шю,т1 з ош1тсJы общсрн средш у•rрсждени · юш1тсл, оf'iщср1 нвтmюмос 1 1)ос Мун1цп. Nu 141 /, ,:·••t,/11r •,,, 1 , 1 '4 '1 ' . У тве р , Юi ен~ Утверждно I советм педагоичскм МАОУ - № СОШ 1, 1~ , ' '-;,,?/ / ! ,, ,, / / •, образвния шахмт) обучения) результаов метапрдных общег начльог уровня г. формиваня фактор ка деятльнос (поискв-ледатья обучающихся 11!:, 1,- деятльноси внеурочй курс «Мир для / прогам Рабочя по А. туфьеван 11-Q,<>J 30.82г , общег начльог прогаме образвтельнй к оснвй Екатеринбуг 2023 ~ СОШ ~У. 11 / •i"~•A·,., Пр~ложени 'l-. f, ;~. П ри к аз N ✓ 30.82г 1 от № Проткл !· 141 ' д 1 Р'<:i fЯ р образвния Nol41 М . А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по курсу внеурочной деятельности «Мир шахмат» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. В начальной школе изучение курса внеурочной деятельности по шахматам имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение основ шахмат станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Основная цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения. Изучение шахмат в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — Освоение основ игры в шахматы - понимание значения фигур и способов их использования использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать логические и практические задачи, работа с алгоритмами выполнения логических действий. — Формирование функциональной шахматной грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и логических задач. — Обеспечение шахматного развития младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, логически выстроенной речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению шахмат и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, шахматной речи, ориентировки в шахматных терминах и понятиях. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности шахмат, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание шахмат выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира. — владение шахматным языком, элементами логического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Осознанию младшим школьником многих шахматных явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и с логическими. В начальной школе шахматные знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать логически верные способы, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. 1 На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1год обучения-33 часа, 2 год обучения – 34 часа в год, 3 год обучения – 34 часа в год, 4 год обучения – 34 часа в год). Содержание курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» 1 год обучения 33 часа 1. Шахматная доска (6 часов). Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Начальное положение фигур (3 часа). Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Ходы и взятие фигур (17 часов). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение". Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается 2 такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 4. Основные принципы игры (7 часов). Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Основные ошибки в дебюте. Правила матования одинокого короля разными фигурами. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» 2 год обучения, 34 часа 1. Повторение. (9 часов). Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитии шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. Инструкция по технике безопасности при игре в шахматы. Названия и ходы фигур. Способы нападения на фигуры, нападение на короля (шах), защита от шаха, рокировка. Мат и пат, алгоритм матования одинокого короля. Игровая практика. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. "Защита контрольного поля". "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 3 Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания "Шах или не шах". 2. Тактические приёмы и защиты (11 часов). Защиты фигур, уход от нападения. Перекрытие, контрнападение, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка, двойной удар и его разновидности. Связка, способы защиты от связки. Ловля фигуры, основные способы ловли фигуры. Сквозной удар, выполняемый слоном, ладьёй, ферзём. Приём «Форточка». Открытый шах. Двойной шах. Игровая практика. 3. Основы дебюта (6 часов). Определение дебюта, миттельшпиль, эндшпиль, дебютные ловушки, правила игры в дебюте, дебютные ловушки. Дебютные ошибки. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию, «Сделай ничью», «Проведи пешку в ферзи», «Объяви мат в два хода». 4. Основы эндшпиля (3 часа). Правила игры в эндшпиле, реализация большего материального преимущества, игровая практика. Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания “Шах или мат”. Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Основы анализа шахматной партии (5 часов). Тактические приёмы (повтор), правила игры в дебюте, анализ шахматной партии. Отработка тактических приёмов. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» 3 год обучения, 34 часа 1. Краткая история шахмат. (2 часа). Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматные приёмы (14 часов). Повторение изученных приёмов: связка, двойной удар, ловля фигуры, сквозной удар, двойной шах, открытый шах. Тактические прёмы: завлечение, отвлечение, уничтожение защиты, спёртый мат. Борьба за инициативу. Игровая практика. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, 3. Основы дебюта (6 часов). 4 Ошибки в дебюте, типовые методы ведения атаку на рокированного короля. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 4. Основы пешечного эндшпиля (9 часов). Правила игры в эндшпиле, а пешечном эндшпиля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания “Шах или мат”. Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Повторение (3 часа). Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» 4 год обучения, 34 часа 1. Повторение (2 часа) Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. 2. Основы дебюта (11 часов). Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах .Дидактические задания “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не 5 нарушают правил игры.“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. 3. Основы миттельшпиля (10 часов). Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.“Сделай ничью”. Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 4. Основы эндшпиля (9 часов). Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей. Ладейные эндшпили и ладейные окончания. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. 5. Повторение (2 часа) Оценка возможностей применения шахматных знаний. Игровая практика. Праздничноконкурсная программа. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» на уровне начального общего образования. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 6 В результате изучения курса на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: осознавать необходимость изучения курса внеурочной деятельности «Мир Шахмат» для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одно года обучения, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: 1. устанавливать связи и зависимости между фигурами; 2. применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; 3. приобретать измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; 4. представлять задачу, её решение в виде модели, схемы в соответствии с предложенной учебной проблемой. Базовые исследовательские действия: 1. проявлять способность ориентироваться в материале разных разделов курса внеурочной деятельности; 2. понимать и адекватно использовать шахматную терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; 3. применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Работа с информацией: 1. находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; 2. читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу); 3. представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; 7 4. принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: 1. конструировать утверждения, проверять их истинность; 2. использовать текст задания для объяснения способа и хода решения шахматной задачи; 3. комментировать процесс построения, решения; 4. объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; 5. в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: 1. планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2. планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; 3. выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 4. Самоконтроль (рефлексия): 5. осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 6. выбирать и при необходимости корректировать способы действий; 7. находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; 8. предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения; 9. оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. Предметные результаты: - знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,- знать правила хода и взятия каждой фигурой;- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;-сравнивать между собой предметы, явления;-обобщать, делать несложные выводы;- уметь проводить элементарные комбинации; - уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; - уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; -определять последовательность событий; -выявлять закономерности и проводить аналогии - Правила хода и взятия каждой из фигур - лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, - взятие на проходе, -превращение пешки. - принципы игры в дебюте; 8 - основные тактические приемы; - термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. - грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; - находить несложные тактические удары и проводить комбинации; - точно разыгрывать простейшие окончания ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные этапы работы (зачетные мероприятия) Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Шахматная доска https://www.chesskid. com/ru 1.1 1.2 Шахматная доска, белые и черные поля, 1 Горизонталь 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1.3 Вертикаль 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1.4 1.5 Диагональ Центр 1 1 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 9 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1.6 Дидактические игры и задания 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ Итого по разделу 6 Раздел 2. Начальное положение фигур 2.1 2.2 https://www.chesskid. com/ru Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции. 2 Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 1 Итого по разделу 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 3 Раздел 3. Ходы и взятие фигур https://www.chesskid. com/ru 3.1 3.2 3.3 Правила хода и взятия каждой из фигур 3 Легкие тяжелые фигуры и 7 Взятие проходе, на 3 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1 7 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 10 превращение пешки. https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 3.4 3.5 Шах, мат, пат, ничья, 3 мат в один, ход 1 3 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 3.6 длинная и короткая рокировка и ее правила. Итого по разделу https://www.chesskid. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 17 Раздел 4. Основные принципы игры 7 Правила матования одинокого короля разными фигурами Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОГРАММЕ https://www.chesskid. com/ru 7 7 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 7 ПО 33 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 год обучения № п/ п Наименовани Количество часов е разделов и Всег Контрольн тем о ые работы программы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Повторение https://www.chesskid . com/ru Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам 3 1.2 Названия и ходы фигур. 3 1.3 Способы нападения на фигуры, нападение на короля (шах), защита от шаха, рокировка. 1.4 Мат и пат, алгоритм матования одинокого короля. 1.1 Итого по разделу 3 https://chessboom.online/dinozav r y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 3 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 1 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 9 Раздел 2. Тактические приёмы и защиты https://www.chesski d. com/ru 2.1 Защиты фигур, уход от нападения.. 2 2 2.2 Перекрытие, контрнападени е, двойной 2 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 12 удар, коневая вилка, пешечная вилка, двойной удар и его разновидности . https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2.3 Связка, способы защиты связки 2.4 Ловля фигуры, основные способы ловли фигуры. 2.5 Сквозной удар, выполняемый слоном, ладьёй, ферзём. от 1 1 2 2 2 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2.6 Открытый шах. 1 1 2.7 Двойной шах. 1 1 Итого по разделу https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid . com/ru https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 11 Раздел 3. Основы дебюта Определение дебюта, миттельшпиль, 3.1 3 эндшпиль, ,дебютные ловушки. https://www.chesski d. com/ru 3 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid . com/ru 3.2 3.3 Дебютные ловушки 1 Правила игры в дебюте 1 1 https://chessboom.online/dinozav r y-uchat-shahmatam/ 1 https://www.chesski d. com/ru 13 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru Дебютные ошибки 1 Итого по разделу 6 3.4 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ Раздел 4. Основы эндшпиля 4.1 Правила игры в эндшпиле Итого по разделу https://www.chessk id. com/ru 3 3 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 3 Раздел 5 . Основы анализа шахматной партии Тактические приёмы (повтор), 5.1 правила игры в 2 2 2 дебюте. https://www.chessk id. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chessk id. com/ru 5.2 Анализ шахматной партии. 1 5.3 Отработка тактических приёмов. 2 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 https://chessboom.online/dinozav r y-uchatshahmatam/ 14 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОГРАММЕ 5 ПО 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 год обучения № п/ п Наименован Количество часов ие разделов и Всег Контрольн тем о ые работы программы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 Краткая история шахмат 1.1 1.2 Шахматы проникают Европу. https://www.chesskid . com/ru в Чемпионы мира по шахматам. Итого по разделу 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 1 Тактические прёмы: 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 2 Раздел 2. Шахматные приёмы Повторение изученных приёмов: связка, двойной удар, 2.1 ловля фигуры, 2 сквозной удар, двойной шах, открытый шах. 2.2 1 10 https://www.chesski d. com/ru 2 10 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 15 завлечение, отвлечение, уничтожение защиты, спёртый мат. 2.3 Борьба за инициативу. Итого по разделу https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 14 Раздел 3. Основы дебюта Ошибки в дебюте, типовые методы 3.1 ведения атаку 2 на рокированного короля. https://www.chesski d. com/ru 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid . com/ru 3.2 3.3 Ценность фигур 2 Сравнительна я сила фигур. 2 Итого по разделу 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 6 Раздел 4. Основы пешечного эндшпиля 4.1 Правила игры в эндшпиле, 1 а пешечном эндшпиля. https://www.chesski d. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 16 https://www.chesski d. com/ru 4.2 Две ладьи 2 против короля 2 4.3 Ферзь и ладья 2 против короля. https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 4.4 Король и ферзь против 2 короля. https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 4.5 Король и ладья против 2 короля. 2 Итого по разделу Защита мата https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 9 Раздел 5 . Повторение Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпи 5.1 1 ле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). 5.2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru от https://www.chessk id. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chessk id. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 17 Итого по разделу 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 год обучения № п/п Всего Раздел 1. Повторение Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных 1.1 фигур. Краткая и полная шахматная нотация. 1.2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Наименование разделов и тем Количество часов программы Запись шахматной партии. Запись начального положения. Итого по разделу Контрольны е работы Практически е работы https://www.chesski d. com/ru 1 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 1 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 2 Раздел 2. Основы дебюта 2.1 Двухи трехходовые партии.. https://www.chesski d. com/ru 3 3 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 18 2.2 2.4 2.4 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. https://www.chesskid . com/ru 2 2 https://www.chesskid . com/ru Игра на мат с первых ходов. 4 4 Детский мат и защита от него 2 2 Итого по разделу https://chessboom.online/dinozav r y-uchat-shahmatam/ https://chessboom.online/dinozav r y-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 11 Раздел 3. Основы миттельшпиля Самые общие рекомендации о том, как играть в 3.1 1 середине шахматной партии. https://www.chesski d. com/ru 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 3.2 Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. 1 3.3 Двойной удар. 1 3.4 Открытое нападение. 1 1 3.5 Открытый шах. 1 11 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 19 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 3.6 Двойной шах. 3.7 Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др 3.8 Комбинации для достижения ничьей. Итого по разделу 1 1 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ https://www.chesski d. com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 10 Раздел 4. Основы эндшпиля 4.1 Элементарные окончания. 1 1 https://www.chesskid. com/ru 20 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 4.2 4.3 Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). https://www.chesskid. com/ru 1 1 https://www.chesskid. com/ru 1 1 4.4 4.5 1 Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. 1 Правило “квадрата”. 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 4.6 1 4.7 двумя (простые https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru Матование слоном и конем (простые случаи). Матование слонами случаи). https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 21 4.8 Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. https://www.chesskid. com/ru 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 4.9 Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). https://www.chesskid . com/ru 1 1 https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ Раздел 5. Повторение 5.1 Оценка возможностей применения шахматных знаний. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://www.chesskid . com/ru 2 2 https://chessboom.online/dinozav ry-uchat-shahmatam/ 2 3 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № Наимено п/ вание тем п програм мы Количест во часов Виды Виды деятельности формы проведен иязанятия Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 22 1 Шахматная 1 доска 2 Горизонтал 1 ь Групповая и Кругл парная ый работа стол. Игры сшахматной «Горизон доской. таль Игровая деятельност и Вертикал ь. Дидактическ ь» и ие игры «Горизонтал ь и Вертикаль» Групповая Практиче ские ипарная спарринг работа и сшахматной доской. Игровая деятельност ьИгра «Диагональ» 3 Вертикаль 4 Диагональ 1 1 5 Шахматная 1 нотация Проблемно — ценностное общениекакая фигура самая ценная? Спектакль Групповая ипарная работа сшахматной доской. 4.09 https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 11.09 https://www.chesskid. com/ru за шахматно й доской. Игра «Диагонал ь» Соревнова 18.09 ние «Кто быстрее расставит фигуры» Сценка « 25.09 в мире шахмат» Соревнова 2.10 ние «Кто быстрее расставит фигуры» https://www.chesskid. com/ru https://www.chesskid. com/ru https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ и назовет фигуры о которых уже слышал. 23 6 Шахматные 1 фигуры в начальной позиции 7 Шахматные 1 фигуры в начальной позиции 8 Шахматные 1 фигуры в начальной позиции 9 Ладья 1 10 Слон 1 11 Слон 1 12 Ферзь 1 13 Ферзь 1 Проблемноценностное общение-как ходит пешка? История появления фигуры. Групповая Шахматн 9.10 ая партия в паре «зеркальн ые ходы» https://www.chesskid. com/ru Игра «ход 16.10 5 пешек» https://www.chesskid. com/ru Игра на 23.10 скорость «Найди Ладью среди всех фигур, и ее место» Соревнова 6.11 ние «Поймай ладью.» https://www.chesskid. com/ru Игра на 13.11 скорость «Найди слона среди всех фигур, и ее место» https://www.chesskid. com/ru Отработк а 20.11 https://www.chesskid. com/ru 27.11 https://www.chesskid. com/ru 4.12 https://www.chesskid. com/ru ипарная работа сшахматной доской. Командна яработа. Групповая и парная работа с шахматной доской. Командн ая работа. Решения позиций Игрова я практи ка Проблемно — ценностное общениекакие особенности есть у фигуры Ферзь? клеток слона Игра «Д огони и сруби» Игра «Запутай соперника в ходе» https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 24 14 Конь 1 Решения позиций и стратегии 15 Конь 1 16 Король 1 17 Пешка. 1 Превращен ие пешки 18 Нападение 1 19 Взятие. 1 Взятие на проходе. 20 Ценность фигур 21 Шах защита шаха. 1 и 1 от Поиски решени я позици й Художестве н нотворческая игра «Мо иконь» Решения позиций и стратегии Отработк 11.12 а клеток слона против изученны х фигур 18.12 Поиск ходов для фигуры слон. https://www.chesskid. com/ru https://www.chesskid. com/ru Конференц 25.12 ия «Как не ру битконь» https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ Отработк 8.01 а клеток коня https://www.chesskid. com/ru против изученны х фигур Групповая и Шахматн 15.01 парная ая партия работа с в паре шахматной «зеркальн доской. ые ходы» Решения Отработк 22.01 позиций а клеток коня истратегии против изученны х фигур Групповая и Отработк 29.01 парная а клеток работа с пешки шахматной доской. против изученны х фигур Парная Практиче 5.02 работа с ские шахматной спарринг доской и https://www.chesskid. com/ru https://www.chesskid. com/ru https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru за шахматно 25 й доской. 22 Мат. 1 23 Пат – ничья 1 24 Рокировка. 1 Проблемно — ценностное общениекакие особенности есть у фигуры Король? Групповая и парная работа с шахматной доской. Шахматн 12.02 ая партия в паре «зеркальн ые ходы» https://www.chesskid. com/ru Отработк 19.02 а клеток пешки https://www.chesskid. com/ru против изученны х фигур Викторина 26.02 Проектная деятельность «Кроссвор д https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ https://www.chesskid. com/ru по шахматам 25 Основные 1 принципы игры в начале партии 26 Мат двумя 1 ладьями одинокому королю 27 Мат ферзём 1 и ладьёй одинокому королю Групповая и парная работа с шахматной доской. Практиче ские спарринг и за шахматно й доской. Групповая и Практиче парная ские работа с спарринг шахматной и доской. за шахматно й доской. Групповая и Практиче парная ские работа с спарринг шахматной и доской. за 4.03 https://www.chesskid. com/ru 11.03 https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 18.03 https://www.chesskid. com/ru 26 шахматно й доской. 28 Мат ферзём 1 и королём одинокому королю 29 Материальн 1 ое преимущест во 30 Нарушение 1 основных принципов игры в начале партии. Ко нтрольная работа за год 31 Запись 1 шахматной партии. 32 Партии – 1 миниатюры . Шахматный этикет Групповая и парная работа с шахматной доской. Практиче ские спарринг и за шахматно й доской. Групповая и Практиче парная ские работа с спарринг шахматной и доской. за шахматно й доской. Групповая и Практиче парная ские работа с спарринг шахматной и доской. за шахматно й доской. Групповая и парная работа с шахматной доской. Практиче ские спарринг и за шахматно й доской. Групповая и Практиче парная ские работа с спарринг шахматной и доской. за шахматно й доской. 1.04 https://www.chesskid. com/ru 8.04 https://www.chesskid. com/ru 15.04 https://www.chesskid. com/ru https://chessboom.online/dinozavr y-uchat-shahmatam/ 22.04 https://www.chesskid. com/ru 29.04 https://www.chesskid. com/ru 27 33 Основные 1 принципы игры в начале партии Итого: Групповая и парная работа с шахматной доской. Практиче ские спарринг и 6.05 за шахматно й доской. 33 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Наимено Количес Виды Виды, вание тем т во деятельности програм часов формы мы занятия 1 2 https://www.chesskid. com/ru Из истории 1 шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиес я шахматисты мира. Групповая и Круглы парная й стол. работа с Игры шахматной «Горизонта доской. ль Проект 1 «Выдающие ся шахматисты мира» Групповая и парная работа с шахматной доской. Игровая деятельность Игра «Диагональ» Проблемно — ценностное общениекакая фигура самая ценная? Групповая и парная работа с шахматной доской. 3 Шахматные 1 фигуры. 4 Нападение в 1 шахматной партии. Шах и защита от него. Дата изуче ния 5.09 https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ и Вертикаль» Практическ ие спарринги Электронн ые (цифровые ) образовате льные ресурсы https://www.ch esskid. com/ru 12.09 https://www.ch esskid. com/ru Круглый стол 19.09 https://www.ch esskid. com/ru Соревнован ие «Продумай защиту» 26.09 https://www.ch esskid. com/ru за шахматной доской. 28 5 Рокировка. 1 Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. 6 Мат. Пат. 1 Проблемноценностное общение-как ставить тихий мат 7 3.10 https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ Шахматная 10.10 партия в паре «зеркальны е ходы» https://www.ch esskid. com/ru Мат в один 1 ход. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Групповая и Шахматная 17.10 партия в паре парная «зеркальные работа с ходы» шахматной доской. https://www.ch esskid. com/ru 8 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? . Командная работа. https://www.ch esskid. com/ru 9 Игровая практика 10 Защита в 1 шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожени е атакующей фигуры, защита фигуры Групповая и парная работа с шахматной доской. Командна я работа. Игра на 24.10 скорость «Найди Ладью среди всех фигур, и ее место» Соревнован 7.11 ие «Поймай короля.» Игра на 14.11 скорость «Поставь мат королю» https://www.ch esskid. com/ru Отработка https://www.ches skid. com/ru 11 1 Защита в 1 шахматной партии: перекрытие, контр- Решения позиций тихого шаха 21.11 https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 29 нападение. 12 Тактически 1 й приём «двойной удар» Тест «Защиты» Игровая практик а 28.11 https://www.ch esskid. com/ru 13 Тактически 1 й приём «связка» Проблемно 5.12 Игра — « ценностное Запутай общениесоперника в какие ходы ходе» самые успешные Проблемно Практическ 12.12 — ие ценностное спарринги общениекакие ходы за самые шахматной успешные доской. Поиски 19.12 Поиск решения ходов для позиций фигур. https://www.ch esskid. com/ru Практически 26.12 е спарринги за шахматной доской. https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru 14 Тактически 1 й приём «ловля фигуры» 15 Тактически 1 й приём «сквозной удар» 16 Тактически 1 й приём «открытый шах» Поиски решения позиций 17 Тактически 1 й приём «двойной удар» Решения позиций стратегии 18 Мат на 1 последней горизонтали 19 Игровая практика 1 Игра «Дог они и сруби» Отработка 9.01 и клеток коня против изученных фигур Групповая и Шахматная 16.01 парная партия в работа с паре шахматной «зеркальны доской. е ходы» Решения Отработка 23.01 позиций и клеток коня стратегии против изученных фигур https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru 30 20 Дебютные ловушки 1 21 Дебютные ошибки 1 22 Атака короля на 1 23 Атака короля на 1 24 1 Типичные комбинации в дебюте. Групповая и Отработка парная клеток работа с пешки шахматной доской. против изученных фигур Парная Практическ работа с ие шахматной спарринги доской за шахматной доской. Проблемно Шахматная — партия в ценностное паре общение«зеркальны какие е ходы» особенности есть у фигуры Король? Групповая и Отработка парная клеток работа с пешки шахматной доской. против изученных фигур Поиски Практические решения спарринги позиций 30.01 https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 6.02 https://www.ch esskid. com/ru 13.02 https://www.ch esskid. com/ru доской. 5.03 https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 20.02 https://www.ch esskid. com/ru 27.02 https://www.ches skid. com/ru 25 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Игровая практика Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 12.03 https://www.ch esskid. com/ru 26 Реализация 1 большого материальн ого преимущест ва Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 19.03 https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 31 27 План игры в 1 эндшпиле 28 Реализация 1 преимущест ва в конце шахматной партии 29 Основы анализа шахматной партии 30 Тактические 1 приёмы 31 1 Правила разыгрыван ия дебюта. 32 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Игровая практика 33 Шахматный 1 праздник. Игровая практика 34 Шахматный 1 праздник. 1 Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 2.04 https://www.ch esskid. com/ru 9.04 https://www.ch esskid. com/ru 16.04 https://www.ch esskid. com/ru 23.04 https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 30.04 https://www.ch esskid. com/ru 7.05 https://www.ch esskid. com/ru Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ парная работа ие 14.05 https://www.ch esskid. com/ru 21.05 https://www.ch esskid. com/ru 32 Игровая практика Итого: с шахматной спарринги доской. за шахматной доской. 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2 Наимено вание тем программы Количес т во часов Виды деятельности Виды, формы занятия Дата изучен ия Из истории 1 возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. Групповая и Круглы парная й стол. работа с Игры шахматной «Самые доской. известные шахматист ы» 6.09 Ходы фигур Групповая и парная работа с шахматной доской. Игровая деятельность Игра «Диагональ» Проблемно — ценностное общениекакая фигура самая ценная? Групповая и парная работа с шахматной доской. 13.09 1 3 Тактический 1 приём «Связка», «Сквозной удар» 4 1 Тактический приём «Двойной удар», «Ловля фигуры» Практическ ие спарринги Электрон ные (цифровы е) образоват ельные ресурсы https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.c hesskid. com/ru за шахматной доской. Круглый 20.09 стол Какие из ходов более выигрышны е» https://www.c hesskid. com/ru Соревнован 27.09 ие «Кто быстрее поймает» https://www.c hesskid. com/ru 33 5 1 Тактический приём «Двойной шах», «Открытый шах» Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. 6 Тактический приём «Завлечение». Тест «Тактические приёмы» 1 Проблемноценностное общение-как ставить тихий мат 7 Тактический приём «Отвлечение» 1 8 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 9 Тактический приём «Уничтожение защиты» Групповая и Шахматная партия в паре парная «зеркальные работа с ходы» шахматной доской. Игра на Командная скорость работа. «Найди Ладью среди всех фигур, и ее место» Групповая и Соревнован ие парная работа с «Поймай короля.» шахматной доской. Круглый Командна стол «Виды я работа. мат» 1 10 Тактический 1 приём «Спёртый мат» 11 Тактический приём «Блокировка» 1 12 Тактический 1 приём «Освобождение пространства» Решения позиций Игровая практик а 4.10 Шахматная 11.10 партия в паре «зеркальны е ходы» https://www.c hesskid. com/ru 18.10 https://www.c hesskid. com/ru 25.10 https://www.c hesskid. com/ru 8.11 https://www.c hesskid. com/ru 15.11 https://www.c hesskid. com/ru Отработка 2211 тихого шаха Игра 29.11 «Дог они и сруби» https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.che sskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru 34 13 Сочетания 1 тактических приёмов. Тест «Тактические приёмы» 14 Сочетания тактических приёмов. 15 Борьба за 1 инициативу. Проблемно 6.12 Игра — « ценностное Запутай общениесоперника в какие ходы ходе» самые успешные Проблемно Практическ 13.12 — ие ценностное спарринги общениекакие ходы за самые шахматной успешные доской. Поиски 20.12 Поиск решения ходов для позиций фигур. https://www.c hesskid. com/ru Практически 27.12 е спарринги за шахматной доской. https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.c hesskid. com/ru 16 Конкурс 1 решения позиций: как бы вы сыграли? Поиски решения позиций 17 Атака на 1 нерокировавшег ося короля Решения позиций стратегии 18 Атака на 1 нерокировавшег ося короля 19 Типичные комбинации дебюте. 20 Типичные комбинации дебюте. в в 1 1 Круглый 10.01 и стол «Для чего нужна рокировка» Групповая и Шахматная 1701 парная партия в работа с паре шахматной «зеркальны доской. е ходы» Решения Отработка 24.01 позиций и клеток коня стратегии против изученных фигур Групповая и Отработка 31.01 парная клеток работа с пешки шахматной доской. против изученных фигур https://www.c hesskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ 35 21 Основы анализа 1 шахматной партии: выбери ход и найди план 22 Основы анализа 1 шахматной партии: выбери ход и найди план. Тест «Комбинации в дебюте» 23 Проходная 1 пешка, правило квадрата 24 Крайняя пешка, 1 «отталкивание плечом» 25 Борьба за 1 инициативу. 26 Конкурс 1 решения позиций: как бы вы сыграли? 27 Оппозиция и 1 ключевые поля Парная Практическ работа с ие шахматной спарринги доской за шахматной доской. Проблемно Практическ — ие ценностное спарринги общениекакие за особенности шахматной есть у доской. Комбинации дебют Групповая и Отработка парная клеток работа с пешки шахматной доской. против изученных фигур Поиски Практические решения спарринги позиций 7.02 https://www.c hesskid. com/ru 14.02 https://www.c hesskid. com/ru 28.02 https://www.che sskid. com/ru Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 6.03 https://www.c hesskid. com/ru 13.03 Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 20.03 https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.c hesskid. com/ru 21.02 https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.c hesskid. com/ru 36 28 Король с 1 пешкой против короля с пешкой 29 Король против 1 пешек, правило блуждающего квадрата 30 Король против 1 пешек, правило блуждающего квадрата 31 Ферзь пешки против 1 32 Повторение 1 программного материала. Сыграй как чемпион мира 33 Повторение 1 программного материала. Сыграй как чемпион мира. 34 Повторение 1 программного материала. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Итого: Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной за доской. шахматной доской. Групповая и Практическ парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. 2.04 https://www.c hesskid. com/ru 10.04 https://www.c hesskid. com/ru 17.04 https://www.c hesskid. com/ru https://chessboom.online/ dinozavr yuchatshahmatam/ https://www.c hesskid. com/ru Групповая и Практическ 24.04 парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ 1.05 парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ 8.05 парная ие работа с спарринги шахматной доской. за шахматной доской. Групповая и Практическ 15.05 парная работа ие с шахматной спарринги доской. за шахматной доской. https://www.c hesskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru https://www.c hesskid. com/ru 34 37 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Наимено вание тем программы 1 2 Коли чест во часов Виды, формы занятия Дата изучен ия Электронн ые (цифровые ) образовате льные ресурсы https://www.ch esskid. com/ru История 1 появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Групповая и Кругл парная ый работа с стол. шахматной «шахматы доской. в Росии» Практика матования одинокого короля Групповая и парная работа с шахматной доской. Игровая деятельность Игра «Ход конём» Практичес 14.09 кие спарринги Проблемно — ценностное общениекакая фигура самая ценная? Групповая и парная работа с шахматной доской. Игра «Мои 21.09 быстрый дебют» https://www.ch esskid. com/ru Соревнова 28.09 ние «Кто быстрее поймает» https://www.ch esskid. com/ru 1 3 Основные 1 принципы игры в дебюте. 4 Перевес в 1 развитии фигур. Шотландский дебют. 5 Виды деятельности Атака короля. Шотландский дебют. на 1 7.09 https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru за шахматно й доской. Групповая и Скоростны 5.10 парная е шахматы. работа с шахматной доской. https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ 38 6 Перевес в 1 пространстве. Итальянский дебют. 7 Оценка позиции. 1 Итальянский дебют. 8 План игры. 1 9 Выбор хода. 1 Дебют Рети. 10 11 1 Открытые дебюты. Дебют Рети. Полуоткрытые дебюты. 1 Проблемноценностное общение-как ставить тихий мат Шахматна 12.10 я партия в паре «зеркальн ые ходы» Групповая и Скоростны парная е шахматы. работа с шахматной доской. Игра на Командная скорость работа. «Найди Ладью среди всех фигур, и ее место» Групповая и Соревнова ние парная работа с «Поймай короля.» шахматной доской. Групповая и Скоростны парная е шахматы. работа с шахматной доской. 19.10 https://www.ch esskid. com/ru 26.10 https://www.ch esskid. com/ru 9.11 https://www.ch esskid. com/ru 16.11 https://www.ch esskid. com/ru Решения позиций Отработка 23.11 Испанский дебют. https://www.ch esskid. com/ru тихого шаха https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ches skid. com/ru 12 Закрытые дебюты. Испанский дебют. 1 Игровая практик а Игра 30.11 https://www.ch esskid. com/ru 13 Гамбиты. «Вид ы дебютов». 1 Проблемно — ценностное общениекакие ходы самые успешные Проблемно — ценностное общение- Игра 7.12 https://www.ch esskid. com/ru 14 Тактический приём «мельница» «Д огони и сруби» «Запутай соперника в ходе» Практичес 14.12 кие спарринги 39 какие ходы за самые шахматно успешные й доской. Поиски 21.12 Поиск решения ходов для позиций фигур. 15 Тактический приём «перекрытие» 16 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Групповая и Скоростны 28.12 парная е шахматы. работа с шахматной доской. 17 Тактический приём «рентген» 1 Решения позиций стратегии 18 Открытое нападение. 1 Групповая парная работа шахматной доской. Групповая парная работа шахматной доской. Групповая парная работа шахматной доской. 19 20 21 1 Открытый шах. 1 Двойной шах. Темы комбинаций сочетание тактических приёмов. и 1 1 Патовые комбинации и комбинации на вечный шах. и и с и с Круглый 11.01 стол «Для чего нужна рокировка » Шахматна 18.01 я партия в паре «зеркальн ые ходы» Скоростны 25.01 е шахматы. и Отработка 01.02 клеток с пешки против изученны х фигур Парная Практичес 8.02 работа с кие шахматной спарринги доской за шахматно й доской. https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru 40 22 1 Анализ шахматной партии: выбери ход. Решение заданий. «Сделай ничью». 23 1 Решение заданий. Игровая практика. «Осн овы миттельшпиля» 24 Игра эндшпиле. 25 Патовые комбинации 1 26 Решение заданий. Игровая практика 1 27 1 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. 28 Пешка против 1 короля. в 1 Проблемно — ценностное общениекакие особенности есть у Комбинации дебют Групповая и парная работа с шахматной доской. Практичес 15.02 кие спарринги за шахматно й доской. Скоростны 22.02 е шахматы. Поиски Практическ 29.02 решения ие позиций спарринги Групповая и Практичес 7.03 парная кие работа с спарринги шахматной доской. за шахматно й доской. Групповая и Скоростны 14.03 парная е шахматы. работа с шахматной доской. Групповая и Практичес 21.03 парная кие работа с спарринги шахматной доской. за шахматно й доской. Групповая и Практичес 3.04 парная кие работа с спарринги шахматной доской. за шахматно й доской. https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru https://www.ches skid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru 41 29 Линейный мат. 30 1 Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. 31 1 Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю 32 1 Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 33 Роль шахмат в 1 жизни человека. Как стать сильным шахматистом. 34 Шахматный праздник Итого: 1 1 Групповая и Практичес 11.04 парная кие работа с спарринги шахматной за доской. шахматно й доской. Групповая и Скоростны 18.04 парная е шахматы. работа с шахматной доской. https://www.ch esskid. com/ru Групповая и Практичес 25.04 парная кие работа с спарринги шахматной доской. за шахматно й доской. Групповая и Практичес 2.05 парная кие работа с спарринги шахматной доской. за шахматно й доской. Групповая и Скоростны 9.05 парная е шахматы. работа с шахматной доской. https://www.ch esskid. com/ru Групповая и Практичес 16.05 парная работа кие с шахматной спарринги доской. за шахматно й доской. https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru https://chessboom.online/di nozavr y-uchatshahmatam/ https://www.ch esskid. com/ru https://www.ch esskid. com/ru 34 42 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. - М.: Просвещение, 2021. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.chesskid.com/ru https://chess-boom.online/dinozavry-uchat-shahmatam/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийный проектор, доска учебная, доски шахматные с наборами фигур. 43 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)