ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ План внеурочной деятельности в МАОУ – СОШ № 141 разработан на уровень основного общего образования для 5-9 классов в соответствии со следующими нормативными документами: 1.Закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100. 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5 Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ – 113/03 «О направлении методических рекомендаций». 6.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 15.09.2022 № 6/22). 7.Федеральная образовательная программа начального общего образования. Утверждена Приказом министерства Просвещения Российской Федерации16.11.2022№ 992) 8.Федеральная программа воспитания (Утверждена Приказом министерства просвещения Российской Федерации 16.11.2022 № 992). 9. Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных стандартов основного общего образования.05.07.2022 №ТВ-1290/03. 10.Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ – СОШ № 141. 11.Устав МАОУ – СОШ № 141. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности. План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Назначение плана внеурочной деятельности МАОУ-СОШ №141 — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса, направлена на достижение планируемых результатов ФГОС ООО. План внеурочной деятельности формируется МАОУ-СОШ №141 с учетом предоставления участникам образовательных отношений права выбора направления деятельности и содержания курсов внеурочной деятельности. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Задачи внеурочной деятельности учащихся основной школы МАО-СОШ №141 согласуются с задачами воспитания и духовно-нравственного развития учащихся: - воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание ценностного отношения к природе. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МАОУ-СОШ 141 учитывает: — особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); — результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; — возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; — особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Внеурочная деятельность для обучающихся в МАОУ-СОШ № 141осуществляется 2 в соответствии с приоритетными принципами рабочей программы воспитания школы: свободный выбор детьми внеурочной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями; многообразие программ, удовлетворяющих интересы детей; непрерывность и преемственность программ внеурочной деятельности; сохранение физического и психологического здоровья детей; единство обучения, воспитания и развития. Направления и цели внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. Выбор направлений внеурочной деятельности и курсов внеурочной деятельности может меняться в зависимости от образовательных потребностей обучающихся и выбора родителей (законных представителей обучающихся), а так же от возможностей МАОУСОШ №141. План внеурочной деятельности является приложением к ООП ООО и ежегодно утверждается педагогическим советом и директором школы. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: — целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; — преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); — учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеурочной деятельности; — использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. 3 Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. Использование таких форм внеурочной деятельности, как экскурсии, диспуты, соревнования, общественно полезные практики, позволяет развивать интересы школьников «за пределами класса», обеспечивает снижение перегрузки, показывает дополнительные возможности проектирования плана внеурочной деятельности, а всем участникам образовательного процесса (в том числе родителям) – положительные стороны внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. При организации внеурочной деятельности могут принимать участие все педагогические работники МАОУ-СОШ №141 (учителя школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.). Координирующую роль в организации внеурочной деятельности в классе выполняет классный руководитель, на уровне основного общего образования- заместитель директора по учебной и воспитательной работе. При определении количества часов внеурочной деятельности на каждого обучающегося классный руководитель проводит мониторинг занятости детей во внешкольных организациях и составляет сводную таблицу, на основании которой определяется загруженность ребенка и его участие в организованной внеурочной деятельности школы. Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в образовательном учреждении и вне его (городские и загородные экскурсии, музеи, театры, дома творчества и другие культурно-досуговые и спортивные учреждения). При организации деятельности в школе используется материально-техническая база кабинетов основного общего образования, спортивных залов, актового зала, музыкального кабинета. Принципы реализации программ курсов внеурочной деятельности: -учёт возрастных особенностей; -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -связь теории с практикой; -доступность и наглядность; -включение в активную жизненную позицию. Модель плана внеурочной деятельности МАОУ-СОШ №141 построена на преобладании учебно-познавательной деятельности. Содержание занятий с обучающимися направлено на углубленное изучение отдельных учебных предметов; занятия по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия с обучающимися, занятия внеурочной деятельности для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы. 4 Основные направления внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Функциональная грамотность: учимся для жизни» Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Мир профессий», профминимум «Я гражданин России» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и в непрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение профориентационных парков. Основное содержание: 5 знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть 4 .Занятия, направленные на углубленное изучение отдельных учебных предметов; занятия, направленные на проектно-исследовательскую деятельность; дополнительные занятия для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы. В (5 – 9 класса) реализуется в рамках курса «Трудные вопросы обществознания», «Математика в моей жизни», «Олимпиады на пять с плюсом», «Красота и гармония», «Проектно–исследовательская деятельность: гуманитарное направление. Содержание курсов способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, углубленному изучению предметов, развитию познавательных интересов, формируетстремление обучающегося к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Данное направление реализуется«В мире спортивных игр» (5-9 класс) Главная их цель – оздоровление школьников, общеинтеллектуальное развитие мышления школьника во всех его проявлениях – от наглядного – образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Соблюдая принцип единства образовательного пространства в сфере общего МАОУ-СОШ № 141 придерживается эффективного подхода к использованию часов, отведенных на внеурочнуюдеятельность, поэтому, занятия проводятся согласно расписанию. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. 6. Занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.);занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие 6 школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся среднего звена "Движение первых". Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией. Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флэш-мобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. 7 Основные направления внеурочной деятельности, реализуемые в МАОУ-СОШ 141 Вариант плана внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год План внеурочной деятельности (недельный/годовой) ООО Направления деятельности Название программы Классы Всего 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 5 «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 1 1 1 1 1 5 «Мир профессий» 1 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно"Разговоры о просветительские важном" занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационн ых интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть Занятия, направленные на углубленное изучение учебных предметов, организацию учебно – исследовательской и проектной деятельности, занятия с обучающимися, испытывающими трудности в учебной деятельности. Количество часов в год Профминимум «Я гражданин России» «Трудные вопросы обществознания» «Проектно – исследовательская деятельность: гуманитарное направление» «Математика в моей жизни» «Логистика» «Русский язык в моей жизни» «Методы исследования окружающей среды» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 Занятия, «В мире спортивных 1 направленные на игр» удовлетворение потребностей и интересов обучающихся в 1 1 4 2 2 1 1 1 3 8 творческом физическом развитии Всего и Еженедельная нагрузка на 1 обучающегося не превышает 10 часов (индивидуальная карта) Количество часов не превышает нормы 28 9 План внеурочной деятельности МАОУ-СОШ №141 определяет состав и структуру видов деятельности, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО. Ежегодно данный план внеурочной деятельности уточняется выбранными родителями (законными представителями) из числа предложенных образовательным учреждением курсов внеурочной деятельности. В результате реализации программ курсов внеурочной деятельности основного общего образования наряду с учебной деятельностью ожидается достижение планируемых результатов освоения обучающимися программ основного общего образования: 1) личностных, включающих: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; 2) метапредметных, включающих: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль); Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 10 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. . Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие); 11 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; 12 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. МАОУ-СОШ №141 создаёт инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствует удовлетворению их личностных потребностей. Действует особое образовательное пространство, позволяющее развивать интересы, умения социализации на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Проведение внеурочных занятий предусмотрено во второй половине дня. Внеурочные мероприятия проводятся в формах, отличных от урочной: игровые, экскурсионные, внеаудиторные, физкультурно-оздоровительного характера. Предлагаемые программы курсов внеурочной деятельности для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся предлагаются на выбор по заявлению родителей (законных представителей). Программы курсов внеурочной деятельности являются приложением к ООП ООО МАОУ-СОШ №141. 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)