Рабочая программа элективного курса Занимательные вопросы науки о Земле для 5 класса

Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и
навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть
освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Географические науки включают в себя знания по многим дисциплинам учебного
плана, объединяя фундаментальные основы мира. Изучая данные науки можно получить
выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
Программа элективного курса разработана по общеинтеллектуальному направлению
развития личности, позволяет всем участникам образовательного процесса получить более
глубокие и прочные знания о природе Земли. Особенностью работы по данной программе
является организация познавательной деятельности учащихся в игровой форме.
Программа элективного курса ориентирована на обучающихся 5-х классов.
Цель: развитие познавательной мотивации обучающихся, формирование их
ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание
многообразия географических наук.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания обучающихся о Земле.
2. Развивать у учащихся интерес к предмету, любознательность, творческие
способности.
3. Формировать умение самостоятельно добывать знания, используя различные
географические источники.
4. Формировать навыки исследовательской, проектной социально- направленной
деятельности.
5. Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями, при
подготовке и проведении научно- познавательных занятий, проектов, акций.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа
в год).
Преимущественными формами достижения воспитательных результатов являются:
познавательные занятия, опыты и эксперименты, дискуссии, исследовательские проекты,
акции, презентации.
Ценностные ориентиры:
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность
и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
•
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
•
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Личностные:
1) знание основных принципов и правил отношения к природе; экологическое
сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
2) любовь к природе;

3) потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: планировать пути достижения целей.
Коммуникативные УУД: работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД: основы реализации проектно-исследовательской
деятельности.
Содержание курса
Введение. Обзор наук о Земле. Географические методы. Исследовательская
проектная деятельность.
Картография. Картография, карта, глобус, условные знаки. Геодезия, относительная
высота, нивелир, горизонтали, план местности. Топонимика, происхождение
географических названий.
Изучение погоды. Показатели состояния погоды Физическое состояние воды,
круговорот воды. Наблюдение за погодой. Ведение дневника наблюдений. Условные знаки,
характеризующие погоду. Причины дождя и его сила. Приборы, для определения
количества осадков. Облака и их классификация. Смена дня и ночи. Нагревание воздуха,
приборы, позволяющие измерять температуру воздуха. Шкала температур и её виды.
Ветер и причины его образования, роза ветров. Шкала Бофорта. Виды осадков зимой.
Свойства снега и льда. Температура замерзания различных жидкостей. Виды снежинок и
условия их образования. Глубина снежного покрова.
Учебно-тематический план
№
п/п

Перечень разделов, тем программы

Введение
1
География. Система географических наук.
2

Методы изучения науки о Земле: исследовательская
деятельность.

Картография
3-4
Картография. Наш помощник – карта. Проект
«Воображаемый материк»
5-6

Имена обычных вещей на карте. Проект «Названия
географических объектов Урала»

Обще в том числе
е
колич теор прак
ество
ии тики
часов

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

Изучение погоды
7-8

Показатели состояния погоды

2

1

1

9-10

Наблюдение за погодой. Оформление дневника
наблюдений. Условные знаки, характеризующие
погоду

2

1

1

Солнце. День и ночь. Наблюдаем круглый год.
11-12

Вода с неба. Причины дождя. Как измерить силу
дождя? Измерение количества осадков. Изготовление
осадкомера

2

1

1

13-15

Облака. Причины образования. Какие бывают, что с
собой приносят?

3

1

2

3

2

1

5

2

3

5

2

3

2

1

1

2

1

1

Определение вида облаков с помощью рамкиопределителя.
Облако в банке
16-18

Холодно, тепло, жарко. Как нагревается воздух?
Приборы, позволяющие определять температуру
воздуха. Термоскоп Галилея. Виды шкалы,
фиксирующей температуру воздуха.
Изготовление макета термометра. Анализ
температурных показателей

19-23

Почему дует ветер? Приборы, измеряющие силу и
направление ветра. Шкала Бофорта.
Изготовление ветроуказателя и флюгера
Построение розы ветров по материалам дневника
наблюдений
Опыт. Конвекционные потоки
Почему ветер поёт?

24-28

Виды осадков зимой. Свойства снега и льда.
Температура замерзания различных жидкостей
Виды снежинок и условия их образования
Глубина снежного покрова. Измерение глубины,
анализ разницы глубины снежного покрова. Причины.
Почему растут сосульки? Условия их образования.
Выращивание сосульки в искусственных условиях.

29-30

Учимся анализировать причины, влияющие на погоду.
Анализ данных дневника наблюдений.

31-32

Наблюдение за живой природой. Фенологические
записки. Изготовление фотоальбома «Времена года на
Урале»

33-34

Обобщение курса. Представление дневников
наблюдений и работ учащихся

2

Всего:

1
34

1
19

17

Мониторинговая карта
№
п/п

Критерии

1.

Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к природе;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни
во всех её проявлениях;
2) любовь к природе;
3) потребность в участии в общественной жизни ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности.

Отношение к
природе
Участие в
общественной
жизни

2.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: планировать пути достижения целей.
Коммуникативные УУД: работать в группе — устанавливать
рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД: основы реализации проектноисследовательской деятельности.

Личностный
рост
Умение работать
в группе
Участие в
проектах

Показатели

Учебно-методическое и материально- техническое
обеспечение образовательного процесса
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997
2. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2007
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство
АСТ»2002
4. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей»,
Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин.
Москва: ООО «Издательство Астрель».2002
Сайт: http://www.danilova.ru
6. География: Все для учителя географии
Сайт: http://geo.1september.ru
7. География: Энциклопедическая библиотека.
Сайт: http://megacollection.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».