Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для 10-11 кл

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Планируемые результаты освоения программы Русский язык
1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому

и

психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание

уважения

к

культуре,

проживающих в Российской Федерации.

языкам,

традициям

и

обычаям

народов,

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность,

гражданская

позиция

активного

и

ответственного

члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки

и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность

обучающихся

к

конструктивному

участию

в

принятии

решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,

готовность

к

научно-техническому

творчеству,

владение

достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое

отношения

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству

собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность
возможности

обучающихся

к

участия

решении

в

трудовой

профессиональной

личных,

деятельности

общественных,

как

к

государственных,

общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь

достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
существенных

различные
связей

и

модельно-схематические
отношений,

а

также

средства

для

противоречий,

представления
выявленных

в

информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
I.2.3. Планируемые предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:


воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;



владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;



рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;



распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;



анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной
и чужой речи;



сформировать понятие о нормах литературного языка и применять знания о них
на практике;



владеть языковой нормой, ее функциями и вариантами, нормами речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;



формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;



комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);



отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;



использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;



иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;



владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;



выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;



владеть умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;



дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;



проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;



владеть различными

приемами редактирования текстов, владеть навыками

комплексного филологического анализа художественного текста;


оценивать стилистические ресурсы языка;



сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;



владеть

умениями

информационно

перерабатывать

прочитанные

и

прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;


создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;



соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;



соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;



осуществлять речевой самоконтроль;



использовать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;



проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической деятельности;



совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;



использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;



оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:


проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;



выделять и описывать социальные функции русского языка;



проводить

лингвистические

эксперименты,

связанные

с

социальными

функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;


анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;



характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;



проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;



проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;



критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;



выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;



осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;



использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;



проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;



редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;



определять

пути

совершенствования

способностей и культуры речи.

собственных

коммуникативных

2. Содержание программы по учебному предмету Русский язык
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков.
Углубленный уровень.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями

языка.

Речь

как

деятельность.

Виды

речевой

деятельности:

продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых

текстов,

справочной

литературы.

Владение

умениями

информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах

общения.

Овладение

опытом

речевого

поведения

в

официальных

и

неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление
перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую
тему.
Функциональная
дифференциации

языка.

публицистический),

стилистика

как

учение

Функциональные

разговорная

речь

и

о

стили
язык

функционально-стилистической
(научный,

официально-деловой,

художественной

литературы

как

разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства,

характерные

для

разговорного

языка,

научного,

публицистического,

официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура

публичного

выступления

с

текстами

различной

жанровой

принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,

разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная

целесообразность,

уместность,

точность,

ясность,

выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные

и

акцентологические),

лексические,

грамматические

(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.

Орфографические

орфографических

и

нормы,

пунктуационные

пунктуационных

умений

и

нормы.

Совершенствование

навыков.

Совершенствование

собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные

словари

современного

русского

языка

и

лингвистические

справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс.
№ пп

Тема урока

Колич
ество
часов

1

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и 1
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.

2

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.

3

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в 1
международном общении, в межнациональном общении.

4

К.Р. Входной контроль

1

1

5

Анализ контрольной работы. Формы существования русского национального 1
языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка
в становлении и развитии русского языка.

6

Основные признаки художественной речи Литературный язык и язык 1
художественной литературы

7

. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей 1
современного русского языка.

8

Основные функции языка Социальная функция языка в обществе. Язык и 1
культура. Язык и общество.

9

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект 1
научного изучения.

10

Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, 1
поза). Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с
функциональными разновидностями языка.

11

Монологическая речь

1

12

Диалогическая речь

1

13

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

14

Виды монологической речи по цели высказывания:

15

Основные особенности устной речи.
1
Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной
и деловой сферах общения.
Типичные недостатки устной речи
1

16

1

17

Различные формы фиксации устной речи. Выступление перед аудиторией с 1
докладом.

18

Культура публичной речи

19

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических 1
знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

20

Виды сочинений.

21

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, 1

1

1

репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
22

Языковая норма и ее функции.

23

Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование 1
орфографических и пунктуационных умений и навыков.

24

К.Р. «Нормы русского литературного языка»

25

Необходимые условия
успешного, эффективного 1
общения. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.

26

Прецедентные тексты. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка.

27

Текст. Признаки текста.

1

28

Р.Р. Сочинение-рассуждение по художественному тексту

1

29

Анализ работы. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

30

Речь как деятельность. Речевое общение как форма взаимодействия людей в 1
процессе их познавательно-трудовой деятельности.

31

Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение,
рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

32

Четыре этапа речевой деятельности

1

33

К.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение.

1

34

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного 1
высказывания.

35

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

36

Основные этапы работы с текстом.

1

37

Контрольная работа.

1

38

Аудирование
говорящего.

39

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста

1

1

письмо)

и 1

как процесс восприятия, осмысления и понимания речи 1

40

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста. Практическая работа.

41

Р.Р. Изложение аудиотекста

1

42

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста

1

43

Основные способы сжатия исходного текста

1

44

Изложение.

1

45

Основные способы информационной переработки и преобразования текста.

1

46

Сочинение.

1

47

Виды плана

1

48

Виды плана. Практическая работа.

1

49

Тезисы

1

50

Тезисы. Практическая работа.

1

51

Аннотация

1

52

Аннотация. Практическая работа.

1

53

Конспект

1

54

Конспект. Практическая работа.

1

55

Контрольная работа.

1

56

Представление
реферата,
проекта
Реферат как письменный доклад

57

Основные части реферата

1

58

Рецензия

1

59

Рецензия. Практическая работа.

1

60

Жанры научного стиля речи.

1

61

Речевые стандартные обороты

62

Говорение вид речевой деятельности.

63

Основные качества образцовой речи. Овладение речевыми стратегиями и 1
тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных
ситуациях

64

Критерии

оценивания

устного

на

лингвистическую

тему. 1

1

высказывания учащегося

(сообщения, 1

выступления, доклада)
65

Содержание устного высказывания

1

66

Контрольная работа.

1

67

Речевое оформление устного высказывания.

1

68

Сочинение.

1

69

Выразительность речи

1

70

Выразительность речи. Анализ предложенного текста.

1

71

Выразительность речи. Практическая работа.

1

72

Р.Р. Публичное выступление

1

73

Контрольная работа.

1

74

Письмо как вид речевой деятельности,

1

75

Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования

1

76

Основные требования в письменной речи.

1

77

Критерии оценивания письменного высказывания.

1

78

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

1

79

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

1

80

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1
Практическая работа.

81

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

82

84

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники; их использование.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
1

85

Пунктуация как система правил правописания предложений.

1

86

Сложные случаи русской пунктуации.

1

87

Р.Р Сочинение – рассуждение по художественному тексту (подготовка). 1
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Р.Р. Сочинение – рассуждение по художественному тексту (написание)
1

83

88

1

89

Анализ сочинения

1

90

Принципы русской пунктуации.

1

91

Принципы русской пунктуации.

1

92

Контрольная работа.

1

93

Абзац как пунктуационный знак.

1

94

95

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки 1
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны.
Знаки препинания, их функции.
1

96

Знаки препинания, их функции. Практическая работа.

1

97

Знаки препинания, их функции. Проверочная работа.

1

98

Одиночные и парные знаки препинания.

1

99

Одиночные и парные знаки препинания.

1

100

Сочетание знаков препинания.

1

101

Контрольный диктант

1

102

Анализ работ

1

Всего

102
часа.

11 класс.
№ пп

Тема урока

Колич
ество
часов

1

Русский язык в современном мире.

1

2

Русский язык как один из индоевропейских языков.

1

3

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

4

Язык и история народа. Историческое развитие русского языка.

1

5

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

1

6

Входная контрольная работа

1

7

Анализ КР.

1

8

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

1

9

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных 1
культур.

10

Проблемы экологии языка.

1

11

Написание сочинения-рассуждения.

1

12

Анализ сочинения. Русистика и ее разделы.

1

13

Основные направления развития русистики в наши дни.

1

14

Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

1

15

Основные направления развития русистики в наши дни. Лингвистический 1
эксперимент. Практическая работа с текстом.

16

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.

17

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.

18

Работа с конспектом научной статьи.

1

19

Средства связи в предложении. Работа с текстом.

1

20

Контрольная работа

1

21

Анализ КР. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и 1
письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной
форме. Подготовка к сочинению.

22

Сочинение в формате итогового сочинения.

23

Анализ сочинения. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, 1
обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях.

24

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой 1
ситуации.

25

Моделирование речевой ситуации. Выступление.

1

1

26

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.

1

27

Сферы и ситуации речевого общения.

1

28

Осознанное использование разных видов
зависимости от коммуникативной установки.

29

Компоненты речевой ситуации.

30

Способность извлекать необходимую
источников: учебно-научных текстов.

31

Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях.

32

Контрольная работа.

1

33

Анализ КР

1

34

Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: из официально-деловых текстов, справочной литературы.

35

Владение умениями информационной переработки прочитанных и 1
прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов

36

Подготовка аннотаций. Комплексный лингвистический анализ текста.

1

37

Реферат

1

38

Защита рефератов.

1

39

Сочинение.

1

40

Анализ работ.

1

41

Языковая норма и её функции.

1

42

Грамматическая норма русского языка.

1

43

Грамматическая норма русского языка.

1

44

Практическая работа (задания ЕГЭ 4,5,6)

1

чтения

и

аудирования

в 1

1
информацию

из

различных 1

45

Контрольная работа.

1

46

Анализ КР.

1

47

Основные виды орфоэпических норм.

1

48

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

49

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

50

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической 1
дифференциации языка.

51

Стилистические ресурсы языка.

52

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), 1
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.

53

Функциональные стили (научный)

1

54

Функциональные стили (научный)

1

55

Функциональные стили :официально-деловой

1

56

Разговорная речь.

1

57

Функциональные стили (публицистический)

1

58

Художественный стиль.

1

59

Контрольная работа

1

60

Анализ КР. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, 1
задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка

61

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для научного стиля.

62

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для публицистического стиля.

63

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

1

64

Написание сочинения- рассуждения.

1

65

Культура публичной речи.

1

66

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

1

67

Композиция публичного выступления.

1

68

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой 1
принадлежности.

69

Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция

70

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, 1
рецензия, выписки, реферат и др.). Практическая работа. Рецензия на
прочитанную книгу.

71

Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк 1
и др.) стиля.

72

Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка, 1
доверенность и др.) стиля.

73

Практическая работа. Составление резюме. Деловое письмо.

1

74

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

75

Совершенствование умений и навыков создания
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

76

Виды сочинений.

1

77

Сочинение –рассуждение (задание 27).

1

78

Анализ сочинения.

1

79

Основные признаки художественной речи.

1

80

Основные изобразительно-выразительные средства языка

1

81

Практическая работа. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка(задание 26).

82

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

1

текстов

разных 1

83

Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных 1
разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных
стилей и функциональных разновидностей языка.

84

Культура речи как раздел лингвистики

85

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и 1
этический. Взаимосвязь языка и культуры.

86

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; 1
историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.

87

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, 1
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и
преодоление.

88

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и 1
письма.

89

Контрольная работа.

1

90

Анализ КР.

1

91

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

1

92

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

93

Языковая норма и ее функции.

94

Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и 1
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка.

95

Совершенствование собственных коммуникативных способностей и 1
культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

96

Сочинение –рассуждение.

97

Анализ сочинения. Трудные случаи русской орфоэпии (практическая 1
работа). Уместность использования языковых средств в речевом
высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого
общения.

1

и 1

1

1

98

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с 1
точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

99

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование 1
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Всего

99

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей
программы воспитания школы. Целью процессов воспитания и социализации
обучающихся на уровне среднего общего образования в школе является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства,
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося. С учетом содержания учебного предмета на
каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школы на учебных
занятиях используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие

коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление
сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей
и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать
навыки рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа
собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов
учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных
факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации
(пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках
обеспечивается через организацию учебной деятельности.
При этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических
проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык

публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие
ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);

использование
проблемного
метода
обучения,
учебно-практических
и
учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о
социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических
ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или
оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».