Рабочая программа курса внеурочной деятельности Трудные вопросы обществознания для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного
стандарта

основного

общего образования, утвержденного приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №
1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V-IX классов образовательных учреждений);
письма Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным и общеобразовательным программам – образовательным основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
-

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта основного общего
образования»;

-

инструктивно-методического письма Комитета по образованию от
21.05.2015 № 03-202057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при
реализации образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;

-

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017 № 091672 « О направлении Методических рекомендаций» с
приложением «Методических рекомендаций по уточнению понятия содержания
внеурочной деятельности в рамках основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности»; - санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №
189;
-

распоряжения Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р
«О
формировании
календарного
учебного
графика
государственных
образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 20202021 учебном году»;
-

распоряжения Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О
формировании учебных планов государственных образовательных учреждений
Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы,
на 2022-2023 учебный год».

-

1.2. Цель курса:
Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного
характера.
Задача курса:
Повторение курса обществознания;
Курс предназначен для обучающихся 9-х классов .
Программа курса рассчитана на 34 часа.

Предусмотрены следующие формы организации работы:
теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам
мышления;
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть
приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности –
сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и
т.п.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется
рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных
опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и
повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены
на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из
реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины
понимания обществоведческих вопросов.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению
программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного
ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля
фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей
элективного курса.

1.3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
•
•
•
•

•
•

•

биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы •
тенденции развития общества в целом как сложной
динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания

Уметь
•

•

•

•

•

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социальноэкономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы

•

•

•

•
•

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
•
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
•
решения практических проблем, возникающих в социальной
деятельности • ориентировки в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции
•
предвидения возможных последствий определенных социальных
действий •
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их
последующего изучения в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования
•
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали
и права.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у
обучающихся формируются следующие умения:
•

Содержание курса
№

Раздел

Теория

Практика

Введение

Введение

1

Общество и
человек

Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы.
Эволюция и революция. Развитие
общества. Движущие силы общественного
развития. Традиционное, индустриальное,
информационное общества. Человек и его
ближайшее окружение. Человек в малой
группе. Общение. Роли человека в малой
группе. Лидер. Свобода личности и
коллектив. Межличностные отношения.
Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные
вызовы и угрозы. Современные мир и его
проблемы. Глобализация. Причины и
опасность международного терроризма.

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений

2

Сфера
духовной
культуры

Понятие «культура»; духовная жизнь
общества; искусство, его виды, место в
жизни человека. наука в современном
обществе; образование и
самообразование; религия, ее роль в
обществе; Церковь как общественный
институт мораль, основные ценности и
нормы

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений

3

Экономическ Экономика и ее роль в жизни общества.
Ресурсы и потребности. Ограниченность
ая сфера
ресурсов.
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Экономические основы защиты прав
потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег.
Инфляция. Экономические системы и
собственность. Главные вопросы
экономики. Роль собственности и
государства в экономике. Производство и
труд.
Факторы, влияющие на
производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые формы.
Издержки, выручка, прибыль. Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия
спроса и предложения. Факторы, влияющие
на спрос и предложение. Формы
сбережения граждан (наличная валюта,
банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции
государства. .Безработица как социальное
явление. Экономические и социальные
последствия безработицы. Налоги,
уплачиваемые гражданами.

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений

4

Социальная
сфера

Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его
разрешения. Значение конфликтов в
развитии общества. Образ жизни.
Социальная значимость здорового образа
жизни. Социальные нормы. Социальная
ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения. Семья как
малая группа. Этнические группы и
межнациональные отношения. Отношение
к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Межнациональные
конфликты. Взаимодействие людей в
многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения. Значение
конфликтов в развитии общества.
Социальные нормы. Социальная
ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения.

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений

5

Сфера
политики и
социального
управления

Политика, ее роль в жизни общества;
политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления;
суверенитет; национальногосударственное
устройство, политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция –
основной закон государства; основы
конституционного строя РФ; федерация, ее
субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ;

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений

институт президентства; местное
самоуправление

6

Право

Понятие «право»; отрасли права; права
человека; Всеобщая декларация прав
человека, права
ребенка. гражданское общество и
правовое государство; преступление;
уголовная ответственность;
административный проступок;
правоохранительные органы

7

Элементы
обществовед
ческой
подготовки,
проверяемые
в рамках
ОГЭ

Задание
ориентировано на
проверяемое умение:
- задание на
сравнение;
задание на установление
соответствия;
задание на выбор верных позиций из
списка;
задание на установление фактов и
мнений.
Задание ориентировано на
проверяемое умение:
задания на анализ источников.

8

Итоговый
контроль

Итоговый контроль

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного
списка; установление
фактов и мнений
Практикум: анализ
различных
источников

Выполнять задания
разной сложности,
знаний и умений тестовый контроль и
решение ситуативных
задач

•

•

•

•
•
•

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого
государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования
и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических
измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты
второго поколения
Календарно-тематическое планирование

Курса 9 класс (34 часа)
№
Тема
Элементы содержания,
занятия
проверяемые заданиями
п/п
экзаменационной работы
1 Введение.

Форма Колво Дата Дата
занятия часов
по
по
плану факту
лекция
1

Содержательные линии (25
часов)
Человек и общество (6
часов)
2 Общество
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы
общественной жизни, их
взаимосвязь.
3 Общество.
4 Человек.
Биологическое и социальное в
человеке.
Личность.
Особенности
подросткового
возраста.
Деятельность
человека и ее основные формы
(труд, игра, учение).
5 Человек.

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг
Лекция с
элемента
-ми
беседы

1
1

Тренинг

1

6

Человек и
общество.

Человек и его ближайшее
Лекция с
элемента
окружение. Межличностные
-ми
отношения. Общение.
Межличностные конфликты, их беседы
конструктивное разрешение.
Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента

1

Человек и
общество.
Сфера духовной культуры (3
часа)
8 Сфера
Сфера духовной культуры и ее
духовной
особенности. Наука в жизни
культуры
современного общества.
Образование и его значимость в
условиях информационного
общества. Возможности
получения общего и
профессионального образования
в РФ
9 Сфера
Религия, религиозные
духовной
организации и объединения, их
культуры
роль в жизни
7

современного общества.
Свобода совести. Мораль.
Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность.

1

-ми
беседы

10 Сфера
духовной
культуры
Экономическая сфера (6 часов)

Тренинг

1

11 Фундаментальн
ые
экономические
понятия

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Экономика, ее роль в жизни
общества.
Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов. Экономические
системы и собственность.
Производство,
производительность труда.
Разделение труда и
специализация.

12 Фундаментальн
ые
экономические
понятия
13 Рынок.
Обмен, торговля. Деньги. Рынок
Предпринимате и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое
льство
предпринимательство и
фермерское хозяйство.
Заработная плата и
стимулирование труда.

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

14 Рынок.
Тренинг
Предпринимате
льство
15 Государство и Неравенство доходов и
Лекция с
элемента
экономические меры
экономика
социальной поддержки. Налоги,
-ми
уплачиваемые гражданами.
беседы
Экономические цели и функции
государства.

1

16 Государство и
экономика

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

1

Социальная сфера (3 часа)
17

Социальная
сфера.

18

Социальная
сфера.

Социальная структура общества.
Семья как малая группа.
Отношения между поколениями.
Многообразие социальных ролей
в подростковом возрасте.
Социальные ценности и нормы.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Социальная
значимость здорового образа
жизни. Социальный конфликт и
пути его решения.
Межнациональные отношения.

Социальная
Тренинг
сфера.
Сфера политики и социального управления (3 часа)
19

20

Политика

21

Политика

22 Политика
Право (4
часа)
23 Право

24

Право

Власть. Роль политики в
жизни общества. Понятие и
признаки
государства.
Разделение властей. Формы
государства.
Политический
режим. Демократия. Местное
самоуправление
Участие граждан в политической
жизни. Выборы, референдум.
Политические партии и
движения, их роль в
общественной жизни.
Гражданское общество и
правовое государство

Право, его роль в жизни
общества и государства. Норма
права.
Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений.
Признаки и виды
правонарушений. Понятие и
виды юридической
ответственности. Конституция
РФ. Основы конституционного
строя РФ.
Федеративное устройство РФ.
Органы государственной власти
РФ.
Правоохранительные органы.
Судебная система.
Взаимоотношения органов
государственной власти и
граждан. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Права и свободы
человека и гражданина в РФ, их
гарантии. Конституционные

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

обязанности гражданина.
Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и
гражданина. Международноправовая защита жертв
вооруженных конфликтов.

25

Право

26

Право
Тренинг
1
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках
ОГЭ (8 часов)
Различное
1
Задание
содержание в ориентировано на
разных
проверяемое умение:
вариантах
- задание на
сравнение; - задание
на установление
соответствия;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на выбор верных

27

Гражданские правоотношения.
Права собственности. Права
потребителей Семейные
правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей
Права ребенка и их защита.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Право на
труд и трудовые
правоотношения.
Трудоустройство
Несовершеннолетних.
Административные
правоотношения,
правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты
уголовного права. Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

позиций из списка;
задание на установление
фактов и мнений.

Различное
содержание в
разных
вариантах

Задание
ориентировано на
проверяемое умение:
- задание на
сравнение; - задание
на установление
соответствия;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на установление
фактов и мнений.
29 Часть 2.
Задание ориентировано на
Различное
проверяемое умение:
содержание в - задания на анализ источников.
разных
вариантах
30 Часть 2.
Задание ориентировано на
Различное
проверяемое умение:
содержание в - задания на анализ источников.
разных
вариантах
31 Часть 2.
Задание ориентировано на
Различное
проверяемое умение:
содержание в - задания на анализ источников.
разных
вариантах
32- Итоговая
34 работа
28

1

1

1

1

Тренинг

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».