Рабочая программа курса внеурочной деятельности Русский язык в моей жизни 5-9 классы 2025-2026

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык в моей жизни»
(далее — курс) для 5-9 классов составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебнометодического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022).
Программа курса рассчитана на уровень основного общего образования и направлена на
формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми
должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Цель данной программы:
- сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для
овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные
умения, и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса,
заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти,
воображения у обучающихся;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение
рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с
разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её
и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
- развитие речи, расширение словарного запаса;
- развитие эрудиции, тренировки памяти и внимания, развитие логического мышления.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, имеет практико-ориентированный характер, 80%
времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и направлена на:
- развитие интеллектуальных умений;
- развитие речи, обогащение словарного запаса и развитие кругозора;
- развитие мышления, воображения;
- развитие мотивации к обучению, познавательных интересов;
- знакомство с профессиями, профориентацию.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов,
индивидуальных возможностей воспитанников и отличны от урочных:
- виртуальная экскурсия;
- учебная игра;
- развивающая игра;
- практическое занятие;
- творческое занятие;
- дискуссия;
- тренинг;
- викторина.
Принципы планирования деятельности обучающихся по развитию учебно - познавательных
интересов:
- принцип взаимосвязи с программным материалом по предметам учебного плана;

- принцип доступности. В ходе занятий используются игровые формы и специальный дидактический
материал, соответствующий особым образовательным потребностям обучающихся, испытывающих
трудности в изучении математики;
- принцип концентричности. Темы и содержание занятий подбираются согласно концентрическому
принципу обучения: начало работы над темой, где предлагается новый материал, диктует
необходимость использования тех заданий и правил, которых ученику уже известны.
Программа строится на следующих позициях:
- практическое овладение логическими умениями;
- использование в заданиях естественных ситуаций, знакомых детям из жизненного опыта, а также
материала различных учебных предметов;
- восприятие и воспроизведение речевого материала, предъявляемых на занятии, и соотнесение его с
материалом по развитию познавательных интересов;
- использование разнообразного наглядного материала для обеспечения постепенного осознания детьми
значимости логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала;
- развития логического мышления на основе системы упражнений и заданий, обеспечивающих
постепенность становления познавательной сферы.
Место в учебном плане курса внеурочной деятельности «Русский язык в моей жизни».
С 5 по 9 класс на реализацию курса отводится по 1 часу в неделю, по 34 часа в 5-9 классах, 136 часов за
период обучения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык в моей
жизни»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
•
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
•
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
•
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
•
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том
числе в социальных сообществах;
•
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
•
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач,
создании учебных проектов;
•
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
•
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
•
интерес к обучению и познанию;
•
любознательность;
•
стремление к самообразованию;
•
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
•
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.

Формирование культуры здоровья:
•
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
•
интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с
информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях
науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
•
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать понятия, определения;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
•
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекста.
Работа с информацией:
•
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
•
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
•
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
•
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
•
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
•
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

•
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
•
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
•
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
•
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
•
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
•
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения
задачи;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
•
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русский язык в моей жизни»
5 класс
I. В мире звуков и букв (11 час.)
Числовой диктант. Как человек научился читать и писать? Запомни правила. Занимательная
морфология. Прочитай и перескажи. Магическая сила слов. Как научиться пересказывать.
Пропущенные слова. Сочиняем и дополняем. Конструктор лингвистических определений. Великий
языковед.
II. Наш мобильный мир (5 час.)
Не стоим на месте. Вот и встретились. Мы пишем, пишем, пишем … Сочиняй-ка. Путешествие в страну
Лингвистика.
III. Лингвистический калейдоскоп (6 час.)
Отличай-ка. Писатель. Философ. Конструктор предложений. Я – писатель. Лингвистические загадки.
IV. Опишем весь мир (3 час.)
Вместе строим предложения. От слова к тексту. Звук. Буква. Слова.Предложения.Текст.
V. Великие умы человечества (8 час.)
Старинные слова. Лингвистические кроссворды. Лишнее слово. Самый умный. Великие открытия. А
чего можешь достичь ты? Кроссворд из лингвистических определений. Лингвистические головоломки.
Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия
VI. Резерв (1 час.)
Резерв.

6 класс
I.
Занимательная морфология (4 час.)
Как эффективней выучить правила? Секреты изложения. Вокруг света с русским языком. Бабушкины
сказки.
II.
Лингвистика и общение (8 час.)
Разделим тексты по смыслу. Русский язык и кулинария. Сочиняем рецепт. Урок с загадкой. Другая
форма слова. Юные знатоки. Секреты запоминания. Как повысить грамотность.
III.
Как сделать правила понятными (7 час.)
Как стать ударником. А я правил не боюсь. Культура речи. Тренинг «Ораторское искусство».
Очевидное и невероятное. Возможные варианты. Занимательная фонетика.
IV.
Секреты филологии (7 час.)
По разные стороны. Тренинг «Развитие внимания». Мастер слова и письма. Умная практика. Трудное
или интересное. Применяем правила. Счастливый случай.
V. Слова ловушки (3 час.)
Сила памяти. Конструктор. Проверь себя.
VI.
Лингвистические игры (4 час.)
Билет в театр. Ищем ошибки. Морской бой на русском языке. Заключительное занятие. Подведение
итогов. Рефлексия.
VII. Резерв (1 час.)
Резерв
7 класс
I.
Правила вокруг нас (7 час.)
Запоминаем в уме. Ораторское искусство. Лингвистика А.А.Реформаторского. Лингвистический
калейдоскоп. Легенда о том, как появилось слово. В волшебном мире слов. «Чем больше читаешь, тем
лучше напишешь».
II.
Буквы и цифры
(11 час.)
Вместо цифры слово. Лингвистический калейдоскоп. Путешественник. Запомни правило. Повышение
грамотности. Проверь себя. Другое название. Морфологические и синтаксические конструкции. Есть
что-то общее….Что нам поможет? Что нам поможет? Секреты филологии. Устно и письменно.
Обучение с увлечением. Поиск неизвестного. Упражнение в стихах. Узнай неизвестное. Проверь себя.
III.
Мы в лингвистику тропинку одолеем без запинки (5 час.)
Что их объединяет? Гуманитарная наука немыслима без старания. Зачем ученику нужны правила? Из
каких синтаксических конструкций собран текст? Конструктивные методы в филологии.
IV.
Занимательная филология
(4 час.)
Знакомая и новая. Рисуем с помощью слова. Проверь себя. Заключительное занятие. Подведение
итогов. Рефлексия.
V.
Резерв
(1 час.)
Резерв.
8 класс
I.
Русский язык в умелых руках… (6 час.)
Особенный знак. Обратная задача. Филологическое лото. Лингвистический кроссворд. Верно – неверно.
Проверь себя.
II.
Мир слов и звуков (4 час.)
Без них далеко не уедешь. Тренировка ума. Слово превращается…Проверь себя.
III.
Великий В.И.Даль (9 час.)
Знакомые и незнакомые. От простого к сложному. Значение буквы проверить несложно
твои
лингвистические успехи. Русский язык в стихах. Знай терминологию и вычисляй. Развитие устной речи.
Книги и развитие. Проверь себя.
IV.
От слова к тексту (7 час.)
Как писать грамотно?
Правила спешат на помощь. В разведку. Новый формат сочинения.
«Железобетонный» метод написания изложения. Не запутайся. Морфологический кроссворд.
V.
Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (5 час.)

Историческая тропинка. Одно из сокровищ философии. Прочитай и напиши. Занимательная филология.
Напиши правильно.
VI.
Морфологическое семейство (2 час.)
В стране правил. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия.
VII. Резерв
(1 час.)
Резерв.
Тематическое планирование занятий
«Русский язык в моей жизни»
5 класс
№

I.

II.

Наименование
разделов и тем
программы
В мире звуков и
букв

II. Наш
мобильный мир

Коли
чество
часов
11

5

Формы проведения занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Тренинг, игра, упражнение на
развитие различных видов
памяти, марафон, дискуссия,
упражнение на внимание,
логические задачи, викторина
дискуссия, викторина



http://www. fipi.ru/



https://oge.sdamgia.ru
/

творческое задание, игра,
упражнение на внимание,
дискуссия
Тренинг, игра, загадки



https://resh.edu.ru/



https://videouroki.net/

III. Лингвистический
калейдоскоп

6

IV. Опишем весь мир

3

Великие умы
человечества

8

игра, упражнение на развитие
различных видов памяти,
викторина, игра-путешествие,
тренинг, ребусы, дискуссия



https://www.yaklass.r
u/

1

игра-онлайн



https://multiurok.ru/

V.

VI. Резерв
Итого:

34

6 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы

Коли
чество
часов
4

Формы проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

дискуссия, тренажер, играпутешествие



http://www. fipi.ru/

8

дискуссия, игра, тренажер,
логические задачи



https://oge.sdamgia.ru
/

Как
сделать
правила
понятными

7



https://resh.edu.ru/

IV.

Секреты
филологии

7



https://videouroki.net/

V.

Слова ловушки

3

дискуссия,
видеоурок,
тренажер,
тренинг
на
внимание, логические задачи
видеоурок,
тренажер,
тренинг
на
внимание,
дискуссия, игра-зачет
дискуссия, игра, тест



https://www.yaklass.r
u/

VI.

Лингвистические
игры (4 час.)

4

дискуссия, игра, тренажер



https://multiurok.ru/

VII.

Резерв

1

игра-онлайн



https://testedu.ru/

I.

Занимательная
грамматика

II.

Лингвистика
общение

и

III.

Итого:

34

7 класс
№

I.

II.

Наименование
разделов и тем
программы

Коли
чество
часов
Правила вокруг
7
нас
Буквы и цифры

III. Русский
философы

11

Формы проведения занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

тренинг, логические задачи,
дискуссия, онлайн-тренажер



http://www. fipi.ru/

дискуссия, онлайн-тренажер,
логическая
задача,
конструктор определений,
онлайн-тест, тренинг
дискуссия, онлайн-викторина,
онлайн-тренажер, онлайн-тест



https://oge.sdamgia.ru
/



https://resh.edu.ru/

и

6

IV. Мы
в лингвистику
тропинку
одолеем
без
запинки
V. Занимательная
филология

5

дискуссия, тренинги, онлайнтренажер



https://videouroki.net/

4



https://www.yaklass.r
u/

VI. Резерв

1

дискуссия,
творческое
задание, онлайн-тренажер,
онлайн-тест
игра-онлайн



https://multiurok.ru/

Итого:

34

8 класс
№

Наименование
разделов и тем
программы

Количест
во часов

Формы проведения занятий

дискуссия, онлайн-тренажер,
http://www. fipi.ru/
тренинг, кроссворд, онлайнтренинг, онлайн-тест
дискуссия,
онлайн-тренинг,
https://oge.sdamgia.ru
игра, онлайн-тест
/
дискуссия, игра-путешествие
https://resh.edu.ru/
онлайн-тренинг,
математический
онлайнтренажер, игра, логические
задачи, онлайн-тест
дискуссия, игра-путешествие
https://videouroki.net/
онлайн-тренинги,
онлайнтренажер, кроссворд
игра-путешествие, дискуссия,
https://www.yaklass.ru
онлайн-тренинг, логические
/
задачи, творческое задание

I.

Русский язык в
умелых руках …

6

II.

мир слов и звуков

4

III.

Великий В.И.Даль

9

IV.

От слова к тексту

7

V.

Язык
есть
исповедь народа, /
Его душа и быт
родной.
Морфологическое
семейство

5

2

дискуссия, онлайн-тренинг

Резерв

1

игра-онлайн

VI.
VII.

Итого:

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://multiurok.ru/
https://testedu.ru/

№
п/п

Тема

Поурочное планирование
5 класс
КолиФорма
Дата
честпроведения
изучения
во
часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

I. В мире звуков и
букв
Особый диктант

11
1

тренинг

08.09.2023

http://www. fipi.ru/

Как человек
научился писать и
читать?
Запомни правила

1

игра

15.09.2023

https://oge.sdamgia.ru/

1

22.09.2023

https://resh.edu.ru/

Занимательная
морфология
Прочитай и
перескажи
Магическая сила
слов
Как научиться
пересказывать
Пропущенные слова

1

упражнение
на развитие
различных
видов
памяти
игра

29.09.2023

https://videouroki.net/

1

марафон

06.10.2023

https://www.yaklass.ru/

1

игра

13.10.2023

https://multiurok.ru/

1

дискуссия

20.10.2023

https://testedu.ru/

1

27.10.2023

https://infourok.ru/

9.

Сочиняем и
дополняем

1

10.11.2023

https://novatika.org/

10.

Конструктор
лингвистических
определений

1

упражнение
на внимание
упражнение
на внимание
тренинг

17.11.2023

pushkininstitute.ru (проект
Государственного
института русского языка
им. А.С. Пушкина
«Образование на русском»)

11.

Великий языковед

1

викторина

24.11.2023

http://www.gramota.ru (спра
вочно-информационный
портал «Русский язык»)

5

12.

II. Наш мобильный
мир
Не стоим на месте

1

логические
задачи

01.12.2023

http://www.ropryal.ru (Росси
йское общество
преподавателей русского
языка и литературы: портал
«Русское слово»)

13.

Вот и встретились

1

08.12.2023

http://www.glossary.ru (служ
ба тематических толковых
словарей)

14.

Мы пишем, пишем,

1

задачи
на
движение
навстречу
задачи
на

15.12.2023

http://www.gramma.ru (куль

1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.

пишем …

15.

Сочиняй-ка

1

16.

Путешествие в
страну Лингвистика

1

III.

6

17.

Граматический
калейдоскоп
Отличай-ка

1

18.

Писатель

19.

движение в
противополо
жные
стороны
задачи
на
движение
вдогонку
задачи
на
движение по
воде

тура письменной речи)

22.12.2023

http://www.ug.ru (Учительск
ая газета)

29.12.2023

http://rus.lseptember.ru (газет
ы «Русский язык»,
«Литература», «Библиотека
в школе»)

творческое
задание

12.01.2024

http://pedsovet.org/leader.htm
l (журнал «Лидеры
образования»)

1

игра

19.01.2024

http://www. fipi.ru/

Философ

1

игра

26.01.2024

https://oge.sdamgia.ru/

20.

Конструктор
предложений

1

02.02.2024

https://resh.edu.ru/

21.

Я – писатель

1

упражнение
на внимание
дискуссия

09.02.2024

https://videouroki.net/

22.

Лингвистические
загадки

1

тренинг
разных
видов
мышления

16.02.2024

https://www.yaklass.ru/

IV.

Опишем весь мир

3

23.

Вместе строим
предложения
От слова к тексту

1

тренинг

22.02.2024

https://testedu.ru/

1

игра

15.03.2024

https://infourok.ru/

Звук. Буква. Слова.
Предложение. Текст.
Великие умы
человечества
Старинные слова

1

загадки

22.03.2024

https://novatika.org/

1

логические
задачи

05.04.2024

http://www.gramota.ru (спра
вочно-информационный
портал «Русский язык»)

27.

Лингвистические
кроссворды

1

игра

12.04.2024

http://www.mapryal.org (Ме
ждународная ассоциация
преподавателей русского
языка и литературы
(МАПРЯЛ)

28.

Лишнее слово

1

19.04.2024

http://www.ropryal.ru (Росси
йское общество
преподавателей русского
языка и литературы: портал
«Русское слово»)

29.

Самый умный

1

упражнение
на развитие
различных
видов
памяти
викторина

26.04.2024

http://www.glossary.ru (служ

24.
25.
V.
26.

8

ба тематических толковых
словарей)
Великие открытия. А
чего можешь
достичь ты?
Кроссворд из
лингвистический
определений
Лингвистические
головоломки

1

играпутешествие

03.05.2024

http://www.gramma.ru (куль
тура письменной речи)

1

тренинг

10.05.2024

http://www.ug.ru (Учительск
ая газета)

1

ребусы

17.05.2024

http://rus.lseptember.ru (газет
ы «Русский язык»,
«Литература», «Библиотека
в школе»)

33.

Заключительное
занятие. Подведение
итогов. Рефлексия

1

дискуссия

24.05.2024

http://www.vestniknews.ru (
журнал «Вестник
образования России»)

VI.

Резерв

1

34.

Резерв

1

игра-онлайн

31.05.2024

http://ru.wikipedia.org (свобо
дная многоязычная
энциклопедия)

30.

31.

32.

ИТОГО:

34

№
п/п

I.

Тема

Поурочное планирование
6 класс
Коли
Форма
Дата
честв проведения
изучения
о
часов

Занимательная
морфология
Как эффективней
выучить правила?
Секреты изложения

4

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

дискуссия

08.09.2023

https://oge.sdamgia.ru/

1

тренажер

15.09.2023

https://resh.edu.ru/

Вокруг света с
русским языком
Бабушкины сказки

1

играпутешествие
логические
задачи

22.09.2023

https://videouroki.net/

29.09.2023

https://www.yaklass.ru/

8
1

дискуссия

06.10.2023

https://testedu.ru/

1

игра

13.10.2023

https://infourok.ru/

7.

Лингвистика и
общение
Разделим тексты по
смыслу
Русский язык и
кулинария
Сочиняем рецепт

1

тренажер

20.10.2023

https://novatika.org/

8.

Секреты филологии

1

дискуссия

27.10.2023

pushkininstitute.ru (проект
Государственного
института русского языка
им. А.С. Пушкина
«Образование на русском»)

9.

Другая форма слова

1

тренажер

10.11.2023

http://www.gramota.ru (спра
вочно-информационный
портал «Русский язык»)

10.

Юные знатоки

1

игра

17.11.2023

http://www.mapryal.org (Ме
ждународная ассоциация
преподавателей русского
языка и литературы
(МАПРЯЛ)

11.

Секреты
запоминания

1

тренажер

24.11.2023

http://www.ropryal.ru (Росси
йское общество
преподавателей русского
языка и литературы: портал
«Русское слово»)

12.

Как повысить
грамотность

1

логические
задачи

01.12.2023

http://www.glossary.ru (служ
ба тематических толковых
словарей)

III.

Как
сделать
правила
понятными

7

1.
2.
3.
4.
II.
5.
6.

1

13.

Как стать ударником

1

дискуссия

08.12.2023

http://www.ug.ru (Учительс
кая газета)

14.

А я правил не боюсь!

1

видеоурок

15.12.2023

http://rus.lseptember.ru (газе
ты «Русский язык»,
«Литература», «Библиотека
в школе»)

15.

Культура речи

1

тренажер

22.12.2023

http://www.vestniknews.ru (
журнал «Вестник
образования России»)

16.

Тренинг
«Ораторское
искусство»
Очевидное и
невероятное

1

тренинг

29.12.2023

http://pedsovet.org/leader.ht
ml (журнал «Лидеры
образования»)

1

дискуссия

12.01.2024

http://ru.wikipedia.org (своб
одная многоязычная
энциклопедия)

18.

Возможные
варианты

1

тренажер

19.01.2024

http://www.megabook.ru (эн
циклопедия портала
«Кирилл и Мефодий»)

19.

Занимательная
фонетика

1

логические
задачи

26.01.2024

http://www.rubricon.com (эн
циклопедии, словари,
справочники)

IV.

Трудно или
интересно
По разные стороны

7
1

видеоурок

02.02.2024

http://dic.academic.ru (слова
ри и энциклопедии)

Тренинг «Развитие
внимания»
Мастер слова и
письма
Умная практика

1

тренажер

09.02.2024

http://slovari.yandex.ru (слов
ари)

1

16.02.2024

http://www.ucheba.com (обр
азовательный портал)

1

тренинг на
внимание
тренажер

22.02.2024

http://www.5ballov.ru (новос
ти образования,
образовательные
организации высшего
образования Российской
Федерации, тесты,
рефераты)

24.

Трудное или
интересное

1

дискуссия

15.03.2024

25.

Применяем правила

1

тренажер

22.03.2024

http://www.teachpro.
ru (образовательны
й сайт)
http://ege.edu.ru (портал
информационной
поддержки Единого

26.

Счастливый случай

1

игра-зачет

05.04.2024

http://www. fipi.ru/

V.

Слова ловушки

3

27.

Сила памяти

1

дискуссия

12.04.2024

https://resh.edu.ru/

28.

Конструктор

1

игра

19.04.2024

https://videouroki.net/

17.

20.
21.
22.
23.

29.

Проверь себя

1

тест

26.04.2024

https://www.yaklass.ru/

VI.

4

30.

Лингвистическая
игра
Билет в театр

1

дискуссия

03.05.2024

https://testedu.ru/

31.

Ищем ошибки

1

игра

10.05.2024

https://infourok.ru/

32.

1

тренажер

17.05.2024

https://novatika.org/

33.

Морской бой на
русском языке
Заключительное
занятие. Подведение
итогов. Рефлексия

1

дискуссия

24.05.2024

pushkininstitute.ru (проект
Государственного
института русского языка
им. А.С. Пушкина
«Образование на русском»)

VII

Резерв

1

34.

Резерв

1

игра-онлайн

31.05.2024

Итого:

34

№
п/п

Тема

Поурочное планирование
7 класс
Коли
Форма
Дата
честв проведения
изучения
о
часов

I.
1.

Числа вокруг нас
Запоминаем в уме

7
1

2.

1

II.

Ораторское
искусство
Лингвистика
А.А.Реформаторског
о
Лингвистический
калейдоскоп
Легенда о том, как
появилось слово
В волшебном мире
слов
«Чем больше
читаешь, тем лучше
напишешь»
Буквы и цифры

11

8.

Вместо цифры слово

9.

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

тренинг

08.09.2023

http://www. fipi.ru/

логические
задачи
логические
задачи

15.09.2023

https://oge.sdamgia.ru/

22.09.2023

https://resh.edu.ru/

онлайнтренажер
дискуссия

29.09.2023

https://videouroki.net/

06.10.2023

https://www.yaklass.ru/

онлайнтренажер
онлайнтренажер

13.10.2023

https://multiurok.ru/

20.10.2023

https://testedu.ru/

1

дискуссия

27.10.2023

https://novatika.org/

Лингвистический
калейдоскоп

1

онлайнтренажер

10.11.2023

pushkininstitute.ru (проект
Государственного
института русского языка
им. А.С. Пушкина
«Образование на русском»)

10.

Путешественник

1

логическая
задача

17.11.2023

http://www.gramota.ru (спра
вочно-информационный
портал «Русский язык»)

11.

Запомни правило

1

конструктор
определений

24.11.2023

http://www.mapryal.org (Ме
ждународная ассоциация
преподавателей русского
языка и литературы
(МАПРЯЛ)

12.

Повышение
грамотности

1

логическая
задача

01.12.2023

http://www.ropryal.ru (Росси
йское общество
преподавателей русского
языка и литературы: портал
«Русское слово»)

13.

Проверь себя

1

онлайн-тест

08.12.2023

http://www.glossary.ru (служ
ба тематических толковых
словарей)

14.

Другое название

1

дискуссия

15.12.2023

http://www.gramma.ru (куль

3.

4.
5.
6.
7.

1

1
1
1
1

тура письменной речи)
1

тренинг

22.12.2023

http://www.ug.ru (Учительс
кая газета)

16.

Морфологические и
синтаксические
конструкции
Есть что-то общее…

1

онлайнтренажер

29.12.2023

http://rus.lseptember.ru (газе
ты «Русский язык»,
«Литература», «Библиотека
в школе»)

17.

Что нам поможет?

1

онлайнтренажер

12.01.2024

http://www.vestniknews.ru (
журнал «Вестник
образования России»)

18.

Что нам поможет?

1

онлайнтренажер

19.01.2024

http://pedsovet.org/leader.ht
ml (журнал «Лидеры
образования»)

III.

Секреты филологии

6

19.

Устно и письменно

1

дискуссия

26.01.2024

http://www.megabook.ru (эн
циклопедия портала
«Кирилл и Мефодий»)

20.

Обучение с
увлечением

1

онлайнвикторина

02.02.2024

http://www.rubricon.com (эн
циклопедии, словари,
справочники)

21.

Поиск неизвестного

1

09.02.2024

http://www.slovari.ru (служб
а русского языка)

22.

Упражнения в стихах

1

16.02.2024

http://dic.academic.ru (слова
ри и энциклопедии)

23.

Узнай неизвестное

1

22.02.2024

http://slovari.yandex.ru (слов
ари)

24.

Проверь себя

1

онлайнтренажер
логические
задачи
онлайнтренажер
онлайн-тест

15.03.2024

http://www.ucheba.com (обр
азовательный портал)

IV.

Мы в лингвистику
тропинку одолеем
без запинки
Что их объединяет?

5

22.03.2024

«Гуманитарная наука
немыслима без
старания»
Зачем ученику
нужны правила?
Из каких
синтаксических
конструкций собран
текст?
Конструктивные
методы в филологии
Занимательная
филология

1

дискуссия,
тренинги
дискуссия,
тренинги

05.04.2024

http://www.teachpro.ru (обра
зовательный сайт)
http://ege.edu.ru (портал
информационной
поддержки Единого

дискуссия,
тренинги
дискуссия,
тренинги

12.04.2024

http://www. fipi.ru/

19.04.2024

https://oge.sdamgia.ru/

онлайнтренажер

26.04.2024

https://resh.edu.ru/

15.

25.
26.

27.
28.

29.
V.

1

1
1

1
4

30.

Знакомая и новая

1

дискуссия

03.05.2024

https://www.yaklass.ru/

31.

Рисуем с помощью
слова

1

10.05.2024

https://multiurok.ru/

32.

Проверь себя

1

творческое
задание,
онлайнтренажер
онлайн-тест

17.05.2024

https://testedu.ru/

33.

1

дискуссия

24.05.2024

https://infourok.ru/

VI.

Заключительное
занятие. Подведение
итогов. Рефлексия
Резерв

34.

Резерв

1

игра-онлайн

31.05.2024

1
Итого:

34

№
п/п

Тема

1.

Русский
язык
умелых руках…
Особенный знак

2.

I.

Поурочное планирование
8 класс
Коли
Форма
Дата
чест- проведения
изучения
во
часов
в

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

6
1

дискуссия

08.09.2023

http://www. fipi.ru/

Обратная связь

1

15.09.2023

https://oge.sdamgia.ru/

3.

Филологическое лото

1

онлайнтренажер
тренинг

22.09.2023

https://resh.edu.ru/

4.

1

кроссворд

29.09.2023

https://videouroki.net/

5.

Лексический
кроссворд
Верно - неверно

1

06.10.2023

https://www.yaklass.ru/

6.

Проверь себя

1

онлайнтренинг
онлайн-тест

13.10.2023

https://multiurok.ru/

II.

Мир слов и звуков

4

7.

1

дискуссия

20.10.2023

https://infourok.ru/

8.

Без них далеко не
уедешь
Тренировка ума

1

27.10.2023

https://novatika.org/

9.

Слово превращается…

1

онлайнтренинг
игра

10.11.2023

pushkininstitute.ru (проект
Государственного
института русского языка
им. А.С. Пушкина
«Образование на
русском»)

10.

Проверь себя

1

онлайн-тест

17.11.2023

http://www.gramota.ru (спр
авочно-информационный
портал «Русский язык»)

III.

Великий В.И.Даль

9

11.

Знакомые и
незнакомые

1

дискуссия

24.11.2023

http://www.ropryal.ru (Росс
ийское общество
преподавателей русского
языка и литературы:
портал «Русское слово»)

12.

От простого к
сложному

1

играпутешествие

01.12.2023

http://www.glossary.ru (слу
жба тематических
толковых словарей)

13.

Значение буквы
проверить несложно
Твои лингвистические
успехи

1

онлайнтренинг
математичес
кий онлайнтренажер

08.12.2023

http://www.gramma.ru (кул
ьтура письменной речи)

15.12.2023

http://www.ug.ru (Учитель
ская газета)

14.

1

15.

Русский язык в стихах

1

игра

22.12.2023

http://rus.lseptember.ru (газ
еты «Русский язык»,
«Литература»,
«Библиотека в школе»)

16.

Знай терминологию и
применяй

1

29.12.2023

http://www.vestniknews.ru
(журнал «Вестник
образования России»)

17.

Развитие устной речи

1

математичес
кий онлайнтренажер
логические
задачи

12.01.2024

http://pedsovet.org/leader.ht
ml (журнал «Лидеры
образования»)

18.

Книги и развитие

1

логические
задачи

19.01.2024

http://ru.wikipedia.org (сво
бодная многоязычная
энциклопедия)

19.

Проверь себя

1

онлайн-тест

26.01.2024

http://www.megabook.ru (э
нциклопедия портала
«Кирилл и Мефодий»)

IV.

От слова к тексту

7

20.

Как писать грамотно?

1

дискуссия

02.02.2024

http://www.slovari.ru (служ
ба русского языка)

21.

Правила спешат на
помощь
В разведку

1

дискуссия

09.02.2024

http://dic.academic.ru (слов
ари и энциклопедии)

1

16.02.2024

http://slovari.yandex.ru (сл
овари)

1

22.02.2024

http://www.ucheba.com (об
разовательный портал)

24.

Новый формат
сочинения
«Железобетонный»
метод написания
изложения

играпутешествие
дискуссия

1

онлайнтренинги

15.03.2024

http://www.5ballov.ru (нов
ости образования,
образовательные
организации высшего
образования Российской
Федерации, тесты,
рефераты)

25.

Не запутайся

1

22.03.2024

26.

Морфологический
кроссворд

1

онлайнтренажер
кроссворд

http://www.teachpro.ru (об
разовательный сайт)
http://ege.edu.ru (портал
информационной
поддержки Единого

V.

29.

Язык есть исповедь
народа, его душа и
быт родной.
Историческая
тропинка
Одно из сокровищ
филологии
Прочитай и напиши

30.

Занимательная

22.
23.

27.
28.

05.04.2024

http://www. fipi.ru/
играпутешествие
дискуссия

12.04.2024

https://oge.sdamgia.ru/

19.04.2024

https://resh.edu.ru/

онлайнтренинг
логические

26.04.2024

https://videouroki.net/

03.05.2024

https://www.yaklass.ru/

31.

филология
Напиши правильно

задачи
творческое
задание

Морфологическое
семейство
В стране правил

2

1

VII.

Заключительное
занятие. Подведение
итогов. Рефлексия
Резерв

34.

Резерв

1

VI.
32.

33.

1

10.05.2024

https://multiurok.ru/

дискуссия,
онлайнтренинг
дискуссия

17.05.2024

https://infourok.ru/

24.05.2024

https://novatika.org/

онлайн-игры

31.05.2024

1
http://www.gramota.ru (спр
авочно-информационный
портал «Русский язык»)
Итого:
34

Программа «Русский язык в моей жизни» 9 класс рассчитана на 33 недели - 33 часа (1
час в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций
учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать
языковую,
лингвистическую
и
коммуникативную
компетенции;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые
навыки).
 Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых
встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также
уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим
ошибкам, редактированию творческих работ.
 Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в
области
правописания.
Для
этого
необходимо
применять
наиболее
эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление.
Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и
пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями
и
орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает
способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и
письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств,
правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по
тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных
умений, важнейшими из которых являются следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;




умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать,
что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то
содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую
тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в
определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания
с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность
понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения
школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления,
проверяемые ими,
составляют необходимую лингвистическую базу
владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2,
15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют
коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить
собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не
случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой
работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо
школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести
беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания
вообще.
Подлинная
рациональность,
включающая
способность
аргументации
доказательности своей позиции, вовсе не
противоречит
уровню
развития
эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
№
раздела
1

2

Название раздела
Особоя культура
речи
Как написать
сжатое изложение

Количество
Содержание раздела
часов
Адекватное понимание письменной речи.
1
Работа с текстом: работа с языковыми
явлениями, предъявленными в тексте
(языковой анализ текста).
Как готовиться к написанию сжатого
5
изложения. Компрессия текста. Выполнение
тренировочных упражнений. Составление
плана. Практическая работа. Отработка
навыков написания сжатого изложения.

3

Я умею
сочинять, я
умею
рассуждать

9

Структура сочинения-рассуждения. Сочинение
15.1. Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему. Алгоритм написания.
Аргументация. Речевые клише. Шаблон
написания сочинения. Основные ошибки в
сочинении-рассуждении на лингвистическую
тему. Практикум. Практическая работа.
Отработка навыков написания сочинениярассуждения. Сочинение 15.2. Структура
сочинения. Практическая работа. Отработка
навыков написания сочинения-рассуждения.
Сочинение 15.3. Сходство и различие в
структуре. Практическая работа. Отработка
навыков написания сочинения-рассуждения.
Виды дыхания. Этапы тренировки
фонационного дыхания. Голос. Его основные
качества. Система работы над голосом. Дикция
как обязательный компонент техники речи.
Система работы над дикцией. Интонация.
Основные компоненты интонации. Система
работы над интонационно-мелодической
структурой высказывания.
Особенности формирования произносительной
литературной нормы. Орфоэпия как
совокупность правил произношения. Основные
фонетические законы гласных и согласных
современного русского литературного языка.
Источники отклонений от литературной нормы.
Степени нормативности системы литературного
произношения. Понятие ударения. Особенности е
его проявления в русском языке. Языковые
требования к постановке ударения в русских
словах в зависимости от частеречной
ю
принадлежности. Акцентологический минимум.

3

Особая техника
речи.

2

4

Увлекательная
орфоэпия

2

5

Занимательная
лексика

1

Лексика как системная организация языка.
Лексические нормы как правила употребления
слов в языке. Нарушения лексических норм.
Практическая часть: «Средства
выразительности речи».

6

Чудеса
словообразования.

1

7

Секреты
морфологии.

1

8

Польза

11

Словообразовательная система русского языка.
Словообразовательная норма как система
правил построения слов в языке. Понятие
окказиональной нормы в словообразовании
Правила согласования, образования и
употребления форм рода. Числа и падежа.
Правописание суффиксов
Сложное предложение. Основные виды

сложных предложений. Основные г руппы
сложносочиненных предложений по значе нию
и союзам. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненные предложения. Строение
СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.
Сложные предложения с различным и видами
связи.

синтаксиса
и
пунктуации.

Итого

33

Тематическое планирование с указанием количества часов
№
1

2

Тема
Особая культура
речи– часть
общечеловеческой
культуры. Как важна
культура языка.
Любимый язык и чистая
речь.

3

Языковая норма как
историческая
категория.

4

Особое понятие
нормы в
современной
лингвистике.

5

Формирование норм
литературного
языка. Признаки
нормы.
Понятие вариантов
норм. Секреты
написания сжатого
изложения.
Эволюция языковых
норм. Сочинение как
жанр различных
стилей речи

6

7

Внеурочное занятие (содержание темы)

Кол-во
часов

Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для
духовной жизни общества». Практическая часть:
«Структура экзаменационной работы по русскому
языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания».

1

Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и
“речь” в современном языкознании». Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Сжатое изложениекак средство переработки
информации Приемы сжатия текста. Отработка
приема “исключение”. Овладение приемом
исключения неглавной информации из текста».
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как
системы правил».
«Становление и развитие древнерусского языка,
этапы его существования». Практическая часть:
«Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия
текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение
приемом упрощения текста».
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке».
«Изменчивость нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема
“обобщение”. Овладение приемом обобщения».
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих
национальной культуры».Практическая часть:
«Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение
умением осуществлять выбор приемов сжатия».
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и
диспозитивные (вариантные) нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого
изложения по незнакомым текстам».
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых
средств». «Второй закон языковых средств – закон
аналогии или унификации (уподобления)».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.
Критерии оценки заданий. Структура сочинения».

1

1

1

1

1

1

8

Типология норм.
Ошибки
грамматические и
речевые.

9

Качества хорошей
речи.

10 Основные качества
хорошей речи. Общая

характеристика.

11 Правильность как
основа хорошей речи.

12 Содержательность
хорошей речи.

13 Выразительность и
гибкость хорошей
речи Уместность и
доступность хорошей
речи.
14 Точность речи.

15 Техника речи.
- Понятие техники речи в
16 современной
лингвистике.

Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы –
основное условие хорошей речи». Практические
упражнения «Поразмышляем вместе».
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая
характеристика. Особенности».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.Учимся
аргументировать».
Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство,
содержательность, точность, логичность,
выразительность, уместность - основные качества
хорошей речи».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую
тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности
речи.Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте».
Практическая часть: «Отработка навыка написания
сочинения на лингвистическую тему (15.2)».
Викторина: «Богатство речи и способы проявления
языкового богатства. Синонимы, метафора,
метонимия, синекдоха как лексические средства
богатства речи». Практическая часть: «Синонимы.
Задание 6».
Отработка навыка написания сочинения на
понимание фразы (15.3)
Практическая работа: «Поразмышляем вместе».
Отработка навыка написания сочинения
«комментарий к определению» (15.3)

1

1

1

1

1

1

Лабораторная работа: «Фактические ошибки
1
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и
исправление недочетов».
Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)
1
Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи.
Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного
дыхания. Голос. Его основные качества. Система
работы над голосом. Дикция как обязательный
компонент техники речи. Система работы над
дикцией. Интонация. Основные компоненты
интонации. Система работы над интонационномелодической структурой высказывания».

17 Орфоэпические
нормы.
Тексты разных стилей.

18 Лексика.Лексические
нормы.

19 Акцентологические
нормы.

20 Словообразовательные
нормы.
Орфография

21 Морфологические
- нормы и их
22 особенности.

23 Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксические
нормы и их
особенности.
24 Речевые ошибки при
употреблении
синтаксических
средств языка.

25 Употребление
обособленных
определений и
обстоятельств в речи.
26 Употребление
вводных слов,
обращений и
междометий в речи.

Лекция учителя: «Становление орфоэпической
нормы. Особенности формирования
произносительной литературной нормы. Орфоэпия
как совокупность правил произношения. Основные
фонетические законы гласных и согласных
современного русского литературного языка.
Источники отклонений от литературной нормы.
Степени нормативности системы литературного
произношения».
Практическая часть: «Понимание текста. Отработка
Задания 2».
Лекция учителя: «Лексика как системная организация
языка. Лексические нормы как правила употребления
слов в языке. Нарушения лексических норм».
Практическая часть: «Средства выразительности
речи. Отработка Задания 3»
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности
его проявления в русском языке. Языковые
требования к постановке ударения в русских словах в
зависимости от частеречной принадлежности.
Акцентологический минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
Лекция учителя: «Словообразовательная система
русского языка. Словообразовательная норма как
система правил построения слов в языке. Понятие
окказиональной нормы в словообразовании».
Практическая часть: «Правописание приставок.
Отработка задания Задания 4»
Практикум: «Правила согласования, образования и
употребления форм рода. Числа и падежа.
Правописание суффиксов. Отработка Задания 5»
Лекция учителя: «Морфологический минимум».
Практическая часть: «Правописание Н – НН в
различных частях речи».
Проектная работа – презентация «Словосочетание.
Виды подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления. Отработка Задания 7»
Семинар: «Грамматическая основа предложения.
Нарушения порядка следования слов, употребления
однородных членов в простом предложении,
причастных и деепричастных оборотов, частей
сложносочиненного и сложноподчиненного
предложения, смешение прямой и косвенной речи».
Практическая часть: «Отработка Задания 8,11».
Проект – презентация «Обособленные члены
предложения.
Отработка Задания 9»

1

Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в простом
осложненном предложении.
Задание 10».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27 Употребление знаков
препинания в
сложносочиненных,
сложноподчиненных
предложениях.
28 Многокомпонентные
синтаксические
конструкции и знаки
препинания в них.
29 Употребление знаков
препинания в
бессоюзных сложных
предложениях.

Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном
предложении, сложноподчиненном предложении».
Практическая часть: «Отработка Задания 12».

1

Лекция учителя: «Сложные предложения с
различными видами связи»
Практическая часть: «Отработка Задания 13».

1

Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»
Практикум: «Сложные бессоюзные предложения.
Отработка Задания 14»

1

30 Синтаксический
минимум.
31 Функциональные
стили.
Стилистические
нормы.
32 Функциональносмысловые типы речи.

Игра «Ты эксперт».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Лекция учителя «Функциональные стили».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».

1

Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей
языковой практике».
Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем
вместе».

1

33 Правописные
(орфографические и
пунктуационные)
нормы.Итоговый
турнир

Лекция учителя: «Орфографическая и
пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть
речевой культуры. Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы русской
орфографии. Правила русской орфографии.
Пунктуация как система постановки знаков
препинания. Интонационно-мелодические законы
русской речи. Правила русской пунктуации».
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»

1

Итого: 33 недели

1

33
часа

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Виды
деятельности

Колво
часо
в

Планируемые результаты
Личностные

1

Речевая
культура – часть
общечеловеческо
й культуры.
Культура языка.
Культура речи.

Восприятие
лекции учителя.
Работа над
анализом
структуры
экзаменационно
й работы по
русскому языку
в формате ОГЭ
и критерии ее
оценивания.

1

Формирование
сознания того,
что русский
язык –
важнейший
показатель
культуры
человека.
Развивать
любовь и
уважение к
Отечеству, его
языку как
выразителю
национального
самосознания
народа.

2

Язык и речь.

Восприятие
1
лекционной
части материала.

Формирование
устойчивой
мотивации к

Дата проведения

Метапредметные

Предметные

Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения, слушать и
слышать друг друга, с
точностью и полнотой
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в
ходе исследования
структуры, содержания и
значения слова,
предложения, текста.
Коммуникативные:
управлять поведением
партнеров (контроль,

Научиться
формулировать
высказывания на
лингвистическу
ю тему и
составлять
рассуждения.
Проводить
стилистический
анализ текста.

Научиться
определять
типологическое

По
план
у

Фактическ
и

3

Языковая норма
как историческая
категория.

Работа над
понятиями
«язык» и «речь»
в современном
языкознании.
Выполнение
практической
части задания.
Задание 1.
Понятие
«Сжатое
изложение».
Знакомство с
приемами
сжатия текста.
Отработка
приема
«исключение».
Восприятие
лекция учителя
«Становление и
развитие
древнерусского
языка, и этапы
его
существования.
Зарождение
нормы в языке».
Работа над
заданием 1.
Написание
сжатого
изложения.
Приемы сжатия

изучению и
закреплению
нового.

1

коррекция, оценка
действия партнера, умения
убеждать).
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления затруднений в
обучении через включение
в новые виды деятельности
и формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в
ходе компрессии текста.

строение текста,
авторскую
интонацию,
используя
приемы сжатия
текста, уметь
производить его
компрессию.
Соблюдать
основные
языковые номы.

текста.
Отработка
приема
«упрощение».
4

Понятие нормы в
современной
лингвистике.

5

Формирование
норм
литературного
языка

Работа над
понятием
языковой нормы
как системы
правил.
Выполнение
практической
части: Задание
1. Освоение
понятия
«Сжатое
изложение.
Приемы сжатия
текста».
Отработка
приема
«обобщение».
Восприятие
лекции учителя
о языковой
норме как одной
из
составляющих
национальной
культуры.
Отработка
умения
выбирать
приемы сжатия

1

1

6

Понятие
вариантов норм.

7

Эволюция
языковых норм.
Сочинение как
жанр различных
стилей речи.

текста.
Выполнение
Задание 1 на
выбор приемов
сжатия.
Восприятие
лекции учителя
и закрепление
нового знания.
Отработка
Задания 1.
Написание
сжатого
изложения
Восприятие
лекции учителя
и закрепление
новых знаний в
практических
упражнениях.
Ознакомление с
различными
видами
сочинений в
формате ОГЭ Заданиями 15.1,
15.2, 15.3.

1

1

Овладение
языковыми
нормами,
лингвистическо
й компетенцией
оценивания
параметров
сочинения.

Коммуникативные:
формировать навыки
учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и
групповой работы.
Регулятивные:
проектировать маршрут
преодоления затруднений в
обучении через включение
в новые виды деятельности
и формы сотрудничества.
Познавательные:объяснят
ь языковые явления,
процессы, связи и
отношения, выявляемые в
ходе применения создания
оригинального текста.

Понимать
процесс
эволюции
языковых норм.
Применить
приемы
написания
сочинения
данного типа.

8

Типология норм.
Ошибки
грамматические и
речевые.

9

Качества хорошей
речи.

10
11

Основные
качества хорошей
речи.

12

Правильность как
основа хорошей
речи.

13

Содержательность
хорошей речи.

Усвоение критериев
оценки заданий,
структуры сочинений
15.1, 15.2, 15.3
«Учимся формулировать
тезис».
Восприятие лекции
учителя. Закрепление
нового знания.
Выполнение
практических
упражнений из Заданий
15.1, 15.2, 15.3
«Учимся
аргументировать».
Участие в семинаре.
Выполнение
практических
упражнений из Заданий
15.1, 15.2, 15.3.
Учимся писать вывод
сочинения на
лингвистическую тему
(15.2)
Восприятие и усвоение
понятий и признаков.
Отработка навыка
написания сочинения на
лингвистическую тему
(15.2)

1

1

2

1

Участие в
1
лингвистической
викторине. Отработка
навыка написания
сочинения на понимание
фразы (15.3)

Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной
и коллективной
аналитической
деятельности,
овладение
лингвистической
компетенцией
находить и
формулировать
главный тезис,
подбирать
аргументы.

Коммуникативные:
пользоваться
разными видами
чтения, слушать и
слышать друг друга,
с точностью и
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать,
выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения текста.

Проводить все
виды анализа
текста, овладеть
теоретическими
и практическими
навыками
написания
сочинения в
жанре эссе.

14

Выразительностьи
гибкость,
уместность и
доступность
хорошей речи.

Выполнение
практической работы.
Отработка навыка
написания сочинения в
жанре «комментарий
определения» (15.3)

15

Точность речи.

Выполнение
1
лабораторной работы.
Тестирование в формате
ОГЭ (изложение,
сочинение)

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в
новых условиях.

Коммуникативные:
управлять своим
поведением
(контроль,
самокоррекция,
оценка своих
действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.

Правильно
применять
полученные
орфографически
е,
пунктуационные
, лексические,
морфологически
е,
орфоэпические,
грамматические
нормы.

16

Техника чтения.

Отработка навыков
1
владения техникой речи:

Овладение
лингвистической

Коммуникативные:
пользоваться

Формирование
устойчивой

1

17

Орфоэпические
нормы. Тексты
разных стилей.

тренинги дыхательной
гимнастики. Выполнение
практических
упражнений.
Упражнения для
1
постановки голоса и
дикции, развитие
приемов овладения
интонацией. Отработка
умения находить и
редактировать речевые и
грамматические ошибки.

компетенцией
распознавания
фактических
ошибок
Овладение
лингвистической
компетенцией
распознавания
речевых и
грамматических
ошибок

Восприятие лекции
учителя, отработка и
закрепление
орфоэпических норм.
Упражнения на
понимание текста.
Отработка Задания 2.

Осознавать роль
языка в
формировании
мышления,
расширять объем
употребления
грамматических

1

разными видами
чтения, слушать и
слышать друг друга,
с точностью и
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать,
выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры текста
Коммуникативные:
пользоваться
разными видами
чтения и
аудирования,
использовать разные
механизмы речи

мотивации к
самостоятельной
и коллективной
аналитической
деятельности

Формирование
устойчивой
мотивации к
творческой
деятельности по
алгоритму,
индивидуальном

18

Лексика.
Лексические
нормы.

Восприятие лекции
1
учителя, отработка и
закрепление лексических
норм. Лингвистический
практикум «Средства
выразительности речи».
Отработка умений
решать Задание 3.

19

Акцентологическ
ие нормы.

Усвоение
1
акцентологического
минимума. Выполнение
практических
упражнений «Подумаем
вместе». Отработка
заданий по теме
«Синонимы. Задание 6».

20

Словообразовател
ьные нормы.
Орфография.

21

Морфологические
нормы и их
особенности.

Восприятие лекции
1
учителя. Закрепление
теоретических понятий
«словообразовательная
норма», «окказиональная
норма». Отработка темы
«Правописание
приставок. Задание 4».
Закрепление
1
теоретических понятий.
Выполнение упражнений

средств
выражения
мыслей и чувств,
чувствовать
эстетическую
ценность родного
языка,
потребность
сохранять его
красоту и
богатство
Овладение
лингвистической
компетенцией
выявления
синонимии как
языкового
явления

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в
новых условиях.
Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению

(прогнозирования,
эквивалентных
замен,
компрессии).Регуля
тивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать,
выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательная:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения текста.
Коммуникативные:
управлять своим
поведением
(контроль,
самокоррекция,
оценка своих
действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут
преодоления

у плану

Овладение
орфографически
ми нормами
языка

практикума.

нового.

Отработка правописания 1
суффиксов. Выполнение
Задания 5. Отработка
навыков правописания Н
– НН в различных частях
речи.

22

Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксические
нормы и их
особенности.

Представление
проектной работы:
защита и презентация
проекта. Отработка
знаний по теме
«Словосочетание. Виды
подчинительной связи
(согласование,
управление,
примыкание). Задание
7».

1

Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной
и коллективной
аналитической
деятельности.

затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.
Коммуникативные:
с точностью и
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации,
корректировать
интонацию в
соответствии с
коммуникативной
целью
высказывания.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать,
выделять и
преобразовывать

Правильно
употреблять
знаки
препинания в
зависимости от
различных
значений и
соответствующе
й интонации
между частями
сложного
предложения.
Составлять
схемы,
моделировать
предложения по
заданным
схемам,
проводить
синтаксический
анализ разных
типов

23

Речевые ошибки
при употреблении
синтаксических
средств языка.

24

Употребление
обособленных
определений и

Участие в семинаре
1
«Грамматическая основа
предложения.
Нарушения порядка
следования слов,
употребления
однородных членов в
простом предложении,
причастных и
деепричастных
оборотов, частей
сложносочиненного и
сложноподчиненного
предложения, смешение
прямой и косвенной
речи». Отработка
Задания 8,11
Защита проектов1
презентаций
«Обособленные члены

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в
новых условиях.

Формирование
устойчивой
мотивации к

необходимую
информацию,
составлять таблицы.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры
предложений с
различными видами
союзной и
бессоюзной связи.
Коммуникативные:
управлять своим
поведением
(контроль,
самокоррекция,
оценка своих
действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального

предложений.
Находить
сложные
предложения в
художественных
текстах;
употреблять в
речи подобные
предложения.

обстоятельств в
речи.

предложения».
Отработка
Задания 9

25

Употребление
вводных слов,
обращений и
междометий.

Игра-практикум «Знаки
препинания в простом
осложненном
предложении».
ОтработкаЗадания 10

26

Употребление
знаков
препинания в
сложносочиненных
и
сложноподчиненн
ых предложениях.
Многокомпонент
ные
синтаксические
конструкции и
знаки препинанияв
них.

Семинар «Знаки
1
препинания в
сложносочиненном и
сложноподчиненном
предложении».
Отработка
Задания 12
Восприятие лекции
1
учителя. Выполнение
практического задания.
Сложные предложения с
различными видами
связи. Отработка
Задания 13

Употребление
знаков

Блиц - турнир
«Поработай

27

28

1

1

самостоятельной
и коллективной
аналитической
деятельности.
Овладение
лингвистической
компетенцией
распознавания
вставных и
вводных
конструкций
Овладение
лингвистической
компетенцией
постановки
знаков
препинания в
ССП и СПП.
Овладение
лингвистической
компетенцией
постановки
знаков
препинания в
МСК.
Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению
нового.
Овладение
лингвистической

маршрута
восполнения
проблемных зон.

препинания в
бессоюзных
сложных
предложениях.

корректором!».
Практикум «Сложные
бессоюзные
предложения».
Отработка Задания 14

компетенцией
постановки
знаков
препинания в
БСП.

29

Синтаксический
минимум

1

30

Функциональные
стили.
Стилистические
нормы.

Усвоение
синтаксического
минимума Выполнение
тестовых заданий.
Игра-тренинг «Узнай
стиль текста».
Выполнение тестовых
заданий.

31

Функциональносмысловые типы
речи.

Восприятие лекции
учителя. Выполнение
тестовых заданий.

1

32
33

Правописные
Диагностическая работа 2
(орфографическиеи в форме ОГЭ.
пунктуационные)
нормы.

1

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в
новых условиях.

Коммуникативные:
управлять своим
поведением
(контроль,
самокоррекция,
оценка своих
действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут
преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута
восполнения
проблемных зон.

Овладение
орфоэпическими
,
орфографически
ми,
лексическими,
морфологически
ми,
синтаксическим
и
грамматическим
и
языковыми
нормами

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Для реализации курса используется материалы учебных пособий:
Функциональная грамотность. Тренажёр. Русский язык на каждый день. 6 – 8
классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева.
Москва. «Просвещение» 2020.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Смысловое чтение
грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О.
Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020.
ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые
тестовыезадания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.
ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько.
«Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.:
издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные
темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.









gia.edu.ru/- Официальный портал Государственной итоговой аттестации,
содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,
нормативные документы.
reshuoge.ru-образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам!
Онлайнтесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
ege.yandex.ru— официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы
пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения
онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут
получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои
знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все
задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и
соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской
Федерации.
4ege.ru- ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ
2018.
examen.ru/— Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя
школа
alleng.ru/- сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и
экзаменам вэлектронном виде и многое другое



http://www. fipi.ru/



https://oge.sdamgia.ru/



https://resh.edu.ru/



https://videouroki.net/



https://www.yaklass.ru/



https://multiurok.ru/



https://testedu.ru/



https://infourok.ru/



https://novatika.org/



pushkininstitute.ru (проект Государственного института русского языка им. А.С.
Пушкина «Образование на русском»)



http://www.gramota.ru (справочно-информационный портал «Русский язык»)



http://www.mapryal.org (Международная ассоциация преподавателей русского
языка и литературы (МАПРЯЛ)



http://www.ropryal.ru (Российское общество преподавателей русского языка и
литературы: портал «Русское слово»)



http://www.glossary.ru (служба тематических толковых словарей)



http://www.gramma.ru (культура письменной речи)



http://www.ug.ru (Учительская газета)



http://rus.lseptember.ru (газеты «Русский язык», «Литература», «Библиотека в
школе»)



http://www.vestniknews.ru (журнал «Вестник образования России»)



http://pedsovet.org/leader.html (журнал «Лидеры образования»)



http://ru.wikipedia.org (свободная многоязычная энциклопедия)



http://www.megabook.ru (энциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»)



http://www.rubricon.com (энциклопедии, словари, справочники)



http://www.slovari.ru (служба русского языка)



http://dic.academic.ru (словари и энциклопедии)



http://slovari.yandex.ru (словари)



http://www.ucheba.com (образовательный портал)



http://www.5ballov.ru (новости образования, образовательные организации
высшего образования Российской Федерации, тесты, рефераты)



http://www.teachpro.ru (образовательный сайт)



http://ege.edu.ru (портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена)



http://www.bibliogid.ru («Книги и дети» проект Российской государственной
детской библиотеки)http://ruslit.ioso.ru (Кабинет русского языка и литературы
Института содержания и методов обучения РАО)



http://www.rvb.ru (Русская виртуальная библиотека)



http://language.edu.ru (коллекция «Диктанты - русский язык» Российского
общеобразовательного портала)



http://www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка: информационносправочная система)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».