Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 1.1. Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли 4) Формирование особенностям, уважительного традициям и отношения к истории, образу жизни других культуре, национальным народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности 2 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах 9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи 11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 1.2. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 3 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. 1.3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: 1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 4 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде. 2. Содержание учебного предмета «География» Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Территориальная организация мирового сообщества Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. 5 Региональная география и страноведение Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы). Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. 6 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 10 класс № Тема Содержание темы п/п 1 2 3 Кол-во часов Современные методы географических исследований. Источники географической информации. Многообразие стран современного мира География мировых природных ресурсов География населения мира География как наука. Источники географической 1 информации. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Практическая работа «Анализ карт различной тематики». Входная контрольная работа. Территориальная организация мирового сообщества. Мировое сообщество – общая картина мира. Разнообразие стран мира. Типология стран мира, характеристика основных типов стран, оценка ПГП страны. Практическая работа «Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия». Современная политическая карта и её изменения. «Горячие точки» на карте мира. Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Геополитика. Государственный строй стран мира, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Практическая работа «Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия». Человек и окружающая среда. Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Рациональное и нерациональное природопользование. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. 1 1 Ресурсообеспеченность. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов». Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Природно-экономическая, экологическая оценка природным ресурсам на основе сравнительного анализа. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного и культурного наследия. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения, Демографическая политика. Практическая работа «Определение демографической ситуации и особенностей 1 1 1 1 1 1 1 7 демографической политики в мира». 4 5 НТР и мировое хозяйство География отраслей мирового хозяйства разных странах и регионах Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Практическая работа «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами» 1 Население Земли – калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры. Классификация народов. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Практическая работа «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира». Основные направления и типы миграций в мире. Размещение и плотность населения. Анализ карт населения. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Урбанизация. Сущность, темпы и формы урбанизации во всем мире, проблемы крупных городов. Формы расселения, городское и сельское население мира. Закономерности расселения населения. Контрольная работа 1 Основные черты, части и направления НТР, влияние НТР на мировую экономику. Понятие о МГРТ как о высшей форме ГРТ, его формах, о мировом хозяйстве и его структуре. Мировое хозяйство. Основные этапы его развития. Географическое разделение труда. 1 Влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Регионов различной специализации. Влияние НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Влияние факторов размещения на структуру мирового хозяйства. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 1 Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Характеристика основных отраслей мировой промышленности, основные центры. Структура и география мирового с/ хозяйства, проблемы и перспективы развития. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 6 Глобальные проблемы человечества География мирового транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Формы международного экономического сотрудничества. Международные отношения. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы) 1 Мировая торговля и туризм. Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли» Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции. Развитие сферы услуг. Практическая работа «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг». География мировых валютно-финансовых отношений. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Интеграционные отраслевые и региональные союзы. Практическая работа «Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира». Географические аспекты глобализации. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Практическая работа «Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций». Итоговая контрольная работа. Поиск и выбор оптимальных условий решения возникших проблем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Практическая работа «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества». Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Географические аспекты качества жизни населения. 1 Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Практическая работа «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий». 1 Итого 34 1 1 1 1 1 1 1 9 11 КЛАСС № Тема Содержание темы п/п 1 Кол-во часов Зарубежная Европа Региональная география и страноведение. Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. характеристика Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики крупных регионов мира; определение их географической специфики». Входная контрольная работа 1 Особенности современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. Характеристика особенности ЭГП, как уникальной, мощь стран зарубежной Европы. География с/хозяйства и транспорта Европы. 1 1 1 Анализ политической карты мира и экономических карт с 1 целью определения специализации разных типов стран и регионов , их участия в международном географическом разделении труда. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов; определение их географической специфики» «Центральная ось» развития – главный элемент 1 территориальной структуры региона. Проблемы экономического и политического развития стран, сильные и слабые стороны стран на современном этапе, хозяйственный облик стран данного региона Понятие стран «большой восьмерки» 1 2 Зарубежная Азия. Состав региона, природные ресурсы, особенности населения. 21 век - «век Азии». Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики крупных регионов мира; определение их географической специфики». Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, культуры Азии. Особенности хозяйства, размещения крупных отраслей, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. Китай. Особенности ЭГП и ФГП, демографической политики, особенности новой экономической политики. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны; определение ее географической специфики». Китай. Особенности развития хозяйства, целостное представление о развитии страны. 1 1 1 1 1 10 3 4 Австралия и Океания Африка Япония. Основные черты ЭГП, нравственные ценности и духовная культура японцев. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны; определение ее географической специфики». Япония. Особенности развития хозяйства, целостное представление о развитии страны. Особенности ПГП и ЭГП, населения и хозяйства Индии. Целостное представление о стране. Контрольная работа 1 Особенности развития хозяйства , целостное представление о развитии страны. 1 Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики крупных стан и регионов мира; определение их географической специфики». 1 1 1 1 Основные черты ЭГП, нравственные ценности и 1 культура африканских народов. Особенности географического положения, истории открытия и освоения. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики крупных регионов мира; определение их географической специфики». Особенности природно-ресурсного потенциала, 1 населения, культуры Африки. Особенности хозяйства, современных проблем развития 1 крупных регионов и стран Африки. Особенности специализации хозяйства Анализ политической карты мира и экономических карт 1 с целью определения специализации разных типов стран и регионов, их участия в международном географическом разделении труда. 5 Северная Америка Проблемы экономического и политического развития 1 стран, сильные и слабые стороны стран на современном этапе, определить хозяйственный облик стран данного региона. США, особенности ЭГП и ПГП. Практическая работа 1 «Составление комплексной географической характеристики крупных регионов мира; определение их географической специфики». Особенности развития хозяйства, целостное представление о развитии страны. Географические особенности регионов США 1 1 Канада. Целостное представление о стране. 1 Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны; определение е географической специфики». 11 6 7 Латинская Америка Политическое и экономическое развитие Латинской 1 Америки. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики крупных регионов мира; определение их географической специфики». Особенности географического положения, история открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, культуры Особенности хозяйства, современные проблемы развития крупных регионов и стран Латинской Америки Бразилия. Целостное представление о стране. Практическая работа «Составление комплексной географической характеристики страны; определение ее географической специфики». Мир в 21 веке. Россия на политической карте мира и в мировом Россия в современном хозяйстве.. Отрасли международной специализации мире России. Практическая работа «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции». 1 1 1 1 География экономических, политических, культурных и 1 научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Практическая работа «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития». Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Итого 33 Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей программы воспитания школы. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества. Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.; вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; 12 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию; овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими. С учетом содержания учебного предмета на каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школе на учебных занятиях используются учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на принятие решения; на самоконтроль. учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач; учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой 17 проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках обеспечивается через организацию учебной деятельности. При этом осуществляется: применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 13 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям (знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей); использование проблемного метода обучения, учебно-практических и учебно-познавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. 14