Рабочая программа курса внеурочной деятельности Методы изучения окружающей среды для 9 классов

•
•
•
•
•
•
•
•

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от
17.12.2010г.,
Устав школы;
Годовой учебный календарный график на 2023-2024 учебный год.
Примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Учебно-методические пособия:
География. Подготовка к ОГЭ. А.Б. Эртель, изд. «Легион» 2017, 2018 г.
География 8-9 классы (работа с различными источниками информации,
диагностика предметных и метапредметных результатов, подготовка к
ГИА, изд. «Легион»).

Цель:
создание условий для всестороннего развития личности ребенка,
формирования географических знаний, умений, опыта творческой
деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей
развития географической оболочки, через формирование картографической
грамотности обучающихся, развитие навыков работы с различными
источниками географической информации.
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование
картографической грамотности школьников; формирование географического
образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на основе
комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех
основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Основными целями регионального компонента являются:
 обновление содержания общего образования;
 создание педагогических условий для успешной социализации
личности в условиях региона;
 овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего
региона;
 воспитание
патриотизма
и
чувства
гражданственности
у
подрастающего поколения

Задачи:
формирование интереса к географии;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с
выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие
навыков работы с различными источниками информации (статистическими,
картографическими, электронными ресурсами и т. д.), т. е. формирование
универсальных учебных действий школьников в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования.
развитие географической грамотности посредством работы с картами
разнообразного содержания, изучения способов изображения географических
объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной
жизни информацию из различных источников – карт, статистических
данных, интернет-ресурсов;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе
специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также
использовать географические знания для организации своей
жизнедеятельности;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных
объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий
взаимодействия природы и человека;
формирование представления об изменениях административной карты РФ; о
населении России, развитии экономики;
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность,
патриотизм.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у
обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками
географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и
государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе.
Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что
является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание
карты». В будущем будет способствовать более успешной социализации
выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к
учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической
грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в
общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность
подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение
использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие
из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся

читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить
полную характеристику территории (материка, страны, города),
географического объекта и т.д. Данный курс поможет обучающимся в
подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в
контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых
необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт,
графиков, диаграмм, статистических данных.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с
программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом
реализации внутрипредметных и метапредметных связей; сочетание
научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения
картографии, а доступность достигается путем применения современных
образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных
особенностей обучающихся.
Место учебного курса в учебном плане:
Учебный план по внеурочной деятельности предусматривает организацию
внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в 9
классе 34 часов (1 час в неделю).
Содержание программы
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных
качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды,
как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою
точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.
д.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).
Тема 1. Водное занятие. Тема 1. Картографические методы изучения
Земли (9 часов).

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра:
«Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по
топографической карте и плану местности. Определение направлений на
топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).
Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и
построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).
Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое
занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по
топографической карте (ОГЭ).
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики
географического положения России (4 часа).
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток,
высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной
окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли
уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Практическая
работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские
границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (3 часа.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по
карте часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов. Решение задач на определение
поясного времени.
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление
зависимости между строением, формами рельефа и размещением
полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте
мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем
строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта.
Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных
пород. Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники
на карте мира и России.
Тема 6. Аналитический и статистический методы. Климат. Анализ
климатограмм, характерных для различных типов климата России. (5
часов).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Работа с синоптической картой. (Выполнение заданий по карте погоды).
Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей
соответствует. (Выполнение заданий). Планетарные особенности Земли.
Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей
продолжительностью дня. (Выполнение заданий). Работа со статистическим

материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями
климата и географическим положением пункта.
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.
Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами.
Определение доли земель, занятых лесами, долю с/х угодий, долю добычи
нефти и т.д. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное
природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики
динамики изменения численности населения. Расчет демографических
показателей по теме: Население России (2 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и
отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей
Естественное движение населения России. Определение величины
естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей
«Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа.
Определение миграционного прироста населения. Народы России. Городское
и сельское население. Возрастной состав населения.
Формы организации учебных занятий:
 Собеседование (индивидуальная беседа)
 Самостоятельная работа
 Групповая работа
 Фронтальная работа
 Индивидуальная работа
РАЗДЕЛ № 2
Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Количес
тво
часов

Формы

Ссылки на
интернет
ресурсы

Водное занятие. Тема 1.
Картографические методы
изучения Земли

9

беседа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

1

Топографическая карта. Атласы.

1

Практическ
ая работа

https://vk.
com/video67004279_
456239176

2

Стороны горизонта. Определение
расстояний по топографической
карте и плану местности.

1

Практическ
ая
лаборатори

https://rea
der.lecta.r
osuchebni

Определение направлений на
топографической карте и карте
полушарий (Практическое
занятие).

я

k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru

3

Определение азимутов по
топографической карте.
(Практическое занятие)

1

Творческая
мастерская

https://ww
w.youtube.
com/watch
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

4

1
Определение расстояний по
топографической карте и плану
местности. Определение
направлений на топографической
карте и карте полушарий.
(Практическое занятие).
Практическое занятие. Решение 1
заданий повышенного уровня
сложности по топографической
карте.

Практическ
ая работа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

Практическ
ая
лаборатори
я

https://vk.
com/video67004279_
456239176

Изображение неровностей земной 1
поверхности. Горизонтали.
Построение профиля рельефа
местности. (Практическое
занятие).

Творческая
мастерская

https://rea
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai

5

6

gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru
7

Игра «Угадай страну».

1

Викторина,
кроссворд

8

Анализ и построение профиля
рельефа местности по
топографической карте.
(Практическое занятие).
Путешествие по карте мира и
России. Формы рельефа на
физической карте мира и России.
Игра «Географический бой».
Тема 2. Работа с физической
картой для характеристики
географического положения
России.

1

Дискуссия

1

Онлайн
игра

4

Практическ
ая работа

https://vk.
com/video67004279_
456239176

10

Мы определяем географические
координаты (Практическое
занятие).

1

Практическ
ая
лаборатори
я

https://rea
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru

11

Определение протяженности
страны с севера на юг и с запада
на восток, высоты
географических объектов над

1

Творческая
мастерская

https://ww
w.youtube.
com/watch
?v=dXIHy

9

https://ww
w.youtube.
com/watch
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769
https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

– https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

уровнем моря с помощью
послойной окраски.

12

13

14

15

16

5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

Пр. работа. Расположить города
в порядке увеличения и ли
уменьшения высоты над уровнем
моря.
Границы России.
Пр. работа: Определение стран, с
которыми Россия имеет
сухопутные и морские границы.
Определить самую протяженную
и самую короткую границу.
Тема 3. Политикоадминистративная карта
России.
Политико-административная
карта России.

1

Практическ
ая работа

https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

1

Практическ
ая
лаборатори
я

https://vk.
com/video67004279_
456239176

1

Круглый
стол

https://vk.
com/video67004279_
456239176

Регионы России. Путешествуем
по России.

1

Беседа
– https://rea
дискуссия
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru

Тема 4. Определение поясного
времени для разных пунктов
России по карте часовых
поясов.
Карта часовых поясов России.
Решение задач по карте часовых

2

2

1

Практическ
ая работа

https://res
h.edu.ru/s

поясов

ubject/4/9/
Практическ
ая
лаборатори
я

Карта часовых поясов России.
Решение задач на определение
поясного времени.

1

Тема 5. Работа с картами
различного содержания.
Выявление зависимости между
строением, формами рельефа и
размещением полезных
ископаемых крупных
территорий.

7

18

Тектоническая карта. Изучаем
строение земной коры.

1

Творческая
мастерская

19

Вулканы. Землетрясения.

1

Проектная
мастерская

20

Геологическая карта.
Геохронологическая таблица.
Изучаем залегание горных пород.

1

Проектная
мастерская

21

1
Практическое занятие:
Определение последовательности
залегания горных пород.

Проектная
мастерская

https://vk.
com/video67004279_
456239176

22

Острова и полуострова на
физической карте мира и России.

Проектная
мастерская

https://rea
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/

17

1

https://vk.
com/video67004279_
456239176
https://rea
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru
https://yan
dex.ru/vid
eo/preview
/11677313
912316072
829
https://yan
dex.ru/vid
eo/preview
/76024996
481359804
7
https://res
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru
23

Моря, заливы и проливы на карте
мира и России.

1

Проектная
мастерская

24

Реки, озера, ледники на карте
мира и России

1

Конференци https://res
я
h.edu.ru/s
ubject/4/9/

25

5
Тема 6. Аналитический и
статистический методы
Климат. Анализ климатограмм,
характерных для различных
типов климата России.
1
Климатическая карта.
Атмосферные фронты, циклоны и
антициклоны.

Дискуссия

https://ww
w.youtube.
com/watch
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

https://rea
der.lecta.r
osuchebni
k.ru/demo/
7725/data/
chapter04.
xhtml?utm
_source=y
a.ru&utm
_medium=
referral&u
tm_campai
gn=ya.ru&
utm_referr
er=ya.ru

26

Работа с синоптической картой.
(Выполнение заданий по карте
погоды)

1

Практическ https://ww
ая
лаборатори w.youtube.
com/watch
я
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

27

Анализ климатограмм и
определение по карте пункта,
климат которого ей
соответствует. (Выполнение
заданий)
Планетарные особенности Земли.
Практическая работа.
Определение пунктов с
наибольшей и наименьшей
продолжительностью дня.
(Выполнение заданий)
Работа со статистическим
материалом (таблица) по
выявлению зависимости между
особенностями климата и
географическим положением
пункта.
Тема 7. Природные ресурсы
России. Природные комплексы.
Заповедники России.
Отработка умений работы со
статистическим материалом:
таблицами.
Определение доли земель
занятых лесами, доли с/х угодий,
доли добычи нефти и т.д.

1

Практическ https://resh
ая работа
.edu.ru/sub
ject/4/9/

1

Творческая
мастерская

1

Работа по https://vk.c
таблицам
om/video67004279_
456239176

1

Практическ https://ww
ая
лаборатори w.youtube.
com/watch
я
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

Влияние человека на природу.
Рациональное и нерациональное
природопользование.
Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со
статистическими источниками

1

Проектная
работа

28

29

30

31

https://resh
.edu.ru/sub
ject/4/9/

2

3

https://resh
.edu.ru/sub
ject/4/9/
https://vk.c
om/video-

32

33

информации. Графики
динамики изменения
численности населения. Расчет
демографических показателей
по теме: Население России.
Численность и естественное
движение населения России.
России и отдельных регионов.
Определение плотности
населения.

Работа с таблицей «Естественное
движение населения России».
Определение величины
естественного прироста в
промилле. Миграции.

Итого

67004279_
456239176

2

Работа
картой

1

Проектная
работа

с https://rea
der.lecta.ro
suchebnik.
ru/demo/77
25/data/ch
apter04.xh
tml?utm_s
ource=ya.r
u&utm_me
dium=refe
rral&utm_
campaign=
ya.ru&utm
_referrer=
ya.ru
https://ww
w.youtube.
com/watch
?v=dXIHy
5dpRIk&y
sclid=lm8z
c0xdny934
073769

34

Планируемые результаты
Личностные результаты
- Овладение на уровне общего образования законченной системы
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том
числе и человека.
Метапредметные результаты
Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей
среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых
знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной
деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её
цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством
географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск,
анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с
помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты. формирование представлений о географической
науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны;
формирование первичных навыков использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем; формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
Обучающиеся будут иметь представление:
- об основных методах изучения Земли
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран.

Выпускник научится:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от
воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных
источниках и анализировать географическую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- понимать смысла собственной действительности;
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник будет иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи,
самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».