Пояснительная записка Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика в моей жизни» (далее — курс) для 9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022). Программа курса рассчитана на уровень основного общего образования и направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Цель данной программы: - сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Основные задачи: - развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся; - формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся; - формирование собственного стиля мышления; - формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах; - освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач; - развитие речи, расширение словарного запаса; - развитие эрудиции, тренировки памяти и внимания, развитие логического мышления. Программа рассчитана на учащихся 9 классов, имеет практико-ориентированный характер, 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и направлена на: - развитие интеллектуальных умений; - развитие речи, обогащение словарного запаса и развитие кругозора; - развитие логики, мышления, воображения; - развитие мотивации к обучению, познавательных интересов; - знакомство с профессиями, профориентацию. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников и отличны от урочных: - виртуальная экскурсия; - учебная игра; - развивающая игра; - практическое занятие; - творческое занятие; - дискуссия; - тренинг; - викторина. Принципы планирования деятельности обучающихся по развитию учебно познавательных интересов: - принцип взаимосвязи с программным материалом по предметам учебного плана; - принцип доступности. В ходе занятий используются игровые формы и специальный дидактический материал, соответствующий особым образовательным потребностям обучающихся, испытывающих трудности в изучении математики; - принцип концентричности. Темы и содержание занятий подбираются согласно концентрическому принципу обучения: начало работы над темой, где предлагается новый материал, диктует необходимость использования тех заданий и правил, которых ученику уже известны. Программа строится на следующих позициях: - практическое овладение логическими умениями; - использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов; - восприятие и воспроизведение речевого материала, предъявляемых на занятии, и соотнесение его с материалом по развитию познавательных интересов; - использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенного осознания детьми значимости логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала; - развития логического мышления на основе системы упражнений и заданий, обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы. Место в учебном плане курса внеурочной деятельности «Математика в моей жизни». С 5 по 9 класс на реализацию курса отводится по 1 часу в неделю, по 34 часа в 5-8 классах и 33 часа в 9 классе, 169 часов за период обучения. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика в моей жизни» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; • понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете. Гражданское воспитание: • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; • ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; • стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: • наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; • интерес к обучению и познанию; • любознательность; • стремление к самообразованию; • овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; • наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: • установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: • интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: • наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекста. Работа с информацией: • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; • оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); • выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: • выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Содержание курса внеурочной деятельности «Математика в моей жизни» 9 класс I. Среди чисел (2 час.) Разнообразие чисел. Проверь себя. II. Занимательное явление - это уравнение (8 час.) Видим икс в нем, который мы потом найдём. Проверь себя. Решай в уме. Есть и игрек, есть и икс - вот уж достойный микс! Все методы хороши – выбирай на вкус. Найди точки пересечения – это и будет решение! Фермер и сын. Реши и проверь себя. III. Нет равенства (5 час.) Строгие и нестрогие. Вычисляй и отвечай. Реши и проверь себя. В чем суть? Изображаем и решаем. IV. Ода функции (7 час.) Бесконечная кривая. Впиши пропущенные слова. Постройте график. Непредсказуемостью ты дышишь и бесконечностью живешь. Камень, падающий на землю. Чертим, строим, решаем. Проверь себя. V. Числа управляют миром (5 час.) Магический квадрат. Прибавь к предыдущему одно и то же число. Подсчёт численности стада. Умножь предыдущее на одно и то же число. Легенда о шахматной доске. VI. Он отрезок не простой, с направлением, с длиной (5 час.) Немного истории. От латинского «несущий». Решай и определяй. Проверь себя. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия. VII. Резерв (1 час.) Резерв. № I. II. III. IV. V. VI. VII. Тематическое планирование занятий «Математика в моей жизни» 9 класс Наименование КолиЭлектронные разделов и тем чество Формы проведения (цифровые) программы часов занятий образовательные ресурсы дискуссия, онлайн- https://infourok.ru/prezentaciya Среди чисел 2 тест -k-uroku-algebry-v-9-klassezapis-sravnenie-dejstviya-sdejstvitelnymi-chislamichislovaya-pryamaya6571807.html?ysclid=lm3g6fw gbw514761754 дискуссия, онлайн- https://uchitelya.com/algebra/2 Занимательное 8 1655-prezentaciya-metodyявление - это тест, тренинг, онлайнresheniya-sistem-uravneniy-9уравнение тренажер, klass.html графический конструктор, логические задачи дискуссия, онлайн- https://multiurok.ru/files/preze Нет равенства 5 ntatsiia-k-uroku-algebryтренажер, онлайн-тест chislovyeneravenstv.html?ysclid=lm3hn bk5ze455397813 дискуссия, онлайн- https://www.yaklass.ru/p/osnov Ода функции 7 тренажер, практиче- noj-gosudarstvennyj-ekzamenское графическое 9-klass/oge-matematika/ogetrenazher-6321098/grafikiзадание, видеоматеelementarnykh-funktciiриал, логическая zadanie-11-6417631/reзадача онлайн-тест f17f593d-c98a-4283-b8916f91dcb84b7f?ysclid=lm3jozn z8f760385816 дискуссия, онлайн- https://multiurok.ru/files/razrab Числа 5 тренажер, логические otka-uroka-algebry-chislovaiaуправляют задачи posledovatelno.html?ysclid=lm миром 3kgm0npx258551937 игра-путешествие, https://infourok.ru/prezentaciya Он отрезок не 5 дискуссия, онлайн-po-matematike-iz-istoriiпростой, с тренажер, онлайн-тест vektorovнаправлением, с 3478111.html?ysclid=lm3lh5e длиной 5r95964517 https://pedкроссворд Резерв 1 kopilka.ru/blogs/svetlananikolaevna-ignatyuk/krosvordpo-matematike-dlja-9klasa.html?ysclid=lm3liovwjj3 76374442 Итого: 33 № п/п Тема Поурочное планирование 9 класс Коли Форма Дата честв проведения изучения о часов I. 1. Среди чисел Разнообразие чисел 2 1 дискуссия 08.09.2023 2. Проверь себя 1 онлайн-тест 15.09.2023 II. Занимательное явление - это уравнение Видим икс в нем, который мы потом найдём 8 1 дискуссия 22.09.2023 4. Проверь себя 1 онлайн-тест 29.09.2023 5. Решай в уме 1 онлайн-тест 06.10.2023 6. Есть и игрек, есть и икс - вот уж достойный микс! 1 дискуссия, тренинг 13.10.2023 3. Электронные цифровые образовательные ресурсы https://infourok.ru/prez entaciya-k-urokualgebry-v-9-klassezapis-sravneniedejstviya-sdejstvitelnymichislami-chislovayapryamaya6571807.html?ysclid=l m3g6fwgbw514761754 https://onlinetestpad.co m/ru/test/212689sravnenie-racionalnykhchisel https://epmat.ru/modulalgebra/urok-4uravneniya-sistemyuravnenij/?ysclid=lm3k cqgpmu256019114#lu https://testedu.ru/test/m atematika/9klass/linejnyieuravneniya.html?ysclid =lm3gx7zghq99202425 0 https://obrazavr.ru/oge/ matematisheskietrenazhyoryoge/zadanie-9/zadanie9-linejnye-uravneniyapraktikatest/?ysclid=lm3gw39kj n256730026 https://uchitelya.com/al gebra/21655- 7. Все методы хороши – выбирай на вкус 1 онлайнтренажер 20.10.2023 8. Найди точки пересечения – это и будет решение! 1 Графический конструктор 27.10.2023 9. Фермер и сын 1 логические задачи 10.11.2023 10. Реши и проверь себя 1 онлайн-тест 17.11.2023 III. 11. Нет равенства Строгие и нестрогие 1 дискуссия 24.11.2023 12. Вычисляй и отвечай 1 онлайнтренажер 01.12.2023 13. Реши и проверь себя 1 онлайн-тест 08.12.2023 14. В чем суть? 1 дискуссия 15.12.2023 prezentaciya-metodyresheniya-sistemuravneniy-9-klass.html https://novatika.org/ru/7 -klass-algebra/onlajntrenazher-resheniesistem-dvuh-uravnenij/ https://reshator.com/spr av/algebra/7klass/graficheskijmetod-resheniyasistemy-linejnyhuravnenij/?ysclid=lm3h cbmjcg835732369 https://urok.1sept.ru/arti cles/622849?ysclid=lm 3hjt1r7u633540340 https://testedu.ru/test/m atematika/9klass/sistemyiuravnenij.html?ysclid=l m3hhaqg2k921812897 https://multiurok.ru/file s/prezentatsiia-k-urokualgebry-chislovyeneravenstv.html?ysclid =lm3hnbk5ze45539781 3 https://videouroki.net/te sts/chislovyienieravienstva-svoistvachislovykhnieravienstv-28-022023.html?ysclid=lm3h v0c4pp61538288 https://testedu.ru/test/m atematika/9klass/resheniekvadratnyixneravenstv.html?ysclid =lm3hxzpktr911486551 https://wika.tutoronline. ru/algebra/class/9/reshe nie-neravenstv- 15. Изображаем и решаем 1 онлайнтренажер 22.12.2023 IV. 16. Ода функции Бесконечная кривая 7 1 дискуссия 29.12.2023 17. Впиши пропущенные слова 1 онлайнтренажер 12.01.2024 18. Постройте график 1 практическое графическое задание 19.01.2024 19. 1 видеоматериал 26.01.2024 20. Непредсказуемостью ты дышишь и бесконечностью живешь Камень, падающий на землю 1 логическая задача 02.02.2024 21. Чертим, строим, решаем 1 дискуссия 09.02.2024 22. Проверь себя 1 онлайн-тест 16.02.2024 metodomintervalov?ysclid=lm3i 22hks1794605524 https://videouroki.net/te sts/rieshieniiekvadratnykhnieravienstv-spomoshch-iu-mietodaintiervala.html?ysclid=l m3hzftugj765976775 https://www.yaklass.ru/ p/osnovnojgosudarstvennyjekzamen-9-klass/ogematematika/ogetrenazher6321098/grafikielementarnykh-funktciizadanie-11-6417631/ref17f593d-c98a-4283b8916f91dcb84b7f?ysclid=l m3joznz8f760385816 https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/1993/train/#15 5345 https://uchitelya.com/m atematika/191154samostoyatelnayarabota-funkciyasvoystva-funkciykvadratnyy-trehchlen-9klass.html https://www.youtube.co m/watch?v=6fCB_mmp MVo https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/1993/train/#15 5355 https://tutomath.ru/urok i/kak-postroitparabolu.html?ysclid=l m3jtzhbl792856379 https://testedu.ru/test/m atematika/9klass/kvadratichnayafunkcziya.html?ysclid=l m3k1n0trn92742208 V. 23. Числа управляют миром Магический квадрат 5 1 24. Прибавь к предыдущему одно и то же число 25. дискуссия 22.02.2024 1 онлайнтренажер 15.03.2024 Подсчёт численности стада 1 дискуссия 22.03.2024 26. Умножь предыдущее на одно и то же число 1 онлайнтренажер 05.04.2024 27. Легенда о шахматной доске 1 логические задачи 12.04.2024 VI. Он отрезок не простой, с направлением, с длиной Немного истории 5 играпутешествие 19.04.2024 28. 1 https://wika.tutoronline. ru/algebra/class/9/pony atie-arifmeticheskojprogressiiprimeryzadach-s-resheniemdlya-9klassa?ysclid=lm3k72m 6el74161354 https://www.yaklass.ru/ p/algebra/9klass/chislovyeposledovatelnostiprogressii9139/arifmeticheskaiaprogressiia-svoistvaarifmeticheskoiprogressii-9141/re9be60eb3-2e3a-4782b724d5bca94395dc?ysclid=l m3ko4lp2i460306025 https://multiurok.ru/file s/razrabotka-urokaalgebry-chislovaiaposledovatelno.html?ys clid=lm3kgm0npx2585 51937 https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/2008/train/#15 8203 https://multiurok.ru/file s/razrabotka-urokaalgebry-chislovaiaposledovatelno.html?ys clid=lm3kgm0npx2585 51937 https://infourok.ru/prez entaciya-po- 29. От латинского «несущий» 1 дискуссия 26.04.2024 30. Решай и определяй 1 онлайнтренажер 03.05.2024 31. Проверь себя 1 онлайн-тест 10.05.2024 32. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия 1 дискуссия 17.05.2024 VII. 33. Резерв Резерв 1 1 кроссворд 24.05.2024 matematike-iz-istoriivektorov3478111.html?ysclid=l m3lh5e5r95964517 https://www.yaklass.ru/ p/geometria/9klass/vektory9232/poniatie-vektoravidy-vektorov-9233 https://www.yaklass.ru/ p/geometria/9klass/vektory9232/poniatie-vektoravidy-vektorov-9233/re84dde2d4-b9c1-4f74ac0c-1b15cb1bbb34 https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/2507/train/#16 7064 https://videouroki.net/ra zrabotki/primieryrieflieksii-na-urokakhmatiematiki.html?ysclid =lm0hmgoh9d5307580 53 https://pedkopilka.ru/blogs/svetlan a-nikolaevnaignatyuk/krosvord-pomatematike-dlja-9klasa.html?ysclid=lm3li ovwjj376374442 Итого: 33 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для реализации курса используется материалы учебных пособий: 1. Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. «Просвещение» 2020. 2. Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020. 3. Электронные ресурсы: http://www. fipi.ru/ https://oge.sdamgia.ru/ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net/ https://www.yaklass.ru/ https://multiurok.ru/ https://testedu.ru/ https://infourok.ru/ https://novatika.org/