Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире спортивных игр», 5-9 классы.
1. Пояснительная записка
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
3.Взаимосвязь с программой воспитания
4.Особенности работы педагога по программе
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
4. Тематическое планирование
5. Интернет ресурсы
1. Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 - 9
классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций
Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства
образования и науки Российской Федерации:
– об увеличение двигательной активности (через различные виды спортивных игр);
– о развитии физических качеств обучающихся (через использование национальных видов
спорта или развитие видов спорта по интересам);
– о внедрении современных систем физического воспитания.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной
деятельности «Мир спортивных игр», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
“Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа
5. Локальные акты МАОУ-СОШ № 141», обеспечивающие реализацию внеурочной
деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный
подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет
оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа является
программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению.
Особенность программы заключается в поливариантности программно-методического
арсенала, что позволяет из множества вариантов содержания и видов спортивнооздоровительной и образовательной деятельности по физической культуре делать выбор игр,
соответствующих возможностям обучающихся, их возрастно-половым особенностям,
устремлениям и интересам. При этом содержание соотносится с учебным материалом по
физической культуре в соответствующей учебной четверти.
Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся, достижение
положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической
подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием спортивных игр и возможностью использовать
их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную
сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным
играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов,
способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами
физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению
содержания занятий в соответствии с частными задачами, индивидуальными
особенностями физического развития и физической подготовленности
обучающихся.
Метапредметные результаты связаны с формированием и развитием универсальных
учебных действий:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как
целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,
взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД формируемые на занятиях внеурочной деятельности
Личностные
1. Самоопределение
2. Смыслообразова
ние
Регулятивные
1.Соотнесение
известного и
неизвестного
Познавательные
1.Формулирование
цели
2.Выделение
необходимой
2. Планирование
информации
3. Оценка
3. Структурирование
4.Способность
к 4.Выбор эффективных
волевому усилию
способов
решения
учебной задачи.
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез.
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки
и решения проблемы
информации
Коммуникативные
1.Строить
продуктивное
взаимодействие
между сверстниками
и педагогами.
2.
Постановка
вопросов.
3.Разрешение
конфликтов.
Оздоровительные результаты программы внеурочной
деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Уровни достижения планируемых результатов:
Первый уровень результатов – умение обучающихся
составить и соблюдать
индивидуальный режим дня, умение правильно выполнять физические упражнение, умение
различать полезные и вредные продукты
Второй уровень результатов – использование обучающимися средств профилактики
ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита. Знание благоприятных факторов воздействия на
здоровье. Проявление обучающимися заботы о своём здоровье и здоровье окружающих.
Умение находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков,
сигарет.
Третий уровень результатов – применение коммуникативных и презентационных
навыков, использование навыков исследовательской деятельности, умение находить выход
из стрессовых ситуаций принимать разумные решения по поводу личного здоровья, умение
отвечать за свои поступки и отстаивать свою нравственную позицию.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны
быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.
Особенности работы педагогов по программе
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка.
Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и
интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов
деятельности.
5 класс
Баскетбол (12 ч.)
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости
и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у
груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на
месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока,
передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры:
«Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел
в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол (12 ч.)
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала.
Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически
чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя
руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля
его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнѐру в парах и тройках - ловля
мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока,
передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые
упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол (11 ч.)
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины
переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с
места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах.
Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Общая физическая подготовка в процессе занятий.
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким
шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до
10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с
разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание
на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках,
в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением
направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением
препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º,
с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, запрыгивание на скамейку. Метание малого мяча
на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
6 класс
Баскетбол (12 ч.)
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чѐм сила командной игры. Физические упражнения –
путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок
мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки.
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском
мяча после ведения и остановки.
Волейбол (12 ч)
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на
спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и
боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Футбол (11 ч.)
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено
при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и
внутренней частью подъѐма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками,
с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
Общая физическая подготовка в процессе занятий.
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким
шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до
10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с
разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание
на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
7 класс.
Баскетбол. (24 ч.)
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и
развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание
организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и
со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением
направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок
одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты
с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол (12 ч.)
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные
приѐмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и
здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приѐм мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя
руками вперѐд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча
водящему», «Круговая лапта».
Футбол (11ч.)
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая
нагрузка и еѐ влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма
зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса
шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с
обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
Общая физическая подготовка в процессе занятий.
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким
шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до
10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с
разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание
на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках,
в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением
направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением
препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º,
с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча
на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50
метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до
10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега,
напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на
дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения:
лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация.
Упражнения с гантелями.
8 класс
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с
предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта
на 60 – 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10
метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с
разбега, в высоту с разбега, запрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на
дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1
кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор.
Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через
препятствия высотой 60 см.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных
здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и
её связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
2 Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в
различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления,
скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после
ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой
подготовки.
Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности
2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя
руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после
небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча
водящему», «Пионербол».
Футбол
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых
упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков,
обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ.
2 Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса
шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с
обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол
по упрощённым правилам (мини-футбол).
9 класс
Общая физическая подготовка
Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и
разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и
на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические
упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты.
Подвижные игры и упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических
снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных
сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы
от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных
здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и
её связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
2 Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в
различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления,
скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после
ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя,
нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в
защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные
тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры.
Футбол
1.Основы знаний.
Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль
капитана команды, его права и обязанности.
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при
различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей.
Планирование спортивной
тренировки. Методы
развития спортивной
работоспособности футболистов.
Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и
проведение.
2.Специальная подготовка
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим
быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с
отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе
сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски
набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по
футбольному мячу
ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре
лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа
хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами.
Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и
бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей
одной рукой
на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с
последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 –
30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 1800). Бег прыжками.
Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег
боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в
различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения.
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с
последующим ударам по воротам.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног,
стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же,
выполняя в прыжке поворот на 90 –0
180 . Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов
головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным
на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе,
чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой.
Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный
бег с
мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против
двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек,
передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной
вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и
скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх,
верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево,
толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки
в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге.
Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 - 9 класс (35ч)
5 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименован
ие раздела
Баскетбол
Тема
урока
Кол – во часов
12
Стойки и перемещения баскетболиста
Перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед.
Остановка двумя руками и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом.
Комбинация из основных элементов
техники передвижений (перемещение в
стойке, остановка, поворот, ускорение).
1
1
1
1
1
Ловля и передача мяча двумя руками от
груди и одной рукой от плеча на месте и
в
движении
без
сопротивления
защитника (в парах, тройках, квадрате,
круге).
Ведение мяча в низкой , средней и
высокой стойке на месте, в движении по
прямой, с изменением направления
движения и скорости.
Ведение без сопротивления защитника
ведущей и не ведущей рукой.
Броски одной и двумя руками с места и в
движении (после ведения, после ловли)
без
сопротивления
защитника.
Максимальное расстояние до корзины
3,60 метра.
Подвижные игры на базе баскетбола
(«школа мяча», «гонка мяча», «охотники
и утки» и т.п.).
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Волейбол
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Футбол
20.
1
1
1
1
3
12
Стойки игрока. Перемещение в стойке 1
приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение
заданий
(сесть
на
пол,
встать,
подпрыгнуть и т.п.).
Комбинация из основных элементов 1
техники передвижений (перемещение в
стойке, поворот, ускорение).
Передачи мяча сверху двумя руками на 1
месте и после перемещения вперед.
Передачи двумя руками сверху в парах. 1
Передачи мяча над собой. Тоже через
сетку.
Игра по упрощенным правилам мини- 1
волейбола, игра по правилам в
пионербол, игровые задания.
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 2
3-6 м от сетки
Прием мяча снизу двумя руками над 2
собой и на сетку. Прием подачи.
Подвижные игры, эстафеты
3
11
Стойки игрока; перемещения в стойке 1
приставными шагами боком и спиной
вперед, ускорения, старты из различных
положений.
Комбинации из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по неподвижному и катящемуся
мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъѐма, с места, с
одного-двух шагов.
Удар внутренней стороной стопы по 1
мячу, катящемуся навстречу.
Вбрасывание из-за «боковой» линии.
Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы и подошвой.
Передачи мяча в парах Комбинации из
освоенных элементов: ведение, удар
(пас), прием мяча, остановка.
Подвижные игры: «Точная передача»,
«Попади в ворота».
Физическая подготовка в процессе
занятий.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Всего:
1
1
1
1
1
2
1
1
34
6 класс
12
Баскетбол
1.
2.
3.
4.
5.
Стойки игрока. Перемещение
в
стойке
приставными
шагами боком, лицом и
спиной вперед.
Остановка двумя руками и
прыжком. Повороты без мяча
и с мячом.
Комбинация из основных
элементов
техники
передвижений (перемещение
в стойке, остановка, поворот,
ускорение).
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления
защитника (в парах, тройках,
квадрате, круге)
Ведение мяча в низкой ,
средней и высокой стойке на
1
1
1
1
1
месте, в движении по прямой,
с изменением направления
движения и скорости.
Ведение без сопротивления
защитника ведущей и не
ведущей рукой.
Броски одной и двумя руками
с 1 места и в движении (после
ведения, после ловли) без
сопротивления
защитника.
Максимальное расстояние до
корзины 3,60 метра.
Игра в защите Выравнивание
и
выбивание
мяча.
Комбинация из освоенных
элементов
техники
перемещений и владения
мячом.
Игра в нападении Тактика
свободного
нападения.
Позиционное нападение (5:0)
без
изменения
позиций
игроков. Нападение быстрым
прорывом.
Взаимодействие двух игроков
«отдай мяч и выйди».
Комбинация из освоенных
элементов: ловля, передача,
ведение, бросок.
Тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
уровня
сформированности
технических
умений
и
навыков.
Игра
по
упрощенным
правилам мини- баскетбола.
Игры и игровые задания 2:1,
3:1, 3:2, 3:3. Привлечение к
участию в соревнованиях
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Волейбол
13.
1
1
1
1
1
1
1
12
Закрепление
техники 1
передачи.
Передачи мяча
двумя руками на месте и
после перемещения
Передачи двумя руками в
парах, тройках.
Передачи мяча над собой,
через сетку.
Индивидуальные тактические
действия в защите.
Верхняя прямая подача (с
расстояния 3-6 метров от
сетки, через сетку).
Закрепление техники приема
мяча с подачи Прием мяча.
Закрепление техники приема
мяча с подачи. Прием подачи.
Подвижные игры, эстафеты с
мячом.
Двусторонняя учебная игра
Перемещение на площадке.
Игры и игровые задания.
Учебная игра.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Футбол
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
Остановка катящегося мяча.
1
Остановка катящегося мяча 2
внутренней стороной стопы и
подошвой.
Ведение мяча
1
Ведение мяча внешней и 1
внутренней частью подъѐма
по прямой, по дуге.
Ведение мяча с остановками 2
по сигналу, между стойками,
с обводкой стоек.
Игра в футбол по правилам
1
Игра
по
правилам
на 1
площадке.
Игры и игровые задания
1
Физическая подготовка в 1
процессе занятий.
34
7 класс
Баскетбол
1.
24
Стойки и перемещения
1
Стойки игрока. Перемещение 2
в
стойке
приставными
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
шагами боком, лицом и
спиной вперед.
Остановка двумя руками и
прыжком. Повороты без мяча
и с мячом.
Комбинация из основных
элементов
техники
передвижений (перемещение
в стойке, остановка, поворот,
ускорение).
Передачи мяча
Ловля мяча
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления
защитника, с пассивным
сопротивлением защитника.
Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на
месте, в 2 движении по
прямой,
с
изменением
направления движения и
скорости.
Ведение без сопротивления и
с пассивным сопротивлением
защитника ведущей и не
ведущей рукой
Броски в кольцо
Броски одной и двумя руками
с места, в движении (после
ведения, после ловли) и в
прыжке с противодействием.
Максимальное расстояние до
корзины 4,80 метра
Игра в защите Выравнивание
и выбивание мяча. Перехват
мяча.
Комбинация из освоенных
элементов
техники
перемещений и владения
мячом.
Игра в нападении Тактика
свободного
нападения.
Позиционное нападение (5:0)
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
с изменения позиций игроков.
Нападение
быстрым
прорывом(2:1).
Взаимодействие двух игроков
«отдай мяч и выйди».
Комбинация из освоенных
элементов: ловля, передача,
ведение, бросок
Тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
уровня
сформированности
технических
умений
и
навыков
Игра по правилам баскетбола
Участие
в
школьных
соревнованиях.
14.
15.
16.
17.
Волейбол
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
1
1
3
3
12
Индивидуальные тактические 1
действия в нападении.
Прямой нападающий удар 1
после подбрасывания мяча
партнером.
Индивидуальные
действия 1
игроков в зависимости от
позиции игрока на площадке
Индивидуальные
действия 1
игроков в зависимости от
позиции игрока на площадке
Прием мяча, отраженного 1
сеткой.
Одиночное
блокирование и страховка
Закрепление
техники 1
передачи Передача мяча в
двойках, тройках, через сетку,
в заданную часть площадки.
Комбинации из освоенных 1
элементов.
Верхняя прямая подача
1
Закрепление техники приема 1
мяча с подачи Приема мяча с
подачи.
Комбинации из освоенных 1
элементов: прием, передача,
блокирование.
28.
Подвижные игры и эстафеты 1
. Двусторонняя учебная игра
Игры и игровые задания по
правилам.
29.
Взаимодействие игроков на 1
площадке. Игра по правилам
11
Удар по мячу
1
Удары
по
воротам 1
указанными способами на
точность
(меткость)
попадания мячом в цель.
Удар ногой с разбега по 1
неподвижному и катящемуся
мячу
в
горизонтальную
(полоса шириной 1,5 метра,
длиной до 7-8 метров)
мишень в вертикальную
(полоса шириной 2 метра,
длиной 5-6 метров) мишень
Ведение
мяча
между 1
предметами и с обводкой
предметов
Ведение мяча по прямой с 1
изменением
направления
движения и скорости ведения
без
сопротивления
защитника, с пассивным и
активным
сопротивлением
защитника. ведущей и не
ведущей ногой.
Ложные движения.
1
Игра
по
упрощенным 1
правилам
на
площадках
разных размеров.
Игра по правилам.
1
Подвижные игры: «Передал – 1
садись»,
«Передай
мяч
головой». Эстафеты.
34
Футбол
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Всего
8 класс
Общая физическая
подготовка
Упражнения
для
формирования осанки.
Общеукрепляющие
упражнения с предметами и
без предметов.
Бег с ускорением на 30, 40, 50
метров.
Бег с высокого старта на 60 –
100 метров.
Бег
с
преодолением
препятствий.
Челночный бег 3х10 метров,
6х10 метров, длительный бег
10-12 минут.
Опорные
прыжки,
со
скакалкой, в длину с места и с
разбега, в высоту с разбега,
напрыгивание и прыжки в
глубину.
Метание малого мяча на
дальность и в цель, метание
на дальность отскока от
стены, щита.
Броски набивного мяча 1 кг.
Силовые
упражнения:
лазание,
подтягивание
сериями, переворот в упор.
Акробатическая комбинация.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Баскетбол
12.
13.
16
2
1
1
2
2
1
1
1
2
1
Упражнения с гантелями.
1
Длинные кувырки
через 1
препятствия высотой 60 см.
8
Основы знаний. Взаимосвязь 1
регулярной
физической
активности
и
индивидуальных
здоровых
привычек.
Аэробная
и
анаэробная 1
работоспособность.
14.
Физическая подготовка и её 1
связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.
15.
Повороты
на
месте.
Остановка прыжком и в два
шага
в
различных
упражнениях и подвижных
играх.
Ведение мяча с изменением
направления, скорости и
высоты отскока.
Челночное ведение. Передача
одной рукой от плеча после
ведения
при
встречном
движении.
Броски в движении после
двух шагов.
Учебная игра.
16.
17.
18.
19.
Волейбол
20.
21.
1
1
1
1
1
5
Основы знаний. Физические 1
качества человека и их
развитие.
Приёмы силовой подготовки. 1
Основные
способы
регулирования физической
нагрузки: по скорости и
продолжительности
22.
Специальная
подготовка. 1
Приём мяча снизу двумя
руками.
23.
Передача мяча сверху двумя 1
руками через сетку. Передача
мяча
с
собственным
подбрасыванием на месте
после
небольших
перемещений.
24.
Нижняя
прямая
подача. 1
Подвижные игры: «Не давай
мяча
водящему»,
«Пионербол».
Футбол
5
25.
1.Основы знаний. Правила 1
самостоятельного
выполнения скоростных и
силовых
упражнений.
Правила соревнований по
футболу: поле для игры,
число
игроков,
обмундирование
футболистов.
Составные
части ЗОЖ.
26.
2 Специальная подготовка. 1
Удар ногой с разбега по
неподвижному и катящемуся
мячу
в
горизонтальную
(полоса шириной 1,5 метра,
длиной до 7-8 метров) и
вертикальную
(полоса
шириной 2 метра, длиной 5-6
метров) мишень.
Ведение
мяча
между 1
предметами и с обводкой
предметов.
Эстафеты
с
ведением мяча, с передачей
мяча партнёру.
Игра
в
футбол
по 1
упрощённым
правилам
(мини-футбол)
34
27.
28.
Всего
9 класс
Общая физическая
подготовка
29.
6
Упражнения для рук и 1
плечевого пояса; для мышц
шеи; для туловища, для ног.
Упражнения
с 1
сопротивлением: упражнения
в парах – повороты, наклоны,
сгибание и разгибание рук,
переталкивание, приседания с
партнером,
переноска
партнера на спине и на
плечах, элементы борьбы в
стойке, игры с элементами
сопротивления.
Акробатические
1
упражнения. Кувырки, полет
– кувырок вперед с места и с
разбега,
перевороты.
Подвижные
игры
и
упражнения.
30.
31.
Игры с мячом; игры с бегом, с 1
элементами сопротивления, с
прыжками,
с
метанием;
эстафеты
встречные
и
круговые с преодолением
полосы
препятствий
из
гимнастических
снарядов,
метание в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и
бегом
в
различных
сочетаниях перечисленных
элементов.
32.
Легкоатлетические
1
упражнения. Бег на 30, 60,
100, 200 м; на 400, 500, 800,
1500 м.
Кроссы от 1 до 3 км.
1
Прыжки в длину и в высоту с
места и с разбега.
33.
Баскетбол
34.
3
Основы знаний. Взаимосвязь 1
регулярной
физической
активности
и
индивидуальных
здоровых
привычек.
Аэробная
и
анаэробная
работоспособность.
35.
Повороты
на
месте. 1
Остановка прыжком и в два
шага
в
различных
упражнениях и подвижных
играх.
36.
Челночное ведение. Передача 1
одной рукой от плеча после
ведения
при
встречном
движении.
Броски в движении после
двух шагов. Учебная игра.
37.
Волейбол
4
38.
Приёмы силовой подготовки. 1
Основные
способы
регулирования физической
нагрузки: по скорости и
продолжительности
выполнения упражнений.
39.
Верхняя передача двумя 1
руками в прыжке. Прямой
нападающий удар. Верхняя,
нижняя
передача
двумя
руками назад.
40.
Совершенствование приема 1
мяча с подачи и в защите.
Двусторонняя учебная игра.
41.
Одиночное блокирование и 1
страховка.
Командные
тактические
действия в нападении и
защите. Подвижные игры.
Футбол
42.
Основы знаний.
Правила игры в футбол. Роль
команды
и
значение
взаимопонимания для игры.
4
1
Роль капитана команды, его
права и обязанности.
43.
Пояснения к правилам 1
игры в футбол. Обязанности
судей. Выбор места судей при
различных
игровых
ситуациях.
Замечание,
предупреждение и удаление
игроков с полей.
44.
Планирование
1
спортивной тренировки.
Методы
развития
спортивной
работоспособности
футболистов.
45.
Виды соревнований.
1
Система розыгрыша.
Правила соревнований, их
организация и проведение
Специальная
подготовка
18
46.
Упражнения
для 1
развития силы. Приседания с
отягощением с последующим
быстрым
выпрямлением
подскоки и прыжки после
приседания без отягощения и
с отягощением.
47.
Приседание на одной 1
ноге
с
последующим
подскоком вверх. Лежа на
животе сгибание ног в
коленях с сопротивлением
партнера или резинового
амортизатора.
Броски
набивного 1
мяча ногой на дальность за
счет энергичного маха ногой
вперед.
Удары
по
футбольному мячу
ногами
и
головой
на
дальность.
Вбрасывание
футбольного и набивного
мяча на дальность. Толчки
плечом партнера. Борьба за
мяч.
Для вратаря: из упора
стоя у стены одновременное и
попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То
же, но отталкиваясь от стены
ладонями и пальцами.
В
упоре
лежа
передвижение
на
руках
вправо (влево) по кругу
(носки ног на месте). В упоре
лежа
хлопки
ладонями.
Упражнения для кистей рук с
гантелями
и
кистевыми
амортизаторами.
Сжимание теннисного
(резинового)
мяча.
Многократное
повторение
упражнений в ловле и бросках
набивного мяча от груди
двумя
руками.
Броски
футбольного и набивного
мячей одной рукой
на дальность.
Ловля
набивных
мячей,
направляемых
2
–3
партнерами с разных сторон,
с последующими бросками.
1
1
1
1
Упражнения
для 1
развития
быстроты.
Повторное
пробегание
коротких отрезков (10 – 30 м)
из
различных
исходных
положений.
Бег
с
изменениями (до 1800).
Бег
прыжками. 1
Эстафетный бег. Бег с
изменением
скорости.
Челночный бег лицом и
спиной вперед. Бег боком и
спиной вперед (10 – 20 м)
наперегонки.
Бег «змейкой» между 1
расставленными в различном
положении стойками. Бег с
быстрым изменением способа
передвижения.
Ускорения и рывки с мячом 1
(до
30
м).
Обводка
препятствий (на скорость).
Рывки к мячу с последующим
ударам по воротам.
Упражнения
для 1
развития ловкости. Прыжки с
разбега толчком одной и двух
ног, стараясь достать высоко
подвешенный мяч головой,
ногой, рукой (для вратарей);
те же, выполняя в прыжке
поворот на 90 –0
180 .
Прыжки вперед с поворотом и 1
имитацией ударов
головой и ногами. Прыжки с
места и с разбега с ударом
головой
по
мячам,
подвешенным на разной
высоте. Кувырки вперед и
назад, в сторону.
Жонглирование мячом в 1
воздухе,
чередуя
удары
различными частями стопы,
бедром, головой. Ведение
мяча головой. Подвижные
игры.
Комплексные
задания: 1
ведение и обводка стоек,
передачи и удары по воротам,
выполняемые в течении 3 – 10
мин.
Упражнения
для 1
формирования
умения
двигаться без мяча. Бег:
обычный, спиной вперед;
скрестным и приставным
шагом, изменяя ритм за счет
различной длины шагов и
скорости
движения.
Цикличный
бег
(с
поворотным
скачком
на
одной ноге).
Для вратарей: прыжки в 1
сторону
с
падением
перекатом. Повороты во
время бега переступая и на
одной ноге.
Всего
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Портал «Детский спорт» (http://detsport.ru/)
Спорт - детям! (http://sportykid.ru/)
сайт (http://news.yandex.ru/sport.rss)
Новости спорта от Яндекса (http://news.yandex.ru/sport.html).
NEWSru.com (http://www.newsru.com/spo rt/)
«Спорт-Экспресс» (http://www.sport-express.ru/)
Портал «Советский спорт» (http://www.sovsport.ru/)
Портал Sportbox.ru (http://news.sportbox.ru/)
Livetv.ru (http://livetv.ru/)
Рецепт – Спорт (http://www.rezeptsport.ru/)
Все новости спорта от РИА «РосБизнесКонсалтинг» (http://sport.rbc.ru/)
«Молодые инвалиды за доступный спорт» (http://sport.perspektivainva.ru/index.php?page=wiki&d=1)
Официальный сайт УЕФА (http://ru.uefa.com/)
34
«Футбол на Куличках» (http://football.kulichki.net/)
Интернет-портал «Евро-футбол» (http://www.euro-football.ru/)
ХНК – «Хоккей на куличках» (http://hockey.kulichki.com/)
«Slamdunk.ru» (http://www.slamdunk.ru/)
На сайте «Basketball.ru» (http://www.basketball.ru/)
Триал-Спорт (http://www.trial-sport.ru/)
Сайт Top Snow (http://www.topsnow.ru/)
Сайт Паркура (http://parcourtema.ucoz.ru/)
Сайт Ассоциации лыжных видов спорта России (http://www.rsaski.ru/)
Официальный сайт журнала «Лыжный спорт» (http://www.skisport.ru/)
«Athlete.ru: Все о железном спорте» (http://athlete.ru/)
Сайт «Бодибилдинг для профессионалов и начинающих» (http://peppers.spb.ru/)
Сайт «Теннис в России» (http://www.tennis-russia.ru/)
На сайте «Настольный теннис в России» (http://tabletennis.hobby.ru/)
На сайте «Basketball.ru» (http://www.basketball.ru/)
«Slamdunk.ru» (http://www.slamdunk.ru/)