СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ....................................................................................... 2 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................... 8 2.1. Уклад общеобразовательной организации ............................................... 8 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ................ 11 2.3. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ .................................................................. 12 «Разговор о важном» (в 1 – 11 классах) .................................................................................... 15 На уровне классов модуль реализуется: .......................................................................................................... 23 На индивидуальном уровне через:................................................................................................................... 24 На внешнем уровне: .......................................................................................................................................... 26 На уровне школы:............................................................................................................................................... 26 На уровне класса: ............................................................................................................................................... 26 Индивидуальный уровень ................................................................................................................................. 26 2. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально - значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции ................................................................................................................. 29 3.Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации 30 Реализация проекта «Я – творец своей судьбы»: ............................................................................................ 30 2.4.3. «Творческие объединения»..................................................................................................................... 33 2- я экскурсия: «Декоративно-прикладное искусство, праздники и обычаи русского народа» ............... 37 3- я экскурсия: «Страницы истории нового времени» ................................................................................ 38 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ............................................................... 39 3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................... 39 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями .................................................................. 40 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ................................................................... 41 3.5 Анализ воспитательного процесса ............................................................ 42 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания ООП НОО МАОУ-СОШ № 141 (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МАОУ-СОШ № 141; разработана с участием коллегиальных органов управления МАОУСОШ № 141, в том числе Совета обучающихся, Управляющего совета, и утверждена педагогическим советом школы; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. В соответствии с особенностями МАОУ-СОШ № 141 внесены изменения в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, работа с обучающимися испытывающими затруднения в усвоении учебной программы, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 1. Целевой раздел 1.1. Содержание воспитания обучающихся в МАОУ-СОШ № 141 определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 1.2. Воспитательная деятельность в МАОУ-СОШ № 141 планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.3. Цель воспитания обучающихся в МАОУ-СОШ № 141: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 1.4. Задачи воспитания обучающихся в МАОУ-СОШ № 141: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. 1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; 2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения, формирования российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; 3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; 4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; 6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; 7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.8. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. 1. Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 3. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 5. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 6. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 7. Ценность научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации Специфика расположения школы. Здание МАОУ-СОШ № 141 находится по адресу ул. Посадская 75. Школа располагается в шаговой доступности от парка «Зелёная роща» и парка «50 - летия ВЛКСМ», что позволяет уделять большое внимание различным видам спорта и разнообразным экологическим проектам: «Зелёная тропа», «Забота о природных объектах», «Охрана животных и растений». В мае месяце в школе ежегодно открывается лагерь с дневным пребыванием детей. Рассмотрев социальный статус населения микрорайона, можно сделать вывод о его неоднородности: 60 % населения - люди преклонного возраста, 40% населения молодые семьи, существует полинациональности (азербайджанцы, молдаване, таджики, украинцы, грузины и др.). Ежегодно в школу поступают дети–инофоны или иноэтнические дети. Что составляет около 15 %. Большой процент населения рабочих профессий (51% - рабочие, 5,5% - ИТР, 4,1% предприниматели, 2,4% - военнослужащие, 12% - интеллигенция 3,8% - др. категории). В социальном заказе родители ставят на первое место индивидуальный подход к ребёнку, план обеспечение социальной адаптации, развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение. В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в микрорайоне. Дети, проживающие вне микрорайона школы, принимаются при наличии свободных мест. Уникальность школы состоит в том, что школа молодая, камерная, односменная, что обеспечивает все возможности для индивидуальной работы с каждым обучающимся, время для организации системы дополнительного образования и высокого процента обучающихся вовлеченных во внеурочную деятельность, кружки и секции. Также уникальность нашей школы ещё и в том, что нынешние ученики, с гордостью и трепетом, говорят о том, что здесь учились их родители и даже бабушки и дедушки, что обеспечивает нам налаженную работу с родительской общественностью. Наши родители, всегда являются активными участниками культурно- творческих дел классов и массовых школьных мероприятий. В школе создаются все необходимые условия для обучения и воспитания детей. Особенности социального окружения. На территории микрорайона школы и в шаговой доступности находиться дворец спорта «КРЦ Уралец»,библиотека, бассейн и каток «Юность», ДОЦ, кинотеатр «Фан Фан» , что обеспечивает обучающимся и их семьям организованный досуг., школе проведение экскурсионных мероприятий с обучающимися. Значимые партнеры школы. УрГПУ, СИНХ, УРФУ, экономико – технологический колледж, УГГУ - это организации, которые на договорной основе помогают организовывать профориентационную работу в школе: мастер – классы, экскурсии, тренинги. Помогает организовывать профилактическую деятельность ОП № 9, ТКДН, центр социальной помощи семье и детям «Каравелла». В школе работают психологи городского центра психолого – педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Особенности контингента учащихся. В 1 - 11 классах школы обучается до 566 обучающихся в зависимости от ежегодного набора первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и различается: - - - по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе. Наряду с Основной образовательной программой начального и основного общего образования в школе разработаны рабочие программы по курсам внеурочной деятельности, функционируют группы обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; по социальному статусу, который зависит от общего благополучия семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с дивиантным поведением, процент детей, стоящих на различных видах учета в школе небольшой. по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей микрорайона школы. Источники позитивного или негативного влияния на детей. Команда администрации - квалифицированные, имеющие высокий уровень управленческой деятельности, большой стаж работы руководители, в педагогическом коллективе - одинаковое соотношение молодых, креативных специалистов с высоким уровнем творческой активности и стажистов с большим опытом педагогической практики и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги - основной источник положительного влияния на детей, грамотно организуют образовательный процесс. Возможные отрицательные источники влияния на детей – бесконтрольное пользование интернетом, нерегламентированное нахождение в социальных сетях и компьютерных играх, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять воспитанием, развитием и организацией досуга своего ребёнка. Оригинальные воспитательные находки школы. 1) Мониторинговая система воспитательной работы классов «Успех каждого»; 2) Творческая модель сотрудничества «Учитель – ребёнок – родитель», построенная на установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по развитию школьного уклада; 3) Обеспечение большого охвата внеурочной деятельностью всех категорий обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов дополнительного образования; 4) Модель управления результатами образования на основе системы распределения профессиональных поручений с учетом индивидуальных особенностей и творческих возможностей, обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы. Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается процесс воспитания в МАОУ-СОШ № 141: «Инкогнито» - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; «Успех для каждого» - ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей; «Школьная семья» - реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу - при активном привлечении родителей учащихся; «Сделаем вместе» - организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; «Твори, поддерживай, не оставляй без внимания» - системность, целесообразность и мобильность воспитания как условия его эффективности. Основные традиции воспитания в МАОУ-СОШ № 141: стержень годового цикла воспитательной работы школы – общешкольные события, ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важная составляющая каждого общешкольного дела, ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников, их социальной активности; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, курсов внеурочной деятельности и иных детских объединений, на установление в них творческих, доброжелательных, открытых, товарищеских взаимоотношений; ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательно – профилактической работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Всего в программе 11 модулей, 7 из них инвариантных, 4 вариативных. Мероприятия охватывают все направления воспитательной и профилактической деятельности, каждая четверть проходит под своим девизом: 1 четверть: «Я ТВОРЕЦ СВОЕГО БУДУЩЕГО» 2 четверть: «ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ» 3 четверть: «СЕМЬЯ – КЛАДОВАЯ СЧАСТЬЯ» 4 четверть: «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО!» 2.3. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ 2.3.1. Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает конкретные позиции, имеющиеся и запланированные в МАОУ – СОШ № 141: - максимальное использование содержания учебных предметов для российских традиционных воспитательных формирования духовно-нравственных и возможностей у обучающихся социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками общеобразовательной и педагогами, организации, соответствующие установление и укладу поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Педагоги мобилизуют воспитательный потенциал урока, что предполагает активное включение в учебную деятельность инновационных и традиционных технологий проведения урока, и даёт возможность видеть многогранность каждого урока: интегрированный урок; проектная деятельность, перевёрнутый класс, технология критического мышления, динамические паузы, физкультурные – минутки, использование дидактического материала, здоровьесберегающие технологии коллективные средства обучения, работа со справочной литературой, педагогические мастерские, игровые технологии, информационно коммуникативные, проблемное обучение и др. Программа воспитания включает в себя интегрированную систему учебной, воспитательной обеспечивает сквозные и навыки профилактической и открывает деятельности, перед многогранную палитру образовательных возможностей. что обучающимися Проект «Образование без границ» осуществляется переход от классноурочной системы к личностно открытому образованию. Основным механизмом являются уроки, проведенные вне стен школы, в окружающем социуме: в поликлинике, в торговом центре, в суде, в парке, на улицах микрорайона, в детском саду, в научно- исследовательских центрах, в музее, школе искусств, библиотеке, музыкальной школе. Пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб, реализации инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми. Технология «Цифровизация» образовательного пространства реализуются и через проведение информационных-марафонов «Открывай и развивай!» направленного на освоение новых информационных- практик учителями и учениками. Формирует умение выделять дефициты, позволяет освоить новые информационные технологии и создать тренажёры по их освоению для других. Использование освоенных практик в рамках урока воспитывает в учащихся личность, подходящую к делу творчески, исследующую мир, развивающуюся в нем и вместе с ним. Кроме того, в рамки школьного урока вводиться использование Технологии «Подкасты» в формате домашних заданий и закрепления нового материала (ток – шоу «Разговор о главном», интервью, сюжетное повествование, монологическая речь спикера) Реализация проекта «Читай школа» (проект предполагает повышение функциональной читательской грамотности), включение элементов смыслового чтения в предметное содержание различных дисциплин также позволяет усилить воспитательный потенциал урока. Новые знания появляются благодаря совместным усилиям школьника и педагога. При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью, чтобы задания хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму жизнь. В рамках школьного урока создаётся гибкая и открытая среда обучения. У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру. 2.3.2. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность, осуществляемая в МАОУ-СОШ № 141 организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первыхнаправления: 1.Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуются через классные часы «Разговор о важном» (в 1 – 11 классах) Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной доброжелательным культуре и отношением повседневной к культуре окружающим и поведения, ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это станут предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. В (1 – 4 классах) реализуются через курс «Хочу всё знать». Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересови потребностей обучающихся. В (1 – 4 классах) реализуются через курс «Мир профессий» 1-4 классы. Главной целью курса является развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Вариативная часть для обучающихся включает следующие направления: 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся ( 1 – 4 классов): • Формирование функциональной грамотности в процессе изучения дополнительных учебных курсов ("Мы любим русский язык", "Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира"); • Поисково-исследовательская деятельность как фактор формирования метапредметных результатов обучения ("Мир слов: всему название дано")). Содержание курсов способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, углубленному изучению предметов, развитию познавательных интересов, формирует стремление обучающегося к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля 6. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Данное направление реализуется через спортивное объединение «Мир шахмат» (1 – 4 класс). Главная их цель – оздоровление школьников, общеинтеллектуальное развитие мышления школьника во всех его проявлениях – от наглядного – образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Соблюдая принцип единства образовательного пространства в сфере общего МАОУ-СОШ № 141 придерживается эффективного подхода к использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность, поэтому в 14 классах. Занятия проводятся согласно расписанию. Перенос занятий или изменение расписания производится только администрацией и оформляется документально. Выполнение учебного плана контролируется: • ежемесячно по журналам; при согласовании с • по выполнению рабочих программ учителей по направлениям деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется: • дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов ихподготовки, • чередованием различных видов деятельности (мыслительной,двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: • недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; • недельное количество часов на реализацию программ по каждомунаправлению развития личности; • количество групп по направлениям. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Формы организации: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, проведение консультация. внеклассных занятий, Программа работы детей в предусматривает группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия по программа курсов внеурочной деятельности проводятся в учебных кабинетах, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Формы внеурочной деятельности в МАОУ – СОШ № 141 предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией в программе предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих необходимыми ресурсами. 2.3.3. Классное руководство Воспитательный потенциал классного руководства реализуется как особый вид педагогической деятельности, направленной, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п. Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Отчётная документация: - У классных руководителей существует два вида отчётности: это журнал и дневник классного руководителя. Журнал позволяет нам проанализировать индивидуальную работу с каждым, а в дневнике мы можем увидеть особенности каждого класса и деятельность классного руководителя. Оба документа разработаны грамотно и удобно, что упрощает классных руководителям деятельность по заполнению данной документации. Работа с классом: - В школе существует мониторинг воспитательной деятельности - соревнование классов «Самый классный класс», в течении учебного года, согласно положению, классы зарабатывают баллы за активное участие в жизни школы и класса, соблюдение устава школы, хорошие учебные показатели. Это мотивирует детей к активному участию во всех мероприятиях, соблюдению устава и ответственному отношению к учебной деятельности. По итогам года классы получают места, призы и кубки. Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. 2.3.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает следующие позиции: В МАОУ – СОШ № 141 создан Управляющий Совет школы, в который входят представители совета соуправления школы и представителей родительской общественности. Они участвуют в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения; В школе проводятся родительские гостиные «За руку с семьёй», на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер- классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов, тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; В школе проводятся родительские дни «Школа открывает двери», во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; В школе проводятся тематические собрания, на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; Родители нашей школы с желанием принимают участие в психологопедагогических консилиумах, советах по профилактике; Классные руководители привлекают желающих родителей к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; 2.3.5. Самоуправление Воспитательный потенциал ученического самоуправления в МАОУ – СОШ № 141 предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися; представляет интересы обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией; защищает законные интересы и права обучающихся; участвует в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. Поддержка работникам детского воспитывать самоуправления в обучающихся в школе помогает инициативность, педагогическим самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся 5-9 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время трансформируется в детско-взрослое самоуправление. Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: Модуль старшеклассников «Вектор Успеха», реализуется через объединяющего деятельность командиров Совета классов и обеспечивающего организационные, информационные и представительские функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета осуществляется через реализацию следующих функций: выдвижение кандидатур, организация и проведение выборов, рекомендации для участия в работе Совета; учеба актива Совета МАОУ-СОШ № 141; участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций, соревнований; координация деятельности членов Совета и классных Советов обучающихся; организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий, распределение поручений по их проведению; организация и контроль дежурства в школе; представление интересов обучающихся на заседаниях Совета и педагогического совета школы; участие в рассмотрении вопросов о внесении изменений в Устав школы и иные локально-нормативные акты, документы; изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам жизни школы; участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся, занесении на доску отличников; вовлечение обучающихся в деятельность кружков и секций; организация мероприятий и их анализ по направлениям деятельности; организация проведения Всероссийских дней единых действий; Ведение социальной странички Вконтакте; привлечение обучающихся к участию в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. На уровне классов модуль реализуется: - через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса командиров и заместителей командиров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его деятельность с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; - через деятельность Советов классов, отвечающих за различные направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций: планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций; организация дежурства по классу; наполняемость классного уголка; участие в развитии традиций класса; активизация обучающихся класса для занятости в свободное время; представление кандидатур обучающихся для награждения; отчетность о работе Советов классов, на собраниях обучающихся Совета «Вектор Успеха». На индивидуальном уровне через: участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел; участие в работе органов самоуправления класса и школы; участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых и социальных акциях; участие в работе Совета по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций, предметных индивидуального участия недель, дней обучающихся Самоуправления во и внеурочной т.д. Анализ деятельности, общешкольных и классных делах осуществляется через листы достижений и индивидуальным портфолио, которое ведут обучающиеся по желанию. 2.3.6. Профилактика и безопасность МАОУ – СОШ № 141 в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды реализует воспитательный потенциал профилактической деятельности, который предусматривает следующие направления: МАОУ-СОШ № 141 организует деятельность педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды обеспечивающей безопасность жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; МАОУ – СОШ № 141 проводит исследования, мониторинг рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); МАОУ – СОШ № 141 проводит коррекционно-воспитательную работу с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); МАОУ – СОШ № 141 разрабатывает и реализует профилактическую программу, направленную на работу с девиантными обучающимися, и с их окружением; МАОУ – СОШ № 141 вовлекает обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); МАОУ – СОШ № 141 организует превентивную работу с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; МАОУ – СОШ № 141 занимается профилактикой правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); МАОУ – СОШ № 141 предупреждает, ведёт профилактическую деятельность в случаях появления, маргинальных расширения, групп влияния обучающихся в общеобразовательной (оставивших обучение, организации криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); МАОУ -СОШ № 141 ведёт профилактическую работу по мониторингу групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). 2.3.7. Социальное партнёрство и профориентация МАОУ-СОШ № 141 сотрудничает со следующими учреждениями партнёрами: УрГЭУ; УРФУ, Синх, экономико-технологический колледж, УРПЭУ, УГГУ, Городской детский экологический центр; Сетевая кафедра ЮНЕСКО "ИСРО РАО". Школа принимает участие в реализации Губернаторского проекта «Единая промышленная карта». Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и непрофессиональную составляющие такой деятельности. На внешнем уровне: экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. На уровне школы: совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования. На уровне класса: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; Индивидуальный уровень индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора ими профессии. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы в школе также предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; совместное с педагогами изучение посвящённых выбору профессий, прохождение тестирования, онлайн-курсов по обучающимися интересующим интернет-ресурсов, профориентационного профессиям и онлайн- направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 2.3.8. Основные школьные дела Общешкольные дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Благодаря тому, что наша школа односменная, камерная у нас получается практически 100% вовлеченность всех обучающихся и учителей в общешкольные события, что способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Структура всех общешкольных событий в нашей школе уникальная, творческая и креативная, что помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные события способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. Воспитательное пространство МАОУ-СОШ № 141 представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует микроклимата, доверительных отношений, формированию укреплению благоприятного традиций, лучшему взаимопониманию родителей, обучающихся и учителей не только в школе, но в микрорайоне в целом. Процесс воспитания и социализации во многом обусловлен актуальными проблемами современности, возвратом к старым традициям, воспитанию патриотизма и гражданственности. Воспитательная работа с обучающимися строится на изучении традиций и истории города. Классные руководители стараются формировать у обучающихся чувство любви к школе, городу, родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе, учителям, людям старшего поколения. Это стимулирует социально-полезную деятельность обучающихся. В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является создание системы общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее в школе и окружающем мире. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На школьном уровне Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей, интегрированной с учебной деятельностью «Самый классный класс» – соревнование, которое проводится в течении года, в целях выявления наиболее значительных учебных, творческих, научных достижений обучающихся школы, развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей, расширения кругозора обучающихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся, творческого усвоения и применения знаний. Фестиваль военно-патриотической песни, поэзии и танца «К подвигу героев, сердцем прикоснись» – традиционный фестиваль, приуроченный ко Дню Победы, для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей. Основные мероприятия в ходе фестиваля – галерея праздничных газет «Эхо Победы»; мастерская по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов и жителей микрорайона: «Краски Победы», вернисаж проектов «Мой герой»; творческие выступления классов с песней, танцем инсценировкой либо литературной композицией. Фестиваль открывает перед обучающихся и их родителей широкий спектр возможностей проявить себя, реализовать свои умения и таланты, попробовать проявить себя в проектной деятельности, принять участие в коллективной и индивидуальной работе. Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом. 2. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально - значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции «Фестиваль дружбы народов» – цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование единства народностей, профилактику межнациональной розни; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения. Реализация проекта «Мы крылья твои – Россия»: - Военно – патриотическая игра по станциям «Храбрые сердцем» – традиционная квест-игра, которую готовят обучающиеся старших классов совместно с педагогами и родителями. Проходит в форме игры по станциям, каждая из которых имеет свою тематику, спортивной, интеллектуальной, патриотической направленности. Игра направлена на поддержку участия в совместной продуктивной деятельности, развитие диалогического общения, создание условий для эмоционального отношения к познавательной деятельности, игровому поведению. - Интеллектуально – эстетический марафон «Русский солдат, умом и силой богат» проходит в формате командной, интеллектуальной игры, в которой участники представляют свою команду, выбирают капитана, проходят этапы, участвуют в конкурсе капитанов и защищают своё творческое задание. - Смотр строя и песни «Правнуки Победы» - является традиционных мероприятием, в котором учувствуют все классы со 2 – 11, способствует формированию высокой социальной активности школьников, воспитывает патриотизма, верность своему Отечеству и готовность к защите своей Родины. - Фестиваль военно-патриотической песни и танца «К подвигу героев сердцем прикоснись» - является традиционным, любимым мероприятием школьников. В нем учувствуют все классы со 1– 11, способствует формированию высокой социальной активности школьников, воспитывает патриотизма, верность своему Отечеству и готовность к защите своей Родины. 3.Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации Профориентационная игра «День города» - общешкольная игровая площадка для формирования основ профориентационной деятельности и экономической, финансовой грамотности для учащихся 1-11 классов. В этот день с самого утра каждый класс открывает минимум два бизнеса (салоны красоты, мастерские по квиллингу, оригами, бисероплетению, караоки, танц-площадки, парикмахерские и многое другое). Цель игры ознакомить обучающихся с основами предпринимательства, чтобы каждый мог опробовать себя в этом процессе. Специально для этого дня в школе печатается локальная валюта (со школьной печатью). Классы представляют свои интересные бизнес идеи, совместно с учителями и представителями родительской общественности. Цикл дел, посвящённых празднованию Нового года «Новогодний ажиотаж»: в этом мероприятии всегда участвует вся школа, общешкольное коллективное творческое дело, состоящее из серии отдельных дел мастерская «Деда Мороза, конкурс, «Новогодняя игрушка», конкурс на лучшее украшение коридоров и классов, конкурс новогодних ёлок, подготовка театрализованной игровой программы для обучающихся 1 – 5 классов «Чудеса под Новый год», игровая – танцевальная программа для обучающихся 7 – 11 классов «Маски шоу. Музейные гостиные связана с приобщением обучающихся к русским традициям, с сохранением культурного наследия, пробуждает интерес к историческому прошлому русского народа. В целях гражданско – патриотического воспитания, привития любви к Родине, городу, краю. Реализация проекта «Здоровье на пять с плюсом» – комплекс мероприятий и соревнований (Кросс Нации, Золотая осень, Веселый старты; спортивные зарядки, семейные весёлые старты «Мама, папа, я – здоровая семья», танцевальные флешмобы, проекты по ЗОЖ, рейды по профилактике зависимостей, волейбол, баскетбол, минифутбол), направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений. Реализация проекта «Я – творец своей судьбы»: - Декада, посвящённая международному Дню Матери: фото выставка «Мамины глаза»; галерея рисунков «Моя мама»; концертная программа «Для милых мам»; конкурс видео – презентаций и видеофильмов «Я и мамочка моя» - Культурно – творческое, массовое мероприятие «Минута славы»: выставка «Моё хобби» (изделия ДПИ сделанные руками обучающегося; выставка рисунков «Я художник»; творческое выступление на сцене в любом жанре. На уровне классов Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в развитии познавательной, творческой, социально-активной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общешкольное значение: «Посвящение в первоклассники и пятиклассники» – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника; «Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах; День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов. На индивидуальном уровне Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы соуправления, где распределяются зоны ответственности, даются разовые посильные поручения. Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы; организацию разновозрастного наставничества. Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создания портфолио. 2.3.9. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды осуществляется в нашей школе через совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: МАОУ-СОШ № 141 проводит работу по оформление внешнего вида здания, фасада, в холле при входе в МАОУ – СОШ № 141 оформлен уголок государственной символикой Российской Федерации; МАОУ – СОШ № 141 соблюдает организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; В ходе проектно – исследовательской деятельности обучающиеся изготавливают и размещают на демонстрационных стендах, обновленные художественные изображения (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) уголков природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; МАОУ – СОШ № 141 организовывает и поддерживает в общеобразовательной организации атмосферу позитивного звукового пространства, духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (танцевальные и вокальные перемены), исполнение гимна Российской Федерации; МАОУ – СОШ № 141 оформляет и обновляет новостные стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации). Новостные стенды содержат в доступной, привлекательной форме информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; МАОУ – общеобразовательной СОШ № 141 организации разрабатывает (эмблема, флаг, и популяризирует логотип, элементы символику костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; МАОУ – СОШ № 141 готовит и размещает регулярно сменяемые экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирует их способности, в формате творческих экскурсий знакомит обучающихся с работами друг друга; МАОУ – СОШ № 141 поддерживает эстетический вид и благоустройство всех помещений, доступных и безопасных рекреационных зон, занимается озеленением пришкольной территории; МАОУ – СОШ № 141 разрабатывает и оформляет, поддерживает и использует игровые пространства, спортивные и игровые площадок, зоны активного и тихого отдыха; МАОУ – СОШ № 141 создает и поддерживает в библиотеке стеллажи свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; МАОУ – СОШ № 141 разрабатывает и оформляет пространства проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); МАОУ – СОШ № 141 разрабатывает и обновляет материалы (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание учеников на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. 2.4. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ 2.4.3. «Творческие объединения» Воспитание на занятиях творческих объединений дополнительного образования преимущественно осуществляется через: - формирование совместной, творческой деятельности обучающихся и педагогов в кружках и секциях, объединённых общими позитивными традиций, задающих эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в творческих объединениях их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских творческих объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив, детского творчества и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Школьный кружок дополнительного образования, деятельность которого направлена на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков поисково – исследовательской деятельности. Обеспечение духовно-нравственного становления подрастающего поколения; знакомство детей с музейным пространством; привитие любви к школе, родному городу, Родине; обучение учащихся основам экскурсионного дела. Обеспечение возможности самореализации в разнообразных видах творческой деятельности и получения более высокого личностного статуса и позитивной «Я - оценки» («Этнограф»). Художественное, декоративно – прикладное творчество. Школьные творческие объединения, кружки дополнительного образования направлены на развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие внутреннего потенциала каждого ребёнка, поддержку одарённых детей, развитие художественного, эстетического вкуса. («Art – класс, кружок по бисероплетению «Солнечный бисер», вокальная студия «Микс»), театральный кружок «Лес чудес». Добровольческая, волонтёрская деятельность школьного отряда «Маяк» направлена на формирование здоровой самооценки, самоутверждение, гражданская позиция, общественная польза возможность узнать много нового о мире и людях, живущих в нём, осознать многие ценности на практическом уровне. Исследовательская, познавательная деятельность направлена на развитие и формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах, изучение азбуки юного пешехода, развитие и формирование экологической культуры обучающихся, воспитание любви к своему краю, бережного отношение к окружающей среде, природе. (Школьный кружок «Экомир», отряд «ЮИД»). Спортивно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых (Школьная спортивная секция «Баскетбол», «Футбол»). Техническая деятельность направлена на развитие интеллектуальных способностей школьников, математического склада ума, углубленного изучения предметов математической направленности (школьный кружок «Мы – исследователи») Действующее на базе образовательной организации детские творческие объединения — это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей, учителей и родителей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в детских творческих объединениях осуществляется через: - утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы и др.); - поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении; - участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. 2.4.5. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ЭТНОГРАФ» Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в образовательной организации во многом способствуют материалы школьного музея. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся. В нашей школе музей - это одно из самых замечательных и уникальных явлений. Он играет большую роль в духовно–нравственном, патриотическом и гражданском воспитании обучающихся нашей школы Изучая «Историю и быт ханты и манси», «Культуру, традиции и обряды русского народа», «Страницы истории нового времени» экспозиции нашего музея у наших обучающихся, основываясь на молодых учителей, родительской общественности формируется чувство гордости за родную школу, за историческое прошлое нашего города. Активная работа школьного музея «Этнограф» способна изменить внутренний мир каждого, она делает наших обучающихся лучше, добрее. Развивает гражданственность каждого, чувство любви и уважения к своей стране, родине и городу. Школьный музей «Этнограф» словно невидимыми золотыми нитями связывает наше настоящее с историческим прошлым нашей Родины, нашего города, формирует преемственность поколений, укрепляет связи с родительской общественностью, формирует устойчивую потребность в общении с прошлым, даёт возможность видеть, извлекать из прошлого всё ценное, лучшее. В 2015-2016 году в нашей школе успешно стартовал инновационный проект «В школьный музей из детского сада». Массу положительных отзывов после посещения тематических экскурсий оставили нам наши посетители. В атмосфере тематических русских народных праздников: «Масленица», «Красная горка», «Рождество», «Троица», «Пасха», «Святки», «Колядки» ярко и незабываемо прошли экскурсии. «В музее мы отдыхали, играли, мастерили обереги домашнего очага и семьи» - рассказывают родители маленьких воспитанников. У многих людей существует стереотип о том, что музей ассоциируется с размеренность и статичностью экспозиций – но в нашем музее жизнь бурлит. Музей – это неиссякаемый источник, который обогащает и воспитывает духовный мир каждого человека в нашей школе, в нём накоплен опыт работы по направлениям патриотического, духовно-нравственно воспитания. Участники школьного музея изучают историю школы, города и района, проводят экскурсии, тематические встречи, реставрируют экспонаты, систематизируют материалы в папки, совместно с руководителем музея и заинтересованными родителями занимаются поиском экспонатов, организуют экскурсии в другие музеи. Это даёт свои результаты. В Музее проводятся музейные гостиные «Война для всех одна», «Путешествие в прошлое», встречи с заместителями директоров по воспитательной работе Верх-Исетского-района. На базе музея участники школьного музея совместно с представителями совета страшеклассников «Лидер» и волонтерского отряда «Маяк» планируют реализацию нового проекта: «Школьное телевидение». Выпуски новостей школы в стенах любимого всеми музея станут наиболее яркими и актуальными. Ежегодно школьный музей «Этнограф» работает над увеличением фонда музея, улучшением поисково–исследовательсой работы, продолжает традиционное участие в городском проекте «Ночь музеев». На будущий год мы мечтаем реализовать на базе музея ежегодную акцию «Кладовая памяти» по сбору раритетных, исторических экспонатов для музея. Наша школа всегда была школой семейной, ученики, вырастая, приводили и приводят к нам на обучение своих детей и поэтому мы уверены, что наши семьи с радостью примут участие в акции, чтобы в который раз почувствовать себя сопричастными к социально значимому общему делу. Краеведческий материал, имеющийся в школьном музее, широко используется на интегрированных уроках истории и литературы, служит решению общих задач обучения и воспитания, стоящих перед школой на современном этапе. История нашей страны, как говорят юные этнографы, строится на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Поисковая работа в школьном музее «Этнограф» является одним из важных направлений в воспитании подрастающего поколения. С удовольствием наши ребята принимают участие в проекте «Мой герой». Экскурсии проходят по трём направлениям: 1- я экскурсия: «Быть и культура, традиции и обряды народа манси» Посетив эту экскурсию, вы приобретаете уникальную возможность познакомиться с национальной культурой манси, Севера, на этноплощадке, где представлены некоторые элементы стойбищного поселения. В форме интеллектуально-познавательной викторины с включением игровых элементов. Мы формируем у ваших детей знания о народных традициях, обрядах, промыслах, ремёслах, одежде, фольклоре играх обско-угорских народов. 2- я экскурсия: «Декоративно-прикладное искусство, праздники и обычаи русского народа» Занимательна и интересна по своей смысловой и интеллектуальной направленности вторая экскурсия. В ней мы погружаем наших гостей в волшебный и самобытный мир русской народной былины и сказки. В игровой форме мы знакомим ребят с пословицами, поговорками и загадками русского народа. Посещая экскурсию, вы становитесь непосредственными гостями одного из русских народных праздников «Масленицы», «Крещения», «Ивана Купалы», «Краснов горки», «Пасхи» и др. 3- я экскурсия: «Страницы истории нового времени» Экскурсия познакомит гостей нашего музея с лучшими традициями школьников советского времени. Юные экскурсоводы расскажут об истории пионерского движения. Вы примите активное участие в играх и забавах, в которые когда-то играли ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Посещая наш музей, ребята приобретают незаменимые знания о быте, жизни, фольклоре, народных ремёслах о промысловой деятельности, традициях и обычаях коренных народов Урала, приобретают начальные практические навыки по работе с бисером, тканью, кожей, деревом и берестой, обогащают свой духовный мир, учатся любить и уважать историю своей страны, расширяют кругозор и любознательность. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Все участники образовательного процесса реализуют программу воспитательной работы в школе. Деятельность классных руководителей курирует заместитель директора по воспитательной работе. Советник по воспитанию организует работу Совета старшеклассников «Вектор успеха», принимает активное участие в методической поддержке классных руководителей по воспитательной и профилактической деятельности 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ СОШ № 141 обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты: Положение о классном руководстве; Положение о дежурстве; Положение о школьных методических объединениях; Положение о внутришкольном контроле; Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; Положение о Совете профилактики; Положение об Совете обучающихся; Положение о школьной форме; Положение о ПМПК; Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; Положение об организации дополнительного образования; Положение о внеурочной деятельности обучающихся; Положение об ученическом самоуправлении; Правила внутреннего распорядка для обучающихся; Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»; Положение о школьном спортивном клубе «Кожаный мяч»; Положение о школьном конкурсе «Самый классный класс»; Положение о фестивале военно-патриотической песни и танца «К подвигу героев сердцем прикоснись»; Положение о смотре строя и песни «Правнуки Победы»; Положение о профориентационной игре: «Школа – город будущего»; Положение о конкурсе «Минута славы»; Положение о конкурсе флешмобов «Танцующая планета» Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу: https://xn--141-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/, и по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1pjEYUqnL6MTdHg_z8iZ_xTBPKsVj7zRh?usp=drive_l ink 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями На основании социального паспорта школы, школа составляет для себя план воспитательной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. В школе создаются особые условия реализации воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (из семей мигрантов), с одарёнными детьми, с обучающимися которые склонны к поведению, отклоняющемуся от нормы. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями в школе являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными школа ориентируется на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся В школе сформирована система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся. Она способствует формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекает их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (Линейки успеха, приём отличников директором школы); прозрачности правил поощрения (положение о соревновании «Самый классный класс», (Положение конкурсов», фестивалей); сочетания индивидуальных индивидуальную индивидуального и и коллективных коллективную и коллективного наград даёт активность поощрения (использование возможность стимулировать обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся заключается в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса в МАОУ СОШ № 141 осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: урочной деятельности; внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся; школьного музея. Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ СОШ № 141 будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный год. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)