Рабочая программа элективного курса в Мире биологических профессий для 8 класса

Пояснительная записка
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род
занятий и работы. Данный курс призван познакомить учащихся с разнообразными видами
трудовой деятельности, их требованиям к личности и путям профессиональной
подготовки.
Важно, чтобы школьники приобрели адекватные представления о своей профессии и о
своих возможностях, активно развивали их. Практические работы, предусмотренные
курсом, должны помочь учащимся самостоятельно сориентироваться в мире профессий,
выявить свои интересы, склонности и способности к одной из них, составить свой
профессиональный план, получить устойчивые навыки работы со справочной литературой
по профессиям. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать,
где продолжить образование, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной
деятельности.
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей
ступени общего образования к профильному обучению. Для правильного выбора
обучения необходимо определить приоритеты, которые могли бы помочь учащимся в
выборе дальнейшего образовательного пути. В этом немалую роль должен сыграть
данный элективный курс «Биология в твоей профессии», который призван показать
учащимся применение биологических процессов в различных специальностях.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний в области биологических
профессий. Курс носит развивающую и практическую направленность.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса - способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Основные задачи курса:




профессиональная ориентация учащихся по биологическому профилю;
поддержка интереса к биологии и профессиональная направленность;
формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма;

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в
соответствии с учебным планом): в 8-мых классах по 1 часу в неделю в течении учебного
года.
Методы обучения. Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы:
объяснительно - иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи
школьникам знаний (беседа, рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация изучаемых
явлений и процессов средствами наглядности; информационно - поисковые методы
(проблемное изложение, диспуты, наблюдение, встречи с представителями различных
профессий, работа с учебной и другой литературой).
Формы обучения. Основной формой организации учебной работы по информационному
предпрофильному курсу является занятие. Важной формой наглядного ознакомления
школьников с производством, системой профессионального образования являются
экскурсии.
Техническое оборудование и методическое обеспечение учебного кабинета позволяет
использовать на занятиях ИКТ, что повышает мотивацию учащихся и позволяет более
доступному и интересному усвоению учебного материла. Между школой и рядом

организаций в Свердловской области, есть договоренность на проведение экскурсий, что
позволяет еще лучше пройти курс по выбору.
Рабочая программа разработана с учетом регионального этнокультурного содержания
образования, в темы включен материал, касающийся истории, культуры, национальных
особенностей. Данный материал включает в себя перечень востребованных профессий,
связанных с предметом биология.
Система занятий спланирована с учетом межпредметных связей с биологией. Что
способствует лучше понять аспект разнообразия специальностей. Программа разработана
с учетом метапредметных результатов учебной деятельности, помогающих обучающимся
использовать способы деятельности, освоенные на базе нескольких учебных предметов,
при решении проблем реальных жизненных ситуаций.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
После изучения данного элективного курса учащихся должны знать:
Профессии, связанные с биологией; Внедрение биологических знаний и процессов в
другие отрасли экономики России и Свердловской области; Основные профессиональные
требования к биологическим профессиям; Знать предприятия и организации России и
Республики Хакассии по данному профилю;
Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в биологических профессиях и внедрение
биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Свердловской
области; Оценивать свои склонности и способности к выбору профиля обучения или к
выбору профессии; Развитию умений работать в группе.
Возможные варианты отметок:











защищен реферат
разработан проект
выполнены творческие задания
Образовательные технологии:
учебные практики;
проектная деятельность;
исследовательская деятельность школьников;
проблемно-поисковая деятельность;
творческие работы;
информационные технологии.

Формы организации занятий:








занятие обсуждение (наличие ситуации, которая моделирует различные формы
обсуждения, создание конфликта мнений);
занятие-семинар (дискуссионная деятельность);
практикум по решению задач (коллективная деятельность);
занятие-экскурсия (видеоэкскурсия);
занятие-путешествие;
занятие - круглый стол;
занятие – защита ученических проектов (итоговое);

Исследовательская деятельность, мониторинг состояния окружающей среды

Темы, учащиеся выбирают из предложенных или формулируют самостоятельно.
Работают в группах. Используют для исследований изученные методики, находят
недостающие нужные методики самостоятельно

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ Название темы
п/п

Кол-во часов

1. Введение. В мире биологических профессий

3

2. Биология в медицине

12

3. Биология в педагогической деятельности

6

4. Биология в промышленности и в различных
отраслях народного хозяйства России и
Свердловской области

9

5. Биология в твоей профессии

3

Введение. В мире биологических профессий (3 часа).
Познакомить учащихся с профессиями биологического профиля и применение
биологических знаний в других профессиях.
Практическое задание: “Определение своих склонностей и способностей,
способствующих выбору профессии и составления своей профессиональной карты”.
Тема 1. Биология в медицине (12 часов).
Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним.
Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра
различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт), врачами различного профиля
(терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог,
офтальмолог, травматолог и другие), а также с представителями медицинской науки
(генетиками, геронтологом и другими).
Тема 2. Биология в педагогической деятельности (6 часов).
Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической
культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики.
Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя
и воспитателей различных образовательных учреждений.
Тема 3. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России
и Свердловской области (9 часов).
Ознакомление с применением биологических знаний в других профессиях (химик –
технолог, лесник, эколог, инженер, ветеринар, агроном, охотовед и другие).
Биология в твоей профессии (3 часа).
Защита творческих работ и групповых проектов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема занятия

Количест
во часов

Электронные ресурсы

1.

Введение.

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

2.

В мире биологических
профессий.

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

3.

В мире биологических
профессий

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

п/
п

Биология в медицине
4.

Медицинские
институты и колледжи

5.

Медицинские
профессии

6.

Медицинские профили

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

7.

Фармакология

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

8.

Фармакология

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

9.

Профессии среднего
медицинского
персонала

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

10.

Профессии среднего
медицинского
персонала

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

11.

Узкая специализация в
медицине

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

12.

Кто такой генетик?

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

13.

Кто такой генетик?

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

14.

Посещение детской
поликлиники города

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

15.

Посещения «Центр
переливания крови
города Екатеринбурга»

https://proektoria.online/catalog/industries/me
diczina-i-zdorove

Биология в педагогической деятельности
16.

Воспитатель

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

17.

Биология в школе,
предметы
естественного цикла и
начальные классы

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

18.

Биология в школе,
предметы
естественного цикла и
начальные классы

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

19.

Биология в школе,
предметы ОБЖ и
информатика

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

20.

Биология в школе,
предметы ОБЖ и
информатика

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

21.

Ветеринария
(посещения зоопарка г
Екатеринбурга.)

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

22. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и
Свердловской области
23.

Химик- технолог

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

24.

Инженер химиктехнолог

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

25.

Бактериолог /
Вирусолог

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

26.

Биология в
промышленности

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

27.

Как создаются
лекарства?

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

28.

Охотовед.

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

29.

Лесник

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

30.

Инженер- эколог

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

31.

Сельское хозяйство.

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

32.

“Биология в твоей
профессии”

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

33.

“Биология в твоей
профессии”

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

34.

“Биология в твоей
профессии”

1

https://proektoria.online/catalog/industries/med
iczina-i-zdorove

Всего

34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».