Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
1.1.
Личностными
результатами обучения
географии
в
основной
школе
является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства
Земли
4) Формирование
особенностям,
уважительного
традициям
и
отношения
к
истории,
образу
жизни
других
культуре,
национальным
народов;
осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных
и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
2
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
1.2. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
делать
обобщение,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
3
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
1.3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны,
в
том
числе
задачи
охраны
окружающей
среды
и
рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение
основными
навыками
нахождения,
использования
и
презентации
географической информации;
4
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного
поведения в окружающей среде.
2. Содержание учебного предмета «География»
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной,
этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических
и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения.
Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные
отношения. Географические аспекты глобализации.
5
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического
положения,
природно-ресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии,
Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики
и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие
страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция
регионов
в
единое
мировое
сообщество.
Международные
организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы
интеграции
России
в
мировое
сообщество.
Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем.
6
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс
№
Тема
Содержание темы
п/п
1
2
3
Кол-во
часов
Современные
методы
географических
исследований.
Источники
географической
информации.
Многообразие
стран
современного
мира
География
мировых
природных
ресурсов
География
населения мира
География
как
наука.
Источники
географической 1
информации. Традиционные и новые методы географических
исследований. Виды географической информации, ее роль и
использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Практическая работа «Анализ карт различной тематики».
Входная контрольная работа.
Территориальная организация мирового сообщества.
Мировое сообщество – общая картина мира.
Разнообразие стран мира. Типология стран мира,
характеристика основных типов стран, оценка ПГП страны.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте
основных географических объектов. Составление картосхем
и простейших карт, отражающих различные географические
явления и процессы, их территориальные взаимодействия».
Современная политическая карта и её изменения. «Горячие
точки» на карте мира.
Географическая наука и
географическое мышление. Карта – язык географии.
Геополитика. Государственный строй стран мира, формы
правления и административно-территориального устройства
стран мира. Практическая работа «Составление картосхем и
простейших карт, отражающих различные географические
явления и процессы, их территориальные взаимодействия».
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как
геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека
и природы. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения
природных ресурсов.
1
1
Ресурсообеспеченность. Оценка обеспеченности
человечества основными видами природных ресурсов.
Практическая работа «Оценка обеспеченности разных
регионов и стран основными видами природных ресурсов».
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей
среды. Природно-экономическая, экологическая оценка
природным ресурсам на основе сравнительного анализа.
Причины и последствия загрязнения окружающей среды.
Анализ карт природопользования с целью выявления
районов острых геоэкологических ситуаций. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные
территории и объекты Всемирного и культурного наследия.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика
населения, Демографическая политика. Практическая работа
«Определение демографической ситуации и особенностей
1
1
1
1
1
1
1
7
демографической политики в
мира».
4
5
НТР и мировое
хозяйство
География
отраслей
мирового
хозяйства
разных странах и регионах
Постоянный рост населения Земли, его причины и
последствия. Оценка основных показателей уровня и
качества жизни населения. Практическая работа
«Определение степени обеспеченности крупных регионов и
стран трудовыми ресурсами»
1
Население Земли – калейдоскоп народов с их особенностями
быта и культуры. Классификация народов. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
География религий мира. Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. Практическая работа
«Оценка особенностей уровня и качества жизни
населения в разных странах и регионах мира».
Основные направления и типы миграций в мире. Размещение
и плотность населения. Анализ карт населения.
Установление взаимосвязей между размещением населения,
хозяйства и природными условиями на конкретных
территориях. География рынка труда и занятости. Миграция
населения.
Урбанизация. Сущность, темпы и формы урбанизации во
всем мире, проблемы крупных городов. Формы расселения,
городское и сельское население мира. Закономерности
расселения населения.
Контрольная работа
1
Основные черты, части и направления НТР, влияние НТР на
мировую экономику.
Понятие о МГРТ как о высшей форме ГРТ, его формах, о
мировом хозяйстве и его структуре. Мировое хозяйство.
Основные этапы его развития. Географическое разделение
труда.
1
Влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства.
Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Регионов различной
специализации.
Влияние НТР на территориальную структуру мирового
хозяйства.
Влияние факторов размещения на структуру мирового
хозяйства. Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира.
1
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности
хозяйственного освоения разных территорий.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в
единое мировое сообщество.
Характеристика основных отраслей мировой
промышленности, основные центры.
Структура и география мирового с/ хозяйства, проблемы и
перспективы развития.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
6
Глобальные
проблемы
человечества
География мирового транспорта.
Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Формы международного экономического сотрудничества.
Международные отношения. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы)
1
Мировая торговля и туризм. Практическая работа
«Определение основных направлений международной
торговли»
Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции.
Развитие сферы услуг. Практическая работа «Определение
стран – экспортеров основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов
международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих
банковские и другие виды международных услуг».
География мировых валютно-финансовых отношений.
Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Интеграционные отраслевые и региональные
союзы. Практическая работа «Определение факторов,
определяющих международную специализацию стран и
регионов мира». Географические аспекты глобализации.
Географические аспекты глобальных проблем человечества.
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географическое содержание глобальных проблем
человечества в прошлом и настоящем. Практическая работа
«Выявление, объяснение и оценка важнейших событий
международной жизни; географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций».
Итоговая контрольная работа.
Поиск и выбор оптимальных условий решения возникших
проблем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и
геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их
решения. Практическая работа «Выявление по картам
регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а
также географических аспектов других глобальных проблем
человечества».
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Роль географии в решении глобальных проблем
современности. Географические аспекты качества жизни
населения.
1
Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем. Практическая работа «Объяснение
взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных территорий».
1
Итого
34
1
1
1
1
1
1
1
9
11 КЛАСС
№
Тема
Содержание темы
п/п
1
Кол-во
часов
Зарубежная Европа
Региональная география и страноведение. Комплексная
географическая характеристика стран и регионов мира.
характеристика Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов и
стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки.
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики крупных регионов
мира; определение их географической специфики».
Входная контрольная работа
1
Особенности современных проблем развития крупных
регионов и стран Европы. Характеристика особенности
ЭГП, как уникальной, мощь стран зарубежной Европы.
География с/хозяйства и транспорта Европы.
1
1
1
Анализ политической карты мира и экономических карт с 1
целью определения специализации разных типов стран и
регионов , их участия в международном географическом
разделении труда. Практическая работа «Составление
комплексной географической характеристики стран
разных типов; определение их географической
специфики»
«Центральная ось» развития – главный элемент
1
территориальной структуры региона. Проблемы
экономического и политического развития стран,
сильные и слабые стороны стран на современном этапе,
хозяйственный облик стран данного региона
Понятие стран «большой восьмерки»
1
2
Зарубежная Азия.
Состав региона, природные ресурсы, особенности
населения. 21 век - «век Азии».
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики крупных регионов
мира; определение их географической специфики».
Особенности географического положения, истории
открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, культуры Азии.
Особенности хозяйства, размещения крупных отраслей,
современных проблем развития крупных регионов и
стран Азии.
Китай. Особенности ЭГП и ФГП, демографической
политики, особенности новой экономической политики.
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики страны; определение ее
географической специфики».
Китай. Особенности развития хозяйства, целостное
представление о развитии страны.
1
1
1
1
1
10
3
4
Австралия и Океания
Африка
Япония. Основные черты ЭГП, нравственные ценности
и духовная культура японцев. Практическая работа
«Составление комплексной географической
характеристики страны; определение ее географической
специфики».
Япония. Особенности развития хозяйства, целостное
представление о развитии страны.
Особенности ПГП и ЭГП, населения и хозяйства Индии.
Целостное представление о стране.
Контрольная работа
1
Особенности развития хозяйства , целостное
представление о развитии страны.
1
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики крупных стан и
регионов мира; определение их географической
специфики».
1
1
1
1
Основные черты ЭГП, нравственные ценности и
1
культура африканских народов. Особенности
географического положения, истории открытия и
освоения. Практическая работа «Составление
комплексной географической характеристики крупных
регионов мира; определение их географической
специфики».
Особенности природно-ресурсного потенциала,
1
населения, культуры Африки.
Особенности хозяйства, современных проблем развития 1
крупных регионов и стран Африки. Особенности
специализации хозяйства
Анализ политической карты мира и экономических карт 1
с целью определения специализации разных типов стран
и регионов, их участия в международном
географическом разделении труда.
5
Северная Америка
Проблемы экономического и политического развития
1
стран, сильные и слабые стороны стран на современном
этапе, определить хозяйственный облик стран данного
региона.
США, особенности ЭГП и ПГП. Практическая работа
1
«Составление комплексной географической
характеристики крупных регионов мира; определение их
географической специфики».
Особенности развития хозяйства, целостное
представление о развитии страны.
Географические особенности регионов США
1
1
Канада. Целостное представление о стране.
1
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики страны; определение е
географической специфики».
11
6
7
Латинская Америка
Политическое и экономическое развитие Латинской
1
Америки. Практическая работа «Составление
комплексной географической характеристики крупных
регионов мира; определение их географической
специфики».
Особенности географического положения, история
открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения, культуры
Особенности хозяйства, современные проблемы
развития крупных регионов и стран Латинской Америки
Бразилия. Целостное представление о стране.
Практическая работа «Составление комплексной
географической характеристики страны; определение ее
географической специфики».
Мир в 21 веке.
Россия на политической карте мира и в мировом
Россия в современном хозяйстве.. Отрасли международной специализации
мире
России. Практическая работа «Определение роли
России в производстве важнейших видов мировой
промышленной и сельскохозяйственной продукции».
1
1
1
1
География экономических, политических, культурных и 1
научных связей России со странами мира. Особенности
и проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач
развития России. Практическая работа «Анализ и
объяснение
особенностей
современного
геополитического и геоэкономического положения
России, тенденций их возможного развития».
Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики.
Итого
33
Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы
воспитания школы.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне
среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее,
укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка
обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта
отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и
гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
12
помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности
обучающегося по саморазвитию;
овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими,
результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими
и младшими.
С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях
используются
учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением
ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет
позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и
отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и
контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие
решения; на самоконтроль.
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и
способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся
выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе
имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических
нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей
позиции или оценки.
Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При
этом осуществляется:
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
13
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей,
поступки и действия на основе личных ценностей);
использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных
задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или
комментария) своей позиции или оценки.
14