ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-IX классов образовательных учреждений); письма Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и общеобразовательным программам – образовательным основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»; - инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-202057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»; - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 091672 « О направлении Методических рекомендаций» с приложением «Методических рекомендаций по уточнению понятия содержания внеурочной деятельности в рамках основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189; - распоряжения Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 20202021 учебном году»; - распоряжения Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год». - 1.2. Цель курса: Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера. Задача курса: Повторение курса обществознания; Курс предназначен для обучающихся 9-х классов . Программа курса рассчитана на 34 часа. Предусмотрены следующие формы организации работы: теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления; В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. 1.3. Планируемые результаты освоения учебного курса Требования к уровню подготовки выпускников Знать/понимать • • • • • • • биосоциальную сущность человека основные этапы и факторы социализации личности место и роль человека в системе общественных отношений закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов основные социальные институты и процессы необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования особенности социально-гуманитарного познания Уметь • • • • • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы • • • • • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции • предвидения возможных последствий определенных социальных действий • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения: • Содержание курса № Раздел Теория Практика Введение Введение 1 Общество и человек Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений 2 Сфера духовной культуры Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений 3 Экономическ Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ая сфера ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений 4 Социальная сфера Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений 5 Сфера политики и социального управления Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национальногосударственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений институт президентства; местное самоуправление 6 Право Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы 7 Элементы обществовед ческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; задание на установление соответствия; задание на выбор верных позиций из списка; задание на установление фактов и мнений. Задание ориентировано на проверяемое умение: задания на анализ источников. 8 Итоговый контроль Итоговый контроль Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений Практикум: анализ различных источников Выполнять задания разной сложности, знаний и умений тестовый контроль и решение ситуативных задач • • • • • • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения Календарно-тематическое планирование Курса 9 класс (34 часа) № Тема Элементы содержания, занятия проверяемые заданиями п/п экзаменационной работы 1 Введение. Форма Колво Дата Дата занятия часов по по плану факту лекция 1 Содержательные линии (25 часов) Человек и общество (6 часов) 2 Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. 3 Общество. 4 Человек. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). 5 Человек. Лекция с элемента -ми беседы 1 Тренинг Лекция с элемента -ми беседы 1 1 Тренинг 1 6 Человек и общество. Человек и его ближайшее Лекция с элемента окружение. Межличностные -ми отношения. Общение. Межличностные конфликты, их беседы конструктивное разрешение. Тренинг 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 Лекция с элемента 1 Человек и общество. Сфера духовной культуры (3 часа) 8 Сфера Сфера духовной культуры и ее духовной особенности. Наука в жизни культуры современного общества. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ 9 Сфера Религия, религиозные духовной организации и объединения, их культуры роль в жизни 7 современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. 1 -ми беседы 10 Сфера духовной культуры Экономическая сфера (6 часов) Тренинг 1 11 Фундаментальн ые экономические понятия Лекция с элемента -ми беседы 1 Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. 12 Фундаментальн ые экономические понятия 13 Рынок. Обмен, торговля. Деньги. Рынок Предпринимате и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое льство предпринимательство и фермерское хозяйство. Заработная плата и стимулирование труда. Тренинг 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 14 Рынок. Тренинг Предпринимате льство 15 Государство и Неравенство доходов и Лекция с элемента экономические меры экономика социальной поддержки. Налоги, -ми уплачиваемые гражданами. беседы Экономические цели и функции государства. 1 16 Государство и экономика Тренинг 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 1 Социальная сфера (3 часа) 17 Социальная сфера. 18 Социальная сфера. Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная Тренинг сфера. Сфера политики и социального управления (3 часа) 19 20 Политика 21 Политика 22 Политика Право (4 часа) 23 Право 24 Право Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 Тренинг 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 Лекция с элемента -ми беседы 1 обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. 25 Право 26 Право Тренинг 1 Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ (8 часов) Различное 1 Задание содержание в ориентировано на разных проверяемое умение: вариантах - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; задание на выбор верных позиций из списка; задание на выбор верных 27 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство Несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Лекция с элемента -ми беседы 1 позиций из списка; задание на установление фактов и мнений. Различное содержание в разных вариантах Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; задание на выбор верных позиций из списка; задание на выбор верных позиций из списка; задание на установление фактов и мнений. 29 Часть 2. Задание ориентировано на Различное проверяемое умение: содержание в - задания на анализ источников. разных вариантах 30 Часть 2. Задание ориентировано на Различное проверяемое умение: содержание в - задания на анализ источников. разных вариантах 31 Часть 2. Задание ориентировано на Различное проверяемое умение: содержание в - задания на анализ источников. разных вариантах 32- Итоговая 34 работа 28 1 1 1 1 Тренинг 3