Рабочая программа курса внеурочной деятельности Русский язык в моей жизни для 5-9 классов

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык в
моей жизни» (далее — курс) для 5-9 классов составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной программы основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от
23.06.2022).
Программа курса рассчитана на уровень основного общего образования и
направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков,
способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие
познавательных и творческих способностей и интересов.
Цель данной программы:
- сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать
условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят
общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей
активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных
образовательных результатах.
Основные задачи:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,
памяти, воображения у обучающихся;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности,
освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных
особенностей учащихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных
приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать
информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
- развитие речи, расширение словарного запаса;
- развитие эрудиции, тренировки памяти и внимания, развитие логического мышления.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, имеет практико-ориентированный
характер, 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и
направлена на:
- развитие интеллектуальных умений;
- развитие речи, обогащение словарного запаса и развитие кругозора;
- развитие мышления, воображения;
- развитие мотивации к обучению, познавательных интересов;
- знакомство с профессиями, профориентацию.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов, индивидуальных возможностей воспитанников и отличны от урочных:
- виртуальная экскурсия;

- учебная игра;
- развивающая игра;
- практическое занятие;
- творческое занятие;
- дискуссия;
- тренинг;
- викторина.
Принципы планирования деятельности обучающихся по развитию учебно познавательных интересов:
- принцип взаимосвязи с программным материалом по предметам учебного плана;
- принцип доступности. В ходе занятий используются игровые формы и специальный
дидактический материал, соответствующий особым образовательным потребностям
обучающихся, испытывающих трудности в изучении математики;
- принцип концентричности. Темы и содержание занятий подбираются согласно
концентрическому принципу обучения: начало работы над темой, где предлагается
новый материал, диктует необходимость использования тех заданий и правил, которых
ученику уже известны.
Программа строится на следующих позициях:
- практическое овладение логическими умениями;
- использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненного
опыта, а также материала различных учебных предметов;
- восприятие и воспроизведение речевого материала, предъявляемых на занятии, и
соотнесение его с материалом по развитию познавательных интересов;
- использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенного
осознания детьми значимости логических отношений, их независимости от конкретного
содержания материала;
- развития логического мышления на основе системы упражнений и заданий,
обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.
Место в учебном плане курса внеурочной деятельности «Русский язык в моей
жизни».
С 5 по 9 класс на реализацию курса отводится по 1 часу в неделю, по 34 часа в 5-9
классах, 136 часов за период обучения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык
в моей жизни»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
•
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
•
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания
последствий поступков;

•
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
•
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах;
•
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
•
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и
познавательных задач, создании учебных проектов;
•
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
•
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки
и общественной практики;
•
интерес к обучению и познанию;
•
любознательность;
•
стремление к самообразованию;
•
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
•
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а
также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
•
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
•
интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с
информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными
на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
•
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей
их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать понятия, определения;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
•
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекста.
Работа с информацией:
•
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
•
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
•
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами
и их комбинациями;
•
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
•
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
•
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
•
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;

•
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
•
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
•
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
•
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
•
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русский в моей жизни»
5 класс
I. В мире звуков и букв (11 час.)
Числовой диктант. Как человек научился читать и писать? Запомни правила.
Занимательная морфология. Прочитай и перескажи. Магическая сила слов. Как
научиться пересказывать. Пропущенные слова. Сочиняем и дополняем. Конструктор
лингвистических определений. Великий языковед.
II. Наш мобильный мир (5 час.)
Не стоим на месте. Вот и встретились. Мы пишем, пишем, пишем … Сочиняй-ка.
Путешествие в страну Лингвистика.
III. Лингвистический калейдоскоп (6 час.)
Отличай-ка. Писатель. Философ. Конструктор предложений. Я – писатель.
Лингвистические загадки.
IV. Опишем весь мир (3 час.)
Вместе строим предложения. От слова к тексту. Звук. Буква. Слова.Предложения.Текст.
V. Великие умы человечества (8 час.)

Старинные слова. Лингвистические кроссворды. Лишнее слово. Самый умный. Великие
открытия. А чего можешь достичь ты? Кроссворд из лингвистических определений.
Лингвистические головоломки. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия
VI. Резерв (1 час.)
Резерв.
6 класс
I.
Занимательная морфология (4 час.)
Как эффективней выучить правила? Секреты изложения. Вокруг света с русским
языком. Бабушкины сказки.
II. Лингвистика и общение (8 час.)
Разделим тексты по смыслу. Русский язык и кулинария. Сочиняем рецепт. Урок
с
загадкой. Другая форма слова. Юные знатоки. Секреты запоминания. Как повысить
грамотность.
III. Как сделать правила понятными (7 час.)
Как стать ударником. А я правил не боюсь. Культура речи. Тренинг «Ораторское
искусство». Очевидное и невероятное. Возможные варианты. Занимательная фонетика.
IV. Секреты филологии (7 час.)
По разные стороны.
Тренинг «Развитие внимания». Мастер слова и письма. Умная
практика. Трудное или интересное. Применяем правила. Счастливый случай.
V. Слова ловушки (3 час.)
Сила памяти. Конструктор. Проверь себя.
VI. Лингвистические игры (4 час.)
Билет в театр. Ищем ошибки. Морской бой на русском языке. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Рефлексия.
VII. Резерв (1 час.)
Резерв
7 класс
I.
Правила вокруг нас (7 час.)
Запоминаем
в уме. Ораторское искусство. Лингвистика А.А.Реформаторского.
Лингвистический калейдоскоп. Легенда о том, как появилось слово. В волшебном мире
слов. «Чем больше читаешь, тем лучше напишешь».
II. Буквы и цифры (11 час.)
Вместо цифры слово. Лингвистический калейдоскоп. Путешественник. Запомни
правило. Повышение грамотности. Проверь себя. Другое название. Морфологические и
синтаксические конструкции. Есть что-то общее….Что нам поможет? Что нам поможет?
Секреты филологии. Устно и письменно. Обучение с увлечением. Поиск
неизвестного. Упражнение в стихах. Узнай неизвестное. Проверь себя.
III. Мы в лингвистику тропинку одолеем без запинки (5 час.)
Что их объединяет? Гуманитарная наука немыслима без старания. Зачем ученику нужны
правила? Из каких синтаксических конструкций собран текст? Конструктивные методы
в филологии.
IV. Занимательная филология (4 час.)
Знакомая и новая. Рисуем с помощью слова. Проверь себя. Заключительное занятие.
Подведение итогов. Рефлексия.

V.
Резерв
Резерв.

(1 час.)

8 класс
I.
Русский язык в умелых руках… (6 час.)
Особенный знак. Обратная задача. Филологическое лото. Лингвистический кроссворд.
Верно – неверно. Проверь себя.
II. Мир слов и звуков
(4 час.)
Без них далеко не уедешь. Тренировка ума. Слово превращается…Проверь себя.
III. Великий В.И.Даль
(9 час.)
Знакомые и незнакомые.
От простого к сложному. Значение буквы проверить
несложно твои лингвистические успехи. Русский язык в стихах. Знай терминологию и
вычисляй. Развитие устной речи. Книги и развитие. Проверь себя.
IV. От слова к тексту
(7 час.)
Как писать грамотно? Правила спешат на помощь. В разведку. Новый формат
сочинения. «Железобетонный» метод написания изложения. Не запутайся.
Морфологический кроссворд.
V.
Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (5 час.)
Историческая тропинка. Одно из сокровищ философии. Прочитай и напиши.
Занимательная филология. Напиши правильно.
VI. Морфологическое семейство (2 час.)
В стране правил. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия.
VII. Резерв
(1 час.)
Резерв.
Тематическое планирование занятий
«Русский язык в моей жизни»
5 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы

Коли
честФормы проведения
во
занятий
часо
в
I. В мире звуков и 11 Тренинг,
игра,
упражнение на развитие
букв
различных видов памяти,
марафон,
дискуссия,
упражнение на внимание,
логические
задачи,
викторина
II. II. Наш
дискуссия, викторина
5
мобильный
мир

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


http://www.
fipi.ru/



https://oge.sda
mgia.ru/

творческое задание, игра,
упражнение на внимание,
дискуссия
Тренинг, игра, загадки

III Лингвистическ
. ий калейдоскоп

6

IV Опишем весь
. мир
V. Великие умы
человечества

3
8

игра,
упражнение
на
развитие различных видов
памяти,
викторина,
играпутешествие,
тренинг,
ребусы, дискуссия

VI Резерв
.
Итого:

1

игра-онлайн

34



https://resh.edu
.ru/



https://videouro
ki.net/



https://www.ya
klass.ru/



https://multiuro
k.ru/

6 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы

Коли
честФормы проведения
во
занятий
часо
в
дискуссия,
тренажер,
4
игра-путешествие

I.

Занимательная
грамматика

II.

Лингвистика и
общение

8

III. Как
сделать
правила
понятными

7

IV. Секреты
филологии

7

дискуссия,
игра,
тренажер,
логические задачи
дискуссия,
видеоурок,
тренажер, тренинг на
внимание,
логические
задачи
видеоурок,
тренажер,
тренинг на внимание,
дискуссия, игра-зачет
дискуссия, игра, тест

Слова ловушки

3

VI. Лингвистическ
ие игры (4 час.)

4

дискуссия,
тренажер

VII. Резерв

1

игра-онлайн

V.

Итого:

34

игра,

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


http://www.
fipi.ru/



https://oge.sda
mgia.ru/



https://resh.edu
.ru/



https://videouro
ki.net/



https://www.ya
klass.ru/



https://multiuro
k.ru/



https://testedu.r
u/

7 класс
№ Наименование Коли
разделов и тем честФормы проведения
программы
во
занятий
часо
в
тренинг,
логические
I. Правила
7
задачи,
вокруг нас
дискуссия,
онлайнтренажер
онлайнII. Буквы
и 11 дискуссия,
цифры
тренажер,
логическая
задача,
конструктор определений,
онлайн-тест, тренинг
дискуссия,
онлайнIII Русский
и
6
викторина,
. философы
онлайн-тренажер, онлайнтест
дискуссия,
тренинги,
IV Мы
5
. в лингвистику
онлайн-тренажер
тропинку
одолеем
без
запинки
дискуссия,
творческое
V. Занимательна
4
задание,
онлайня филология
тренажер,
онлайн-тест
игра-онлайн
VI Резерв
1
.
Итого:
34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


http://www.
fipi.ru/



https://oge.sda
mgia.ru/



https://resh.ed
u.ru/



https://videour
oki.net/



https://www.y
aklass.ru/



https://multiur
ok.ru/

8 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы

Количе
ство
часов

I.

Русский язык в
умелых
руках …

6

II.

мир слов
звуков

4

и

III. Великий
В.И.Даль

IV. От слова
тексту

9

к

7

Язык
есть
исповедь
народа, / Его
душа и быт
родной.
VI. Морфологическ
ое семейство

5

VII Резерв
.
Итого:

1

V.

2

34

Формы проведения
занятий
дискуссия,
онлайнтренажер,
тренинг,
кроссворд,
онлайнтренинг, онлайн-тест
дискуссия,
онлайнтренинг, игра, онлайнтест
дискуссия,
играпутешествие
онлайн-тренинг,
математический онлайнтренажер,
игра,
логические
задачи,
онлайн-тест
дискуссия,
играпутешествие
онлайн-тренинги, онлайнтренажер, кроссворд
игра-путешествие,
дискуссия,
онлайн-тренинг,
логические
задачи,
творческое задание
дискуссия,
онлайнтренинг
игра-онлайн

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы


http://ww
w.
fipi.ru/



https://og
e.sdamgi
a.ru/



https://re
sh.edu.ru
/



https://vi
deouroki.
net/



https://w
ww.yakl
ass.ru/



https://m
ultiurok.r
u/



https://te
stedu.ru/

№
п/
п

Тема

Поурочное планирование
5 класс
Кол
Форма
Дата
ипроведени изучения
честя
во
часо
в

I. В мире звуков и букв
1. Особый диктант

11
1

тренинг

Как человек научился
писать и читать?

1

игра

3.

Запомни правила

1

4.

Занимательная морфология

1

5.

Прочитай и перескажи

1

2.

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

08.09.2023 http://www. fipi.ru/
15.09.2023 https://oge.sdamgia.ru
/

упражнени 22.09.2023 https://resh.edu.ru/
е
на
развитие
различных
видов
памяти
игра
29.09.2023 https://videouroki.net/
марафон
06.10.2023 https://www.yaklass.r
u/

6.

Магическая сила слов

1

игра

7.

1

дискуссия

8.

Как научиться
пересказывать
Пропущенные слова

1

9.

Сочиняем и дополняем

1

упражнени 27.10.2023 https://infourok.ru/
е
на
внимание
упражнени 10.11.2023 https://novatika.org/
е
на
внимание
тренинг
17.11.2023 pushkininstitute.ru (пр
оект
Государственного
института русского
языка им. А.С.
Пушкина
«Образование на
русском»)
викторина 24.11.2023 http://www.gramota.r

10 Конструктор
. лингвистических
определений

1

11 Великий языковед

1

13.10.2023 https://multiurok.ru/
20.10.2023 https://testedu.ru/

u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)

.

II. Наш мобильный мир

5

12 Не стоим на месте
.

1

логические 01.12.2023 http://www.ropryal.ru
задачи
(Российское
общество
преподавателей
русского языка и
литературы: портал
«Русское слово»)
задачи на 08.12.2023 http://www.glossary.r
движение
u (служба
навстречу
тематических
толковых словарей)
задачи на 15.12.2023 http://www.gramma.r
движение
u (культура
в
письменной речи)
противопо
ложные
стороны
задачи на 22.12.2023 http://www.ug.ru (Уч
движение
ительская газета)
вдогонку
задачи на 29.12.2023 http://rus.lseptember.r
движение
u (газеты «Русский
по воде
язык»,
«Литература»,
«Библиотека в
школе»)

13 Вот и встретились
.

1

14 Мы пишем, пишем, пишем
. …

1

15 Сочиняй-ка
.

1

16 Путешествие в страну
. Лингвистика

1

III Граматический
. калейдоскоп
17 Отличай-ка
.

6
1

творческое
задание

18 Писатель
.
19 Философ
.

1

игра

1

игра

12.01.2024 http://pedsovet.org/lea
der.html (журнал
«Лидеры
образования»)
19.01.2024 http://www. fipi.ru/
26.01.2024 https://oge.sdamgia.ru
/

20 Конструктор предложений
.

1

21 Я – писатель
.
22 Лингвистические загадки
.

1

IV
.
23
.
24
.
25
.
V.

1

упражнени 02.02.2024 https://resh.edu.ru/
е
на
внимание
дискуссия 09.02.2024 https://videouroki.net/
тренинг
разных
видов
мышления

16.02.2024 https://www.yaklass.r
u/

Опишем весь мир

3

Вместе строим
предложения

1

тренинг

22.02.2024 https://testedu.ru/

От слова к тексту

1

игра

15.03.2024 https://infourok.ru/

Звук. Буква. Слова.
Предложение. Текст.

1

загадки

22.03.2024 https://novatika.org/

Великие умы
человечества
26 Старинные слова
.

8

27 Лингвистические
. кроссворды

1

28 Лишнее слово
.

1

29 Самый умный
.

1

1

логические 05.04.2024 http://www.gramota.r
задачи
u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)
игра
12.04.2024 http://www.mapryal.o
rg (Международная
ассоциация
преподавателей
русского языка и
литературы
(МАПРЯЛ)
упражнени 19.04.2024 http://www.ropryal.ru
е
на
(Российское
развитие
общество
преподавателей
различных
русского языка и
видов
литературы: портал
памяти
«Русское слово»)
викторина 26.04.2024 http://www.glossary.r
u (служба
тематических
толковых словарей)

30 Великие открытия. А чего
. можешь достичь ты?

1

играпутешеств
ие
тренинг

31 Кроссворд из
. лингвистический
определений
32 Лингвистические
. головоломки

1

1

ребусы

33 Заключительное занятие.
. Подведение итогов.
Рефлексия

1

дискуссия

VI Резерв
.
34 Резерв
.

1

03.05.2024 http://www.gramma.r
u (культура
письменной речи)
10.05.2024 http://www.ug.ru (Уч
ительская газета)

ws.ru (журнал
«Вестник
образования
России»)

1

ИТОГО:

17.05.2024 http://rus.lseptember.r
u (газеты «Русский
язык»,
«Литература»,
«Библиотека в
школе»)
24.05.2024 http://www.vestnikne

34

играонлайн

31.05.2024 http://ru.wikipedia.org
(свободная
многоязычная
энциклопедия)

Поурочное планирование
6 класс
Коли
Форма
Дата
чест проведени изучения
во
я
часо
в

№
п/п

Тема

I.

Занимательная
морфология
Как эффективней выучить
правила?
Секреты изложения

4

3.

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

дискуссия

1

тренажер

Вокруг света с русским
языком

1

22.09.2023 https://videouroki.net
/

4.

Бабушкины сказки

1

играпутешеств
ие
логически
е задачи

II.

Лингвистика и общение

8

5.

1

дискуссия

06.10.2023 https://testedu.ru/

6.

Разделим тексты по
смыслу
Русский язык и кулинария

1

игра

7.

Сочиняем рецепт

1

тренажер

8.

Секреты филологии

1

дискуссия

9.

Другая форма слова

1

тренажер

1.
2.

08.09.2023 https://oge.sdamgia.r
u/
15.09.2023 https://resh.edu.ru/

29.09.2023 https://www.yaklass.r
u/

13.10.2023 https://infourok.ru/
20.10.2023 https://novatika.org/
27.10.2023 pushkininstitute.ru (п
роект
Государственного
института русского
языка им. А.С.
Пушкина
«Образование на
русском»)
10.11.2023 http://www.gramota.r
u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)

10.

Юные знатоки

1

игра

17.11.2023 http://www.mapryal.o
rg (Международная
ассоциация
преподавателей
русского языка и

литературы
(МАПРЯЛ)
11.

Секреты запоминания

1

тренажер

12.

Как повысить
грамотность

1

логически
е задачи

III.

Как сделать
понятными

правила

13.

Как стать ударником

1

дискуссия

14.

А я правил не боюсь!

1

видеоурок

24.11.2023 http://www.ropryal.ru
(Российское
общество
преподавателей
русского языка и
литературы: портал
«Русское слово»)
01.12.2023 http://www.glossary.r
u (служба
тематических
толковых словарей)

7

08.12.2023 http://www.ug.ru (Уч
ительская газета)
15.12.2023 http://rus.lseptember.r
u (газеты «Русский
язык»,
«Литература»,
«Библиотека в
школе»)

15.

Культура речи

1

тренажер

16.

Тренинг «Ораторское
искусство»

1

тренинг

17.

Очевидное и невероятное

1

дискуссия

18.

Возможные варианты

1

тренажер

22.12.2023 http://www.vestnikne
ws.ru (журнал
«Вестник
образования
России»)
29.12.2023 http://pedsovet.org/le
ader.html (журнал
«Лидеры
образования»)
12.01.2024 http://ru.wikipedia.or
g (свободная
многоязычная
энциклопедия)
19.01.2024 http://www.megaboo
k.ru (энциклопедия
портала «Кирилл и
Мефодий»)

19.

Занимательная фонетика

1

логически
е задачи

26.01.2024 http://www.rubricon.
com (энциклопедии,

словари,
справочники)
IV. Трудно или интересно

7

20.

По разные стороны

1

видеоурок

21.

1

тренажер

22.

Тренинг «Развитие
внимания»
Мастер слова и письма

1

тренинг на
внимание

23.

Умная практика

1

тренажер

02.02.2024 http://dic.academic.ru
(словари и
энциклопедии)
09.02.2024 http://slovari.yandex.r
u (словари)
16.02.2024 http://www.ucheba.co
m (образовательный
портал)
22.02.2024 http://www.5ballov.r
u (новости
образования,
образовательные
организации
высшего
образования
Российской
Федерации, тесты,
рефераты)

24.

Трудное или интересное

1

дискуссия

25.

Применяем правила

1

тренажер

26.

Счастливый случай

1

игра-зачет

V.

Слова ловушки

3

27.

Сила памяти

1

дискуссия

28.

Конструктор

1

игра

15.03.2024

http://www.te
achpro.ru (об
разовательны
й сайт)
22.03.2024 http://ege.edu.ru (пор
тал
информационной
поддержки Единого
05.04.2024 http://www. fipi.ru/
12.04.2024 https://resh.edu.ru/
19.04.2024 https://videouroki.net
/

29.

Проверь себя

VI. Лингвистическая игра

1

тест

26.04.2024 https://www.yaklass.r
u/

4

30.

Билет в театр

1

дискуссия

31.

Ищем ошибки

1

игра

03.05.2024 https://testedu.ru/
10.05.2024 https://infourok.ru/

32.

Морской бой на русском

1

тренажер

17.05.2024 https://novatika.org/

33.

языке
Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Рефлексия

1

VII Резерв

1

Резерв

1

34.

Итого:

34

дискуссия

играонлайн

24.05.2024 pushkininstitute.ru (п
роект
Государственного
института русского
языка им. А.С.
Пушкина
«Образование на
русском»)
31.05.2024

№
п/п

Тема

Поурочное планирование
7 класс
Коли
Форма
Дата
чест проведени изучения
во
я
часо
в

I.
1.

Числа вокруг нас
Запоминаем в уме

7
1

2.

Ораторское искусство

1

Лингвистика
А.А.Реформаторского
Лингвистический
калейдоскоп
Легенда о том, как
появилось слово
В волшебном мире слов

1

1

II.

«Чем больше читаешь,
тем лучше напишешь»
Буквы и цифры

11

8.

Вместо цифры слово

9.

3.
4.
5.

1
1

тренинг
логически
е задачи
логически
е задачи
онлайнтренажер
дискуссия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

08.09.2023 http://www. fipi.ru/
15.09.2023 https://oge.sdamgia.r
u/
22.09.2023 https://resh.edu.ru/
29.09.2023 https://videouroki.net
/
06.10.2023 https://www.yaklass.r
u/

онлайнтренажер
онлайнтренажер

13.10.2023 https://multiurok.ru/

1

дискуссия

Лингвистический
калейдоскоп

1

онлайнтренажер

27.10.2023 https://novatika.org/
10.11.2023 pushkininstitute.ru (п

10.

Путешественник

1

11.

Запомни правило

1

6.
7.

1

20.10.2023 https://testedu.ru/

роект
Государственного
института русского
языка им. А.С.
Пушкина
«Образование на
русском»)

логическая 17.11.2023 http://www.gramota.r
задача
u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)
конструкт 24.11.2023 http://www.mapryal.o
ор
rg (Международная
определен
ассоциация
преподавателей

ий

12.

Повышение грамотности

1

13.

Проверь себя

1

14.

Другое название

1

русского языка и
литературы
(МАПРЯЛ)

логическая 01.12.2023 http://www.ropryal.ru
задача
(Российское
общество
преподавателей
русского языка и
литературы: портал
«Русское слово»)
онлайн08.12.2023 http://www.glossary.r
тест
u (служба
тематических
толковых словарей)
дискуссия 15.12.2023 http://www.gramma.r
u (культура
письменной речи)

1

тренинг

22.12.2023 http://www.ug.ru (Уч
ительская газета)

16.

Морфологические и
синтаксические
конструкции
Есть что-то общее…

1

онлайнтренажер

17.

Что нам поможет?

1

онлайнтренажер

29.12.2023 http://rus.lseptember.r
u (газеты «Русский
язык»,
«Литература»,
«Библиотека в
школе»)
12.01.2024 http://www.vestnikne

15.

18.

Что нам поможет?

III. Секреты филологии

1

ws.ru (журнал
«Вестник
образования
России»)

онлайнтренажер

19.01.2024 http://pedsovet.org/le
ader.html (журнал
«Лидеры
образования»)
26.01.2024 http://www.megaboo
k.ru (энциклопедия
портала «Кирилл и
Мефодий»)
02.02.2024 http://www.rubricon.

6

19.

Устно и письменно

1

дискуссия

20.

Обучение с увлечением

1

онлайнвикторина

com (энциклопедии,
словари,

справочники)
21.

Поиск неизвестного

1

онлайнтренажер

22.

Упражнения в стихах

1

логически
е задачи

23.

Узнай неизвестное

1

24.

Проверь себя

1

IV. Мы в лингвистику
тропинку одолеем без
запинки
25. Что их объединяет?

22.02.2024 http://slovari.yandex.r
u (словари)
15.03.2024 http://www.ucheba.co

1

дискуссия,
тренинги

22.03.2024 http://www.teachpro.r
u (образовательный
сайт)
05.04.2024 http://ege.edu.ru (пор
тал
информационной
поддержки Единого
12.04.2024 http://www. fipi.ru/

1

дискуссия,
тренинги

27.

1

дискуссия,
тренинги
дискуссия,
тренинги

30.

Зачем ученику нужны
правила?
Из каких синтаксических
конструкций собран
текст?
Конструктивные методы
в филологии
Занимательная
филология
Знакомая и новая

31.

Рисуем с помощью слова

1

32.

Проверь себя

1

33.

Заключительное занятие.
Подведение итогов.

1

V.

m (образовательный
портал)

5

«Гуманитарная наука
немыслима без
старания»

29.

(словари и
энциклопедии)

онлайнтренажер
онлайнтест

26.

28.

09.02.2024 http://www.slovari.ru
(служба русского
языка)
16.02.2024 http://dic.academic.ru

1

1

онлайнтренажер

19.04.2024 https://oge.sdamgia.r
u/
26.04.2024 https://resh.edu.ru/

4
1

дискуссия

03.05.2024 https://www.yaklass.r
u/
творческое 10.05.2024 https://multiurok.ru/
задание,
онлайнтренажер
онлайн17.05.2024 https://testedu.ru/
тест
дискуссия 24.05.2024 https://infourok.ru/

Рефлексия
VI. Резерв

1

Резерв

1

34.

играонлайн

31.05.2024
Итого:

34

Поурочное планирование
8 класс
Коли
Форма
Дата
чест- проведени изучения
во
я
часо
в

№
п/
п

Тема

I.

6

1.

Русский язык в умелых
руках…
Особенный знак

1

дискуссия

2.

Обратная связь

1

3.

Филологическое лото

1

онлайнтренажер
тренинг

4.

Лексический кроссворд

1

кроссворд

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

08.09.2023 http://www. fipi.ru/
15.09.2023 https://oge.sdamgia.r
u/
22.09.2023 https://resh.edu.ru/
29.09.2023 https://videouroki.net
/

5.

Верно - неверно

1

6.

Проверь себя

1

II. Мир слов и звуков

онлайнтренинг
онлайнтест

4

7.

Без них далеко не уедешь

1

дискуссия

8.

Тренировка ума

1

9.

Слово превращается…

1

онлайнтренинг
игра

10. Проверь себя

06.10.2023 https://www.yaklass.r
u/
13.10.2023 https://multiurok.ru/

1

III. Великий В.И.Даль

9

11. Знакомые и незнакомые

1

онлайнтест

дискуссия

20.10.2023 https://infourok.ru/
27.10.2023 https://novatika.org/
10.11.2023 pushkininstitute.ru (п
роект
Государственного
института русского
языка им. А.С.
Пушкина
«Образование на
русском»)
17.11.2023 http://www.gramota.r
u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)
24.11.2023 http://www.ropryal.ru
(Российское

общество
преподавателей
русского языка и
литературы: портал
«Русское слово»)
12. От простого к сложному

1

играпутешеств
ие

13. Значение буквы проверить
несложно

1

онлайнтренинг

14. Твои лингвистические
успехи

1

15. Русский язык в стихах

1

16. Знай терминологию и
применяй

1

17. Развитие устной речи

1

логически
е задачи

18. Книги и развитие

1

логически
е задачи

19. Проверь себя

1

IV От слова к тексту
.
20. Как писать грамотно?

7
1

математич
еский
онлайнтренажер
игра

математич
еский
онлайнтренажер

01.12.2023 http://www.glossary.r
u (служба
тематических
толковых словарей)
08.12.2023 http://www.gramma.r
u (культура
письменной речи)
15.12.2023 http://www.ug.ru (Уч
ительская газета)

22.12.2023 http://rus.lseptember.r
u (газеты «Русский
язык»,
«Литература»,
«Библиотека в
школе»)
29.12.2023 http://www.vestnikne
ws.ru (журнал
«Вестник
образования
России»)
12.01.2024 http://pedsovet.org/le
ader.html (журнал
«Лидеры
образования»)
19.01.2024 http://ru.wikipedia.or
g (свободная
многоязычная
энциклопедия)

онлайнтест

26.01.2024 http://www.megaboo
k.ru (энциклопедия
портала «Кирилл и
Мефодий»)

дискуссия

02.02.2024 http://www.slovari.ru
(служба русского

языка)
21. Правила спешат на
помощь

1

дискуссия

22. В разведку

1

играпутешеств
ие
дискуссия

23. Новый формат сочинения

1

24. «Железобетонный» метод
написания изложения

1

25. Не запутайся

1

онлайнтренажер

26. Морфологический
кроссворд

1

кроссворд

V. Язык есть исповедь
народа, его душа и быт
родной.
27. Историческая тропинка

28. Одно из сокровищ
филологии
29. Прочитай и напиши
30. Занимательная филология
31. Напиши правильно

онлайнтренинги

09.02.2024 http://dic.academic.ru
(словари и
энциклопедии)
16.02.2024 http://slovari.yandex.r
u (словари)
22.02.2024 http://www.ucheba.co
m (образовательный
портал)
15.03.2024 http://www.5ballov.r
u (новости
образования,
образовательные
организации
высшего
образования
Российской
Федерации, тесты,
рефераты)
22.03.2024 http://www.teachpro.r
u (образовательный
сайт)
05.04.2024 http://ege.edu.ru (пор
тал
информационной
поддержки Единого
http://www. fipi.ru/

играпутешеств
ие
дискуссия

12.04.2024 https://oge.sdamgia.r
u/
19.04.2024 https://resh.edu.ru/

онлайн26.04.2024 https://videouroki.net
тренинг
/
логически 03.05.2024 https://www.yaklass.r
е задачи
u/
творческое 10.05.2024 https://multiurok.ru/
задание

VI Морфологическое
. семейство
32. В стране правил

2

33. Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Рефлексия
VI Резерв
I.
34. Резерв

1

1

дискуссия,
онлайнтренинг
дискуссия

17.05.2024 https://infourok.ru/

24.05.2024 https://novatika.org/

1
1

онлайнигры

31.05.2024 http://www.gramota.r
u (справочноинформационный
портал «Русский
язык»)
Итого:
34

Программа «Русский язык в моей жизни» 9 класс рассчитана на 33 недели
- 33 часа (1 час в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование
лекций
учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания,
определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать
языковую,
лингвистическую и
коммуникативную
компетенции; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
 Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию
некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и
пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской
речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих
работ.
 Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и
обобщение знаний в области правописания.
Для этого
необходимо
применять
наиболее эффективные приёмы, которые
помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа
с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации,
работа с разнообразными
лингвистическими словарями
и
орфографический анализ
словообразовательных моделей,
который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается
проблема культуры устной и письменной
речи: правильность
и
уместность выбора языковых
средств, правильность

речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это
написание
сжатого
изложения
по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста,
позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений,
важнейшими из которых являются следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную
информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен
или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать
текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему,
идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в
определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором
ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части
проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания
исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурноценностных категорий.
Все
задания
имеют
практическую
направленность,
так
как
языковые явления, проверяемые ими, составляют
необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания
(15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания
проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение
строить
собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При
этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать
положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это
общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной,
а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции
уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в
доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания
вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации
доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития
эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается

такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
№
Название
Количест
раздела раздела
во часов
1
Особоя культура 1
речи

2

Как написать
сжатое
изложение

5

3

Я умею
сочинять,
я умею
рассуждат
ь

9

3

Особая техника
речи.

2

Содержание раздела
Адекватное понимание письменной
речи. Работа с текстом: работа с
языковыми
явлениями, предъявленными в
тексте (языковой анализ текста).
Как готовиться к написанию сжатого
изложения. Компрессия текста.
Выполнение тренировочных
упражнений. Составление плана.
Практическая работа. Отработка
навыков написания сжатого изложения.
Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение
15.1. Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему. Алгоритм
написания.
Аргументация. Речевые клише. Шаблон
написания сочинения. Основные
ошибки в сочинении-рассуждении на
лингвистическую тему. Практикум.
Практическая работа.
Отработка навыков написания
сочинения- рассуждения. Сочинение
15.2. Структура сочинения.
Практическая работа. Отработка
навыков написания сочинениярассуждения. Сочинение 15.3.
Сходство и различие в структуре.
Практическая работа. Отработка
навыков написания сочинениярассуждения.
Виды дыхания. Этапы тренировки
фонационного дыхания. Голос. Его
основные
качества. Система работы над голосом.
Дикция как обязательный компонент
техники речи.
Система работы над дикцией.
Интонация. Основные компоненты
интонации. Система работы над
интонационно-мелодической
структурой высказывания.

4

Увлекательная
орфоэпия

2

5

Занимательная
лексика

1

6

Чудеса
словообразован
ия.

1

7

Секреты
морфологии.

1

8

Польза
синтаксис
аи
пунктуаци
и.

11

Итого

33

Особенности формирования
произносительной литературной нормы.
Орфоэпия как совокупность правил
произношения. Основные фонетические
законы гласных и согласных
современного русского литературного
языка.
Источники отклонений от литературной
нормы. Степени нормативности системы
литературного произношения. Понятие
ударения. Особенности его проявления в
русском языке. Языковые требования к
постановке ударения в русских словах в
зависимости от частеречной
принадлежности. Акцентологический
минимум.
Лексика как системная организация
языка.
Лексические нормы как правила
употребления слов в языке. Нарушения
лексических норм.
Практическая часть:
«Средства
выразительности речи».
е
Словообразовательная система русского
ю
языка. Словообразовательная норма
как
система правил построения слов в
языке. Понятие
окказиональной нормы в
словообразовании
Правила согласования, образования
и употребления форм рода. Числа и
падежа.
Правописание суффиксов
Основные виды
Сложное
предложение.
сложных предложений. Основные г
руппы сложносочиненных предложений
по значе нию и союзам. Знаки
препинания в ССП.
Сложноподчиненные предложения.
Строение СПП. Подчинительные союзы
и союзные слова. Сложные предложения
с различным и видами связи.

Тематическое планирование с указанием
количества часов
№

Тем
а

1 Особая культура
речи– часть
общечеловеческой
культуры. Как
важна культура
языка.
2 Любимый язык и
чистая речь.

3 Языковая норма
как историческая
категория.

4 Особое понятие
нормы в
современной
лингвистике.
5 Формирование
норм
литературного
языка.
Признаки
нормы.

Внеурочное занятие (содержание
темы)
Лекция учителя: «Значимость речевой
культуры для духовной жизни общества».
Практическая часть:
«Структура экзаменационной работы по
русскому языку в формате ОГЭ и критерии
ее оценивания».
Лекция учителя: «Соотношение понятий
“язык” и “речь” в современном
языкознании». Практическая часть:
«Задание 1. Сжатое изложение.
Сжатое изложениекак средство
переработки информации Приемы
сжатия текста. Отработка приема
“исключение”. Овладение приемом
исключения неглавной информации из
текста».
Лекция учителя: «Развитие языковой
нормы как системы правил».
«Становление и развитие древнерусского
языка, этапы его существования».
Практическая часть:
«Задание 1. Сжатое изложение. Приемы
сжатия
текста. Отработка приема “упрощение”.
Овладение приемом упрощения текста».
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке».
«Изменчивость нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое
изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема “обобщение”. Овладение
приемом обобщения».
Лекция учителя: «Норма - одна из
составляющих национальной
культуры».Практическая часть:
«Задание 1. Выбор приемов сжатия.
Овладение умением осуществлять выбор
приемов сжатия».

Колво
часо
в
1

1

1

1

1

6 Понятие
вариантов норм.
Секреты
написания
сжатого
изложения.
7 Эволюция
языковых норм.
Сочинение как
жанр различных
стилей речи
8 Типология
норм. Ошибки
грамматические
и речевые.
9 Качества
хорошей речи.

10 Основные качества
хорошей речи.
Общая
характеристика.

11 Правильность как
основа хорошей
речи.

12 Содержательнос
ть хорошей речи.

Лекция учителя: «Императивные
(обязательные) и диспозитивные
(вариантные) нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Написание
сжатого изложения по незнакомым текстам».

1

Лекция учителя: «Первый закон экономии
языковых средств». «Второй закон языковых
средств – закон аналогии или унификации
(уподобления)».
Практическая часть: «Задание
15.1,15.2,15.3. Критерии оценки заданий.
Структура сочинения».
Лекция учителя: «Соблюдение языковой
нормы – основное условие хорошей речи».
Практические упражнения
«Поразмышляем вместе».
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи.
Общая характеристика.
Особенности».
Практическая часть: «Задание
15.1,15.2,15.3.Учимся аргументировать».
Семинар на тему: «Правильность, чистота,
богатство, содержательность, точность,
логичность,

1

выразительность, уместность - основные
качества хорошей речи».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на
лингвистическую тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности
речи.Окказиональность «как особая
правильность» в художественном тексте».
Практическая часть: «Отработка навыка
написания сочинения на лингвистическую
тему (15.2)».
Викторина: «Богатство речи и способы
проявления языкового богатства.
Синонимы, метафора,
метонимия, синекдоха как лексические
средства богатства речи». Практическая
часть: «Синонимы. Задание 6».
Отработка навыка написания
сочинения на понимание фразы

1

1

1

1

1

(15.3)

13 Выразительность и
гибкость хорошей
речи Уместность и
доступность
хорошей
речи.
14 Точность речи.

15
1
6

Техника речи.
Понятие техники
речи в современной
лингвистике.

17 Орфоэпическ
ие нормы.
Тексты разных
стилей.

18 Лексика.Лексическ
ие нормы.

Практическая работа: «Поразмышляем
вместе». Отработка навыка написания
сочинения
«комментарий к определению» (15.3)

1

Лабораторная работа: «Фактические
ошибки Речевые и грамматические
ошибки. Поиск и исправление
недочетов».
Тестирование в формате ОГЭ (изложение,
сочинение)
Практикум: «Дыхание как основа
звучащей речи. Виды дыхания. Этапы
тренировки фонационного дыхания.
Голос. Его основные качества. Система
работы над голосом. Дикция как
обязательный компонент техники речи.
Система работы над дикцией. Интонация.
Основные компоненты
интонации. Система работы над
интонационно- мелодической
структурой высказывания».
Лекция учителя: «Становление
орфоэпической нормы. Особенности
формирования
произносительной литературной нормы.
Орфоэпия как совокупность правил
произношения. Основные фонетические
законы гласных и согласных современного
русского литературного языка.
Источники отклонений от литературной
нормы. Степени нормативности системы
литературного произношения».
Практическая часть: «Понимание текста.
Отработка Задания 2».
Лекция учителя: «Лексика как системная
организация языка. Лексические нормы как
правила употребления слов в языке.
Нарушения лексических норм».
Практическая
часть:
«Средства

1

1

1

1

выразительности
Задания 3»

19 Акцентологические

речи.

Отработка

Лекция учителя: «Понятие ударения.
Особенности
нормы.
его проявления в русском языке. Языковые
требования к постановке ударения в русских
словах в зависимости от частеречной
принадлежности.
Акцентологический минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
20 Словообразовательн Лекция учителя: «Словообразовательная
ые нормы.
система русского языка.
Орфография
Словообразовательная норма как система
правил построения слов в языке. Понятие
окказиональной нормы в
словообразовании».
Практическая часть: «Правописание
приставок. Отработка задания Задания
4»
21 Морфологическ
Практикум: «Правила согласования,
- ие нормы и их
образования и употребления форм рода.
2 особенности.
Числа и падежа.
2
Правописание суффиксов. Отработка Задания
5»
Лекция учителя: «Морфологический
минимум». Практическая часть:
«Правописание Н – НН в
различных частях речи».
23 Синтаксис и
Проектная работа – презентация
пунктуация.
«Словосочетание. Виды подчинительной
Синтаксическ
связи (согласование, управление,
ие нормы и их
примыкание)».
особенности.
Практикум: «Нарушения норм
согласования и управления. Отработка
Задания 7»
24 Речевые ошибки
Семинар: «Грамматическая основа
при употреблении
предложения. Нарушения порядка
синтаксически
следования слов, употребления однородных
х средств
членов в простом предложении,
языка.
причастных и деепричастных оборотов,
частей сложносочиненного и
сложноподчиненного предложения,
смешение прямой и косвенной речи».
Практическая часть: «Отработка Задания
8,11».

1

1

1

1

1

1

25 Употреблени
е
обособленны
х
определений
и
обстоятельств в речи.
26 Употреблени
е
вводных
слов,
обращений и
междометий в речи.
27 Употребление
знаков препинания
в
сложносочиненны
х,
сложноподчиненн
ых
предложениях.
28 Многокомпонентн
ые синтаксические
конструкции и
знаки препинания
в них.
29 Употребление
знаков препинания
в
бессоюзных
сложных
предложениях.

Проект – презентация «Обособленные
члены предложения.
Отработка Задания 9»

1

Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в
простом осложненном
предложении.
Задание 10».
Семинар:
«Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении,
сложноподчиненном
предложении».
Практическая часть: «Отработка Задания
12».

1

Лекция учителя: «Сложные
предложения с различными видами
связи»
Практическая часть: «Отработка Задания 13».

1

Синтаксическая викторина «Побудь
управленцем!» Практикум: «Сложные
бессоюзные предложения. Отработка
Задания 14»

1

30 Синтаксически
й минимум.
31 Функциональн
ые стили.
Стилистическ
ие нормы.
32 Функциональносмысловые типы
речи.

Игра «Ты эксперт».
1
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Лекция учителя «Функциональные
1
стили». Практикум: «Выполнение
тестовых заданий».
Проект-презентация по теме «Типы речи в
нашей языковой практике».
Практикум: «Выполнение заданий
«Поразмышляем вместе».

1

1

33 Правописные
(орфографические
и
пунктуационные)
нормы.Итоговый
турнир

Итого: 33 недели

Лекция учителя: «Орфографическая и
пунктуационная грамотность как
неотъемлемая часть речевой культуры.
Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы
русской орфографии. Правила
русской орфографии.
Пунктуация как система постановки знаков
препинания. Интонационно-мелодические
законы русской речи. Правила русской
пунктуации».
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому
языку»

1

33
часа

Календарно-тематическое
планирование
№

1

Тем
а

Речевая
культура –
часть
общечеловече
ско й
культуры.
Культура
языка.
Культура
речи.

Виды
деятельнос
ти
Восприятие
лекции
учителя.
Работа над
анализом
структуры
экзаменацион
но й работы
по русскому
языку в
формате ОГЭ
и критерии ее
оценивания.

Кол
- во
час
ов
1

Личностные
Формирован
ие сознания
того,
что
русский
язык –
важнейш
ий
показател
ь
культуры
человека.
Развивать
любовь и
уважение
к
Отечеству,
его языку
как
выразителю
национально
го
самосознани
я народа.

Планируемые
результаты
Метапредметные
Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения, слушать
и слышать друг друга, с
точностью и полнотой
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать,
выделять и
преобразовывать
необходим
ую
информаци
ю.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,

Предметные
Научиться
формулироват
ь
высказывания
на
лингвистическ
у ю тему и
составлять
рассуждения.
Проводить
стилистическ
ий анализ
текста.

Дата
проведения
По Фактиче
пла
ск и
ну

связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и значения
слова, предложения,
текста.

2

Язык и речь.

Восприят
ие
лекционн
ой
части
материала.

1

Формирование
устойчиво
й
мотивации
к

Коммуникативные:
управлять
поведением
партнеров
(контроль,

Научиться
определять
типологическ
ое

Работа
над
понятия
ми
«язык» и
«речь» в
современном
языкознании.
Выполнение
практическо
й части
задания.
Задание 1.
Понятие
«Сжатое
изложение
».
Знакомств
ос
приемами
сжатия текста.
Отработ
ка
приема
«исключение».

изучению
и
закреплени
ю нового.

коррекция, оценка
действия партнера,
умения убеждать).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
компрессии текста.

строение
текста,
авторскую
интонацию,
используя
приемы
сжатия
текста, уметь
производить
его
компрессию.
Соблюда
ть
основные
языковые
номы.

3

Языковая
норма как
историческая
категория.

Восприятие
1
лекция
учителя
«Становление
и развитие
древнерусско
го языка, и
этапы его
существовани
я.
Зарождение
нормы в
языке».
Работа
над
заданием
1.
Написани
е сжатого
изложени
я.
Приемы
сжатия

4

Понятие
нормы в
современной
лингвистике.

текста.
Отработ
ка
приема
«упрощение».
1
Работа
над
понятие
м
языковой
нормы как
системы
правил.
Выполнение
практическо
й части:
Задание
1.
Освоение
понятия
«Сжатое
изложени
е.
Приемы
сжатия
текста».
Отработ
ка
приема
«обобщение».

5

Формирован
ие норм
литературно
го языка

Восприятие
лекции
учителя о
языковой
норме как
одной из
составляющи
х
национальн
ой
культуры.
Отработ
ка
умения
выбират
ь
приемы
сжатия

1

6

Понятие
вариантов
норм.

текста.
Выполнение
Задание 1 на
выбор
приемов
сжатия.
Восприятие
лекции
учителя и
закрепление
нового
знания.
Отработка
Задания 1.
Написан
ие
сжатого
изложен
ия

1

7

Эволюция
языковых
норм.
Сочинение
как жанр
различных
стилей речи.

Восприятие
лекции
учителя и
закрепление
новых
знаний в
практически
х
упражнениях
.
Ознакомлени
ес
различными
видами
сочинений в
формате ОГЭ
- Заданиями
15.1,
15.2, 15.3.

1

Овладен
ие
языковы
ми
нормами,
лингвистичес
ко й
компетенцие
й оценивания
параметров
сочинения.

Коммуникативные:
формировать навыки
учебного
сотрудничества в ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности и
формы сотрудничества.
Познавательные:объя
снят ь языковые
явления, процессы,
связи и
отношения,
выявляемые в ходе
применения создания
оригинального текста.

Понима
ть
процесс
эволюци
и
языковых
норм.
Примени
ть
приемы
написания
сочинения
данного
типа.

8

Типология
норм. Ошибки
грамматические
и речевые.

9

Качества
хорошей речи.

10
11
Основные
качества
хорошей речи.

1
Усвоение
критериев оценки
заданий,
структуры
сочинений 15.1,
15.2, 15.3
«Учимся
формулировать
тезис».
1
Восприятие
лекции учителя.
Закрепление
нового знания.
Выполнение
практических
упражнений из
Заданий 15.1, 15.2,
15.3
«Учимся
аргументироват
ь».
Участие в семинаре. 2
Выполнение
практических
упражнений из
Заданий 15.1, 15.2,
15.3.
Учимся писать
вывод сочинения
на
лингвистическую
тему(15.2)

Формировани
е устойчивой
мотивации к
самостоятельн
ой и
коллективной
аналитическо
й
деятельности,
овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
находить и
формулирова
ть главный
тезис,
подбирать
аргументы.

Коммуникативн
ые: пользоваться
разными видами
чтения, слушать
и слышать друг
друга, с
точностью и
полнотой
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникаци
и.
Регулятивны
е:
самостоятельн
о выделять и
формулироват
ь
познавательну
ю цель,
искать,
выделять и
преобразовыв
ать
необходимую
информацию.
Познавательны
е: объяснять

Проводить
все виды
анализа
текста,
овладеть
теоретически
ми и
практическим
и навыками
написания
сочинения
в жанре
эссе.

12 Правильность
как основа
хорошей речи.

13 Содержательно
ст ь хорошей
речи.

Восприятие и
усвоение понятий и
признаков.
Отработка навыка
написания
сочинения на
лингвистическую
тему (15.2)
Участие в
лингвистической
викторине.
Отработка навыка
написания
сочинения на
понимание фразы
(15.3)

1

1

языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения
текста.

14 Выразительнос
ть и гибкость,
уместность и
доступность
хорошей речи.

15 Точность речи.

Выполнение
практической
работы.
Отработка навыка
написания
сочинения в жанре
«комментарий
определения» (15.3)
Выполнение
лабораторной
работы.
Тестирование в
формате ОГЭ
(изложение,
сочинение)

1

1

Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
закреплени
ю
изученного
в
новых условиях.

Коммуникативн
ые:
управлять
своим
поведением
(контроль,
самокоррекци
я, оценка
своих
действий).
Регулятивн
ые:
проектироват
ь маршрут
преодоления
затруднений
в обучении.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,

Правильн
о
применят
ь
полученн
ые
орфографичес
ки е,
пунктуационн
ые
, лексические,
морфологичес
ки е,
орфоэпически
е,
грамматическ
ие нормы.

выявляемые в
ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.

16 Техника чтения.

Отработка навыков
владения техникой
речи:

1

Овладение
Коммуникативн
лингвистическо ые: пользоваться
й

Формирован
ие
устойчивой

тренинги
дыхательной
гимнастики.
Выполнение
практических
упражнений.
Упражнения для
постановки
голоса и дикции,
развитие
приемов овладения
интонацией.
Отработка умения
находить и
редактировать
речевые и
грамматические
ошибки.

1

компетенци
ей
распознаван
ия
фактически
х
ошибок
Овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
распознавания
речевых и
грамматическ
их ошибок

разными видами
чтения, слушать
и слышать друг
друга, с
точностью и
полнотой
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникаци
и.
Регулятивны
е:
самостоятельн
о выделять и
формулироват
ь
познавательну
ю цель,
искать,
выделять и
преобразовыв
ать
необходимую
информацию.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,

мотивации к
самостоятельн
ой и
коллективной
аналитическо
й
деятельности

процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
структуры текста

17 Орфоэпическ
ие нормы.
Тексты
разных
стилей.

1
Восприятие
лекции учителя,
отработка и
закрепление
орфоэпических
норм. Упражнения
на понимание
текста.
Отработка Задания 2.

Осознавать роль
языка в
формировании
мышления,
расширять
объем
употребления
грамматическ
их

Коммуникативн
ые:
пользоваться
разными
видами чтения
и
аудирования,
использовать
разные
механизмы речи

Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
творческой
деятельности
по
алгоритму,
индивидуальн
ом

18 Лексика.
Лексически
е нормы.

1
Восприятие
лекции учителя,
отработка и
закрепление
лексических норм.
Лингвистический
практикум «Средства
выразительности
речи». Отработка
умений решать
Задание 3.

19 Акцентологиче
ск ие нормы.

1
Усвоение
акцентологического
минимума.
Выполнение
практических
упражнений
«Подумаем вместе».
Отработка
заданий по теме
«Синонимы. Задание
6».

средств
выражения
мыслей и
чувств,
чувствовать
эстетическую
ценность
родного языка,
потребность
сохранять его
красоту
и
богатст
во
Овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
выявления
синонимии
как языкового
явления

(прогнозирован
ия,
эквивалентных
замен,
компрессии).Рег
уля тивные:
самостоятельн
о выделять и
формулироват
ь
познавательну
ю цель,
искать,
выделять и
преобразовыв
ать
необходимую
информацию.
Познавательная
: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения текста.

у плану

20 Словообразоват
ел ьные нормы.
Орфография.

21 Морфологическ
ие нормы и их
особенности.

1
Восприятие
лекции учителя.
Закрепление
теоретических
понятий
«словообразовательн
ая норма»,
«окказиональная
норма». Отработка
темы
«Правописание
приставок. Задание
4».
Закрепление
1
теоретических
понятий.
Выполнение
упражнений

Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
закреплени
ю
изученного
в
новых
условиях.
Формировани
е устойчивой
мотивации к
изучению
и
закреплени
ю

Коммуникативн
ые:
управлять
своим
поведением
(контроль,
самокоррекци
я, оценка
своих
действий).
Регулятивн
ые:
проектироват
ь маршрут
преодоления

Овладение
орфографичес
ки ми
нормами
языка

практикума.
1
Отработка
правописания
суффиксов.
Выполнение Задания
5. Отработка
навыков
правописания Н
– НН в различных
частях речи.

нового.

затруднени
йв
обучении.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.

22 Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксическ
ие нормы и их
особенности.

Представление
1
проектной работы:
защита и
презентация
проекта.
Отработка знаний
по теме
«Словосочетание.
Виды
подчинительной
связи (согласование,
управление,
примыкание).
Задание 7».

Формировани
е устойчивой
мотивации к
самостоятельн
ой и
коллективной
аналитическо
й
деятельности.

Коммуникативн
ые: с точностью и
полнотой
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации,
корректировать
интонацию в
соответствии с
коммуникатив
ной целью
высказывания.
Регулятивны
е:
самостоятельн
о выделять и
формулироват
ь
познавательну
ю цель,
искать,
выделять и
преобразовыв
ать

Правильн
о
употребля
ть знаки
препинания в
зависимости
от различных
значений и
соответствую
ще й
интонации
между
частями
сложного
предложения.
Составля
ть схемы,
моделировать
предложения
по заданным
схемам,
проводить
синтаксическ
ий анализ
разных типов

необходимую
информацию,
составлять
таблицы.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
структуры
предложений с
различными
видами союзной
и
бессоюзной связи.

предложений.
Находить
сложные
предложения
в
художественн
ых текстах;
употреблять в
речи
подобные
предложения.

23 Речевые
ошибки при
употреблении
синтаксических
средств языка.

24 Употребление
обособленных
определений и

Участие в семинаре 1
«Грамматическая
основа предложения.
Нарушения
порядка
следования слов,
употребления
однородных
членов в простом
предложении,
причастных и
деепричастных
оборотов, частей
сложносочиненного
и
сложноподчиненног
о предложения,
смешение прямой и
косвенной речи».
Отработка
Задания 8,11
1
Защита
проектовпрезентаций
«Обособленные
члены

Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
закреплени
ю
изученного
в
новых условиях.

Формирование
устойчиво
й
мотивации
к

Коммуникативн
ые:
управлять
своим
поведением
(контроль,
самокоррекци
я, оценка
своих
действий).
Регулятивн
ые:
проектироват
ь маршрут
преодоления
затруднений
в обучении.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
проектирования
индивидуального

обстоятельств
в речи.

предложени
я».
Отработка
Задания 9

25 Употреблени
е вводных
слов,
обращений и
междометий.

1
Игра-практикум
«Знаки препинания
в простом
осложненном
предложении».
ОтработкаЗадания 10

26 Употреблени
е знаков
препинания в
сложносочиненн
ых и
сложноподчине
нн ых
предложениях.

Семинар «Знаки
препинания в
сложносочиненно
ми
сложноподчиненн
ом предложении».
Отработк
а Задания
12

1

самостоятельн
ой и
коллективной
аналитическо
й
деятельности.
Овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
распознавания
вставных и
вводных
конструкций
Овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
постановки
знаков
препинани
я в ССП и
СПП.

маршрута
восполнен
ия
проблемных зон.

27 Многокомпоне
нт ные
синтаксические
конструкции и
знаки
препинания в
них.

Восприятие лекции
учителя.
Выполнение
практического
задания. Сложные
предложения с
различными видами
связи. Отработка
Задания 13

1

28 Употреблени
е знаков

Блиц - турнир
«Поработай

1

Овладение
лингвистическ
ой
компетенцией
постановки
знаков
препинани
я в МСК.
Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплени
ю нового.
Овладение
лингвистическо
й

препинания в
бессоюзных
сложных
предложения
х.
29 Синтаксически
й минимум

30 Функциональн
ые стили.
Стилистическ
ие нормы.
31 Функциональн
о- смысловые
типы речи.

корректором!».
Практикум
«Сложные
бессоюзные
предложения».
Отработка Задания 14
Усвоение
1
синтаксического
минимума
Выполнение
тестовых заданий.
1
Игра-тренинг
«Узнай стиль
текста».
Выполнение
тестовых заданий.
Восприятие лекции 1
учителя. Выполнение
тестовых заданий.

32 Правописные
2
Диагностическая
(орфографическ работа в форме ОГЭ.
33 ие и
пунктуационные
) нормы.

компетенци
ей
постановки
знаков
препинани
я в БСП.
Формирован
ие
устойчивой
мотивации к
закреплени
ю
изученного
в
новых условиях.

Коммуникативн
ые:
управлять
своим
поведением
(контроль,
самокоррекци
я, оценка
своих
действий).
Регулятивн
ые:
проектироват
ь маршрут
преодоления
затруднений
в обучении.
Познавательны
е: объяснять
языковые
явления,
процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе
проектирования

Овладение
орфоэпически
ми
,
орфографичес
ки ми,
лексическими
,
морфологичес
ки ми,
синтаксическ
им и
грамматическ
им и
языковы
ми
нормами

индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Для реализации курса используется материалы учебных пособий:
Функциональная грамотность. Тренажёр. Русский язык на каждый день. 6 –
8
классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф.
Сергеева.
Москва. «Просвещение» 2020.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Смысловое чтение
грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой,
Л.О.
Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020.
ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен.
Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.:
Издательство «Экзамен», 2018.
ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс /
Т.М. Пахнова. - М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред.
И.П. Цыбулько.
«Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный
стандарт.
Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т.
Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия
«Реальные экзаменационные темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.
gia.edu.ru/- Официальный портал Государственной итоговой
аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные
материалы, нормативные документы.
 reshuoge.ru-образовательный портал для подготовки к ГИА по 14
предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и
вопросам
 ege.yandex.ru—
официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь
опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и


возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для
подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить представление
о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и
уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов.
Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов
и соответствуют требованиям Министерства образования и науки
Российской Федерации.
 4ege.ru- ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о
ЕГЭ и ОГЭ 2018.
 examen.ru/— Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
 school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал: основная и
средняя школа


alleng.ru/- сайт, на котором есть литература для подготовки к
урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое



http://www. fipi.ru/



https://oge.sdamgia.ru/



https://resh.edu.ru/



https://videouroki.net/



https://www.yaklass.ru/



https://multiurok.ru/



https://testedu.ru/



https://infourok.ru/



https://novatika.org/



pushkininstitute.ru (проект Государственного института русского
языка им. А.С. Пушкина «Образование на русском»)



http://www.gramota.ru (справочно-информационный портал «Русский
язык»)



http://www.mapryal.org (Международная ассоциация преподавателей
русского языка и литературы (МАПРЯЛ)



http://www.ropryal.ru (Российское общество преподавателей русского
языка и литературы: портал «Русское слово»)



http://www.glossary.ru (служба тематических толковых словарей)



http://www.gramma.ru (культура письменной речи)



http://www.ug.ru (Учительская газета)



http://rus.lseptember.ru (газеты «Русский язык», «Литература»,
«Библиотека в школе»)



http://www.vestniknews.ru (журнал «Вестник образования России»)



http://pedsovet.org/leader.html (журнал «Лидеры образования»)



http://ru.wikipedia.org (свободная многоязычная энциклопедия)



http://www.megabook.ru (энциклопедия портала «Кирилл и
Мефодий»)



http://www.rubricon.com (энциклопедии, словари, справочники)



http://www.slovari.ru (служба русского языка)



http://dic.academic.ru (словари и энциклопедии)



http://slovari.yandex.ru (словари)



http://www.ucheba.com (образовательный портал)



http://www.5ballov.ru (новости образования, образовательные
организации высшего образования Российской Федерации, тесты,
рефераты)



http://www.teachpro.ru (образовательный сайт)



http://ege.edu.ru (портал информационной поддержки Единого
государственного экзамена)



http://www.bibliogid.ru («Книги и дети» проект Российской
государственной детской библиотеки)http://ruslit.ioso.ru (Кабинет
русского языка и литературы Института содержания и методов
обучения РАО)



http://www.rvb.ru (Русская виртуальная библиотека)



http://language.edu.ru (коллекция «Диктанты - русский язык»
Российского общеобразовательного портала)



http://www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка:
информационно-справочная система)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».