Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотностисоставлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273 ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г.
№ 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
государственного образовательного стандарта
общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015
г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Устава МБОУ Березовской СОШ № 10;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной
деятельности:
- Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОС СОО)
учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с
учебным планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе
отводится 1 час в неделю (всего -34 часа).
-
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
•
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
•
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения. Личностные результаты:
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
•
•
•
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный
подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку
эффективности внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех
формах:
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп
обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся,
в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не
проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности
определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях,
выполнения творческих работ, представления «Портфолио».
Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела
Содержание
Форма организации
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль
«Основы
читательской
грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник
информации. Сопоставление содержания текстов
официально – делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Применение информации из текста в
измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль
«Основы
естественнонаучной
грамотности»
Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей и
представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Тематическое планирование, 10
класс
№
п/п
Кол-во
Название темы
Теор
Часов
Потребление или инвестиции?
1
Дата
По плану фактич
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
Практ
1
2.
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?
1
1
3.
Модель трех капиталов.
1
1
4.
Риски предпринимательства.
1
5.
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
6.
Государство и малый бизнес.
1
1
7.
Бизнес
1
1
подростков
и
идеи.
Молодые предприниматели.
1
1
8.
Кредит и депозит.
1
1
9.
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
ними.
1
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
10
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
1
11
Учебный текст как источник информации.
1
1
12
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
1
1
13
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
1
1
14
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
1
15
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
1
16
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.
1
1
17
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
1
1
1
1
Модуль «Основы математической грамотности»
18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
2
1
1
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
1
1
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
1
1
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
1
1
26-27 Интерпретация, использование
математических результатов.
2
1
1
и
оценивание
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28-29 Применение естественнонаучных
объяснения различных явлений.
для
2
1
1
30-31 Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.
2
1
1
32-33 Научное
обоснование прогнозов
протекании процесса или явления.
2
1
1
1
1
34
Объяснение принципа действия
устройства или технологии.
знаний
о
технического
Содержание внеурочной деятельности, 11
класс
Название раздела
Содержание
Форма организации
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги.
платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса
Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»
Модуль
«Основы
читательской
грамотности»
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов:
текст-аргументация
(комментарий,
научное
обоснование). Составление плана на основе исходного
текста. Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи. Работа со смешанным
текстом. Составные тексты.
Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
платформе РЭШ.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты:
задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
платформе РЭШ.
на
на
Модуль
«Основы
естественнонаучной
грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Поисковые
и
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
научные
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. исследования
Тепловое расширение тел. Использование явления Диспут
теплового расширения для измерения температуры. Разбор заданий
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. платформе РЭШ.
Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства
живой природы.
на
Тематическое планирование, 11
класс
№
п/п
Колво
Название темы
Теорет Практи
.
ч
По
плану
Часов
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
Удивительные факты и истории о деньгах.
1
1
2
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
1
1
3
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
1
4
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего
это зависит?
1
1
5
Собственность и доходы от нее.
1
1
6
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1
1
7
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
1
8
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
1
9
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
10
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания.
1
1
11
Электронный текст как источник информации.
1
1
12
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
1
13
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
1
1
14
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
1
1
15
Составление плана на основе исходного текста.
1
1
16
Типы задач на грамотность.
(конструирующие) задачи.
1
1
17
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
1
Аналитические
Дата
фактич
Модуль «Основы математической грамотности»
18
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
2
1
19-20
Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
2
1
1
21-22
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа
2
1
1
2
1
1
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
2
1
1
Графы и их применение в решении задач.
1
23-24 Инварианты: задачи на
четность
(чередование, разбиение на пары).
25-26
27
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
29
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
1
30
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
1
31
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
1
32
Плавление и
отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
1
33
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
1
1
34
Царства живой природы.
1
1
1
1
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Пентин
А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс]
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети
Интернет, принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/