Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 141 Антуфьева Марина Александровна Подписано цифровой подписью: Антуфьева Марина Александровна Дата: 2021.02.15 10:52:20 +05'00' Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей МАОУ-СОШ № 141 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «АРТ-класс» возраст обучающихся: 11-13 лет срок реализации 1 год Автор составитель: Агапова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2019 год. СОДЕРЖАНИЕ Наименование 1 Комплекс основных характеристик программы Стр. 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 4 1.3. Содержание программы 5 1.4. Учебный план 5 1.5. Содержание учебного плана 6 1.6. Планируемые результаты 7 2 Комплекс организационно-педагогических условий 7 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Формы аттестации 11 2.4. Оценочные материалы 11 2.5. Методическое обеспечение 12 2.6. Список литературы 12 1. Комплекс основных характеристик программ 1.1. Пояснительная характеристика Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт- класс» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от. 04.09.2014 № 1726р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.317214 от 04.07.2014 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовивающих программ (включая разноуровневые программы». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Во все времена человечество стремилось передать духовные ценности новым поколениям. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Занятия декоративно-прикладным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 11-13 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (11-13 лет) - 4,5 часа в неделю, 158 часов в год. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группа формируется из обучающихся разного возраста, состав группы непостоянный. Учебный год начинается: с 1 сентября. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт - класс» реализуется в течении всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2. Цель, задачи программы Цель программы: создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно-практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: Обучающие: освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности; Развивающие: развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие целеустремленности и настойчивости. 1.3. № Содержание программы Учебный план Название раздела и темы Всего часов из них теория практи ка 32 126 3 8 28 1 2 Вводное занятие Декупаж 158 3 36 3 Работа с бумагой (техника «Вытынанка») 20 4 16 4 Работа с фоамираном 16 2 14 5 Работа с шерстью (сухое валянье) 21 4 17 6 Работа с тканью (атласные ленты) 19 4 15 7 Плетение из газетных трубочек 40 4 36 8 Итоговое занятие Всего 3 158 3 32 126 Формы контроля/ аттестации Обсуждение Обсуждение /Контроль качества Обсуждение /Контроль качества Обсуждение /Контроль качества Обсуждение /Контроль качества Обсуждение /Контроль качества Обсуждение /Контроль качества Обсуждение Содержание учебного плана 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие Теоретическое занятие: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История декупажа. Использование декапажа в декоративноприкладном творчестве. Современные направления декапажа. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Тема 2. Декупаж Теоретические занятия: Классический способ. Метод «файла». Техника «Шебби-шик». Одношаговый кракелюр. Композиция в декупаже. Практические занятия: Обработка поверхности керамической тарелки, обезжиривание, грунтовка. Нанесение фоновой салфетки. Покрытие изделия лаком. Обработка деревянной поверхности (шлифование). Состаривание поверхности. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов. Декорирование кукольной досочки. Тема 3. Работа с бумагой (техника «Вытынанка») Теоретические занятия: История техники. Инструменты и материалы. ТБ при работе с канцелярским ножом. Приемы работы. Практические занятия: Однослойные и многослойные картины. Объемные работы в технике «вытынанка» (куб, корзинка, букет» Тема 4. Работа с фоамираном Теоретические занятия: Основные приѐмы и способы обработки изделий Практические занятия: Цветы из фоамирана. Елочная игрушка из фоамирана. из фоамирана. Тема 5. Работа с шерстью (сухое валяние) Теоретические занятия: Картины из шерсти: работы мастеров. Виды шерсти и ее свойства. Практические занятия: Приемы выкладывание шерсти (нарезка, жгутик, щипание). Создание плоских округлых деталей. Картина из шерсти «Зимние чудеса». Картина из шерсти «Букет для мамы» Тема 6. Работа с тканью (атласные ленты) Теоретические занятия: Виды и свойства атласных лент. ТБ при работе с атласными лентами. Практические занятия: Создание корзины из атласных лент. Тема 7. Плетение из газетных трубочек Теоретические занятия: Основные приѐмы работы. Инструменты и материалы. Правила ТБ. Виды плетения из газет: веревочка, спиральное, ситцевое, плетение загибок. Практические занятия: Вырезание полос и скручивание трубочек. Плетение простейших изделий: рыбка, филин. Плетение игольницы, карандашницы, кормушки для птиц, мельницы. Плетение корзинки (комбинирование разных техник) Тема 8. Итоговое занятие Теоретическое занятие: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 1.4. Планируемые результаты В конце обучения обучающиеся должны Знать: историю декупажа, основные понятия и материалы применяемые декупаже, метод «файла», технику «шебби-шик», одношаговый кракелюр историю, материалы и приемы работы в технике «вытынанка» приемы работы и способы обработки изделий из фоамирана виды и свойства шерсти, приемы работы с ней виды и свойства атласных лент, приемы работы с лентами основные виды плетения из газетных трубочек: веревочка, спиральное, ситцевое Уметь: грунтовать поверхность, составлять композицию из 3-х и более фрагментов, клеить салфетку, покрывать изделие лаком работать с канцелярским ножом работать с фоамираном создавать фон и сюжет из шерсти оплетать изделие лентами скручивать трубочки, комбинировать различные техники плетения 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № Месяц Форма занятия 1 сентябрь Лекция, беседа 2 сентябрь Практиче ское занятие сентябрь Практиче ское занятие сентябрь Практиче ское занятие сентябрь Лекция, беседа сентябрь Практиче ское 3 4 5 6 Количество уч.часов теори прак я тика 3 2,5 2,5 2,5 2 2,5 Тема занятия Форма контроля Вводное занятие. История декупажа, основные понятия в декупаже, применяемые материалы Обработка поверхности керамической тарелки, обезжиривание, грунтовка Учимся клеить салфетку классическим способом. Постановка руки Учимся клеить фоновую салфетку с помощью пленки Обсуждение Метод «файла» Обсуждение Покрытие изделия лаком. Учимся делать фон Контроль качества Контроль качества Контроль качества Контроль качества 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 занятие сентябрь Практиче ское занятие сентябрь Лекция, беседа октябрь Практиче ское занятие октябрь Лекция, беседа/Пр актическо е занятие октябрь Практиче ское занятие октябрь Практиче ское занятие октябрь Лекция, беседа октябрь Практиче ское занятие ноябрь Практиче ское занятие ноябрь Лекция, беседа ноябрь Лекция, беседа ноябрь Практиче ское занятие ноябрь Практиче ское занятие ноябрь Практиче ское занятие декабрь Практиче ское занятие декабрь Практиче ское занятие декабрь Практиче ское занятие декабрь Практиче ское занятие Правила обработки деревянной поверхности (шлифование) Контроль качества Техника «Шебби-шик» Обсуждение Техника потертостей (состаривание поверхности) Контроль качества 2,5 Одношаговый кракелюр Обсуждение /Контроль качества 2,5 Клеим салфеточные мотивы Контроль качества 2,5 Делаем дорисовки акварельными красками Контроль качества Композиция в декупаже Обсуждение Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток Декорируем кукольную досочку Контроль качества Техника «Вытынанка». История и материалы ТБ при работе с канцелярским ножом. Постановка руки» Приемы работы в технике «вытынанка» Обсуждение 2,5 Однослойные картины в технике «Вытынанка» Контроль качества 2,5 Многослойная вытынанка Контроль качества 2,5 Фон и рамка для картин в технике «вытынанка» Контроль качества 2,5 Объемные работы в технике «вытынанка» (куб) Контроль качества 2,5 Объемные работы в технике «вытынанка» (корзинка) Контроль качества 2,5 Объемные работы в технике «вытынанка» (букет) Контроль качества 2,5 2 4 2 2 2,5 2,5 2 2 2,5 Контроль качества Обсуждение Контроль качества 27 декабрь Лекция, беседа 28 декабрь 29 декабрь 30 декабрь 31 январь 32 январь 33 январь 34 январь Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Лекция, беседа 35 январь Лекция, беседа 36 январь 37 февраль 38 февраль 39 40 41 42 43 февраль Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Лекция, беседа 44 февраль Лекция, беседа 45 март Практиче ское занятие февраль февраль Знакомство с новым материалом - фоамирана Приемы работы и способы обработки изделий из фоамирана Цветы из фоамирана (подготовка деталей) Обсуждение 2,5 Цветы из фоамирана (обработка деталей) Контроль качества 2,5 Цветы из фоамирана (сборка изделия) Контроль качества 2,5 Елочная игрушка из фоамирана (подготовка деталей) Контроль качества 2,5 Елочная игрушка из фоамирана (обработка деталей) Контроль качества 2,5 Елочная игрушка из фоамирана (сборка изделия) Контроль качества Знакомство с новым материалом – шерстью. Картины из шерсти: работы мастеров Виды шерсти, свойства. Подготовка основы для картины из шерсти Создаем фон картины из шерсти Обсуждение Разные приемы выкладывания шерсти (нарезка, жгутик, щипание) Прием – создание плоских округлых деталей Контроль качества 4 Картина из шерсти «Зимние чудеса» Контроль качества 4 Картина из шерсти «Букет для мамы» Контроль качества Знакомство с новым материалом – атласной лентой. Виды и свойства атласных лент Корзина из атласных лент (материалы, ТБ при работе с материалом) Создаем основу для корзины Обсуждение 2 2,5 2 2 2,5 2,5 2,5 2 2 2,5 Контроль качества Обсуждение Контроль качества Контроль качества Обсуждение Контроль качества 46 март 47 март 48 49 50 март 51 март 52 апрель 53 апрель 54 апрель 55 апрель 56 апрель 57 58 59 60 61 62 63 64 65 апрель 66 май 67 май 68 май март апрель май май май Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Лекция, беседа Практиче ское занятие Практиче ское занятие Лекция, беседа Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Лекция, 2,5 Оплетка корзины атласными лентами Контроль качества 2,5 Ручка для корзины в технике макраме Контроль качества Украшаем корзину цветами из атласных лент Контроль качества Сборка изделия Контроль качества 4 2,5 2 2,5 Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные приемы работы Виды плетения из газет: веревочка, спиральное, ситцевое Виды плетения загибок Контроль качества Плетение простейших изделий: рыбка, филин Контроль качества 4 Плетение игольницы Контроль качества 4 Плетение карандашницы Контроль качества 4 Плетение кормушки для птиц Контроль качества 4 Плетение мельницы Контроль качества 2,5 Плетение корзины. Разные способы начинания Контроль качества 2,5 Плетение корзины. Комбинирование разных техник Контроль качества 2,5 Разные способы плетения ручки корзины Контроль качества Итоговое занятие. Выставка Обсуждение 2,5 2 2,5 2,5 3 Знакомство с новой техникой Обсуждение «Плетение из газетных трубочек» Инструменты и материалы. Правила ТБ Приемы и способы покраски Контроль изделий из бумаги качества Обсуждение Контроль качества беседа работ учащихся 32 Всего 126 158 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет (кабинет №18); инструменты и материалы для работы; наглядные пособия (образцы работ, фотографии); компьютер, проектор 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме выставки для родителей, участия в конкурсах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании учебного года обучения. 2.4. Оценочные материалы Оценочные материалы: Низкий уровень. Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определѐнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет творчество. Средний уровень. Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д.. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа. Высокий уровень. Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определѐнных задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности. Критерии оценивания практических работ. За каждый пункт участник получает 5 баллов. Максимум 30 баллов. Отлично — 25-30 б. Хорошо — 20-25 б. Удовлетворительно- 15-20 б. эстетичность оформления творческой работы; использование новых инновационных технологий, материалов; фантазия и оригинальность раскрытия темы; дизайн и художественное исполнение; поделка должна быть красочной, выразительной 2.5. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); практический (упражнения); наглядный (показ иллюстраций, образцов, фотографий); репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); творческий (создание нового изделия); эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих индивидуальную и групповую работу, работу в парах, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 2.6. Список литературы Агапова И., Давыдова М. ―Школа рукоделия: мягкая игрушка‖ - М., 1. 2007 2. Е.Виноградова ―Браслеты из бисера‖ 3. Н.С.Ворончихин ―Сделай сам из бумаги‖ 4. Т.М. Геронимус ―Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации‖. 1997г. 5. Т.М. Геронимус ―Работаем с удовольствием‖ 1998г. 6. Н.Гусева ―365 фенечек из бисера‖ 7. С.И.Гудилина ―Чудеса своими руками‖ 8. А.М.Гукасова ―Рукоделие в начальных классах‖ 9. М.А.Гусакова ―Аппликация‖ 10. М.А.Гусакова ―Подарки и игрушки своими руками‖ 11. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова ―Капитошка дает уроки‖ 12. Н.Докучаева ―Сказки из даров природы‖ 13. Т.Еременко, Л.Лебедева ―Стежок за стежком‖ 14. Т.И. Еременко ―Рукоделие‖ 15. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных ―Рукоделие для детей‖ 16. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман ―Бисер‖ 17. Н.М.Конышева ―Чудесная мастерская‖ 18. Н.М.Конышева ―Наш рукотворный мир‖ 19. Н.М.Конышева ―Умелые руки‖ 20. Н.М.Конышева ―Секреты мастеров‖ 21. С.В.Кочетова ―Игрушки для всех‖ (Мягкая игрушка). 22. Е.Т.Красовская ―Вязаный ежик‖ 23. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева ―Трудовое обучение в сельских школах‖ 24. О.С.Молотобарова ―Кружок изготовления игрушек-сувениров‖ 25. М.И.Нагибина ―Природные дары для поделок и игры‖ 26. А.Петрунькина ―Фенечки из бисера‖