Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура». ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2.гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3.готовность к служению Отечеству, его защите; 4.сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5.сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6.толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7.навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8.нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9.готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10.эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11.принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12.бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14. формированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15.ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все 2 возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать. 3.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5.умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6.умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7.умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом 8.владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); См. Методические рекомендации по механизмам учёта результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура", направленные письмом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. N 08-1447 2.владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3.владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; 4.владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5.владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности; В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: 3 – определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; – характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; – характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения; – составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; – выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; – выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – практически использовать приемы самомассажа и релаксации; – практически использовать приемы защиты и самообороны; – составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; – определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств; – проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; – владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; – выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; – проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; – выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта; – выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); 4 – осуществлять судейство в избранном виде спорта; – составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. 2. Содержание учебного предмета «Физическая культура» Базовый уровень Физическая культура и здоровый образ жизни Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры. Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Формы организации занятий физической культурой. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Современное состояние физической культуры и спорта в России. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные системы физического воспитания. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений. Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег. Физическое совершенствование Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные 5 дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта. Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 КЛАСС (102 часа) Название темы Количество часов Лёгкая атлетика 11 часов 1. Основы техники безопасности, профилактика травматизма .Тактика бега на 60 м. 1 2. Высокий старт. Бег на 2000 м. Развитие ОФК (стартовый разгон). Теория: Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Низкий старт. Бег 30 м. с низкого старта. Развитие ОФК. Техника и тактика бега на короткие дистанции. Челночный бег 3х10 м (3 – 5 повторений). Развитие ОФК. 1 Бег на 60 метров. Бег на 1000 м. Развитие ОФК Техника и тактика бега на средние дистанции. ФСК ГТО. Прохождение полосы препятствий. Развитие ОФК. ОРУ на развитие силы. Подтягивание на перекладине. Теория. ФСК ГТО. Государственные требования к уровню физической 1 3. 4. 5. 6. 7. 1 1 1 1 подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 8. 9. Кросс по пересечённой местности. Теория: предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек средствами физической культуры. Кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования. ФСК ГТО. Прыжок в длину с разбега (отталкивание). Развитие ОФК. Подвижная игра «Наступление» Прыжок в длину с разбега (приземление). Развитие ОФК. Подвижная игра «Капитаны» 6 1 1 10. 11. Прыжок в длину с разбега. Бег на 1000 метров. Развитие ОФК. Теория: основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине. Развитие ОФК. 1 1 Плавание 1 час (теория) 12. Основные способы плавания. Видео урок. ТБ при занятиях по плаванию. 1 Баскетбол (10 часов) 13. Инструкция по ТБ, комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. 1 14. Передачи мяча. ДУ и навыки. Совершенствование передач мяча двумя руками, одной, сверху, снизу, с отскоком от пола. Ведение мяча с сопротивлением защитника. Совершенствование ведения мяча с сопротивлением защитника Варианты бросков мяча в корзину в движении ДУ и навыки Совершенствование бросков мяча в корзину в движении., основные ТТД в баскетболе. Теория: оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа; банные процедуры Тактика нападения быстрым прорывом. 1 Вырывание, выбивание, перехват, накрывание ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Подвижная игра «Наступление» Тактика защиты, защита против игрока с мячом и без мяча. Основные ТТД в баскетболе. Теория: общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Двусторонняя игра в баскетбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Игра в баскетбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе, привлечение к судейству учащихся Передача мяча в движении различными способами. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Передача: со сменой мест, с сопротивлением. Подвижная игра «Салки мячом» Гимнастика (9 часов) 1 Повторный инструктаж по технике безопасности. Оказание первой помощи. Теория. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Лазание по канату (ю), комплекс ритмической гимнастики (девушки): индивидуально подобранные композиции из упражнений, 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 7 1 1 1 1 1 1 1 24. 25. 26 27 28 29 30 31 выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Акробатика. Длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега. ДУ и навыки. Из упора присев силой стойка на голове и руках, длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега – юноши, равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд – девушки Сед углом, стоя на коленях, наклон назад. ДУ и навыки Кувырок назад через стойку на руках с помощью (м); сед углом, стоя на коленях, наклон назад (д) Темповый переворот боком «колесо», два переворота. ДУ и навыки, лазание по канату (ю), комплекс ритмической гимнастики (девушки). Аэробика: индивидуально подобранные композициии из дыхательных, силовых и скоростно – силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. ДУ и навыки, кувырок назад в упор стоя ноги врозь - юноши; «мост» и поворот в упор стоя на одном колене – девушки. Теория: упражнения на гимнастических снарядах. Видео-урок: ознакомление с гимнастическими упражнениями и комбинациями на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Аэробика. Атлетическая гимнастика. Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. Составление комбинации из освоенных элементов. ДУ и навыки. Теория: Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. 1 2 1 1 1 1 1 Волейбол (10 часов) 32 33 34 35 Инструкция по ТБ №10-1. Варианты приёма и передач. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Теория. «Оказание первой помощи, профилактика травматизма. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Многократный приём мяча сверху (снизу). ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Техника приёма и передачи мяча в опорном положении, в прыжке, передача назад. Передачи различные по расстоянию и высоте Передача мяча, стоя спиной к цели ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Подвижные игры и эстафеты с мячом. Прямой нападающий удар. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Теория: планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. 8 1 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 Приём и передача мяча после подачи. Учебная игра. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Теория: особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности. Варианты блокирования нападающих ударов. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование вариантов блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка Тактика нападения. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование тактики нападения – индивидуальные, групповые и командные действия Тактика защиты. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование тактики защиты – индивидуальные, групповые и командные действия Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам .ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Отбивание мяча кулаком через сетку. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Индивидуальные действия в защите Лыжная подготовка (25 часов) 1 Инструкция №10-6\у. Прохождение дистанции 3 км. Теория. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Подбор инвентаря. Спуск со склона в средней стойке, поворот упором. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Горнолыжный спуск с преодолением препятствий. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках. Теория: оздоровительные системы физического воспитания. ФСК ГТО. Лыжные гонки 3км. – девушки, 5к м. – юноши. Развитие ОФК. Видео – урок: приёмы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Переход с одновременного двухшажного на попеременный. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Элементы техники конькового хода .ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках ФСК ГТО. Лыжные гонки без учёта времени: 10к м.- юноши, 5к м.девушки. Развитие ОФК Элементы техники конькового хода. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Преодоление контруклона . ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках. Подвижная игра «Гонки с выбыванием». Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Элементы тактики лыжных гонок. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. 1 9 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 61-62 Эстафета 4*3 км. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 2 63-64 ФСК ГТО. Лыжные гонки: 5км. - юноши, 3к м.- девушки. Развитие ОФК. Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег. Прохождение дистанции 5-8 км ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Волейбол ( 12 часов) 2 Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе, привлечение к судейству учащихся Варианты подач мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 Нижняя прямая подача на точность. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе, нижний приём мяча Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Нижняя прямая подача на точность по зонам и нижний приём мяча ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Приём мяча во встречных колоннах. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Приём мяча, отражённого сеткой. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. . Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебная игра (подготовка атаки). ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебная игра (передвижение в защите). ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебно-тренировочная игра Командно-тактические действия в защите и нападении. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебно-тренировочная игра Баскетбол (10 часов) 1 79 Совершенствование бросков мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Без сопротивления защитника. 1 80 Совершенствование передач, обводка защитника. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. С сопротивлением защитника Командно-тактические действия в защите и нападении. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Теория: ведение дневника самонаблюдения 1 65-66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 81 10 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью. Командно-тактические действия в защите и нападении.ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебно-тренировочная игра 82 83 1 1 Совершенствование штрафного броска.ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Подвижная игра «Защита укрепления» Взаимодействие в нападении «отдал - выйди». ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх Учебно-тренировочная игра. Командно-тактические действия в защите и нападении Лёгкая атлетика (8часов) 1 Преодоление полосы препятствий. Оздоровительная ходьба. Развитие ОФК. Теория: общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической психологической подготовки. Правила выполнения спортивной ходьбы. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Эстафета 4*200 м. Правила эстафетного бега Совершенствование техники бега на средние дистанции. Метание гранаты Инструктаж по ТБ №10-3. Командные эстафеты с преодолением препятствий. 1 Совершенствование техники бега на длинные дистанции. Метание гранаты. Прыжок в длину с места Контрольная работа.Метание гранаты на результат. Развитие ОФК 1 1 97 Совершенствование прыжков в длину с разбега. ФСК ГТО. Подтягивание, тест на гибкость Совершенствование прыжков в длину с разбега. ФСК ГТО Бег на 100 м, 98 Бег на 2000 м (девушки), 3000 м. (юноши). 1 99 Развитие силовых качеств. Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание Футбол (3 часа) 1 100 Варианты ведения мяча. Техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта. Русская народная игра «Лапта» ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх, ведение с активным сопротивлением защитника. 1 84 85 86-87 88-89 90 91 92 93 94 95 96 11 1 2 2 1 1 1 1 101 102 Варианты остановок мяча ногой, грудью. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх, ведение с активным сопротивлением защитника. Учебная игра по правилам мини –футбола. 1 1 11 класс № п/п Количество часов Тема Лёгкая атлетика 11 часов 1 Инструкция по ТБ №10. Тактика бега на 60 м. Теория. Основы техники безопасности, профилактика травматизма Развитие ОФК (стартовый разгон). Теория: формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения. 1 2 Высокий и низкий старт. Равномерный бег на 1000 м. Развитие ОФК (тактика финиширования). Теория: Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. 1 3 Высокий и низкий старт. Бег 30 м. с низкого старта. Развитие ОФК (тактика финиширования). 1 4 Техника челночного бега 3х10 м (3 – 5 повторений) Развитие ОФК. Атлетическая гимнастика: комплекс упражнений с отягощением. 1 5 Бег на 60 метров Развитие ОФК. Аэробика: комплекс упражнений на растяжение и напряжение мышц. 1 6 ОРУ на развитие силы. Подтягивание на перекладине. ФСК ГТО. Развитие ОФК. Гимнастика при умственной и физической деятельности. 1 7 ГТО. Русская народная игра «Лапта» .Теория: «Здоровый образ жизни, о вреде вредных привычек». ФСК ГТО 1 8 Прыжок в длину с разбега (отталкивание). Развитие ОФК. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений. Аэробика: комплекс силовых упражнений 1 12 9 Прыжок в длину с разбега (приземление). Аэробика: комплекс дыхательных упражнений. 1 10 Прыжок в длину с разбега. Бег на 1000 метров. Развитие ОФК. Русская народная игра «Лапта» 1 11 Прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине. Развитие ОФК. Аэробика: комплекс силовых и скоростно- силовых упражнений. 1 Футбол 1 час 12 Удар по летящему мячу ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх, правила игры в мини-футбол 1 Баскетбол 10 часов 13 Инструкция по ТБ, комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Теория. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Учебно-тренировочная игра. 1 14 Передачи мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Передачи двумя руками, одной, сверху, снизу, с отскоком от пола. Учебнотренировочная игра. 1 15 Совершенствование ведения мяча с сопротивлением защитника . ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Учебно-тренировочная игра. 1 16 Варианты бросков мяча в корзину в движении. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Учебно-тренировочная игра. 1 17 Тактика стремительного нападения. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Учебно-тренировочная игра. Теория: оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа; банные процедуры. 1 18 Вырывание, выбивание, перехват, накрывание . ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Учебно -тренировочная игра. 1 19 Тактика защиты, защита против игрока с мячом и без мяча. Основные ТТД в баскетболе. Учебно-тренировочная игра. 1 20 Двусторонняя игра в баскетбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. 1 21 Игра в баскетбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Привлечение к судейству учащихся 1 22 Передача мяча в движении различными способами. ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Передача: со сменой мест, с сопротивлением 1 13 Гимнастика 9 часов 23 Повторный инструктаж по технике безопасности. Строевая подготовка. Теория. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой 1 24 Акробатика. Совершенствование длинного кувырка. ДУ и навыки стойка на руках с помощью (м), стойка на лопатках (д), лазание по канату (ю), комплекс ритмической гимнастики (девушки): индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.1 1 25,26 Сед углом, стоя на на коленях, наклон назад . ДУ и навыки Кувырок назад через стойку на руках с помощью (м); лазание по канату (ю), комплекс ритмической гимнастики (девушки). 2 27 Темповый переворот боком «колесо», два переворота. ДУ и навыки, лазание по канату (ю), Аэробика: индивидуально подобранные композициии из дыхательных, силовых и скоростно – силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц 1 28 «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене. ДУ и навыки кувырок назад в упор стоя ноги врозь - юноши; Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. 1 29 Теория: упражнения на гимнастических снарядах. Видео-урок: ознакомление с гимнастическими упражнениями и комбинациями на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). 1 30 Прыжки со скакалкой: 1 минута, 4 повтора. Теория: оказание первой помощи, профилактика травматизма. ФК человека. Развитие ОФК. 1 31 Составление комбинации из освоенных элементов. ДУ и навыки. Оздоровительная ходьба и бег: правила выполнения. 1 Волейбол 10 часов 32 Инструкция по ТБ №10-Совершенствование техники передвижений. Основы техники безопасности, профилактика травматизма ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 33 Техника приёма и передачи мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Техника приёма и передачи мяча в опорном положении, в 1 14 прыжке, передача назад. Передачи различные по расстоянию и высоте 34 Совершенствование прямой верхней передачи. ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх 1 35 Совершенствование прямого нападающего удара. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Теория: основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. 1 36 Приём и передача мяча после подачи. Учебная игра. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Теория: особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности. 1 37 Варианты блокирования нападающих ударов. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование вариантов блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка 1 38 Тактика нападения. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование тактики нападения – индивидуальные, групповые и командные действия 1 39 Тактика защиты. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Совершенствование тактики защиты – индивидуальные, групповые и командные действия 1 40 Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 41 Нападение против личной защиты. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Индивидуальные действия в защите 1 Лыжная подготовка 27 часов 42 Инструкция № 10-6\у. Прохождение дистанции 3 км. Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Подбор инвентаря. 1 43 Прохождение дистанции 4-5 км. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 1 44 Спуск со склона в средней стойке, поворот упором. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 1 45 Горнолыжный спуск с преодолением препятствий. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках. Теория: индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия). 1 15 ФСК ГТО. Лыжные гонки 3км . – девушки, 5к м. –юноши. Развитие ОФК. Видео – урок: приёмы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка 2 48 Переход с одновременного двухшажного на попеременный ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 1 49 Элементы техники конькового хода ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 1 ФСК ГТО. Лыжные гонки без учёта времени: 10к м.- юноши, 5к м.- девушки. Развитие ОФК. Теория: оздоровительные системы физического воспитания. Современное состояние физической культуры 2 46-47 50-51 и спорта в России. 52 Элементы техники конькового хода. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 1 53-54 Переход с одновременных ходов на попеременные. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Элементы техники конькового хода. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 2 57-58 Переход с одновременных ходов на попеременные. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 2 59-60 Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках. Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег 2 61-62 Элементы тактики лыжных гонок. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др 2 63-64 Эстафета 4*3 км. ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках 2 65-66 ФСК ГТО. Лыжные гонки: 5км -юноши, 3к м.- девушки Развитие ОФК 2 67 Прохождение дистанции 5-8 км ДУ и навыки, основные ТТД в лыжных гонках. 1 68 Видео- урок: плавание на груди, спине, боку с грузом в руках. 1 55-56 2 Волейбол 12 часов 69 Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе 16 1 70 Игра в волейбол по основным правилам ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Привлечение к судейству учащихся 1 71 Нижняя прямая подача на точность. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Нижний приём мяча 1 72 Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Подвижная игра «Наступление». 1 73 Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 74 Нижняя прямая подача на точность по зонам и нижний приём мяча ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 75 Приём мяча во встречных колоннах ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 76 Приём мяча, отражённого сеткой ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Командные эстафеты с мячом. 1 77 Комбинации из освоенных элементов техники передвижений ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 78 Учебная игра (подготовка атаки) ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 79 Учебная игра (передвижение в защите) ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. Учебно-тренировочная игра 1 80 Командно-тактические действия в защите и нападении. ДУ и навыки, основные ТТД в волейболе. 1 Баскетбол 8 часов 81 Совершенствование бросков мяча ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Бес сопротивления защитника. Теория: выполнение точечного массажа и релаксации. 1 82 Совершенствование передач, обводка защитника ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. 1 83-84 Командно-тактические действия в защите и нападении ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. 2 85 Совершенствование штрафного броска ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. Подвижная игра «Защита укрепления». 1 86 Комбинации из освоенных элементов техники перемещений ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. 1 Учебно-тренировочная игра ДУ и навыки, основные ТТД в баскетболе. 2 87-88 17 Лёгкая атлетика 8часов 89 Преодоление полосы препятствий Развитие ОФК. Теория: Способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физических нагрузок. Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели. 1 90 Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Эстафета 4*200 м. Правила эстафетного бега 1 91 Совершенствование техники бега на средние дистанции Метение гранаты Инструктаж по ТБ 1 92 Совершенствование техники Прыжок в длину с места. Русская народная игра «Лапта»бега на длинные дистанции Метание гранаты 1 93 Контрольная работа.Метание гранаты на результат. Развитие ОФК 1 94 Совершенствование прыжков в длину с разбега. ФСК ГТО Подтягивание, тест на гибкость 1 95 Совершенствование прыжков в длину с разбега. ФСК ГТО Бег на 100 9м, бег на 2000 м (девушки), 3000 м. (юноши). 1 96 Челночный бег 4*10 м. Развитие ОФК. Русская народная игра «Лапта» 1 Футбол (2 часа) 97 Варианты ведения мяча Русская народная игра «Лапта» ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх, ведение с активным сопротивлением защитника. Русская народная игра «Лапта» 1 98 Командные тактико-технические действия. Перехват мяча ДУ и навыки, основные ТТД в спортиграх. Русская народная игра «Лапта 1 Плавание 1 час 99 Плавание. Теория: плавание на груди, спине, боку с грузом в руке. ДУ и навыки, теория: способы плавания, ТБ при занятиях по плаванию. Плавание на груди Плавание на спине Плавание на боку с грузом в руке (Видео – урок) 1 Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы воспитания школы. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного 18 развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества. Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.; вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию; овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими. С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях используются учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач; учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе 19 имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом осуществляется: применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей); использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. 20