Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
I. Планируемые результаты освоения программы Русский язык
1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
собственному
физическому
и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание
уважения
к
культуре,
проживающих в Российской Федерации.
языкам,
традициям
и
обычаям
народов,
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность,
гражданская
позиция
активного
и
ответственного
члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего
закон
и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность
обучающихся
к
конструктивному
участию
в
принятии
решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,
готовность
к
научно-техническому
творчеству,
владение
достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое
отношения
к
миру,
готовность
к
эстетическому
обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность
возможности
обучающихся
к
участия
решении
в
трудовой
профессиональной
личных,
деятельности
общественных,
как
к
государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь
достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию
с
разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
существенных
различные
связей
и
модельно-схематические
отношений,
а
также
средства
для
противоречий,
представления
выявленных
в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
I.2.3. Планируемые предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной
и чужой речи;
сформировать понятие о нормах литературного языка и применять знания о них
на практике;
владеть языковой нормой, ее функциями и вариантами, нормами речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
владеть умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
владеть различными
приемами редактирования текстов, владеть навыками
комплексного филологического анализа художественного текста;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть
умениями
информационно
перерабатывать
прочитанные
и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
использовать умения лингвистического анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической деятельности;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить
лингвистические
эксперименты,
связанные
с
социальными
функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в
виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять
пути
совершенствования
способностей и культуры речи.
собственных
коммуникативных
2. Содержание программы по учебному предмету Русский язык
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной
объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков.
Углубленный уровень.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями
языка.
Речь
как
деятельность.
Виды
речевой
деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых
текстов,
справочной
литературы.
Владение
умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах
общения.
Овладение
опытом
речевого
поведения
в
официальных
и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление
перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую
тему.
Функциональная
дифференциации
языка.
публицистический),
стилистика
как
учение
Функциональные
разговорная
речь
и
о
стили
язык
функционально-стилистической
(научный,
официально-деловой,
художественной
литературы
как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства,
характерные
для
разговорного
языка,
научного,
публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура
публичного
выступления
с
текстами
различной
жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная
целесообразность,
уместность,
точность,
ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные
и
акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.
Орфографические
орфографических
и
нормы,
пунктуационные
пунктуационных
умений
и
нормы.
Совершенствование
навыков.
Совершенствование
собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс.
№ пп
Тема урока
Колич
ество
часов
1
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и 1
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.
2
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.
3
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в 1
международном общении, в межнациональном общении.
4
К.Р. Входной контроль
1
1
5
Анализ контрольной работы. Формы существования русского национального 1
языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка
в становлении и развитии русского языка.
6
Основные признаки художественной речи Литературный язык и язык 1
художественной литературы
7
. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей 1
современного русского языка.
8
Основные функции языка Социальная функция языка в обществе. Язык и 1
культура. Язык и общество.
9
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект 1
научного изучения.
10
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, 1
поза). Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с
функциональными разновидностями языка.
11
Монологическая речь
1
12
Диалогическая речь
1
13
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
14
Виды монологической речи по цели высказывания:
15
Основные особенности устной речи.
1
Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной
и деловой сферах общения.
Типичные недостатки устной речи
1
16
1
17
Различные формы фиксации устной речи. Выступление перед аудиторией с 1
докладом.
18
Культура публичной речи
19
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических 1
знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.
20
Виды сочинений.
21
Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, 1
1
1
репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
22
Языковая норма и ее функции.
23
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование 1
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
24
К.Р. «Нормы русского литературного языка»
25
Необходимые условия
успешного, эффективного 1
общения. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.
26
Прецедентные тексты. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка.
27
Текст. Признаки текста.
1
28
Р.Р. Сочинение-рассуждение по художественному тексту
1
29
Анализ работы. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.
30
Речь как деятельность. Речевое общение как форма взаимодействия людей в 1
процессе их познавательно-трудовой деятельности.
31
Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение,
рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
32
Четыре этапа речевой деятельности
1
33
К.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение.
1
34
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного 1
высказывания.
35
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.
36
Основные этапы работы с текстом.
1
37
Контрольная работа.
1
38
Аудирование
говорящего.
39
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста
1
1
письмо)
и 1
как процесс восприятия, осмысления и понимания речи 1
40
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины 1
восприятия исходного аудиотекста. Практическая работа.
41
Р.Р. Изложение аудиотекста
1
42
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста
1
43
Основные способы сжатия исходного текста
1
44
Изложение.
1
45
Основные способы информационной переработки и преобразования текста.
1
46
Сочинение.
1
47
Виды плана
1
48
Виды плана. Практическая работа.
1
49
Тезисы
1
50
Тезисы. Практическая работа.
1
51
Аннотация
1
52
Аннотация. Практическая работа.
1
53
Конспект
1
54
Конспект. Практическая работа.
1
55
Контрольная работа.
1
56
Представление
реферата,
проекта
Реферат как письменный доклад
57
Основные части реферата
1
58
Рецензия
1
59
Рецензия. Практическая работа.
1
60
Жанры научного стиля речи.
1
61
Речевые стандартные обороты
62
Говорение вид речевой деятельности.
63
Основные качества образцовой речи. Овладение речевыми стратегиями и 1
тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных
ситуациях
64
Критерии
оценивания
устного
на
лингвистическую
тему. 1
1
высказывания учащегося
(сообщения, 1
выступления, доклада)
65
Содержание устного высказывания
1
66
Контрольная работа.
1
67
Речевое оформление устного высказывания.
1
68
Сочинение.
1
69
Выразительность речи
1
70
Выразительность речи. Анализ предложенного текста.
1
71
Выразительность речи. Практическая работа.
1
72
Р.Р. Публичное выступление
1
73
Контрольная работа.
1
74
Письмо как вид речевой деятельности,
1
75
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования
1
76
Основные требования в письменной речи.
1
77
Критерии оценивания письменного высказывания.
1
78
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении
1
79
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
1
80
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1
Практическая работа.
81
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
82
84
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические 1
справочники; их использование.
Пунктуация как система правил правописания предложений.
1
85
Пунктуация как система правил правописания предложений.
1
86
Сложные случаи русской пунктуации.
1
87
Р.Р Сочинение – рассуждение по художественному тексту (подготовка). 1
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Р.Р. Сочинение – рассуждение по художественному тексту (написание)
1
83
88
1
89
Анализ сочинения
1
90
Принципы русской пунктуации.
1
91
Принципы русской пунктуации.
1
92
Контрольная работа.
1
93
Абзац как пунктуационный знак.
1
94
95
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки 1
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений,
отражающих исторические и культурные традиции страны.
Знаки препинания, их функции.
1
96
Знаки препинания, их функции. Практическая работа.
1
97
Знаки препинания, их функции. Проверочная работа.
1
98
Одиночные и парные знаки препинания.
1
99
Одиночные и парные знаки препинания.
1
100
Сочетание знаков препинания.
1
101
Контрольный диктант
1
102
Анализ работ
1
Всего
102
часа.
11 класс.
№ пп
Тема урока
Колич
ество
часов
1
Русский язык в современном мире.
1
2
Русский язык как один из индоевропейских языков.
1
3
Русский язык в кругу других славянских языков.
1
4
Язык и история народа. Историческое развитие русского языка.
1
5
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
1
6
Входная контрольная работа
1
7
Анализ КР.
1
8
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
1
9
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных 1
культур.
10
Проблемы экологии языка.
1
11
Написание сочинения-рассуждения.
1
12
Анализ сочинения. Русистика и ее разделы.
1
13
Основные направления развития русистики в наши дни.
1
14
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
1
15
Основные направления развития русистики в наши дни. Лингвистический 1
эксперимент. Практическая работа с текстом.
16
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.
17
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными 1
разновидностями языка.
18
Работа с конспектом научной статьи.
1
19
Средства связи в предложении. Работа с текстом.
1
20
Контрольная работа
1
21
Анализ КР. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и 1
письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной
форме. Подготовка к сочинению.
22
Сочинение в формате итогового сочинения.
23
Анализ сочинения. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, 1
обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях.
24
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой 1
ситуации.
25
Моделирование речевой ситуации. Выступление.
1
1
26
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
1
27
Сферы и ситуации речевого общения.
1
28
Осознанное использование разных видов
зависимости от коммуникативной установки.
29
Компоненты речевой ситуации.
30
Способность извлекать необходимую
источников: учебно-научных текстов.
31
Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях.
32
Контрольная работа.
1
33
Анализ КР
1
34
Способность извлекать необходимую информацию из различных 1
источников: из официально-деловых текстов, справочной литературы.
35
Владение умениями информационной переработки прочитанных и 1
прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов
36
Подготовка аннотаций. Комплексный лингвистический анализ текста.
1
37
Реферат
1
38
Защита рефератов.
1
39
Сочинение.
1
40
Анализ работ.
1
41
Языковая норма и её функции.
1
42
Грамматическая норма русского языка.
1
43
Грамматическая норма русского языка.
1
44
Практическая работа (задания ЕГЭ 4,5,6)
1
чтения
и
аудирования
в 1
1
информацию
из
различных 1
45
Контрольная работа.
1
46
Анализ КР.
1
47
Основные виды орфоэпических норм.
1
48
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
49
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных 1
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
50
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической 1
дифференциации языка.
51
Стилистические ресурсы языка.
52
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), 1
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
53
Функциональные стили (научный)
1
54
Функциональные стили (научный)
1
55
Функциональные стили :официально-деловой
1
56
Разговорная речь.
1
57
Функциональные стили (публицистический)
1
58
Художественный стиль.
1
59
Контрольная работа
1
60
Анализ КР. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, 1
задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка
61
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для научного стиля.
62
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для публицистического стиля.
63
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, 1
языковые средства, характерные для официально-делового стиля.
1
64
Написание сочинения- рассуждения.
1
65
Культура публичной речи.
1
66
Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.
1
67
Композиция публичного выступления.
1
68
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой 1
принадлежности.
69
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция
70
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, 1
рецензия, выписки, реферат и др.). Практическая работа. Рецензия на
прочитанную книгу.
71
Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк 1
и др.) стиля.
72
Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка, 1
доверенность и др.) стиля.
73
Практическая работа. Составление резюме. Деловое письмо.
1
74
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
1
75
Совершенствование умений и навыков создания
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
76
Виды сочинений.
1
77
Сочинение –рассуждение (задание 27).
1
78
Анализ сочинения.
1
79
Основные признаки художественной речи.
1
80
Основные изобразительно-выразительные средства языка
1
81
Практическая работа. Основные изобразительно-выразительные средства 1
языка(задание 26).
82
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от 1
коммуникативной задачи и характера текста.
1
текстов
разных 1
83
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных 1
разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных
стилей и функциональных разновидностей языка.
84
Культура речи как раздел лингвистики
85
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и 1
этический. Взаимосвязь языка и культуры.
86
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; 1
историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
87
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, 1
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и
преодоление.
88
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и 1
письма.
89
Контрольная работа.
1
90
Анализ КР.
1
91
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
1
92
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
93
Языковая норма и ее функции.
94
Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и 1
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка.
95
Совершенствование собственных коммуникативных способностей и 1
культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
96
Сочинение –рассуждение.
97
Анализ сочинения. Трудные случаи русской орфоэпии (практическая 1
работа). Уместность использования языковых средств в речевом
высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого
общения.
1
и 1
1
1
98
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с 1
точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
99
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование 1
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Всего
99
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей
программы воспитания школы. Целью процессов воспитания и социализации
обучающихся на уровне среднего общего образования в школе является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства,
помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося. С учетом содержания учебного предмета на
каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школы на учебных
занятиях используются
учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества,
требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие
коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление
сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей
и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать
навыки рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа
собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов
учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных
факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или
самостоятельной постановки учебных задач;
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от
обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных
ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации
(пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках
обеспечивается через организацию учебной деятельности.
При этом осуществляется:
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических
проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие
ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);
использование
проблемного
метода
обучения,
учебно-практических
и
учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о
социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических
ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или
оценки.