Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для 10-11 кл

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Планируемые результаты освоения программы Русский язык
1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому

и

психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание

уважения

к

культуре,

проживающих в Российской Федерации.

языкам,

традициям

и

обычаям

народов,

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность,

гражданская

позиция

активного

и

ответственного

члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки

и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность

обучающихся

к

конструктивному

участию

в

принятии

решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,

готовность

к

научно-техническому

творчеству,

владение

достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое

отношения

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству

собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность
возможности

обучающихся

к

участия

решении

в

трудовой

профессиональной

личных,

деятельности

общественных,

как

к

государственных,

общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь

достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
существенных

различные
связей

и

модельно-схематические
отношений,

а

также

средства

для

противоречий,

представления
выявленных

в

информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
I.2.3. Планируемые предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:


воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;



владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;



рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;



распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;



анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной
и чужой речи;



сформировать понятие о нормах литературного языка и применять знания о них
на практике;



владеть языковой нормой, ее функциями и вариантами, нормами речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;



формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;



комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);



отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;



использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;



иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;



владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;



выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;



владеть умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;



дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;



проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;



владеть различными

приемами редактирования текстов, владеть навыками

комплексного филологического анализа художественного текста;


оценивать стилистические ресурсы языка;



сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;



владеть

умениями

информационно

перерабатывать

прочитанные

и

прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;


создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;



соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;



соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;



осуществлять речевой самоконтроль;



использовать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;



проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической деятельности;



совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;



использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;



оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:


проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;



выделять и описывать социальные функции русского языка;



проводить

лингвистические

эксперименты,

связанные

с

социальными

функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;


анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;



характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;



проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;



проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;



критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;



выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;



осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;



использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;



проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;



редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;



определять

пути

совершенствования

способностей и культуры речи.

собственных

коммуникативных

2. Содержание программы по учебному предмету Русский язык
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков.
Углубленный уровень.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями

языка.

Речь

как

деятельность.

Виды

речевой

деятельности:

продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых

текстов,

справочной

литературы.

Владение

умениями

информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах

общения.

Овладение

опытом

речевого

поведения

в

официальных

и

неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление
перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую
тему.
Функциональная
дифференциации

языка.

публицистический),

стилистика

как

учение

Функциональные

разговорная

речь

и

о

стили
язык

функционально-стилистической
(научный,

официально-деловой,

художественной

литературы

как

разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства,

характерные

для

разговорного

языка,

научного,

публицистического,

официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура

публичного

выступления

с

текстами

различной

жанровой

принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,

разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная

целесообразность,

уместность,

точность,

ясность,

выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные

и

акцентологические),

лексические,

грамматические

(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.

Орфографические

орфографических

и

нормы,

пунктуационные

пунктуационных

умений

и

нормы.

Совершенствование

навыков.

Совершенствование

собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные

словари

современного

русского

языка

и

лингвистические

справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс.
№ пп

Тема урока

Колич
ество
часов

1

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и 1
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.

2

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.

3

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в 1
международном общении, в межнациональном общении.

4

К.Р. Входной контроль

1

1

5

Анализ контрольной работы. Формы существования русского национального 1
языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка
в становлении и развитии русского языка.

6

Основные признаки художественной речи Литературный язык и язык 1
художественной литературы

7

. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей 1
современного русского языка.

8

Основные функции языка Социальная функция языка в обществе. Язык и 1
культура. Язык и общество.

9

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект 1
научного изучения.

10

Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, 1
поза). Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с
функциональными разновидностями языка.

11

Монологическая речь

1

12

Диалогическая речь

1

13

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

14

Виды монологической речи по цели высказывания:

15

Основные особенности устной речи.
1
Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной
и деловой сферах общения.
Типичные недостатки устной речи
1

16

1

17

Различные формы фиксации устной речи. Выступление перед аудиторией с 1
докладом.

18

Культура публичной речи

19

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических 1
знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

20

Виды сочинений.

21

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, 1

1

1

репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
22

Языковая норма и ее функции.

23

Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование 1
орфографических и пунктуационных умений и навыков.

24

К.Р. «Нормы русского литературного языка»

25

Необходимые условия
успешного, эффективного 1
общения. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.

26

Прецедентные тексты. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка.

27

Текст. Признаки текста.

1

28

Р.Р. Сочинение-рассуждение по художественному тексту

1

29

Анализ работы. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

30

Речь как деятельность. Речевое общение как форма взаимодействия людей в 1
процессе их познавательно-трудовой деятельности.

31

Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение,
рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

32

Четыре этапа речевой деятельности

1

33

К.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение.

1

34

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного 1
высказывания.

35

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

36

Основные этапы работы с текстом.

1

37

Контрольная работа.

1

38

Аудирование
говорящего.

39

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста

1

1

письмо)

и 1

как процесс восприятия, осмысления и понимания речи 1

40

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста. Практическая работа.

41

Р.Р. Изложение аудиотекста

1

42

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста

1

43

Основные способы сжатия исходного текста

1

44

Изложение.

1

45

Основные способы информационной переработки и преобразования текста.

1

46

Сочинение.

1

47

Виды плана

1

48

Виды плана. Практическая работа.

1

49

Тезисы

1

50

Тезисы. Практическая работа.

1

51

Аннотация

1

52

Аннотация. Практическая работа.

1

53

Конспект

1

54

Конспект. Практическая работа.

1

55

Контрольная работа.

1

56

Представление
реферата,
проекта
Реферат как письменный доклад

57

Основные части реферата

1

58

Рецензия

1

59

Рецензия. Практическая работа.

1

60

Жанры научного стиля речи.

1

61

Речевые стандартные обороты

62

Говорение вид речевой деятельности.

63

Основные качества образцовой речи. Овладение речевыми стратегиями и 1
тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных
ситуациях

64

Критерии

оценивания

устного

на

лингвистическую

тему. 1

1

высказывания учащегося

(сообщения, 1

выступления, доклада)
65

Содержание устного высказывания

1

66

Контрольная работа.

1

67

Речевое оформление устного высказывания.

1

68

Сочинение.

1

69

Выразительность речи

1

70

Выразительность речи. Анализ предложенного текста.

1

71

Выразительность речи. Практическая работа.

1

72

Р.Р. Публичное выступление

1

73

Контрольная работа.

1

74

Письмо как вид речевой деятельности,

1

75

Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования

1

76

Основные требования в письменной речи.

1

77

Критерии оценивания письменного высказывания.

1

78

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

1

79

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

1

80

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1
Практическая работа.

81

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

82

84

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники; их использование.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
1

85

Пунктуация как система правил правописания предложений.

1

86

Сложные случаи русской пунктуации.

1

87

Р.Р Сочинение – рассуждение по художественному тексту (подготовка). 1
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Р.Р. Сочинение – рассуждение по художественному тексту (написание)
1

83

88

1

89

Анализ сочинения

1

90

Принципы русской пунктуации.

1

91

Принципы русской пунктуации.

1

92

Контрольная работа.

1

93

Абзац как пунктуационный знак.

1

94

95

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки 1
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны.
Знаки препинания, их функции.
1

96

Знаки препинания, их функции. Практическая работа.

1

97

Знаки препинания, их функции. Проверочная работа.

1

98

Одиночные и парные знаки препинания.

1

99

Одиночные и парные знаки препинания.

1

100

Сочетание знаков препинания.

1

101

Контрольный диктант

1

102

Анализ работ

1

Всего

102
часа.

11 класс.
№ пп

Тема урока

Колич
ество
часов

1

Русский язык в современном мире.

1

2

Русский язык как один из индоевропейских языков.

1

3

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

4

Язык и история народа. Историческое развитие русского языка.

1

5

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

1

6

Входная контрольная работа

1

7

Анализ КР.

1

8

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

1

9

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных 1
культур.

10

Проблемы экологии языка.

1

11

Написание сочинения-рассуждения.

1

12

Анализ сочинения. Русистика и ее разделы.

1

13

Основные направления развития русистики в наши дни.

1

14

Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

1

15

Основные направления развития русистики в наши дни. Лингвистический 1
эксперимент. Практическая работа с текстом.

16

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.

17

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.

18

Работа с конспектом научной статьи.

1

19

Средства связи в предложении. Работа с текстом.

1

20

Контрольная работа

1

21

Анализ КР. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и 1
письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной
форме. Подготовка к сочинению.

22

Сочинение в формате итогового сочинения.

23

Анализ сочинения. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, 1
обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях.

24

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой 1
ситуации.

25

Моделирование речевой ситуации. Выступление.

1

1

26

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.

1

27

Сферы и ситуации речевого общения.

1

28

Осознанное использование разных видов
зависимости от коммуникативной установки.

29

Компоненты речевой ситуации.

30

Способность извлекать необходимую
источников: учебно-научных текстов.

31

Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях.

32

Контрольная работа.

1

33

Анализ КР

1

34

Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: из официально-деловых текстов, справочной литературы.

35

Владение умениями информационной переработки прочитанных и 1
прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов

36

Подготовка аннотаций. Комплексный лингвистический анализ текста.

1

37

Реферат

1

38

Защита рефератов.

1

39

Сочинение.

1

40

Анализ работ.

1

41

Языковая норма и её функции.

1

42

Грамматическая норма русского языка.

1

43

Грамматическая норма русского языка.

1

44

Практическая работа (задания ЕГЭ 4,5,6)

1

чтения

и

аудирования

в 1

1
информацию

из

различных 1

45

Контрольная работа.

1

46

Анализ КР.

1

47

Основные виды орфоэпических норм.

1

48

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

49

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

50

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической 1
дифференциации языка.

51

Стилистические ресурсы языка.

52

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), 1
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.

53

Функциональные стили (научный)

1

54

Функциональные стили (научный)

1

55

Функциональные стили :официально-деловой

1

56

Разговорная речь.

1

57

Функциональные стили (публицистический)

1

58

Художественный стиль.

1

59

Контрольная работа

1

60

Анализ КР. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, 1
задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка

61

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для научного стиля.

62

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для публицистического стиля.

63

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

1

64

Написание сочинения- рассуждения.

1

65

Культура публичной речи.

1

66

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

1

67

Композиция публичного выступления.

1

68

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой 1
принадлежности.

69

Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция

70

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, 1
рецензия, выписки, реферат и др.). Практическая работа. Рецензия на
прочитанную книгу.

71

Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк 1
и др.) стиля.

72

Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка, 1
доверенность и др.) стиля.

73

Практическая работа. Составление резюме. Деловое письмо.

1

74

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

75

Совершенствование умений и навыков создания
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

76

Виды сочинений.

1

77

Сочинение –рассуждение (задание 27).

1

78

Анализ сочинения.

1

79

Основные признаки художественной речи.

1

80

Основные изобразительно-выразительные средства языка

1

81

Практическая работа. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка(задание 26).

82

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.

1

текстов

разных 1

83

Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных 1
разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных
стилей и функциональных разновидностей языка.

84

Культура речи как раздел лингвистики

85

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и 1
этический. Взаимосвязь языка и культуры.

86

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; 1
историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.

87

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, 1
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и
преодоление.

88

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и 1
письма.

89

Контрольная работа.

1

90

Анализ КР.

1

91

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

1

92

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

93

Языковая норма и ее функции.

94

Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и 1
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка.

95

Совершенствование собственных коммуникативных способностей и 1
культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

96

Сочинение –рассуждение.

97

Анализ сочинения. Трудные случаи русской орфоэпии (практическая 1
работа). Уместность использования языковых средств в речевом
высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого
общения.

1

и 1

1

1

98

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с 1
точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

99

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование 1
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Всего

99

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей
программы воспитания школы. Целью процессов воспитания и социализации
обучающихся на уровне среднего общего образования в школе является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства,
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося. С учетом содержания учебного предмета на
каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школы на учебных
занятиях используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие

коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление
сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей
и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать
навыки рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа
собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов
учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных
факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации
(пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках
обеспечивается через организацию учебной деятельности.
При этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических
проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык

публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие
ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);

использование
проблемного
метода
обучения,
учебно-практических
и
учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о
социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических
ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или
оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».