Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической напрвлености Мой веселый мяч

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение
5. Список литературы

Приложение1 Мониторинг по определению уровня усвоения
программы
Приложение2 Календарный учебный график

3
5
5
6
14
15
16

1

Пояснительная записка
Программа направлена на социальную адаптацию в разновозрастном коллективе, через
игровую деятельность. Программа предусматривает увеличение двигательной активности
и укрепление здоровья школьников. Состояние здоровья российских школьников вызывает
серьезную тревогу специалистов и является важным показателем успешного развития
младшего школьника. Направленность дополнительной образовательной программы «Мой
весёлый, звонкий мяч» - социально-педагогическая.
Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что обучение является
разноуровневым и разновозрастным. Каждый школьник в процессе ролевой игры может
стать лидером. Воспитывает волевые качества (терпение, сдержанность, выносливость,
усидчивость и т. д.), чувство товарищества, дружбу, взаимопомощи и т. д.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а
обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении
этих вопросов и заключается актуальность программы «Мой весёлый мяч». Значимость
действий с мячом для младших школьников определяется влиянием на физическое и
психическое развитие ребенка. Упражнения с мячами через развитие силы оказывают
положительное влияние на укрепление мелкой мускулатуры руки, содействуют подготовке
руки к письму, формированию ручной ловкости, умелости.
Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга и становлении одной из его функций –
речи. Проведенные исследования М.М. Кольцовой /2/ выявили влияние степени развития
движений пальцев рук и уровень развития речедвигательного аппарата.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить успешную социальную адаптацию в разновозрастном
детском коллективе через игровую и спортивную деятельность.
Задачи:









сохранения здоровья детей в период обучения в школе;
развивать навыки здорового образа жизни;
создать условия для развития лидерских качеств младшего школьника через ролевые
позиции в игровой деятельность;
развивать навыки преодоления стрессовых ситуаций через двигательную активность
и здоровьесберегающие приёмы;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
научиться играть в пионербол, волейбол, футбол, баскетбол, вышибалы и т.д.

Возраст и особенности обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся начальной школы (разновозрастный коллектив).
Для обучающихся данного возраста характерен переход от игрового вида деятельности к
2

учебному виду деятельности, поэтому используя подвижные и спортивные игры мы
создаем условия для повышения мотивации обучающихся, развиваем коммуникативные
навыки, умение взаимодействовать в паре и группе, развиваем навыки выносливости,
организационные навыки и волевые качества. Данные виды деятельности способствуют
успешной адаптации детей уровня НОО в школе, развиваем универсальные учебные
действия, обеспечивающие успех ребёнка в любом виде деятельности.
Срок реализации программы- 1 год.
Формы организации- групповые занятия. Периодичность 1 раз в неделю, 33 часа в год.
Продолжительность занятия 40 минут.
Методы:
1.Словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа).
2.Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование
наглядных пособий).
3. Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь,
соревнования).
4. Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой
активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.
Планируемые результаты
Метопредметные: успешная социальная адаптация в разновозрастном детском коллективе
через игровую и спортивную деятельность.
Личностные: воспитание лидерских и коммуникативных качеств через ролевые игры и
соревнования.
Форма аттестации- оценка уровня развития предметных, личностных и метапредметных
результатов, осуществляется межу группами (командами) обучающихся.
Уровни достижения результата
1. Ребенок освоил игру, правила здорового образа жизни
2. .Ребенок освоил игру, правила здорового образа жизни. Применяет и занимает активную
позицию.
3. Ребенок освоил игру, правила здорового образа жизни. Применяет и занимает активную
позицию.
Передает полученные знания
Педагогический контроль осуществляется с помощью следующих методов
педагогического наблюдения:
1.Педагогический анализ участия кожного ребенка в соревнованиях и группе в целом;
2.Активность обучающихся на занятиях;
3.Его способность транслировать собственный опыт
Педагогический мониторинг, диагностика личностного роста обучающихся.
№ ФИО
Критерии
обучающегося
1
2

Бросок мяча вверх, ловля
двумя руками с боков
Бросок мяча вверх, о землю и
ловля двумя руками с боков

Высокий
уровень

Средний
уровень

10 раз подряд и
более
10 раз подряд и
более

5–10 раз
5–10 раз

3

3
4
5
6
7
8

9

Бросок мяча вверх, ловля после 10 раз подряд и
хлопка двумя руками с боков
более
Отбивание мяча на месте.
10 раз подряд и
более
Отбивание
мяча
с 10 метров и
продвижением вперед
более
Перебрасывание малого мяча 10 раз подряд и
из руки в руку
более
Отбивание малого мяча о 10 раз подряд и
землю и ловля одной рукой
более
Отбивание малого мяча одной По 5 раз каждой
рукой ловля другой
рукой и более

5–10 раз

Подбрасывание и ловля малого 10 раз подряд и
мяча одной рукой.
более

5 раз

5–10 раз
6 метров
5–10 раз
5–10 раз
По 3 раза
каждой
рукой и более

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
«Мой веселый мяч» - участие обучающихся в соревнованиях, результаты участия в
соревнованиях различного уровня и карта оценки результатов освоение дополнительной
образовательной программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
Выявление
уровня 6
1
5
Игра
ловкости и внимания.
Тренировка
быстроты 10
0,5
9,5
Эстафета
реакции
Развитие
зрительно- 6
0,5
5,5
Игра
двигательной
координации
Совершенствование
5
0,5
4,5
Сдача нормативов
навыка ориентировки в
пространстве
Тренировка координации 4
0,5
3,5
Соревнование
движения
Совершенствование
3
0,5
2,5
Игра
фиксации взора

п/п Название раздела, темы
1
2
3

4

5
6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Выявление уровня ловкости и внимания.
Теория: правила подвижных игр.
Практика: подвижные игры на выявление уровня ловкости и внимания.
Раздел 2. Тренировка быстроты реакции
Теория: правила игр на развитие быстроты реакции
Практика: Упражнять в беге, распознавании цветов, выполнять движения по сигналу,
быстро строится в пары.
4

Раздел 3. Развитие зрительно-двигательной координации
Теория: основные правила развития ловкости, зрительно - двигательной координации.
Практика: Бросание мяча. Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.

Раздел 4. Совершенствование навыка ориентировки в пространстве
Теория: правила исходного положения тела человека при метании в вертикальную цель.
Практика: Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно –
двигательную координацию.
Раздел 5. Тренировка координации движения
Теория: Приёмы взаимодействия с мячом при игре в футбол.
Практика: Ведение мяча. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Раздел 6. Совершенствование фиксации взора
Теория: Приёмы взаимодействия с мячом при игре в баскетбол.
Практика: Прокатывание мяча. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель
умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерный перечень подвижных игр и игровых упражнений с мячом
Подвижная игра «Мяч в кругу»
Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве,
развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из
участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает
стихотворение.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя
руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку,
которого назвали по имени, и т.д.
Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника
игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
Подвижная игра «Прокати и догони»
Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать
умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря,
цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.
Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)
Мы прокатим далеко
(смотрит, куда он покатился),
А теперь его догоним.
(бежит за мячом, догоняет его.)
Это сделать нам легко!
(поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

5

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя
правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой
(диаметром 18-20 см).
Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а
дожидается речевого сигнала.
Подвижная игра «Сбей кеглю»
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично
отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему
большой мяч.
Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном
взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед,
стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли.
(педагог указывает на кегли)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)
И они уже лежат!
(обращает внимание на сбитые кегли)
Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед - на кегли.
Подвижная игра «Салют»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с
детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
Подвижная игра «Весёлые мячи»
Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно –
двигательную координацию.
Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог
произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними. Вот
распрыгались мячи, разыгрались
Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают.
Дети бегут на исходную линию.
Там попрятались мячи, отдыхают.
Присаживаются на корточки.
Правила: действовать согласно тексту стихотворения.
Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.
Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и
говорит, что они должны найти его. Тот, кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо
сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до
тех пор, пока все дети не найдут мячик.
Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время
прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в
6

поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети,
которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.
Вариант: кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.
Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он
увидел мячик, и отойти на свое место.
Подвижная игра «Игра в мяч»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Ход. Взрослый произносит слова:
Кач, кач, кач.
Дети берут мячи и встают в круг.
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач.
Дети бросают мяч двумя руками
Высоко подбросим мяч!
вверх и ловят его.
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач.
Бросают мяч двумя руками о пол
Мы о пол ударим мяч!
и ловят его.
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач.
Утомился бедный мяч.
Дети кладут мячи в корзину.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила: выполнять движения согласно тексту.
Подвижная игра «Лови – бросай»
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно,
говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».
Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно
увеличивается: от 1 до 2 м и более.
Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в
соответствии с ритмом произносимых слов.
Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.
Подвижная игра «Конкурс с яблоком»
Цель: Учить действовать сообща в паре, развивать ловкость, координацию.
Пособия: небольшой резиновый мяч.
Описание игры: этот конкурс также не требует никакой особой подготовки – нужно всего
лишь взять маленький мяч - яблоко, предложить участникам произвольно разбиться на
пары, повернуться друг к другу лицом и, зажав между лбами или руками мяч, выполнить
любые команды ведущего: «Шаг влево», «Два шага вправо», «Подпрыгнуть», «Присесть»
и т. п. У какой пары все задания получатся лучше, та и заслужила приз. Для задора можно
движения выполнять под музыку.
Подвижная игра «Шмель»
Цель: Развивать мышцы пальцев и кисти, приучающие правильно оценивать направление
движения мяча и необходимые мышечные усилия. Воспитывать проявление активности,
умение ловко действовать в игровой ситуации.
7

Пособия: мяч.
Подготовка к игре: в игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие
располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.
Описание игры: мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают
мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч – это шмель. Если кто-либо не успеет отбить
мяч и будет осален им (не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается
спиной к центру круга и в игре участие не принимает до тех пор, пока не будет осален
следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается
спиной к центру.
Правила игры: ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
Подвижная игра «Стой!»
Цель: Совершенствовать технику бега, координацию движений рук и ног. Формировать
зрительное внимание, ловкость. Способствовать положительному влиянию занятий
спортом.
Пособия: малый мяч.
Описание игры: игроки выбирают водящего. Играющие, кроме водящего, становятся в круг
и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с малым мячом находится в круге. По
сигналу руководителя водящий ударяет мячом о пол и вызывает один из номеров.
Играющий номер, который назвал водящий, бежит в середину круга и старается поймать
мяч. Остальные игроки разбегаются по площадке. Как только новый водящий поймает мяч,
он говорит: «Стой!». Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте, а
водящий старается попасть мячом в любого игрока. Игроки могут увертываться от мяча, не
сходя со своего места. Если водящий не попадает в игрока, он должен бежать за мячом;
игроки опять разбегаются по площадке. Поймав мяч, водящий говорит «Стой!». Если
водящий попадает в кого-либо из играющих, они меняются местами, и игра начинается
сначала.
Правила игры:
1. После команды «Стой!» игроки должны немедленно остановиться.
2. Не разрешается сильно бросать мяч.
Подвижная игра «Стрелок»
Цель: Развивать бег, увертливость, ловкость.
Пособия: мяч.
Описание игры: на расстоянии 10-15 м проводят две параллельные линии. Между ними
чертят круг диаметром 2 м. Считалкой выбирают Стрелка – он с мячом в руках становится
в круг. Остальные игроки перебегают от одной линии к другой, а Стрелок старается попасть
в них мячом. Тот, в кого попал, становится Стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки
перебрасывают Стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается
попаданием.
Подвижная игра «Сбей булаву»
Цель: развивать глазомер и меткость.
Описание игры: на полу чертят линию. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят 2-3 большие
булавы. Дети по очереди подходят, берут мячи и катят их, стараясь сбить булаву. 3 раза
каждый.
Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит мяч»
Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход. Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя
одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его
вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в
направлении ребенка, имя которого называют.
Правила: слушать сигнал.
8

Подвижная игра «Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро
строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу,
сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному мячу.
По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову
«Найди себе пару!», дети, имеющие мячи одинакового цвета, находят себе пару, каждая
пара, используя мячи, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей,
1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару
выбирай!».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать
только тогда, когда будут, произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках.
Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой,
сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю.
Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и
убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом,
предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над
головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра «Лови – бросай»
Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.
Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно,
говоря: «Лови, бросай, упасть ни давай!».
Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно
увеличивается: от 1 до 2 м и более.
Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в
соответствии с ритмом произносимых слов.
Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.
Подвижная игра «Ловишка с мячом»
Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора,
глазомер.
Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:
Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четы¬ре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.
Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь
осалить раз¬бегающихся в стороны детей.
Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с рит¬мом произносимых слов; тот,
кого запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.
Подвижная игра «Догони мяч!»
Цель: Развивается внимательность, сообразительность, быстрота, точность движения.
9

Материал: Мячи – большой и маленький.
Ход игры: Играющие образуют круг. Воспитатель приносит два мяча – большой и
маленький. Дети должны по сигналу передавать мячи по кругу. По сигналу: «Большой,
вперёд!» - передаётся большой мяч, а за ним через два человека по сигналу: «Маленький,
вперёд!» - маленький. Через некоторое время по указанию воспитателя начинают
передавать мячи в другую сторону, т. е. большой мяч догоняет маленький. Игра
продолжается, пока один мяч не догонит другой.
Подвижная игра «Лови - не лови»
Цель: Воспитывать сообразительность и быстроту реакции.
Ход игры: Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий
поочередно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово
(дерево, яблоко, стол, пуговица и др.). Если слово означает съедобное понятие (конфета,
молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если же слово означает несъедобное понятие
(банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает
штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных игроков.
Если детей много, то можно ввести в игру двух водящих.
Подвижная игра «Передай мяч»
Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции.
Подготовка. Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая из них
выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на
расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах - по мячу или другому предмету.
Описание игры.
Вариант 1. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади
них. Те таким же способом передают мяч сзадистоящим. Каждый раз последний игрок в
колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителя, а затем становится первым
в своей колонне. Команда того, кто принесёт мяч раньше других, получает выигрышное
очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех
пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.
Выигрывает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных
очков.
Правила игры: 1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч
можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать
на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.
Вариант 2. Можно передавать мяч и под ногами, широко расставив их.
Игровое упражнение «Прокати не упусти»
Дети берут мячи и становятся на исходную линию. По команде «Покатили!», толкают мяч
двумя руками, прокатывают его в прямом направлении.
Игровое упражнение «Поймай мяч, брошенный воспитателем»
Взрослый, стоя напротив ребенка, расстояние 1 - 1,5м., бросает ему мяч. Ребёнок
возвращает мяч. Взрослый сопровождает действия словами:
«Лови, бросай, упасть не давай».
Каждое слово сопровождается
броском мяча.
Слова нужно произносить медленно.
Игровое упражнение «Перебрось через шнур»
Ребенок становить напротив шнура натянутого на высоте поднятой руки малыша.
Расстояние от ребенка до шнура 1,5-2м. ребенок бросает мяч из-за головы двумя руками,
стараясь перебросить его через веревку, затем бежит за ним.
10

Игровое упражнение «Прокати не задень»
Дети берут мячи и становятся в две колонны. По одному дети начинают прокатывать мяч
между предметами, подталкивая его двумя руками, не отпуская от себя далеко.
Игровое упражнение «Чей мяч дальше»
Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый
делает метку и предлагает бросить ещё дальше.
Игровое упражнение «Попади в круг»
Ребенок берет малые мячи (по два в правую и левую руку), встает на расстояние 1,5-2 м. от
круга и бросает мяч в круг.
Игровое упражнение «Прокати мяч»
Дети встают в пары, садятся на пол напротив друг друга расстояние 2-2,5м. Отталкивают
мяч партнеру, тот ловит и отталкивает его обратно.
Можно прокатывать мяч из разных исходных положений.
Игровое упражнение «Подбрось, поймай, упасть не давай»
Ребенок подбрасывает мяч вверх и ловит его двумя руками не менее 3-5 раз подряд.
Взрослый считает, сколько раз малыш поймал мяч.

Игровое упражнение «Догони»
Дети стоят на боковой линии, мяч перед ногой. По сигналу ударить ногой по неподвижному
мячу, догнать его, взять в руки и стать на прежнее место.
Игровое упражнение «Попади в мишень»
Ребенок берет малые мячи (по два в правую и левую руку), встает на расстояние 1,5-2 м. от
мишени бросает мяч в мишень.
Игровое упражнение «Веселый мяч»
Дети берут мячи, встают врассыпную по залу. Исходное положение: ноги на ширине плеч,
мяч в согнутых руках у груди. Бросание мяча у носков ног, ловля двумя руками после
отскока от пола, стараясь не прижимать к груди, не менее 3-5 раз подряд.
Игровое упражнение «Мяч шалунишка»
Дети стоят на линии старта, по сигнал прокатить мяч по скату руками, догнать его и
остановить ногой, обратно ведение мяча ногой.
Игровое упражнение «Закати мяч в ворота»
Взрослый предлагает ребенку встать напротив ворот, присесть на четвереньки (расстояние
1,5-2 м., ширина 40-50 см.) и катить мяч в ворота. Затем добежать до ворот, забрать мяч.
Игровое упражнение «Попади в ворота»
Дети стоят на боковой линии. Перед ними на расстоянии 2 м. ворота. По сигналу ударить
по неподвижному мячу ногой так, чтобы он закатился в ворота, затем догнать мяч и
вернуться на линию старта.
Игровое упражнение «Мяч с горки»
Дети стоят в колонне по одному перед горками. Количество колонн зависит от наличия
горок. 2-4 горки вполне достаточно для группы. Скатив мяч с горки, дети идут за своим
мячом и, передав его следующему, становятся в колонну сзади.
Варианты:
11

а) скатывать левой рукой;
б) скатывать двумя руками;
в) скатывать мяч, дуя на него;
г) скатывать, чтобы мяч прошел в ворота;
д) скатывая мяч, поймать его в совок.
Игровое упражнение «Гонка мячей»
Дети стоят на линии старта, мяч перед ногой. По сигналу вести мяч правой и левой ногой
до противоположной линии, взять мяч в руки, поднять вверх, потянуться за ним, затем
вести обратно.
Игровое упражнение «Отбей мяч»
Дети берут мячи, встают врассыпную по залу. Исходное положение: ноги на ширине плеч,
мяч в одной руке. Отбивание мяча об пол правой и левой рукой поочередно.
Игровое упражнение «Прокати по мостику»
Взрослый обращает внимание ребенка на мостик (гим. скамейку), предлагает ребенку
прокатить мяч по мостику.
Игровое упражнение «Успей поймать»
Дети, стоя друг напротив друга, расстояние 1,5м. Один ребенок бросает мяч, другой ловит
и бросает его обратно. Можно сопровождает действия словами:
«Лови, бросай, упасть не давай».
Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.
Игровое упражнение «Поиграй со мною мяч»
Ребенок подбрасывает мяч вверх и ловит его после отскока об пол. Взрослый считает,
сколько раз малыш поймал мяч.
Игровое упражнение «Мяч высоко»
Ребенок подбрасывает мяч вверх и ловит его после одного, двух хлопков. Взрослый
считает, сколько раз малыш поймал мяч.
Игровое упражнение «Играй, играй мяч не теряй»
Дети берут мячи, встают на исходную линию. Исходное положение: ноги на ширине стопы,
мяч в одной руке. Отбивание мяча одной рукой с продвижением вперед.
Материально-техническое оснащение, оборудование
Технические
средства
 Музыкальный
центр.
 Ноутбук.
 Мультимедиа.

Учебно-наглядные пособия
 Дидактические картинки
«Спорт» с изображением вида
спорта и подробным описанием
возникновения спортивных игр.
 Карточки с изображением
исходных положений.
 Карточки - схемы
построений (в круг, в два круга, в
колонну и врассыпную).

Оборудование
 Мячи
резиновые
разного
диаметра – 25 шт.
 Гимнастическая скамейка – 2 шт.
 Гимнастическая доска – 2 шт.
 Веревки – 4 шт.
 Конусы – 10 шт.
 Дуги- 4 шт.
 Стойки – 2 шт.
 Обручи – 5 шт.
 Ворота – 2 шт.
 Кегли – 10 шт.
 Флажки – 3 шт. (разных цветов).
12

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к
вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие должно стать занятием
радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные
возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и
адаптивности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет.
Программа «Играйте на здоровье» и технологии ее применения в ДОУ. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 112 с.
2.
Журнал «Инструктор по физкультуре» 2012№4 «Совершенствование двигательных
навыков в подвижных игр с мячом». – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
3.
Литвинова М.Ф. подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года
жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных
учреждений – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2005. – 92 с.
4.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: МАЗАЙКАСИНТЕЗ, 2010. – 128с.
5.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа.
Конспекты занятий. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009. – 80с.
6.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.
Конспекты занятий. – М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112с.
7.
Подвижные игры для дошкольников / Авт.-сост. И.А. Агапов, М.А. Давыдова. М.:
АРКТИ, 2008. – 152 с.
8.
Рунова М.А Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья
детей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
9.
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет /Авт.-сост. Э.Я.
Степаненкова. - М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
10.
Спортивные праздники в детском саду / авт.-сост. С.Н. Сапего – М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2007. – 94 с.
11.
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 96 с.
12.
Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.:
Просвещение, 1992. – 92 с.

Учебно –методического обеспечения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Е.М.Минский «Игры и развлечения в группе продленного дня».
В.Яковлев, А.Гриневский «Игры для детей».
Е.М.Геллер «Игры на переменах для школьников.
И.А.Гуревич «300 соревновательно игровых заданий по физическому воспитанию».
В.М.Кошчашкин «Физическое воспитание в начальной школе».
А.В.Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР».
В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры.
Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр.

13

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Мониторинг по определению уровня усвоения программы
Чтобы отследить эффективность данной программы, необходимо проведение мониторинга
физической подготовленности детей.
•
действовать по сигналу педагога, быстро реагировать на сигнал.
•
играть с мячом, не мешая другим.
•
согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных видах (эстафета или поточный метод);
•
прокатывание мяча:
- между предметами;
- в ворота;
•
бросание мяча:
- вверх и ловля его после одного, двух хлопков;
- вверх и ловля его после отскока об пол.
•
ловля мяча:
- перебрасывание друг другу в парах.
•
отбивание мяча
- на месте правой и левой рукой поочередно;
- одной рукой с продвижением вперед.
•
метание мяча:
- вдаль
- в цель;
•
ведение мяча:
- удар по воротам;
- ведение мяча ногой.
Критерии оценки выполнения
Условные обозначения:
1 – низкий уровень;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
Высокий уровень – задание понимает полностью, правильно и самостоятельно выполняет.
Средний уровень – задание понимает частично (понимает и выполняет простую инструкцию
не в полной мере), справляется при поддержке взрослого.
Низкий уровень – задание не понимает, и выполнить не может.

Приложение №2
N Месяц
п/
п

Чис
ло

Время
проведе
ния
занятия

Календарный учебный график
Форма
КолТема занятия
занятия
во
часов

Место
проведен
ия

Форма
контроля

14

1 Сентябр

7

15:0016:00

групповая 1

ь
2.

Сентябр
ь

14

15:0016:00

групповая 1

3.

Сентябр
ь

21

15:00-16:00

групповая 1

4.

Сентябр
ь

28

15:0016:00

групповая 1

5.

Октябрь

6

15:0016:00

групповая 1

6.

Октябрь

13

15:0016:00

групповая 1

7.

Октябрь

20

15:0016:00

групповая 1

8.

Октябрь

27

15:0016:00

групповая 1

9.

Ноябрь

9

15:0016:00

групповая 1

История возникновения МАОУмяча.
СОШ
No141
Прокатывание
мяча. МАОУРазвивать
ловкость, СОШ
координацию движений. No141
Ловля мяча. Развивать МАОУумение действовать по
СОШ
сигналу.
No141
Бросание мяча.
.
МАОУРазвивать у детей
СОШ
умение выполнять
No141
движения по сигналу,
быстро строится в пары.
Упражнять в беге,
распознавании цветов.
Прокатывание
МАОУмяча.Учить
детей СОШ
подпрыгивать на двух No141
ногах,
внимательно
слушать текст и убегать
только
тогда,
когда
будут,
произнесены
последние слова.
Прокатывание
мяча. МАОУПовторить с детьми СОШ
прокатывание
мяча No141
между
предметами..Развивать
быстроту
реакции,
ориентировку
в
пространстве, зрительно
–
двигательную
координацию.
Метание мяча.
МАОУУчить катать мяч в СОШ
прямом
направлении, No141
отталкивать
его
энергично,
развивать
умение ориентироваться
в пространстве.
Метание
мяча. МАОУСовершенствовать навык СОШ
отталкивания мяча.
No141
Метание мяча. Развивать МАОУэлементарные
навыки СОШ
попадания мячом в цель No141
умение
энергично
отталкивать
мяч
в
заданном направлении,
развивать
фиксацию
взора.

Тестирова
ние
Сдача
норматив
ов
Сдача
норматив
ов
Игра

Сдача
норматив
ов

Сдача
норматив
ов

Игра

Сдача
норматив
ов
Сдача
норматив
ов

15

10. Ноябрь

16

15:0016:00

групповая 1

11. Ноябрь

23

15:0016:00

групповая 1

12. Ноябрь

30

15:0016:00

групповая 1

13. Декабрь

7

15:0016:00

групповая 1

14. Декабрь

14

15:0016:00

групповая 1

15. Декабрь

21

15:0016:00

групповая 1

16. Декабрь

28

15:0016:00

групповая 1

17. Январь

11

15:0016:00

групповая 1

18. Январь

18

15:0016:00

групповая 1

Прокатывание мяча.
Развивать координацию
движений,
ловкость,
фиксацию взора.
Прокатывание
мяча.
Развивать
ловкость,
зрительно
двигательную
координацию.
Бросание мяча. Учить
бросать мяч вверх и
ловить двумя руками.
Совершенствовать навык
отталкивания мяча, учить
ориентироваться
в
пространстве.
Отбивание мяча об пол
правой и левой рукой
поочередно
Отбивать мяч одной
рукой с продвижением
вперёд (мяч сбоку)
Бросание
мяча.
Продолжать
учить
бросать мяч вверх и
ловить двумя руками.
Развивать
умение
действовать по сигналу,
ловкость,
быстроту
реакции.
Бросание
мяча.
Отрабатывать
броски
мяча вверх. Развивать
умение действовать по
сигналу.

МАОУСОШ
No141

Сдача
норматив
ов

МАОУСОШ
No141

Игра

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141
МАОУСОШ
No141
МАОУСОШ
No141

Эстафета

МАОУСОШ
No141

Игра

Ведение
мяча.
Формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом.
Развивать
координацию движений,
ловкость,
фиксацию
взора.
Ведение
мяча.
Продолжать
формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом. Развивать у детей
умение
выполнять
движения по сигналу,
быстро строится в пары.

МАОУСОШ
No141

Эстафета

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

Соревнов
ания
Эстафета

16

19. Январь

25

15:0016:00

групповая 1

20. Февраль

1

15:0016:00

групповая 1

21. Февраль

8

15:0016:00

групповая 1

22. Февраль 15

15:0016:00

групповая 1

23. Февраль

22

15:0016:00

групповая 1

24. Февраль

29

15:0016:00

групповая 1

Упражнять
в
беге,
распознавании цветов.
Метание мяча. Учить
принимать правильное
исходное положение при
метании в вертикальную
цель. Развивать быстроту
реакции, ориентировку в
пространстве, зрительно
–
двигательную
координацию.
Метание
мяча.
Продолжать
учить
принимать правильное
исходное положение при
метании в вертикальную
цель. Развивать быстроту
реакции, ориентировку в
пространстве, зрительно
–
двигательную
координацию.
Бросание мяча. Учить
бросать мяч об пол и
ловить его двумя руками.
Развивать элементарные
навыки попадания мячом
в цель умение энергично
отталкивать
мяч
в
заданном направлении,
развивать
фиксацию
взора.
Бросание
мяча.
Продолжать
учить
бросать мяч об пол и
ловить его двумя руками.
Учить катать мяч в
прямом
направлении,
отталкивать
его
энергично,
развивать
умение ориентироваться
в пространстве.
Бросание
мяча.
Отработать броски мяча
об пол. Развивать умение
действовать по сигналу,
ловкость,
быстроту
реакции.
Ведение
мяча.
Формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом.
Развивать
координацию движений,

МАОУСОШ
No141

Игра

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141

Игра

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141

Эстафета

МАОУСОШ
No141

Игра

17

25. Март

7

15:0016:00

групповая 1

26. Март

14

15:0016:00

групповая 1

27. Март

10

15:0016:00

групповая 1

28. Март

21

15:0016:00

групповая 1

29. Апрель

4

15:0016:00

групповая 1

30. Апрель

11

15:0016:00

групповая 1

ловкость,
фиксацию
взора.
Ведение
мяча.
Продолжать
формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом.
Развивать
ловкость, зрительно двигательную
координацию.
Прокатывание
мяча.
Учить детей прокатывать
мяч в ворота. Развивать
быстроту
реакции,
ориентировку
в
пространстве, зрительно
–
двигательную
координацию.
Прокатывание
мяча.
Закрепить умение детей
прокатывать
мяч
в
ворота.
Развивать
умение
действовать по сигналу,
ловкость,
быстроту
реакции.
Ведение
мяча.
Формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом. Развивать умение
действовать по сигналу.
Ведение
мяча.
Продолжать
формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом. Развивать у детей
умение
выполнять
движения по сигналу,
быстро строится в пары.
Упражнять
в
беге,
распознавании цветов.
Прокатывание
мяча.
Учить детей скатывать
мяч по наклонной доске.
Развивать
быстроту
реакции, ориентировку в
пространстве, зрительно
–
двигательную
координацию.

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141

Эстафета

МАОУСОШ
No141

Игра

МАОУСОШ
No141

Эстафета

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141

Игра

18

31. Апрель

15:0016:00

групповая 1

25

15:0016:00

групповая 1

33 Май

16

15:0016:00

групповая 1

34 Май

23

15:0016:00

групповая 1

32. Апрель

18

Прокатывание
мяча.
Закреплять умение детей
скатывать
мяч
по
наклонной
доске.
Развивать элементарные
навыки попадания мячом
в цель умение энергично
отталкивать
мяч
в
заданном направлении,
развивать
фиксацию
взора.
Ведение
мяча.
Формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом.
Совершенствовать навык
отталкивания мяча, учить
ориентироваться
в
пространстве.
Обобщение по теме
ведение мяча .
Продолжать
формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом. Учить катать мяч
в прямом направлении,
отталкивать
его
энергично,
развивать
умение ориентироваться
в пространстве.
Обобщение по теме
ведение мяча .
Продолжать
формировать
элементарные
для
футбола
действия
с
мячом. Учить катать мяч
в прямом направлении,
отталкивать
его
энергично,
развивать
умение ориентироваться
в пространстве.

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания
Эстафета

МАОУСОШ
No141

Игра

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

МАОУСОШ
No141

Соревнов
ания

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».