Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3
Актуальность и назначение программы .............................................................................. 3
Варианты реализации программы и формы проведения занятий....................................... 3
Цель программы ................................................................................................................... 4
Задачи программы: ............................................................................................................... 4
Общая характеристика курса ............................................................................................... 4
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................... 5
Взаимосвязь с программой воспитания ............................................................................... 7
Особенности работы педагогов по программе .................................................................... 8
Содержание курса ............................................................................................................... 9
Тематический план ............................................................................................................. 12
Методическое и информационное обеспечение ................................................................ 14
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения.
Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого
находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же
явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения.
Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых
приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам истории»
предназначена обучающимся средней школы (10-11 класс). В соответствии с планом внеурочной
деятельности ГБОУ школа № 428 на реализацию настоящей программы выделено 68 часов:
34 часа в год в 10 классе,
34 часа в год в 11 классе.
Основные требования к содержанию и структуре программы закреплены в документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
3
Образовательная программа школа № 141.
Положение о рабочей программе занятий внеурочной деятельностью школы № 141.
Положение о внеурочной деятельности МАОУ-СОШ № 141.
Цель программы
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их
значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного
образа России.
Задачи программы:
1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин,
представлений об историографии;
2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в
мировой истории;
3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) формирование умений работать с исторической картой;
5) подготовка обучающихся 11 классов к ЕГЭ по истории.
Общая характеристика курса
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического
образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов
становления и развития российской государственности, формирования государственной
территории и единого многонационального российского народа, а также его основных
символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса,
понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном
мире;
4
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность,
безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в
формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и
народов в Новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на
протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса базируется на следующих образовательных
и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам
научных исследований;
многоуровневое
представление
истории
в
единстве
локальной,
региональной,
отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности
усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных
связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному
диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5
2)
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания;
2) владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об
общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике;
6) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представлений об историографии;
7) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
8) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании
занятий, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
7
Особенности работы педагогов по программе
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в
многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу,
насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их
интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы.
8
Содержание курса
11 класс
Русь – страна городов. Гардарика. Варяжские источники. Этимология. Хронология.
Варяжские рунические камни.
Роль городов в истории человечества. Первые города мира. Реки. Ирригационная теория
возникновения государства. Причины объединения людей в города. Структура первых городов.
Образование первых городов на Руси. Первые города Руси. Киев. Чернигов. Новгород.
Владимир. Рязань. Влияние монголо-татарского ига. Влияние географического положения Руси.
Влияние феодальной раздробленности на города.
Образование первых городов в Европе. Первые города Европы. Рим. Константинополь.
Афины. Спарта. Влияние персидского нашествия. Влияние географического положения. Влияние
феодальной раздробленности на города.
Образование первых городов в Азии. Азиатский способ производства. Азиатские реки.
Влияние природно-климатических условий на возникновение городов в Азии. Влияние
монгольских завоеваний.
Структура городов-государств Древней Греции. Древнегреческие полисы. Афины и
Спарта. Древнегреческие колонии на берегах Чёрного моря. Роль полисов в возникновении
демократии.
Влияние Рима на могущество Римской
Империи.
Структура Рима. История
возникновения. Транспортный узел. «Все дороги ведут в Рим». Влияние Рима на города Европы в
будущем. Первые водопроводы и канализации.
Париж: от Лютеции до колыбели революций. Столица земель галлов. Столица римской
провинции. Центр каролингского возрождения. Сена. Столица европейского гегемона. Влияние
застройки на успех революций. Перестройка Парижа Наполеоном III.
Лондон: от Лондиниума до столицы Империи, над которой не заходит солнце. Город
кельтов. Столица Римской провинции. Лондонский пожар. Викторианская эпоха. Смог.
Индустриализация. Капитализм. Колониализм. Трущобы.
Прибрежные города средиземноморья. Венеция. Флоренция. Аппенинский полуостров.
Балканский полуостров. Бывшие греческие колонии. Отсрочка объединения Италии. Развитие
торговли и накопление капиталов. Наступление эпохи Возрождения. Обращения к Античности.
Вклад городов в развитие капитализма. Появление вольных городов. Причины усиления
вольных городов. Союзы вольных городов. Причины объединения в союзы. Ганза – самый
могущественный союз вольных городов в истории. Феномен Ганзы. Причины её возникновения.
Причины упадка Ганзы. Города Ганзы после её распада и в настоящее время.
9
Специфические черты русских городов. Русские реки. Волга. Путь из варяг в греки.
Фортификация и планы городов. Стены. Посад. Кремль. Слободы. Торговля. Взаимовлияние
городов и торговли. Влияние городов на феодальную раздробленность. Уделы. Новгород.
Республика. Торговля с севером. Изоляция от татарских набегов. Угроза с запада. Киев. Столица
Руси. Православие. Влияние на распространение христианства на Руси. Зодчество. Храмы.
Главная цель междуусобиц. Днепр. Разорение монголами. Потеря роли главного Города Руси.
Галич. Шансы Руси на католичество и королевство. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий.
Междуусобица. Природно-климатические и географические условия. Борьба с монголами. Союз с
папой Римским. Войны с королевством Польским. Москва. История основания. Юрий
Долгорукий. Роль в собирании русских земель. Становление столицей Руси. Победа в борьбе с
Тверью. Дмитрий Донской. Иван III. Снятие ига. Династия Романовых. Перенос столицы. СанктПетербург. Причины постройки. Значение постройки. Северная Венеция. Цена постройки. П. Н.
Милюков. Колыбель революций. Значение городской застройки и плана в успехах революций.
Города на Волге. Саратов. Самара. Крепости. Путь в Астрахань. Торговля. Опасности
пути. Причины постройки крепостей на Волге. Путь в Каспийское море. Торговля с Персией.
Баржи. Охрана барж.
Восточные города. История освоения Сибири, Урала и Дальнего Востока. Пушнина.
Остроги. Осколки Золотой Орды. Ермак. Дежнев. Хабаров. Встречи с Китаем. Полезные
ископаемые. Леса. Сложности первооткрытий. Увеличение территории России.
Основание городов на Урале. Екатеринбург. Татищев и Де Геннин. Заводы. Горы.
Демидовы. Полезные ископаемые. Проблема добычи. Охрана от набегов. Контроль Среднего
Урала. Горно-заводское дело и его развитие. Металлургия.
Урбанистика как наука. История появления. Объект изучения. Предмет изучения.
Известные представители. Причины общественного запроса на появление урбанистики.
Российские города в сравнении с западными. Российские города с точки зрения урбанистики.
Сравнение российских и европейских городов. Нововведения светской урбанистики.
10
11
Тема
Форма занятий
1
Лекция
1
Беседа
первых 1
1
Лекция
первых 1
1
Лекция
первых 1
1
Лекция
Сравнение городов Руси, 1
1
Лекция.
Количество часов
(всего)
Количество часов
(теория)
Тематический план
Введение. Русь – страна 1
Формы выявления
образовательных
результатов учащихся
Тесты самопроверки
городов.
Роль городов в истории 1
человечества.
Образование
городов на Руси.
Образование
городов в Европе
Образование
городов в Азии
Европы и Азии
Работа
с
исторической
картой
Структура
городов- 1
государств
Древней
1
Беседа
1
Лекция. Работа с
Греции
Влияние
могущество
Рима
на 1
Римской
картой.
Империи
Париж: от Лютеции до 1
1
колыбели революций
Лондон: от Лондиниума 1
до
столицы
Империи,
Лекция. Работа с
картой.
1
Лекция. Работа с
картой.
над которой не заходит
солнце
12
Тесты самопроверки.
Прибрежные
города 1
1
средиземноморья
Венеция.
Причины 1
1
могущества и упадка
Доклады
презентация.
презентации.
и
Лекция. Работа с Тест самопроверки.
картой.
Вклад городов в развитие 1
1
капитализма
Лекция. Работа с
картой.
Ганза. Сильнейший союз 1
вольных
Урок-
городов
1
в
Урок-
Доклады
презентация.
презентации.
и
истории
Данциг/Гданьск. Камень 1
1
преткновения Польши и
Лекция. Работа с Тест самопроверки.
картой.
Германии
Общие
черты 1
европейских
1
вольных
Лекция. Работа с
картой.
городов
Причины
феномена 1
1
Беседа.
1
Лекция. Работа с
Ганзы
Причины упадка Ганзы
1
картой.
Города Ганзы после её 1
1
распада
Лекция. Работа с
картой.
Специфические
черты 1
1
русских городов
Новгород:
шанс
на 1
1
республиканскую форму
Урок-
Доклады
презентация.
презентации.
Работа
над Творческий проект.
проектом.
правления
Русские
реки,
важнейший
как 1
1
фактор
Лекция. Работа с Тест самопроверки.
картой.
русского
градостроительства
Влияние пути «из варяг в 1
греки»
на
1
Лекция. Работа с
картой.
местоположение
строительства
русских
городов
13
и
Киев.
История 1
1
основания, возвышения и
Урок-
Доклады
презентация.
презентации.
и
утраты влияния
Галич. Шансы Руси на 1
католичество
1
и
Лекция. Работа с Тест самопроверки.
картой.
королевство
Москва.
Основание
и 1
1
становление лидерства
Лекция. Работа с
картой.
«Северная Венеция». 1/7 1
1
Беседа.
1
Лекция. Работа с
часть населения империи
Причины
основания 1
городов на Волге
Восточные
картой.
города 1
1
России
Основание городов
на 1
1
Урале. Екатеринбург
Роль
Урок-
Доклады
презентация.
презентации.
Лекция. Работа с Тест самопроверки.
картой.
горно-заводского 1
1
дела в урбанизации
Лекция. Работа с
картой.
Урбанистика как наука
1
1
Лекция. Работа с
картой.
Российские
точки
города
с 1
зрения
1
Лекция. Работа с
картой.
урбанистики
Методическое и информационное обеспечение
14
и
Учебники и учебные пособия к курсу (фрагментарное использование):
1.Артасов И.А. ЕГЭ-2020: История: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ
для подготовки к единому государственному экзамену/ И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – Москва:
Издательство АСТ, 2020.
2.Баранов П.А. История: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А. Баранов,
С.В. Шевченко; под. ред. П.А. Баранова. – Москва: АСТ, 2016.
3.Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11 классы: справочные материалы/
П.А. Баранов. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
4.Битюков К.О. Тематические задания ЕГЭ по истории России. 1682-1914 гг. Учебное
пособие. СПБ.: ИП «Битюков К.О.», 2018.
5.Вурста Н.И. Историческое сочинение: новое задание на ЕГЭ/ Н.И. Вурста.-Изд. 3-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2017.
6.Гевуркова Е.А. ЕГЭ. Практикум по истории России. Задания с иллюстративным
материалом/ Е.А. Гевуркова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
7. Данилов А.А., Арсентьев Н. М. и др. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016 год;
8.Данилов А.А. История России, ХХ век – начало ХХI века: учеб. для 9 кл.
общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- М.: Просвещение,
2006.
9. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [Н. М.
Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – 3-е изд., дораб. – М. :
Просвещение, 2018.
10. История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В.
Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год.
11. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [Н.М.
Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд.
– М. : Просвещение, 2017.
12.Кириллов В.В. Бравина М.А. История России до 1914 года. Повторительнообобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и
углублённый уровни/ В.В. Кириллов, М.А. Бравина; под ред. Ю.А. Петрова. – 2-е изд. - М.: ООО «
Русское слово- учебник», 2020.
13.Кошелева А.А. История. Историческое сочинение на ЕГЭ: интенсивная подготовка/ А.А.
Кошелева, С.И. Кужель. – Москва: Эксмо, 2019.
15
14.Курукин И.В. ЕГЭ 2018. История. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от
разработчиков ЕГЭ/ И.В. Курукин, В.Б. Лушпай, Ф.Г. Тараторкин. – М.: Издательство «Экзамен»,
2018.
15.Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10-11 классы. Тематические задания высокого уровня
сложности: учебно-методическое пособие/ Р.В. Пазин.- Изд. 7-е, перераб. -Ростов н/Д: Легион,
2017.
Интернет-ресурсы к курсу:
1. Электронный ресурс «Федеральный портал школьных цифровых образовательных
ресурсов» - http://fcir.edu.ru/
2. Электронный ресурс Цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной
школы» http://www.school-collection.edu.ru/
3.Электронный ресурс «Контурные карты по географии и истории. 5 – 10 классы»
http://kontur-map.ru
4. Сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел. http://www.russkoeslovo.ru/
5. Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp
6. Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи,
карты http://www.hrono.info/biograf/index.php/
7. Портал «Культура России». https://www.culture.ru/
8. Сайт ФИПИ https://fipi.ru/
9. Образовательный портал «Решу ЕГЭ» https://ege.sdamgia.ru/
16