Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. I. Планируемые результаты освоения программы Русский язык 1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, проживающих в Российской Федерации. языкам, традициям и обычаям народов, Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность возможности обучающихся к участия решении в трудовой профессиональной личных, деятельности общественных, как к государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. I.2. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать существенных различные связей и модельно-схематические отношений, а также средства для противоречий, представления выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. I.2.3. Планируемые предметные результаты. В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; сформировать понятие о нормах литературного языка и применять знания о них на практике; владеть языковой нормой, ее функциями и вариантами, нормами речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; владеть умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; владеть различными приемами редактирования текстов, владеть навыками комплексного филологического анализа художественного текста; оценивать стилистические ресурсы языка; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; использовать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности; проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; выделять и описывать социальные функции русского языка; проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; определять пути совершенствования способностей и культуры речи. собственных коммуникативных 2. Содержание программы по учебному предмету Русский язык На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. Углубленный уровень. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная дифференциации языка. публицистический), стилистика как учение Функциональные разговорная речь и о стили язык функционально-стилистической (научный, официально-деловой, художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические орфографических и нормы, пунктуационные пунктуационных умений и нормы. Совершенствование навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 класс. № пп Тема урока Колич ество часов 1 Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и 1 общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. 2 Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. 3 Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в 1 международном общении, в межнациональном общении. 4 К.Р. Входной контроль 1 1 5 Анализ контрольной работы. Формы существования русского национального 1 языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. 6 Основные признаки художественной речи Литературный язык и язык 1 художественной литературы 7 . Отличия языка художественной литературы от других разновидностей 1 современного русского языка. 8 Основные функции языка Социальная функция языка в обществе. Язык и 1 культура. Язык и общество. 9 Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект 1 научного изучения. 10 Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, 1 поза). Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. 11 Монологическая речь 1 12 Диалогическая речь 1 13 Развитие навыков монологической и диалогической речи. 14 Виды монологической речи по цели высказывания: 15 Основные особенности устной речи. 1 Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Типичные недостатки устной речи 1 16 1 17 Различные формы фиксации устной речи. Выступление перед аудиторией с 1 докладом. 18 Культура публичной речи 19 Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических 1 знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п. 20 Виды сочинений. 21 Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, 1 1 1 репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. 22 Языковая норма и ее функции. 23 Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование 1 орфографических и пунктуационных умений и навыков. 24 К.Р. «Нормы русского литературного языка» 25 Необходимые условия успешного, эффективного 1 общения. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. 26 Прецедентные тексты. Основные изобразительно-выразительные средства 1 языка. 27 Текст. Признаки текста. 1 28 Р.Р. Сочинение-рассуждение по художественному тексту 1 29 Анализ работы. Использование различных видов чтения в зависимости от 1 коммуникативной задачи и характера текста. 30 Речь как деятельность. Речевое общение как форма взаимодействия людей в 1 процессе их познавательно-трудовой деятельности. 31 Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. 32 Четыре этапа речевой деятельности 1 33 К.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение. 1 34 Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного 1 высказывания. 35 Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1 коммуникативной задачи и характера текста. 36 Основные этапы работы с текстом. 1 37 Контрольная работа. 1 38 Аудирование говорящего. 39 Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1 восприятия исходного аудиотекста 1 1 письмо) и 1 как процесс восприятия, осмысления и понимания речи 1 40 Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1 восприятия исходного аудиотекста. Практическая работа. 41 Р.Р. Изложение аудиотекста 1 42 Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста 1 43 Основные способы сжатия исходного текста 1 44 Изложение. 1 45 Основные способы информационной переработки и преобразования текста. 1 46 Сочинение. 1 47 Виды плана 1 48 Виды плана. Практическая работа. 1 49 Тезисы 1 50 Тезисы. Практическая работа. 1 51 Аннотация 1 52 Аннотация. Практическая работа. 1 53 Конспект 1 54 Конспект. Практическая работа. 1 55 Контрольная работа. 1 56 Представление реферата, проекта Реферат как письменный доклад 57 Основные части реферата 1 58 Рецензия 1 59 Рецензия. Практическая работа. 1 60 Жанры научного стиля речи. 1 61 Речевые стандартные обороты 62 Говорение вид речевой деятельности. 63 Основные качества образцовой речи. Овладение речевыми стратегиями и 1 тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях 64 Критерии оценивания устного на лингвистическую тему. 1 1 высказывания учащегося (сообщения, 1 выступления, доклада) 65 Содержание устного высказывания 1 66 Контрольная работа. 1 67 Речевое оформление устного высказывания. 1 68 Сочинение. 1 69 Выразительность речи 1 70 Выразительность речи. Анализ предложенного текста. 1 71 Выразительность речи. Практическая работа. 1 72 Р.Р. Публичное выступление 1 73 Контрольная работа. 1 74 Письмо как вид речевой деятельности, 1 75 Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования 1 76 Основные требования в письменной речи. 1 77 Критерии оценивания письменного высказывания. 1 78 Роль орфографии и пунктуации в письменном общении 1 79 Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1 80 Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1 Практическая работа. 81 Орфография как система правил правописания слов и их форм. 82 84 Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1 справочники. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1 справочники; их использование. Пунктуация как система правил правописания предложений. 1 85 Пунктуация как система правил правописания предложений. 1 86 Сложные случаи русской пунктуации. 1 87 Р.Р Сочинение – рассуждение по художественному тексту (подготовка). 1 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Р.Р. Сочинение – рассуждение по художественному тексту (написание) 1 83 88 1 89 Анализ сочинения 1 90 Принципы русской пунктуации. 1 91 Принципы русской пунктуации. 1 92 Контрольная работа. 1 93 Абзац как пунктуационный знак. 1 94 95 Использование этимологических словарей и справочников для подготовки 1 сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Знаки препинания, их функции. 1 96 Знаки препинания, их функции. Практическая работа. 1 97 Знаки препинания, их функции. Проверочная работа. 1 98 Одиночные и парные знаки препинания. 1 99 Одиночные и парные знаки препинания. 1 100 Сочетание знаков препинания. 1 101 Контрольный диктант 1 102 Анализ работ 1 Всего 102 часа. 11 класс. № пп Тема урока Колич ество часов 1 Русский язык в современном мире. 1 2 Русский язык как один из индоевропейских языков. 1 3 Русский язык в кругу других славянских языков. 1 4 Язык и история народа. Историческое развитие русского языка. 1 5 Роль старославянского языка в развитии русского языка. 1 6 Входная контрольная работа 1 7 Анализ КР. 1 8 Активные процессы в русском языке на современном этапе. 1 9 Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных 1 культур. 10 Проблемы экологии языка. 1 11 Написание сочинения-рассуждения. 1 12 Анализ сочинения. Русистика и ее разделы. 1 13 Основные направления развития русистики в наши дни. 1 14 Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. 1 15 Основные направления развития русистики в наши дни. Лингвистический 1 эксперимент. Практическая работа с текстом. 16 Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1 разновидностями языка. 17 Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1 разновидностями языка. 18 Работа с конспектом научной статьи. 1 19 Средства связи в предложении. Работа с текстом. 1 20 Контрольная работа 1 21 Анализ КР. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и 1 письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Подготовка к сочинению. 22 Сочинение в формате итогового сочинения. 23 Анализ сочинения. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, 1 обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. 24 Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой 1 ситуации. 25 Моделирование речевой ситуации. Выступление. 1 1 26 Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. 1 27 Сферы и ситуации речевого общения. 1 28 Осознанное использование разных видов зависимости от коммуникативной установки. 29 Компоненты речевой ситуации. 30 Способность извлекать необходимую источников: учебно-научных текстов. 31 Способность извлекать необходимую информацию из различных 1 источников: средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. 32 Контрольная работа. 1 33 Анализ КР 1 34 Способность извлекать необходимую информацию из различных 1 источников: из официально-деловых текстов, справочной литературы. 35 Владение умениями информационной переработки прочитанных и 1 прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов 36 Подготовка аннотаций. Комплексный лингвистический анализ текста. 1 37 Реферат 1 38 Защита рефератов. 1 39 Сочинение. 1 40 Анализ работ. 1 41 Языковая норма и её функции. 1 42 Грамматическая норма русского языка. 1 43 Грамматическая норма русского языка. 1 44 Практическая работа (задания ЕГЭ 4,5,6) 1 чтения и аудирования в 1 1 информацию из различных 1 45 Контрольная работа. 1 46 Анализ КР. 1 47 Основные виды орфоэпических норм. 1 48 Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1 ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. 49 Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1 ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. 50 Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической 1 дифференциации языка. 51 Стилистические ресурсы языка. 52 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), 1 разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. 53 Функциональные стили (научный) 1 54 Функциональные стили (научный) 1 55 Функциональные стили :официально-деловой 1 56 Разговорная речь. 1 57 Функциональные стили (публицистический) 1 58 Художественный стиль. 1 59 Контрольная работа 1 60 Анализ КР. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, 1 задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка 61 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1 языковые средства, характерные для научного стиля. 62 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1 языковые средства, характерные для публицистического стиля. 63 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1 языковые средства, характерные для официально-делового стиля. 1 64 Написание сочинения- рассуждения. 1 65 Культура публичной речи. 1 66 Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. 1 67 Композиция публичного выступления. 1 68 Культура публичного выступления с текстами различной жанровой 1 принадлежности. 69 Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция 70 Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, 1 рецензия, выписки, реферат и др.). Практическая работа. Рецензия на прочитанную книгу. 71 Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк 1 и др.) стиля. 72 Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка, 1 доверенность и др.) стиля. 73 Практическая работа. Составление резюме. Деловое письмо. 1 74 Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). 1 75 Совершенствование умений и навыков создания функционально-смысловых типов, стилей и жанров. 76 Виды сочинений. 1 77 Сочинение –рассуждение (задание 27). 1 78 Анализ сочинения. 1 79 Основные признаки художественной речи. 1 80 Основные изобразительно-выразительные средства языка 1 81 Практическая работа. Основные изобразительно-выразительные средства 1 языка(задание 26). 82 Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1 коммуникативной задачи и характера текста. 1 текстов разных 1 83 Лингвистический анализ текстов различных функциональных 1 разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. 84 Культура речи как раздел лингвистики 85 Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и 1 этический. Взаимосвязь языка и культуры. 86 Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; 1 историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 87 Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, 1 выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. 88 Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и 1 письма. 89 Контрольная работа. 1 90 Анализ КР. 1 91 Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). 1 92 Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. 93 Языковая норма и ее функции. 94 Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и 1 акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 95 Совершенствование собственных коммуникативных способностей и 1 культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. 96 Сочинение –рассуждение. 97 Анализ сочинения. Трудные случаи русской орфоэпии (практическая 1 работа). Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. 1 и 1 1 1 98 Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с 1 точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. 99 Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование 1 текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Всего 99 Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы воспитания школы. Целью процессов воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования в школе является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.; вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося. С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школы на учебных занятиях используются учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыки рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач; учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом осуществляется: применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей); использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.