1111cnJ111 N!! 141 общсра:.1шт, срдш уL1рсждние · ю1штслы общсра авто1мюс Муницпа.1ыюс Утверждно советм педагоичскм № -СОШ МАОУ прогам Рабочя по деятльноси внеурочй курс професий» «Мир на напрвлеы (заняти, образвния общег начльог прогаме образвтельнй к оснвй Приложен . . 08.23г 130 от № Проткл 141 профиентацых удовлетрни и потребнсй интерсов для обучающихся) обучающихся общег начльог уровня г. Екатеринбуг 2023 образвния Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессий» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» включает занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся, обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Задачи: - расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); 1 - расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; - активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. - воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности и работе в группе и коллективе. Условия эффективной реализации данной программы: − изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе; − педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе; − создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы; − использование в работе исследовательских проектных видов деятельности; − использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка; − сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе. Особенностью данной программы является: - формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка; - ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей, - обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек техника», «человек – художественный образ», «человек - природа». Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность. Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста. 2 Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности. На реализацию рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире профессий» в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов. в воспитательной работе. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир профессий» 1 класс Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.) Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод. Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус. Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.) Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии наших мам. Кем быть? Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.) Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны. Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7 ч.) Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть? 2 класс Раздел 1. Мир профессий (3 ч.) Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». Раздел 2. Профессии, связанные с природой (5 ч.) Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист. Профессия овощевод. Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (10 ч.) Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз. Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8 ч.) Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург. Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.) 3 Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». 3 класс Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.) Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». Раздел 3.Эволюция профессий (7 ч.) Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! 4 класс Раздел 1. В гостях у своего «Я» (9 ч.) В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость – работа. «Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». Характер и выбор профессии. Раздел 2. Правила выбора профессии (12 ч.) Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия». Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!». Раздел 3. Профессии без которых не обойтись(9 ч.) Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». Раздел 4. Мир профессий (4 ч.) Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио». Итоговая конференция «Мир профессий». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Мир профессий» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 4 Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5 Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь мира профессий) проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира (в соответствии с профессиональной деятельностью человека), устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 6 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в профессиональной деятельности человека, а также в социуме (поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; 7 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 8 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий»1 класс № п/ п Наименова Количество часов ние Контроль разделов и Все ные тем го работы программы Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.) 1.1 Введение в тему. 1 1 1.2 Путешестви е в мир профессий сельского хозяйства. 1 1 Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru https://bvbinfo.ru/ 9 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 .10 У бабушки в деревне Ловись рыбка. Труженики леса Хлеб – всему голова Профессия овощевод Знакомьтес ь с агронома Профессия цветовод Все работы хороши, выбирай на вкус Итого по разделу 1 1 https://prosv.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 10 Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.) 2.1 Экскурсия по магазину 1 1 2.2 Кто работает в библиотеке ? 1 1 2.3 2.4 2.5 Весёлая портняжка Расти здоровым Я в учителя пойду https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 1 1 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 2.6 Кухонный переполох 1 1 2.7 Причёски такие разные. 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ https://bvbinfo.ru/ 10 2.8 Профессии наших мам. Кем быть? 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 8 Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.) Строим 3.1 1 вместе дом. У кого мастерок, у 3.2 1 кого молоток. 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Весёлый мастерок Профессия водитель Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр Все профессии нужны, все профессии важны. Итого по разделу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://bvbinfo.ru/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://prosv.ru/ 8 Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7 ч.) 4.1 Куда уходят поезда 4.2 Высоко облаках. 1 в 1 1 moeobrazovanie.ru 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 11 Космическо е путешестви е. 4.3 Морское путешестви е На арене цирка 4.4 4.5 Профессии наших родителей 4.6 4.7 Кем быть? Каким быть? Итого по разделу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://prosv.ru/ https://prosv.ru/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 7 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий» 2 класс Наименова Количество часов ние Контроль разделов и Все ные тем го работы программы № п/ п Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Мир профессий (3 ч.) . 1.1 1.2 Многообраз ие мира профессий Исследован ие «Многообра зие рабочих профессий». Итого по разделу 1 2 1 2 https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ 3 Раздел 2. Профессии, связанные с природой (5 ч.) 12 2.1 2.2 2.3 2.4 Садовник, дворник. Мастерцветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 1 1 moeobrazovanie.ru .Профессия овощевод 1 Итого по разделу 5 2.5 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (10 ч.) 3.1 ик. Охранн https://prosv.ru/ 3.2 Полицейски й. 1 1 3.3 Пожарный 1 1 3.4 Военный 3.5 Профессия «Следовате ль». 1 1 3.6 Следствие ведут второклассн ики 2 2 1 1 3.7 Разведчик 1 1 3.8 Летчик. 1 1 https://bvbinfo.ru/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru 13 3.9 Водолаз 1 Итого по разделу 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 10 Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8 ч.) 4.1 Врач скорой помощи 4.2 Детский врач педиатр 4.3 4.4 4.5 4.6 – Зубной врач Кто лечит наши глаза ЛОР3 волшебные буквы Врач хирург. Итого по разделу 2 2 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 1 1 1 1 https://prosv.ru/ 2 2 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://prosv.ru/ 1 1 moeobrazovanie.ru 1 1 https://bvbinfo.ru/ 8 Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.) ..... 5.1 5.2 5.3 Профессия – учитель. Профессия – воспитатель Как помогает логопед 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 14 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 Профессия – библиотека рь Школьная столовая Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». Итого по разделу 1 1 moeobrazovanie.ru 1 1 moeobrazovanie.ru 1 1 https://prosv.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 8 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий» 3 класс № п/ п Наименова Количество часов ние Вс разделов и Контрольн ег тем ые работы о программы Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.) 1.1 1.2 1.3 Представлен ие о труде взрослых Вот у Коли, например, мама – милиционер «Мама – лётчик? Что ж такого?» 1 1 https://prosv.ru/ 1 1 moeobrazovanie.ru 1 1 https://prosv.ru/ 15 1.4 1.5 Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии Оформлени е странички портфолио «Профессия мамы и папы». Итого по разделу 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 1 1 3 3 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ https://bvbinfo.ru/ 7 Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) . Кем работают 1 1 мои родные? Кем работают(ли 1 1 ) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая 1 1 гордость моей семьи». Исследован ие трудовой 1 1 истории моей семьи. Оформлени 2 е страницы 2 портфолио Семейные 1 1 династии. Оформлени е фотокартиночно й странички 2 2 портфолио по теме: «Семейные династии». https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://bvbinfo.ru/ https://prosv.ru/ moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 16 Итого по разделу 9 Раздел 3.Эволюция профессий (7 ч.) . 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Эволюц ия профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» Итого по разделу 1 1 https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 1 1 1 1 https://bvbinfo.ru/ 2 2 https://prosv.ru/ 2 2 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 7 Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) 4.1 4.2 Сложно сти выбора профессии Книгу перевороши в, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус! 2 2 2 2 https://bvbinfo.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9 ehj.xn--p1ai/ 17 4.3 4.4 4.5 В.Маяковск ий «Кем быть?». Сочинениеэссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! Итого по разделу 1 1 moeobrazovanie.ru 3 3 https://prosv.ru/ 3 3 moeobrazovanie.ru 11 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий» 4 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контроль Все ные го работы Практиче ские работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 moeobrazovanie.ru Раздел 1. В гостях у своего «Я» (9 ч.) 1.1 В гостях своего «Я». 1.2 Мое «Я» в гостях у других «Я». 1.3 1.4 1.5 у Великая радость – работа. «Быть нужным людям…». Сочинениерассуждение 1 https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ 1 1 1 1 moeobrazovanie.ru 1 1 https://bvbinfo.ru/ 3 https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ 3 18 1.6 «Самая нужная профессия». Характер и выбор профессии Итого по разделу 2 2 moeobrazovanie.ru 9 Раздел 2. Правила выбора профессии (12 ч.) 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия». Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… это призвание!». Итого по разделу 1 1 https://prosv.ru/ 1 1 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ 1 1 1 1 https://prosv.ru/ 3 3 moeobrazovanie.ru 2 2 3 3 https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru 12 Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.) 3.1 Профессии , без которых не обойтись. 3 3 https://prosv.ru/ 19 3.2 3.3 Исследование «Необычная творческая профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». Итого по разделу 3 3 3 3 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ 9 Раздел 4. Мир профессий (4 ч.) 4.1 4.2 4.3 Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионал ьного портфолио». Итоговая конференция «Мир профессий». Итого по разделу 1 3 2 2 1 1 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1КЛАСС Наименовани Количеств Виды и формы Дата изучения Электронные (цифровые) № е тем о часов проведения образовательныересурсы п/п программы занятия 1 Введение в тему 1 Беседа, наблюдение 7.09 https://bvbinfo.ru/ 20 2 Путешествие 1 в мир профессий сельского хозяйства Практикум. Ролевая игра 14.09 https://prosv.ru/ 3 У бабушки в 1 деревне Беседа. Викторина 21.09 https://bvbinfo.ru/ 4 Ловись рыбка 1 Эксперимент, игра. 28.09 https://bvbinfo.ru/ 5 Труженики леса 1 Наблюдение. Практикум 5.10 https://bvbinfo.ru/ 6 Хлеб – всему 1 голова Викторина. Деловая игра 12.10 https://bvbinfo.ru/ 7 Профессия овощевод Наблюдение. Практикум 19.10 https://bvbinfo.ru/ 8 Знакомьтесь 1 с агрономом Соревнование. 26.10 Эксперимент https://bvbinfo.ru/ 9 Профессия цветовод 1 Наблюдение. Игра (цветы) https://bvbinfo.ru/ 10 Все работы хороши, выбирай на вкус 1 Инсценировани 16.11 е https://bvbinfo.ru/ 11 Экскурсия по 1 магазину Беседа. Экскурсия 23.11 12 Кто работает 1 в библиотеке? 13 Весёлая 1 портняжка Викторина https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ 30.11 Коллективное обсуждение Ролевая игра Соревнование 7.12 https://prosv.ru/ 14.12 https://prosv.ru/ Ролевая игра 21.12 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ КВН 11.01 https://prosv.ru/ 14 Расти здоровым 15 1 1 Я в учителя 1 пойду 16 Кухонный переполох 1 9.11 21 17 Причёски 1 такие разные Творческая 18.01 мастерская, работа в группах Инсценировани 25.01 е https://bvbinfo.ru/ Практическая работа 1.02 https://bvbinfo.ru/ 20 У кого 1 мастерок, у кого молоток Практикум. Игра 8.02 https://prosv.ru/ 21 Весёлый мастерок 1 Играсоревнование 15.02 https://bvbinfo.ru/ 22 Профессия водитель 1 Ролевая игра 22.02 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ 23 Осторожно огонь 1 Беседа. Работа в 29.02 парах https://bvbinfo.ru/ 24 Я б в 1 спасатели пошёл, пусть меня научат Виртуальная экскурсия 7.03 moeobrazovanie.ru 25 Профессия шахтёр 1 Виртуальная экскурсия 14.03 https://bvbinfo.ru/ 26 Все профессии нужны, все профессии важны 1 Творческая работа в группах 21.03 https://prosv.ru/ 27 Куда уходят 1 поезда Беседа Конкурс рисунков 4.04 https://bvbinfo.ru/ 28 Высоко в облаках Миниисследование 11.04 moeobrazovanie.ru 18 Профессии 1 наших мам. Кем быть? 19 Строим вместе дом 1 1 https://bvbinfo.ru/ 22 29 Космическое 1 путешествие Интерактивное 18.04 занятие https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ 30 Морское 1 путешествие Виртуальная экскурсия 25.04 31 На арене цирка 1 2.05 32 Профессии наших родителей 1 Коллективное обсуждение. Групповая работа Проектная деятельность https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 16.05 https://bvbinfo.ru/ 33 Кем быть? 1 Каким быть? Итого: Защита 23.05 проектноисследовательс ких работ https://prosv.ru/ 33 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Наименование № тем программы п/п Количест Виды и формы Дата во часов проведения занятия изучения 1 Многообразие мира профессий 1 Виртуальная экскурсия 2 Многообразие мира профессий 1 Проектная деятельность 14.09 3 Исследование «Многообразие рабочих профессий» 1 Исследовательская работа Садовник, дворник 1 4 7.09 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3 c9ehj.xn--p1ai/ 21.09 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ Ролевая игра, практикум 28.09 https://bvbinfo.ru/ 5 Мастер-цветовод 1 Интерактивное занятие 5.10 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ 23 6 Профессия флорист 1 Творческая парах работа в 12.10 moeobrazovanie.ru 7 Знакомьтесь агрономом 8 9 с 1 Викторина 19.10 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ Профессия овощевод 1 Познавательная игра 26.10 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ Охранник 1 Беседа. Коллективное 9.11 обсуждение https://prosv.ru/ 10 Полицейский 1 Викторина 16.11 11 Пожарный 1 Игра-состязание 23.11 12 Военный 1 Практическая работа в 30.11 парах https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ 13 Профессия «Следователь» 1 Творческая мастерская 7.12 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ 14 Профессия «Следователь» 1 Ролевая игра 14.12 15 Следствие ведут второклассники! 1 Познавательная игра 21.12 16 Разведчик 1 11.01 17 Летчик 1 Групповые исследования Имитационная игра 18 Водолаз 1 Виртуальная экскурсия 25.01 1 Мини-исследование 1.02 19 Врач помощи скорой https://bvbinfo.ru/ https://prosv.ru/ moeobrazovanie.ru 18.01 https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ 24 20 Детский врач – педиатр 1 21 Зубной врач 1 Познавательная игра 15.02 22 Кто лечит наши глаза 1 Эвристическая беседа 22.02 23 ЛОР- 3 волшебные буквы 1 24 Врач-хирург 1 25 Врач-кардиолог Групповая работа 8.02 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 1 Творческая работа. 29.02 Конкурс рисунков https://bvbinfo.ru/ Викторины с 7.03 элементами творчества https://prosv.ru/ Игра-путешествие 14.03 moeobrazovanie.ru 26 Санитарный врач 27 Профессия учитель 1 Беседа. Коллективное обсуждение 21.03 https://bvbinfo.ru/ – 1 Ролевая игра 4.04 28 Профессия – воспитатель 29 Как помогает логопед 30 Профессия – библиотекарь 1 Практикум Виртуальная экскурсия 11.04 1 Практикум. Викторина 18.04 1 Экскурсия в библиотеку. 25.04 Практикум https://prosv.ru/ 31 Школьная столовая 1 Творческая работа в группах 2.05 https://bvbinfo.ru/ 1 Экспресс-исследование 16.05 33 Школьный доктор 1 Коллективное обсуждение. Ролевая игра 23.05 moeobrazovanie.ru 34 Создание странички портфолио – «Труд в почете 1 Защита исследовательских работ 7.09 moeobrazovanie.ru 32 Почему кабинете чисто? в так https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a 3c9ehj.xn--p1ai/ 25 любой» Итого: 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Наименовани Количеств Виды и формы Дата е тем о часов проведения изучения № занятия п/ программы п 1 Представлен ие о труде взрослых 2 Представлен ие о труде взрослых 1 3 Вот у Коли, например, мама – милиционер 1 4 «Мама – лётчик? Что ж такого?» 5 Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии 6 Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» 7 Странички портфолио «Профессия мамы и папы» 8 Кем работают мои родные? 9 Кем работают ли бабушки и дедушки? 1 Коллективная беседа. 7.09 https://prosv.ru/ Самостоятельна 14.09 я работа с текстом Виртуальная экскурсия Обсуждение 21.09 1 Виртуальная экскурсия Обсуждение 28.09 1 Коллективное обсуждение. Викторина 5.10 Беседа. Практикум 12.10 1 Электронные (цифровые) образовательн ыересурсы moeobrazovanie.ru https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ https://bvbinfo.ru/ https://prosv.ru/ 1 Деловая игра. 19.10 Практикум moeobrazovanie.ru 1 1 Беседа. Викторина 26.10 Миниисследование 9.11 https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ 26 10 Сочинение «Трудовая гордость моей семьи» 11 Исследовани е трудовой истории моей семьи 12 Оформление страницы портфолио 13 Оформление страницы портфолио 14 Семейные династии 1 Практикум 1 Виртуальная экскурсия Обсуждение 14.12 15 Оформление фотокартиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» 16 Странички портфолио по теме: «Семейные династии» 1 Практикум, творческая работа 21.12 17 Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса 18 Как рождаются новые профессии 1 1 Миниисследование 25.01 19 Как рождаются новые профессии 1 Групповой проект 1.02 16.11 moeobrazovanie.ru 1 1 1 Исследовательс 23.11 кая работа Практикум, творческая работа Выставка https://bvbinfo.ru/ 30.11 https://prosv.ru/ 7.12 moeobrazovanie.ru 1 https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ Выставка работ. 11.01 Обсуждение Виртуальная экскурсия Обсуждение https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ 18.01 https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ https://bvbinfo.ru/ 27 20 Исчезают ли профессии? 1 Эвристическая беседа. Практикум 8.02 15.02 https://prosv.ru/ 21 Как приобрести профессию? 1 Практическая работа 22 «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» 23 Обобщение по разделу 1 Интерактивно 22.02 е занятие 1 Тестирование. Викторина 24 Сложности выбора профессии 1 Исследовательс 7.03 кая деятельность 25 Сложности выбора профессии 1 Практическая работа 26 Книгу переворошив , намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус! 27 Книгу переворошив , намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус! 28 В.Маяковски й «Кем быть?» 1 Исследовательс 21.03 кая деятельность 29 В.Маяковски й «Кем быть?» 1 https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 29.02 14.03 https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ https://bvbinfo.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru 1 Тренинг 4.04 https://prosv.ru/ 1 Творческая 11.04 работа. Конкурс рисунков Инсценировани 18.04 е moeobrazovanie.ru moeobrazovanie.ru 28 30 Сочинениеэссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» 1 31 Сочинениеэссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» 32 Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! 1 33 Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! 1 34 Защита творческих проектов Итого: 1 Беседа. Тестирование 25.04 https://prosv.ru/ Творческая мастерская 2.05 moeobrazovanie.ru 1 Викторины элементами творчества Проект. Конкурс газет с 16.05 https://xn-80aapampemcchfmo 7a3c9ehj.xn--p1ai/ 23.05 https://prosv.ru/ Деловая игра. Выступления 7.09 moeobrazovanie.ru 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Наименовани Количеств Виды и Дата е тем о часов формы изучения № проведения п/ программы занятия п Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 В гостях у своего «Я» 1 moeobrazovanie.ru 2 В гостях у своего «Я» 3 Мое «Я» в гостях у других «Я» Беседа. Практикум 7.09 1 Творческая работа 14.09 1 Коллективно 21.09 е обсуждение https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru 29 4 Мое «Я» в гостях у других «Я» 1 5 Великая радость работа. 1 Викторина. Конкурс рисунков 6 «Быть нужным людям…» 1 Виртуальная 12.10 экскурсия Обсуждение 7 Сочинениерассуждение «Самая нужная профессия» 8 Сочинениерассуждение «Самая нужная профессия» 1 Беседа. Практикум 19.10 1 Творческая работа 26.10 9 Характер и выбор профессии 1 10 Правила выбора профессии 1 11 Творческий проект «Моя будущая профессия» 12 Творческий проект «Моя будущая профессия» 13 Представлен ие о себе и проблема выбора профессии 14 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») 1 – Деловая игра 28.09 https://bvbinfo.ru/ 5.10 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ moeobrazovanie.ru Тестировани 9.11 е. Миниисследование Исследовате 16.11 льская деятельность moeobrazovanie.ru https://prosv.ru/ Проектная 23.11 деятельность moeobrazovanie.ru 1 Проектная 30.11 деятельность . Конкурс https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ 1 Деловая игра, 7.12 практикум https://prosv.ru/ 1 Интерактив 14.12 ное занятие moeobrazovanie.ru 30 15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») 16 Как готовить себя к будущей профессии. 1 17 Как готовить себя к будущей профессии. 18 Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» 19 Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» 20 Сочинение « … - это призвание!» 1 21 Сочинение « … - это призвание!» 1 Творческая работа 22 Профессии, без которых не обойтись 1 Тестировани 22.02 е. Групповые исследования 1 Игра21.12 соревнование в группах https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ Мини11.01 исследование moeobrazovanie.ru 1 1 Творческая 18.01 работа в парах Беседа. Практикум 25.01 Творческая работа 1.02 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 1 Беседа. Практикум 8.02 moeobrazovanie.ru 15.02 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ 23 Профессии, без которых не обойтись 1 24 Профессии, без которых не обойтись 1 Групповые 29.02 исследования Конференция 7.03 moeobrazovanie.ru https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ 31 25 Исследовани е «Необычная творческая профессия» 26 Исследовани е «Необычная творческая профессия» 1 27 Исследовани е «Необычная творческая профессия» 28 Исследовани е «Мои земляки в мире творческих профессий» 29 Исследовани е «Мои земляки в мире творческих профессий» 30 Исследовани е «Мои земляки в мире творческих профессий» 31 Проект «Я и мир профессий» Дискуссия 14.03 https://prosv.ru/ Исследовате 21.03 льская деятельность moeobrazovanie.ru 1 Конкурс 4.04 тематических плакатов https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ 1 Групповые 11.04 исследования 1 moeobrazovanie.ru 1 1 1 32 Защита 1 «Профессион ального портфолио 33 Защита 1 «Профессион ального портфолио 34 Обобщение 1 по теме «Мир профессий» Итого: 34 Групповые 18.04 исследования Выступление 25.04 . Конкурс газет Проектная 2.05 деятельность https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ https://prosv.ru/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ Конференция 16.05 moeobrazovanie.ru Конференция 23.05 Викторина. Играсостязание 7.09 https://xn-80aapampemcchfmo7a3c 9ehj.xn--p1ai/ https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9e hj.xn--p1ai/ 32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Дополнительная литература: Дневник профессионального самоопределения школьника. 1 класс. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». - Кострома, Костромской областной институт развития образования,2023. Дневник профессионального самоопределения школьника. 2 класс. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». - Кострома, Костромской областной институт развития образования,2023. Дневник профессионального самоопределения школьника. 3 класс. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». - Кострома, Костромской областной институт развития образования,2023. Дневник профессионального самоопределения школьника. 4 класс. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». - Кострома, Костромской областной институт развития образования,2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2006. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2013. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014 Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015. Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Дрофа, 2017. Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: Вако, 2020 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Билет в будущее https://bvbinfo.ru/ Просвещение https://prosv.ru/ Национальные проекты России https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)