Программа психолого-педагогического сопровождения для иностранных граждан

\ \ ~ 11 1, 111111 ;111,11 1 1,' ,t l\ t11tt11 ,\t 11 Ф ' 11 ( 1l ll 1' 11 ( IJl : I 11 11 1:11,• 111 ,11 11, • , ' i p r· ,1 i l' ' lil l''
\ ' ]' , ' \ 1111 >1 11\111\L' tl\l Jl:I 1111 1: II L' Jll,ll i \1111 1111 11:1 r r,,1 , 1 1

~ Т1 ll: J)il(J ll: 11 о

\ П , 1..' j'Ж ; \-.' 1\ l)

,

}

l k ;t~l\\)\'I\\\ L.'1..' t,IШ

,

L'OHL' 'l\)1\1

\ t _ \ О \' - С (J l l 1 )'~~ 1-+ 1

llp01\)l,д' \l)i\l .N~_1_ от

s0, 01.10!), r
r

/,

J •,

ПРОГРАММА
п сихолого -пе дагогического сопровожден 11я
иностранных гражда~ 1

[ 1, а т ср 1,111 бург ,

2025

Пояснительная записка
Проблема психолого- педагогического сопровождения детей-мигрантов
тесно связана с проблемой межэтнического и межкультурного
взаимодействия и является на сегодняшний день актуальным предметом
исследования науки и практики.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в том числе ребенка из
семьи мигрантов — это система профессиональной деятельности психолога,
направленной на создание социально-психологических условий для
успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях
взаимодействия.
Сопровождение - целостная деятельность практического школьного
психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных
взаимосвязанных компонента:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка
и динамики его психического развития в процессе обучения.
Создание социально-психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Психолог должен точно определить, что именно нужно знать о школьнике
для организации условий его успешного обучения и развития. В самом
общем виде социально-психологический статус школьника представляет
собой систему психологических характеристик ребенка или подростка. В эту
систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых
необходимо для создания благоприятных социально-психологических
условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно
разделены на две группы. Первую группу составляют особенности
школьника. Прежде всего, особенности его психической организации,
интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и
учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую
составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ученика в
различных сферах его жизни и внутреннем психологическом самочувствии
в различных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать,
компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для

определения оптимальных форм сопровождения. Школьный психолог
должен понимать, что эмигранты приносят с собой особую культуру,
которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и
ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными
проблемами. Разрабатывая программу психолого-педагогического
сопровождения детей из семей мигрантов, школьная психологопедагогическая служба должна учитывать, что адаптация детей - мигрантов сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия
(совместимости) с новой культурной средой. Успешное приспособление
определяется как ощущение гармонии с окружением, а основное внимание
уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического
благополучия к душевному здоровью детей-мигрантов.
Аккультурационные изменения у детей из семей мигрантов отражаются в
таком понятии, как «культурный шок», и сходном с ним - «шок перехода»,
«культурная утомляемость». Симптомы культурного шока - недостаток
уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница,
психосоматические расстройства, депрессия. Это негативная сущность
культурного шока. Но есть и позитивная сторона процесса - ярко
выраженный личностный рост, возникающий при благоприятных условиях
вхождения в новую культуру, когда индивид проходит цикл «стресс адаптация - личностный рост».
Первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, моделей
поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития личности.
Школьный психолог должен учитывать, что для детей - мигрантов
необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, то есть
сохранение эмигрантом своей культурной идентичности при объединении в
сообщество на новом значимом основании. Мигрант синтезирует обе
культуры, будучи их связующим звеном. Для этого и необходимо
психологическое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации
детей из семей мигрантов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную
культуру и приобрести определенные качества, свойственные
представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-мигрантов
опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;

- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации
культурной и языковой подготовки в поликультурной социальнообразовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей-мигрантов в условиях
ненасильственного гуманистического развития;
- личностно-ориентированный подход.
Для гармоничного сосуществования в мультикультурном обществе
необходимо взаимодействие в межличностном плане. Это требует
разработки специализированных мер, направленных на интеграцию
эмигрантов в новую социокультурную среду, что всегда осуществляется
через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной
социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и
этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот
процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании
различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с
чужим человеком или культурой, этнофобии (в частности, кавказофобии и
антисемитизма), мигрантофобии, приводящих к ущемлению прав человека,
национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста
социального разнообразия российского общества при отсутствии активной
социальной стратегии формирования толерантности как инструмента
обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными
противоречивыми ценностными ориентациями существует опасная
тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально–
экономической, межпоколенческой и политической интолерантности.
Текущая работа психолога должна быть выстроена как логически
продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех
участников внутришкольного взаимодействия. Этот процесс опирается на
ряд важных организационных принципов, касающихся построения школьной
психологической практики. К ним относится системный характер
ежедневной деятельности школьного психолога, организационное
закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического
коллектива школы) различных форм сотрудничества педагога и психолога в
вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников,
утверждение важнейших форм психологической работы в качестве
официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне
планирования, реализации и контроля за результатами и др.

Психолог должен профессионально определиться в отношении всех
участников школьной системы отношений, построить с ними успешные
взаимоотношения. психолог должен иметь представление о том, кто
является и кто не является объектом его практической деятельности. В
качестве объекта психолого-педагогического сопровождения школьного
психолога выступают либо конкретный школьник, либо группа школьников.
Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса —
педагогов, администрации, освобожденных воспитателей, родителей, — они
участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения вместе с
психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной
ответственности. Психолог является частью системы обучения и воспитания
детей. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специалисты разных
гуманитарных профессий (педагоги, медицинские работники, социальные
педагоги и воспитатели, социальные работники) и, конечно, его родители. В
решении проблем конкретного школьника или при определении
оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные
взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию
психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки
зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и
развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его
психологическим возможностям и уровню развития
• определение психологических критериев эффективного обучения и
развития школьников
• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов
работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и
развития школьников
• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной
работы, дающую максимальный результат
Таким образом, сопровождение является чрезвычайно перспективным
теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач
психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели
деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно
реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая
технология работы.

Разработанная Программа психолого-педагогического сопровождения детеймигрантов направлена на создание системы комплексной помощи процессу
социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов к новой
социокультурной среде. Программа направлена на развитие у детей
социальной компетентности и толерантности; психологического здоровья;
накопление опыта творческой деятельности; позитивного социального опыта
посредством организации практико-ориентированной деятельности, в ходе
которой ребенок находит ответ на решение актуальной проблемы или
задачи, возникающих у него при освоении социума, в процессе социальнопсихологической адаптации. Программа также содержит блоки: работа с
психолого-педагогическим коллективом; работа с семьями мигрантов.
1.Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения
процесса социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов.
Целью программы психолого-педагогического сопровождения процесса
социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов к новой
социокультурной среде является эффективная социально-психологическая
адаптация детей из семей мигрантов к российской социокультурной среде;
развитие у детей социальной компетентности и толерантности;
формирование навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии
в условиях возрастания полиэтничности современного социума;
формирование национального самосознания, поликультурного мышления на
основе паритетности культур; формирование мотивационно - ценностного
отношения к общественно-полезной и добротворческой деятельности;
воспитание гражданственности, патриотизма, интернационализма; усвоение
этикетных норм своего и других народов, современного международного
этикета; формирование у детей внутренней гармонии на основе
национальных и общечеловеческих ценностей; этнокультурная социализация
учащихся на установках толерантного сознания и поведения;
стимулирование инициатив учащихся в разработке социальных проектов и
программ; формирование нравственной и социальной устойчивости, развитие
социальной активности; осознание правового статуса человека и гражданина
в контексте российского и мирового права.
Задачи программы:
-формирование и развитие у детей-мигрантов, в первую очередь, социальной
компетентности, толерантности, что ведет, в свою очередь, к формированию

ответственности; эмоциональной саморегуляции; навыков конструктивного
взаимодействия; адекватной самооценки, согласованной с потребностью в
достижении; мотивации достижения успеха; конструктивного поведения в
жизненных трудностях;
-формирование интеграционно - посреднической стратегии адаптации детей
из семей мигрантов;
-содействие в решении социально-психологических проблем, возникающих у
детей из семей мигрантов, под влиянием перемены места жительства;
-создание в образовательном учреждении атмосферы толерантности;
профилактика ксенофобии и экстремизма;
-повышение межкультурной компетентности всех участников
образовательного процесса – детей из семей мигрантов, местных детей и
педагогов;
-обеспечение работников образования знаниями, необходимыми для
создания развивающей образовательной среды, благоприятной для
социально-психологической адаптации детей-мигрантов;
-обучение психологов и педагогов психотехникам повышения толерантности
в образовательной среде.
Программа развития толерантности основана на целостном подходе и
рассматривается как движение от случайно-ситуативного проявления
толерантности (в какой-либо ситуации, в результате стечения обстоятельств:
хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный
настрой другого), через признание возможных толерантных отношений,
предлагаемых взрослым (проявление толерантности обеспечивается
регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятых в
обществе) к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление
толерантности к членам своей группы на основе совместной деятельности, в
процессе которой подростки накапливают опыт толерантного отношения
друг к другу), от них - к становлению толерантности, выходящей за пределы
малой группы (проявление толерантности, распространяющейся на членов
других малых групп, на основе ценностно-ориентационного единства),
готовность учащихся к самосовершенствованию;
В программе систематизированы подходы и принципы построения
толерантной развивающей среды поликультурной школы, реализация

программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.
Для того чтобы эта программа обладала необходимым адаптационноразвивающим потенциалом, она должна быть соответствующим образом
организована и психолого - педагогически инструментирована, снабжена
общими психолого-педагогическими и специальными методами, приемами и
средствами, (которые описаны и апробированы в дипломной работе);
-В программе показано, что сочетание социально-психологических
тренинговых программ психолого-педагогического сопровождения процесса
социально-психологической адаптации детей - мигрантов к условиям новой
социокультурной среды и общих психолого-педагогических, специальных
методов, приемов, средств является наиболее действенным инструментом
повышения эффективности социально-психологической адаптации детеймигрантов к новой социокультурной среде и технологией профилактики
ксенофобии, мигрантофобии и экстремистского поведения, профилактикой
дезаптации.
4.2.Принципы, определяющие содержание программы.
Содержание программы психолого – педагогического сопровождения детеймигрантов в школе определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции психоэмоциональных нарушений детей - мигрантов, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные проблемы в
социальной адаптации.
3.Направления программы психолого–педагогического сопровождения.
Программа психолого – педагогического сопровождения включает в себя
взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её
основное содержание:

Диагностическая работа психолога:
-Трудности в обучении: диагностика уровня школьной мотивации (Методики
Лускановой, Шумаковой, Резченко), диагностика уровня развития
интеллектуальной сферы (Методики FPI,), диагностика уровня учебной
тревожности (Методика Прихожан), диагностика социальной адаптации
(Методика CHSP), диагностика уровня школьной готовности (Методика
Хохловой).
-Трудности в коммуникативной сфере: диагностика типа темперамента
(Методика Айзенка), диагностика стиля общения (Методика Лири),
диагностика уровня развития коммуникативных навыков (Методика Бойко),
-Диагностика преобладающего психо-эмоционального фактора (Методика
Вьера), диагностика развития социальных компетенций (Методика Шахова);
диагностика состояния агрессии (Методика Басса – Дарки, методика
«Прогноз»); «Тест на заниженную самооценку»; тест «Нахождение
количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси; Методика
Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина «Шкала самооценки»; «Тест Кететтелла»;
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; « Методика
изучения свойств нервной системы учащихся» - Сонин В.А.; Опросник
исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.
Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоциональнонравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова.; Методика Рене Жиля;
Диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко; Адаптация
личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского);
Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс,
Р.Даймонд); Диагностика тревожности и депрессии (ТИД); Диагностика
самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина)
Коррекционно-развивающая работа психолога обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания
образования и коррекцию психо-эмоционального состояния детей мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
1.Коррекционно-развивающая работа включает:
-выбор оптимальных для развития ребёнка - мигранта коррекционных

программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
2.Консультативная работа психолога включает:
—выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с детьми - мигрантами, единых для всех участников
образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с детьми – мигрантами;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
образования;
-приёмов коррекционного обучения ребёнка - мигранта.
3.Информационно-просветительская работа психолога предусматривает:
—различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
детей - мигрантов;
—проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
вопросу социализации детей- мигрантов.

Диагностический модуль.
Цель: выявление трудностей адаптации и социализации детей - мигрантов,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психолого-педагогической помощи.
Задачи
(направления
деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Психолого-педагогическая диагностика
Первичная
диагностика
для
выявления детеймигрантов,
испытывающих
трудности
адаптации
и
социализации.

Создание
банка
данных
обучающихся, нуждающихся в
специализированной помощи и
психолого – педагогической
поддержке.
Формирование
характеристики
образовательной ситуации в
ОУ.

Наблюдение,
психологическое
обследование; анкетирование
родителей,
беседы
с
педагогами.

Углубленная
диагностика детей мигрантов,
нуждающихся
в
психолого
–
педагогической
поддержке.

Получение
объективных
сведений об обучающемся на
основании
диагностической
информации
специалистов
разного профиля, создание
диагностических "портретов"
детей.

Диагностирование.

Проанализировать
причины
возникновения
трудностей у детей
–мигрантов
в
социальной
адаптации
и
обучении. Выявить
резервные
возможности.

Индивидуальная
Разработка
коррекционная
программа, программы.
соответствующая
выявленному уровню развития
обучающегося.

Заполнение диагностических
документов специалистами
(Речевой карты, протокола
обследования).

Социально – педагогическая диагностика.

коррекционной

Определить уровень
адаптированности
ребенка,
особенности
эмоциональноволевой
и
личностной сферы;
уровень знаний по
предметам.

Получение
объективной
информации
об
организованности
ребенка,
умении учиться, особенности
личности, уровню знаний по
предметам.
Выявление
нарушений
в
поведении
(гиперактивность,
замкнутость,
обидчивость,
толерантность, адаптивность,
агрессивность и т.д.)

Анкетирование, наблюдение
во время занятий, беседа с
родителями,
посещение
семьи.
Составление
характеристики.

Коррекционно-развивающий модуль.
Цель: содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни
обучающихся, коррекция межличностных отношений в классе,
обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении
содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и
эмоционально-личностной сфере детей - мигрантов.
Задачи
(направления)
деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности,
мероприятия.

Психолого-педагогическая работа
Обеспечить
психологическое
сопровождение
детей – мигрантов:
Коррекция
познавательной
сферы;
Коррекция
поведенческой
сферы;
Коррекция
эмоциональной
сферы;
Коррекция общения
и взаимоотношений.

Позитивная
динамика 1.Формирование групп для
развиваемых параметров.
коррекционной работы.
Позитивная
изменений.

динамика 2.Составление
занятий.

расписания

Повышение психологической 3.Проведение коррекционных
адаптивности.
занятий.
Повышение
успешности 4. Отслеживание динамики
усвоения программы.
развития ребенка.
Игротерапия.
Арттерапия.
Сказкотерапия.
Телесно-ориентированные
техники.

Методы
терапии.

поведенческой

Релаксационные методы.
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального
сопровождения детей из семей мигрантов по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи
(направления)
деятельности.

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности,
мероприятия.

Консультирование
педагогических
работников.

1.Рекомендации,
приёмы, Индивидуальные, групповые,
упражнения и др. материалы. тематические консультации.

Консультирование
обучающихся
по
выявленным
проблемам, оказание
превентивной
помощи.

1.Рекомендации,
приёмы, Индивидуальные, групповые,
упражнения и др. материалы. тематические консультации.

Консультирование
родителей по выбору
стратегии
воспитания.

1.Рекомендации,
приёмы, Индивидуальные, групповые,
упражнения и др. материалы. тематические консультации.
2.Разработка
плана
консультативной работы с
родителями.

2.Разработка
плана
консультативной работы с
ребенком,
родителями,
классом, работниками школы.

2.Разработка
консультативной
ребенком.

плана
работы с

Информационно – просветительский модуль.
Цель: организация информационно-просветительской деятельности со
всеми участниками образовательного процесса.
Задачи
(направления)
деятельности.

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности,
мероприятия.

Информировани
е
родителей
(законных
представителей)
по медицинским,
социальным,
правовым
и
другим
вопросам.

Организация
работы Информационные
семинаров, тренингов и др. по мероприятия.
вопросам
социальной
адаптации детей из семей
мигрантов.

Психологопедагогическое
просвещение
педагогических
работников по
вопросам
развития,
обучения
и
воспитания
данной
категории детей.

Организация методических Информационные
мероприятий по вопросам мероприятия.
образования и воспитания
детей из семей мигрантов.

-Тренинги и игровые методы.
В тренинговых упражнениях происходит эмоционально-действенная
ориентация в содержании деятельности в социальном контексте, возникает
осознание своего места в системе отношений людей, что помогает
адаптироваться в новых условиях и способствует развитию произвольного,
сознательного,
саморегулируемого
поведения.
В
совместной
деятельности участников тренинга создаются условия для формирования
самосознания и самоорганизации развития личности подростка.
-Игровая деятельность. Игровые методы и приемы особенно важны и
эффективны в работе по формированию толерантности. Ведь именно игра
является той практической деятельностью, в которой ребенок познает
социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с
другими людьми. В совместной игровой деятельности участников
создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации
общего развития личности подростка. Причем, на первый план выходят
коллективные игры, в которых приобретается собственный практический
опыт сотрудничества, что позволяет почувствовать, как достичь важных для
него целей, учитывая интересы других.
-Нарративные техники. Сочинение историй как один из способов
репрезентации реальности, в которой живет ребенок. Творческие задания,

направленные на развитие у ребенка воображения, умения сотрудничать с
детьми; использование метафор как недирективного способа нахождения
новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.
-Музыкотерапия. В качестве психологических механизмов воздействия
музыкотерапии авторы указывают: катарсис – эмоциональную разрядку,
регулирование эмоционального состояния; усвоение новых способов
эмоциональной экспрессии; повышение социальной активности и др.
(Завьялова, 1995).Эффективна в групповых занятиях для сплочения группы,
эффективности группового взаимодействия.;
-Арт-терапия (групповая, индивидуальная). Важность формирования
опыта через ситуации группового общения позволяет нам опираться на
такие разработанные подходы к изучению и моделированию
коммуникаций, как Т-группы и психодрама. Кроме того, при обращении к
эмоциональной сфере, к переживаниям и состояниям участников в
программе использовались подходы и взгляды гештальт-терапии;
-Арт-техники. Было давно замечено: рисунки детей не только отражают
уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности,
но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как
средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать
себя и свои способности.(техники художественной экспрессии; техника
цветописи; творческие работы; «Творческие мастерские»);
-Смехотерапия. Одним из наиболее доступных способов улучшения
эмоционального состояния является смехотерапия. Смехотерапия
способствует жизнерадостному мировосприятию. Смех абсолютно
естественен, а значит безвреден. У него нет негативных побочных явлений.
Смех разворачивает человека на позитивное восприятие жизни. Уходят
страхи, переживания, тревоги;
-Бихевиорально-когнитивная
терапия.
Основная
задача
проанализировать вместе с клиентом ситуацию, в которой тот оказался, и
подвести его к пониманию, что его психологические проблемы возникают в
результате его собственного искаженного восприятия действительности и
ошибочных суждений;
-Тренинг ассертивности (уверенности) как метод поведенческой
психотерапии Организация досуговой, внеурочной жизни подростков,
дающей яркие переживания (успеха, самоэффективности и т.д.) и
предоставляющей возможности для самореализации. (Социальный проект;
праздники; День творчества; туристическая деятельность - деятельность,
направленная на построение детского коллектива, развитие воли, школа
взаимодействия и взаимопомощи, социальной практики и творчества,
школа толерантности).

4.Планируемые результаты работы по программе.
Опыт самостоятельных социальных проб подростков, положительная
динамика их личностного роста; освоение подростками способов
реализации собственных инициатив, коммуникации с другими
социальными субъектами, ненасильственного действия и демократического
поведения,
критического
мышления
и
рефлексии,
навыков
самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности, установок
толерантного сознания; опыт партнерских, сотруднических отношений
детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение
работать в команде, навыки групповой кооперации. Как итог - успешная
социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в новом
социокультурном пространстве; социально-компетентная, толерантная
личность человека культуры, являющегося:
-свободной личностью, способной к самоопределению в мире культуры,
обладающей качествами гражданина (высоким уровнем гражданского
самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважением,
самостоятельностью, самодисциплиной, независимостью суждений,
уважением мнения других, ориентацией в мире духовных ценностей и
жизненных ситуациях, способностью принимать решения и нести
ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор в жизни,
профессиональном самоопределении);
-гуманной личностью – милосердие, доброта, способность к
сопереживанию, альтруизм, готовность оказывать помощь, понимание
ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности каждой
человеческой жизни, стремление к миру, согласию, добрососедству, умение
проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от
расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных
качеств;
-духовной личностью, что предполагает развитие духовных потребностей
в познании, самосознании, рефлексии, красоте, общении с родными,
друзьями, природой, в творчестве, автономии своего внутреннего мира,
поиске смысла жизни, счастья, идеала; ориентацию на общечеловеческие
ценности, мировую и национальную духовную культуру;
-творческой личностью – с развитой эмоционально-чувственной сферой
и художественно-образным мышлением, направленностью на творческое
преобразование действительности;
-личностью с богатым положительным социальным опытом, готовой к
жизни в определенном культурном пространстве; с развитой социальной
активностью; умеющей жить в современных условиях диалога культур и
народов, межнационального общения, свободы слова и вероисповедания,

повышения роли приватной (частной) жизни; умеющей творить
повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести
хозяйство, создавать и преумножать материальное благополучие семьи и
богатство принимающей страны; с глубокими знаниями истории, культуры,
традиций принимающей страны и, в тоже время, сохранившей знания
традиций своей бывшей Родины.
-профессионально ориентированной личностью, обладающей эрудицией,
компетентностью,
организаторскими
способностями,
коммуникативностью, творческим мышлением.
Представленная программа психолого-педагогического сопровождения
процесса социально-психологической адаптации детей-мигрантов, кроме
непосредственной работы с детьми, содержит такие блоки, как: работа с
психолого-педагогическим коллективом; работа с семьями мигрантов.
-Психокоррекционная деятельность психологов направлена, прежде
всего, на компетенцию психологического развития ребенка после
полученных эмоциональных травм от интолерантных действий, на
восстановление личностной целостности, равновесия его чувств. Только
после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида
травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно
заниматься его психическим развитием. Деятельность психолога должна
сопровождать ребенка на всех этапах его жизни. Наряду с этим психолог
должен работать с педагогическим коллективом по проблеме
социокультурной адаптации детей - мигрантов и ролью образовательной
среды в процессе адаптации; с семьями мигрантов с целью развития
навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии в условиях
активизации этнических стереотипов и предубеждений; а также
принимающим населением, проводя тренинги по профилактике
ксенофобии, мигрантофобии и формирования установок толерантного
сознания среди российских подростков и молодежи группы риска.
Результатом реализации требований к программе является:
-создание комфортной развивающей образовательной среды;
-обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции
детей;
-достижение целей основного общего образования, обеспечивающих его
качество, доступность и открытость для обучающихся и их родителей
(законных представителей);
-достижение результатов освоения ООП ООО обучающимися из семей
мигрантов;
Психолого-педагогическое сопровождение охватывает всех участников
образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения зависит от
единства целей и задач, решаемых методической и психологической
службами
образовательного
учреждения,
взаимодействия
с
администрацией школы.
Писхолого-педагогическое сопровождение содействует созданию
условий, способствующих максимальному развитию личностного и
творческого потенциала участников образовательного процесса;
повышению качества учебно-воспитательного процесса на основной
ступени
общего
образования;
повышению
психологической
компетентности педагогов; развитию образовательного учреждения в
целом.
Психодиагностику – психолого-педагогическое исследование детей –
необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения с целью
выявления индивидуальных особенностей развития, определения причин
выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
В образовательном учреждении необходимо осуществлять комплекс
профилактических мероприятий, направленных на выявление и
предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, разрабатывать и
осуществлять профилактические программы и конкретные рекомендации
обучающимся, их родителям и педагогам по оказанию помощи в вопросах
обучения, развития и воспитания. Психологическая профилактика
предусматривает:
-ответственность за создание и соблюдение в образовательном
учреждении условий, необходимых для полноценного психического
развития и формирования личности ребенка на каждой ступени
образования;
-своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые в
дальнейшем могут привести к определенным сложностям, отклонениям в
интеллектуальном и эмоциональном развитии, поведении и отношениях;
-предупреждение возможных осложнений, связанных с кризисом
возрастного развития, переходом детей на следующую ступень обучения.
При
организации
психопрофилактических
мероприятий
в
образовательном учреждении обязательными являются следующие
мероприятия:
организация
работы
по
адаптации
субъектов
образовательного процесса к новым условиям социальной среды;
выявление детей групп риска, требующих повышенного внимания педагогапсихолога, учителей и родителей; групповые и индивидуальные
консультации с педагогами, родителями, обучающимися; информирование
педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью
организации взаимодействия участников образовательного процесса и др.
Необходимо содействовать благоприятному социально-психологическому

климату в образовательном учреждении, осуществлять профилактику
«профессионального выгорания» у педагогического коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».