Рабочая программа курса внеурочной деятельности Трудные вопросы обществознания 5-9 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования,

утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)

(для V-IX классов

образовательных учреждений);
письма Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и
общеобразовательным программам – образовательным основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29декабря 2014 г. №
1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
основного общего образования»;
инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03202057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях
Санкт-Петербурга»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 091672
« О направлении Методических рекомендаций» с приложением «Методических рекомендаций по
уточнению
понятия содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
распоряжения Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р
«О формировании
календарного учебного графика государственных образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020-2021 учебном
году»;
распоряжения Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных
планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих
основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год».
1.2. Цель курса:
Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Задача курса:
Повторение курса обществознания;
Курс предназначен для обучающихся 9-х классов .
Программа курса рассчитана на 34 часа.

Предусмотрены следующие формы организации работы:
теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами
познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным
моделированием, самоанализом и т.п.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на
обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем,
таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия
должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров,
ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания
обществоведческих вопросов.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса,
учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного,
текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути
достижения целей элективного курса.

1.3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
•
•
•
•

•
•
•

биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы •
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания

Уметь
•

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

•

•

•
•

•

•
•
•
•

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социальноэкономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для
•

•
•

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности •
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий •
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
•
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся
формируются следующие умения:
•

Содержание курса
№

Раздел
Введение

Теория

Практика

Введение

1

Общество и
человек

Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы
общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные
изменения и его формы. Эволюция и революция.
Развитие общества. Движущие силы
общественного развития. Традиционное,
индустриальное, информационное общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в
малой группе. Общение. Роли человека в малой
группе. Лидер. Свобода личности и коллектив.
Межличностные отношения. Межличностные
конфликты, их конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и
угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность
международного терроризма.

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений

2

Сфера
духовной
культуры

Понятие «культура»; духовная жизнь общества;
искусство, его виды, место в жизни человека. наука
в современном обществе; образование и
самообразование; религия, ее роль в обществе;
Церковь как общественный институт мораль,
основные ценности и нормы

3

Экономическ Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и
потребности. Ограниченность ресурсов.
ая сфера
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Экономические основы защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.
Экономические системы и собственность. Главные
вопросы экономики. Роль собственности и
государства в экономике. Производство и труд.
Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений
Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений

организационно-правовые формы. Издержки,
выручка, прибыль. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Предпринимательская
этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и
предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Формы сбережения граждан
(наличная валюта, банковские вклады, ценные
бумаги). Экономические цели и функции
государства. .Безработица как социальное явление.
Экономические и социальные последствия
безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
4

Социальная
сфера

Социальная структура общества. Социальные
группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии общества. Образ
жизни. Социальная значимость здорового образа
жизни. Социальные нормы. Социальная
ответственность. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения. Семья как малая
группа. Этнические группы и межнациональные
отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа.
Межнациональные конфликты. Взаимодействие
людей в многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ. Социальная
структура общества. Социальные группы и
общности. Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный конфликт.
Пути его разрешения. Значение конфликтов в
развитии общества. Социальные нормы.
Социальная ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Профилактика
негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений

5

Сфера
политики и
социального
управления

Политика, ее роль в жизни общества;
политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления; суверенитет;
национально государственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция – основной закон
государства; основы конституционного строя РФ;
федерация, ее субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт
президентства; местное самоуправление

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений

6

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека;
Всеобщая декларация прав человека, права
ребенка. гражданское общество и правовое
государство; преступление; уголовная
ответственность; административный
проступок; правоохранительные органы

7

Элементы
обществовед
ческой
подготовки,
проверяемые
в рамках
ОГЭ

Задание ориентировано на
проверяемое умение: задание на сравнение;
задание на установление соответствия;
задание на выбор верных позиций из списка;
задание на установление фактов и мнений.
Задание ориентировано на проверяемое
умение:
задания на анализ источников.

8

Итоговый
контроль

Итоговый контроль

•
•
•
•
•
•

Практикум: анализ
двух суждений;
сравнение;
установление
соответствия; выбор
верных позиций из
предложенного списка;
установление фактов и
мнений
Практикум: анализ
различных источников

Выполнять задания
разной сложности,
знаний и умений тестовый контроль и
решение ситуативных
задач

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
поколения
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Курса 9 класс (34 часа)
Тема занятия
Элементы содержания,
проверяемые заданиями
экзаменационной работы

Форма
занятия

Колво
часов

Дата Дата
по
по
плану факту

1

Введение.

лекция

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг
Лекция с
элемента
-ми
беседы

1
1

Тренинг
Лекция с
элемента
-ми
беседы

1
1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента

1

Содержательные линии (25
часов)
Человек и общество (6
часов)
2 Общество
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы
общественной жизни, их
взаимосвязь.
3 Общество.
4 Человек.
Биологическое и социальное в
человеке. Личность. Особенности
подросткового
возраста.
Деятельность
человека
и
ее
основные формы (труд, игра,
учение).
5 Человек.
6 Человек и
Человек и его ближайшее окружение.
общество.
Межличностные отношения.
Общение. Межличностные
конфликты, их конструктивное
разрешение.
7 Человек и
общество.
Сфера духовной культуры (3
часа)
8 Сфера духовной Сфера духовной культуры и ее
культуры
особенности. Наука в жизни
современного общества. Образование
и его значимость в условиях
информационного общества.
Возможности получения общего и
профессионального образования в
РФ
9 Сфера духовной Религия, религиозные организации и
культуры
объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода
совести. Мораль. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность.
Сфера духовной
культуры
Экономическая сфера (6 часов)
10

-ми
беседы
Тренинг

1

11

Фундаментальн
ые
экономические
понятия

12

Фундаментальн
ые
экономические
понятия
Рынок.
Предпринимате
льство

13

14

15

16

Рынок.
Предпринимате
льство
Государство и
экономика

Экономика, ее роль в жизни общества.
Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов. Экономические системы и
собственность. Производство,
производительность труда.
Разделение труда и специализация.

Обмен, торговля. Деньги. Рынок и
рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство. Заработная плата и
стимулирование труда.

Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции
государства.

Государство и
экономика

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Социальная сфера (3 часа)
17

Социальная
сфера.

18

Социальная
сфера.

Социальная структура общества.
Семья как малая группа. Отношения
между поколениями. Многообразие
социальных ролей в подростковом
возрасте. Социальные ценности и
нормы.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт и пути его
решения. Межнациональные
отношения.

Социальная
сфера.
Сфера политики и социального управления (3 часа)
19

20

Политика

21

Политика

22 Политика
Право (4
часа)
23 Право

24

Право

Власть. Роль политики в жизни
общества. Понятие и признаки
государства. Разделение властей.
Формы государства. Политический
режим.
Демократия.
Местное
самоуправление
Участие граждан в политической
жизни. Выборы, референдум.
Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни.
Гражданское общество и правовое
государство

Право, его роль в жизни общества и
государства. Норма права.
Нормативный правовой акт. Понятие
правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности.
Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ.
Федеративное устройство РФ.
Органы государственной власти РФ.
Правоохранительные органы.
Судебная система. Взаимоотношения
органов государственной власти и
граждан. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Права и свободы
человека и гражданина в РФ, их
гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Тренинг

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

25

Право

26

Право
Тренинг
1
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ (8
часов)
Различное
Задание ориентировано на
1
содержание в
проверяемое умение: разных
задание на сравнение; вариантах
задание на установление
соответствия;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на установление фактов
и мнений.
Различное
Задание ориентировано на
1
содержание в
проверяемое умение: разных
задание на сравнение; вариантах
задание на установление
соответствия;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на выбор верных
позиций из списка;
задание на установление фактов
и мнений.
Часть 2.
1
Задание ориентировано на
Различное
проверяемое умение:
содержание в
- задания на анализ источников.
разных
вариантах

27

28

29

Гражданские правоотношения. Права
собственности. Права потребителей
Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей
Права ребенка и их защита.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Право на труд
и трудовые правоотношения.
Трудоустройство
Несовершеннолетних.
Административные правоотношения,
правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты
уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.

Лекция с
элемента
-ми
беседы

1

30

31

3234

Часть 2.
Различное
содержание в
разных
вариантах
Часть 2.
Различное
содержание в
разных
вариантах
Итоговая работа

Задание ориентировано на
проверяемое умение:
- задания на анализ источников.

1

Задание ориентировано на
проверяемое умение:
- задания на анализ источников.

1

Тренинг

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».