Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 141 Приложение к образовательной программе дополнительного образования детей МАОУ-СОШ № 141 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ты - актер» Возраст обучающихся: 7-16 лет срок реализации 1 год Автор составитель: Рачева Анна Андреевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ты - актер» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от. 04.09.2014 № 1726р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.317214 от 04.07.2014. 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Во все времена человечество стремилось передать духовные ценности новым поколениям. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группа формируется из обучающихся разного возраста, состав группы непостоянный. . Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ты - актер» реализуется в течении всего учебного года, не включая каникулярное время. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи программы: Обучающие: овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства; участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях. Развивающие: развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству; приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья; привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи; формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ты - актер» предполагает наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты У учеников будут сформированы: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Предметные результаты Учащиеся научатся: выполнять упражнения актёрского тренинга; строить этюд в паре с любым партнёром; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); правильно выполнять цепочки простых физических действий. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п 1 1.1 1.2. Название раздела, темы в с е г о т е о р и я п р а к т и к а инди видуа льны е занят ия и консу льтац ии Формы организации занятий Раздел 1 «Основы театральной культуры» Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. Фронтальная История создания школьного театра, 1 1 (групповая) традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. Театральное искусство России. Виды 1 1 Фронтальная театров. (групповая) 1.3. Театральные профессии. Выдающиеся актеры. 1 1.4. Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. 1 1 Фронтальная (групповая) 1 1 Фронтальная (групповая) 1.5. 2 2.1 Фронтальная (групповая) 1 Раздел 2 «Театральная игра» 1 Тренинг творческой психотехники 1 Фронтальная актера: (групповая) развитие навыков рабочего самочувствия; Формы аттестаци и, диагности ки, контроля Собеседо вание Презента ция 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 4 4.1. 4.2. 4.3. развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. 1 Воображение и фантазия – источник 1 Фронтальная творческой духовности человека. (групповая) Упражнения на развитие воображения. 2 Сценические этюды: 2 Фронтальная одиночные – на выполнение простого (групповая) задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. 2 «Ролевая игра» (упражнение). 2 Фронтальная Предлагаемые обстоятельства, (групповая) события, конфликт, отношение. Раздел 3 «Ритмопластика» 1 Сценическое движение как 1 Фронтальная неотъемлемая часть сценического (групповая) театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). 2 Работа актера над образом. Логика 2 Фронтальная действия: (групповая) я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). Раздел 4 «Культура и техника речи» 1 Тренинг по сценической речи 1 Фронтальная (артикуляционная гимнастика, (групповая) дикционные упражнения). Овладение техникой сценического 2 1 1 Фронтальная общения партнеров: (групповая) материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. 1 Работа с литературным текстом 1 Фронтальная (словесное действие, логика речи, (групповая) орфоэпия). 4.4. 5 5.1. 6 6.1. 6.2. 6.3. 7 7.1. 7.2. 7.3. Словесные игры. Пластические импровизации. 1 1 Фронтальная (групповая) Раздел 5 «Выразительные средства в театре» Многообразие выразительных 2 1 1 Фронтальная средств в театре: (групповая) драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративнохудожественного оформления). Раздел 6 «Работа над спектаклем» 5 2 3 Работа над спектаклем: Фронтальная как создается спектакль; (групповая) знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. 4 4 Развиваем актерское мастерство. Фронтальная Репетиция. (групповая) Исполнен ие роли Исполнен ие роли 1 Показ театрального представления: 1 Фронтальная в школе для учащихся, родителей, (групповая) учителей; на районном смотре. Раздел 7 «Подведение итогов» 1 Мероприятие, посвященное 1 Фронтальная международному дню театра. (групповая) Спектакл ь Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. Оформление страниц «Летописи школьного театра». 1 1 Фронтальная (групповая) Творческ ий отчет 1 1 Фронтальная (групповая) Летопись школьног о театра 3 4 Итого часов 7 2 7 34 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом. Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление. Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля: выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов; переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпо ритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизита; премьера спектакля; повторные показы спектакля. Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются школьного театра. очередные страницы летописи Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Ме Чис п/ -ло п ся ц 1 2 3 4 Время провед ения занятия Форма занятия Вводное занятие Час открытия нового знания Час открытия нового знания Тренинг Кол- Тема во занятия часо в 1 Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. 1 Театральное искусство России. Виды театров. Место проведен ия Форма контроля Кабинет литерату ры Собеседова ние. Кабинет литерату ры Презентаци я Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков Кабинет литерату ры 1 1 5 Час открытия нового знания 1 6 Тренинг 1 Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры 7 Тренинг 1 8 Практикум 2 9 Практикум 2 10 Практикум 1 11 Практикум 2 рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. Упражнения на развитие воображения. Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры 12 Тренинг 1 13 Час открытия нового знания 2 14 Практикум 1 15 Практикум 1 16 Комбиниро ванное занятие 2 я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). Словесные игры. Пластические импровизации. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры Кабинет литерату ры, музей 17 Комбиниро ванное занятие 5 18 Комбиниро ванное занятие 4 19 Презентац ия 1 20 Праздник 1 21 Обобщение 1 22 Практикум 1 34 декоративнохудожественного оформления). Работа над спектаклем: как создается спектакль; знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. Развиваем актерское мастерство. Репетиция. Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; на районном смотре. Мероприятие, посвященное международному дню театра. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. Оформление страниц «Летописи школьного театра». Кабинет литерату ры, музей Исполнение роли Кабинет литерату ры, музей Школьна я импрови зированн ая сцена, музей Исполнение роли Спектакль Краеведч еский музей Кабинет литерату ры Творческий отчет Кабинет литерату ры Летопись школьного театра УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ I. Методическое сопровождение программы - Методические материалы: - пособия (см. Список литературы), - справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства), - дидактический материал (сценарный отдел). II. Диагностические материалы - Формы аттестации/контроля: - собеседование, беседа; - игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний; - отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли; - презентация, творческий отчет. III. «Дидактические материалы»: - тематические текстовые подборки (лекционный образовательная информация и т.д.); - материалы диагностических и обучающих игр; - видеопрезентации, электронные презентации. материал, разъяснения, СПИСОК ЛИТЕАРТУРЫ 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. 5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г. 6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г. 7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г. 8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г. 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.