с у•1рсждсние Мующ11ш,лыюс юпоаюм1юс общсобр11 ·юшпсJ11,1ю средняя общеобразопатслы1ю1 1шс0Jш N!.! 141 Утверждено · педагогическим советом МАОУ-СОШ№ Протокол № 141 1 от ЗО.08.2023г. начального общего образования Приложение к основной образовательной программе Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир слов: всему название дано» фактор формирования (поисково-исследовательская деятелыюстъ как метапредметных результатов обучения) го образования для обучающихся уровня начального обще г. Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Мир слова: всему название дано» (далее — курс) составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализация обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по курсу внеурочной деятельности «Мир слова: всему название дано» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебнометодического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения (по классам). В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА «Мир слова: всему название дано» Мир слов: всему название дано» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Внимательного отношения к речи в рамках проектноисследовательской деятельности. Курс «Мир слова: всему название дано» оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности. На данном этапе начинается формирование навыков будущего исследователя, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т. е. они ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МИР СЛОВ: ВСЕМУ НАЗВАНИЕ ДАНО» Целями изучения курса «Мир слов: всему название дано» являются: • развитие творческого потенциала личности учащихся и формирование у них исследовательской грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и 1 явлений окружающего мира и научного знания. • развитие алгоритмического и критического мышлений; • формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; Формирование исследовательских и проектных компетенций; • формирование и развитие компетенций обучающихся при использования информационно-коммуникационных технологий. Основные задачи курса «Мир слов: всему название дано»: научить основам проектно-исследовательской деятельности; научить детей видеть проблему, анализировать результаты, планировать работу; научить ставить цели, определять задачи, составлять план своей деятельности; развить познавательные и исследовательские способности; способствовать формированию прообраза проектной деятельности; сформировать навыки сотрудничества, работы в группе, рационального использования рабочего времени; развить у детей коммуникативные умения и навыки; развивать умение вести диалог, координацию действий; воспитывать у детей целеустремленность, настойчивость, интерес к исследованию; воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к людям; воспитывать у обучающихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность; содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи. МЕСТО КУРСА «МИР СЛОВ: ВСЕМУ НАЗВАНИЕ ДАНО» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности «Мир слов: всему название дано» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»), «Русский язык», «Литературное чтение». Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из расчёта 135 учебных часов — по 1 часу в неделю. В 1 классе — 33 часов, во 2—4 классах — по 34 часа.Срок реализации программы — 4 года. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При этом обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Мир слова: всему название дано» В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся 2 руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части: Гражданско-патриотического воспитания:первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания:проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности. Эстетического воспитания:использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания:осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания:проявление бережного отношения к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания:формирование первоначальных представлений о научной картине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные учебные действия:базовые логические действия: — сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;базовые исследовательские действия:— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;— с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей 3 объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации;— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершенно- летних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;— анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Универсальные коммуникативные учебные действия:— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;— признавать возможность существования разных точек зрения;— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);— готовить небольшие публичные выступления;— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность:— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;— оценивать свой вклад в общий результат. Универсальные регулятивные учебные действия:— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий;— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.; — ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс. К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится: сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; наблюдать слова, сходные по значению, наблюдать слова, сходные по звучанию, уточнять значение слова по толковому словарю; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; Ученик получит возможность научиться: подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. 2 класс. К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится: признаки родственных слов; правила правописания слов с орфограммами, изученными во 2 классе; делить слова на слоги; правильно ставить ударение в словах; находить однокоренные слова; отгадывать и составлять ребусы; подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы. Ученик получит возможность научиться : создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, соблюдать нормы русского литературного языка. 3 класс. 4 К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. 4 класс К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится: Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты. Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. Пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим,этимологическим, орфоэпическим словарями. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МИР СЛОВ: ВСЕМУ НАЗВАНИЕ ДАНО» 1 класс Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Мир полон звуков», «Азбука, прошедшая сквозь века», «Всему название дано», «Как делаются слова», «Секреты правильной речи». Вводное занятие. Знакомство с режимом работы и содержанием кружка. Раздел «Мир полон звуков» Звуки вокруг нас. В теоретической части: чтение слов и отрывков текстов. Фабрика речи. В практической части: проект «Как я говорил, когда был маленьким». Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Превращение слов». В практической части: разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?» В практической части: игры: «Наборщик», «Превращение слов», «Слоговой аукцион». Трудности словесного ударения. Раздел «Азбука, прошедшая сквозь века» Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы. Так считали наши предки. Страницы древних книг. В практической части: Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности). Живая и весёлая буква алфавита. В практической части: конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки). Загадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё». Проект «Моя буква» Раздел «Всему название дано» Рождение языка. В теоретической части: беседа «История происхождения слов». Сколько слов в языке? В практической части: конкурс «Придумываем название для новых конфет». Имена, имена, имена...проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название». Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...». Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам». Раздел «Как делаются слова». Игра «Дальние родственники». В практической части: игры: «Найди родственное слово». Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото». Есть ли «родители» у слов? В теоретической части: игры: «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний». Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня». Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям. Когда 5 нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? В практической части: игры: «Весёлые превращения». Что нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия». Проект. «Слово». Раздел «Секреты правильной речи» Словарное богатство русского языка. В практической части: решение кроссвордов. Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». В практической части: составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы». Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться». В практической части: игры: «Табу», «Не повторяться». Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы». Одно или много? В практической части: многозначные слова, составление мини-словариков. Когда у слов много общего? Когда значения спорят? В теоретической части: беседа «Многозначные слова» Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы». Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы». Заключительное занятие. Любимые игры со словами. Составление шуточных рассказов и стихов. Презентация и защита проектов. 2 класс Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Всему название дано», «Как делаются слова», «Секреты правильной речи». Раздел «Всему название дано» Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; конкурс «Придумываем название для новых конфет». Проект «Слово» Раздел «Как делаются слова» История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия». Раздел «Секреты правильной речи» Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмыантонимы, фразеологизмы-синонимы. Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; решение кроссвордов; составление мини6 словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов. Заключительное занятие. Любимые игры со словами. Презентация и защита проектов. 3 КЛАСС Вводное занятие. Знакомство с режимом работы и содержанием кружка. Раздел «Из истории языка». Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения 11 устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Раздел «Загадки простого предложения». Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах. Раздел «Лабиринты грамматики». Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. Раздел «О существительных по существу». Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Раздел «О существительных по существу». Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). 12 Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Практическая и игровая деятельность: игры: «Наоборот», «Кто больше»; проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». Презентация и защита проектов. 4 КЛАСС Вводное занятие. Знакомство с режимом работы и содержанием кружка. Раздел «Поиграем со звуками, словами и предложениями». Смотрю, говорю, слушаю. Лексические загадки. Словесный конструктор. Занимательная грамматика 7 Практическая часть: фонетические и графические задачи; игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад; игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; шутливые лингвистические вопросы; отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов. Раздел «Пора действовать!» Для чего нужны глаголы? Делать и сделать — не одно и то же. Меняемся ролями. Вчера, сегодня, завтра. Одно вместо другого. Она меня поняла и приняла. Кто говорит, кто действует? Сумею победить! Мечтаем и фантазируем. Дай-подай… и поезжай! Живые образы. Орфографический поединок. Практическая часть: лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»; игра «Меняемся ролями»; творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; ролевая игра «Просить или приказывать?»; составление загадок с помощью глаголов; игра-соревнование «Орфографический поединок». Раздел «Числа и слова». Для чего нужны числительные? Важные даты истории нашей страны (города, края). Рекорды в цифрах. За семью печатями . Раздел «Прочные связи». Строгий «управляющий. Практическая часть: игра «Словосочетания в пазлах»; ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»; конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»); творческая работа «Путешествие туда и обратно»; итоговый конкурс «Любимые игры со словами». Заключительное занятие. Представление проекта. Презентация и защита проектов. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Наименование № Количеств разделов и тем программы о часов Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 1. В мире безмолвия и неведомых звуков 1 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игра «Добавки». 2. В страну Слов 1 Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». 3. К тайнам волшебных слов. 4 Сказка «Волшебные слова».Разгадывание загадок, прослушивание https://resh.edu.ru/ стихов и рассказов о волшебных словах. 4. К несметным 3 сокровищам Страны Слов. 5. В гости к Алфавиту 4 6. В Страну Говорящих Скал. 3 7. В Страну Слогов. 5 Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». 8. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Необычный урок 5 Разгадывание загадок, рассказов. Головоломка. 4 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай ка!» со словами – антонимами. 9. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» шарад, ребусов. Инсценирование https://resh.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 9 10. Экскурсия в прошлое 3 Итого: 33 2 КЛАСС Наименование № разделов и тем программы Количеств о часов Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Презентация и защита проектов. Формы проведения занятий https://resh.edu.ru/ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ головоломки. 1. Мир полон звуков 8 Хоровое декларирование. Разгадывание загадок. 2. Азбука, прошедшая сквозь века 5 Игры на сравнение названия, графического облика и количество букв кириллицы и современного русского алфавита. Рассказ учителя о сходстве и различии двух алфавитов https://resh.edu.ru/ 3. Всему название дано 5 Проект «Моё имя». Составление мини- словариков. https://resh.edu.ru/ 4. Как делаются слова 7 Конструирование слов по словообразовательным моделям. Игра «Найди слово». Игра «Найди родственное слово». https://resh.edu.ru/ 5. Секреты правильной речи 9 Конкурс Итого: 34 Разгадывание на лучшее толкование слов. Разгадывание https://resh.edu.ru/ ребусов, загадок, шарад. Инсценирование рассказов. Игра «Наш друг – ударение!» Презентация и защита проектов. 3 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы Количеств часов Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 10 1. Из истории языка 2. Загадки предложения 3. Лабиринты грамматики 4. О существительных по 12 существу Такие разные признаки 8 предметов 5. 2 простого 9 Итого: 3 Рассказ учителя о старых и новых словах https://resh.edu.ru/ в языке. Проект «Сокровища бабушкиного сундука». Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». https://resh.edu.ru/ Игры «Самый внимательный», «Самый длинный однородный ряд», «Поставь на место запятую». Практические занятия с элементами игр и https://resh.edu.ru/ игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. Игра на развитие мышления «Кто больше?». https://uchi.ru/ Разгадывание головоломки. Игра-соревнование «Подбери словечко». https://resh.edu.ru/ Викторина «Самый-самый». Доклад на тему «Значения цветовых прилагательных». Презентация и защита проектов. 34 4 КЛАСС № 1. 2 Наименование разделов и тем программы Количеств о часов Поиграем со звуками, 8 словами, предложениями Пора действовать! 12 Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Словесный https://resh.edu.ru/ Лексические загадки. конструктор. Занимательная грамматика. Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад. Игра-соревнование «Орфографический поединок». Загадки русской графики. Конкурс рисунков «Самая красивая буква». https://resh.edu.ru/ 11 3. Числа и слова 4 4. Прочные связи 8 5. Любимые игры со словами 2 Итого: Важные даты истории нашей страны (города, https://resh.edu.ru/ края) - доклады по темам. Проект «Страница истории». Рекорды в цифрах. Рассказ учителя о «земляной» или «земной» https://resh.edu.ru/ красоте. Творческая работа «Путешествие туда и обратно». Викторина «Любимые игры со https://resh.edu.ru/ словами». Презентация и защита проектов. 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов тем ипрограммы Раздел 1. Мир полон звуков 1 Вводное занятие. Количество часов Дата Формы проведения занятий изучения всег о практическ и е работы 1 0 04.09.202 Знакомство с режимом 3 содержанием курса Электронные (цифровые) образовательные ресурсы работы и https://resh.edu.ru/ 2 В мире безмолвия и неведомых звуков 1 1 11.09.202 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и 3 «теория ням-ням». Игра «Добавки». https://resh.edu.ru/ 3 Звуки вокруг нас. Фабрика речи. Полоса препятствий. 1 1 18.09.202 Проект «Как я говорил, когда 3 был маленьким». Игры:«Диктор» (произнесение скороговорок), https://russkiiyazyk.ru/category/interes no http://gramota.ru/ https://uchi.ru/ 12 4 Рисуем звуками. Трудности словесного ударения. 1 1 25.09.20 23 5 В Страну Говорящих Скал. 1 1 02.10.20 23 Итого по разделу 5 Раздел 2. Азбука, прошедшая сквозь века 6 Буквы старые и 1 1 новые. 09.10.20 23 7 Так считали наши предки. Страницы древних книг. 1 1 16.10.20 23 8 Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики. 1 1 23.10.20 23 9 В гости к Алфавиту 1 1 06.11.20 23 «Превращение слов». В практической части: разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?» В практической части: игры: «Наборщик», «Превращение слов» «Слоговой аукцион». Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» https://russkiiyazyk.ru/category/interes no https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://infourok.ru/prezentaciya-na-temukak-lyudi- nauchilis-schitat-i-pisat3235634.html Чтение слов и отрывков текстов, https://russkiiyazyk.ru/category/interes no написанных кириллицей, а также чтение https://uchi.ru/ и запись чисел http://gramota.ru/ с помощью букв кириллицы Экскурсия в краеведческий музей https://russkiiyazyk.ru/category/interesn (знакомство с o Древними памятниками письменности). https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ Конкурс «Самая красивая буква» https://russkiiyazyk.ru/category/interesn (варианты оформления o букв для красной строки). Рисование: https://uchi.ru/ «Весёлая буква Ё». http://gramota.ru/ Чтение и инсценированные отрывка из https://www.igraemsa.ru/igry-dljaкниги С. Маршака «Весёлое detej/azbuka/igra- alfavit путешествие от А до Я». 13 10 В гости к Алфавиту 1 1 13.11.20 23 11 В Страну Слов. Первые встречи. 1 1 20.11.20 23 12 В Страну Слогов. 1 1 27.11.20 23 13 К тайнам волшебных слов. 1 1 04.12.20 23 Итого по разделу Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Сказка «Волшебные слова».Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. https://www.igraemsa.ru/igry-dljadetej/azbuka/igra- alfavit https://infourok.ru/prezentaciyavneklassnogo- zanyatiya-po-russkomuyaziku-na-temu-puteshestvie-v- stranuslov-klass-759185.html https://resh.edu.ru/ http://www.myshared.ru/slide/680586/ 8 Раздел 3. Всему название дано 14 Рождение языка. Сколько слов в языке? 1 1 11.12.20 23 Беседа «История происхождения слов». Проект: «Придумываем название для новых конфет». 15 Чудеса в Стране Слов 1 1 18.12.20 23 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) 16 Имена, имена, имена… Увлекательные 1 1 25.12.20 23 https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://resh.edu.ru/ Проекты: «Моё имя», «Старинные https://russkiiyazyk.ru/category/interesno имена в моей семье», «Моё любимое https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ блюдо и его название». 14 истории о самых простых вещах. 17 Чудесные превращения слов 1 1 08.01.20 24 18 Словари — сокровищница языка. Словари — сокровищница языка. 1 1 15.01.20 24 1 1 22.01.20 24 19 6 Итого по разделу Раздел 4. Как делаются слова Слова «готовые» и 20 1 «сделанные». Сказка А. Шибаева «Буква https://resh.edu.ru/ заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. Проект https://russkiiyazyk.ru/category/interesno Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам», «Найди слово», «Отгадай https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ по признакам». https://resh.edu.ru/ Разгадываниезагадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. 1 29.01.20 24 Игры: «Что раньше, что «Словообразовательное лото» потом», https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 21 Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень! Такие разные суффиксы. 1 1 05.02.20 24 Игры: «Словообразовательно е домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний». Лингвистический эксперимент «Свойства корня». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 22 Конструирован ие слов по словообразователь ным моделям. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово 1 1 19.02.20 24 Игры: «Весёлые превращения». Подготовка к «Как конфеты получают свои названия». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 15 построить? 23 Конструирован ие слов по словообразователь ным моделям. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово построить? 1 4 Итого по разделу Раздел 5. Секреты правильной речи 24 Словарное 1 1 26.02.20 24 Игры со словами. Проект «Как конфеты получают свои названия». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 04.03.20 24 Решение кроссвордов. Составление минисловариков: «Собираю фразеологизмы». Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 11.03.20 24 Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ богатство русского языка. Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». Выбираем точное слово. 25 Словарное богатство русского языка. Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать 1 16 «молодой старик». Выбираем точное слово. 26 Одно или много? Когда у слов много общего? Когда значения спорят? Слова одинаковые, но разные. 1 1 18.03.20 24 Составление мини-словариков. Беседа «Многозначные слова» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 27 Одно или много? Когда у слов много общего? Когда значения спорят? Слова одинаковые, но разные. 1 1 01.04.20 24 Продолжение беседы «Многозначные слова». Оформление мини-словарика и его представление https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 28 Любимые игры со словами 1 1 08.04.20 24 Составление шуточных рассказов и стихов https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 29 Любимые игры со словами 1 1 15.04.20 24 Изографы, перевертыши, «Оживи алфавит», путаница https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 17 30 Опасные согласные 1 1 22.04.20 24 Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.) https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 31 Защита проекта 1 1 29.04.20 24 Защита проектов по выбору: «Мир полон звуков», «Азбука, прошедшая сквозь века», «Всему название дано», «Как делаются слова» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 32 Защита проекта 1 1 06.05.20 24 33 Итоговое занятие 1 1 13.05.20 24 Итого по разделу 10 Общее количество часов по программе 33 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno Защита проектов по выбору: «Мир https://uchi.ru/ полон звуков», «Азбука, прошедшая http://gramota.ru/ сквозь века», «Всему название дано», «Как делаются слова» Подведение итогов Презентация и защита проектов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование тем Количество часов Дата Формы проведения занятий изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 18 разделов всег о ипрограммы Раздел 1. Всему название дано 1 Вводное занятие. 1 практическ и е работы 0 04.09.202 Знакомство с режимом 3 содержанием курса 11.09.202 Игры: «Найди слово», «Отгадай по https://russkiiyazyk.ru/category/interesno признакам». Застывшие звуки. https://uchi.ru/ 3 Финикийский алфавит. Греческий http://gramota.ru/ алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит» https://russkiiyazyk.ru/category/interes no 18.09.202 Мини-сочинение «Я — сын, http://gramota.ru/ 3 ученик, спортсмен…»; проекты: https://uchi.ru/ «Моё имя», «Старинные имена в моей семье». Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Превращение слов». В практической части: разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов. https://resh.edu.ru/ 25.09.202 «Зеркальные и незеркальные 3 слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. 02.10.20 Игра «Моё любимое блюдо и его https://russkiiyazyk.ru/category/interes no 23 название». https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 2 Какие слова появились первыми. Звукоподражательны е слова у разных народов 1 1 3 Лексическое богатство языка. Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? 1 1 4 «Ошибкоопасные» места 1 1 5 О чём может рассказать слово «борщ»? 1 1 работы и https://russkiiyazyk.ru/category/interes no https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 19 Знакомство с 1 толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля 7 Знакомство с 1 толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля Итого по разделу 7 Раздел 2. Как делаются слова. 8 История 1 происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. 9 История 1 происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. 10 Слова производные 1 и непроизводные. Словообразовательн ые связи слов 6 1 09.10.20 23 Рассказ учителя о том, какие бывают словари. Игры: «Кто быстрее найдет слово в словаре» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 16.10.20 23 Конкурс «Новое слово». (Ученики придумывают новое слово, рассказывают о его значении). https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 23.10.20 23 Чтение слов и отрывков текстов, https://russkiiyazyk.ru/category/interes no написанных кириллицей, а также чтение https://uchi.ru/ и запись чисел с помощью букв http://gramota.ru/ кириллицы 1 06.11.20 23 Игра: «Что раньше, что потом», 1 13.11.20 23 Игровые задания «Словообразовательное лото» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 20 11 Слова производные и непроизводные. Словообразовательн ые связи слов 1 1 20.11.20 23 Исследование «Как образуются слова» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 12 Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. 1 1 27.11.20 23 Игры: «Словообразовательное домино», «Найди пару», лингвистический эксперимент «Свойства корня» 13 Кто командует корнями? 1 1 04.12.20 23 14 «Пересаженные» корни 1 1 11.12.20 23 15 Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы 1 1 18.12.20 23 Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Проект. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. Интерактивная игра «Угадай суффикс», «Веселый суффикс», «Мастерская суффиксов» https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 25.12.20 23 Игры: «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения». 1 1 08.01.20 24 Игры: «Найди родственное слово»; конструирование слов по словообразовательным моделям 16 17 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://www.igraemsa.ru/igry-dljadetej/azbuka/igra- alfavit https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://www.igraemsa.ru/igry-dljadetej/azbuka/igra- alfavit 21 приставок по значению. 18 19 Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. «Не лезьте за словом в карман!» Итого по разделу 1 1 15.01.20 24 Игры «Приставка или нет?», «Прятки с приставками» https://infourok.ru/prezentaciyavneklassnogo- zanyatiya-po-russkomuyaziku-na-temu-puteshestvie-v- stranuslov-klass-759185.html 1 1 22.01.20 24 Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/presentation/25595.html https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 12 Раздел 3. Секреты правильной речи 20 Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. 1 1 29.01.20 24 Игры: «Табу», «Не повторяться» 21 Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. 1 1 05.02.20 24 Разгадывание ребусов. Головоломка. Слова – синонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) 22 Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по 1 1 12.02.20 24 Игровые задания «Объясни слово, не называя его» 1 1 19.02.20 24 23 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ Проекты: «Близкие слова по звучанию и https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ значению» http://gramota.ru/ 22 звучанию и значению. 24 25 26 27 28 29 Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются словасинонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. 1 1 26.02.20 24 Кроссворды, головоломки. Мини- https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ словарик «Многозначные слова» http://gramota.ru/ 1 1 04.03.20 24 Составление мини-словариков: «Слова с https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ переносным значением» http://gramota.ru/ 1 1 11.03.20 24 Составление мини-словариков: https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ «Собираю синонимы» http://gramota.ru/ 1 1 18.03.20 24 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам», «Найди слово», «Отгадай https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ по признакам». 1 1 01.04.20 24 Составление мини-словариков: https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ «Собираю антонимы» http://gramota.ru/ 1 1 08.04.20 24 Составление шуточных рассказов и https://flomaster.club/25815-risunok-natemu-omonimy.html стихов 23 30 31 32 33 34 Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмыантонимы, фразеологизмысинонимы. Защита проектов 1 1 15.04.20 24 Исследование: «Омонимы в речи» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 22.04.20 24 Игра «Закончи пословицу» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 29.04.20 24 Составление мини-словариков https://russkiiyazyk.ru/category/interesno «Собираю фразеологизмы» .Любимые https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ игры со словами. 1 1 06.05.20 24 Проект «Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы» 1 1 13.05.20 24 Проект «Рассказ о слове». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno (Значение, состав, родственные слова, https://uchi.ru/ фразеологизмы с этим словом, синоним, http://gramota.ru/ антоним этого слова) Презентация и защита проектов. Итого по разделу 15 Общее количество часов по программе 34 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 33 24 25 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № Наименование п/п разделов и программы Количество часов Дата тем изучения Раздел 1. Из истории языка 1 «Сказочное царство слов» всег о практичес ки е работы 1 1 2 Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов 1 1 3 «Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. 1 1 1 1 4 Формы проведения занятий 04.09.2023 Знакомство с режимом работы и содержанием курса. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Знакомство с тематическими группами 11.09.2023 слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. 18.09.2023 «Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» 25.09.202 3 Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interes no http://gramota.ru/ https://uchi.ru/ https://uchi.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interes no https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 26 5 Как появляются новые слова. 1 1 02.10.202 3 Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ Итого по разделу 5 Раздел 2. Раздел «Загадки простого предложения» 6 7 8 Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов Описание предметов в художественных текстах. 1 1 09.10.202 3 Игра: «Кто предложение», порядок слов» быстрей», задание «Собери https://russkiiyazyk.ru/category/interes no «Измени https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 16.10.202 3 Мини-словарь: «Эпитеты». Игра: «Подбери интонацию» (интонирование предложений) https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 23.10.202 3 Мини-сочинение : «Опиши предмет, не называя его» https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 27 9 Внешность и характер в портретах мастеров слова. 1 1 06.11.202 3 Рассматривание портретов. Описывание характера и внешности. 10 Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения 1 1 13.11.202 3 Задание : «Дополнить предложение разными обстоятельсвами», игры, головоломки, шарады 1 1 20.11.202 3 Проект «Афиша любимого мультфильма» 1 1 27.11.202 3 Проект: «Дополнение и его роль в речи» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 04.12.202 3 11 12 13 Блиц-опрос, кроссворд, загадки https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://www.igraemsa.ru/igry-dljadetej/azbuka/igra- alfavit 28 бывают однородными? 14 15 Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах Итого по разделу 1 1 11.12.202 3 Игры: «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения». «Найди ошибку» 1 1 18.12.202 3 Игра: «Расставь знаки препинания» https://www.igraemsa.ru/igry-dljadetej/azbuka/igra- alfavit https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 10 Раздел 3. «Лабиринты грамматики» 16 Слово в грамматике. 1 1 25.12.202 3 Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?» https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 17 Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. 1 1 15.01.202 4 Разгадывание ребусов. Головоломка. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) http://school-collection.edu.ru/ Итого по разделу 2 22.01.202 4 Игры: «Найди существительное», «Крокодил». Настольные игры Раздел 4. «О существительных по существу» 18 Почему изучение грамматики начинается с имени существительного 1 1 https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 29 19 От чего зависит род имени существительного. 1 1 29.01.202 4 20 Употребление в речи существительных общего рода Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара 1 1 05.02.202 4 1 1 12.02.202 4 Составление мини-словариков: https://russkiiyazyk.ru/category/interesno «Существительные, которые https://uchi.ru/ употребляются во множественном http://gramota.ru/ числе» 1 1 19.02.202 4 Проект: «Несклоняемые существительные» 1 1 26.02.202 4 Исследование: «Что такое падежи и для https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ чего они нужны» http://gramota.ru/ 21 22 23 Проекты: «Всегда ли можно легко https://russkiiyazyk.ru/category/interesno определить род имени https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ существительного» Кроссворды, головоломки. Мини- https://russkiiyazyk.ru/category/interesno словарик «Существительные общего https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ рода» имена https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 30 носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. В стране Сочинителей. 1 1 04.03.202 4 Мини-сочинение: фамилия и имя» 1 1 11.03.202 4 Игры: «Найди прилагательное». https://flomaster.club/25815-risunok-naИсследование «Для чего нужны именя temu-omonimy.html прилагательные» 1 1 18.03.202 4 27 В стране Сочинителей. 1 1 01.04.202 4 28 Искусство красноречия 1 1 08.04.202 4 Беседа о рифмах. Работа с загадками. https://russkiiyazyk.ru/category/interesno Сочинение собственных загадок по https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ сказок о дружбе, о добре и зле. http://gramota.ru/ Знакомство с понятием «красноречие». https://russkiiyazyk.ru/category/interesno Чтение образцовых текстов и их анализ. https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ Пересказы. 29 Искусство красноречия 1 1 15.04.202 4 30 Праздник творчества и игры. 1 1 22.04.202 4 24 25 26 «Что значит моя https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ Творческие задания для формирования https://russkiiyazyk.ru/category/interesno орфографической зоркости. https://uchi.ru/ Дидактические игры, направленные на http://gramota.ru/ развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Собственные упражнения в создании разных речей. 31 31 Трудные слова. 1 1 29.04.202 4 32 Трудные слова. 1 1 06.05.202 4 33 Занимательное слообразование. 1 1 13.05.202 4 34 Представление проекта 1 1 20.05.202 4 Итого по разделу Общее количество часов по программе Знакомство с этимологией трудных https://russkiiyazyk.ru/category/interesno слов, с точным значением слов. https://uchi.ru/ Выполнение упражнений для http://gramota.ru/ запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной https://russkiiyazyk.ru/category/interesno литературы и произведений устного https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ народного творчества. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Проект: «Любимые игры со словами» Презентация и защита проектов. https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 17 34 33 32 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов Количество тем часов Дата изучения Формы проведения занятий практиче ски е работы Раздел 1. «Поиграем со звуками, словами и предложениями» 1 «Сказочное царство 1 1 04.09.2023 Знакомство с режимом работы и слов» содержанием курса. Игры: «Справочное бюро», «Диктант-шутка», «Лингвистический футбол» 11.09.2023 Игра «Блеф-клуб», или цифровой 2 Смотрю, говорю, 1 1 диктант, «Найди пару», «Умный слушаю редактор» и программы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всег о 18.09.2023 Лексические загадки, ребусы, шарады, анаграммы 3 Лексические загадки. Звучащая строка 1 1 4 Словесный конструктор. 1 1 25.09.2023 5 Занимательная грамматика. 1 1 02.10.2023 6 Орфографический поединок 1 1 Игра: «Собери предложение», «Собери слова» Настольные игры, игра: «Найди ошибку». Проект: «Занимательная грамматика» 09.10.2023 Викторина: «Орфографический поединок» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interes no http://gramota.ru/ https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 6 Раздел 2. «Пора действовать!» 7 Для чего нужны глаголы? 8 Для чего нужны глаголы? 1 1 16.10.202 3 Беседы о роли глаголов. Задание: «Подставь глаголы в тексте», «Шуточный диктант» https://russkiiyazyk.ru/category/interes no https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 23.10.202 3 Проект: «Для чего нужны глаголы» https://resh.edu.ru/ 33 11 9 С кем дружит глагол? 1 1 06.11.202 3 Грамматические сказки, дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, головоломок. https://resh.edu.ru/ 10 С кем дружит глагол? 1 1 13.11.202 3 Составление и изготовление игры «Аукцион глаголов» https://resh.edu.ru/ 11 Делать и сделать – не одно и то же. 1 1 20.11.202 3 Исследование: «Делать и сделать: чем отличаются?» https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 12 Меняемся ролями 1 1 27.11.202 3 Кроссворды, настольные игры. Инсценирование басни. https://resh.edu.ru/ 13 Вчера, сегодня, завтра. 1 1 04.12.202 3 Мини-сочинение: «Я вчера, сегодня, завтра» https://resh.edu.ru/ 14 Кто говорит, кто действует? 1 1 11.12.202 3 Грамматическая сказка «Умные спорщики», дидактические игры и упражнения, ИКТ тренажёр. https://resh.edu.ru/ 15 Сумею победить! 1 1 18.12.202 3 Игра: «Узелки на память», чтение стихотворений https://resh.edu.ru/ 16 Мечтаем и фантазируем. 1 1 25.12.202 3 Игра: « Если был бы я волшебником». Мини-сочинение: «Я мечтаю …» https://resh.edu.ru/ 17 Дай - подай и поезжай! 1 1 08.01.202 4 Игра: «Крокодил». Чтение отрывков стихотворений. https://resh.edu.ru/ 18 Глаголы в фразеологических оборотах 1 1 15.01.202 4 Настольные игры, кроссворды https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 12 Раздел 3. Раздел «Числа и слова» 34 11 19 Для чего нужны числительные? 1 1 22.01.202 4 Игра: «Кто быстрей», «Собери https://russkiiyazyk.ru/category/interes no предложение», задание «Измени порядок https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ слов» 20 Для чего нужны числительные? 1 1 29.01.202 4 Исследование: «Для чего нужны цифры» https://resh.edu.ru/ 21 Важные даты истории нашей страны (города, края). Рекорды в цифрах. За семью печатями 1 1 05.02.202 4 Мини-словарь: «Эпитеты». Игра: «Подбери интонацию» (интонирование предложений) https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 1 1 12.02.202 4 Мини-сочинение : «Опиши предмет, не называя его» 23 Числительные в пословицах и поговорках 1 1 19.02.202 4 Рассматривание портретов. Описывание характера и внешности. https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ https://russkiiyazyk.ru/category/interesno https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 24 Числительные в фразеологизмах 1 1 26.02.202 4 Задание: «Дополнить предложение разными обстоятельствами», игры, головоломки, шарады 22 Итого по разделу https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ 7 Раздел 4. «Прочные связи» 25 Как связаны слова в словосочетании. 1 1 04.03.202 4 Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». 26 Словосочетания свободные и связанные. 1 1 11.03.202 4 Разгадывание ребусов. Головоломка. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) https://russkiiyazyk.ru/category/interesn o https://uchi.ru/ http://gramota.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 35 11 27 Словосочетания с типом связи согласование. 1 1 18.03.202 4 28 Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных Конкурс знатоков 1 1 25.03.202 4 1 1 01.04.202 4 Дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, кроссвордов. https://resh.edu.ru/ 1 1 Мини-олимпиада по русскому языку https://resh.edu.ru/ 31 Хорошо ли ты заешь части речи? 1 1 08.04.202 4 15.04.202 4 Интерактивная игра: «Хорошо ли ты знаешь части речи» https://resh.edu.ru/ 32 Хорошо ли ты заешь части речи? Представление проектов 1 1 Игра : «Знание – сила» https://resh.edu.ru/ 1 1 22.04.202 4 29.04.202 4 Представление проектов 1 1 Итого по разделу 10 29 30 33 34 Итого по разделу Общее количество часов по программе 06.04.202 4 Грамматические сказки, дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, кроссвордов. Составление и изготовление игры Исследование: «Какие дружат между собой» части речи Проект на свободную тему о частях речи (Название части речи, грамматические признаки, роль части речи в языке» Проект на свободную тему о частях речи (Название части речи, грамматические признаки, роль части речи в языке» Презентация и защита проектов. https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 34 34 33 36 11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Гайдина Л. И., Кочергина А. В., Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Гайдина Л. И., Кочергина А. В.. – М.: ВАКО, 2021 Гайдина Л. И., Кочергина А. В.. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2021 Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2022 Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВАКО, 2020 Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – СПб.: Просвещение, 2020. Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007 Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000 Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебнометодическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007 Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. СПб: Авалон, Азбука-классика, 2009 Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015 Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://resh.edu.ru) Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Учебный портал (https://russkiiyazyk.ru/category/interesno) Учебный портал (https://uchi.ru/) Учебный портал (http://gramota.ru/) 37