Рабочая программа по учебному предмету Литература для 10-11 кл

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература
1.1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:


ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;



готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;



готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества,

потребность

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью;


принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому и психологическому здоровью;


неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):


российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности

к историко-культурной

общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;


уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);



формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;



воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:


гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные

и общечеловеческие

гуманистические и

демократические

ценности, готового к участию в общественной жизни;


признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;



мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;



интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;



готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной

самоорганизации,

самоуправления,

общественно

значимой

деятельности;


приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост



оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;



готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;



формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);



развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние

природных

ресурсов;

умения

и

навыки

разумного

природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;



эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:


ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;



положительный

образ

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,



осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;



готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;



потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;



готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:



самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;



оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;


ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;



выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



Коммуникативные универсальные учебные действия



Выпускник научится:



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для

деловой

коммуникации

исходя

из

соображений

результативности

взаимодействия, а не личных симпатий;


при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);



координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения ООП .
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:




демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их
развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и



времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и
т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:








давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,
как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:



о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;









о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

2.Содержание программы по учебному предмету Литература
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С
(см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу
традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение
каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и
произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей,
которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы,
произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком
рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:


Поэзия середины и второй половины XIX века



Реализм XIX–ХХ века



Модернизм конца XIX – ХХ века



Литература советского времени



Современный литературный процесс



Мировая литература XIX–ХХ века



Родная (региональная) литература

Список А

Список В

Список С

Ф.И. Тютчев

Поэзия середины и второй
половины XIX века

Стихотворения: «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...»),
«Нам не дано предугадать…»,
«Не то, что мните вы,
природа…», «О, как
убийственно мы любим...»,
«Певучесть есть в морских

Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть в осени
первоначальной…», «Еще в
полях белеет снег…»,
«Предопределение», «С

волнах…», «Умом Россию не
понять…», «Silentium!» и др.

поляны коршун поднялся…»,
«Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.

А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…», «Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.

Н.А. Некрасов
Поэма «Кому на
Руси жить хорошо»

Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Блажен
незлобивый поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре страда
деревенская…», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и Гражданин», «Пророк»,
«Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая
мода...»),

А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…», «Одним
толчком согнать ладью
живую…».

А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь
шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не боец,
но только гость случайный…»
и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…»,
«Когда из мрака
заблужденья…», «Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти
Добролюбова», «Я не люблю
иронии твоей…»

Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»

А.Н. Островский

Реализм XIX – XX века

Пьеса «Бесприданница»

А.Н. Островский

«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской
драмы»
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

Повесть «Фрегат «Паллада»,
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев

И.С. Тургенев Роман
«Отцы и дети»

И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Романы «Рудин», «Накануне»,
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Записки из подполья»

Ф.М. Достоевский
Роман
«Преступление и
наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»

А.В. Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин

М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»

Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый
мальчик» (оригинальный

Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)

текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)

Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша», «Очарованный
странник», «Леди Макбет
Мценского уезда»

Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого»,
«Русский человек на rendezvous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана
Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов

Л.Н. Толстой Романэпопея «Война и
мир»

Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл
«Севастопольские рассказы»,
повесть «Хаджи-Мурат»

А.П. Чехов

А.П. Чехов

Пьеса «Вишневый
сад»

Рассказы: «Смерть чиновника»,
«Тоска», «Спать хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три сестры»

Рассказы «Душечка»,
«Любовь», «Скучная история»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие региональные
произведения о родном городе,
крае
И.А. Бунин
Рассказы: «Лапти», «Танька»,
«Деревня», «Суходол», «Захар
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Митина любовь»

И.А. Бунин

Статья «Миссия русской
эмиграции»

Стихотворения: «Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и А.И. Куприн
шмели, и трава, и колосья…», «У
Рассказы и повести: «Молох»,
зверя есть гнездо, у птицы есть
«Олеся», «Поединок»,
нора…»
«Гранатовый браслет»,
Рассказы: «Антоновские
«Гамбринус», «Суламифь».
яблоки», «Господин из СанФранциско», «Легкое дыхание», М. Горький
«Темные аллеи», «Чистый
Рассказ «Карамора», романы
понедельник»
«Мать», «Фома Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
М. Горький

М. Горький

Пьеса «На дне»

Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш»

Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из
ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*

А.А. Блок

А.А. Блок

Поэма «Двенадцать»

Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге», цикл «На поле
Куликовом», «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О, весна, без конца и без
краю…», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она

Модернизм конца XIX – ХХ
века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…»,
«Мы встречались с тобой на
закате…», «Пляски осенние,
Осенняя воля, Поэты,
«Петроградское небо мутилось

пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя. Года
проходят мимо…», «Рожденные
в года глухие…», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

дождем…», «Я – Гамлет.
Холодеет кровь», «Я отрок,
зажигаю свечи…», «Я
пригвожден к трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть чтото позорное в мощи
природы...», «Неколебимой
истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей
Рублев», «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,

«Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок», «У камина»,
«Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони
– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам тыкать…», «О
достоевскиймо бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…», «Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
А.А. Ахматова

А.А. Ахматова

Литература советского времени

Поэма «Реквием»

Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено, предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему одические рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала

А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной
бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк
и желт вечерний свет…», «Я
научилась просто, мудро
жить…».

руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»

«Поэма без героя»

С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья, друг мой, до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я
последний поэт деревни…»

В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!», «Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее отношение к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Отговорила
роща золотая…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Я
обманывать себя не стану…».
Роман в стихах «Анна
Снегина». Поэмы:
«Сорокоуст», «Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище
города», «Вам!», «Домой!»,
«Ода революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии»,
«Уже второй должно быть ты
легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не
мной…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Б.Л. Пастернак

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая
нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»

О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За гремучую доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня морей, разбега и
разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был
современник…», «Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»

Стихотворения: «Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
Б.Л. Пастернак
и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

Стихотворения: «Август»,
«Давай ронять слова…»,
«Единственные дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,
«О, знал бы я, что так

бывает…», «Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег
идет», «Столетье с лишним – не
вчера…»
М.А. Булгаков

Роман «Доктор Живаго»

Повесть «Собачье сердце»
Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков

Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном мире»,
«Котлован», «Возвращение»

Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»

М.А. Шолохов

А.П. Платонов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Рассказы и повести: «Река
Потудань», «Сокровенный
человек», «Мусорный ветер»

А.П. Платонов.

М.А. Шолохов
В.В. Набоков

Роман «Поднятая целина».

Рассказы «Облако, озеро,
башня», «Весна в Фиальте»

Книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,
«Качество продукции»,
«Аристократка», «Прелести
культуры», «Тормоз
Вестингауза», «Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель

Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын

А.И. Солженицын

А.И. Солженицын

Рассказ «Один день
Ивана Денисовича»

Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»

Повесть «Раковый корпус»,
статья «Жить не по лжи»

В.Т. Шаламов

В.Т. Шаламов

Рассказы: «На представку»,
«Серафим», «Красный крест»,
«Тифозный карантин»,
«Последний бой майора
Пугачева»

Рассказы: «Сгущенное
молоко», «Татарский мулла и
чистый воздух», «Васька
Денисов, похититель свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий
мужик», «Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти
размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»

А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся суть в одномединственном завете…»,
«Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…»
И.А. Бродский

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец
прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста…», «Рождественский
романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»

Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Осенний
крик ястреба»,
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»

В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов

Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,
книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский

Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков

Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»

Драматургия второй половины
ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»

Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов

Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин

Рассказ «Затворник и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим», «На золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер

Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая
кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес

Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер Роман «Над
пропастью во ржи»
У. Старк Повести: «Чудаки и
зануды», «Пусть танцуют
белые медведи»
Ф. Стендаль Роман «Пармская
обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй

Повесть «Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее региональной
принадлежностью

Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской
Федерации)

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

10 класс.
№ ПП

1
2
3
4,5
6,7
8
9
10,11
12,13
14
15,16
17
18,19
20
21
22
23,24
25
26
27
28,29
30,31
32
33,34
35

Тема урока.
Введение. Общественно-политическая обстановка в России и ее
отражение в литературе.
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века.
Расстановка общественных сил в 1860 годы
Направления в русской литературной критике второй половины 19 века.
Основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Обзор произведений.
Роман «Дворянское гнездо».
Творческая история романа «Отцы и дети».
Трагический характер конфликта в романе «Отцы и дети».
Художественное своеобразие романа.
Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Анализ эпизода.
Внутренний конфликт в душе Базарова.
«Отцы и дети» в русской критике.
Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Жизненный и творческий путь Н.Г. Чернышевского
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»:творческая история,
особенности жанра и композиции, система образов.
Дискуссия по роману «Что делать?».
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Повесть «Фрегат
«Паллада», роман «Обрыв». Роман «Обыкновенная история»
Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов». Сюжет и
композиция.
Обломов и Штольц. Диалектика характера Обломова.
Илья Обломов и Ольга Ильинская. «Обломов» как роман о любви.
Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
«Обломовщина» как общественное явление. Роман «Обломов» в зеркале
русской критики. .
Коллективный проект.Обсуждение фильма «Несколько дней из жизни
И.И.Обломова».
Контрольное сочинение по творчеству
И.А. Гончарова.
А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в
творчестве писателя.
Трагическая история драмы А.Н.Островского «Гроза». Композиция и
действующие лица. Своеобразие конфликта.
Система образов драмы А.Н.Островского «Гроза». Катерина как
трагический характер.
Р/р. Обучение конспектированию. Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Количе
ство
часов
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1

36,37
38,39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65,66
67,68
69, 70
71
72

73
74
75
76,77
78,79

Драма «Бесприданница». Трагедия Ларисы. Драма «горячего сердца» в
пьесах Островского.
Контрольное сочинение по драмам А.Н.Островского «Гроза» и
«Бесприданница».
Основные этапы жизни и творчества Ф.И.Тютчева
Мир природы в поэзии Ф.И.Тютчева
Философская лирика Ф.И. Тютчева
Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

2

Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. Темы и идеи лирики
Некрасова.
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания.
Своеобразие жанра, композиции,языка.
Многообразие крестьянских типов в поэме.
Образы правдолюбцев. Судьба русской крестьянки.
Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
Основные этапы жизни и творчества А.А.Фета. Своеобразие лирики.
Лирика А.А.Фета
Основные этапы жизни и творчества А.К.Толстого. Своеобразие лирики.
Основные этапы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Цикл сказок.
К.Р.Анализ одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Особенности сатиры в «Истории одного города» М.Е.СалтыковаЩедрина.
Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Основные этапы жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Повести
«Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья»
«Преступление и наказание»Ф.М.Достоевского как идеологический
роман.
Петербург Достоевского Ф.М.
Судьбы униженных и оскорбленных.
Идея и натура Раскольникова
Двойники Раскольникова.
Раскольников и Сонечка Мармеладова.
К.Р. Анализ эпизода «Сцена признания»
Роман «Преступление и наказание» в русской критике. Экранизация
романа.
Обзор романов Ф.М.Достоевского «Идиот», «Бесы», «Подросток»,
«Братья Карамазовы».
Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание».
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого
Военный опыт Л.Н.Толстого, его общественная и педагогическая
деятельность. Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»
Творческая история романа «Война и мир». Особенности жанра и
композиции.
«Мысль народная» в романе.
Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира».

1

2
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1

1
1
1
2
2

1
2
1

86
87
88
89

К.Р.Анализ эпизодов по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Обзор романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Воскресенье».
Религиозно-этические взгляды Толстого
Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова. Художественный мир
писателя.
Повесть Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Обзор хроники
«Соборяне».
Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова.
Проза А.П.Чехова «Маленькая трилогия».
Рассказ « Ионыч».

90
91
92
93
94
95
96
97
98

Рассказ « Ионыч». Тема нравственной деградации личности.
Поэтика «новой драмы». Пьеса «Вишневый сад»
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе.
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе.
Образ-символ вишневого сада.
Контрольное сочинение по творчеству А.П.Чехова.
Литература народов России. Обзор.
Фредерик Стендаль. Роман «Пармская обитель»
Обзор творчества Г.Мопассана. «Милый друг».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

99

Обзор творчества О.Бальзака. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа»

1

100
101

Обзор творчества Г.Ибсена. Обзор творчества. Б.Шоу
Обзор творчества Ч.Диккенса. «Лавка древностей», «Рождественская
история»
Литературная гостиная.
всего

1
1

80
81,82
83
84
85

102

1
1
1
1
1
1

1
102

Тематическое планирование 11 класс.
№
п\п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Россия рубежа XIX-XX веков
Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие
литературных направлений, стилей, школ, групп.
И.А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина.
Рассказы и повести И.А. Бунина о деревне. «Антоновские яблоки»
Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе
«Господин из Сан-Франциско».
Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов.
А.И.Куприн: судьба и творчество. Воплощение нравственного идеала в
повести «Олеся».
Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».
Изображение русской армии в повести «Поединок». Метафоричность
названия повести.
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43,44
45
46
47
48
49

К.р. Сочинение по творчеству И.Бунина и А.Куприна.
Традиции русской сатиры в прозе А. Аверченко.
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки.
«Старшие символисты». В.Я.Брюсов как основоположник символизма в
русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова.
Поэзия «младосимволистов»
Лирика поэтов Серебряного века (К.Д.Бальмонт,И.Ф.Анненский, А.Белый
и др.)
Акмеизм как художественный метод
Н.С.Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва
на русскую поэзию ХХ века. Проблематика и поэтика лирики Гумилёва.
Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские
футуристы.
Обобщение. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика. Урок-концерт.
Чтение стихов поэтов Серебряного века.
К.Р.Анализ стихотворений поэтов Серебряного века.
М.Горький: жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя.
Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои.
Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные
поиски смысла жизни.
«На дне» – социально-философская драма. Смысл названия
произведения.
Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе «На дне».
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
К.Р. Классное сочинение по творчеству М.Горького.
А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной
Даме».
Стихотворение А. Блока «Незнакомка».
Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия «образсимвол».
Тема России в лирике А.А.Блока..
«Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы
«Двенадцать» в современном литературоведении.
Новокрестьянские поэты.
С.А.Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика
поэзии Есенина.
Любовная лирика С.А. Есенина.
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина.
Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического
текста.
«Анна Снегина»: биографическая основа произведения.
«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.
Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного
процесса.
Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века.
В.В.Маяковский и футуризм. Дооктябрьская лирика поэта.
«Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы.
Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи.
К.Р. анализ лирики Маяковского
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

72
73
74
75
76
77
78
79
80

Роман А. Фадеева «Разгром». Жанр и композиция. Образы Морозки и
Мечика.
Образ Левенсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»
Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».
Судьба личности в тоталитарном государстве
( по роману Е. Замятина «Мы».)
Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика
общественно-политического развития страны.
Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе.
А.П.Платонов: страницы жизни и творчества. Проблематика рассказов
А.П. Платонова.
Характерные черты времени в повести А.П. Платонова «Котлован».
Связь творчества А.П.Платонова с традициями русской сатиры
(Салтыков-Щедрин).
М.А.Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях,
стилистике.
Сатира М.А. Булгакова.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция
романа. Своеобразие романа Булгакова.
Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь
героев романа
Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами.
Своеобразие булгаковской «дьяволиады».
Контрольное сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное
своеобразие романа.
Образ Петра Первого и народ в романе.

1

А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и
поэтическое мастерство лирики А.А. Ахматовой.
Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в
поэзии А.А.Ахматовой.
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – поэма о трагедии народа. Анализ
поэмы «Реквием».
М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества

1

Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой. Своеобразие
поэтического стиля М.И.Цветаевой. Анализ стихотворений М. Цветаевой
«Молодость» и «Тоска по родине».
К.р. Анализ стихотворений М.Цветаевой и А.Ахматовой.

1

Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии
Н.А.Заболоцкого
М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».
«Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина
постижения исторических процессов.
Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом
надвое…»
Трагедия Григория Мелехова.
Яркость характера и жизненных коллизий.
Мысль семейная в романе «Тихий Дон».
Женские образы и женские судьбы в романе.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

81
82,83
84

85
86
87
88
89

90
91
92

93
94
95

96
97

98

99

Художественное своеобразие романа.
Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова.
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно
приближающуюся войну. Великая Отечественная война в литературе 40 –
50-х годов: обзор.
Обзор «лейтенантской прозы». Обсуждение повести В. Кондратьева
«Сашка».
Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны. Военная
поэзия.
А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика Твардовского.

1
2
1

Поэмы «За далью - даль», «По праву памяти» как художественное
осмысление сложного пути родины. «По праву памяти» – поэма о
трагических событиях прошлого.
Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики
Б.Пастернака.
История создания и идейно-художественное своеобразие романа
Б.Пастернака «Доктор Живаго». К.Р. Анализ эпизода.
Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни
крестьянства в «деревенской» прозе. Судьба деревни в повести Ф.
Абрамова «Поездка в прошлое».
В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения
В.Астафьева «Царь-рыба».
Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. «Старший
сын».
А.И.Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в
тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына. Книга
«Архипелаг ГУЛаг»
Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Солженицына «Один
день Ивана Денисовича».
В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений
В.Распутина. Народ, его история, его земля в повести В. Распутина
«Прощание с Матёрой».
«Городская» проза в современной литературе. Нравственная
проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова
«Обмен».
Повести В.Маканина. Рассказ «Кавказский пленный»

1

Всего

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1
99 часов

Тематическое планирование по учебному предмету реализуется с учетом Рабочей
программы воспитания школы. Целью процессов воспитания и социализации обучающихся
на уровне среднего общего образования в школе является социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
 освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического
аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым
государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
 вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие
обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах,
ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства,
 помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных
образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности,
поддержка деятельности обучающегося. С учетом содержания учебного предмета на
каждом уроке изыскиваются возможности для привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Для актуализации воспитательного потенциала учебных предметов в школы на учебных
занятиях используются
 учебно-практические задачи, позволяющие отработать навык сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением
ответственности за конечный результат; Задачи, формирующие коммуникативные УУД: на
учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу
информации и отображение предметного содержания; тренинги коммуникативных
навыков; ролевые игры.
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навык
самоорганизации и саморегуляции, функции планирования этапов выполнения работы,
отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и
предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и
контроля качества выполнения работы; Задачи, формирующие регулятивные УУД: на
планирование; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на
принятие решения; на самоконтроль.

 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, позволяющие отработать навыки
рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче,
целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на
результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных
задач;
 учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые требуют от обучающихся
выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на
основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях,
нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения
или комментария) своей позиции или оценки. Воспитание учащихся на уроках
обеспечивается через организацию учебной деятельности.
При этом осуществляется:
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию
с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретических
проблем, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
 решение моральных дилемм с использованием технологии приобщения к ценностям
(знакомство с ценностями, обсуждение, отношение к ценностям, выбор, принятие
ценностей, поступки и действия на основе личных ценностей);

использование
проблемного
метода
обучения,
учебно-практических
и
учебнопознавательных задач, которые требуют выражения ценностных суждений и/или
своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о
социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических
ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».