Рабочая программа курса ВУД Хочу все знать (1-4) 2023г

­
Муниципалыюс а1по1юм1юс общсоfiра·юшпслыюс учрежденис
срсдшш общсобра :юш~тсJ11)111ш 11ш0Jш

Nu 141

Утверждено
педагогическим советом

МАОУ -СОШ № 141
Протокол № 1 от 30.08.2023r.

ого общего образования
Приложение к основной образовательной программе начальн

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности

«Хочу всё знать!»
(занятия по формированию
функциональной грамотности обучающихся)

образования
для обучающихся уровня начального общего

г. Екатеринбург

2023

Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по
курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» (далее — курс)
составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализация
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Общая характеристика программы курса «Хочу все знать!»
Функциональная грамотность - способность человека
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать,
понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять
простейшие
арифметические
действия,
функциональная
грамотность
уровень
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в
системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в
конкретной культурной среде.
Планируемые результаты программы по курсу внеурочной
деятельности «Хочу всё знать!» включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
В качестве основных составляющих функциональной
грамотности
выделяют:
математическую
грамотность,
читательскую грамотность, естественно – научную грамотность,
финансовую грамотность.
Цели изучения курса «Хочу все знать!»
Основная цель: развитие способности обучающихся
применять приобретённые знания, умения и навыки для решения
задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью).
1

Основная
задача:
формирование
и
развитие
функциональной
грамотности
школьников:
читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, направленной
и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Цель: способствовать формированию знаний и умений,
необходимых для полноценного функционирования человека в
современном обществе.
Для достижения
следующих задач:

этой

цели

предполагается

решение

– формировать умение читать тексты с использованием трёх
этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к
чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных
текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления
в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии:
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное
чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным,
бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого
отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им
полезным.
Особенностью данной программы является реализация
педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания.
2

Место курса «Хочу все знать!» в плане внеурочной
деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Хочу все
знать!» рассчитана на 135 часов, занятия проводятся 1час в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):1 класс – 33 часа, 2
класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса «Хочу все знать!»
Программа
обеспечивает
достижение
личностных, метапредметных результатов.

следующих

Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска,
обработки, анализа и представления информации;

сбора,

-овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;
3

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от
неверного;
оценивать
правильность
выполнения
действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли
в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
4

Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
- умение находить
прочитанных текстах;

необходимую

информацию

в

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
–
способность
формулировать,
применять
интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

и

– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия,
факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов
семьи;
5

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– представление о семейных расходах и доходах;
– представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
– представление о банковских картах;
– умение
деньгами;

правильно

обращаться

с

поврежденными

– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений
и
формулирования
основанных
на
научных
доказательствах выводов;
–
способность
понимать
основные
естествознания как формы человеческого познания.

особенности

Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с
учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно
Примерной
программе
воспитания
у
современного школьника должны быть сформированы ценности
Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в
6

воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей
научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.
Формы организации и виды деятельности
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая
работа,
эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, защита исследовательских работ, консультация.
Основные
технологии,
методики:
технология
разноуровневого обучения; развивающее обучение; проблемное
обучение;
технология
обучения
в
сотрудничестве;
коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств
школьника.
Методы
контроля:
консультация,
доклад,
защита
исследовательских работ, выступление, выставка, презентация,
мини-конференция,
научно-исследовательская
конференция,
участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа
предусматривает
организации деятельности:

следующие

- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль
7

формы

Содержание курса «Хочу все знать!»
1 класс
Читательская грамотность: инсценировка текстов авторских
и русских народных сказок, выставка иллюстраций героев
прочитанных произведений, составление картинного плана, игра
по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая
грамотность:
игра-соревнование
«Сосчитай-ка»; игровые занимательные задачи; разгадка
«математических фокусов»; решение нестандартных задач с
помощью схем; цифра ноль, история открытия ноля;
математические ребусы; математический бой; складывание
заданного узора из геометрических фигур.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар,
обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль,
банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная
грамотность:
наблюдения
и
простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,
зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства,
вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение.
2 класс
Читательская грамотность: о чем рассказывают детские
журналы, экскурсия в библиотеку; оформление выставки книг;
проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»;
составление кроссворда по героям прочитанных произведений;
викторина
по
содержанию
прочитанных
произведений;
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: «Весёлый счёт» — играсоревнование, танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи
квадрат»; крестики-нолики; прятки с фигурами; геометрический
8

калейдоскоп; числовые головоломки; путешествие точки,
математическое путешествие; интеллектуальная разминка;
математическая
эстафета;
мир
занимательных
задач;
математические фокусы; игры с набором «Карточки-считалочки»;
работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валют.
Естественно-научная
грамотность:
наблюдения
и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и
свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская
грамотность:
конкурс
чтецов;
Инсценирование басен; литературная игра; создание классной
газеты или журнала; Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали
о книгах?»; работа с выставкой книг; личностная оценка
прочитанного, викторина.
Естественно-научная
грамотность:
особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного
бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия,
дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
9

Математическая грамотность: интересные приемы устного
счёта; решение занимательных задач; учимся отгадывать ребусы;
загадки- смекалки; игра «Знай свой разряд»; «Газета
любознательных»; математические горки; игра «У кого какая
цифра»;.
4 класс
Читательская грамотность: наш кинозал. Просмотр
мультипликационного фильма; сказки водят хоровод. конкурс
чтецов; викторина; волшебница-поэзия. Занятие – игра по сказке;
создание классной газеты или журнала; Библиотечная мозаика:
урок-игра «Что узнали о книгах?»; эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений,
условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный
размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция,
скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: вводное занятие «Математика
– царица наук»; интересные приемы устного счёта; решение
занимательных задач; учимся отгадывать ребусы; загадкисмекалки; игра «Знай свой разряд»; математические горки; игра «У
кого какая цифра»; искусство вычислений; Игра «Брейн - ринг»;
математический КВН.

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№п/
п

Наименование
разделов

Кол-во
часов

Дата

и тем программы

1

2

3

Виды
Форма
деятельнос проведени
ти
я занятия

1.Блок «Читательская грамотность»
текстов
1
8.09
Игровая
Игра
русских

Инсценировка
авторских
и
народных сказок
Виталий Бианки. Лис и
мышонок
Выставка
иллюстраций
героев
прочитанных
произведений,
Русская народная сказка.
Мороз и заяц
Составление картинного
плана.
Владимир Сутеев. Живые

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

1

15.09

Познавател Круглый
ьная
стол

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);

1

22.09

Познавател Дискуссия
ьная

Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
11

грибы

4

5

6

Составление картинного
плана.
Геннадий
Цыферов.
Петушок и солнышко
Игра
по
содержанию
прочитанных
произведений.
Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы
Эмоциональная
и
личностная
оценка
прочитанного.
Грузинская сказка. Лев и

1

29.09

Познавател Круглый
ьная
стол

1

6.10

Игровая

Игра

субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

1

13.10

Познавател Дискуссия
ьная

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
12

заяц
7
Выставка
иллюстраций
1
20.10 Познавател Выставка Портал Российской
героев
прочитанных
ьная
электронной школы
произведений
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
Русская народная сказка.
ru/);
Как лиса училась летать
8
Составление картинного
1
27.10 Познавател Игра
Портал Российской
плана.
ьная
электронной школы
Евгений Пермяк. Четыре
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
брата
ru/);
Итого по разделу
8
2.Блок «Математическая грамотность»
9
Игра-соревнование
1
3.11
Игровая
ИграПортал ИСРО РАО
«Сосчитай-ка».
соревновани
http://skiv.instrao.ru
Про
курочку
Рябу,
е
золотые и простые яйца
10 Игровые занимательные
1
10.11 Познавател Игра
Портал Российской
задачи.
ьная
электронной школы
Про козу, козлят и
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
капусту
ru/);
13

Разгадка «математических
фокусов».
Про петушка и
жерновцы
Решение нестандартных
задач.
Как петушок и курочки
делили бобовые зёрнышки
Цифра ноль, история
открытия ноля.

1

17.11

1

24.11

1

1.12

14

Математические ребусы.
Про
Машу
и
трёх
медведей

1

8.12

15

Математический бой.
Про старика, старуху,
волка и лисичку

1

15.12

11

12

13

Познавател Мозговой
ьная
штурм

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Познавател Круглый
Портал Российской
ьная
стол
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Познавател Дискуссия Портал Российской
ьная
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Познавател Квиз
Портал ИСРО РАО
ьная
http://skiv.instrao.ru
Игровая

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
14

Складывание заданного
узора из геометрических
фигур.
Забавная геометрия.
Итого по разделу
16

Игровые
задачи.
За покупками

18

Разгадка «математических
фокусов».
Находчивый Колобок
Составление картинного
плана.
День рождения
Мухи-Цокотухи
Эмоциональная
и
личностная
оценка
прочитанного.

20

22.12

Познавател Круглый
ьная
стол

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);

8
3.Блок «Финансовая грамотность»
занимательные
1
29.12 Игровая
Игра

17

19

1

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Познавател Викторина Портал ИСРО РАО
ьная
http://skiv.instrao.ru

1

12.01

1

19.01

Познавател Дискуссия
ьная

1

26.01

Познавател Дискуссия
ьная

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
15

Буратино
деньги

и

карманные

ru/);

21

Покупка товара
Кот Василий
продаёт молоко

1

2.02

Игровая

Игра

22

Математические ребусы.
Лесной банк

1

9.02

Познавател Квиз
ьная

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал ИСРО РАО

Игровые занимательные
1
16.02 Игровая
Игра
задачи.
Как мужик и медведь
прибыль делили
24 Разгадка «математических
1
2.03
Познавател Мозговой
фокусов».
ьная
штурм
http://skiv.instrao.ru
Как мужик золото менял
Итого по разделу
8
3.Блок «Естественно- научная грамотность»
25 Вода и её свойства.
1
16.03 НаучноПроведение Портал Российской
23

16

Как
Иванушка
попить водицы
26

27

28

29

хотел

Простейшие
эксперименты
с
воздушным шариком.
Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик
Наблюдения
и
простейшие
эксперименты.
Про репку и другие
корнеплоды
Плавучесть предметов
Плывёт, плывёт кораблик
Три состояния воды
Про
Снегурочку
превращения воды

познаватель опыта
ная
1

Познавател Круглый
ьная
стол

http://skiv.instrao.ru

1

30.03

Игровая

1

13.04

НаучноПроект
познаватель
ная
Игровая
Проведение
опыта

1
и

23.03

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал ИСРО РАО

20.04

Викторина Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
17

30

31

32

Простейшие
эксперименты
с
апельсином.
Как делили апельсин
Отражение.
Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду

1

1

4.05

Соль и её свойства.
Иванова соль.

1

11.05

1

18.05

Простейшие
эксперименты с яблоком.
Владимир Сутеев. Яблоко.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33

27.04

НаучноПроект
познаватель
ная
Игровая

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Познавател Дискуссия Портал Российской
ьная
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
Игровая
Проведение Портал ИСРО РАО
опыта
http://skiv.instrao.ru

9
33

18

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
№п/ Наименовани Кол
п
е разделов и
-во
тем
программы
часо
в
О чем
1
1
рассказывают
детские
журналы,
экскурсия в
библиотеку;
Михаил
Пришвин.
Беличья
память

Дат
а

07.0
9

Сформировать
Круглый
установку
на стол
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием
важности
образования.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Составление
кроссворда по
героям

15.0
9

Развить мотивацию Дискуссия
к целенаправленной
социально значимой

Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия

2

1

Виды
деятельности

Форма
проведен
ия
занятия

Электронные (
цифровые)
образовательные
ресурсы

19

прочитанных
произведений.
Про беличьи
запасы

3

4

деятельности;
стремление
быть
полезным.

«Весёлый
счёт» — играсоревнование
Беличьи
деньги

1

Танграм:
древняя
китайская
головоломка.
«Сложи
квадрат»

1

21.0
9

28.0
9

Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.

играсоревнова
и ние
их

Развить интерес к Мозговой
сотрудничеству.
штурм
Приобрести
опыт
успешного
межличностного
общения.

субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

20

5

6

7

Про белочку и
погоду
Викторина по 1
содержанию
прочитанных
произведений.
И. СоколовМикитов.
В берлоге
Мир
1
занимательны
х задач
Медвежье
потомство
Числовые
головоломки
Повреждённы
еи
фальшивые

1

05.1
0

Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.

12.1
0

Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.

19.1
0

Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.

Викторина Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
и
u.ru/);
их

Круглый
стол

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Мозговой
штурм

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

и
их

и
их

21

8

9

10

деньги
Мир
1
занимательны
х задач
Лесные
сладкоежки
Проектная
1
деятельность
«Путешествие
в страну
сказок»;
Лев Толстой.
Зайцы
Эмоциональна 1
яи
личностная
оценка
прочитанного.
Про зайчат и
зайчиху

27.1
0

10.1
1.

17.1
1

Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.
Проведение
простых
исследований
анализ
результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

и
их
Проект
и
их

Развивать активное Дискуссия
участие
в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

22

11

12

13

Правила
безопасного
использовани
я банковских
карт.
Банковская
карта

1

Названия
1
овощей,
выделение
среди овощей
корнеплодов
Про Зайчишку
и овощи
Наблюдения и 1
простейшие
эксперименты
.
Николай

24.1
1

01.1
2

08.1
2

Выявлять
и Квиз
анализировать
финансовую
информацию.Прове
дение
простых
исследований
и
анализ
их
результатов.
Проведение
Игра
простых
исследований
и
анализ
их
результатов.

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Развить интерес к Проведени
сотрудничеству.
е опыта
Приобрести
опыт
успешного
межличностного
23

14

15

16

Сладков.
Весёлая игра
Простейшие
эксперименты
.
Лисьи забавы.

общения.
1

15.1
2

Безопасность
денег на
банковской
карте

1

22.1
2

Числовые
головоломки.
Лисьи норы

1

29.1
2

Проведение
простых
исследований
и
анализ
их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Развивать активное
участие
в
коллективных
учебно-

Проведени Портал Российской
е опыта
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Круглый
стол

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Мозговой
штурм

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

24

17

18

19

Простейшие
эксперименты
с, лесной
землей.
Обыкновенны
е
кроты
Состав почвы.
Про крота

1

Анализ
финансовой
информации.
Про кредиты

1

1

исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Проведение
Проведени Портал ИСРО РАО
простых
е опыта
http://skiv.instrao.ru
исследований
и
анализ
их
результатов.

Проведение
Круглый
простых
стол
исследований
и
анализ
их
результатов.
Выявлять
и Дискуссия
анализировать
финансовую
информацию.
Выдвижение идей и

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

25

20

21

Названия
частей
растений,
виды корней,
свойства
корней.
Корень –
часть
растения
Эдуард Шим.
Простейшие
эксперименты
с песком,

1

1

обсуждение
различных способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Выдвижение идей и Квиз
обсуждение
различных способов
проявления
креативности:

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Развивать активное Проведени Портал ИСРО РАО
участие
в е опыта
http://skiv.instrao.ru
коллективных
учебно26

глиной.
Тяжкий труд.
22

Математическ
ие фокусы.
Про ежа

1

23

Игры с
набором
«Карточкисчиталочки».
Про вклады.

1

исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Использовать
Круглый
информацию
из стол
текста для решения
практической
задачи
Выявлять
и Игра
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию
из
текста для решения
практической
задачи. Оценивать
результаты
своей
деятельности.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27

24

25

26

Простейшие
1
эксперименты
с яблоком.
Занимательны
е особенности
яблока.
Викторина по 1
содержанию
прочитанных
произведений;
Полевой
хомяк

Эмоциональна 1
яи
личностная
оценка
прочитанного.
Про полевого

Развить интерес к Проведени Портал ИСРО РАО
сотрудничеству.
е опыта
http://skiv.instrao.ru
Приобрести
опыт
успешного
межличностного
общения.
Использование
Викторина Портал Российской
полученных
(из
электронной школы
самих
заданий)
(РЭШ, https://fg.resh.ed
знаний
для
u.ru/);
объяснения
явлений. Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
Дискуссия Портал ИСРО РАО
полученных
(из
http://skiv.instrao.ru
самих
заданий)
знаний
для
объяснения
явлений.
28

27

28

29

хомяка
Правила
безопасного
использовани
я банковских
карт.
Ловушки для
денег

Викторина по
содержанию
прочитанных
произведений
Про хомяка и
его запасы
Интеллектуал
ьная разминка

1

1

1

Выявлять
и Круглый
анализировать
стол
финансовую
информацию
.Использовать
информацию
из
текста для решения
практической
задачи. Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
Викторина
полученных
(из
самих
заданий)
знаний
для
объяснения
явлений.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Использование
полученных

Портал ИСРО РАО

Квиз

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

(из
29

Про бобров.

30

Состав и
свойства
древесины.
Бобрыстроители

31

Фальшивые и 1
повреждённые
деньги.
Такие
разные деньги

1

самих
заданий)
знаний
для
объяснения
явлений.
Развить
активное
участие
в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию
из
текста для решения
практической
задачи

http://skiv.instrao.ru

Круглый
стол

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Мозговой
штурм

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

30

32

Состав и
свойства
древесины.
Материал для
плотин

1

33

Представлени
ео
позвоночных
животных
Позвоночные
животные.

1

Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного
общения.
Использовать
информацию
из
текста для решения
практической
задачи. Оценивать
результаты
своей
деятельности.

Проведени Портал ИСРО РАО
е опыта
http://skiv.instrao.ru

Круглый
стол

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п Наименован Кол-во Дата

Виды деятельности

Форма

Электронн
31

ие разделов часов
и тем
программы

РАЗДЕЛ 1.
1
Интересные
приемы
устного счёта.
Про
дождевого
червяка
2

Особенности
жизнедеятельн
ости
дождевых
червей.
Дождевые
черви

1

1

проведения
ые
занятия
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
7.09 Сформировать установку на активное Дискуссия
участие в решении задач, осознанием
важности образования.

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
14.09 Проведение простых исследований и Круглый стол Сетевой
анализ их результатов.
комплекс
информацио
нного
взаимодейств
ия субъектов
Российской
32

3.

4.

Кальций и его
роль в
организме
человека.

1

Личностная
оценка
прочитанного.
Полезный

1

21.09 Проведение простых исследований и Мозговой
анализ их результатов.
штурм

28.09 Развить интерес к сотрудничеству. Дискуссия
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

Федерации в
проекте «Мо
ниторинг
формировани
я
функциональ
ной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.ins
trao.ru/);
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
33

кальций

5.

Интересные
приемы
устного счёта.
Сколько весит
облако.

1

6.

Создание
классной
газеты или
журнала.
Виды облаков.
Про облака

1

7.

Личностная
оценка

1

(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
5.10 Проведение простых исследований и Игра
Портал
анализ их результатов.
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
12.10 Проведение простых исследований и Круглый стол Портал
анализ их результатов.
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)

19.10 Проведение простых исследований и Дискуссия
анализ их результатов.

Портал
Российской
34

прочитанного.
Хлеб – всему
голова

8.

9

10.

Библиотечная
мозаика: урокигра «Что
узнали о
книгах?»;
Про хлеб и
дрожжи
Учимся
отгадывать
ребусы.
Про мел

1

26.10 Проведение простых исследований и Игра
анализ их результатов.

1

2.11 Проведение простых исследований и Квиз
анализ их результатов.

Литературная

1

9.11

электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru

Развивать

активное

участие

в Игра

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
);
Портал
35

игра.
Интересное
вещество –
мел.

11.

Свойства
мыла
Про мыло

коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других творческих работах

1

Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
);
16.11 Проведение простых исследований и Круглый стол Портал
анализ их результатов.
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru

12.

13

14.

Чем интересно
мыло и как
оно
«работает»
«Газета
любознательн
ых».
История свечи
Простейшие

1

23.11 Проведение простых исследований и Дискуссия
анализ их результатов.

1

30.11 Развить интерес к сотрудничеству. Круглый стол
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

1

7.12 Проведение простых исследований и Проведение

Портал
36

эксперименты.
Про свечи

15.

16.

17.

анализ их результатов.

Создание
классной
газеты или
журнала.
Магнит и его
свойства.
Литературная
игра.
Волшебный
магнит

1

Проверочная
работа

1

1

опыта

Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
14.12 Развить интерес к сотрудничеству. Круглый стол Портал
Приобрести
опыт
успешного
ИСРО РАО
межличностного общения. Оценивать
http://skiv.inst
результаты своей деятельности.
rao.ru
21.12 Развивать
активное
участие
в Игра
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других творческих работах

Портал
ИСРО РАО

28.12 Выполнение
инструкции.

Портал

заданий

по

заданной Мозговой
штурм

http://skiv.inst
rao.ru

37

ИСРО РАО

18.

19.

20.

Библиотечная
мозаика: урокигра «Что
узнали о
книгах?»;
Что такое
«бюджет»
Викторина.
Расходы и
доходы
бюджета

1

11.01 Проведение простых исследований и Игра
анализ их результатов.

1

18.01 Выявлять и анализировать финансовую Викторина
информацию. Выдвижение идей и
обсуждение
различных
способов
проявления креативности. Оценивать
результаты своей деятельности.

Литературная
игра.

1

25.01 Выдвижение идей и
различных
способов

обсуждение Игра
проявления

http://skiv.inst
rao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
Российской
38

Семейный
бюджет

21.

22.

23.

креативности.

Математическ
ие горки.
Планируем
семейный
бюджет
Откуда в
семье берутся
деньги?
Зарплата.

1

Подсчитываем
семейный
доход

1

1

1.02 Развивать
активное
участие
в Игра
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других творческих работах. Развитие
интереса к сотрудничеству.
8.02 Использовать информацию из текста Дискуссия
для решения практической задачи

15.02 Выявлять и анализировать финансовую Квиз
информацию.
Использовать
информацию из текста для решения

электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
ИСРО РАО

39

практической
задачи.
Оценивать
результаты своей деятельности.

24.

25.

Урок-игра
«Что узнали о
книгах?».
Откуда в
семье берутся
деньги.
Пенсия и
социальные
доходы.
Лексическое
значение слов.
Пенсия и
пособия

1

22.02 Развить интерес к сотрудничеству. Игра
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

http://skiv.inst
rao.ru Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru

1

1.03 Использование полученных (из самих Мозговой
заданий) знаний для объяснения штурм
значений данных понятий. Оценивать
результаты своей деятельности.

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
40

26.

27.

28.

Лексическое
значение слов.
Откуда в
семье берутся
деньги?
Наследство,
клад,
выигрыш.
Игра «Знай
свой разряд»;
Подсчитываем
случайные
нерегулярные
доходы

1

15.03 Развить интерес к сотрудничеству. Мозговой
Приобрести
опыт
успешного штурм
межличностного общения.

1

22.03 Выявлять и анализировать финансовую Игра
информацию.
Использовать
информацию из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей деятельности.

Личностная
оценка
прочитанного.

1

29.03 Использование полученных (из самих Дискуссия
заданий) знаний для объяснения
явлений.

fg.resh.edu.ru/
)
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
Российской
электронной
41

29.

30.

31.

На что
тратятся
семейные
деньги?
Игра «У кого
какая цифра»;
Подсчитываем
расходы
Игра «Знай
свой разряд»;
На что
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи.
Обязательные,
желаемые и
непредвиденн

1

5.04 Использование полученных (из самих Игра
заданий) знаний для объяснения
явлений.

школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
Портал
ИСРО РАО
http://skiv.inst
rao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)

1

12.04 Развить
активное
участие
в Игра
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других творческих работах.

1

19.04 Выявлять и анализировать финансовую Круглый стол Портал
информацию.
Использовать
ИСРО РАО
информацию из текста для решения
42

32.

ые расходы.
Расходы на
обязательные
платежи.
Как
сэкономить
семейные
деньги?

практической задачи

1

33.

Интересные
приемы
устного счёта;
Подсчитываем
сэкономленны
е деньги.

1

34.

Решение
занимательны
х задач;
Проверочная

1

26.04 Развить интерес к сотрудничеству. Дискуссия
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

http://skiv.inst
rao.ru

Портал
ИСРО РАО

http://skiv.inst
rao.ru
3. и Использовать информацию из текста Круглый стол Портал
10.05 для решения практической задачи.
Российской
Оценивать
результаты
своей
электронной
деятельности.
школы
(РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/
)
17.05 Выполнение действий по заданной Мозговой
Портал
24.05 инструкции
штурм
ИСРО РАО
http://skiv.inst
43

работа.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

rao.ru
34
34

44

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

№ Наименование Кол- Дата
п/п разделов
во
и
тем часо
в
программы
РАЗДЕЛ 1.
1.
Создание
1
классной газеты
или журнала.
Старинная
женская одежда
2.

7.09

Виды деятельности

Форма
Электронные
проведени
(цифровые)
я занятия образовательные ресурсы

Сформировать установку на Круглый
активное участие в решении стол
практических
задач,
осознанием
важности
образования.

Библиотечная
1 14.09 Развить
мотивацию
к Игра
мозаика:
урокцеленаправленной социально
игра «Что узнали
значимой
деятельности;
о книгах?».
стремление быть полезным.
Старинные
женские
головные уборы

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
45
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»

3.

4.

5.

Создание
1 21.09 Проведение
классной газеты
исследований
или журнала.
результатов.
Старинная
мужская одежда
и
головные
уборы
Личностная
1 28.09
оценка
прочитанного.
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
Библиотечная
1 5.10
мозаика:
урокигра «Что узнали
о книгах?».
Внутреннее

и

простых Круглый
анализ их стол.

(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Развить
интерес
к Дискуссия. Портал Российской
сотрудничеству. Приобрести
электронной школы
опыт
успешного
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
межличностного общения.

Проведение
исследований
результатов.

и

простых Игра
анализ их

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

46

6.

7.

8.

убранство
и
предметы
обихода русской
избы
Викторина.
1 12.10 Проведение
Внутреннее
исследований
убранство
и
результатов.
предметы
обихода русской
избы.
Библиотечная
1 19.10 Проведение
мозаика:
урокисследований
игра «Что узнали
результатов.
о книгах?».
История посуды
на Руси
Эмоциональная и 1 26.10 Проведение
личностная
исследований
оценка
результатов.
прочитанного.

и

и

и

простых Викторина Портал Российской
анализ их
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

простых Игра
анализ их

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

простых Дискуссия Портал ИСРО РАО
анализ их
http://skiv.instrao.ru

47

9

10.

11.

12.

Какие
деньги
были раньше в
России
Строение плодов. 1
Томат.
Интересные
1
приемы устного
счёта.
Болгарский
перец
Игра «У кого 1
какая цифра».
Картофель

Библиотечная
1
мозаика:
урокигра «Что узнали
о книгах?».

2.11

9.11

Проведение
простых Квиз
исследований и анализ их
результатов.
Развивать активное участие в Мозговой
коллективных
учебно- штурм
исследовательских, проектных
и других творческих работах

16.11 Выявлять и анализировать Игра
финансовую
информацию.Проведение
простых
исследований
и
анализ их результатов.
23.11 Проведение
простых Игра
исследований и анализ их
результатов.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

48

13

14.

15.

16.

Баклажан.
Семейство
Паслёновые
Строение плодов. 1
Лук

30.11 Развить
интерес
к Проведение
сотрудничеству. Приобрести опыта
опыт
успешного
межличностного общения.
Части растений.
1 7.12 Проведение
простых Проведение Портал Российской
Капуста
исследований и анализ их опыта
электронной школы
результатов.
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Интересные
1 14.12 Развить
интерес
к Мозговой Портал ИСРО РАО
приемы устного
сотрудничеству. Приобрести штурм
http://skiv.instrao.ru
счёта.
опыт
успешного
Горох
межличностного
общения.
Оценивать результаты своей
деятельности.
Части растений.
1 21.12 Развивать активное участие в Проведение Портал ИСРО РАО
Грибы
коллективных
учебно- опыта
http://skiv.instrao.ru
исследовательских, проектных
и других творческих работах
49

17.

18.

19.

20.

Творческая
работа

1

Лексическое
значение слов.
Потребительская
корзина
Сравнение
различных
вариантов
покупок.
Потребительская
корзина

1

Викторина.
Прожиточный
минимум

1

1

28.12 Проведение
исследований
результатов.
11.01 Проведение
исследований
результатов.
18.01 Выявлять и
финансовую
Выдвижение
обсуждение
способов
креативности.
результаты
деятельности.
25.01 Выдвижение
обсуждение
способов
креативности:

и

простых Круглый
анализ их стол.

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

и

простых Дискуссия Портал Российской
анализ их
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

анализировать Игра
информацию.
идей
и
различных
проявления
Оценивать
своей

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

идей
и Викторина Портал Российской
различных
электронной школы
проявления
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

50

21.

Эмоциональная и 1
личностная
оценка
прочитанного.
Инфляция.

22.

Лексическое
1 8.02
значение слов.
Распродажи,
скидки, бонусы
Нахождение
1 15.02
размера скидки
на товар.
Распродажи,
скидки, бонусы

23.

24.

Эмоциональная и 1
личностная
оценка

1.02

Развивать активное участие в Дискуссия Портал ИСРО РАО
коллективных
учебноhttp://skiv.instrao.ru
исследовательских, проектных
и других творческих работах

Использовать информацию из Круглый
текста
для
решения стол
практической задачи

Выявлять и анализировать Игра
финансовую
информацию.Использовать
информацию из текста для
решения практической задачи.
Оценивать результаты своей
деятельности.
22.02 Развить
интерес
к Квиз
сотрудничеству. Приобрести
опыт
успешного

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru Портал
ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
51

25.

26.

27.

прочитанного.
Благотворительн
ость
Личностная
оценка
прочитанного.
Страхование
Сравнение
различных
вариантов
покупок.
В бассейне
Решение
занимательных
задач.
Делаем ремонт

межличностного общения.

1

1

1

Использование
полученных Дискуссия
(из самих заданий) знаний для
объяснения
явлений.
Оценивать результаты своей
деятельности.
15.03 Использование
полученных Мозговой
(из самих заданий) знаний для штурм
объяснения явлений.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

22.03 Выявлять и анализировать Квиз
финансовую
информацию.Использовать
информацию из текста для
решения практической задачи.
Оценивать результаты своей
деятельности.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

1.03

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

52

28.

29.

30.

31.

32.

Игра «У кого 1
какая цифра».
Делаем ремонт.
Игра «Знай свой 1
разряд»;
Праздничный
торт
Решение
1
занимательных
задач.
Обустраиваем
участок

29.03 Использование
полученных Игра
(из самих заданий) знаний для
объяснения явлений.
5.04 Использование
полученных Игра
(из самих заданий) знаний для
объяснения явлений.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

12.04 Развить активное участие в Мозговой
коллективных
учебно- штурм
исследовательских, проектных
и других творческих работах.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра «Знай свой 1
разряд»;
Поход в кино

19.04 Выявлять и анализировать Игра
финансовую
информацию.Использовать
информацию из текста для
решения практической задачи
26.04 Развить
интерес
к Игра
сотрудничеству. Приобрести

Портал ИСРО РАО

Игра «Знай свой 1
разряд».

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru

Портал ИСРО РАО

53

Поход в кино

опыт
успешного
межличностного общения.
33. Работа
с 1 3. и Использовать информацию из Игра
графиками.
10.05 текста
для
решения
Отправляемся в
практической
задачи.
путешествие
Оценивать результаты своей
деятельности.
34. Составляем
1 17.05 Выдвижение
идей
и Круглый
словарик
по
24.05 обсуждение
различных стол
финансовой
способов
проявления
грамотности
креативности.
Итого по разделу
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

ПО

54

Поурочное планирование
1 класс (33 ч)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1

Читательская
грамотность

8

Инсценировка
текстов
авторских и русских народных
сказок, выставка иллюстраций
героев
прочитанных
произведений,
составление
картинного плана, игра по
содержанию
прочитанных
произведений, эмоциональная и
личностная
оценка
прочитанного на материале
следующих произведений:

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

В. Бианки. «Лис и мышонок»,
55

Русская
народная
сказка.
«Мороз и заяц», В. Сутеев.
«Живые грибы», Г. Цыферов.
«Петушок и солнышко», М.
Пляцковский. «Урок дружбы»,
Грузинская сказка. «Лев и
заяц», Русская народная сказка.
«Как лиса училась летать», Е.
Пермяк. «Четыре брата».
2.

Математическая
грамотность

8

Игра-соревнование «Сосчитайка»; игровые занимательные
задачи;
разгадка
«математических
фокусов»;
решение нестандартных задач с
помощью схем; цифра ноль,
история
открытия
ноля;
математические
ребусы;
математический
бой;
складывание заданного узора
из геометрических фигур с

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
56

использованием
тем:

следующих Викторина

«Про курочку рябу, золотые и
простые яйца», «"Про козу»,
«козлят и капусту», «Про
петушка и жерновцы», «Как
петушок и курочки делили
бобовые зернышки», «Про
наливные
яблочки»,
«Про
Машу и трех медведей», «Про
старика, старуху, волка и
лисичку», «Про медведя, лису и
мишкин мед».
3.

Финансовая
грамотность

8

Деньги, финансы, покупка,
товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход,
прибыль, банк, реклама, цена,
количество,
стоимость
по

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
57

следующим темам:

Беседа.

«За покупками», «Находчивый Работа в группе
колобок», «День рождения
мухи-цокотухи», «Буратино и Парная работа
карманные
деньги»,
«Кот Викторина
Василий продает молоко»,
«Лесной банк», «Как мужик и
медведь прибыль делили»,
«Как мужик золото менял»
4.

Естественнонаучная
грамотность

9

Наблюдения и простейшие
эксперименты
с
яблоком,
воздушным шариком, зеркалом
и апельсином; воздух и его
свойства, соль и её свойства,
вода и её свойства, три
состояния воды, плавучесть
предметов,
отражение
с
использованием
следующих

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе

58

тем:

Парная работа

«Как Иванушка хотел попить Викторина
водицы», «Пятачок, Винни-пух
и воздушный шарик», «Про
репку и другие корнеплоды»,
«Плывет, плывет кораблик»,
«Про
Снегурочку
и
превращения
воды»,
«Как
делили апельсин», «Крошка
енот и Тот, кто сидит в пруду»,
«Иванова соль», В. Сутеев.
«Яблоко».
Итого

33

2 класс (34 ч)
№

Раздел

Кол-во

Содержание

Формы внеурочной

59

п/п
1

часов
Читательская
грамотность

8,5

деятельности
О чем рассказывают детские
журналы,
экскурсия
в
библиотеку;
оформление
выставки
книг;
проектная
деятельность «Путешествие в
страну сказок»; составление
кроссворда
по
героям
прочитанных
произведений;
викторина по содержанию
прочитанных
произведений;
эмоциональная и личностная
оценка
прочитанного
на
материале
следующих
произведений:

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

Михаил Пришвин. «Беличья
память», И. Соколов-Микитов.
«В берлоге». Лев Толстой.
«Зайцы», Николай Сладков.
60

«Веселая
игра»,
«Обыкновенные
кроты».
Эдуард Шим. «Тяжкий труд».
«Полевой
хомяк».
«Про
бобров».
«Позвоночные
животные».
2.

Математическая
грамотность

8,5

«Весёлый счёт» — играсоревнование, танграм: древняя
китайская
головоломка.
«Сложи квадрат»; крестикинолики; прятки с фигурами;
геометрический калейдоскоп;
числовые
головоломки;
путешествие
точки;
математическое путешествие;
интеллектуальная
разминка;
математическая эстафета; мир
занимательных
задач;
математические фокусы; игры
с
набором
«Карточки-

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

61

считалочки»;
работа
с
палитрой - основой с цветными
фишками
и
комплектом
заданий
к
палитре
по
следующим темам:
«Про
беличьи
запасы»,
«Медвежье потомство», «Про
зайчат и зайчиху», «Лисьи
забавы», «Про крота», «Про
ежа», «Про полевого хомяка»,
«Бобры строители», «Встреча
друзей».
3.

Финансовая
грамотность

8,5

Деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного
использования
банковских
карт,
фальшивые
и
повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот,

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
62

валют
с
использованием Работа в группе
следующих тем:
Парная работа
«Беличьи
деньги»,
«Поврежденные и фальшивые Викторина
деньги», «Банковская карта»,
«Безопасность
денег
на
банковской
карте»,
«Про
кредиты»,
«Про
вклады»,
«Ловушки для денег», «Такие
разные
деньги»,
«Встреча
друзей».
4.

Естественнонаучная
грамотность

8,5

Наблюдения и простейшие
эксперименты
с
яблоком,
овощами,
мёдом,
лесной
землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и
свойства древесины. Названия
овощей,
выделение
среди
овощей корнеплодов. Названия

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.

63

частей растений, виды корней, Работа в группе
свойства
корней.
Представление о позвоночных Парная работа
животных с использованием Викторина
следующих тем:
«Про белочку и погоду»,
«Лесные сладкоежки», «Про
зайчишку и овощи», «Лисьи
норы»,
«Корень
часть
растения»,
«Занимательные
особенности яблока», «Про
хомяка
и
его
запасы»,
«Материал
для
плотин»,
«Позвоночные животные».
Итого

34

3 класс (34 ч)
64

№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1

Читательская
грамотность

8

Конкурс
чтецов.
Инсценирование
басен;
литературная игра; создание
классной газеты или журнала;
Библиотечная мозаика: урокигра «Что узнали о книгах?»;
работа с выставкой книг;
личностная
оценка
прочитанного, викторина по
следующим темам:

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа

«Про дождевого
червяка», Викторина
«Кальций», «Сколько весит
облако?»,
«Хлеб,
всему
голова», «Про мел», «Про
мыло»,
«История
свечи»,
«Магнит»

65

2.

Естественнонаучная
грамотность

8

Особенности
жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи,
магнит и его свойства с
использованием
следующих
тем:

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе

Парная работа
«Дождевые черви», «Полезный
кальций», «Про облака», «Про Викторина
хлеб и дрожжи», «Интересное
вещество мел», «Чем интересно
мыло и как оно «работает»?»,
«Про свечи», «Волшебный
Магнит».
3.

Финансовая
грамотность

8

Бюджет,
уровни Практические
государственного
бюджета, упражнения
семейный бюджет, заработная
66

плата, пенсия, дополнительные
доходы
(выигрыш,
клад,
пособия).
Обязательные,
желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия
семейного
бюджета
по
следующим темам:

Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа

«Что
такое
«бюджет»?»,
Викторина
«Семейный бюджет», «Откуда
в семье берутся деньги?
Зарплата», «Откуда в семье
берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия», «Откуда
в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш»,
«На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов», «На
что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи», «Как
67

сэкономить семейные деньги?».
4.

Математическая
грамотность

8

Интересные приемы устного
счёта; решение занимательных
задач;
учимся
отгадывать
ребусы; загадки- смекалки;
игра «Знай свой разряд»;
«Газета
любознательных»;
математические горки; игра «У
кого
какая
цифра»;
математический
КВН
по
следующим темам:

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа

«Расходы и доходы бюджета», Викторина
«Планируем
семейный
бюджет»,
«Подсчитываем
семейный доход», «Пенсии и
пособия»,
«Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы»,
«Подсчитываем
расходы»,
«Расходы
на
68

обязательные
платежи»,
«Подсчитываем сэкономленные
деньги».
5

Итоговая
викторина
теме
Итого

2

Обобщение по теме.

по

34

4 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1

Читательская
грамотность

8

Наш
кинозал.
Просмотр Практические
мультипликационного фильма; упражнения
сказки водят хоровод. конкурс
чтецов;
викторина; Работа в паре.
волшебница-поэзия. Занятие –
69

игра по сказке; создание
классной газеты или журнала;
Библиотечная мозаика: урокигра «Что узнали о книгах?»;
эмоциональная и личностная
оценка
прочитанного
по
следующим темам:

Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

«Старинная женская одежда»,
«Старинные женские головные
уборы», «Старинная мужская
одежда и головные уборы»,
«Жилище крестьянской семьи
на
Руси»,
«Внутреннее
убранство и предметы обихода
русской
избы»,
«История
посуды на Руси», «Какие
деньги были раньше в России».
2.

Естественнонаучная

8

Томат,
болгарский
перец, Практические
картофель, баклажаны, лук,
70

грамотность

капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями:
многолетнее
/
однолетнее растение, части
растений, условия и способы
размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности
использования человеком, по
следующим темам:

упражнения
Работа в паре.
Игра
Беседа.
Работа в группе

Парная работа
«Томат», «Болгарский перец»,
«Картофель»,
«Баклажан. Викторина
Семейство
Паслёновые»,
«Лук», «Капуста», «Горох»,
«Грибы».
3.

Финансовая
грамотность

8

Потребительская
корзина,
состав
потребительской
корзины,
прожиточный
минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и
его виды, распродажа, акция,

Практические
упражнения
Работа в паре.
Игра
71

скидка,
бонусы,
кешбэк,
страховые
риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд с
использованием
следующих
тем:

Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

«Потребительская
корзина»,
«Прожиточный
минимум»,
«Инфляция»,
«Распродажи,
скидки,
бонусы»,
«Благотворительность»,
«Страхование».

4.

Математическая
грамотность

8

Вводное занятие «Математика Практические
– царица наук»; интересные упражнения
приемы устного счёта; решение
занимательных задач; учимся Работа в паре.
72

отгадывать ребусы; загадкисмекалки; игра «Знай свой
разряд»; математические горки;
игра «У кого какая цифра»;
искусство вычислений; Игра
«Брейн
ринг»;
математический
КВН
по
следующим темам:

Игра
Беседа.
Работа в группе
Парная работа
Викторина

«В
бассейне»,
«Делаем
ремонт», «Праздничный торт»,
«Обустраиваем
участок»,
«Поход
в
кино»,
«Отправляемся в путешествие».
Творческие
2
работы по разделу

Итого

Проект по выбору.
Например, составляем словарик
по финансовой грамотности.

34
73

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Дополнительная литература для обучающихся:
Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А.
Гурьев и др.- М.: Астрель, ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.
Функциональная грамотность. Тренажер для школьников .- М: Планета, 2021.
Функциональная грамотность.1 класс. Тренажер для школьников /М.В. Буряк., С.А. Шейкина.
– М.: Планета, 2022.-104 с. - (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажер для школьников /М.В. Буряк., С.А. Шейкина.
– М.: Планета, 2022.-104 с. - (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников /М.В. Буряк., С.А. Шейкина.
– М.: Планета, 2022.-104 с. - (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажер для школьников /М.В. Буряк., С.А. Шейкина.
– М.: Планета, 2022.-104 с. - (Учение с увлечением)

74

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской
грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ)
Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по
предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы
VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. —
С. 6-9. — URL
3. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие.- М.:
Просвещение, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/13/
http://uralprosvet.ru/cvkirillimefodie

75


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».